Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ / ЦЕНТРЫ ИНЖИНИРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Череповская Н.А.

Привлечение дополнительных ассигнований из федерального бюджета позволит региону установить характер новых технологических и экономических связей. Нацелить весь процесс создания технологичной экономики в сфере малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

для овладения специфической информацией, знаниями и технологиями, которые могут быть реализованы в рамках различных инновационных проектов. Исходя из вышесказанного, инвестиции в человеческий капитал необходимый инструмент повышения благосостояния и конкурентоспособности региона в современных экономических условиях.

Использованные источники:

1. Герасименко О.Н., Юняева М.А. К вопросу исследования привлекательности территории // Современные аспекты экономики. - СПб.: СПбУЭФ, 2005. - С. 51-60.

2. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2006.

3. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России / науч. ред. Т.В. Григорова; Сибирский университет потребительской кооперации. Новосибирск, 2010. 368 с.

4. Рязанцев И.П., Завалишин Т.Ю. Теоретические основания социологии региона // Социология. - 2007. - № 2. - С. 30-45.

5. Теория человеческого капитала и его применение в оценке финансовых потоков здравоохранения // Экономический лабиринт (дальневосточный экономико-правовой журнал). - 2008. - № 4 (45).

Череповская Н.А., к.э.н.

доцент НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Аннотация: привлечение дополнительных ассигнований из федерального бюджета позволит региону установить характер новых технологических и экономических связей. Нацелить весь процесс создания технологичной экономики в сфере малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, федеральный бюджет, областной бюджет, центры инжиниринга.

Для поддержки среднего и малого предпринимательства Белгородской области в рамках Программы [1] в 2013 году приняла участие в конкурсе, объявленном министерством экономического развития Российской Федерации, в соответствии с приказом [2] и установленным перечнем[3] по результатам конкурса на основании протокола [4] область признана победителем. Белгородская область дополнительно привлекла ассигнования из федерального бюджета (субсидии 66%) и вложила на развитие предпринимательства из областного бюджета путем софинансирования (субсидии 34%).

Важно отметить, что реализация программ по софинансированию из бюджетов различных уровней актуальна для предприятий, входящих в состав кластера. В рамках кластерной политики необходимо формировать механизмы государственно-частного партнерства для привлечения дополнительных инвестиций на реализацию совместных проектов в кластере, что будет экономически прибыльно для предприятий и региона и повысит их конкурентоспособность. Под механизмом государственно-частного партнерства понимается предпосылки к плодотворному тесному сотрудничеству государства и бизнес-сообщества, как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Данный механизм подразумевает экономическое сотрудничество обеих сторон для получения результата в решении глобальных задач.

Основные приоритетные направлениями дальнейшего развития экономики в регионе.

1. Поддержка действующих в области инновационных компаний. Получателями субсидии определены юридические лица, субъекты малого и среднего предпринимательства. Статья субсидирования - компенсация затрат, связанных с производством и/или реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Общий объем финансирования данного направления кластерной политики - 38 314 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 25 287 тыс. рублей (66%), областного бюджета - 13 027 (34%) тыс. рублей.

2. Приобретение земельных участков и объектов недвижимости предприятиями-участниками промышленных парков. Получателями субсидии определены юридические лица, субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся резидентами промышленных парков. Общий объем финансирования данного направления кластерной политики -32 385 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 21 374 тыс. рублей (66%) и областного бюджета - 11 011 (34%) тыс. рублей.

3. Поддержка организаций, деятельность которых направлена на совершенствование инфраструктуры в области инноваций и промышленного производства. Данное направление кластерной политики включает в себя создание и обеспечение функционирования центров кластерного развития, и создание и обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга. Получателями субсидии определены юридические лица, субъекты малого и среднего предпринимательства. Планируется строительство центров кластерного развития в количестве 4 единиц. Реализация данного направления позволит создать 8 новых рабочих мест, при этом финансирование 3 рабочих мест планируется из средств областного бюджета и 5 рабочих мест - из федерального бюджета. Данные центры будут выполнять функцию единого регионального оператора кластерной политики, уполномоченного взаимодействовать с федеральными

министерствами по вопросам формирования и реализации кластерных инициатив Белгородской области.

Создание региональных центров инжиниринга планируется в количестве 6 единиц. Центры инжиниринга в регионе позволят обеспечить сетевую инфраструктуру инжиниринга, направленную на оказание консалтинговых и информационных услуг по трансферу высокоэффективных технологий и знаний, проведение технологического аудита промышленных предприятий области, выявление предприятий для модернизации и технологического перевооружения.

