Научная статья на тему 'Институты развития как инструменты региональной политики России'

Институты развития как инструменты региональной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / SMALL BUSINESS / INNOVATION / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростышевская Елена Михайловна

Предмет и цель работы. Представлена обзорная характеристика институтов развития в России и показаны успешные практики функционирования ряда институтов развития на федеральном и региональном уровнях. Методы. Многоуровневый подход к классификационной характеристике институтов развития: федеральные, федерально-региональные, региональные, местные. Результаты и выводы. Установлено, что чрезмерно преувеличивается значение количественных критериев в оценке эффективности деятельности институтов развития. Фактически отсутствуют меры государства по повышению эффективности институтов развития. Необходим продуманный подход к процессу их формирования и развития. . Требуется комплексный подход к созданию институтов развития, их объединение в целостную систему. Только тогда они могут рассматриваться как действенные инструменты региональной политики, содействующие экономическому развитию России, ее территориальной институциональной сбалансированности. Особое внимание необходимо сосредоточить на институциональном развитии муниципальных образований и их взаимодействии с институтами вышестоящего уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коростышевская Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT INSTITUTIONS AS TOOLS FOR REGIONAL POLICY OF RUSSIA

Subject and goals. An overview of development institutions in Russia is presented and successful practices of a number of development institutions at the federal and regional levels are shown. Methods. A multilevel approach to the classification characteristics of development institutions: federal, federal-regional, regional, local. Results and Conclusions. It has been established that the importance of quantitative criteria in assessing the effectiveness of the development institutions' activity is overestimated. In fact, there are no government measures to improve the efficiency of development institutions. A thoughtful approach to the process of their formation and development is required. An integrated approach to the creation of development institutions, their integration into an integral system is required. Only then can they be considered as effective instruments of regional policy, contributing to the economic development of Russia, its territorial institutional balance. Particular attention should be focused on the institutional development of municipalities and their interaction with higher-level institutions.

Текст научной работы на тему «Институты развития как инструменты региональной политики России»

УДК 332.14

DOI 10.21685/2227-8486-2020-2-5

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Е. М. Коростышевская

DEVELOPMENT INSTITUTIONS AS TOOLS FOR REGIONAL POLICY OF RUSSIA

E. M. Korostyshevskaya

Аннотация. Предмет и цель работы. Представлена обзорная характеристика институтов развития в России и показаны успешные практики функционирования ряда институтов развития на федеральном и региональном уровнях. Методы. Многоуровневый подход к классификационной характеристике институтов развития: федеральные, федерально-региональные, региональные, местные. Результаты и выводы. Установлено, что чрезмерно преувеличивается значение количественных критериев в оценке эффективности деятельности институтов развития. Фактически отсутствуют меры государства по повышению эффективности институтов развития. Необходим продуманный подход к процессу их формирования и развития.. Требуется комплексный подход к созданию институтов развития, их объединение в целостную систему. Только тогда они могут рассматриваться как действенные инструменты региональной политики, содействующие экономическому развитию России, ее территориальной институциональной сбалансированности. Особое внимание необходимо сосредоточить на институциональном развитии муниципальных образований и их взаимодействии с институтами вышестоящего уровня.

Ключевые слова: институты развития, малый бизнес, инновации, региональная политика.

Abstract. Subject and goals. An overview of development institutions in Russia is presented and successful practices of a number of development institutions at the federal and regional levels are shown. Methods. A multilevel approach to the classification characteristics of development institutions: federal, federal-regional, regional, local. Results and Conclusions. It has been established that the importance of quantitative criteria in assessing the effectiveness of the development institutions' activity is overestimated. In fact, there are no government measures to improve the efficiency of development institutions. A thoughtful approach to the process of their formation and development is required. An integrated approach to the creation of development institutions, their integration into an integral system is required. Only then can they be considered as effective instruments of regional policy, contributing to the economic development of Russia, its territorial institutional balance. Particular attention should be focused on the institutional development of municipalities and their interaction with higher-level institutions.

Keywords: development institutions, small business, innovation, regional policy.

Введение

Одними из инструментов активной региональной экономической политики России и ее регионов являются институты развития.

Основные направления исследования институтов развития включают выявление условий их создания и развития в российской экономике на федеральном и региональном уровнях, в том числе значение институциональной

© Коростышевская Е. М., 2020

среды для их формирования [1-5], влияние данных структур на уровень инновационного развития регионов [6-7], кейсы, посвященные характеристике конкретных институтов развития (журнал «Инновации» регулярно организует специальные выпуски, посвященные деятельности одного из самых первых институтов развития, созданных в России, Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) [8-11]. Определенное внимание обращается на классификационную характеристику данных образований: выделены их типы - финансовые и нефинансовые [12]; разработаны принципы классификации институтов развития, при этом декомпозиция проведена до уровня институциональных функций и процессов, которые осуществляются в целом «облаке» организаций, с целью анализа эффективности деятельности институтов развития в российской экономике [13].

Комплексный анализ институтов развития возможен на основе многоуровневого подхода к их классификационной характеристике (табл. 1).

Таблица 1

Многоуровневость институтов развития России (источник: составлено автором)

Федеральные Федерально- Региональные Муниципальные

региональные

1 2 3 4

1. Государственные 1. Региональные 1. Корпорации 1. Фонды

корпорации ипотечные развития поддержки

(ГК «Роснанотех»). фонды. в субъектах малого

2. Агентство 2. Корпорация Федерации. предпринима-

стратегических развития 2. Агентства тельства.

инициатив. Уральского инвестиционного 2. Центры

3. Центр стратегического федерального развития. развития

развития. округа, 3. Региональные предпринима-

4. Технопарки в сфере Северного технопарки. тельства

высоких технологий. Кавказа 4. Институты

5. ОАО «Российская и Дальнего поддержки малого

венчурная компания». Востока. и среднего бизнеса,

6. Инвестиционный 3. Региональные кластерного

фонд РФ. государственно- развития, вывода

7. Агентство частные продукции на экспорт.

по ипотечному венчурные 5. Региональные

жилищному фонды центры

кредитованию. субконтрактации.

8. Внешэкономбанк. 6. Агентства

9. АО «Российский экономического

экспортный центр». развития.

10. Российское 7. Региональные

агентство венчурные фонды.

по страхованию 8. Специализирован-

экспортных кредитов ные организации

и инвестиций. развития кластеров

11. Государственный (ресурсные центры

специализированный поддержки

Российский кластерных

экспортно-импортный инициатив, корпорации

банк. развития и др.)

1 2 3 4

12. Центры

кластерного развития.

13. Корпорации малых

и средних предприятий.

14. Особые

экономические зоны.

15. Территории

опережающего

социально-

экономического

развития.

16. Фонд содействия

развитию малых форм

предприятий

в научно-технической

сфере (Фонда

содействия инновациям)

Федеральные институты развития

Федеральные институты развития массово появлялись в середине 2000-х гг., но они не были частью комплексной программы экономического развития России. Функциональное предназначение таких структур - эффективный точечный механизм поддержки и стимулирования хозяйственной деятельности, в том числе на инновационной основе.

Институты развития обладают мощными ресурсами и в настоящее время самые распространенные и востребованные - это структуры, взаимодействующие с малым и средним бизнесом, инициированные федеральной властью в целях субсидирования данного сектора экономики и которые были созданы практически в каждом субъекте Федерации.

