Научная статья на тему 'Стимулирование деловой активности в современной России: успешные практики'

Стимулирование деловой активности в современной России: успешные практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / СРЕДНИЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС / НЕФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕМПИОНЫ» / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / MEDIUM-SIZED AND SMALL BUSINESSES / NON-FINANCIAL SUPPORT TOOLS / “NATIONAL CHAMPIONS”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодняя Галина Владимировна

Предмет исследования практики стимулирования деловой активности в сфере среднего и малого предпринимательства в отечественной экономике. Цель работы оценка эффективности финансовых и нефинансовых инструментов поддержки деловой активности, осуществляемых в современной отечественной экономике. Показано, что неэффективность работы российского финансового рынка нивелируется государством посредством формирования институциональной среды, комфортной для развития бизнеса, с помощью институтов развития: Фонда развития промышленности, корпорации МСП, Российского экспортного центра. Особое место в статье отведено оценке проекта по формированию высокотехнологичных компаний среднего бизнеса «национальных чемпионов». Сделан вывод о том, что в современной отечественной экономике в последние годы ярко обозначилась тенденция смещения акцента деятельности в сторону преимущественного использования нефинансовых инструментов поддержки деловой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колодняя Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promotion of the Business Activity in Modern Russia: Successful Practices

The subject of the research is the practice of boosting the business activity in the medium-sized and small businesses in the domestic economy. The purpose of the research was to assess the effectiveness of financial and non-financial tools for supporting the business activity in the modern domestic economy. It is shown that the inefficiency of the Russian financial market is mitigated by the state through the formation of an institutional business-friendly environment and development institutions such as the Industrial Development Fund, the SME Corporation, the Russian Export Center, etc. The paper pays special attention to the assessment of the project related to the development of high-tech medium-sized companies “National Champions”. It is concluded that in the modern domestic economy of the recent years the business vector tends to shift towards the preferential use of non-financial tools for supporting business activities.

Текст научной работы на тему «Стимулирование деловой активности в современной России: успешные практики»

DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-3-58-63 УДК 346.26(045)

стимулирование деловой Активности в современной России: успешные практики

колодняя Галина Владимировна, д-р экон. наук, профессор Департамента экономической теории,

Финансовый университет, Москва, Россия

kolodnyaya@yandex.ru

Предмет исследования — практики стимулирования деловой активности в сфере среднего и малого предпринимательства в отечественной экономике. Цель работы — оценка эффективности финансовых и нефинансовых инструментов поддержки деловой активности, осуществляемых в современной отечественной экономике. Показано, что неэффективность работы российского финансового рынка нивелируется государством посредством формирования институциональной среды, комфортной для развития бизнеса, с помощью институтов развития: Фонда развития промышленности, корпорации МСП, Российского экспортного центра. Особое место в статье отведено оценке проекта по формированию высокотехнологичных компаний среднего бизнеса — «национальных чемпионов». Сделан вывод о том, что в современной отечественной экономике в последние годы ярко обозначилась тенденция смещения акцента деятельности в сторону преимущественного использования нефинансовых инструментов поддержки деловой активности.

Ключевые слова: институты развития; средний и малый бизнес; нефинансовые инструменты поддержки; «национальные чемпионы».

Promotion of the Business Activity in Modern Russia: Successful Practices

Kolodnyaya Galina V., ScD (Economics), full professor of the Economic Theory Department, Financial University,

Moscow, Russia

kolodnyaya@yandex.ru

The subject of the research is the practice of boosting the business activity in the medium-sized and small businesses in the domestic economy. The purpose of the research was to assess the effectiveness of financial and non-financial tools for supporting the business activity in the modern domestic economy. It is shown that the inefficiency of the Russian financial market is mitigated by the state through the formation of an institutional business-friendly environment and development institutions such as the Industrial Development Fund, the SME Corporation, the Russian Export Center, etc. The paper pays special attention to the assessment of the project related to the development of high-tech medium-sized companies — "National Champions". It is concluded that in the modern domestic economy of the recent years the business vector tends to shift towards the preferential use of non-financial tools for supporting business activities.

Keywords: development institutions; medium-sized and small businesses; non-financial support tools; "National Champions".

