Научная статья на тему 'КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ - СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ - СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИНТЕГРАЦИЯ / СИНЕРГИЯ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курданов Э.М., Гордеев А.С.

В статье предложен оригинальный подход к актуальной проблеме кластеризации региональной экономики. В отличие от широко распространенных форм интеграции, строящихся на производственно-технологическом принципе, авторы предложили модель построения кластера, субъекты которого преследуют главной целью получение управляемого синергетического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERING OF REGIONAL ECONOMY - SYNERGETIC APPROACH

This paper proposes a novel approach to the important problem of clustering of the regional economy. In contrast to the widespread forms of integration, built on the principle of production and technology, the authors propose a model of constructing a cluster, the subjects of which are designed primarily to obtain a synergistic effect.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ - СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

УДК 332.1

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ - СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Курданов Э. М., аспирант

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

Гордеев А. С., кандидат экономических наук ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

CLUSTERING OF REGIONAL ECONOMY - SYNERGETIC APPROACH

Kurdanov E. M., Post-graduate Student

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov» Gordeev A. S., Candidate of Economy

FSBEI HPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

В статье предложен оригинальный подход к актуальной проблеме кластеризации региональной экономики. В отличие от широко распространенных форм интеграции, строящихся на производственно-технологическом принципе, авторы предложили модель построения кластера, субъекты которого преследуют главной целью получение управляемого синергетического эффекта.

Ключевые слова: кластер, интеграция, синергия, синергетический эффект, институциональные издержки, технология взаимодействия.

This paper proposes a novel approach to the important problem of clustering of the regional economy. In contrast to the widespread forms of integration, built on the principle of production and technology, the authors propose a model of constructing a cluster, the subjects of which are designed primarily to obtain a synergistic effect.

Key words: cluster, integration, synergy, synergy, institutional costs, technology interaction.

Актуальность проблемы. За последние несколько десятилетий кластеризация экономики получила широкое распространение. Как эффективная форма интеграции кластеризация рассматривается в качестве комплексного механизма, обеспечивающего стабильное развитие и конкурентоспособность предприятий, организаций и отраслей, участников кластерного взаимодействия.

Основоположником кластерной теории, считается профессор Гарвардской школы М.Потер. По его определению: «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики». Для бизнеса кластер - это реальная возможность обеспечить конкурентоспособную среду функционирования на длительное время. Это достигается за счет реализации главного принципа кластеризации - получение синерге-тического эффекта.

В кластерной теории классиков, как показывают исследования и анализ опыта, существует ряд умозаключений требующих уточнения.

В первую очередь это относится к утверждению, что кластеры состоят из «географически соседствующих, взаимосвязанных компаний, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга» (Потер М. Международная конкуренция. - М: Международные отношения, 1993). Как показывала практика - «географическое соседство» - не обязательно, особенно это относится к взаимодействию в сфере образования, медицины, к таким направлениям деятельности как инновационное, инвестиционное, новые технологии, вооружение космос и т.д. Интеграция не ограничивается масштабами региональной экономики, примером тому служат процессы трансформации национальной экономики и глобализации. Следующее утверждение, что «кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой мелкие», тоже требует уточнения. Кластеризуются, если можно так выразиться, не сильные и мелкие предприятия, а технологически и институционально зависимые предприятия, организации и учреждения, с главной целью: достижение синергетического эффекта от

эффективного использования факторов производства.

В этой связи, считаем целесообразным и правомерным обратить внимание исследователей и практиков на следующее: если при формировании кластера не ставить задачу обеспечения воспроизводственного (простого и расширенного) подхода за счет создания механизмов формирования и управления синергетическим эффектом, интеграция предприятий и организаций превратится в традиционное их взаимодействие в модной форме.

Эту труднейшую задачу, недостаточно теоретически и практически проработанную, не решить без специально подготовленных платформ, призванных соединять вместе фундаментальную и прикладную науки, проектные разработки, научное сопровождение их реализации, высокотехнологические производства, финансовое и кадровое обеспечение. С этой точки зрения, кластеры должны служить такой платформой.

В европейских странах кластеры стали возникать в начале 70-х годов. В Россию кластерный подход пришел в 1990-2000 гг. Сегодня опыт создания кластеров в России еще небольшой. Создаваемые кластеры мало чем отличаются от обычных интеграционных структур, разве что большим количеством интегрирующихся субъектов. В европейских странах целью кластеризации стало создание «самовоспроизво-

дящегося» территориального сообщества. Самовоспроизводящийся подход не до конца еще понят и осознан отечественными учеными и бизнесом. Российский бизнес интегрируется потому, что это модно, и предметом коммерческих договоров служат как правило «поставки» или «реализация». Зачастую к кластерам относятся как к инновационной структуре, подменяя его, на самом деле, - технологическим взаимодействием. В качестве достижений при осуществлении «кластерного» подхода преподносятся: рост объемов производства, увеличение количества рабочих мест и др. Что само по себе здорово, но ничего общего не имеет с целями кластеризации. Рост названных показателей, может быть, достигнут как в рамках отдельного предприятия, так и в рамках любой формы интеграции.