В современных условиях, в том числе в ситуации пандемии, возрастает роль федеральных институтов развития, нацеленных на содействие малым и средним предприятиям (МСП). В таком качестве, к примеру, выступают корпорации малых и средних предприятий. Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предприятиям на региональном уровне с 2005 г. Программой предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах.

В рамках программы Минэкономразвития России создается сеть инфраструктуры поддержки МСП в регионах, которая включает в себя: фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств); микрокредитные организации; центры поддержки предпринимательства; центры инноваций социальной сферы; центры кластерного развития; региональные центры инжиниринга; центры прототипирования; центры сертификации, стандартизации и испытаний; центры народно-художественного промысла; центры поддержки экспорта; многофункциональные центры для бизнеса;

промышленные, индустриальные, агропромышленные парки; технопарки; частные промышленные парки; бизнес-инкубаторы.

Реализация мероприятий государственной поддержки предусмотрена программами развития МСП моногородов в части предоставления субсидии на компенсацию затрат для модернизации производства, гранты начинающим предпринимателям по франшизе и субсидии социальным предпринимателям [14].

С целью расширения потенциала региональных гарантийных организаций Минэкономразвития утверждены основные положения «Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года». В ее рамках совершенствуются процедуры взаимодействия с бизнесом, повышается эффективность использования ресурсов, разрабатываются новые гарантийные продукты. Система включает внедрение трехуровневой целевой модели оказания гарантийной поддержки субъектам МСП.

Первый уровень - АО «Корпорация малых и средних предприятий»: предоставление гарантий для средних и крупных проектов, а также поручительств в рамках «Программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства по ставке 6,5 %» («Программа 6,5»);

Второй уровень - АО «МСП Банк»: предоставление гарантий в рамках «поточных» технологий;

Третий уровень - предоставление поручительств региональных гарантийных организаций в рамках «поточных» технологий.

Для снижения процентной ставки по кредитам субъектам МСП АО «Корпорация «МСП» совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализует «Программу 6,5». Размер процентной ставки для конечного заемщика по данной программе составляет до 9,6 % для средних предприятий и до 10,6 % для малых предприятий. Поддерживаются ориентированные на предпринимателей микрокредитные организации, предоставляющие микрозаймы до 3 млн рублей сроком не более 3 лет. При этом ставка для заемщика не должна превышать 10 %.

Сроки льготного кредитования - 10 лет на инвестиционные цели и 3 года - на оборотные средства. Кредиты выдаются на проекты в приоритетных отраслях. Предприниматели, реализующие проекты в моногородах и регионах ДВФО, могут принять участие в программе на особых условиях.

В рамках международного направления проводится работа по координации деятельности специализированной инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства - центров поддержки экспорта и ряд других мероприятий [14].

В условиях глобализации-регионализации на позиции игроков мирового рынка начинают претендовать малые инновационные фирмы в новейших областях, связанных с развитием технологий 6 ТУ. В России данный процесс находится на начальной стадии развития и его стимулирование непосредственно связано с запуском действенных институтов развития на федеральном и региональном уровнях, политикой самих субъектов РФ. Без многоуровневого институционального подхода невозможно активизировать инновационные процессы малых фирм в России.

Для стимулирования роста инновационной экономики в РФ необходимо задействовать потенциал соответствующих институтов развития, в том числе таких фондовых механизмов, как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инноваци-

ям), Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано; Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Скол-ково» («Сколково»); Инфраструктурный фонд РВК и др.

1. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее Фонд содействия) - государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65.

С 1994 по 2018 г. Фонд профинансировал инновационных проектов более чем на 55 млрд рублей; количество поступивших и прошедших экспертизу заявок составило 200 000; поддержано свыше 32 000 проектов; создано 6500 стартапов [8].

В настоящее время Фонд содействия реализует 5 программ (табл. 2).

Таблица 2

Программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, реализованные в 2016 г. (источник: составлено автором: URL: http://fasie.ru/fund/ (дата обращения: 10.11.2018))

Программа Цели и финансирование в 2016 г. (тыс. руб.) Результативность

1 2 3

«Умник» Поддержка коммерчески Поступило заявок -

ориентированных научно- 14 344.

технических проектов Победители -

молодых исследователей. 1349 человек.

Грант на 24 месяца За 9 лет существования

на 500 тыс руб. программы

(проведение НИР). ее победителями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование: - создано более

433 250 2000 объектов интеллектуальной собственности; - опубликовано более 45 тыс. работ в научно-популярных и методических изданиях

«Старт» Поддержка проектов Число поступивших

на ранней стадии развития. заявок по всем этапам

Грант до 9 млн руб. программы - 2783 шт.

Финансирование: Количество отобранных

1 253 817,6 победителей по всем этапам программы -647 человек. Число поступивших заявок на первый этап программы - 2476 шт. За 13 лет реализации программы поступило 23 106 заявок, из них поддержано 5986 проектов

1 2 3

«Развитие» Поддержка предприятий, имеющих положительную деловую репутацию и опыт продаж наукоемкой продукции на рынке, но ощущающих необходимость проведения дополнительных НИОКР, позволяющих повысить эффективность работы путем диверсификации производства или снижения издержек за счет внедрения новых технических решений. Грант до 20 млн руб. Финансирование: 1 398 697,2 Количество рассмотренных заявок -713 шт. Количество отобранных победителей -182 человека

«Интернационализация» Повышение конкурентоспособности МИФ России на международных рынках. Поддержка компаний с экспортно-ориентированной продукцией с целью увеличения доли несырьевого экспорта из РФ. Грант - 15 млн руб. до 24 месяцев. Финансирование: 1 205 461,3 Число поступивших заявок - 55 шт. Число поддержанных заявок - 10 шт.

«Коммерциализация» Гранты на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационных проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации, за исключением расходов на выполнение НИОКР. Грант - до 15 млн руб. до 24 месяцев. Финансирование: 1 387 868,1 Подано заявок - 489. По итогам конкурса отобрано 129 проектов-победителей

«Кооперация» Развитие партнерства между малыми инновационными предприятиями и крупным бизнесом. Грант - 25 млн руб. до 24 месяцев. Финансирование: 117 750,6 На конкурс поступила 21 заявка. Отобрано для финансирования 11 проектов

Об эффективности Фонда содействия можно судить исходя из анализа данных табл. 3.

Результативность программ, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (источник: составлено автором: URL: http://fasie.ru/fund/ (дата обращения: 10.11.2018))

Наименование программы Фонда Изобретение Программа ЭВМ Полезная модель База данных Промышленный образец Топология интегральных микросхем Товарный знак Ноу-хау Итого

«Развитие» 75 116 41 7 5 2 2 29 277

«Интернационализация» 42 30 20 - 1 - 4 23 120

«Старт» 205 257 99 10 3 - - 194 768

Итого 322 403 160 17 9 2 6 246 1165

Как видно, более высокой результативностью в разрезе созданных результатов интеллектуальной деятельности характеризуется программа «Старт»: на нее приходится наибольшая удельная эффективность и наибольшее количество объектов интеллектуальной собственности.

Наглядными иллюстрациями экономической эффективности расходования Фондом средств госбюджета являются показатели, демонстрирующие эффективность программ, реализуемых данной структурой. Средняя годовая выручка от реализации продукции на одно предприятие по окончании реализации проекта (приведены средние данные): по программе «Старт» -10 млн руб.; по программе «Развитие» - 88 млн руб.; по программе «Коммерциализация» - 136 млн руб. Темпы прироста годовой выручки: по программе «Старт» - 30 %.; по программе «Развитие» - 13 %; по программе «Коммерциализация» - 13 %. Порядка 200 компаний по программе «Коммерциализация» имеют выручку более 100 млн рублей в год [8].

