Научная статья на тему 'Кластеризация - инструмент повышения конкурентоспособности аграрного производства Ямала'

Кластеризация - инструмент повышения конкурентоспособности аграрного производства Ямала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ПРОДУКТОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КЛАСТЕРЫ / COMPETITION / TERRITORIAL AND PRODUCTION COMPLEXES / KLASTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилова О. В., Енина Е. И.

В последние годы значительно повысился спрос на оленину. Россияне начинают все больше заботиться о своем здоровье и исключают из питания жирные виды мяса. Мясо оленя богато витаминами: важнейшие из них -витамины групп В и А. Содержание жиров в оленине достаточно низкое, поэтому мясо имеет высокую потребительскую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLUSTERIZATION - AN INSTRUMENT OFINCREASING TO COMPETITIVENESS AGRARIAN PRODUCTION YAMALA

At the last years vastly increased the demand for venison. Rossiyane begin all more take care of its health and exclude from feeding fat types meat. Meat of the deer richly vitamin: the most most important of them a vitamins of the groups В and А. The Contents fat in venison it is enough low so meat has high consumer value.

Текст научной работы на тему «Кластеризация - инструмент повышения конкурентоспособности аграрного производства Ямала»

Экономика

в сферах производства средств производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в сфере переработки и торговли, а также вследствие неудовлетворительного финансового состояния сельскохозяйственных организаций. Если в сельском хозяйстве развитых стран Западной Европы сельские товаропроизводители среди потребителей лизинговых услуг занимают почти 10%, то доля российских товаропроизводителей среди пользователей лизинговых услуг составляет только около двух процентов.

Для успешного развития лизинга основными факторами являются: устранение нехватки стартового капитала для организации лизинговых компаний, приближенных к пользователям лизинговых услуг. Если лизинг позволяет товаропроизводителю приобрести технику, располагая 1/3 необходимых для этого средств, то лизинговая компания приобретает технику у её производителя за полную стоимость, для чего лизингодателю требуется кредит. Для банков лизинговая компания является предпочтительным заёмщиком в силу масштабности своего займа в сравнении с множеством лизингополучателей, берущих небольшие кредиты. Так финансовый лизинг содействует снижению риска невозврата кредита.

Развитие лизинга сдерживается ещё и из-за отсутствия инфраструктуры лизингового рынка, развернутой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые адресно обслуживали бы всех участников лизингового процесса.

Литература

1. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М., 1996. - 204 с.

2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

3. Серых В.А. Инвестиции в АПК: большие надежды на лизинг // Лизинг. - 2006. - №4. - С. 24-33.

4. Сёмин А.Н., Сёмина Н.А., Сычёва Ф.А., Шарапова В.М. Лизинг в системе регионального АПК: научные основы развития. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2004. - 360 с.

Мешает развитию лизингового рынка отсутствие достаточно стройной системы информационного обеспечения лизинговой деятельности, которая поддерживала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях и условиях предоставления лизинговых услуг.

Вопреки наличию недостатков развития рынка лизинговых услуг, которые, по нашему мнению, следует последовательно и настойчиво устранять, сдача машин и оборудования в лизинг для многих сельских товаропроизводителей остаётся наиболее оптимальной и оперативной формой обновления основных фондов. На сегодня лизинг зарекомендовал себя как эффективный инвестиционный механизм на рынке материально-технических ресурсов АПК, он остается эффективным механизмом доукомплектования и воспроизводства машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций.

Совершенствование всего агроли-зингового рынка способствует преодолению диспаритета цен на сельхозмашины и продукцию сельского хозяйства; расширению сбыта и покупки сельхозтехники и оборудования. По выводам специалистов, повышению спроса на сельхозмашины способствует активизация корпоративных аграрных коммерческих организаций и фермерских хозяйств, а также личных подсобных хозяйств населения, садово-огородных товариществ, подсобных хозяйств промышленных предприятий. Сегодня созда-

ются условия для рационализации сочетания интересов всех агентов лизингового рынка: изготовителей машин, пользователей и лизингодателей.

