ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВА
И. Д. АФАНАСЕНКО, В. В. БОРИСОВА
Иван Дмитриевич Афанасенко — доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, декан факультета коммерции и маркетинга СПбГУЭФ.
Закончил СГПИ, аспирантуру ЛФЭИ. С 1967 г. преподает в СПбГУЭФ.
Профессор И. Д. Афанасенко — автор около 100 научных работ, в том числе 9 монографий. Работы изданы в Германии, Болгарии, Польше.
Область научных интересов — экономическая теория, цивилизация и экономический строй России, философия хозяйства и типы предпринимательства, коммерция и маркетинг, система подготовки экономистов.
Вера Викторовна Борисова — доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ.
Окончила Ростовский институт народного хозяйства в 1978 г., аспирантуру НИИМС Госснаба СССР.
Автор более 80 научных публикаций, в том числе монографий и учебно-методических пособий по логистике межрегионального товарообмена, маркетингу, экономико-математическому моделированию в логистике.
Сфера научных интересов: логистика, маркетинг, логистический менеджмент межрегиональных потоковых процессов в экономике; экономико-математическое моделирование в логистических системах.
^ ^ ^
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ ЛОГИСТИКИ
Мы живем в особенное время — время, когда происходит очередная смена эпох в материальном и духовном мирах. Каждая новая хозяйственная эпоха обретает свой дух — склад мышления, определяющий соответствующий тип хозяйственного поведения, и под его влиянием самовыражается. Настала пора изменения и устоявшегося мировоззрения. Для изучения природы хозяйства нужен комплексный подход, включающий различные направления знания — научное, религиозное и философское.
Особый научный интерес представляет российское хозяйство, которое изначально формируется с неоднородной экономической структурой, где каждый уклад существен, подчинен определенному внутреннему принципу причинности и включен в общий процесс эволюционного движения хозяйственной системы с неполным рыночным насыщением [см.: 1, с. 7-15].
Творческая научная мысль уже работает над новым учением о хозяйстве, органически сочетающим науку о хозяйстве и философию хозяйства [см.: 2, с. 5-18]. Каждая ветвь знаний изучает мир-хозяйство только ей дос-
ГРНТИ 06.03.07
© И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова, 2009
тупными методами и под особым углом зрения. Они не повторяют, а дополняют знания о предмете и в совокупности образуют целостное знание. Наша национальная культура изначально исходит из понимания мира как единства во множестве. Ныне оказались вновь востребованными научные идеи, выработанные в свое время великими русскими мыслителями и просветителями: А. Л. Ордын-Нащокиным [3], И. Т. Посошковым [4], К. Н. Леонтьевым [5], Н. Я. Данилевским [6], С. Н. Булгаковым [7], А. А. Богдановым [8].
В комплексном учении о хозяйстве наука о хозяйстве — часть, составной элемент. Ее методологию и теорию вырабатывает политическая экономия. Она включает знания, полученные и другими экономическими и социальными науками. И только такое совокупное знание лежит в основании теории хозяйства.
Научное знание ныне раздробленно и процесс специализации продолжается. Во второй половине XX столетия выделились новые научные направления — маркетинг, логистика, менеджмент, информатика и другие, которые вскоре превратились в самостоятельные науки. Они находятся на разном уровне развития, но всем им, что характерно для наук молодых, свойственно расширительное толкование своего предмета и своей центральной идеи, а иногда и отводимой им роли в системе экономического знания. Истинное состояние новых наук можно установить, прибегнув к философскому осмыслению достигнутых ими результатов. Это довольно сложный и потому редко применяемый метод. Но он позволяет выйти на то, что ныне принято называть философией науки, обнаружить взаимосвязи качественных и количественных изменений и формы движения познания от низших ступеней к другим, более высоким.
Рассмотрим это на примере логистики, которая сравнительно недавно отпочковалась от теории торговли и выделилась как область конкретного научного знания. Но ее уже прочат на роль интегральной науки, объединяющей прежние условно разделенные знания — менеджмент, маркетинг, информатика, торговля и т. д. Логистику именуют «метанаукой» [9, с. 30]. Заявка весьма амбициозная. Приставка «мета» означает «после», «над» другими науками. Имеются ли у логистики такие основания? Попробуем вникнуть в суть вопроса.
Метатеоретический уровень научного познания «заключается в разработке концепции (концепция — система взглядов на те или иные процессы, выражает ведущую мысль, определенный замысел), которая следует «за» и возвышается «над» исследуемой теорией, т. е. это концепция, обладающая более высоким уровнем абстрактности, обобщающая более конкретное теоретическое содержание» [10, с. 193].