Многие предприятия, которые в свое время получили поддержку Фонда содействия, растут темпом, значительно превышающим средний по отрасли. Примерно треть высокотехнологичных, быстро растущих компаний -участников рейтинга «Техуспех», составили поддержанные данной структурой предприятия (табл. 4).

2. Фонд инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» -один из перспективных инструментов венчурной поддержки малых высокотехнологичных фирм (далее «Фонд...»), сформировавший в России федеральную сеть наноцентров. Их функциональное предназначение - оказывать содействие коммерциализации уникальных идей, их трансферу через формат бизнес-плана и продвижение на рынок. Речь идет об объединении усилий посевных фондов, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов для активизации роста малых высокотехнологичных фирм на ранней стадии их развития.

Компании победителей национального рейтинга «Техуспех» в 2016 г., получившие поддержку Фонда содействия инновациям

Компания Производимый продукт Тип новизны продукции или процесса

1 2 3

ЗАО «Биокад» (Санкт-Петербург) Выпуск препаратов в следующих терапевтических областях: урология, гинекология, дерматовенерология; онкология, гематология; аутоиммунные заболевания, инфекционные болезни 1. Продукт 1: Альгерон - первый в России препарат пегилированного интерферона альфа отечественного производства для лечения хронического гепатита С. Продукт 2: Ацеллбия - первый биоаналог препарата Ритуксимаб отечественного производства, первый российский препарат на основе моноклональных антител. 2. Доля на рынке онкологических препаратов - 13,3 % (2-е место), если рассматривать только отечественных производителей, то ВЮСАВ является лидером - 34,36 %. Общая доля на рынке лекарственных средств РФ - 1,4 %. 3. 24 российских и 18 зарубежных патентов на изобретения

АО «НПФ Микран» (Томская область) 1. СВЧ микроэлектроника. 2. Информационно-измерительные системы. 3. Мобильные комплексы связи и безопасности. 4. Телекоммуникации. 5. Радиолокация 1. Ключевые заказчики: Минобороны РФ, Газпром, Роснефть, Ростелеком, МТС, Роскосмос. 2. Доля на рынках контрольно-испытательной аппаратуры, цифровых радиорелейных станций, радиолокационных станций для гражданских судов в РФ -15 %. Более 9 % продукции экспортируется в Казахстан, Италию, Республику Беларусь, Испанию, Бразилию, Вьетнам. В активе компании 139 патентов. 3. В своих радиолокационных станциях «Микран» применяет уникальные твердотельные приемопередатчики собственной запатентованной разработки

ООО «Технология лекарств» Лекарственные препараты, применяемые в онкологии, терапии бактериальных и вирусных инфекций (ВИЧ, гепатит), пульмонологии, фтизиатрии, эндокринологии 1. Уникальный продукт -наносомальный доксорубицин для лечения злокачественных образований. 2. Доля на рынке государственных закупок лекарственных препаратов для лечения основных социально значимых заболеваний - менее 1 %. 3. 12 патентов на собственные разработки, права на 5 торговых знаков

1 2 3

ООО «НПП 1. Система бесконтактного 10 патентов

«Лазерные дистанционного

системы» экспресс-теста состояния

алкогольного опьянения.

2. Ветровые лидары

для оперативного

дистанционного измерения

скорости и направления

ветра на заданных высотах.

3. Лидарные комплексы

для экологического

мониторинга, детекторы

взрывчатых и опасных

веществ

Фонд инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» создан на основании Федерального закона «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» от 27.07.2010 № 211-ФЗ. Каждый наноцентр является центром компетенций в определенных технологических областях. Основные показатели результативности «Фонда...» представлены в табл. 5. Обратим внимание на то, что «Роснано» не публикует информацию о финансировании «Фонда.», не раскрывает данную информацию в своей отчетности. У «Фонда...» нет отдельной страницы в Интернете с необходимыми данными.

Таблица 5

Основные показатели результативности Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» (источник: URL: http://www.rusnano.com/upload/images/documents/ %D0 %A4 %D0 %98 %D0 %9E %D0 %9F_ %D0 %93 %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %B9_ %D0 %BE %D1 %82 %D1 %87 %D0 %B5

%D1 %82_2017.pdf)

Показатель 2016/2017 (факт.)

1 2

Количество созданных наноцентров, ед. (нарастающим итогом) 15/15

Количество созданных технологических инжиниринговых компаний, ед. (нарастающим итогом) 9/9

Количество малых инновационных компаний (стартапов), созданных в рамках инфраструктурных проектов Фонда, ед. (нарастающим итогом) 557/689

Численность занятых в инфраструктурных проектах и инкубируемых ими компаниях, тыс чел. 1,8/2,84

Выручка инфраструктурных проектов и инкубируемых ими компаний, млн руб. 2 087/2776

Количество образовательных программ в области нанотехнологий и связанных с ними высокотехнологичных секторов, ед. (нарастающим итогом) 147/163

1 2

Количество разработанных профессиональных стандартов по перспективным инженерным профессиям в соответствии с технологическими областями деятельности Фонда, ед. (нарастающим итогом) 45/55

Доля соискателей, которым выданы свидетельства о квалификации по итогам прохождения профессионального экзамена, от общего числа соискателей, обратившихся в центры оценки квалификаций, % (ежегодно) 65/69

Число учащихся общеобразовательных организаций (участниц программ и проектов Фонда в сфере модернизации дополнительного образования детей и повышения качества естественно-научного образования в российских школах), принявших участие в конкурсно-образовательных мероприятиях, чел. (ежегодно) 2017 г. 26 286

Количество нанотехнологических производств, для которых сформирован минимально необходимый набор нормативно-технических инструментов для устойчивого выхода и обращения продукции на рынке, ед. (нарастающим итогом) 112/133

Количество разработанных и представленных на утверждение в Росстандарт национальных стандартов, ед. (нарастающим итогом) 197/218

Количество выданных документов о соответствии качества и безопасности продукции нанотехнологического и связанных с ним высокотехнологичных секторов, ед. (нарастающим итогом) 456/533

Количество разработанных и аттестованных методик выполнения измерений и стандартных образцов, ед. (нарастающим итогом) 195/211

Количество заказчиков (подрядные организации, обособленные структурные подразделения), участвующих в проектах, направленных на внедрение продукции и услуг нанотехнологического и связанных с ним высокотехнологичных секторов, шт. (нарастающим итогом) 13/27

Данные, приведенные в табл. 5, свидетельствуют о положительной динамике результативности «Фонда.» в период 2016-2017 гг. Вместе с тем среди них отсутствуют те показатели, которые характеризуют хотя бы косвенно эффективность проводимых «Фондом.» мероприятий, а именно: прибыль, результативность НИОКР и т.д. Показатели, имеющиеся в открытом доступе, не позволяют оценить деятельность «Фонда.» и проводимых им

мероприятий. К примеру, количество занятых и число созданных предприятий никак не характеризует эффективность функционирования этой структуры. Мы даже не говорим здесь о качестве; дело в том, что фактически не считается экономическая эффективность институтов развития.