Все это способствует возникновению синергетического (умноженного, кумулятивного) эффекта. Он обусловливается деятельностью комплекса факторов, среди которых: льготы, предоставляемые сельским товаропроизводителям; включение лизинговых платежей в себестоимость продукции; использование фьючерсных сделок на сельскохозяйственную продукцию; возможность и потребность оплаты лизинговых платежей в натуральной форме. Такая форма взаиморасчетов отвечает интересам и сельхозтоваропроизводителей, и государства, так как она гарантирует поставки продукции в федеральный фонд.

Выгоды очевидны и от ускоренной амортизации техники; снижения простоев техники и потерь при выполнении сельскохозяйственных работ; роста эффективности использования техники за счёт высокого качества сервисных услуг и др.

Положительным фактором может стать и то, что экономический эффект, полученный на лизинговом рынке, может быть поделён между агентами рынка в соответствующих пропорциях с учётом вклада в формирование конечного результата. Этот фактор мог бы стать предметом активного научного поиска с участием и учёных, и практиков лизинговой деятельности.

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ - ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ЯМАЛА

О.В. КИРИЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент Е.И. ЕНИНА,

аспирант, Тюменская ГСХА, г. Тюмень

Ключевые слова: конкуренция, территориальнопроизводственные комплексы, кластеры.

В настоящее время на Ямале сложились разнообразные типы интеграционных моделей, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Развита система общин, ведущих традиционное хозяйство в оленеводстве. На уровне округа принята целевая программа,

Г*?

направленная на реорганизацию предприятий рыбной отрасли. Все предприятия были интегрированы в ОГУП "ВИК рыбной отрасли" составленной из двух промышленных зон: Восточная (ОГУП "Тазовский рыбозавод", МУП "Гыдинс-кий рыбозавод", МУП "Пуровский рыбокомбинат") и Западная (ООО "Салехард - рыба", ООО "Новопорт - рыба", ООО "Салемал-рыба", МУП "Горьковский рыбозавод").

Цель и методика исследования

За последние шесть лет финансирование программных направлений развития АПК увеличилось до 310,1 млн рублей в 2007 году (таблица 1).

Аграрная политика в округе часто приводила к искусственному созданию "полюсов" экономического роста, не имеющих необходимой устойчивости

Competition, territorial and production complexes, klasters.

Экономика

Таблица 1

Финансирование из бюджета программ развития АПК ЯмалоНенецкого автономного округа за 2006-2007гг.

Наименование программы 2006 г. 2007 г.

Развитие отраслей сельского хозяйства в ЯНАО на 2006-2010 годы, тыс. рублей 9779 14910

Национальный проект «Развитие АПК на 2006-2008 годы», тыс. рублей 307300 295280

Итого 317078 310190

Таблица 2

Финансовый результат аграрного производства

Показатель 1997 2000 2004 2005 2006

Сальдированный финансовый результат всей деятельности, млн рублей -18,3 10,3 5,4 1,6 -89,9

Число прибыльных организаций, к общему числу 33,3 69,2 41,2 38,9 29,4

Сумма прибыли, млн рублей (1997 г. -млрд рублей) 3,1 34,1 37,4 69,9 6,0

Число убыточных организаций, к общему числу 66,7 30,8 58,8 61,1 70,6

Сумма убытка, млн рублей (1997 г. -млрд рублей) 21,5 23,8 32,0 68,3 95,9

Субсидии, полученные из бюджета, млн рублей (1997 г. - млрд рублей) 32,7 110,2 210,8 245,5 222,1

Рентабельность, убыточность (-), (с учетом дотаций и компенсаций из бюджета), процентов всей деятельности -11,9 3,4 1,1 0,3 -20,0

Таблица 3

Эффективность бюджетных субсидий по продукции агропромышленного производства

Показатель 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Субсидии на единицу продукции руб., в том числе