Такой уровень абстрактности доступен науке, которая не ограничивается изучением явлений, а занимается исследованием и их сущностей, является наукой фундаментальной. Видимо, логистике такой уровень абстрактности пока не доступен: чтобы превратиться в фундаментальное научное знание, ей прежде предстоит выработать собственную научную теорию: «...экономический потенциал логистики был бы еще выше, если бы удалось создать научно обоснованную теорию логистики, которая могла бы стать теоретико-методологической базой функциональных, ресурсных, отраслевых и прочих прикладных логистик» [11, с. 3], и обрести свою философию. Как видим, не все исследователи признают за логистикой метауровень; у логистики нет объективной причины возвыситься над другими, смежными науками; научная теория ей нужна в качестве методологической базы для прикладных логистик. Четко обозначилась и вторая задача: необходимо философское осмысление всего наработанного логистикой и уточнение ее мировоззренческих позиций, что позволит не только установить действительный уровень ее развития и место в системе экономического знания, но и определить перспективы дальнейшего развития.
Обратимся к характеру связи науки и философии. Академик В. И. Вернадский [см.: 12, с. 51, 7, 67], гений отечественной науки, определил его так. Аппарат научного мышления несовершенен; он улучшается путем философской работы человеческого сознания. Философия составляет корни и жизненную атмосферу научного искания. Философские концепции и идеи входят в науку как необходимый ее элемент. Без философии нет и науки: наука и научное мировоззрение не могут развиваться сами по себе, помимо участия идей и понятий, выработанных в духовной среде; философия и наука — стороны одного и того же процесса, необходимые и неизбежные. Если бы одна из них заглохла, прекратился бы живой рост другой. И еще одно положение, будто специально подготовленное для характеристики нынешней логистики: взаимодействие философии и науки создает условия для их развития. Научная мысль переходит пределы отдельной науки, возникают новые области знания и основанием для их синтеза являются философские законы, категории и принципы. Философия обнаруживает зародыши, а иногда предвосхищает целые отрасли будущего развития науки.
Наука и философия — специфические виды познавательной деятельности. Философия вырабатывает для науки общее, предельно допустимое теоретическое мировоззрение; она же подсказывает науке возможные направления ее развития. Научное познание стремится к объективной истине. Предметом науки является конкретная реальность. Логистика — вполне определенный вид хозяйственной деятельности, и логистика как наука познает эту конкретную реальность хозяйственной жизни. Утверждение, что не нужно определять «собственный путь логистики», «отделять ее от смежных наук», вряд ли оправданно. Только вычленившееся научное направление обнаруживает себя, обретает свой предмет и может превратиться в отдельную науку. Наука «логистика» признана обеспечить оптимальность того вида хозяйственной деятельности, который она теоретически познает, чтобы хозяйствующие субъекты, а они представлены и конкретными работниками — логистами, маркетолога-
ми, коммерсантами, достигали поставленной цели, действуя уверенно, имея теоретически обоснованный алгоритм.
Однако чтобы наука была способна вырабатывать подобные теоретические алгоритмы, она должна сама обладать совершенной методологией. И в этом деле не обойтись без философии. Методология — система методов, теоретический подход к изучению экономических явлений, основанный на особом понимании действительности, на определенной философской базе.
Поток — основная категория логистики, и это признают все. Однако поток как явление не ограничивается областью хозяйственной деятельности. Логистика, в отличие, например, от физики, познающей законы природы, относится к конкретным экономическим наукам, изучает вполне определенный срез символической реальности, т. е. реальности, которую творит человек. Она исследует экономические потоки в системе хозяйства. Видимо, и ее методология должна способствовать выработке теоретических обоснований успешной деятельности по достижению оптимальности данной потоковой формы движения.
Логистическая деятельность направлена на организацию рационального движения материальных и сопутствующих им потоков информации и денежных средств. Ее питательной средой служит коммерческая деятельность, обладающая уникальными свойствами — подвижностью разделенного пространства и способностью постоянно обновлять и усложнять свое содержание. Такое состояние данного среза действительности и признана фиксировать методология логистики в виде особого теоретического подхода.
Рассмотрим особенности поточной формы организации экономической материи, которые не может обойти методология логистики. Первая особенность. Поток — единство связно текущих процессов. Он протекает в постоянно обновляющейся среде, это — движение в развитии. Понятие «экономическое развитие» конкретизировано в общей экономической теории. В нем (понятии) синтезированы различные по природе, но взаимообусловленные характеристики: а) количественные и качественные изменения в экономической материи; б) изменения, происходящие в самой форме движения, — включение поэтапности. Поэтапность — это уже иная, более сложная форма движения. Она одновременно задействует две противоположные силы — одна возникает при упорядочении связей, другая — при разрыве связей. В состоянии, когда связи упорядочены, происходит накопление энергии подъема, наблюдается количественный рост. Разрыв связей — исчерпание энергии подъема, спад. Подъем и спад образуют единство, единый цикл движения экономического потока. В поэтапности учитывается предыдущее и последующее состояния экономического явления, их взаимодействие, переход из одного состояния в другое. Цикличность характерна диалектическому пониманию развития.