Базовым элементом построения инновационной инфраструктуры являются нанотехнологические центры (НЦ) «Роснано», представляющие собой организации, основной целью деятельности которых является создание и всесторонняя поддержка (организационная, технологическая, финансовая, юридическая, маркетинговая, патентная и т.п.) инновационных фирм и коммерциализация новых технологий. Фонд инфраструктурных и образовательных программ провел несколько открытых конкурсов по отбору проектов НЦ в регионах России, и было отобрано и запущено 15 НЦ: Зеленоградский нано-технологический центр; Нанотехнологический центр «Идея», Казань; Нано-технологический центр «Сигма», г. Новосибирск; Нанотехнологический центр «Сигма», г. Томск; Нанотехнологический центр «Дубна»; Нанотехнологический центр «ТЕХНОСПАРК», г. Троицк; Нанотехнологический центр Композитов, г. Москва; Нанотехнологический центр «Т-Нано», г. Москва; Ульяновский центр нанотехнологий; Центр развития нанотехнологий и наноматериалов в Республике Мордовия, г. Саранск; Северо-Западный центр трансфера технологий, г. Гатчина Ленинградской области и др.

Это, безусловно, важный вклад в развертывание инновационных процессов в России, однако региональный охват в целом незначительный. Помимо этого налицо концентрация таких структур в регионах-лидерах, что усиливает дисбаланс инновационного пространства России.

Аналогичная ситуация с технологическими инжиниринговыми компаниями - центрами компетенций, направленными на более поздние стадии коммерциализации технологий, когда опытные образцы, полученные в результате НИОКР, уже испытаны и сертифицированы и осуществляют ряд функций: технико-экономическую экспертизу, техническое проектирование, дизайн технологических процессов, разработку конструкторской документации, разработку промышленных образцов технологического оборудования и систем, выпуск опытных партий продукции, создание и управление интеллектуальной собственностью, управление внутренним проектом, монтаж, обслуживание и ремонт производственного оборудования [10].

В РФ в условиях пандемии возрастает роль институтов развития, нацеленных на стимулирование несырьевого экспорта. В их числе «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ»), АО Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «Эксар»), Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк («Росэксимбанк») и др.

АО «Российский экспортный центр» был открыт в 2015 г. и на сегодняшний день его уставный капитал доходит до 71,2 млрд рублей. Функции АО «РЭЦ»: взаимодействие с соответствующими министерствами и институтами развития; кооперация с ключевыми бизнес-игроками; улучшение экспортных позиций России и содействие преодолению существующих барьеров в этой области. Заявленные функции фактически являются задачами и не предусматривают тех или иных конкретных действий, т.е. не могут быть контролируемыми.

Результативность АО «РЭЦ» в 2017 г. по данным этого института от 10.05.2018: количество поддержанных экспортеров - 7843; чистая прибыль -

3,8 млрд рублей; уровень удовлетворенности потребителей увеличился на 89 пунктов; объем поддержки экспортеров - 14,4 млрд рублей.

По данным таможенной статистики в январе-августе 2018 г. внешнеторговый оборот РФ увеличился на 20,8 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 445,4 млрд долл. США. При этом на долю российского экспорта пришлось 64,5 % от общего объема товарооборота (287,5 млрд долл.). Вместе с тем российский экспорт все еще носит ярко выраженный сырьевой характер, удельный вес товаров топливно-энергетического комплекса составляет 64,4 %.

Перед Правительством Российской Федерации на ближайшую перспективу стоит сложная задача в условиях геополитической нестабильности, разразившегося мирового экономического кризиса, жесточайшей конкуренции за рынки сбыта между странами - сделать продукцию российских производителей конкурентоспособной и обеспечить необходимые условия для ее продвижения на внешние рынки.

В настоящее время в Российской Федерации происходит процесс становления комплексного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности: законодательно уже определены базовые положения и функции отдельных органов управления, включая инструменты воздействия на внешнеэкономические процессы.

Вместе с тем существующая в России система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне регионов остается недостаточно эффективной и требует более пристального внимания. Политика субъектов РФ в области поддержки и развития экспортной деятельности также не носит системного характера и требует изменений.

В этой связи АО «Российский экспортный центр» в числе прочих мероприятий выдвинул инициативу, направленную на совершенствование институциональной экспортной среды в регионах. Проектным комитетом по основному направлению стратегического развития РФ «Международная кооперация и экспорт» 19.05.2017 одобрена проектная инициатива по внедрению в 2017 г. в «пилотном» режиме «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности» (Региональный экспортный стандарт).

Целями данной инициативы являются: увеличение числа экспортеров и объема экспортной продукции; создание эффективной инфраструктуры поддержки экспорта; продуктивное взаимодействие бизнеса и власти в области поддержки экспортной деятельности.

Региональный экспортный стандарт АО «РЭЦ» включает три составляющие: цели, инструменты, результативность.

Цель Регионального экспортного стандарта АО «РЭЦ» заключается в комплексном развитии системы поддержки экспорта в регионах и унификации подходов с учетом региональной специфики.

В число инструментов внедрения Регионального экспортного стандарта включены: Экспортный совет при главе региона; Раздел по экспорту в социально-экономической стратегии региона; представительства и торговые дома за рубежом; дни международного бизнеса; региональный бренд; информационный ресурс в сети Интернет; программы обучения начинающих экспортеров; Клуб экспортеров.

Ожидаемые результаты: снятие административных барьеров, доступность мер государственной поддержки экспортеров, увеличение количества экспортеров, увеличение объема экспорта, внедрение Регионального экспортного стандарта в 22 пилотных регионах.

На текущий момент достигнутая результативность Регионального экспортного стандарта на примере практики создания экспортной экосистемы обучения оценивается следующим образом:

- 11 курсов образовательной программы «Школа экспорта» АО «РЭЦ», в том числе 8 курсов программы были запущены в 2016 г.; 3 курса разработаны и запущены в 2017 г.;

- подготовлено 119 региональных тренеров;

- выдано 3918 удостоверений.

Эффективность Регионального экспортного стандарта на примере практики создания экспортной экосистемы - Клуб экспортеров:

- Удмуртская Республика: в 2013 г. создан Экспорт-клуб;

- Ульяновская область: в 2013 г. создано Некоммерческое партнерство экспортеров и импортеров;

- Ленинградская область: в 2005 г. создана Ассоциация экспортеров и импортеров при торгово-промышленной палате.

Планируемая результативность экспортной экосистемы Ленинградской области до 2025 г. отражена в табл. 6 и 7.

Таблица 6

Статистические показатели: основные (источник: Справочная информация к заседанию Совета по развитию экспорта и импортозамещения в Ленинградской области 5 декабря 2017 г.)

Показатель 2016 2018 2020 2025

Рост объема несырьевого неэнергетического экспорта 100 % 115 % 140 % 200 %

Объем экспорта услуг 100 % 120 % 150 % 200 %

Рост числа экспортеров 100 % 110,3 % 125 % 150 %

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистические показатели: дополнительные (источник: Справочная информация к заседанию Совета по развитию экспорта и импортозамещения в Ленинградской области 5 декабря 2017 г.)

Показатель 2018 2020 2025

Количество экспортеров из числа МСП (шт.) 100 % 200 % 500 %

Диверсификация несырьевого экспорта 40 % 40 % 40 %

Диверсификация географии поставок 25 % 25 % 25 %

Федерально-региональные институты развития

К промежуточному федерально-региональному уровню, помимо структур, отраженных в табл. 1, можно отнести кооперационное взаимодействие тех или иных институтов развития с окружными структурами и федеральными министерствами К примеру, федерально-региональное взаимодействие

институтов развития в рассматриваемой области осуществляется совместными действиями АО «РЭЦ» и Северо-Западным федеральным округом. Поддержка АО «РЭЦ» компаниям СЗФО за 9 месяцев 2017 г.: кредитно-страховая поддержка группы АО «РЭЦ» - 9,6 млн долл. и 3 сделки; нефинансовая поддержка группы АО «РЭЦ» - 45 компаний и 203 услуги.