Мясо оленей 88,66 52,07 71,60 88,18 214,94

Молоко 12,91 9,19 13 20,67 46,63

Рыба 23,64 15,58 21,6 20,76 24,71

Финансовый результат от реализации единицы произведенной продукции

Мясо оленей -18,64 -41,83 -46,93 -59,09 126,13

Молоко -8,4 -16,5 -14,17 -10,70 1,5

Рыба 10,23 -0,02 -1,85 -0,05 -0,98

в долгосрочной перспективе, а также формированию иждивенчества у коренных малочисленных народов севера вследствие использования массированных субсидий и дотаций. Финансовые результаты аграрного производства приведены в таблице 2.

Для оценки эффективности действующей системы государственной поддержки и регулирования агропромышленного производства необходимо критически исследовать влияние бюджетных субсидий на основной макроэкономический показатель - финансовый результат за исследуемый период имеет отрицательное значение. (таблица 3).

Основными причинами неэффективности программных мероприятий, субсидирования можно считать:

- предусмотренные и необходимые

для выполнения программ целевые средства выделяются не полностью;

- при инвестировании программ планируется большая доля собственных средств предприятий, многие из которых в плане финансовой устойчивости несостоятельны;

- при разработке не учитывается реальное состояние ресурсного потенциала, что ведет к завышению прогнозных показателей программ;

Задача на современном этапе состоит в том, чтобы повысить эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий с учетом факторов внешней среды, при условии объединения предприятий в кластерную систему. Формирование кластерной системы основывается на создании производственной цепочки и сохранении производственных связей,

что является предпосылкой устойчивого развития и повышения уровня конкурентоспособности.

В повышении конкурентоспособности кластерный подход становится одним из основных. М. Портером, дал определение кластера как группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определенной сферы, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [1, с. 207]. Обозначение простого географического скопления предприятий термином "кластер" будет ошибкой [2, с. 7]. Соглашаясь с вышесказанным, отметим, что структура кластера объединена едиными материальными, финансовыми и информационными потоками. Во-вторых, кластер должен иметь ярко выраженный фактор лидирующего (интегрирующего) продукта или услуги. В-третьих, предприятия кластера связаны работой на определенный сектор рынка, то есть имеют покупателей, находящихся на определенной территории.

Сельское хозяйство ЯНАО имеет зональную специализацию, которая отражает территориальное размещение сельского хозяйства, крупный экономический район специализируется на производстве тех видов продукции, для которых имеются наиболее благоприятные природно-климатические условия. Главная профилирующая отрасль агропромышленного производства Ямало-Ненецкого автономного округа - оленеводство.

Для вывода сельскохозяйственных предприятий из стагнационного состояния на траекторию оживления и экономического роста необходимо решение комплекса мер, по созданию отлаженного, адекватного условиям рыночной экономики организационно-экономического механизма управления агропромышленным комплексом (АПК), одним из элементов которого является организация мониторинга эффективности использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности аграрного производства.

М. Портер в своей книге "Стратегия конкуренции" представляет три основных направления формирования стратегии конкурентоспособности:

- лидерство в снижении издержек;

- дифференциация;

- фокусирование, которое означает особое внимание.

Чтобы быть лидером, компания должна удерживать издержки на более низком уровне, чем у конкурентов. Природа преимуществ такого рода зависит от структуры отрасли, экономии за счет масштабов производства, применения передовой технологии или доступа к источникам сырья.

Смысл фокусирования состоит в выборе сегмента отраслевого рынка и обслуживании его с помощью более эффективной по сравнению с конкурен-

Таблица 4

Затраты на проведение выставки "Зелёная неделя", стоимость участия

Затраты Сумма, тыс. руб.

Аренда выставочной площади 1159200

Регистрационный сбор за участие 8625

Дополнительные услуги организаторов выставки 29052

Транспортные расходы 655 300

Приобретение полиграфической и сувенирной продукции 387500

Приобретение мясной продукции в ассортименте 35525

тами стратегии.