Философский подход, положенный в основание методологии логистики, позволяет уточнить исходные начала этой науки. Утверждение, что «логистика как научная теория и практическая методология родилась на стыках таких сфер знаний и деятельности, как менеджмент, маркетинг, информатика, товароведение, транспорт, складирование, торговля, упаковка и т. д.» [9], не выдерживает критики. Ссылка на то, что «многие составляющие ее теоретические положения взяты из других наук», не может служить аргументом для безусловного отношения логистики к метанауке. Более того, оно не корректно: интеграция знаний, полученных разными науками, — не исключение, не особая характеристика логистики, а — общая тенденция.
Логистика как вид деятельности и научное экономическое знание берет основание в учении о торговой деятельности. В рамках научной теории торгового дела она прошла длительный путь теоретического и методологического становления [см.: 13, с. 134-184]. Причем в теории торговли логистика уже просматривается не отдельными зародышами, а вполне различимым научным направлением.
Научная теория торговли — материнская основа многих ныне самостоятельных экономических наук. Аристотель в своем учении о хозяйстве торговлю включил в экономию. В России теория торговли в виде самостоятельного научного знания зарождается в середине XIX столетия, прежде других конкретных экономических наук. Ее изначально отнесли к теоретическому знанию. Связь теории торговли с политической экономией трактовалась так: политэкономию в те времена делили на общую (теоретическую) и специальную, или практическую — учение об отдельных отраслях народного хозяйства. Теория торговли входила в область практического политико-экономического знания, она рассматривалась как наука, объединяющая во времени, пространстве и идейно хозяйственные отправления, связанные между собой товарооборотом.
Торговля связывает конечные звенья хозяйства в сфере производства и потребления. При этом торговле приходится преодолевать тройное разделение: личное, пространственное и временное.
Для преодоления пространственного разделения (перемещения товаров) потребовалось введение новой специальной организации (рыночной инфраструктуры), включающей и систему страхования грузов. Теоретические проблемы преодоления пространственного разделения ныне составляют основное содержание логистического знания. Так, логистика межрегионального товарообмена восстанавливает пространственно-временное и организационно-техническое единство различных производств и опосредует связь сферы производства и сферы потребления на региональном уровне [14, с. 6].
В теории торговли просматриваются и другие аспекты нынешней логистики. Торговая деятельность не одинакова по содержанию и характеру. В связи с чем торговля распадается на заготовительную, распределитель-
ную и посредническую. Заготовительная торговля выполняет работу по собиранию продуктов в определенных местах, приспособленных к транспортированию грузов на другие рынки, в том числе международный. Задачей распределительной торговли является доставка с мирового или регионального рынка товаров, соответствующих по объему спросу и характеру потребностей покупателей в районе ее действия, сосредоточение их здесь на складе и удовлетворение в каждый данный момент мелкого и единичного спроса. Между обоими этими видами стоит посредническая торговля, которая не связана ни с каким местом, опирается, с одной стороны, на заготовительную, с другой — на распределительную торговлю. Торговля создает единство рынков, но ее разные звенья порождают противоположные интересы. Различие торговой деятельности по содержанию и характеру лежит в основании разных видов современной логистики. Попутно заметим: заготовительная торговля и заготовительная логистика (логистика снабжения в современной терминологии) в нынешней российской экономике менее всего устроены. Особо наглядно это проявляется в сельском хозяйстве. Из-за чего доступ продукции отечественных производителей на свои отечественные рынки чрезмерно затруднен.
Ныне пространство коммерческой деятельности вмещает три обособившихся ее вида: собственно коммерцию, маркетинг и логистику. Теория маркетинга и теория логистики выделились из учения о торговле и развиваются как отдельные науки. Однако наука о торговле (коммерции) остается для маркетинга и логистики базовой, основополагающей. Все три вида деятельности имеют общее исходное основание, они взаимопереплетены, соотносятся как различие внутри формы и между ними возможен взаимопереход. Отнесение тех или иных операций к коммерции, логистике или маркетингу часто допустимо лишь с учетом того, какое содержание в данном процессе преобладает. Приписывание логистике роли науки-интегратора (кстати, на эту же роль некоторые горячие головы прочат маркетинг) лишено всякого основания.
Таким образом, логистика и маркетинг как деятельность и научные направления в их современном виде своим происхождением обязаны феномену подвижности пространства коммерции. Пространство коммерческой деятельности включает два явления и два разнопорядковых понятия. Первое — широта и содержание коммерческой деятельности. Второе — географическое, территориальное пространство, которое преодолевают товарные потоки. Логистика специализируется прежде всего на решении теоретических и практических проблем преодоления пространственного (территориального) разделения [подробнее см.: там же].
