Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.
69
Гордей К.Г.
КОНФИГУРИРОВАНИЕ СИСТЕМ ПОСТАВОК В ФОРМАТЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
Аннотация. В статье рассмотрены возможности кластеризации логистической деятельности. Отмечены условия, способствующие формированию логистических кластеров в регионе. Предложена кластеризация логистической деятельности на основе применения механизма государственно-частного партнёрства. Выявлены возможности применения логистической стратегии инновационного типа в системах поставок кластерного типа.
Ключевые слова. Логистический кластер, государственно-частное партнёрство, инновационная направленность, система поставок.
Gordey K.G.
CONFIGURING SUPPLY CHAINS IN THE FORMAT OF LOGISTIC CLUSTER
Abstract. The article describes cluster capabilities of logistic activity. Conditions which promote the formation of logistic clusters in the region are marked. Clustering of logistic activities based on the use ofpublic-private partnership is suggested. The possibilities of application of logistic strategy of innovative type in the supply chains of the cluster type is revealed.
Keywords. Logistic cluster, public-private partnership, innovative orientation, supply chains.
Глобализация экономики характеризуется стремлением субъектов хозяйствования к реализации системных преобразований, обусловленных турбулентностью как внешней, так и внутренней среды их деятельности, появлением новых интегрированных форм бизнеса и интеллектуализацией применяемых технологий. При этом возрастание темпов интеграции партнёров в системе поставок предопределяет необходимость формирования адекватной логистической инфраструктуры.
Традиционно понятие инфраструктура интерпретируется как совокупность отраслей, сфер деятельности, включая предприятия и организации, обеспечивающие и поддерживающие нормальное функционирование экономики. При рассмотрении логистической инфраструктуры, важно учитывать региональные особенности её развития, гибкость и инновационный потенциал. Инфраструктура регионов различается по промышленному, ресурсному, инвестиционному, инновационному и другим потенциалам. Поэтому, исследуя возможности конфигурирования систем поставок в формате логистического кластера, мы будем иллюстрировать это на примере складской инфраструктуры Республики Беларусь.
Важно отметить следующую особенность белорусской экономики: её складская инфраструктура является составной частью не только рыночного сектора страны, но и представляет собой значительный элемент государственной сферы хозяйствования. С точки зрения рыночного подхода складская инфраструктура - это совокупность предприятий, организаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие между ключевыми субъектами рыночных отношений (продавцами и покупателями, предприятиями торговли и снабженческо-сбытовыми организациями). Складская инфраструктура с позиции государственного сектора представляет собой совокупность компаний, специализирующихся на предоставлении складских услуг государственным предприятиям (как составная часть подразделений государственных предприятий - внутрипроизводственный склад).
ГРНТИ 06.56.21 © Гордей К.Г., 2015
Кирилл Григорьевич Гордей — аспирант кафедры логистики и торговой политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30/32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov Chanel emb., 30/32). Тел.: 8 911 837-46-23. Е-mail: [email protected].
70
Теория и технологии сферы услуг
Профессор Борисова В.В. и Борисович А.П., исследуя особенности построения отраслевых кластеров, обращают внимание на то, что «предприятия, объединённые в группы по принципу кластера, обретают дополнительную способность к экономическому развитию и лидерству на внутренних и внешних рынках», и в ряде стран «формирование кластеров уже возведено в объект государственной политики» [1, с. 49]. В этом случае кластерная политика государства находит отражение в разработке стратегий формирования отраслевых и региональных точек роста, в поддержке приоритетных сфер хозяйствования.
В кластерных организационных формах уживаются плановые и рыночные инструменты воздействия на участников. Рассматривая взаимосвязь рыночных и плановых механизмов хозяйствования, белорусские учёные отмечают особенности государственного регулирования воспроизводственных процессов: «Для государственной собственности характерен процесс планового распределения созданного продукта. При этом основное место в нём принадлежит вещественному обороту, а финансово-денежные отношения лишь опосредуют его» [2, с. 5]. То есть диапазон воспроизводственных отношений в этом случае простирается от плановой поставки материальных ресурсов по распоряжению управляющего центра до свободной продажи ресурсов на основе использования рыночных механизмов.
Развитием такого подхода стало взаимодействие государственного и частного секторов экономики в формате государственно-частного партнёрства. Конструктивная реализация механизма государственно-частного партнёрства возможна в рамках логистического кластера. «В кластерных образованиях более наглядно представлено единство во множестве. Поиск близости разнородных структур может стать способом сочетания внешне несочетаемого (экономического и неэкономического, материального и нравственного)» [3, с. 12]. Создание кластерных организационных форм предполагает не только инвестиции, но требует и адекватной нормативноправовой базы, позволяющей выработать чёткие регламенты, баланс интересов, паритет ресурсов и вкладов сторон.