Еще одно свидетельство тому - взаимодействие между АО «РЭЦ» и АНК «Центр развития промышленности Ленинградской области», включающее следующие направления:

- Соглашение о взаимодействии - формирование «точки присутствия», основного регионального партнера в лице АНК «Центр развития промышленности Ленинградской области»;

- трансфер лучших практик АО «РЭЦ»;

- вовлечение предприятий в программы и проекты АО «РЭЦ»;

- проведение специальных мероприятий при участии АО «РЭЦ»;

- Стратегическая проект-сессия по развитию экспорта в регионе.

Кроме того, АНК «Центр развития промышленности Ленинградской

области» взаимодействует с Министерством промышленности и торговли РФ по импортозамещению, реализуя ряд направлений, в числе которых представлен следующий перечень:

- стимулирование и организация работы по включению промышленных организаций в отраслевые планы Министерства промышленности и торговли РФ (по импортозамещению);

- обеспечение информированности о реализуемых мерах по импорто-замещению и поддержке несырьевого экспорта;

- инициирование формирования и утверждения регионального отраслевого плана по импортозамещению.

Федерально-региональное взаимодействие также реализуется Представительством АНО «Агентство Стратегических Инициатив по продвижению новых проектов» (далее «Агентство.») в Северо-Западном Федеральном округе. Данная структура создана Правительством РФ для продвижения приоритетных проектов, улучшения предпринимательской среды, развития профессиональных кадров.

26 апреля 2013 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Инвестиционного совета при губернаторе Ленинградской области, на котором было объявлено о начале сотрудничества с АНО «Агентство Стратегических Инициатив по продвижению новых проектов». В задачи представительства входят:

- содействие в реализации регионального инвестиционного стандарта;

- сопровождение реализации системных проектов инициатив, поддержанных Агентством на региональном уровне;

- создание условий для эффективного взаимодействия региональных органов власти с лидерами бизнеса и социальной сферы;

- информирование и консультирование региональных лидеров по вопросам подачи проектов на рассмотрение в Агентство;

- выявление, описание, систематизация и продвижение лучших практик управления экономическим и социальным развитием в регионе.

В 2014 г. Ленинградская область в числе первых регионов внедрила «Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата». В рамках выполнения требова-

ний данного документа в регионе были проведены соответствующие мероприятия:

- создан Фронт-офис по работе с инвесторами по принципу «единого окна»;

- разработана и утверждена «Инвестиционная стратегия Ленинградской области на период до 2025 года»;

- создан Инвестиционный совет при губернаторе Ленинградской области;

- принят областной закон № 113-оз «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области»;

- запущена интегрированная региональная информационная система, позволяющая в режиме полностью открытого бесплатного доступа получать актуальную информацию с указанием границ, планировочных особенностей, правового статуса и объектов инфраструктурного обеспечения. По объему и детализации представленной информации система не имеет аналогов в РФ.

Следующий шаг в данном направлении - внедрение в Ленинградской области муниципального инвестиционного стандарта. Согласно разработанному инвестиционному стандарту, на муниципальном уровне будут утверждаться документы территориального планирования и создаваться инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимым требованием муниципального инвестиционного стандарта являются: наличие инвестиционного паспорта муниципального района и оказание муниципальных услуг инвестору в режиме «одного окна» через муниципальные центры.

Функциональное предназначение институтов развития данного уровня -обеспечение комфортных инвестиционных условий для экономического развития регионов. Вместе с тем реалии показывают, что требуется более широкий пространственный охват.

Региональные институты развития

Среди региональных институтов развития на уровне субъектов Российской Федерации выделяется такой тип институтов развития, как корпорации развития, агентства инвестиционного развития и другие схожие организации, создаваемые по инициативе региональных органов власти, а точнее губернаторов и их команд, и нацеленные на повышение инвестиционной привлекательности регионов, стимулирование импортозамещения и развития экс-портоориентированного производства.

В регионах одним из приоритетных направлений деятельности по увеличению объемов экспорта является активизация экспортной деятельности МСП. К примеру, по данным Совета по развитию экспорта и импортозаме-щению в Ленинградской области доля объема экспорта субъектов МСП в стоимостном объеме экспорта региона пока составляет 2,5 %, но к 2030 г. планируется ее увеличение до 12 %.

«Полюсом роста» экспортного потенциала Ленинградской области, увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью станут промышленные кластеры, создающие предпосылки для развития инноваций и концентрации производства, в том числе за счет встраивания субъектов МСП в производственную кооперацию в рамках кластеров.

В Ленинградской области сформирована институциональная инфраструктура поддержки экспорта. Государственной программой Ленинградской

области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» в качестве региональных институтов развития определены следующие структуры:

- ОАО «Инновационное агентство Ленинградской области» - специализированная организация по созданию и развитию инвестиционных площадок (индустриальные парки, технопарки) и инновационной инфраструктуры на территории области;

- ГКУ «Агентство экономического развития Ленинградской области» -специализированная организация по привлечению инвестиций, сопровождению инвестиционных проектов по принципу «единого» окна;

- АНК «Центр развития промышленности Ленинградской области» -единая площадка для развития экспорта;

- АО «Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства» -региональная микрокредитная компания Ленинградской области;

- ООО «Ленобллизинг» - организация, осуществляющая деятельность по передаче в лизинг техники, оборудования и транспортных средств субъектам МСП.

Кроме того, в Ленинградской области в 2017 г. создана АНК «Центр развития промышленности Ленинградской области» как единая площадка для развития экспорта региональных промышленных компаний в целях стимулирования реализации кластерных инициатив, повышения кооперации и компетенций предприятий, роста инвестиционного потенциала, расширения рынков сбыта продукции региональных производителей. Направления деятельности АНК «Центр развития промышленности Ленинградской области»:

- выявление потенциальных экспортеров;

- ведение реестра экспортеров региона;

- содействие предприятиям в получении мер поддержки, предусмотренных РЭЦ;

- информационная, консультационная и методическая поддержка экспортеров.

В качестве инструментов, стимулирующих экспортную деятельность в регионе, предусмотрены следующие мероприятия:

- поиск зарубежных партнеров и продвижение продукции экспортеров на внешние рынки, а именно: формирование экспортного «портфеля» региона, продвижение регионального бренда «Сделано в Ленинградской области», а также торговых брендов предприятий, создание и продвижение интернет-ресурсов, посвященных экспортной деятельности регионов;

- сопровождение предприятий на всех этапах жизненного цикла экспортной деятельности;

- формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта: реализация механизма «единого окна» по поддержке экспорта на базе АНК «Центр развития промышленности Ленинградской области», создание регионального фонда развития промышленности, реализация пакета услуг «Экспорт продукции» в рамках проекта «МФЦ для бизнеса»;

- реализация образовательных программ для начинающих экспортеров;

- сопровождение экспортеров при работе с федеральными ведомствами, федеральными институтами поддержки экспорта (АО «РЭЦ», АО «Эк-сар», «Росэксимбанк», Корпорация малых и средних предприятий).