Если формирование кластеров рассматривать как самый высокий уровень интеграции, обеспечивающий синергетический эффект, то можно выделить три ее этапа.

Первый (Рисунок 1) - это технологическая интеграция, участниками которой являются: отрасль образующие предприятия и организации, технологически зависимые предприятия и организации и учреждения институциональной структуры, обслуживающие интеграционное взаимодействие.

Рисунок 1 - Взаимодействие, обусловленное производственными технологиями

Целью первого уровня интеграции служит -реализация производственных технологий. Механизм централизованного управления нацелен на обеспечение реализации договорных обязательств. Результат: устойчивое взаимодействие в рамках технологических процессов. Как не трудно заметить «объединением усилий», «синергетическим эффектом» в такой

форме интеграции и не пахнет. Согласно действующих коммерческих договоров, «любая сторона договора может его расторгнуть в любое время». Каждый субъект интеграции преследует свои цели, хотя реализация которых технологически зависима. В условиях развитой конкуренции технологически зависимые предприятия (это относится и к организациям

институциональной структуры) вправе выбирать наиболее выгодных клиентов, да и отрасль образующие предприятия тоже.

Эта форма (или уровень) интеграции при хорошо отлаженном взаимодействии ее субъ-

ектов может стать основой (платформой) для перехода на более высокий уровень интеграции (Рисунок 2).

Рисунок 2 - Интеграция с целью инновационного развития

Как видно из рисунка, к интеграционной структуре первого уровня присоединяются научно-исследовательские и внедренческие предприятия и организации. Интеграция преследует уже дополнительно инновационные цели. К целям прибавляются - «совершенствование производства и технологий», а к задачам управления -обеспечение «реализации проектов и программ развития».

Результатом служат: взаимодействие в рамках интеграции первого уровня и взаимодействие в рамках реализации инноваций.

Характерной особенностью интеграционной структуры второго уровня является то, что к завершению реализации проектов и программ развития, она автоматически превращается в интеграционную структуру первого уровня или может оставаться таковой длительное время, обусловленное наличием программ совершенствования производства.

Интеграция с синергетическими целями (Рисунок 3) не имеет завершенной структуры, сохраняются только субъекты, составляющие

Рисунок 3 - Интеграция с целью реализации синергетических потенциалов (кластеризация)

структуру первого уровня интеграции. Состав чения синергетического эффекта. Ими могут других субъектов определяется задачами полу- стать предприятия и организации других отрас-

лей и видов экономической деятельности экономики региона.

Как уже отмечалось, целью данного уровня интеграции является - получение синергетиче-ского эффекта. Централизованная служба управления должна обеспечить формирование и экономическую оценку синергетического потенциала субъектов интеграции и их реализацию.

Результатом интеграционного взаимодействия должны стать:

- управляемые технологии получения синер-гетического эффекта;

- сам синергетический эффект в рамках субъектов интеграционного взаимодействия;

- централизованное финансирование воспроизводственных процессов.

Не трудно заметить, что на сегодняшний день отсутствуют механизмы и методики формирования и оценки синергетических потенциалов субъектов интеграции, формализованные технологии достижения синергетического эффекта, а также концепции его распределения между участниками интеграционного взаимодействия. Именно, названные проблемы должны стать объектом теоретических исследований и практических апробаций.

Из анализа приведенных трех моделей (уровней) интеграции и, принимая, во внимание установку, что приоритетной целью кластеризации региональной экономики является получение синергетического эффекта, можно сделать вывод: кластером может стать любая (и первая и вторая) интеграционная модель при условии, что взаимодействие строится не только на технологическом принципе, но и на основе управляемых технологий достижения синергетиче-ского эффекта.

Все выше сказанное, позволяет нам уточнить существующие определения кластера. На наш взгляд под кластером следует понимать «совокупность субъектов региональных и национальных экономик, имеющих главной целью взаимодействия обеспечение воспроизводства факторов производства за счет реализации механизмов формирования и управления их синерге-тическими потенциалами».

Известно, что установленной мощностью предприятия предопределяется объем производства продукции, а, следовательно, доход и другие экономические показатели. Сама установленная мощность обусловлена или количеством производственного персонала или количеством используемого оборудования, и наконец, производительностью конечного звена производственной технологии. Синергетика взаимодейст-

вия возникает, когда прирост объема производства продукции, ее качества становится невозможным без консолидации усилий с другими предприятиями и организациями. И в тоже время, как нами отмечалось выше, консолидация усилий может происходить в любой интеграционной форме. Кластеризация, на наш взгляд, требует наличия следующих условий.

