Научная статья на тему 'Кластерная организованность транспортно-логистической деятельности угольных компаний России'

Кластерная организованность транспортно-логистической деятельности угольных компаний России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / КЛАСТЕР / ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКСПОРТ / МОРСКОЙ ПОРТ / LOGISTICS / CLUSTER / INNOVATION / COMPETITION / COAL INDUSTRY / EXPORT / SEA PORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Вера Викторовна, Борисович Алексей Павлович

В статье рассматриваются вопросы кластерной формы организованности угольной промышленности России в условиях инновационного развития отечественной экономики. Раскрывается сущность понятия «кластер». Отмечаются главные преимущества от применения кластерного подхода при организации производственной и транспортно-логистической деятельности участников угольного рынка страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cluster organization in the transport and logistic activities of Russian coal companies

The article deals with cluster forms of the organization of Russian coal industry in the innovative development of the domestic economy. Presents the nature of the cluster term. Analyzes the main advantages of cluster approach in organization of operational and transport and logistic affairs by Russian coal industry players.

Текст научной работы на тему «Кластерная организованность транспортно-логистической деятельности угольных компаний России»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИИ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

В.В. БОРИСОВА, АП. БОРИСОВИЧ

Вера Викторовна БОРИСОВА — доктор экономических наук, профессор кафедры логистики и торговой политики СПбГЭУ.

В 1978 г. окончила Ростовский институт народного хозяйства, аспирантуру НИИМС Госснаба СССР (г. Москва).

Автор более 100 научных публикаций, в том числе монографий, учебников и учебно-методических пособий по коммерческой логистике, логистике межрегионального товарообмена, торговому делу и маркетингу.

Сфера научных интересов — логистика, логистический менеджмент межрегиональных потоковых процессов в экономике, маркетинг, торговое дело.

Алексей Павлович БОРИСОВИЧ — аспирант кафедры логистики и торговой политики СПбГЭУ.

В 2010 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 12 публикаций.

Область научной специализации — транспортная логистика, управление цепями поставок.

^ ^ ^

КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛЬНЫХ КОМПАНИЙ РОССИИ

Создание кластеров — современный подход к развитию промышленности и услуг в глобальной экономике через специализацию отдельных географических регионов.

Повышение уровня конкурентоспособности экспортного направления бизнеса российских участников угольного рынка во многом зависит от комплексного развития морской портовой инфраструктуры, обеспечивающей условия для экспорта угля за рубеж. В свою очередь повышение уровня конкурентоспособности отечественных морских портов возможно на основе усиления их инновационной логистической составляющей, оснащения портов новейшими техническими и технологическими электронными системами управления бизнес-процессами, обновления служебно-вспомогательного флота.

Модернизацию услуг морской портовой инфраструктуры мы связываем с развитием кластерных форм организованности российского бизнеса.

Международная конкуренция в секторе транспортно-логистической деятельности угольных компаний выдвигает новые требования к качеству, сервису, безопасности и скорости доставки груза. Среди приоритетных мероприятий по повышению эффективности функционирования отечественных

ГРНТИ 06.03.07

© В.В. Борисова, А.П. Борисович, 2014

В.В. Борисова, А.П. Борисович

49

морских портов при экспорте российского угля выделяются: создание территориальных кластеров и транспортных узлов на базе морских портов; запуск механизма особых экономических зон; внедрение логистических технологических платформ; обслуживание судов большей вместимости; развитие и использование систем навигационного оборудования и систем управления движением судов ГЛОНАСС, GPS; пропорциональное развитие технического и служебно-вспомогательного флота; автоматизация погрузочно-разгрузочных работ; оптимизация работы и движения в портовой зоне, включая эффективную работу подходов к порту; развитие фрахтовых логистических схем и портового экспедирования; современная информационная поддержка бизнес-процессов.

В ряде стран формирование кластеров уже стало объектом государственной политики. С кластерной организованностью хозяйствующих субъектов связываются надежды повысить конкурентоспособность не только отдельных отраслей, но и регионов. Государственная кластерная политика проводится в виде разработки специальных отраслевых и региональных стратегий развития или мероприятий по поддержке системы производства отраслей экономики.

Международный опыт показывает, что предприятия, объединенные в группы по принципу кластера, обретают дополнительную способность к экономическому развитию и лидерству на внутренних и внешних рынках.

Первенство в постановке и разработке проблем, которые позднее были отнесены к теории кластеров, принадлежит М. Портеру [10], профессору Гарвардской школы бизнеса, который в 1983 г. вошел в созданную президентом США Р. Рейганом Комиссию по конкурентоспособности промышленности. Особенность исследования проблемы состояла в том, что конкурентоспособность рассматривалась на уровне экономики страны, участвующей в международной торговле.