Руководство Ленинградской области уделяет большое внимание стимулированию развития малого и среднего бизнеса и созданию соответствующих институтов развития.

Пристальное внимание обращено на правовое регулирование вопросов развития предпринимательства в Ленинградской области, включающее около 20 различных законодательных и нормативно-правовых документов. В их числе:

- областной закон Ленинградской области от 30.04.2009 № 36-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области»;

- постановление губернатора Ленинградской области от 10 августа 2011 г. № 73-пг «О координационном совете по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при губернаторе Ленинградской области»;

- постановление правительства Ленинградской области от 27 октября 2014 г. № 486 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований моногородов Ленинградской области для софи-нансирования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства»;

- постановление правительства Ленинградской области от 6 февраля 2009 г. № 18 «О долгосрочной целевой программе «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009 - 2013 годы»;

- постановление правительства Ленинградской области от 15.11.2004 № 269 «Об утверждении штатного расписания и Положения о комитете по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области»;

- приказ Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области от 15.12.2016 № 46 «Об организации мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области в 2017 году»;

- План мероприятий («дорожная карта») по улучшению позиции Ленинградской области в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по направлению Г «Поддержка малого предпринимательства» (утверждено решением Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при губернаторе Ленинградской области 30 июня 2016 г.);

- муниципальные нормативно-правовые акты по вопросам развития предпринимательства на территории муниципальных районов Ленинградской области.

В числе институтов, координирующих развитие предпринимательства в Ленинградской области, следующие:

- правительство Ленинградской области;

- Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области;

- государственное казенное учреждение Ленинградской области «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства»;

- АО «Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства, региональная микрофинансовая организация Ленинградской области»;

- организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- бизнес-инкубаторы Ленинградской области.

Так, областной закон Ленинградской области от 30.04.2009 № 36-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства на территории Ленинградской области» регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Ленинградской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет круг субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области - получателей поддержки из средств областного бюджета, инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, виды и формы поддержки.

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области включают: финансовую поддержку, имущественную поддержку, информационную поддержку, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в области инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, внешнеэкономической деятельности, сельскохозяйственной деятельности.

В приказе Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области от 15.12.2016 № 46 «Об организации мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области в 2017 году» говорится о том, что мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области осуществляется на единой методологической и программно-технологической основе в целях реализации органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области своих полномочий по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития, формированию бюджетов, оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также содействию развитию малого и среднего предпринимательства путем создания единого информационного ресурса показателей, характеризующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Ленинградской области и Ленинградской области в целом.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в этом регионе также осуществляется «Ленинградским областным центром субконтрактации» (ЛОЦС).

В официальных документах, освещающих основные направления функционирования данного института, отмечается, что эффективным инструментом оптимизации производственных процессов, согласно международной практике, является субконтрактация - форма производственной кооперации, при которой контрактор (заказчик) передает субконтрактору (поставщику) выполнение части работ по изготовлению и поставке отдельных деталей, узлов и других комплектующих, а также осуществление технологических процессов в соответствии со спецификациями в рамках технологического цикла производства изделия.

Субконтрактация рассчитана на использование широкой сети поставщиков, специализирующихся на выполнении ограниченного числа производ-

ственных процессов. Взаимодействие предприятий в форме субконтрактации обоюдовыгодно, нацелено на долгосрочные заказы и постоянное сотрудничество. Кроме того, субконтрактация в условиях реализуемой политики им-портозамещения представляет собой особый интерес и актуальность.

«Ленинградский областной центр субконтрактации» (ЛОЦС) является новым проектом, инициированным правительством Ленинградской области. Он реализуется на базе Ленинградский областной торгово-промышленной палаты. ЛОЦС - это перспективный институт развития региональной экономики в плане эффективной поддержки промышленности. Участие в его программах позволит предпринимателям оптимизировать свои издержки, повысить качество выпускаемой продукции, увеличить объемы производства. К настоящему времени 274 участника-пользователя зарегистрированы в базе, среди них: 17 контракторов, 38 субконтракторов.

Программа развития компетенций клиентов «Ленинградского областного центра субконтрактации» ориентирована на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, занятых в отраслях, приоритетных для экономики региона. Необходимость реализации данной программы обусловлена недостатком у малых и средних предприятий необходимых компетенций, позволяющих им соответствовать требованиям контрактора (качество продукции, производственные мощности, условия поставки и пр.).

Услуги «Ленинградского областного центра субконтрактации»: формирование и ведение базы контракторов и субконтракторов; подбор потенциальных партнеров по производственной кооперации; развитие компетенций субконтракторов.

Реализация услуги - развитие компетенций субконтракторов - включает несколько позиций: диагностику предприятия; подготовку плана развития; консультации по операционной эффективности; технический аудит, испытания материалов и изделий; управление качеством; привлечение отраслевых экспертов; привлечение и обучение кадров; консультации в области вспомогательных процессов.

Последовательная реализация программы развития компетенций позволит МСП достичь необходимого уровня требований контрактора. Центр помогает найти производителя и при необходимости занимается развитием его компетенции, чтобы уровень производителя соответствовал требованиям заказчика.

Ожидаемый эффект от реализации программы предполагает как развитие компетенций МСП Ленинградской области, так и заключение сделок между МСП и контракторами по итогам программы.

Основной мерой поддержки малого и среднего бизнеса в Ленинградской области в рамках государственной программы «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» выступает субсидирование.

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области» государственной программы «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» на конкурсной основе при условии заключения договора с Комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области (табл. 8)

Субсидирование малого и среднего бизнеса Ленинградской области (Источник: Справочник государственной поддержки для бизнеса Ленинградской области. Фронт-офис администрации Ленинградской области по взаимодействию с инвесторами. 2017 г.)

Вид субсидии Получатели субсидии Размер субсидии

1 2 3

На организацию предпринимательской деятельности (постановления администраций муниципальных районов и городского округа Ленобласти) Субъекты малого предпринимательства, действующие менее одного года Возмещение производится в размере до 80 % затрат на организацию предпринимательской деятельности

Для возмещения части затрат, связанных с заключением договоров финансовой аренды (лизинга) (постановление правительства Ленобласти от 20.10.2014 № 476) Субъекты малого и среднего предпринимательства, заключившие договора финансовой аренды (лизинга) с российской лизинговой организацией, состоящей на учете у Федеральной службы по финансовому мониторингу Возмещение производится в размере не более 70 % фактически произведенных затрат на уплату лизинговых платежей в части дохода лизингодателя, максимальная сумма компенсации - 1 млн руб.

Для возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам (постановление правительства Ленобласти от 03.06.2015 № 194) Субъекты малого и среднего предпринимательства, заключившие кредитные договора в целях приобретения и (или) модернизации основных средств и (или) пополнения оборотных средств Возмещение производится в размере до 90 % затрат

Для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (постановление правительства Ленобласти от 13.08.2014 № 373) Субъекты малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности которых является производство товаров Возмещение производится в размере не более 50 % от суммы затрат и не более 5 млн руб.

Для создания средств размещения, в т.ч. гостевых комнат, предназначенных для проживания туристов (постановление правительства Ленобласти от 11.11.2014 № 518) Субъекты малого и среднего предпринимательства, сферой деятельности которых является размещение туристов Возмещение производится в размере не более 80 % фактических затрат, максимальный размер субсидии - 1 млн руб.