Вернемся снова к первопричине. Торговая сделка есть первотолчок, первопричина движения товарно-денежных потоков. Появление собственно экономического знания обусловлено перерастанием обмена товарами в товарное обращение при посредничестве денег. С этого момента стал возможен разрыв акта купли и акта продажи во времени и в пространстве. Наряду с проблемой определения затрат труда на производство обмениваемых товаров, их цены и спроса, возникла проблема накопления товарной массы и ее доставка к местам, где совершались торговые сделки, т. е. проблема учета издержек обращения, которые составляют основную массу нынешних логистических издержек.
Научная методология — учение о научном методе познания — учитывает наличие двух источников силы. Началом потокового движения могут стать и распределительные процессы. У распределительной логистики, помимо торговой сделки, имеется и другая причина первотолчка — распределение материальных ресурсов и сопутствующих им денежных средств. Обе первопричины могут проявляться единовременно; иногда материальный поток приводит в движение одна из них. Такой методологический подход позволяет уточнить среду, в которой зарождается логистическое научное знание.
Считается, что логистика зародилась как прикладная область военного искусства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1896 г.) действительно отмечается, что некоторые военные писатели под термином «логистика» понимали «всю техническую часть стратегии». При подготовке к войне создаются стратегические запасы, а в ходе войны для обеспечения войск требуются поставки больших масс материальных грузов, и такое обеспечение должно быть непрерывным. Нужно сохранить и доставить в назначенные места и захваченную военную добычу. Военная логистика задействует денежные и неденежные рычаги. Умело организованный тыл нередко являлся решающим условием успешных военных действий. Но у военной логистики был прототип — караванная форма торговли, мировые торговые пути, которые функционировали сотни лет.
Примером решения сложных логистических задач может служить организация поточной караванной торговли Руси с Византией (УШ-ХП вв.) [см.: 15]. Ежегодно в Царьград (Константинополь) отправлялись торговые караваны, перевозящие тысячи тонн грузов на огромные расстояния, преодолевая на этом пути многочисленные препятствия и трудности. В зимнее время шла заготовка нужных товаров, их учитывали, сортировали, хранили на складах. Одновременно изготавливались необходимые плавсредства, в том числе торговые суда типа река-море, приводили в порядок причалы. Была создана система обслуживания рынка. Она объединяла все необходимые для того исторического периода элементы рыночной инфраструктуры, включая систему обеспечения военной безопасности торгового пути. Весной торговые караваны, насчитывающие многие сотни кораблей, спускались по рекам к Черному морю и брали курс на Царьград. Поздней осенью караваны, загруженные «заморскими товарами», шли в обратном направлении (русским торговым людям и их флоту не разрешалось зимовать в Константинополе). Византийские власти поощряли материально тех русских купцов, которые занимались
посреднической торговлей: не только привозили свои, но и закупали византийские товары для продажи на русских рынках. Древняя Русь одновременно использовала не один, а три мировых и десятки местных и региональных торговых путей. Если рассмотреть содержание этой масштабной торговой деятельности с точки зрения теории торговли, то обнаружится, что торговые связи Древней Руси с Византией задействовали все звенья поточной торговли: заготовительную, распределительную и посредническую.
Рассмотрим еще одну существенную характеристику логистики, которая в учебниках нередко остается незамеченной. Наличие у логистики двух источников движения позволяет применять ее в рыночных и нерыночных экономических системах, а также в системах с неполным рыночным насыщением, что особо важно для современного российского хозяйства. В условиях планового хозяйства СССР широко развивалась не только логистическая деятельность. Отечественная наука, в рамках теории материально-технического снабжения и сбыта, много сделала для становления логистического знания как основания будущей самостоятельной науки.
В годы Великой Отечественной войны в нашей стране впервые в мировой истории решались логистические задачи невиданной сложности. Военная логистика сочеталась с новым территориальным размещением производительных сил. В труднейших условиях военного времени наряду с выполнением задачи по снабжению войск всем необходимым для ведения боевых действий, под непрерывными бомбежками, при разрыве хозяйственных связей вследствие потери территорий, осуществлялось перемещение целых отраслей промышленности с западных в восточные регионы страны, которые спустя три-четыре месяца начинали производить на новом месте военную продукцию, как правило, принципиально новую, более сложную в изготовлении боевую технику, и обеспечивать нужды фронта. Ни одна страна не знала ничего подобного. К сожалению, богатейший отечественный опыт логистики должным образом не изучается, в то время как военный логистический опыт США описан во всех учебниках по логистике и выдается за ни кем не превзойденный образец. В этом нет ничего удивительного, если учитывать, что учебники «в большинстве своем есть не что иное, как изложение зарубежной теории и практики логистики» [11, с. 4].
