ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
О монографии И.Д. Афанасенко и В.В. Борисовой «Логистика в системе совокупного знания»
{СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013)
Судя по многочисленным публикациям, ничего принципиально нового в области логистики как науки за последние 20 лет не ожидалось. И тем не менее в логистике было сказано новое слово. И это слово было сказано в монографии И.Д. Афанасенко и В.В. Борисовой.
Логистика как термин существует испокон веков — восходит к Древней Греции, где «логистика» обозначала «искусство счета». И только в результате экономических преобразований начала 90-х годов XX в. логистика получила широкое распространение как новое научно-практическое направление в отечественной экономике.
Для понимания сущности и значения представленной монографии следует сделать некоторые предварительные замечания.
Первоначально логистика рассматривалась весьма узко, как материально-техническое снабжение и сбыт в условиях рыночной экономики. Однако практика оказалась весьма сложной и многообразной: выяснилось, что и снабжение и сбыт не могут существовать без коммерции. Логистика и коммерция оказались друг с другом в неразрывном единстве, стали испытывать влияние бесчисленного множества факторов объективного и субъективного характера.
Дальнейшее развитие логистики шло по линии разработки собственных теоретических положений под влиянием требований практики и внутреннего самосовершенствования. При этом в большом объеме привлекалась зарубежная научная информация по логистике.
Интенсивно стали проводиться научные исследования по логистике. В содержательном отношении выявились два направления научных исследований по логистике. Это адаптация принципов и методов логистики к различным составляющим отраслей экономики (например, логистика машиностроения, логистика сельского хозяйства, логистика угольной промышленности, логистика жилищно-коммунального хозяйства и т. п.), но чаще всего логистика применялась в приложении к разным видам товаров и услуг (например, логистика строительных материалов, логистика мясной продукции, логистика фармацевтической продукции и т. п.). Имеется и такая экзотическая логистика, как логистика девелопмента.
Нередки случаи, когда логистика просто «притягивалась за уши» к той или иной проблеме, как, например, логистика отдыха и досуга или биржевая и даже банковская логистика. Но и в таких случаях усматривалось рациональное зерно. Такое положение объясняется возможностью логистической интерпретации многих сторон различных видов деятельности.
По своей сущности логистика является универсальным научно-практическим направлением. Универсальность логистики заключается в том, что все субъекты хозяйственной деятельности в том или ином объеме выполняют ее базисные функции — закупки (снабжение), продажи (сбыт), транспортировка, хранение и запасы.
Выражением повышенного интереса к логистике является резкий рост публикаций, особенно учебно-методической литературы. За последнее десятилетие было опубликовано несколько сотен наименований разнообразной литературы по логистике. По существу, все публикации отражают разные подходы или варианты основных установившихся положений логистики. Можно утверждать, что указанные публикации не менее чем на 80 % представляют в том или ином виде дублирование излагаемого материала.
В рассматриваемом аспекте особо следует отметить учебно-методическую литературу по логистике, в которой предлагаются различные методические подходы к интерпретации известных положений логистики, в частности базисных логистических процессов: закупки (снабжение), продажи (сбыт), транспортировка, запасы. А поиск новых методических форм изложения научно-теоретического материала по логистике представляется поистине неограниченным, ибо новые времена рождают новые методики.
В полной мере проявился прикладной характер логистики: по существу, все ее теоретические положения трансформировались в практический инструментарий организации и управления производственно-коммерческой деятельностью производственных и торговых предприятий, а также предприятий сферы обслуживания. В целом логистика стала выражать прагматический подход к решению оперативных и стратегических задач предпринимательства.
Такая прагматика необходима, ибо логистика должна была самоутверждаться среди новых научных экономических дисциплин.
Однако такое восприятие логистики как науки явно недостаточно. Возникает настоятельная потребность в разработке фундаментальных оснований для логистики как современной экономической науки.
Важно отметить, что необходимость научного обобщения имеющихся знаний, образно говоря, «витает в воздухе». И это требование времени было удовлетворено монографией И.Д. Афанасенко и В.В. Борисовой.