Известно, что полноценное функционирование национальной экономики во многом зависит от эффективной работы финансовой системы, осуществляющей перемещение финансовых ресурсов от субъектов, имеющих временно свободные денежные средства, к экономическим субъектам, испытывающим в них острую потребность. В связи с этим финансовая система призвана решать наряду с задачами, связанными с нехваткой финансовых ресурсов для текущей работы бизнеса, проблему формирования инвестиционного капитала, жизненно необходимого для поступательного развития, роста национальной экономики и отдельных ее субъектов в виде предпринимательских структур. В этом как раз и заключается предназначение финансового рынка — аккумуляция инвестиционных ресурсов, которые впоследствии будут направлены бизнесом на реализацию проектов по модернизации, техническому перевооружению, строительству новых объектов или созданию дополнительных мощностей.

Посредством реализации механизма восполнения недостающих объемов инвестиционного капитала в национальной экономике финансовый рынок обеспечивает благоприятные условия для развития бизнеса, что в конечном счете способствует повышению уровня конкурентоспособности страны. Поэтому показатель развития финансового рынка включен в состав интегрального индекса глобальной конкурентоспособности и его величина учитывается при расчетах1. На основании места России в рейтинге «Глобальная конкурентоспособность» можно делать вывод о положительной тенденции в обеспечении ее конкурентоспособности: занимая в рейтинге 75-е место в 2004 г., наша страна через десятилетие (2015 г.) сменила его на 45-е место, войдя в топ-50

1 Global Competitiveness Index (GCI) или индекс глобальной конкурентоспособности ежегодно рассчитывается Всемирным экономическим форумом (с 1979 г.), публикуется в докладе «Глобальная конкурентоспособность» и является главным показателем, иллюстрирующим конкурентоспособность национальной экономики. GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 базовых категорий, наиболее важными из которых являются институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, развитие финансового рынка, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, инновации.

рейтинга «Глобальная конкурентоспособность». Несмотря на заметный прогресс2, по показателю развития финансового рынка Россия занимает только 108-е место среди 137 стран, включенных в рейтинг [1].

Необходимость стимулирования сферы среднего и малого бизнеса в национальной экономике

Неразвитость отечественного финансового рынка выступает в качестве основной причины, препятствующей росту деловой активности в нашей стране3. В результате реальный сектор экономики России функционирует в условиях хронической нехватки инвестиционных ресурсов и поэтому вынужден выстраивать стратегию своей работы исходя из приоритета текущих задач, ограничивая возможности будущего развития в форме реализации различного рода программ по модернизации производства, разработки новых образцов или осуществления зарубежной экспансии. Неэффективность работы российского финансового рынка нивелируется государством через процесс формирования институциональной среды, комфортной для становления и развития бизнеса, одним из обязательных элементов которого является общепринятая в мире практика создания институтов развития. Необходимо отметить при этом, что

2 В рейтинге 2017-2018 гг. Россия занимала 38-е место.

3 Как известно, финансовый рынок включает рынок ценных бумаг и рынок банковских кредитов. Отечественный рынок ценных бумаг пока не стал для бизнеса «площадкой» для привлечения инвестиционного капитала. Это подтверждают следующие данные. Число листинговых компаний, представленных на Московской бирже, самой крупной бирже в нашей стране, в 2017 г. не превышало 300, тогда как на Нью-Йоркской бирже (NYSE) - 3218, Лондонской бирже (LSE) - 1242, Гонконгкской бирже (HKEX) - 1883, Мадридской бирже (BMEX) - 3601 [2, с. 58]. По показателю «количество листинговых компаний в расчете на 1 млн человек» наша страна находится на 69-м месте из 79 стран мира, по которым рассчитывался этот индикатор. В 2016 г. на 1 млн человек в Российской Федерации приходилось всего 1,7 компании в биржевом листинге при среднемировом значении 5,9 компании [2, с. 30-32]. Российскую банковскую систему также сложно отнести к разряду эффективно работающих в сфере кредитования промышленных компаний по причине дороговизны банковских кредитов и сложностей их получения. Согласно данным Ассоциации российских банков за 10-летний период (2007-2017 гг.) в нашей стране произошло сокращение доли кредита как источника инвестиций в основной капитала с 8,7 до 5,9% [3].