1 2 3

Для возмещения части затрат, связанных с приобретением специализированных автомагазинов (постановление правительства Ленобласти от 30.06.2017 № 252) Субъекты малого и среднего предпринимательства, приобретающие специализированные автомагазины для торгового обслуживания сельских населенных пунктов Ленобласти Возмещается часть затрат, связанных с приобретением специализированных автомагазинов в размере до 70 %, но не более 1 млн руб.

Для возмещения части затрат предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов и (или) ремесел (постановление правительства Ленобласти от 30.06.2017 № 255). Субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере народных художественных промыслов и (или) ремесел Возмещается часть затрат, связанных с приобретением расходных материалов, инструментов, необходимых для изготовления продукции и изделий и(или)арендой помещений и (или) приобретением торгового оборудования для объектов товаропроизводящей сети в размере 90 %, но не более 500 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для возмещения части затрат, связанных с приобретением автотранспортных средств или прицепов (постановление правительства Ленобласти от 01.08.2016 № 276) Субъекты малого и среднего предпринимательства -производители продукции, приобретающие автотранспортные средства или прицепы для реализации своей продукции на ярмарках Возмещается часть затрат, связанных с приобретением автотранспортных средств или прицепов в размере 70 %, но не более 1 млн руб.

Для возмещения части затрат, связанных с реализацией мероприятий программ энергоэффективности (постановление правительства Ленобласти от 27.10.2014 № 485) Субъекты малого и среднего предпринимательства, внедряющие у себя на предприятии программы энергоэффективности, основным видом деятельности которых является производство товаров, работ или услуг или деятельность в сфере сельского хозяйства Возмещение производится в размере до 50 % затрат и до 1,5 млн руб.

Для возмещения части затрат, связанных с участием в выставочно-ярморочных мероприятиях (постановление правительства Ленобласти от 27.10.2014 № 485) Субъекты малого и среднего предпринимательства, участвующие в выставках, ярмарках Возмещается часть затрат, произведенных не ранее года, предшествующего году подачи заявки, в размере не более 90 % затрат

1 2 3

Для возмещения части затрат, связанных с получением сертификатов (постановление правительства Ленобласти от 12.11.2014 № 520) Субъекты малого и среднего предпринимательства, компенсирующие затраты на получение или продление российских и международных сертификатов системы менеджмента качества по стандартам ISO Возмещение производится в размере до 90 % затрат

Наиболее распространенными институтами развития в субъектах Российской Федерации являются различные агентства. В их числе «Агентство экономического развития Ленинградской области». Для создания режима максимальной поддержки бизнеса и содействия инвесторам в регионе функционирует Фронт-офис администрации Ленинградской области по взаимодействию с инвесторами. Фронт-офис создан и осуществляет деятельность на базе государственного казенного учреждения «Агентство экономического развития Ленинградской области».

Основная цель - повышение инвестиционной привлекательности и создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов в Ленинградской области.

Миссия - создание условий для комфортного и эффективного взаимодействия инвесторов, представителей региональной и муниципальной власти, направленного на увеличение числа реализуемых инвестиционных проектов в Ленинградской области.

Направления деятельности:

- сопровождение инвестиционных проектов по принципу «единого окна» на безвозмездной основе;

- продвижение инвестиционных возможностей и проектов в РФ и за рубежом;

- функционирование и продвижение инвестиционного портала Ленинградской области в сети Интернет.

Для инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ленинградской области, предусмотрены следующие виды сопровождения:

- информационно-консультационное содействие инвестору;

- подбор площадок из реестра площадок;

- сопровождение процедуры инженерно-транспортного обеспечения.

Аналогичные институты развития были запущены и в других субъектах

Федерации.

В Челябинской области - Центр поддержки экспорта. Его главная задача - реализация механизмов финансовой и нефинансовой поддержки малых и средних предприятий, ориентированных на экспорт. В числе основных инструментов Центра поддержки экспорта:

- консультирование по вопросам внешнеэкономической деятельности;

- организация бизнес-миссий, выставок;

- поиск зарубежных партнеров;

- разработка и реализация программ обучения экспортной деятельности малых и средних компаний.

Появление данных структур - инициатива органов власти и управления конкретных регионов. Большая часть таких структур была образована в период с 2011 г. по 2012 г., и на сегодняшний день по разным оценкам их функционирует примерно 40, но эффективно работают далеко не все. Единых нормативных стандартов деятельности региональных институтов развития пока не выработано. Функционал данных структур четко не зафиксирован, вместе с тем в число наиболее распространенных инструментов входят: поиск инвесторов и их сопровождение по принципу «одного окна»; развитие проектов на основе государственно-частного партнерства; создание инфраструктуры под инвестиционные площадки; банковская, юридическая, консультационная помощь; подбор площадок, содействие инфраструктурным проектам; помощь в получении федеральной и региональной финансовой поддержки; продвижение региональных инвестиционных проектов в России и за рубежом.

Проблемы региональных институтов развития связаны главным образом с такими моментами, как:

- финансирование, так как все услуги инвесторам оказываются на безвозмездной основе;

- отсутствие стандарта, т.е. регионы сами определяют правила игры для своих региональных институтов развития;

- отсутствие четкого целеполагания в их деятельности;

- отсутствие налаженных взаимоотношений с федеральными институтами развития.

По данным журнала «Эксперт Северо-Запад», первый институт развития в Калужской области появился в 2000 г., когда в структуре Министерства экономики было создано «Агентство регионального развития», целью которого стало создание комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций.

В 2007 г. была создана «Корпорация развития Калужской области» (далее «Корпорация.») для инфраструктурного обеспечения развития индустриальных парков, в частности «Грабцево» (автомобильный кластер Volkswagen). Всего с 2008 по 2016 г. корпорация вложила в данные инфраструктурные проекты 14,3 млрд руб., из которых 12,4 млрд руб. - кредитные средства Внешэкономбанка и 1,9 млрд руб. - собственные средства «Корпорации развития Калужской области», полученные от реализации земельных участков. За это время поступления из областного бюджета в Корпорацию составили 8,2 млрд руб., в т.ч. 4,7 млрд руб. - бюджетные инвестиции и 3,5 млрд руб. - субсидии на строительство объектов инфраструктуры.

Полученные результаты за 2008-2016 гг.:

- объем налоговых поступлений от предприятий - резидентов индустриальных парков (95 инвестиционных проектов) составил - 26,6 млрд руб. только в областной бюджет;

- объем налоговых поступлений и таможенных пошлин в федеральный бюджет от предприятий-резидентов составил - 228,3 млрд руб. [15].

Муниципальные институты развития

В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» сделан акцент на переход от регионального к муниципальному

уровню территориального развития, но главным образом речь идет о выделении агломераций в пределах регионов. На наш взгляд, важнейшей тенденцией также является фокус на стимулирование развития малых территорий. Отсюда муниципальные институты развития могут стать важнейшими структурами, содействующими экономическому развитию малых территорий. К примеру, Сухоложский фонд поддержки предпринимательства в Свердловской области в качестве мер поддержки выдвинул следующие: открытие бизнеса, финансы для развития бизнеса, получение необходимых знаний, привлечение инвестиций, участие в закупках, развитие экспорта, сделки с недвижимостью, получение лицензий и разрешений. Для содействия в области экспортной деятельности предусмотрены консультации, помощь в проведении патентных исследований, а также в области защиты прав интеллектуальной собственности и др. Для муниципальных институтов развития ввиду ограниченности их ресурсов очень важна помощь федеральных структур. Требуется также обеспечить регионально-муниципальное взаимодействие институтов развития.