Логистика достигла такого уровня развития, когда, с одной стороны, созрела необходимость в ее аксиоматике, а с другой стороны, накопленная научная информация создает необходимые условия для формирования системы основополагающих постулатов.
К настоящему времени сложилась обширная совокупность теоретических положений, концепций, моделей и практического инструментария. Особенностью логистики как науки является то, что она содержит множество определений одних и тех же понятий. Так, только для логистики существует более 30 определений.
Все определения логистики, в принципе, верны, поскольку, с одной стороны, они выражают сложность процессов товародвижения в рыночном пространстве, а с другой стороны, в них воплощены разные взгляды и позиции авторов. Действующие определения, равно как и новые формулировки, носят уточняющий или добавляющий характер. Поэтому дальнейшие исследования в области логистики весьма полезны, ибо в совокупности они расширяют и углубляют теоретико-методологическую базу для дальнейших изысканий. Одно из направлений таких изысканий — создание системы постулатов.
В принципе, наука должна развиваться на основе определенного числа аксиом. Аксиома — это некоторая очевидность или утверждение, принимаемое без доказательства.
Согласно теореме «О неполноте» Гёделя (1906-1978), невозможно построить полную теорию на данной аксиоматической основе. Для дальнейшего развития теории требуется расширение аксиоматической базы.
С точки зрения теории, исследователь вправе постулировать исходные положения и на этой основе строить свою теорию. Важно, чтобы она — до некоторого уровня развития — была бы непротиворечивой.
Для логистики и управления цепями поставок предлагается совокупность постулатов:
1) о системном подходе;
2) о потоке как объекте управления в логистике;
3) об управлении цепями поставок;
4) о синергетике;
5) о самоорганизации реальных логистических систем;
6) о мощности материального потока;
7) о правиле «10-90» и системе ABC;
8) о правиле «диктатора»;
9) об ограничениях;
10) о логистических показателях;
11) о SWOT-анализе;
12) о бенчмаркинге.
Перечисленные постулаты в полной мере «вписываются» в разработанную И.Д. Афанасенко и В.В. Борисовой «систему совокупного знания логистики». Положения указанной концептуальной системы позволяют обосновать каждый из представленных постулатов.
Бесспорной является аксиома о системном подходе: во-первых, это очевидная истина, а, во-вторых, она не требует доказательства. Более того, системность есть объективное свойство логистики.
Данное утверждение сводится к тому, что поток экономических объектов — товаров и услуг — изначально является системой, поскольку состоит из множества взаимосвязанных элементов, имеющих общую цель — конечный пункт потока, что соответствует определению системы. Можно утверждать, что именно поэтому логистика приняла потоковую концепцию.
Соответствующие объяснения имеют и остальные постулаты. В целом же представленные постулаты в основном имеют прагматическую направленность.
Изложенные в рассматриваемой монографии положения, по существу, также базируются на системе постулатов. Указанные постулаты прямо не сформулированы, но они явно следуют из текста данной монографии.
Еще раз следует подчеркнуть, что сформулированные положения и концепции в основном носят методологический характер, а поэтому являются фундаментальными, в чем так нуждается логистика.
Основополагающим следует признать постулат о том, что логистика есть часть совокупного знания.
Иван Дмитриевич и Вера Викторовна убедительно доказали, что фундаментальное понимание логистики возможно. Для формирования такого понимания, как показали авторы, логистика должна рассматриваться исключительно в системе совокупного знания, ибо логистика объективно функционирует не изолированно, локализуясь границами предприятия, а в социально-экономической среде. Универсальный характер логистики означает, что она, с одной стороны, пронизывает все составляющие современной предпринимательской деятельности, а с другой стороны, находится под воздействием множества факторов рыночной конъюнктуры микро- и макроэкономического характера.
В монографии отмечается, что «логистика — одно из сложнейших социально-экономических явлений» (с. 15). Заметим, что логистика не только и не столько наука или научно-практическое направление, как считают все ученые и практики, а именно явление! А этого уже достаточно, чтобы рассматривать логистику с принципиально иных позиций.