По мнению М. Портера, конкурентоспособность страны на мировых рынках следует рассматривать через призму конкурентоспособности не отдельных фирм, а объединений компаний разных отраслей, расположенных в данном регионе. Ставка делается на их способность эффективно использовать внутренние ресурсы региона. Таким образом, доказывается, что конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.

Кластерная форма организованности имеет особые характеристики, которые отличают ее от любой другой формы. Она представляет собой группу предприятий, близость которых обусловлена: географическим соседством; экономической взаимосвязью (поставщики и производители продукции, инфраструктурные компании и т. п.); социальной зависимостью (подготовка кадров через образовательные учреждения); системой государственного управления и т. д.

М. Портер обосновал положение, которое крайне необходимо для понимания стратегического направления развития хозяйства России: конкурентные преимущества на мировом рынке получают не извне, они создаются на внутренних рынках страны. Система детерминант конкурентных преимуществ страны, выделенная М. Портером, включает: а) факторные условия — людские, природные ресурсы, инфраструктура, научно-исследовательский потенциал, факторы качества жизни и др.; б) условия внутреннего спроса — качество спроса, соответствие тенденциям спроса на мировом рынке, развитие объема спроса; в) стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция — цели, стратегии, способы организации бизнеса.

У кластерной формы организованности имеется важное преимущество: входящие в нее комплексы не разрушаются, их инициатива не подавляется, напротив, они получают дополнительные возможности для саморазвития. Термином «кластер» обозначается многопрофильный межотраслевой комплекс с неоднородной структурой; формальная связь соседствует здесь с неформальной взаимосвязью, от чего взаимодействие внутренних элементов становится более тесным, чем в целом между отдельными секторами экономики и структурами; взаимосвязи и взаимозависимости здесь усиливаются за счет повышения устойчивости вертикальной и горизонтальной технологической интеграции, основанной на общности целевого рынка [2; 4; 5].

Кластеры в виде сообщества фирм взаимосвязанных отраслей способствуют росту конкурентоспособности и системы в целом и каждого ее элемента в частности. В хозяйстве страны кластеры могут играть роль ключевых точек роста внутреннего рынка.

Международная конкурентоспособность страны держится на сильных позициях отдельных кластеров. В системе кластера отрабатывается новая форма связи: хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом на фоне переплетения конкуренции и сотрудничества [3].

50

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Можно выделить три наиболее распространенных определения понятия «кластер»:

1) кластеры — регионально ограниченные организационные формы в рамках родственных секторов экономики, взаимодействующие с региональными научными центрами;

2) кластеры — вертикально интегрированные производства и системы поставок, характерные для цепей поставок типа «поставщик — производитель — сбытовик-клиент», и сети, сформированные вокруг головной компании;

3) кластеры — это отрасли промышленности, определенные на более высоком уровне агрегации (например, агропромышленный или химический кластер).

Кластерные образования в хозяйственной практике возникли не по воле конкретного законодателя. Их выделили при анализе хозяйственных систем, они то, что есть в действительности. Практика опережает разработку теории кластеров. В силу своей специфики, а также того, что во многих регионах страны морские порты играют градообразующую роль, являются важным социальным фактором развития приморских субъектов, на их базе стали формироваться территориальные кластеры.

Создание территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности экономики и интенсификации механизма частно-государственного партнерства. Территориальные кластеры в общей форме можно охарактеризовать как объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Государственная политика более эффективна, когда кластеры имеют важные области пересечения, что позволяет развивать новые технологии и потенциальные кластеры, а также стимулирует развитие кооперации за пределами традиционных отраслевых границ. Для целей поддержки государственной кластерной политики ключевое значение приобретает возможность применения инновационных методов их проектирования, включая логистические конфигурации кластерных образований.

Проведение кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также за счет снижения транзакционных издержек, обеспечения условий для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Кластер можно представить как форму географической концентрации взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, посредников, фирм, работающих в родственных областях, и ассоциированных с ними учреждений, которые конкурируют, но в то же время сотрудничают и дополняют друг друга. С точки зрения эффективности кластерные образования можно рассматривать как способ увеличения добавленной стоимости и экспортного оборота, повышения конкурентоспособности региона через развитие инновационного капитала. Важной отличительной чертой кластерной формы организованности является ее изначальная инновационная ориентированность. Именно поэтому наиболее успешные кластеры формируются в инновационных секторах экономики, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши».

В угольной промышленности целесообразно создание новых территориально-производственных кластеров энергосырьевой специализации в формате современных комплексов Кузбасса и объединений в Эльгинском угольном комплексе (Республика Саха). Задачей формирования такого типа кластеров является поддержка инноваций, которые обеспечивают долговременное развитие деятельности региона. Они основаны на научной платформе. В их состав входят специализированные производства и инновационно-ориентированные предприятия [8].