Вторая особенность. Прерывность течения порождается и внутренними причинами — процессом движения самих потоков. Перемещение материальных масс в пространстве из одного места в другое сопровождается изменениями состояния внешней экономической среды и внутреннего состояния потока. В логистике данные изменения конкретизированы в понятиях «поток-перемещения» и «поток-изменения». Паузы, иначе — прерывность потокового течения, наступают при создании запасов товарной массы в определенных пунктах их сосредоточения.
Сосредоточение товаров в определенных пунктах (на складах), чтобы подготовить их к дальнейшему перемещению в пространстве, — одна из функций заготовительной торговли и необходимое условие оптовой торговли. Оба вида торговли причастны к поточной торговле. В течение многих столетий самой распространенной формой поточно-организованного рынка являлись ярмарки. Они служили внутренней опорой русской торговли. Первые летописные сведения о международных ярмарках на Руси относятся к IX в. Ярмаркою называли общий торг, «на котором в продолжении определенного законом или обычаем времени велась вольная и беспрепятственная для всех состояний торговля всякого рода товарами». Ярмарочная торговля — вид оптовой торговли.
В теории торговли причиной возникновения торгового дела названа хозяйственная целесообразность. Потребность самой хозяйственной системы, а не погоня за легкой прибылью, как это нередко трактуется в нынешних учебниках, составляет сущность ее бытия. На торговлю выпадает важнейшая хозяйственная функция — уравновешивание запасов и потребностей. Оптовая торговля, как подчеркивают создатели отечественной теории торговли, полезна тем, что поддерживает беспрерывное движение, она объемлет круг движений не только одного города, но и самых отдаленных государств. Накопление товаров на оптовых базах — не самоцель, а условие их беспрерывного движения.
При складировании прекращается перемещение материального потока в пространстве, но изменение его внутреннего состояния продолжается. Прервав перемещение в пространстве, поток теряет часть энергии. Но преобразования, а они затрагивают и физическое состояние вещества, и стоимость товара, и формы организации рынка, позволяют компенсировать потери и накопить энергию для нового этапа движения. Видимо, правы те исследователи, которые рассматривают создание запасов (складирование) не временной остановкой движения, а другой формой потокового процесса. Кстати, это явление обстоятельно изучено и описано политической экономией: товарный поток попадает в производство, вынесенное в сферу товарного обращения, где происходит подготовка товара к реализации: хранение, комплектация, упаковка, раскрой материала и т. п. Здесь образуются производительные издержки обращения, которые увеличивают стоимость товара.
Таким образом, научная методология логистики исходит из теоретической посылки, что поточная форма движения улавливает колебательные процессы, пульсацию экономической материи. Экономический поток непрерывен, если подъем (накопление энергии) и спад (потерю энергии) рассматривать как единый цикл; поток прерывен, если подъем и спад относить к разным направлениям движения.
Чтобы установить способность той или иной науки вырабатывать достоверные знания, проникать в глубины сущности, нужно помнить, что в методе научного познания реальности предусмотрены два уровня — эмпириче-
ский и теоретический. Эмпирический уровень познания предполагает развитие научного исследования от явления к сущности первого порядка. Явленное нередко предстает в искаженном виде. Сущность первого порядка — явление, освобожденное от случайного и временного. Теоретический уровень научного познания — процесс дальнейшего исследования данного явления от сущности первого порядка (т. е. предмета изучения, очищенного от случайного) к сущностям более высокого порядка.
Для ответа на поставленный в начале статьи вопрос принципиальное значение имеет учет степени научного обобщения, необходимого для соответствующего уровня познания. На эмпирическом уровне познания оно завершается выработкой эмпирического закона как сущности первого порядка.
Вспомним, закон и сущность — понятия однопорядковые, одностепенные и выражают углубленное познание реальности. Явление содержит сущность и еще нечто. Явление во всей своей совокупности не может быть выражено через закон. В эмпирическом законе представлена конкретизированная и доведенная до соответствующей степени абстракции обнаруженная в процессе познания данного явления его существенная, причинно-обусловленная связь. Но в нем нет места для всего остального многообразия явления; последнее может быть выражено через категории, которые высвечивают с разных сторон сущность, схваченную в законе. Закон и категории в совокупности дают более полное представление о целостности данного явления. Из этого следует, что новое и уже сумевшее выделиться, «засветиться» научное направление может превратиться в самостоятельную науку лишь в том случае, если оно достигло такого состояния, что способно доводить свои теоретические обобщения до уровня законов и категорий.