Согласно рассматриваемому постулату, процесс изучения логистики как явления протекает через познание природы всего мира-хозяйства. Иными словами, мир — это хозяйство как непрерывный творческий процесс созидания. И в этом процессе свое место занимает логистика. Отсюда авторы делают вывод: при исследовании сложного явления, каковым является логистика, следует обращаться к совокупному знанию о предмете.
Принципиальное значение имеют сформулированные авторами требования к научной теории логистики, которые предусматривают:
1) систему законов, категорий и принципов, объясняющих природу поточной формы организации экономической материи, упорядоченную сообразно внутренней причине необходимости;
2) в систему научного логистического знания включается изучение действия законов философии, общей экономической теории в той мере, в какой они определяют закономерности его развития... (с. 49).
В представленных требованиях необходимо отметить ряд положений. Так, потоковая концепция логистики сводилась к толкованию логистических процессов, в частности закупок и продаж как физическому перемещению товара от одного владельца (собственника) к другому. И этого было вполне достаточно для практических нужд. Подобную потоковую интерпретацию вполне могут иметь и другие явления и процессы хозяйственной деятельности. Однако авторы основной аспект логистики рассматривают гораздо глубже: потоковая концепция логистики есть часть поточной формы экономической материи. Действительно, экономическая материя как особый вид материи объективно существует — мы постоянно ощущаем, как любая материя обладает своим движением.
Для понимания научной сущности логистики авторы привлекают закон сохранения энергии. С помощью этого закона адекватным образом можно объяснить потоковую концепцию логистики, а также устойчивость логистических систем.
С другой стороны, логистика должна базироваться и на законах философии, что авторы и демонстрируют в своей работе.
Потоковая концепция логистики, с точки зрения философии, с привлечением закона развития, получила новое, фундаментальное толкование (с. 85-97). Кроме того, авторами разработана теория потоков — «Инструментарий конфигурирования экономических потоков» (Глава 5). В этой теории, с авторских позиций, рассматриваются такие формы конфигурации, как логистические цепи, логисти-
ческие сети, логистические каналы и логистическая паутина. Представленные в этой теории положения могут служить основой для идентификации реальных логистических структур интегрированного рынка.
В этой же главе рассмотрены кластерные образования и процессы кластеризации в логистике. Приводится типология кластеров: инновационные; индустриальные; отраслевые; взаимосвязанные; функциональные.
В последнее время появились некоторые исследования в области логистики, в которых вопросы кластеризации носят описательный характер или просто декларируются. В связи с этим представленная в монографии теория кластеров (с. 224-242), в частности кластерный подход и кластерный анализ, представляется весьма актуальной.
Большое теоретическое и практическое значение имеет утверждение о том, что конкурентные преимущества на мировом рынке создаются на внутренних рынках страны (с. 227). Данное утверждение имеет непосредственное отношение к логистике, ибо применение логистического инструментария в конечном счете преследует цель — достижение конкурентоспособности производственно-коммерческой деятельности.
Как уже отмечалось, логистика функционирует в неразрывном единстве с коммерцией. В связи с этим весьма важным является положение, согласно которому логистика находится под воздействием подвижности пространства коммерческой деятельности. Также отмечается, что истинная причина коммерции как торговли кроется в хозяйственной целесообразности.
В связи с этим более углубленное толкование получают такие категории, как «эффективность», «цель», «результативность». Так, экономическая эффективность отражает уровень результативности использования факторов производства при достижении поставленной цели. В своей совокупности они определяют меру экономического эффекта. Эффективность используется как категория меры и непосредственно выходит на закон меры (с. 331).
Относительно меры в монографии сформулированы два положения:
1) мера — период, в котором признак сохраняет свое качественное состояние;
2) мера — способ определения количества по принятой единице (с. 118).
