Научная статья на тему 'Оценка и перспективы повышения инновационного потенциала регионов России'

Оценка и перспективы повышения инновационного потенциала регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / инновации / стратегия нововведений / инновационный потенциал / region / innovation / strategy innovations / innovative potential
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка и перспективы повышения инновационного потенциала регионов России»

Погодина Т.В.

д.э.н., профессор департамента менеджмента Финансового университета

ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЕГИОНОВ РОССИИ

Ключевые слова: регион, инновации, стратегия нововведений, инновационный потенциал.

Keywords: region, innovation, strategy innovations, innovative potential.

Важнейшей задачей управления инновационным потенциалом региона является оптимальное использование ресурсов и повышение уровня экономического благосостояния. Выявление факторов развития инновационного потенциала региона должно осуществляться на основе двух ключевых концепций: концепции причинно-следственных и функциональных связей и концепции определения целевых установок.

Для оценки факторов, влияющих на инновационный потенциал федеральных округов, мы использовали сравнительный, динамический, коэффициентный и интегральный методы исследования.

Система показателей факторного анализа инновационного потенциала регионов включает 26 показателей, характеризующих использование человеческих, материально-производственных, инвестиционных, инновационно-технологических, информационных и финансовых ресурсов1.

Исходными данными для анализа послужила информационная база Федеральной службы государственной статистики2. Интегральная оценка по каждой группе факторов проводилась по формуле:

ft £ = Z X} I^твх (1)

где: Xj - фактическое значение показателя в рассматриваемом федеральном округе; Xjmax - максимальное значение показателя среди всех округов.

Фактор использования человеческих ресурсов оказывает ведущее влияние на формирование и развитие инновационного потенциала, поскольку люди генерируют идеи, которые впоследствии приобретают форму инновационного товара или услуги. Об этом свидетельствуют и данные, показывающие, что разница в производстве ВРП на душу населения колеблется от 97 тыс. руб. в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) до 434 тыс. руб. в Уральском федеральном округе (УФО) (т.е. в 4,5 раза)3.

В 2009-2013 гг. по влиянию фактора использования человеческих ресурсов на способность регионов к развитию инновационного потенциала ведущие позиции занимают УФО и Центральный федеральный округ (ЦФО), несколько улучшилось положение в Дальневосточном (ДВФО), Северо-Западном (СЗФО) и Приволжском (ПФО) федеральных округах, стабильно низкий уровень демонстрируют Южный федеральный округ (ЮФО) и СКФО.

Анализ состояния и эффективности использования производственных фондов привел к следующим результатам. В большинстве округов России в 2009-2013 гг. произошло ухудшение материально-технической базы вследствие:

- снижения коэффициента годности основных фондов (за исключением ДВФО);

- уменьшения фондоотдачи, рассчитанной по показателю ВРП (за исключением ЮФО и СКФО);

- замедления индексов стоимости основных фондов (за исключением ДВФО)4.

По обеспеченности и эффективности использования инновационно-технологических ресурсов имеется неравномерная динамика. Инвестиции на душу населения в федеральных округах имеют положительную тенденцию. Особенно это характерно для ДВФО и УФО. Что касается индекса инвестиций в основной капитал, то здесь ситуация обратная. Во всех округах индексы физического объема инвестиций в основной капитал снизились в 2009-2012 гг. по сравнению с 2005-2008 гг. Аналогичная ситуация характерна и для индекса инвестиций в основной капитал организаций с участием иностранного капитала.

В целом, по воздействию инвестиционных факторов на способность регионов к созданию инновационных территориальных кластеров устойчивые лидирующие позиции занимают УФО и ДВФО, несколько улучшилось положение в ЮФО и СКФО, значительное снижение инвестиционного потенциала произошло в ПФО.

По силе воздействия фактора инновационных технологий лидером в 2009-2013 гг. явился СЗФО. За ним следуют ПФО и ДВФО. Самые низкие показатели - в ЮФО.

1 Федеральная служба государственной статистики. - http://gks.ru

2 Там же.

3 Погодина Т.В. Инновационный потенциал социально-экономической системы региона / Т.В. Погодина, Т.А. Медведева // Экономика. Налоги. Право. 2013. - № 6. - С. 56-62.

4 Погодина Т.В., Задорова Т.В. Оценка инвестиционного потенциала кластеров // Экономический анализ: теория и практика. 2014. - № 24. - С. 24-30.

Среди показателей обеспеченности и эффективности использования финансовых ресурсов наиболее значимым является доля рентабельных организаций, которая в 2009-2013 гг. варьировала от 66,5 до 71,5%. Самые высокие показатели по обеспеченности финансовыми ресурсами в ЦФО, самые низкие - в СКФО1.

Объединив вышеперечисленные факторы, проведем интегральную оценку их воздействия на способность регионов к созданию инновационных территориальных кластеров, которая проводилась по формуле средней арифметической от частных рейтинговых оценок:

Яеие = ^/л (2).