деятельность институтов развития в большей мере направлена на стимулирование деловой активности в сфере малого и среднего бизнеса. И этому есть объяснение: во всем мире признается приоритетная роль малого бизнеса в национальной экономике:

1) сфера малого бизнеса является источником создания новых рабочих мест, следовательно, посредством малого бизнеса в обществе нивелируется социальная напряженность, вызванная ростом безработицы;

2) малый бизнес обладает уникальной способностью заполнять небольшие по размеру ниши, связанные с удовлетворением локальных потребностей, являющихся малопривлекательными для крупных компаний. В данном случае малый бизнес выполняет в национальной экономике своеобразную роль некоей «соединительной ткани»;

3) малый бизнес является «кузницей по „взращиванию"» наиболее активной и прогрессивной части общества, являющейся своеобразным «фундаментом» устойчивости общества от различного рода политических потрясений — среднего класса. Осуществляющие предпринимательскую деятельность представители среднего класса — это уверенные в себе люди, которые находятся в постоянном поиске новых успешных проектов и готовы приступить к их реализации.

Если малый бизнес нацелен на удовлетворение потребностей локального характера и призван выполнять функцию поставщика несложных деталей и полуфабрикатов для крупного бизнеса, то предприятиям среднего бизнеса отведена роль нишевого игрока в национальной экономике. Рыночная сила нишевых компаний основывается на изготовлении необычных продуктов для определенного круга потребителей, для которого они становятся незаменимыми. Узкая специализация позволяет производителю концентрировать свои усилия на изготовлении востребованного продукта с наивысшей потребительской ценностью для покупателей. Часто нишевый игрок становится первооткрывателем нового сегмента или ниши по причине создания продукта, детально учитывающего индивидуальные запросы конкретных групп клиентов. Выбор специализированной ниши ограждает

предприятия среднего бизнеса от «лобового» столкновения с крупными компаниями, специализирующимися на производстве стандартных товаров и занимающимися удовлетворением потребностей массового характера.

стимулирование деловой активности Фондом развития промышленности

Оценить наработки в области стимулирования деловой активности сферы малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в нашей стране можно на примере Фонда развития промышленности (далее — ФРП) (2014 г.), одного из самых молодых и, на наш взгляд, самых успешных и результативных в своей деятельности институтов развития. ФРП был создан в целях решения проблемы доступности финансовых средств для кредитования промышленных предприятий на выгодных для них условиях. В отличие от сложившейся в последние годы в отечественной экономике практики краткосрочного кредитования бизнеса, ФРП осуществляет долгосрочное кредитование предприятий сроком до семи лет на сумму от 50 до 500 млн руб. под приемлемый для реального сектора экономики процент — 1 или 5% годовых. Несмотря на ограниченность средств и непродолжительный период деятельности, ФРП смог достичь положительных результатов в своей деятельности:

• всего за трехлетний период функционирования (2015-2017 гг.) из его средств было профинансировано 224 проекта в 54 регионах России с созданием более 18 тыс. новых рабочих мест;

• общий объем инвестиций в экономику нашей страны составил около 60 млрд руб. [4].

Полагаем, что ФРП будет продолжать вносить реально значимый вклад не только в стимулирование деловой активности в нашей стране, но и в процесс возрождения отечественной индустрии. При этом необходимо провести его обязательную докапитализацию4. На фоне тотального разрушения промышленного производства, произошедшего в отечественной экономике в течение последних двух десятилетий, многие

4 Ежегодная сумма, выделяемая государством для финансирования индустриальных проектов из ФРП, не превышает 20 млрд руб.

экономические субъекты нуждаются в доступных и долгосрочных инвестиционных ресурсах5.

Поддержка предпринимательства корпорацией МсП

Деятельность института развития — корпорации МСП ориентирована исключительно на стимулирование работы предприятий малого и среднего бизнеса. Необходимо отметить, что корпорация МСП продолжает свое функционирование в несколько обновленном статусе с 2016 г. До этого (1999 г.) компания существовала как МСП Банк, и ее деятельность была в большей мере связана с использованием финансовых инструментов стимулирования деловой активности. МСП Банк осуществлял льготное кредитование сферы МСП посредством системы выстраивания партнерских отношений с региональными финансовыми институтами, через которые предоставлялись денежные средства потенциальным заемщикам.

С 2016 г. принципиальным образом изменилась деятельность данного института развития. Корпорация МСП стала активно внедрять в свою работу нефинансовые инструменты поддержки предприятий, самым действенным из которых, на наш взгляд, стала разработка портала «Бизнес-навигатор МСП», который помогает предпринимателям получать комплексный пакет консультационных услуг, уменьшая предпринимательские риски по созданию проекта.

Портал «Бизнес-навигатор МСП» помогает:

• рассчитывать бизнес-план;

• узнавать о мерах поддержки;

• подбирать недвижимость;

• самостоятельно создавать сайт;

• регистрироваться в едином реестре субъектов МСП;

• находить и проверять контрагентов;

• узнавать о закупках крупных предприятий;

• размещать информацию о производимой продукции (оказываемых услугах) [5].