На первый взгляд указанные положения носят абстрактный характер. Но это не так, ибо мера непосредственно связана с нормой. В связи с этим приводится определение нормы, в котором принципиально важное значение имеет методологический аспект, а именно: «Под нормой понимается правило, принятое за общее, узаконенное установление, признанный обязательный порядок...» (с. 118). В качестве примера приводится норма расхода материальных ресурсов в логистике снабжения. Здесь уместно напомнить, что норма расхода есть расход данного материального ресурса на единицу продукции на конкурентоспособном уровне. Конкурентоспособность есть определяющий признак нормы расхода, а поэтому норма ни в коем случае не может быть средней величиной, как это утверждают авторы. Более того, даже в административно-командной экономике к нормам, и прежде всего, к нормам расхода материальных ресурсов предъявлялось требование так называемой прогрессивности.
Мера эффективности оценивается совокупностью показателей, именно поэтому авторы отдельный раздел своей монографии посвятили данному вопросу.
Во всех прикладных научных экономических дисциплинах — от бухгалтерского учета и до микро-и макроэкономики — рассматриваются показатели. Равным образом изучаются логистические показатели.
Процесс принятия управленческих решений ориентируется на совокупность показателей, которые оценивают те или иные стороны управляемого процесса производственно-коммерческой деятельности предприятия.
С точки зрения теории оптимизации, совокупность показателей эффективности есть целевая функция, относительно которой происходит отбор управленческих вариантов в рамках имеющихся ограничений с целью получения наилучшего варианта. Более того, чем больше количество учитываемых показателей, тем выше уровень эффективности принимаемых управленческих решений.
За последнее время показатели стали именоваться как «сбалансированная система показателей» — BSC. В рассматриваемой монографии приводится разбор теории «сбалансированной системы показателей». В целом содержание параграфа о системе сбалансированных показателей в логистике носит
прагматический характер и находится в русле общепринятых взглядов. Однако несомненный интерес представляет фрагмент, посвященный цели управления в логистике.
Авторы цель формулируют следующим образом: «Цель — это желаемый результат действия, развития экономических процессов либо функционирования хозяйственной системы в целом» (с. 342). Из данного определения следует необходимость четкой постановки цели в управлении логистической системы. При этом предусматривается необходимость количественного описания целей. Далее авторы обосновывают положение, согласно которому «цели научной логистики и практической логистики различны» (с. 343).
Говоря о логистических показателях, следует иметь в виду, что в логистике все (!) показатели являются сбалансированными.
Полное представление об эффективности управления дает широкая совокупность показателей, тем самым, согласно BSC, достигается их сбалансированность. Так, в частности, только коммерческая логистика насчитывает 44 показателя. Выполнение показателей — это не самоцель менеджмента, а средство для достижения эффективного управления.
Объективная сбалансированность логистических показателей обусловлена следующими факторами:
1) предприятие — производственное или торговое — есть единый хозяйственный организм;
2) стабильно функционирующее предприятие находится в равновесном состоянии;
3) спрос, заказы и выручка являются основой сбалансированности показателей;
4) бухгалтерский учет по своей сущности и технике есть фундамент общей сбалансированности;
5) все показатели производственно-коммерческой деятельности непосредственно или опосредованно корреспондируют между собой;
6) логистические показатели находятся между собой в корреляционной зависимости — при тесноте связи от «слабой» и до «очень сильной»;
7) все показатели логистической деятельности образуют свою систему, в которой элементы взаимосвязаны и имеют общую цель.
Сбалансированность есть объективное свойство логистических показателей. Данное утверждение имеет свое доказательство — оно также «вписывается» в общую концепцию логистики И.Д. Афана-сенко и В.В. Борисовой, и прежде всего в концепцию совокупного знания.
Весьма похвально, что авторы не обошли вниманием межотраслевой баланс, ибо последний моделирует межотраслевые материальные потоки на макрологистическом уровне. С точки зрения экономической теории, любая система, находящаяся в равновесном состоянии, является оптимальной. Следовательно, межотраслевые потоки, будучи, согласно балансу, равновесными, под воздействием рыночного механизма являются оптимальными. Отсюда вытекает необходимость для каждого субъекта рынка поддерживать общее рыночное равновесие.