На теоретическом уровне научного познания обобщение системы выявленных эмпирических законов доводят до выработки гипотезы, которая, будучи логически доказанной и эмпирически проверенной, превращается в новую теорию — систему категорий, принципов и законов, объясняющую всю исследуемую область реальности.
Видимо, судить об истинном состоянии, которого достигла наука «логистика», ее потенциале следует, лишь исходя из уровней познания, включенных в методологию науки, по степени освоения ею этих уровней. Отметим сразу: для науки, которую относят к метанауке, эмпирическая стадия познания недостаточна; достигнутый ею уровень познания не может быть ниже теоретического.
По определению Иммануила Канта, наукой называется «всякое учение, если оно система, т. е. некая совокупность познания, упорядоченная сообразно принципам» [16, с. 40]. Исходя из данной методологической посылки, научному направлению «логистика», чтобы превратиться в науку, необходимо сложиться в совокупность познания, внутренне упорядоченную. Теперь, суммируя вышесказанное, попытаемся понять и суть будущей научной теории логистики. Она должна представлять собой систему законов, категорий и принципов, объясняющих природу поточной формы движения экономической материи. В нее органически включаются законы философии, общей экономической теории и законы, категории и принципы, которые выявлены и доведены до соответствующего уровня обобщения самой логистикой.
Логистика — наука молодая, быстро развивающаяся. Она проходит путь своего становления. Ей еще предстоит выработать свою систему законов и категорий, конкретизировать многие понятия. «Человеческое познание начинает с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями» [там же, с. 37]. В формальной логике понятие — фиксация мысли о чем-то. Совокупность познаний не может превратиться в упорядоченную изнутри систему, пока ею не выработаны ключевые понятия и категории. Категории — научные абстракции, теоретические обобщения реальных явлений, которые служат предметом данного научного знания. Категория обладает более высоким уровнем абстрактности, обобщает более конкретное теоретическое содержание. Точность экономического знания измеряется степенью конкретности его понятий и категорий. Конкретное в философском определении означает, что многообразие объекта объединено познанной сущностью, оно — синтез многих определений.
В логистике пока многие понятия и категории не конкретизированы. По признанию В. И. Сергеева, в логистике отсутствуют устоявшиеся определения основных понятий. Их «нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе» [17, с. 50]. А выявленные и уже изученные причинные связи не имеют такого уровня научного обобщения, который позволял бы относить их к новым законам, что осложняет усвоение теоретического материала, уже наработанного наукой. Дефицит конкретного теоретического содержания ограничивает возможности разработки научной теории логистики. Дефицит объясняется не только тем, что наука находится в состоянии становления. Такое характерно для науки, когда изначально отсутствует ясное понимание ее центральной идеи и предмета. «Нередко оказывается, что основатель [науки] и даже его позднейшие последователи блуждают вокруг идеи, которую они сами не уяснили себе, и потому не могут определить истинное содержание, расчленение (систематическое единство) и границы своей науки» [16, с. 40].
Логистика относится к конкретным экономическим наукам, т. е. к наукам, изучающим определенную область хозяйственной жизни. Вполне естественно, что в логистических исследованиях и разработках используется «огромный багаж научных знаний, накопленных человечеством за предыдущие десятилетия» [11, с. 20; 17, с. 30]. Но среди перечня научных дисциплин, энергией которых она подпитывается, почему-то не названы эко-
номическая теория и теория торговли. Экономическая теория — единственная из экономических наук, изучающая хозяйство в целом. Логистическое знание впервые сложилось в рамках теории торговли, в свое время отпочковавшейся от политической экономии, но методологически и теоретически связанной с ней. Отрыв логистики от фундаментального экономического научного знания ставит молодую науку в весьма неудобное положение: как бы широко ни трактовали логистику, ее предметом остается только отдельная область, часть общей системы хозяйства. Часть органически связана с целым. Эти связи определяются как устройством части, так и устройством целого. Знания, добытые логистикой, — частичные знания о предмете. Более того, они — относительны: нельзя познать часть, не познав целого. Выше уже отмечалось, что проблема прерывности потокового движения при складировании, а также проблема издержек обращения, по которым в логистике нет определенности, имеют научное объяснение в теории кругооборота и оборота капитала, разработанной политэкономией. Авансированные средства предприятия проходят через три стадии и принимают соответствующие функциональные формы: денежную, производительную и товарную. Логистика обслуживает оба акта товарного обращения и обеспечивает связи с рынком средств производства и с рынком товаров. Акты обращения приводят в движение логистические системы.
В науке «логистика» поток — основная категория. Термин «основная категория» означает, что речь идет об исходном понятии, которое содержит в зародыше все дальнейшее развитие логистики в целостную систему научного знания.