Важным является то, что корпорацией МСП не только оказывается необходимая помощь на этапах становления и дальнейшего развития предпринимательского бизнеса, но и через

5 Например, средний срок службы станков в отечественном ма-

шиностроении составляет около 30 лет.

регистрацию в едином реестре субъектов МСП осуществляется «введение» предпринимателей в существующую бизнес-среду с обязательной легализацией предпринимательской деятельности.

стимулирование предпринимательской активности Российским экспортным центром

Институт развития в виде Российского экспортного центра (далее — РЭЦ) был создан в 2015 г. в целях поддержки предприятий МСП, осуществляющих несырьевой экспорт, при выходе на зарубежные рынки, что не только предполагает смену компетенций, но и требует от бизнеса значительных финансовых затрат, связанных с сертификацией производства и продажами, при работе в принципиально новых условиях. Для многих производителей барьеры, возникающие при выходе на зарубежные рынки, превращаются в существенные препятствия, преодолеть которые помогает государство.

Малый бизнес обладает уникальной способностью заполнять небольшие по размеру ниши, связанные с удовлетворением локальных потребностей, являющихся малопривлекательными для крупных компаний

Необходимость в организации РЭЦ возникла также по причине значительного сокращения спроса на внутреннем рынке России, начавшегося в конце 2014 г. и продолжавшегося в 2015 и в 2016 гг.6, вызванного падением реальных располагаемых доходов населения и кризисными явлениями в отечественной экономике. Многие предприятия среднего бизнеса, ощутившие существенное сокращение спроса на внутреннем рынке, приняли решение о наращивании доли экспортных поставок для того, чтобы компенсировать недополученную выручку на отечественном рынке.

6 На основании данных Росстата. Ц^: http://www.gks.ru.

Работа РЭЦ направлена в первую очередь на преодоление сложностей, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности компании, посредством принятия нефинансовых и финансовых мер поддержки МСП. Предприятия могут получать необходимую консультацию, их персонал — проходить обучение, им может оказываться помощь в осуществлении международной сертификации товаров, патентовании, продвижении производимой продукции или оказываемых услуг на международном рынке, страховании экспортных кредитов, финансировании и кредитовании.

Один из проектов, реализуемых РЭЦ, затрагивает интересы большинства российских фирм-экспортеров, поскольку связан с продвижением на международные рынки единого бренда Made in Russia с акцентом на позитивный имидж нашей страны. Посредством реализации концепции создания торговых домов на базе торговых представительств, работающих в качестве провайдеров услуг РЭЦ, упрощается процедура выхода на зарубежные рынки без открытия офисов и найма персонала [6].

РЭЦ разработал электронный каталог Made in Russia (madeinrussia.com) в целях продвижения продукции российских производителей за рубежом под единым брендом. Каталог ориентирован на международных покупателей. Сайт работает на восьми языках (русский, английский, немецкий, испанский,арабский, фарси,китайский, хинди) и адаптирован под особенности различных регионов. В ближайшее время планируется присоединение к участию в программе новых отечественных производителей, существенное расширение номенклатуры товаров и увеличение функциональных возможностей электронной площадки.

Необходимо подчеркнуть, что работа отечественных производителей с электронным каталогом Made in Russia позволяет существенно снижать барьеры выхода на международный рынок за счет прохождения бесплатной сертификации и получать возможность экспортировать товары более чем в 20 стран мира.

РЭЦ использует комплекс финансовых и нефинансовых инструментов стимулирования бизнес-активности отечественных предпринимателей. Институтом проводится большая работа в обла-

сти предоставления образовательных услуг для начинающих предпринимателей, планирующих осуществлять экспорт. Предприниматели могут обучаться по более десяти программам как очно, так и дистанционно [6].

Проект «Национальные чемпионы»

Проект под названием «Поддержка частных высокотехнологичных компаний-лидеров» или «Национальные чемпионы», направленный на развитие деловой активности в нашей стране и предусматривающий формирование будущих транснациональных корпораций (ТНК) из быстрорастущих высокотехнологичных компаний среднего бизнеса, реализуется Минэкономразвития Россия при поддержке Российской венчурной компании (далее — РВК) начиная с 2016-2017 гг. с целью содействия опережающему развитию передовых компаний среднего бизнеса и формирования на их основе отечественных транснациональных компаний.