Основой и условием оптимального состояния системы межотраслевых материальных потоков является транзакционная деятельность каждого субъекта интегрированного рынка. Как известно, тран-закционная деятельность предусматривает выполнение комплекса определенных мероприятий, которые завершаются деловыми переговорами. Результат таких переговоров — заключение коммерческой сделки (лат. transactio — сделка), которая оформляется юридически. В процессе деловых переговоров достигается компромисс интересов сторон, т. е. оптимум по Парето, который выражается во взаимной коммерческой выгоде сторон.
В монографии данный аспект логистики в соответствии с позицией авторов рассматривается в фундаментальной трактовке: «Транзакция в экономической логистике — особый вид взаимодействия хозяйствующих субъектов — звеньев системы поставок, охватывающий материальные и контрактные аспекты их взаимоотношений в процессе товарообмена, интегрированного материального потока» (с. 255). Далее приводится разбор транзакций и транзакционных издержек, что значительно расширяет кругозор исследователя по данной проблеме.
Специальное внимание в монографии уделено логистическим операторам, также именуемым логистическими провайдерами.
Результативность принципов и методов логистики в максимальной мере проявляется в том случае, когда логистические услуги выполняются специализированными компаниями в порядке аутсорсинга, т. е. провайдерами.
Указанные провайдеры являются субъектами рынка логистических услуг различного организационно-правового статуса. К таким провайдерам относятся:
1) экспедиторские фирмы;
2) транспортные компании — перевозчики всех видов транспорта;
3) стивидорские компании морских и речных портов;
4) страховые компании;
5) операторы мультимодальных перевозок;
6) базы и складские комплексы;
7) оптово-торговые предприятия.
Перечисленные субъекты (предприятия, фирмы, компании) в совокупности выполняют весь спектр логистических услуг, и прежде всего, базисные логистические процессы: снабжение (закупки), сбыт (продажи), транспортировка, управление запасами.
Благодаря практическому опыту производственных и торговых предприятий был сформулирован принцип: «Всю логистику — в аутсорсинг».
Важное место среди логистических провайдеров занимают оптовые посредники — оптово-торговые предприятия. Указанные предприятия осуществляют изменение параметров материальных потоков, поступающих от поставщиков-товаропроизводителей в сферу обращения.
Большие размеры товарных запасов позволяют оптово-торговым предприятиям выполнять поставки согласно требованиям каждого потребителя: формировать малые партии поставки и отгружать продукцию через заданные интервалы согласно логистической концепции ЕСЯ, управлять запасами потребителей по системе УМ1, осуществлять поставки «точно в срок», оказывать помощь в организации материально-технического снабжения и др.
Своеобразным логистическим провайдером являются предприятия-товаропроизводители, выполняющие поставки производимой продукции. Согласно требованиям логистики, каждая поставка должна сопровождаться комплексом услуг — производственных, информационных, финансовых.
Логистический аутсорсинг является оптимальным по Парето, что выражается во взаимной коммерческой выгоде сторон. Выгода потребителя заключается в сокращении общих издержек, выгода аутсорсера-провайдера — в увеличении выручки (дохода).
Сторона поставщика услуги — промежуточная между производителем и потребителем. Согласно сущности системы ЗРЬ, провайдер должен оказывать весь комплекс услуг, необходимый для движения продукции по всей цепи поставок. Другими словами, он должен предложить потребителю значительно сократить или вообще отказаться от собственных логистических подразделений и перепоручить эти задачи внешним специалистам.
В систему ЗРЬ должен входить весь спектр логистических услуг, начиная от транспортирования или перевозки груза (товаров) и заканчивая доставкой обработанного и упакованного груза (товаров) конечному потребителю.
Примечательно, что авторы не ограничились рассмотрением системы ЗРЬ — они указывают на появление в формате РЬ цифр 4, 5 и даже 6 (с. 314). Однако авторы справедливо замечают: «создается обманчивое впечатление, что чем больше "сторон" логистики, тем лучше заказчику».