Во-первых, количественное измерение си-нергетических потенциалов факторов производства.

Во-вторых, наличие механизмов управления реализацией синергетических потенциалов.

В-третьих, наличие технологий реализации синергетических потенциалов.

В-четвертых, наличие квалиметрической системы оценки экономических и финансовых результатов, получаемых в результате реализации технологий синергетического взаимодействия.

В первом приближении объектами оценки синергетических потенциалов должны стать:

- основные производственные фонды (здания, оборудования, механизмы);

- оборотные фонды (сырье, материалы, запасы);

- трудовые ресурсы (производственный и управленческий персонал);

- используемые технологии;

- менеджмент;

- маркетинг;

- рынки сбыта продукции;

- энергетические ресурсы (вода, тепло, электроэнергия, газ);

- финансовые ресурсы (радиональное размещение).

Принципом формирования и оценки синерге-тических потенциалов должен стать: оценка предельных возможностей конкретного субъекта интеграции по каждому объекту синергетики; оценка целесообразного уровня роста возможностей объектов синергетики, за счет интеграционного взаимодействия, и наконец, - управляемость их реализацией.

Новизна предлагаемого подхода к вопросам кластеризации региональной экономики состоит в том, что уточнено само понятие кластера, и предложена концептуальная модель кластера, создаваемого с целью управления воспроизводством факторов производства за счет управляемого синергетического эффекта.

Практическая значимость предлагаемых рекомендаций состоит в том, что при реализации концептуальной модели на практике значительно повысится эффективность использования факторов производства, а также будет обеспече-

но их воспроизводство за счет синергетического эффекта взаимодействия.

Литература

1. Бабков Г.А., Муратова Л.И., Понамаренко С.А. Методика экономических исследований и расчетов в региональной и сервисной экономике // Шахты: ЮРГУЭС, 2009.

2. Дворцин М.Д. Что такое кластеры и как их создавать // Альманах «Восток», 2007. - №1.

3. Лексин В.Н., Лексин И.В., Чучелина Н.Н. Качество государственного и муниципального

управления и административная реформа // М.: Европроект, 2006. - 352 с.

4. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы // М.: Экономика, 1987.

5. Пчелинцев О. Региональная экономика в системе устойчивого развития // М.: Экономика, 2006.

6. Инвантер В.В., Узяков М.Н. Перспективы развития экономики России на ближайшие 20 лет // Вестник РАН. Том 78. - №2. - 2008.

УДК 338.436.33 (470.64)

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЖИВОТНОВОДЧЕСКОГО ПОДКОМПЛЕКСА

Узденов Ю. Б., д.э.н., профессор кафедры «Экономика»

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова» Даттуева Ф. Ю., к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Экономика»

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова»

IMPROVING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE REGIONAL LIVESTOCK

SUB COMPLEX

Uzdenov J.B., Doctor of Economics, Professor in the chair of «Economics»

FSBEIHPE «Kabardino-Balkaria State Agrarian University named after V.M. Kokov»

tel. number 40-68-10 Email: marina-uzdenova@rambler.ru Dattueva F.J., Candidate of Economics, Senior lecturer in the chair of «Economics»

FSBEI HPE «Kabardino-Balkaria State Agrarian University named after V.M. Kokov»

tel. number 40-68-10 Email: marina-uzdenova@rambler.ru

В статье отображены важнейшие вопросы повышения экономической эффективности функционирования регионального животноводческого подкомплекса на современном этапе развития региона. Излагаются концептуальные основания развития отрасли, рассматриваются состояние и тенденции развития производства мясомолочной продукции, даются авторские разработки по преодолению кризисных явлений в отрасли.

Ключевые слова: региональный мясомолочный подкомплекс; экономическая эффективность; производственно-сбытовая деятельность хозяйствующих субъектов.

The most important issues of improving of the regional livestock sub complex economic efficiency during the formation of market relations in agro-industrial complex. The conceptual foundation of the industry is described, the status and trends of development of production of meat and dairy products in the region are considered, and authoring to overcome the crisis in the industry is given. The article is intended for students, postgraduates, teachers, specialists, heads of economic entities.

Key words: regional livestock sub complex, economic efficiency, production and marketing activities of economic entities.

В Кабардино-Балкарской Республике за последние двадцать лет потребление мяса и мясопродуктов на душу населения снизилось с 48 до 43 кг, молока и молокопродуктов с 383 до 280 кг

при научно обоснованной норме питания 360 кг. Ресурсы мяса и мясопродуктов имеют следующую динамику: запасы на 2011 года возросли на 26,1%; соответственно производство - на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.