Особенностью проекта «Национальные чемпионы» является то, что его реализация не предусматривает дополнительного финансирования. Данный проект предполагает использование исключительно нефинансовых инструментов стимулирования деловой активности предприятий среднего бизнеса. В рамках системы консьерж-менеджмента — прямого контакта и взаимодействия с ключевыми правительственными учреждениями и ведомствами — предполагается предоставлять компаниям — участникам проекта быстрый и комфортный доступ к существующим и работающим в нашей стране инструментам государственной поддержки, включая институты развития, а также обеспечивать информационно-консультационное сопровождение проектов этих компаний внутри страны. Компании — участники проекта также получают помощь менторов от успешных предпринимателей и профессиональных консультантов. Итогом реализации проекта «Национальные чемпионы» (2020 г.) должен стать выход компаний на установленные проектом показатели. Половина компаний-участников должна показать рост объема высокотехнологичного экспорта в четыре раза. Предусматривается, что две компании должны выйти на объемы продаж в 1 млрд долл. США в год. Десять компаний должны показать объемы продаж в 500 млн долл. США в год [7].

В результате отбора компаний-претендентов, осуществлявшегося в 2016 и 2017 гг., победителями стали соответственно 30 и 32 высокотехнологичных экспортно ориентированных предприятия среднего бизнеса, действующих в различных регионах сферах: 1Т, фармацевтика, станкостроение, производство одежды, семян, полупроводниковых изделий, электроинструмента, электротехнического оборудования, композиционных материалов. Полагаем, что именно эти компании в недалеком будущем будут определять «профиль» отечественной экономики и достойно представлять Россию на зарубежных рынках. Уже сегодня участники проекта активно осуществляют зарубежную экспансию и успешно встраиваются в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.

выводы

Государство стремится обеспечить разными способами эффективность деятельности российского финансового рынка, неспособного до

настоящего времени аккумулировать инвестиционный капитал в национальной экономике. Определяющую роль в процессе формирования институциональной среды, благоприятной для становления и роста бизнеса, играет создание институтов развития. В современной отечественной экономике накоплен определенный положительный опыт, свидетельствующий об успешной работе ряда институтов развития. В последние годы ярко обозначилась тенденция смещения акцентов в сторону приоритетного использования нефинансовых инструментов поддержки сферы МСП по сравнению с финансовыми инструментами. Знаковым событием в процессе стимулирования деловой активности в нашей стране стала реализация программы «Национальные чемпионы», открывающей «зеленый коридор» для опережающего роста отечественных высокотехнологичных компаний среднего бизнеса, активно осуществляющих экспорт и встраивающихся в глобальные цепочки создания добавленной стоимости.

литература

1. Доклад «Глобальная конкурентоспособность» 2017-2018. URL: http://www.reports.welforum.org (дата обращения: 28.03.2018).

2. Абрамов А. Е. Российский финансовый рынок: факторы развития и барьеры роста. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017.

3. Годовой доклад съезду Ассоциации российских банков-2017. URL: http://www.arb.ru (дата обращения: 28.03.2018).

4. Сайт Фонда развития промышленности. URL: http://www.frprf.ru (дата обращения: 28.03.2018).

5. Сайт Корпорации МСП. URL: http://www.corpmsp.ru (дата обращения: 28.03.2018).

6. Сайт Российского экспортного центра. URL: http://www.exportcenter.ru (дата обращения: 28.03.2018).

7. Сайт проекта «Национальные чемпионы». URL: http://www.national-champions.ru (дата обращения: 28.03.2018).

REFERENCES

1. Report Global Competitiveness 2017-2018 [Doklad «Global'naya konkurentosposobnost'»]. URL: http://www.reports.welforum.org. (accessed 28.03.2018).

2. Abramov A. Ye. Russian financial market: development factors and growth barriers [Rossiyskiy finansovyy rynok: faktory razvitiya i bar'yery rosta]. Moscow, Publishing House Of The Gaidar Institute, 2017.

3. Annual report to the Congress of the Association of Russian banks-2017 [Godovoy otchet s»yezdu Assotsiatsii rossiyskikh bankov-2017]. URL: http://www.arb.ru (accessed 28.03.2018).

4. Website of the industry development Fund. URL: http://www.frprf.ru. (accessed 28.03.2018).

5. Website of SME Corporation. URL: http://www.corpmsp.ru (accessed 28.03.2018).

6. Website of The Russian export center. URL: http://www.exportcenter.ru/ (accessed 28.03.2018).

7. Website of the project "National Champions". URL: http://www.national-champions.ru (accessed 28.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.