УДК 378
КЛАСТЕР КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Галина Михайловна Ефремова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Оксана Николаевна Мороз
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Елена Александровна Кочетова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается формирование образовательного кластера как одной из форм государственно-частного партнерства. Анализируется развитие взаимодействия государственных органов управления образованием, образовательных учреждений и бизнес-структур на основе контрактных форм. В качестве основного инструмента управления образовательным кластером предлагается использование корпоративных проектов.
Ключевые слова: образовательный кластер, государственно-частное партнерство, государственные органы управления образованием, корпоративный проект, инновации, права собственности, институциональная среда, соглашение, финансирование, льготы.
CLUSTER AS A FORM OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP
Galina M. Efremova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., Professor of the Department of Management and Entrepreneurship, tel. (383) 361-01-24, e-mail: [email protected]
Oksana N. Moroz
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof. at the Department of Management and Entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
Elena A. Kochetova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Master's Degree student, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]
The article considers the formation of an educational cluster as one of the forms of public-private partnership. The development of interaction between state educational authorities, educational institutions and business structures on the basis of contract forms is analyzed. The use of corporate projects is proposed as the main tool for managing the educational cluster.
Key words: Educational cluster, public-private partnership, state educational authorities, corporate project, innovations, property rights, institutional environment, agreement, financing, benefits.
Во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества государства и бизнеса. Это проявляется в таких сферах как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах имеют стратегическое значение. Государство не всегда обладает достаточным объемом финансирования для их развития. В этих случаях применяется такая форма взаимодействия как государственно-частное партнерство. Существование хозяйственного партнерства в такой институциональной форме, представляет собой новую ступень развития механизмов государственного регулирования. Институциональной основой государственного вмешательства в экономику становится обеспечение государством прав собственности, создание и регулирование равного доступа всех экономических субъектов к общественным благам и некоторым ресурсам. К институциональным факторам относят разработку законодательства, обеспечение прозрачности деятельности частных компаний, выработку рекомендаций и инструкций, стабильность политической обстановки.
К сожалению, в российской практике наблюдается ряд проблем в осуществлении государственно-частного партнерства. К ним можно отнести недостаточную развитость социальной ориентированности бизнеса; его заинтересованности, прежде всего, в получении максимальной прибыли; перераспределении средств федерального и регионального бюджетов, правительственных фондов, а не в решении общенациональных проблем. Банки не желают финансировать проекты из-за рисков, связанных с ними. Высокие риски инвестирования частных средств в объекты, принадлежащей государству инфраструктуры, обусловлены неясностью в вопросах передачи прав собственности от государства бизнесу [1].
Современные формы государственно-частного партнерства можно разделить на две группы:
- организации юридических лиц в форме совместных предприятий с частными хозяйствующими субъектами и публично-правовыми образованиями в качестве учредителей;
- договорные формы.
Одной из форм государственно-частного партнерства является кластер.
Существует множество определений кластера, но в целях нашего исследования используем следующее.
Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [2].
Координация деятельности, стремление к совершенствованию, существующее во всех частях кластера, могут повысить общее качество и эффективность работы. Присутствие группы связанных между собой фирм и организаций обеспечивает эффективность совместного маркетинга и повышает репутацию данного региона. В связи с постоянным взаимодействием, легкостью распространения информации, формированием имиджа и желанием занять достойное положение в местном обществе кластеры стремятся к долгосрочному
сотрудничеству. Кроме того, кластеры предоставляют благоприятные условия для инноваций. Все это можно отнести к преимуществам, инициирующим создание региональных кластеров.
Региональное экономическое развитие на основе стимулирования кластеров предполагает инициативу и совместные усилия бизнеса и администраций. Рассмотрим процесс реализации государственно-частного партнерства на примере формирования образовательного кластера.
Особенности реализации государственно-частного партнерства в сфере высшего образования, проявляются в соблюдении приоритетов социальной значимости:
- обеспечения качественного образования и равной доступности;
- удовлетворения потребностей общества и экономики в высококвалифицированных кадрах.
Образовательный кластер создается, когда формируется сеть, состоящая из группы компаний, действующих в одних сферах бизнеса и технологических нишах, научных и образовательных учреждений, государственного сектора, финансовых учреждений и даже конкурентов. Известны примеры образовательных кластеров в Швеции. Kista Science City - кластер ИТТ, развивает партнерство со своими клиентами, образовательными учреждениями и государственными структурами.