4. Совершенствование имеющихся и создание новых видов производственной и инновационной деятельности за счет развития малого и среднего предпринимательства. Субъектами поддержки определены юридические лица, субъекты малого и среднего предпринимательства. Координацию действий и контроль над освоением бюджетных средств будет выполнять Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

5. Упрощение доступа к кредитным ресурсам. Данное направление кластерной политики реализуется Гарантийным фондом (фонд поручительств), который предоставляет поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, основанные на кредитных договорах, договорах займа, финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах [5]. Его целью является упрощение доступа к кредитным ресурсам субъектам малого и среднего предпринимательства для развития их бизнеса на территории региона. В 2013 году выделено из федерального бюджета 30 000 тыс. рублей, из областного - 15 455 тыс. рублей. Дополнительное привлечение средств из внебюджетных источников в размере - 17 070 тыс. рублей. Общий объем привлеченных ресурсов составит 62 525 тыс. рублей.

6. Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера Белгородской области. Получатели субсидии - юридические лица, субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере сельского туризма в Белгородской области. Общий объем финансирования данного направления кластерной политики 3 675 757 рублей.

В результате мероприятий в области создан Региональный центр инжиниринга на базе ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр».

В 2014 году реализованы проекты по экспресс-оценке индекса технологической готовности таких производственных предприятий области как: ЗАО НПП «Сплавы», ООО Производственная фирма «Ливам», ООО «ИнБиТек», ООО «Промзапчасть», ООО «ЦМРО-Кислород», ОАО «Машиностроитель», ООО «АгроПрицеп», ООО «Станкоремонтный завод», ЗАО «Белгородский моторный завод» («БМЗ»), ООО «Электронные системы

БелГУ», ООО «НТЦ БИО», ООО «Кераммаш». ООО «Ням-Ням», ООО «НПП ТермоСистемы», ООО «АвтоКлимат+», ООО «БетонСтрой».

Для шести предприятий малого и среднего предпринимательства проведен технологический аудит и разработаны программы модернизации данных производственных предприятий.

В дальнейшем планируется разработка программы по включению

предприятий малого и среднего предпринимательства в производственные

11

цепочки якорных предприятий в приоритетных отраслях региона .

Капитализация действующего Гарантийного фонда по состоянию на 1 июля 2014 года достигла всего - 266,6 млн. рублей, из них: 157,3 млн. рублей за счет федерального бюджета, 94,4 млн. рублей за счет средств областного бюджета и 17,9 млн. рублей за счет доходов от инвестиционной деятельности фонда. Фонд является поручителем субъекта малого и среднего предпринимательства и берет обязательства до 70% от общего объема предполагаемой потребности в кредите. На сегодняшний день при Гарантийном фонде аккредитованы четырнадцать банков. Преимуществом для государственной поддержки предприятий является модернизация основных средств, приобретение современных технологий, отвечающих требованиям шестого технологического уклада и реализация инновационной деятельности, по которым Гарантийный фонд выступает поручителем в части кредитных договоров, и договоров банковской гарантии, а также договоров финансовой аренды (лизинга)12.

В 2013 году Гарантийному фонду Белгородской области по результатам исследования, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», присвоен очень высокий уровень надежности гарантийного покрытия «А+», это подтверждает устойчивую репутацию фонда.

Таким образом, кластерная политика в сфере малого и среднего предпринимательства не только позволит определить критерии эффективности региональной экономической политики, установить характер новых технологических и экономических связей в регионе, но и нацелить весь процесс создания технологичной экономики в нашей стране. Кластерная политика как фактор создания условий, влияющих на уровень конкурентоспособности экономики регионов, может явиться мощным толчком для экономических преобразований регионов страны.

Использованные источники: 1. О долгосрочной целевой программе «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011 - 2016 годы»: постановление правительства Белгородской обл. от 30 октября 2010 N 377 // Белгородские известия. - 2010. - N 194.

11 По данным ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр».

12 По данным Белгородского гарантийного фонда содействия кредитованию.

2. Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии : приказ Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 176: зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2011 г. № 20753 // Российская газета. - 2011. - 23 мая.

3. Протокол № 3 заседания: Конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2013 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации от 17 июня 2013 г.

4. О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области: постановление Правительства Белгородской области от 20 октября 2008 г. № 205-пп // Белгородские известия. - 2008. -11 ноября.

5. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации : приказ Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. № 220 // Консультант -плюс : Законодательство : справочная правовая система [Электронный ресурс].

Черкасова О.В., к. э. н.

доцент Костюхина М.А. студент 3го курса Комисарова Т. С. студент 3го курса МГУ им. Н.П. Огарева Россия, г. Саранск ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА РЫНКА

БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ В Г.САРАНСК Аннотация: В статье проведено исследование рынка бытовой техники, включающее в себя исследование спроса, предложения и цен. Приводятся результаты маркетинговых исследований потребительских предпочтений при выборе бытовой техники. Разработаны рекомендации по повышению качества обслуживания потребителей бытовой техники и электроники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.