Ныне определены направления государственной поддержки кластерных образований в виде: прямой бюджетной поддержки разработки и внедрения инновационных технологий; косвенной поддержки в форме налоговой политики и администрирования; инвестиций в инфраструктуру. В таких кластерах реализуется полный цикл переработки и использования угля, начиная от шахт и разрезов, обогатительных фабрик и заканчивая современными логистическими центрами по организации процесса обработки и доставки добытого сырья потребителям.

В.В. Борисова, А.П. Борисович

51

На данном уровне энергоугольные кластеры тесно взаимодействуют по логистической цепочке с современными портовыми кластерами в разных водных бассейнах России. Так создается основа оптимизации эффективности производственных мощностей и обеспечивается связность рынков. Формируется способность кластера устанавливать контроль над сбытом и поддерживать уникальные свойства компании. Основная задача таких организационных образований — повышение результативности работы угольной промышленности и морских портов путем внедрения комплексных инновационных решений.

Кластеры возникают на стыке суши и морской акватории, формируя важнейшие конкурентные преимущества экономик отдельных регионов. Примером может служить транспортно-логистический кластер в Мурманской области. К предпосылкам его формирования относятся выгодное географическое положение и наличие развитой транспортной инфраструктуры, в том числе портовых мощностей (действующих и проектируемых), располагающих судами разного профиля, ледокольным флотом, ремонтной базой, высококвалифицированными специалистами и управленческими кадрами. Основные функции кластера: обеспечение логистической деятельности, связанной с обслуживанием внешнеторговых грузопотоков массовых сырьевых грузов, реализации проекта грузового коридора Азия — Северная Америка; развитие Северного морского пути. Мурманский транспортно-логистический кластер имеет трансграничный характер, так как использует наукоемкие технологии соседних стран. Он стимулирует развитие судостроительных отраслей, интегрирует образовательные и научные услуги и способствует развитию малого и среднего бизнеса.

Решающее значение в перспективе будет иметь специализация морских портов через создание так называемых «эшелонированных портов» по роттердамскому образцу, когда портовая система включает удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы. Для этого потребуется развитие подъездных путей к портам и портовых производственных и складских зон, обеспечивающих переработку поступающих грузов.

Проект развития Мурманского узла предусматривает формирование на базе морского порта Мурманск современного высокотехнологичного порта-хаба с комплексным развитием смежных структур, сформированных вокруг этого важного транспортного узла. Намечены строительство 4 новых терминалов и увеличение общего грузооборота порта в долгосрочной перспективе до 80 млн т. Вектор развития этого логистического морского комплекса будет направлен в сторону инновационного развития порта. Роль подобного инновационного логистического транспортного центра на Дальнем Востоке будет играть порт Ванино с вводом мощностей по перевалке угля в объеме 93,5 млн т. Особенное развитие порт Ванино получит в связи с формированием Ванино-Советско-Гаванского транспортного узла и свободной экономической зоны портового типа на его базе.

В ряде случаев морские порты выступают инициаторами создания технологических платформ. В морских портах России применяются следующие технологические платформы: 1) «Национальная информационная спутниковая система», которая связана с внедрением новых технологий связи, навигации, мониторинга, управления деятельностью порта, а также помогает создать особое информационное поле для обеспечения взаимодействие широкого круга контрагентов порта на основе использования технологий космической связи; 2) «Интеллектуальная энергетическая система России», обеспечивающая повышение надежности энергоснабжения в порту, повышение уровня сервиса, получение доступа по энергопотреблению в реальном времени, осуществление управления расходом энергии в порту и др.; 3) «Технология экологического развития», позволяющая решать ключевые проблемы в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности территории порта, направленная на создание современных систем мониторинга за состоянием экологии в порту; 4) «Северный морской путь» — технологическая платформа, направленная на рациональное использование транспортного потенциала морей Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана, введение инноваций в сфере оказания логистических и портовых услуг.

Увеличение диапазона обрабатываемых судов связано с необходимостью обслуживания портом судов большей вместимости. Реализация этой задачи позволит грузовладельцам выбирать выгодные транспортно-логистические схемы доставки грузов, обеспечит повышение привлекательности порта с точки зрения снижения транзакционных издержек. Портам необходимо адаптироваться к тенденции укрупнения тоннажа используемых судов, что формирует повышенные требования к скорости базовых операций в структуре порта. Приоритетами являются: дноуглубительные работы для приема

52

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

крупнотоннажных судов; строительство угольных терминалов с выносом причальных сооружений на естественные глубины; увеличение количества причалов; техническая модернизация оборудования (портальные краны, конвейерные системы, колесные погрузчики); повышение скорости погрузочноразгрузочных и негрузовых работ, снижение общего времени нахождения крупнотоннажных судов в порту и повышение скорости судоремонтных операций.