Категория «поток» включает нечто общее, обеспечивающее целостность. В потоке присутствует некоторый внутренний принцип; благодаря ему образуется совокупность явлений, которые находятся во всепроникающей связи друг с другом. Поток включает и некоторую разность, определяющую различия внутри целостности. По мере развертывания этого различия целое пополняется новым содержанием и усложняется. Простое состояние целостности перерастает в сложное состояние. Теперь явленное предстает уже как единство разнообразного или единство во множестве. На практике усложнение простого целого выражается в возникновении сопутствующих основному потоку новых потоковых движений, в появлении функциональных, ресурсных, отраслевых и прочих прикладных логистик. Но проявление различий не отменяет исходного понятия.
Поток — особая форма организации экономической материи. Различные характеристики этой формы можно принимать за основные признаки потока. Рассмотрим несколько таких признаков — характеристик. Поток возникает, развивается и завершается; следовательно, он имеет начало и конец. В потоке течение связное и непрерывное в пространстве и во времени. Течение имеет русло; это означает, что свобода творчества взята в берега необходимости. Поток испытывает внешние и внутренние воздействия, его движение — двояко: перемещение в пространстве и изменения внутри формы. Такое движение допускает состояние, когда пространственного перемещения нет и вся энергия переходит во внутрипотоковые изменения, и наоборот.
Выделив признаки-характеристики, попытаемся дать определение этому исходному началу как простой целостности. Поток — проявление триединого времени, форма организации экономической материи, имеющая в себе причину движения, когда все само собою несется, течет по руслу связно и постоянно.
Логистика — экономическая наука. Она не рассматривает потоки вообще. Логистика изучает закономерности потоковой формы движения экономической материи. Методологические подходы к определению понятия «поток» разработаны политической экономией в теории круговорота и оборота капитала. В процессе кругооборота и оборота авансированные средства образуют поток, поочередно принимают и сбрасывают вещественную и стоимостную форму. В политической экономии поток рассматривается как экономический процесс, проходящий непрерывно во времени и измеряемый в единицах за некоторый период времени. В данном определении поток отнесен к экономическим процессам, акцент сделан на его временные характеристики, что вполне достаточно для теории кругооборота и оборота капитала.
В логистике «поток» представлен как более сложная целостность. Он рассматривается не в готовом виде, а в процессе движения от простого состояния к сложному. Но и здесь понятие «поток» получает определение, во многом сходное с политико-экономическим: «Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующее как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период» [18, с. 67].
Причиной низкого уровня теоретического обобщения логистического знания может служить и устоявшаяся привычка, когда наука и практика не получают четкого разграничения. Логистика — деятельность и логистика — научное направление — не одно и то же, и они заслуживают, чтобы исследователи это учитывали. Логистическая деятельность в эмпирическом смысле выражается во множестве отдельных раздробленных хозяйственных актов. Логистическое знание также разобщено, внутренне не упорядочено. В научной и учебной литературе употребляется до двух десятков определений понятия «логистика». Каждый автор пытается по-своему истолковать разнообразие видов и сфер приложения логистики. В практической логистике отыскивают способы объединения разрозненных хозяйственных актов, выстраивая цепи зависимости. Нечто подобное пытаются применить и в научной логистике.
Теория логистики сама выступает научно-методологической базой прикладных логистик. Она питает и практическую логистику знаниями, которые придают ей уверенность и силу. Но недостаточный уровень теоретической конкретизации логистического знания, который можно повысить, используя фундаментальные научные знания, не позволяет выработать научное определение понятия «логистика»: логистику сводят либо к деятельности, либо в одно определение втискивают логистику-науку и логистику-деятельность и загоняют исследование в тупик. Смешивание понятий искажает их содержание. Например, когда говорят о функциях логистики, какая логистика имеется в виду? Может ли теория логистики нести какую-либо конкретную хозяйственную функцию? Но это органически свойственно практической логистике. Что касается теории логистики, то она полезна тем, что вырабатывает знания о поточной форме движения экономической материи; служит теоретической и методологической базой для отраслевых логистик; знания, которые она доводит до уровня хозяйственного применения, питают практическую логистику и повышают ее дееспособность.
Тщетные попытки использовать прием упорядочения, пригодный для практической логистики, в научной логистике лишь свидетельствует о том, что исследователи до сих пор не усмотрели самого существенного ее содержания, которое только и может стать основанием научного определения.
Существенное в научной логистике не обнаруживается при механическом объединении разрозненных актов. Существенное можно усмотреть, если обратить внимание на некоторый общий принцип, на нечто целое, выходящее за пределы отдельных хозяйственных актов. Нужно мысленно подняться над частными актами и сферами, чтобы обнаружилось это нечто целое, которое развивается по своим особым нормам и проявляется как некоторая общая функция, вносящая единство и связность в разрозненные хозяйственные акты.