Выводы

1. Анализу были подвергнуты далеко не все институты развития, приведенные в табл. 1. Вместе с тем краткий обзор показал, что основное влияние на экономическое развитие России и ее регионов оказывается федеральными и региональными институтами развития, ориентированными на решение самых различных социально-экономических проблем.

2. Вместе с тем реалии свидетельствуют о необходимости более пристального внимания к институтам развития на всех рассмотренных уровнях. В связи со всем изложенным целесообразно поставить вопрос об объединении вышеперечисленных институтов в целостную систему, создании комплекса инструментов региональной политики, содействующих экономическому развитию России и ее территориальной институциональной сбалансированности.

3. Требуется обратить внимание на институты, необходимые для поддержки малого бизнеса. В решении нуждаются актуальные вопросы, так или иначе связанные с поддержкой малого бизнеса. Каково оптимальное количество институтов развития, необходимых для успешного функционирования малого бизнеса? Какие именно институты развития нужны малому бизнесу, и в каком сочетании требуются для появления и успешного функционирования в данном регионе? Каков принцип построения институтов развития, способствующих значительному развитию малого инновационного бизнеса: территориальный, отраслевой, функциональный, иной? Какие функции должны выполнять институты развития для успешного функционирования малого бизнеса? Сколько институтов развития достаточно для данного региона с точки зрения успешности малого бизнеса?

К числу актуальных общих вопросов можно отнести ряд других, в числе которых: Как определить результативность средств, затрачиваемых на создание институтов развития? Кто должен нести расходы по созданию и функционированию институтов развития и поддержанию их эффективной работы: государство, регионы, бизнес, иные структуры?

4. Чрезмерно преувеличивается значение количественных критериев в оценке эффективности деятельности институтов развития. Фактически отсутствуют меры государства по повышению эффективности институтов развития.

Как свидетельствует мировой опыт, воздействие институциональной среды на активизацию регионального развития будет усиливаться. Для нашей страны именно скорейшее полноценное развитие институтов на различных уровнях управления и их согласованные действия являются важнейшими на современном этапе.

Библиографический список

1. Курбатова, М. В. Институты развития и квазиинституты развития в российской экономике / М. В. Курбатова, К. С. Саблин // Тегга Есопоткш. - 2012. - Т. 10, № 3. - С. 22-39.

2. Саблин, К. С. Роль институциональной среды в формировании институтов развития / К. С. Саблин // Журнал институциональных исследований. - 2012. - № 2. -С. 32-41.

3. Саблин, К. С. Формирование региональных «институтов развития» в экономике России: постановка исследовательской проблемы / К. С. Саблин // Вестник Кемеровского университета. - 2010. - № 2. - С. 162-166.

4. Фридман, Ю. А. Бизнес в Кузбассе: региональные институты развития / Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Н. А. Оськина // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2015. - № 5. - С. 54.

5. Саблин, К. С. Специфика «институтов развития» в некоторых сибирских регионах / К. С. Саблин // Вестник Кемеровского государственного университета. -2014. - № 3, т. 3. - С. 251-257.

6. Роль региональных институтов развития в повышении инновационного потенциала субъектов РФ / В. А. Бондаренко, Р. Р. Чакаев, О. Н. Лексина, М. А. Танина, В. А. Юдина, Т. В. Харитонова // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Вып. 16, № 1. - С. 83-100.

7. Деттер, Г. Ф. Институты развития научного и инновационного потенциала арктических субъектов Российской Федерации и их роль в социально-экономическом развитии региона / Г. Ф. Деттер // Инновации. - 2014. - № 7. -С. 69-80.

8. Поляков, С. Г. Фонду содействия инновациям - 25 лет / С. Г. Поляков // Инновации. - 2019. - № 2. - С. 1-11.

9. Поляков, С. Г. Фонд содействия инновациям: многолетний опыт и новые вызовы / С. Г. Поляков // Инновации. - 2016. - № 10. - С. 3-9.

10. Поляков, С. Г. Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 20 лет / С. Г. Поляков // Инновации. - 2014. - № 2. - С. 6-20.

11. Шапиро, Е. З. Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга открыт для сотрудничества / Е. З. Шапиро // Инновации. - 2019. - № 9. - С. 5-8.

12. Совершенствование системы институтов развития в Российской Федерации и повышение эффективности их функционирования: отчет о НИР // Фонд «Бюро экономического анализа»; рук. А. Е. Шаститко, № темы 04-08-06-07. - Москва, 2007.

13. Монастырный, Е. А. Классификация институтов развития / Е. А. Монастырный, В. М. Саклаков // Инновации. - 2013. - № 9. - С. 59-65.

14. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/

15. ФИОП. Годовой отчет. - 2016. - С. 30.

References

1. Kurbatova M. V., Sablin K. S. Terra Economicus. 2012, vol. 10, no. 3, pp. 22-39.

2. Sablin K. S. Zhurnal institutsional'nykh issledovaniy [Journal of institutional research]. 2012, no. 2, pp. 32-41. [In Russian]

3. Sablin K. S. Vestnik Kemerovskogo universiteta [Bulletin of Kemerovo University]. 2010, no. 2, pp. 162-166. [In Russian]

4. Fridman Yu. A., Rechko G. N., Os'kina N. A. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Kuzbass state technical University]. 2015, no. 5, p. 54. [In Russian]

5. Sablin K. S. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo state University]. 2014, no. 3, vol. 3, pp. 251-257. [In Russian]

6. Bondarenko V. A., Chakaev R. R., Leksina O. N., Tanina M. A., Yudina V. A., Khari-tonova T. V. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2018, iss. 16, no. 1, pp. 83-100. [In Russian]

7. Detter G. F. Innovatsii [Innovations]. 2014, no. 7, pp. 69-80. [In Russian]

8. Polyakov S. G. Innovatsii [Innovations]. 2019, no. 2, pp. 1-11. [In Russian]

9. Polyakov S. G. Innovatsii [Innovations]. 2016, no. 10, pp. 3-9. [In Russian]

10. Polyakov S. G. Innovatsii [Innovations]. 2014, no. 2, pp. 6-20. [In Russian]

11. Shapiro E. Z. Innovatsii [Innovations]. 2019, no. 9, pp. 5-8. [In Russian]

12. Fond «Byuro ekonomicheskogo analiza»; ruk. A. E. Shastitko, № temy 04-08-06-07 [Fund "Bureau of economic analysis"; hands of A. E. Shastitko, no. 04-08-06-07]. Moscow, 2007. [In Russian]

13. Monastyrnyy E. A., Saklakov V. M. Innovatsii [Innovations]. 2013, no. 9, pp. 59-65. [In Russian]

14. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/

15. FIOP. Godovoy otchet [FIOP. Annual report]. 2016, p. 30. [In Russian]

Коростышевская Елена Михайловна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и экономической политики, Санкт-Петербургский государственный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9) E-mail: e.korostyshevskaya@spbu.ru

Korostyshevskaja Elena Mihajlovna doctor of economical sciences, professor, sub-department of economic theory and economic policy, Saint Petersburg State University (7-9 Universitetskaya embankment, Saint Petersburg, Russia)

Образец цитирования:

Коростышевская, Е. М. Институты развития как инструменты региональной политики России / Е. М. Коростышевская // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2020. - № 2 (34). - С. 60-85. - DOI 10.21685/2227-84862020-2-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.