Несомненный интерес представляет положение, а точнее, постулат об интегрировании по времени, которое моделируется с помощью «марковских процессов» (с. 119). Согласно теории марковских процессов, зная состояние системы в какой-либо момент времени, можно определить вероятности состояния системы в будущем. Аппарат «марковских процессов» используется в теории массового обслуживания, которая с успехом применяется в логистике при определении некоторых параметров логистических систем. Здесь уместно отметить, что все реальные логистические системы функционируют как системы массового обслуживания.
Определяющую роль в изложении логистики играют материалы о языке и исторический экскурс. В этом проявились не только оригинальность и фундаментальный подход к проблемам логистики, но и, безусловно, эрудиция авторов.
Излагаются роль и значение языка в науке и учебном процессе (с. 49-56). Выстроена последовательность: «знания — язык — слово — идея — организация». Действительно, в начале было слово, и это слово — логистика!
Авторы справедливо отмечают засоренность профессионального экономического языка всякого рода американизмами. Приводятся примеры: тут и менеджеры, и маркетологи, и провайдеры, и ри-тейлеры, и даже джобберы (с. 56).
Возмущает засилье слова «бизнес» — тут тебе и «бизнес-коммуникации», «бизнес-компетенции», «бизнес-процессы», «бизнес-проекты». А был еще и «торговый бизнес». Да и «маркетинг» режет слух, ведь речь идет о русском «рынковедении». К чему, например, термины, которые имеют вполне точные русские эквиваленты: «контроллинг», «реинжиниринг», «банкинг» и многие другие? Беда в том, что за этими словам скрывается надуманное наукообразие или маскировка поверхностных суждений. Очищение экономического языка — святая обязанность преподавателей экономического университета.
Рассуждения авторов о языке весьма полезны для понимания информации в логистике и для информационной логистики.
Каждый специалист по логистике — будь-то студент, ученый или практический работник — должен знать исторические корни логистической деятельности. Именно этот материал прекрасно представлен в монографии (с. 123-136, 139-144).
Авторы справедливо отмечают, что «вид хозяйственной деятельности, который ныне называют логистикой, возник в те давние времена, когда не было не только такого научного направления, но и того, что мы понимаем под научным знанием вообще» (с. 123). Это означает, что за логистикой стоит огромный пласт истории, в течение которой в пространстве и во времени непрерывно шло развитие и совершенствование той хозяйственной деятельности, которую сегодня именуют логистикой.
Преподаватели кафедры коммерции и логистики регулярно проводят беседы о выборе профессии с выпускниками школ, объясняя им содержание коммерции и логистики, их будущую трудовую деятельность. Такие беседы получат большую убедительность, если в них будет использован и исторический материал, изложенный в монографии.
Исторический аспект следует рассматривать как проявление фундаментальности научного знания и практики логистики. Примечательно, что ни в одной из книг по логистике не представлены столь обстоятельно исторические корни логистики.
К каждой научной работе предъявляется требование практической значимости. Этому требованию в полной мере удовлетворяет рассматриваемая монография, ибо нет ничего более практичного, чем глубокое понимание своей профессии.
Специалист-профессионал по логистике — это не пользователь, который, образно говоря, «нажимает кнопки», не зная, как устроен такой весьма сложный механизм, как логистика. Поэтому каждый студент, а тем более аспиранты и докторанты, должны внимательно читать и изучать фундаментальный труд И.Д. Афанасенко и В.В. Борисовой «Логистика в системе совокупного знания», чтобы в полной мере овладеть глубинными знаниями по логистике и применять их в учебе, научных исследованиях и практической деятельности.
Материал подготовил доктор экономических наук, профессор Б.К. Плоткин
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Афанасенко ИД. Россия в потоке времени. История предпринимательства. СПб.: Третье тысячелетие, 2003. 512 с.
2. Афанасенко ИД Россия в пути. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 495 с.
3. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. СПб.: Питер, 2010. 336 с.
4. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Коммерческая логистика. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
5. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика. СПб.: Питер, 2013. 432 с.
6. Основы логистики / под ред. В.В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
7. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 171 с.
8. Плоткин Б.К. Научно-практические вопросы логистики и управления цепями поставок. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 79 с.