Выделим это нечто целое, стоящее над отдельными актами и развивающееся по своим особым нормам, и обнаружится научное основание логистики — экономические потоки в хозяйственных системах. Ничего более для определения сути теории логистики не требуется. Логистика изучает законы потоковой формы движения экономической материи. Практическая логистика занимается организацией и управлением экономическими потоками в разных сферах хозяйственной системы.
Теория логистики — это не набор хозяйственных целей и задач, какими бы нужными они ни казались, а определенная система законов, категорий и принципов, упорядоченная сообразно внутренней необходимости. Перед логистикой, как и перед каждой социальной наукой, отпочковавшейся от материнской основы и достигшей в развитии состояния, когда она способна доводить свои теоретические обобщения до уровня категорий и законов и пытается обрести собственную теорию, встает проблема овладения методами познания законов мира, сотворенного человеком.
Творческая способность человека уникальна. Он наделен сознанием и, в отличие от природы, в процессе созидания использует два источника самодвижущейся силы: причинность через необходимость (по примеру природы) и причинность через свободу выбора. Поэтому сущность творимого человеком мира состоит в непрерывно рождающемся будущем.
Законы развития мира, сотворенного человеком, подобны законам природы, поскольку они выражают причинность через необходимость и поэтому имеют объективный характер, не зависят от воли человека. Однако эти законы выражают и другую связь, которой нет у законов природы, — причинность через свободу творчества, и поэтому они не отделены от субъективной, осознанной деятельности людей. Этим обусловлено их отличие от законов природы: 1) устойчивость экономических законов определяется устойчивостью исторической среды, т. е. они не вечны, им присуща пространственно-временная характеристика; 2) экономические законы, в отличие от законов природы, имеют иной внутренний источник самодвижения. Хозяйственные акты автоматически не осуществляются. Для этого требуется осознанная деятельность людей, причем необходим непрерывный творческий процесс.
И еще одна особенность. Человек в созданном им мире одновременно и творец, и исполнитель задуманного. Наука — не только форма мысли, но и социальная реальность; она создает метафизический фундамент новой символической реальности. Своеобразно и взаимодействие между человеком и наукой: овладевая наукой, человек диалектически отрицает свой прежний духовный мир и строит новый, на иных основах; в то же время наука овладевает человеком и становится его новой природной характеристикой. Это влияет на характер противоречий между научной теорией и опытом. Так, выстроенная теоретическая логистическая модель становится и формой жизни, и программой хозяйственной деятельности конкретных субъектов. Причину неудавшегося опыта относят, как правило, к субъективным факторам, ее воспринимают как результат невыполнения на практике каких-то условий, принятых теорией. Такая интерпретация событий предъявляет повышенные требования к достоверности теоретических положений и выводов, рекомендованных для практического использования.
Логистическое знание постоянно совершенствуется, молодая наука пытается обрести свою теорию и методологию, уточняется предмет исследования. Можно выделить несколько направлений поступательного развития логистического знания: 1) обрабатывается форма и познаются закономерности потокового движения экономической материи; 2) происходит отбор стимулов, способствующих развитию логистики; 3) совершенствуется теория управления логистическими процессами; 4) уточняется понятийный аппарат науки.
Итак, философия науки «логистика» — это и форма теоретического осмысления пройденного ею пути, его коррекции, это и метод обнаружения зачатков ее будущего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасенко И. Д. Хозяйство с неоднородной экономической структурой // Известия СПбУЭФ. 2008. № 3.
2. Афанасенко И. Д. Учение о хозяйстве // Известия СПбУЭФ. 2006. № 2.
3. Орды н-На щ о к и н А. Л. Новоторговый уставъ (1667 г.) // Собрание государственные грамотъ и договоровъ, хранящихся въ государственной коллегии иностранныхъ делъ. Ч. 2. М., 1828.
4. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Наука, 2003.
5. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство. М.: Республика, 1996.
6. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1871.
7. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990.
8. Богданов А. А. Философия живого опыта. М., 1923.
9. Попов В., Крайнюченко И. На стыке наук и дисциплин // Логистика. 2003. № 1.
10. Философия науки: учебное пособие / под ред. проф. И. А. Сафронова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
11. Стаханов В. Н., Украинцев В. В. Теоретические основы логистики. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
12. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
13. Афанасенко И. Д. История Русской цивилизации. Книга вторая. Россия в потоке времени. История предпринимательства. 2-е изд., доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
14. Борисова В. В. Логический менеджмент в межрегиональном товарообмене. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2008.
15. Афанасенко И. Д. История Русской цивилизации. Книга первая. Экономика и духовная программа России. 2-е изд., доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. 464 с.
16. Кант И. Изречения / Сост. проф. В. Н. Брюшинкин. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.
17. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
18. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес — пресса», 1999.