Объединив все вышеперечисленные факторы, можно выделить следующее. В большинстве федеральных округов Российской Федерации имеется положительная динамика инновационного потенциала, за исключением ЦФО и УФО (табл. 1).

Таблица 1

Оценка инновационного потенциала федеральных округов

Регионы 2000 г. Среднее за 2004-2008 гг. Среднее за 2009-2013 гг. Отклонение 2009/2013 от 2004/2008

1.ЦФО 2,93 2,93 2,90 -0,03

2.СЗФО 2,89 2,98 3,01 0,03

3.ЮФО 2,61 2,69 2,72 0,03

4. СКФО 2,25 2,50 2,61 0,11

5.ПФО 2,65 2,85 2,85 0,00

6.УФО 3,00 2,91 2,87 -0,04

7.СФО 2,44 2,68 2,70 0,02

8.ДВФО 2,45 2,63 3,06 0,43

Наибольший прирост инновационного потенциала на основе обеспеченности факторами производства продемонстрировали ДВФО и СКФО, что необходимо учитывать при использовании финансово-экономических механизмов стимулирования инновационного развития. В целом можно выделить системные сильные и слабые стороны регионов по развитию их инновационного потенциала. Высокую обеспеченность ресурсами демонстрирует СЗФО, недостаточная обеспеченность ресурсами - у СКФО и СФО2.

Стратегия нововведений может носить наступательный (агрессивный) или оборонительный характер. Необходимость сбалансированного развития требует комплексного подхода, включающего как рискованные, так и безопасные (оборонительные) стратегии. Вышеназванные стратегии можно объединить общим понятием стратегия перспективного развития российских регионов. Наступательные стратегии развития инновационного потенциала социально-экономических систем и подсистем регионов оправданны в тех отраслях, которые признаны приоритетными. Это относится к добыче топливно-энергетических ресурсов, производству кокса и нефтепродуктов, электротехнической и приборостроительной, химической промышленности, электроэнергетики, а также строительной индустрии.

К приоритетным направлениям развития инновационного потенциала можно отнести формирование инновационных территориальных кластеров (ИТК). В 2008 г. Министерством экономического развития РФ были разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. В 2012 г. утвержден перечень ИТК, определены направления их поддержки. По итогам экспертизы были отобраны программы 25 ИТК, относительно которых Министерству экономического развития России поручено сформировать меры их государственной поддержки3.

Лидером по количеству сформированных и поддержанных на федеральном уровне кластеров является ПФО. В УФО и ДВФО выделено по одному кластеру. Отсутствуют кластеры в ЮФО и СКФО. В то же время, как показал анализ за 2000-2013 гг., в ДВФО, УФО и ЮФО имеется значительный недоиспользованный потенциал по созданию ИТК. В настоящее время на территории ДВФО действует территориальный кластер федерального значения - Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края. Однако региональные власти заинтересованы в развитии и других отраслей экономики путем создания кластеров регионального значения. Во многих субъектах округа осуществляется государственная поддержка в следующих формах: предоставление бюджетных инвестиций, налоговые льготы, государственные гарантии при реализации инновационных проектов, информационное и консультационное сопровождение инновационных проектов и др. Эти мероприятия целесообразно использовать и в других регионах России.

В то же время необходим комплексный, системный подход в решении задачи развития инновационного потенциала с использованием инновационных территориальных кластеров. С учетом анализа отечественного и зарубежного опыта, целесообразно выделить следующие ключевые группы финансово-экономических механизмов по созданию инновационных территориальных кластеров - стратегические, риск-менеджмента, финансовые, институциональные, организационные, информационные и инвестиционные4.

1 Pogodina T.V., Veselovsky M.Y., Abrashkin M.S., Aleksakhina V.G. Improvement of the Innovative Capacity of a Socioeconomic System Based on the Development of the Cluster Approach // Asian Social Science. 2015. -Vol. 11, N 1. - P. 304-312.

2 Министерство экономического развития РФ. - http://www.economy.gov.ru/

3 Министерство экономического развития РФ. - http://www.economy.gov.ru/

4 Тенденции, закономерности и специфика организации и управления экономическими структурами в регионах / [С.Н. Новосёлов и др.]. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2011 - 191 с.

Из существующих моделей кластерной политики (дирижистская, либеральная и смешанная) наиболее приемлемой для России представляется смешанная. Она предполагает ключевую роль региональных органов власти в развитии кластеров, при этом федеральный центр обеспечивают создание инфраструктуры, необходимой для их функционирования. В качестве положительного примера эффективной реализации кластерной политики можно привести ПФО. Особенностью кластерного развития регионов ПФО является активная политика региональных правительств в сфере создания кластеров. Во многих регионах приоритетные направления кластеризации заложены в стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (Самарская область, республика Татарстан, Чувашская республика и др.), тем самым фактически осуществлен переход на кластерный путь экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.