УДК 334.012.23
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Р. Х. Кильдеев
CLUSTER POLICY OF THE STATE R. Н. Kildeev
Аннотация. В статье рассмотрено, каким образом государство осуществляет кластерную политику - одно из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности. Кластерная модель экономики предполагает создание оптимальной комбинации конкуренции и кооперации.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, конкуренция, кооперация, кластерная модель, государство.
Abstract. In the article, we review how the state carries out cluster policy - one of the main directions of the state policy to increase national and regional competitiveness. Cluster model of the economy involves the creation of an optimal combination of competition and cooperation.
Key words: duster, cluster policy, competition, cooperation, cluster model, the state.
Современные условия развития экономики характеризуются ускорением глобализации и обострением конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Территории конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, кадровый и интеллектуальный потенциал и другие ресурсы. Эта ситуация требует применения новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности регионов.
Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10 лет. Правительством России кластерная политика также рассматривается как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики [1].
Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи - повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инноваци-онности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и через активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.
Формирование кластеров национальной инновационной экономики в России является одним из перспективных направлений интенсификации экономического и инновационного развития. Кластерная модель экономики предполагает создание оптимальной комбинации конкуренции и кооперации.
Хорошо работающий кластер является обязательной чертой рыночной экономики.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. при определении направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу развития указывается переход к новой модели пространственного развития российской экономики. Этот переход предполагает формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. В соответствии с концепцией инновационная и социальная ориентация регионального развития заключается в формировании территориально-производственных кластеров (не менее 6-8 до 2020 г.), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах и в формировании территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоемких) [2].
К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития некоторых субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке.
На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров [3].
Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов [4].
На сегодняшний день многие регионы России не только планируют создание и развитие на своей территории кластеров, но и считают, что они у них уже существуют.
На базе данных Интернета был осуществлен анализ формирования и развития кластерных структур в Российской Федерации. Необходимо отметить, что все числовые показатели получены и структурированы на основе открытых данных сети Интернет с помощью поисковых запросов, и, соответственно, представительность полученных данных может быть поставлена под сомнение.
В табл. 1 представлены данные по распространению кластеров по федеральным округам и проанализировано влияние количества кластеров на ВРП на душу населения.
Таблица 1
Соотношение ВРП на душу населения и кластерных структур (составлено на основе Российского статистического ежегодника 2007)
Округ ВРП на душу населения, млн руб. (данные за 2006 г.) Количество кластеров
существующих формирующихся
Северо-Западный ФО (СЗФО) 159 570,7 19 2
Центральный ФО (ЦФО) 210 518,1 1 9
Приволжский ФО (ПФО) 115 648,6 25 4
Южный ФО (ЮФО) 70 709,9 10 6
Уральский ФО (УФО) 308 295,9 1 16
Сибирский ФО (СФО) 121 764,6 2 26
Дальневосточный ФО (ДФО) 150 271,0 4 11
РФ из суммы регионов 156 452,2 72 74
УФО, имеющий наибольший показатель ВРП на душу населения за 2006 г., в целом развивается за счет природных условий - огромных запасов нефти, газа и иных полезных ископаемых (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ). Исключение составляет Курганская область - у нее самый низкий показатель ВРП. ЦФО - в целом благополучный округ. Здесь высокие показатели темпов роста экономики, высокий производственный потенциал, развитая инфраструктура. Отмечается низкий уровень ВРП на душу населения в Брянской и Ивановской областях. Хорошие показатели ВРП на душу населения в ПФО. Можно предположить, что формирование кластерных структур будет положительно сказываться на экономике региона. В ПФО к отсталым регионам относятся Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Пензенская область - у них самый низкий показатель ВРП на душу населения, отсутствуют кластерные образования. В ЮФО показатель ВРП на душу населения в основном складывается из показателей Краснодарского, Ставропольского краев, Волгоградской и Ростовской областей (за счет агропромышленного комплекса - климатических и почвенных ресурсов). Остальные регионы ЮФО имеют низкий показатель ВРП, но видна положительная тенденция в развитии регионов, таких как Республика Дагестан, Астраханская область, Республика Калмыкия, при формировании в них кластерных структур.
В СЗФО кластеры существуют в основном в лесоперерабатывающей, судостроительной, транспортной и туристической отраслях. ПФО лидирует по количеству кластеров в автомобильной (90 % отечественной автомобильной промышленности приходится на Приволжье), сельскохозяйственной и нефтегазохимической отраслях. При этом в этих округах планируется создание новых кластерных структур. В целом эти регионы имеют хорошие и стабильные показатели валового регионального продукта на душу населения. Можно предположить, что внедрение кластеров в этих федеральных округах благоприятно отразится на развитии экономики данных регионов. СФО формирует кластеры в основном в агропромышленной, биохимической, лесоперерабатывающей, машиностроительной, строительной, транспортной и туристической отраслях, УФО - в нефтегазохимической, приборостроительной, сельскохозяйственной, туристической, энергетической и лесоперерабатыва-
ющей отраслях. Относительно низкие показатели имеет ДФО. Многие регионы в этом округе можно отнести к «отсталым» (особенно Магаданскую область, Камчатский край и Чукотский автономный округ). Возможно, именно внедрение кластерных структур приведет к подъему экономики этого округа [5].
Список литературы
1. Греф, Г. О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту / Г. О. Греф // Экономическая политика. - 2006. - № 4, дек. - С. 5-18.
2. Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г.
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо МЭР РФ от 26.12.2008 № 20615-АК/Д19).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249. - URL: http://www.rg.ru/2005/05/12/biznes-podderjka-dok.html
5. Акинфеева, Е. В. Формирование и развитие региональных кластеров / Е. В. Акин-феева // Наука. Инновации. Образование : альманах. - М. : Языки славянской культуры, 2008. - Вып. 7: РИЭПП.
Кильдеев Руслан Хайдярович Kildeev Ruslan Haidarovich
студент, факультет экономики student, faculty of economics
и управления, and management,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: [email protected]
УДК 334.012.23 Кильдеев, Р. Х.
Кластерная политика государства / Р. Х. Кильдеев // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). - С. 36-39.