Развитие образовательного научно-инновационного комплекса в университетах России невозможно без поддержки государства и частных инвесторов, то есть без государственно-частного партнерства. Взаимодействие между партнерами представляется в форме контрактов на основе:
- совместных проектов по проведению исследований;
- поддержки материально-технической базы вузов;
- совместного финансирования вузов государством и бизнесом;
- грантовой и стипендиальной поддержки студентов и преподавателей;
- льготного кредитования и образовательных кредитов;
- проведения совместных конференций;
- организации практики студентов
Развитие институциональной формы партнерства реализуется по следующим направлениям:
- создание благотворительных фондов;
- открытие бизнес - школ.
Взаимоотношения оформляются заключением соглашения о государственно-частном партнерстве между отраслевым министерством, образовательным учреждением, министерством образования и науки и бизнес - структурами.
При этом в функции отраслевого министерства входит:
- формирование портфеля заявок работодателей на подготовку квалифицированных кадров;
- оформление государственного заказа на основе заявок работодателей;
- определение объема совместного финансирования.
В то же время Министерство образования и науки обеспечивает финансирование программ образования в рамках государственного заказа.
Бизнес-структуры в свою очередь:
- организуют производственную практику;
- предоставляют помощь в оснащении лабораторий и кабинетов;
- имеют приоритет при обучении своих сотрудников.
Создается система образования, в которой бизнес является заказчиком образовательных услуг, учебный процесс оптимизируется в соответствии с требованиями региональной экономики.
Для активизации деятельности бизнеса возможны налоговые льготы:
- издательскую деятельность освободить от налога на добавленную стоимость;
- включить в состав себестоимости коммерческих организаций расходы на подготовку кадров через государственные вузы;
- разработать льготный режим налогообложения в отношении доходов фондов целевого капитала, средства из которых направляются на финансирование государственных образовательных учреждений.
При вхождении в кластер негосударственных образовательных учреждений базовые предприятия могут выступать в качестве соучредителей.
Институциализация инновационной деятельности образовательного кластера со стороны государства осуществляется путем:
- разработки государственных планов по обеспечению высококвалифицированным персоналом системы НИОКР;
- оказания финансовой поддержки для создания режима наибольшего благоприятствования инновациям в области образовательных технологий.
Источниками финансирования могут быть:
- средства федерального бюджета;
- средства бюджетов других уровней;
- внебюджетные источники, включая собственные средства университета;
- средства грантов и контрактов, договоров и фондов [3].
В качестве основного инструмента управления образовательным кластером предлагается использовать корпоративные проекты. Корпоративный проект - это план, требующий для своей реализации участия многих организаций и групп, цели которых совмещаются с его общими целями. Управление корпоративными проектами основано на сочетании интересов деловых партнеров. Главным элементом структуры управления корпоративным проектом выступают связи и отношения, основанные на балансе интересов и экономических мотиваций. Основное внимание уделяется изучению экономических связей, описывающих характер взаимодействия участников. В качестве методической основы организации и выполнения корпоративных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательного кластера и входящих в него учебных заведений нами приняты следующие положения:
- реализация корпоративных проектов, путем совершенствования организаций, аккумулирования финансовых средств, диверсификации, производства и внедрения инноваций;
- конечная цель корпоративных проектов - установление взаимовыгодных партнерских отношений с участниками рынка образовательных услуг, рынка труда и государственными структурами.
Включение университетов региона в кластеры позволяет обеспечить региону конкурентные преимущества: инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в реальный сектор экономики, в образовательные и научно-исследовательские процессы. Решается принципиальная задача - развитие научно-технического, образовательного и инновационного потенциала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование.- 2008.- №1.
2 Карпик А. П., Осипов А. Г., Мурзинцев П. П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе : монография. - Новосибирск : СГГА, 2010. - 280 с.
3 Литвак Н. Формула призвания. Семь правил выбора вуза [Электронный ресурс] / Нелли Литвак. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 162 с. - Режим доступа: ИйрУ^папшт. com/catalog.php?bookinfo=521615. Заглавие с экрана.
4 Неретина Е. А., Соловьев Т. Г. Управление взаимоотношениями с потребителями образовательных услуг в сфере ВПО : монография. - М. : ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 156 с.
5 Резник Г.А. Предпринимательская деятельность в вузе как фактор повышения его конкурентоспособности. Теоретические проблемы, реалии и перспективы : монография. - М. :НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.
6 Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - № 5.
© Г. М. Ефремова, О. Н. Мороз, Е. А. Кочетова, 2017