В российских портах созданы условия для внедрения современных погрузочно-разгрузочных систем. Среди них выделим следующие: система контроля за работой автоматизированных кранов и конвейерных систем (Automatic Crane Control); система автоматических самоходных транспортных средств (Automated Guided Vehicles); система приема и переработки отходов с судов. Оптимизация работы и движения в портовой зоне связана с внедрением электронного документооборота, в том числе таможенных, сертификационных и других документов (Electronic Data Interchange); электронной идентификации груза (Cargo Card System); систем онлайн-слежения и мониторинга перемещения груза в порту (On-Line Tracking and Tracing System); систем управления складскими помещениями (Warehouse System)

Современной практикой становятся создание в портовой зоне транспортно-логистических центров планирования и убытия грузов, аналитическая работа по оптимизации бизнес-процессов порта с точки зрения взаимодействия с железнодорожными подходами к порту и внедрения систем, отвечающих непосредственно за погрузку и разгрузку грузов. Повышается эффективность логистической деятельности специализированных компаний, осуществляющих большой комплекс поддерживающих операций в порту, направленных на оптимизацию прохождения материального и информационного потоков в пределах порта. Речь идет о транспортно-логистическом менеджменте с высокой долей инновационности операций, реализуемых в морских портах с грузом, позволяющих ускорить его прохождение через отельные звенья порта, снизить издержки и повысить эффективность всего процесса.

Работа с мировым фрахтовым рынком базируется на реализации контрактов, которые заключаются не только с конечными потребителями, но и с крупными трейдерами, осуществляющими диверсифицированные поставки и располагающими мощной складской инфраструктурой. Трейдеры способны сгладить провалы как по срокам поставок, так и по качеству угля, оперативно формируя необходимые смеси или перенаправляя флот в другие порты выгрузки. Имея большой флот, зафрахтованный на длительное время, крупные трейдеры способны произвольно варьировать судами и портами погрузки-выгрузки. Главный потребитель российского угля в Европе — Англия имеет порты захода, в которых созданы специальные «окна». Опоздание судна с подходом на несколько часов может привести к ожиданию очередного захода в порт более чем на неделю. Современные IT-решения позволяют практически минимизировать среднее время нахождения судна в порту при его погрузке или разгрузке и обеспечить эффективность использования площадей порта, близкую к максимальной. Часть российских информационных систем интегрирована в глобальную сеть Интернет и позволяет клиентам порта напрямую и моментально обмениваться с партнерами всей необходимой информацией в электронной форме. Комплекс таких программ включает: системы электронного документооборота; интернет-ориентированные инструменты для клиентов; системы планирования операций порта и движения судов [7].

Таким образом, можно выделить основные преимущества кластерного подхода, способствующие повышению конкурентных позиций отраслей, регионов и России в целом: снижение производственных издержек предприятий (за счет эффективной реализации долгосрочных контрактов, централизации ряда функций, внедрения общих информационных систем); повышение конкурентных преимуществ (за счет оптимизации качества и ценообразования, наличия долгосрочной стратегии развития, оптимизации внешних и внутренних связей); расширение доли кластера на внешнем и внутреннем рынках (за счет повышения экспортной способности фирм, маркетинга, имиджа и его продвижения на рынке); укрепление связей и сотрудничества (за счет налаживания сетевых связей с кластерными организациями в подобном секторе, развития интеграционных и кооперационных связей).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев К.Ю. Развитие угольной отрасли России // Уголь. 2011. № 8. С. 6-14.

В.В. Борисова, А.П. Борисович

53

2. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Коммерческая логистика. СПб.: Питер, 2012. 352 с.

3. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.

4. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. СПб.: Питер, 2010. 336 с.

5. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика. СПб.: Питер, 2010. 432 с.

6. Борисович А.П. Логистическая инфраструктура угольных терминалов морских портов России: инновационный срез // Инновационный потенциал модернизации экономики: инструменты логистики и маркетинга: материалы Международной научно-практической конференции (IX Южно-Российский логистический форум). Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2013.

7. Борисович А.П. Особенности логистической деятельности в угольной отрасли // Коммерция и логистика: сборник научных трудов. Вып. 12 / под ред. В.В. Щербакова, А.В. Парфенова, Е.А. Смирновой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.

8. Министерство транспорта Российской Федерации // Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г. М., 2012. 171 с.

9. Министерство энергетики Российской Федерации // Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. М., 2012. 192 с.

10. Портер Е.М. Конкурентная стратегия, методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. М.: Альпина бизнес Букс, 2005. 454 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.