Дифференциация означает стремление компании к уникальности в каком-либо аспекте, удовлетворяющем запросы потребителей. Однако результатом этого могут быть более высокие издержки производства продукции.

Оленеводство округа может стать той уникальной отраслью. В последние годы значительно повысился спрос на оленину. Россияне начинают все больше заботиться о своем здоровье и исключают из питания жирные виды мяса. Мясо оленя богато витаминами: важнейшие из них - витамины групп В и А. Содержание жиров в оленине достаточно низкое, поэтому мясо имеет высокую потребительскую ценность.

Представители малых коренных народностей Крайнего Севера России используют оленину как основной продукт в рационе питания. В исключительно суровых погодных условиях Крайнего Севера оленина практически единственный продукт, который по пи-

тательным свойствам гарантирует человеческому организму достаточный набор белков, жиров, минеральных веществ и витаминов, необходимых для активной жизнедеятельности человека.

Энергетическая ценность оленьего мяса по сравнению с другими известными видами мяса ниже, что подтверждает его диетические свойства. Оленина по питательным характеристикам может быть отнесена к постной здоровой пище. Мягкость и тонковолокнис-тость мяса, а также подлинный вкус дичи - свойства, обеспечивающие выработку из оленины экзотического, уникального и известного во всем мире деликатеса. Развитие бренда оленина Ямала нуждается в развитии кластера, затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта одна из затратных статей маркетинга предприятия. Выход на мировой рынок среднему предприятию недоступен, затраты на участие в выставке "Зеленая неделя"

Экономика

в Берлине для производителей оленины превысят миллионы рублей, примерные затраты приведены в таблице 4.

Кластерный подход дает ряд преимуществ:

- развитие кластерной системы приводит к увеличению количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы, появлению основания для диверсификации экономического развития территории;

- улучшение кадровой инфраструктуры;

- наличие крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;

- территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы;

- обеспечение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- расширение экспорта производственной продукции;

- внедрение передовых инновационных технологий;

- повышение инвестиционной привлекательности предприятий, в том числе для иностранных инвесторов;

- расширение рынков сбыта продукции и поиск партнеров для бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- модернизация основных фондов и технологий, обновление производственной инфраструктуры организаций;

- повышение государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, совершенствование механизмов предоставления государственной поддержки.

Литература

1. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. - М., 2000.

2. Пилипенко И.В. Принципиальные различия в концепциях Промышленных кластеров и территориально-производственных комплексов // Вестник Московского университета. Сер. 5 "География". - 2004. - №5.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАТРАТ НА РЕЗУЛЬТТЫ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА

Т.А. КОЦУБА,

директор ООО "УГМК-Агро", г. Екатеринбург М.Р. МЕДВЕДЕВ,

директор ЗАО "Агрофирма "Патруши", Сысертский район, Свердловская область

Ключевые слова: АПК, рентабельность, себестоимость, производство молока.

Современное состояние агропромышленного производства соответствующим образом отразилось на состоянии молочной отрасли в Свердловской области, играющей на рынке продовольствия одну из важных ролей. Необходимость снижения затрат на единицу продукции является основным аспектом в обозначенной проблеме, способствующим более рациональ-

ному использованию имеющихся ресурсов и повышению эффективности производства. Известно, что многие показатели экономической эффективности производства, такие, как уровень рентабельности, норма прибыли, показатели окупаемости капитала, в немалой степени зависят от уровня себестоимости продукции. Таким образом, чем дешевле производство про-

дукции, тем выше эффективность его производства.

За последние 3-5 лет, средняя себестоимость 1 кг молока в хозяйствах Свердловской области увеличилась с 3,5 до 6,5-9 руб. При переходе на бес-при-вязное содержание коров при продуктивности стада 7000-7500 кг она

Agrarian and industrial complex, profitability, the cost price, Manufacture of milk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.