Устойчивые тенденции государственного регулирования систем поставок нашли отражение в республиканской стратегии развития логистики. Стратегические решения государства в сфере логистики нацелены на создание конкурентоспособных товаропроводящих систем, логистических цепей, терминалов, складских комплексов, центров грузопереработки, обеспечивающих экономическое покрытие рынков сбыта готовой продукции. При этом государственное регулирование товародвижения заключается не в экспансии государства в сфере складской инфраструктуры и не в поддержке избранных предприятий, а в разработке действенных нормативноправовых актов, регламентов, индикаторов и стандартов, содействующих созданию благоприятных условий для осуществления логистической деятельности, поддержанию параметров безопасности, экологичности и ресурсосбережения, соблюдению интересов и прав всех участников системы поставок.
Процесс кластеризации экономики позволяет развивать тесно связанные отрасли с достижением синергетического эффекта, способствуя взаимному развитию участников логистического кластера и повышению их конкурентоспособности. Формирование логистических кластеров увеличивает открытость взаимодействия между субъектами хозяйственных связей, активизирует информационный обмен между ними; у участников кластера появляются дополнительные возможности инновационного развития логистики, повышается производительность и создаются условия для внедрения инноваций.
Инновационное развитие сложных логистических систем кластерного типа на основе государственно-частного партнёрства способно нивелировать текущие социально-экономические проблемы страны, поскольку позволяюе реализовать мультипликативный эффект от сотрудничества участников кластера, задавая темпы инновационного развития всей экономике. Для построения систем поставок в формате логистического кластера в Беларуси созданы определённые предпосылки, связанные с поддержкой государством общественно значимых инфраструктурных проектов. Государство оказывает финансовую поддержку малому и среднему предпринимательству, участвует в создании технопарков в сфере высоких технологий. Производственно-техническую базу логистических кластеров составляют различные отраслевые и территориальные государственные структуры, связанные с управлением многоассортиментными товаропотоками.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (24). 2015.
71
Проводимая государством экономическая политика направлена на сочетание структурных изменений в экономике и формирование кластеров, содержащих в себе максимально возможное число звеньев цепочки добавленной стоимости и аккумулирующих значительную часть прибыли внутри страны. По мнению И.Д. Афанасенко и В.В. Борисовой, кластерные инициативы в России обусловлены следующими основными параметрами: «географическими возможностями кластера; сектором экономики; позицией выгодополучателя государственной или региональной финансовой поддержки» [2, с. 14]. Поддержка кластерных инициатив со стороны государства сопровождается сотрудничеством внутри кластера частных инвесторов, бизнеса и научных центров. Российский опыт кластерной политики свидетельствует о перспективности его применения и в Республике Беларусь.
Организационно-функциональная структура логистического кластера, количество его элементов, приоритеты и стратегические взаимоотношения между участниками предопределяют его инновационную направленность. Наиболее успешные логистические кластеры создаются в регионах, где прогнозируется существенный технологический или технический «прорыв», в местах выгодного геополитического положения. С этой точки зрения, в Республике Беларусь пересекаются основные трансъевропейские железнодорожные и автомобильные магистрали, нефте- и газопроводы, водные и воздушные пути сообщения между экономически развитой Западной Европой и богатой природными ресурсами Азией.
Практический опыт функционирования кластеров свидетельствует о том, что кластерные организационные формы являются эффективным инструментом инновационного развития не только логистической инфраструктуры, но и экономики страны в целом. Повышение инвестиционной привлекательности логистических кластеров становится приоритетной задачей государства. В настоящее время доля частного капитала в республиканской экономике незначительна и составляет всего 5,3%. Взаимодействие бизнес-партнёров в формате логистического кластера позволяет привлечь дополнительные частные инвестиции. Движущей силой этого процесса может стать механизм государственно-частного партнёрства участников логистического кластера (см. рисунок).
Рис. Механизм государственно-частного партнёрства участников логистического кластера
72
Теория и технологии сферы услуг
Таким образом, возможности реализации стратегии инновационного развития Республики Беларусь мы связываем с применением инструментария государственно-частного партнёрства и конфигурированием системы поставок в формате логистического кластера. Использование механизма взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного партнеров позволяет снизить риски и затраты по формированию логистического кластера, привлекает дополнительные источники финансирования и повышает эффективность осуществления проекта. Вклад государства в таком партнёрстве может быть не только в виде инвестиций в высокоэффективные проекты, в форме снижения рисков, обеспечения социальной, экологической и политической поддержки участников кластера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова В.В., Борисович А.П. Кластерная организованность транспортно-логистической деятельности угольных компаний России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6 (90).
2. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Кластерные инициативы в России // Предпринимательство. 2015. № 2.
3. Материально-техническое снабжение / под ред. Л.М. Михневича. Мн.: БГЭУ, 2002.