Научная статья на тему 'Классный руководитель - вдохновитель и организатор жизни учащегося «Здесь и сейчас»'

Классный руководитель - вдохновитель и организатор жизни учащегося «Здесь и сейчас» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТИ И РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ОБЩЕЕ ДЕЛО / КАК СТИМУЛЯТОР ОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОЙ САМОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Марина Владимировна

В статье отражены аспекты организационно-педагогической деятельности, как условия осознания личной значимости в классном коллективе и перспективы успешности в будущем преобразовании мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классный руководитель - вдохновитель и организатор жизни учащегося «Здесь и сейчас»»

Эксперимент и инновации в школе

ФГОС в ШКОЛЕ

№ 3/2015

М.В. Попова

Классный руководитель — вдохновитель и организатор жизни учащегося «здесь и сейчас»

Аннотация

В статье отражены аспекты организационно-педагогической деятельности, как условия осознания личной значимости в классном коллективе и перспективы успешности в будущем преобразовании мира.

сущность воспитания, ценности и реалии времени, любовь к Родине, общее дело, как стимулятор осознания личной самости.

На сломе эпох второго и третьего тысячелетия разразился в острой фазе кризис культуры, что обусловило потребность пересмотра и уточнения всех категорий педагогики, включая и «воспитание», которое в современных реалиях «рассогласовано» с пониманием «истинных мировых ценностей», устоявшимися в веках. В концепции И.Ф. Козлова (последователя А.С. Макаренко) процесс «воспитания» определен как «Предмет педагогики», содержанием которого является именно «Развитие человека» (растущего и взрослеющего). Человек действительно может состояться и достигнуть социальной зрелости только в «организованной, конкретной, социально — значимой деятельности», включая и смысловую личностную составляющую. Народ утверждал во все времена и эпохи, что «хорошие дети —это гарант заботы о старшем поколении», их взрастившем. «Воспитание» всегда было и будет ориентировано в будущее: сохранение жизни на Земле, как главной ценности человечества, поддержание баланса равновесия природы, нарушение которого поставило сегодня мир на грань выживания. Со -причастие к человеческим гуманистическим принципам, гарант сохранения человеческого права на «самость» и ее проявление вопреки извращенным идеологиям нацизма, фашизма, разного рода фобий, нарушающих права и свободы каждого живущего на Земле. Основанием этой древней профессии «дето -водителей» всегда служили идеалы и «святыни» всех предшествовавших эпох. И только наша эпоха, третьего тысячелетия, декларируя ценности в правовых документах, а в реалиях же «предложила голый потребительский прагматизм»

(по определению Маслоу, США), что весьма сомнительно как ценность по его же мнению. А по национальной традиции истинно русского человека— такая идея способна обеспечить только «Ивана, не помнящего родства», как уродливую форму человеческого индивида.

Именно сегодня, в ситуации острейшего политического мирового кризиса в отношениях государств остро встал вопрос о переосмыслении понятия воспитания и его значимости в реалиях современности. И наука и практика в контексте продолжает рассматривать многообразие аспектов этого понятия и его значимости, как в системе образования, так и в социальном обществе.

Отечественные учёные раскрывают многообразие аспектов воспитания. В. Коротов рассматривает воспитание как неотъемлемую часть педагогической науки [5]. Мубинова З.Ф. определяет как понятие «поликультурного воспитания» в педагогики, так и основные теоретические подходы [7]. Свиридова Е.М. И Маслобойщикова А.Е. раскрывают суть феномена социализации, как неотъемлемой части воспитания, диагностику уровней социализации, согласно методическому конструктору, условия и подходы к обеспечению социальной активности ребёнка.

Забродина Н.Г. считает важным создание условий в классном коллективе, которые сопутствуют становлению конструктивного взаимодействия, в ходе которого в коллективе класса утверждаются общечеловеческие ценности [2].

Хомякова Н.С. осмысливает возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию подрастающего ребёнка [12].

Эксперимент и инновации в школе. №3, 2015

Суть же политического курса, составляющего социальный заказ образованию в Федеральных Государственных стандартах, заявленная как архи -приватная задача— «Воспитание патриотизма». В современной социальной мировой для политической ситуации, а также в преддверии празднования 70летия Победы в Великой Отечественной войне, унесшей в мировом масштабе свыше 55 миллионов человеческих жизней—острота еще более очевидна для многонационального российского народа и человечества в целом, кожей ощущающего дыхание мировой войны. Взросление подрастающего поколения, обеспечение оптимальных условий жизни не во имя будущего, а здесь, в стенах школы, включая инфраструктуру и питательную среду— всеобщая задача государства, общества и семьи. Главным же вдохновителем индивидуального сопровождения ребенка является в образовательной организации именно классный руководитель.

Этот процесс начинается с личного дела учащегося, фиксации его успешности в документации «от журнала до дневника», хотя это личный документ учащегося, имеющего родителей. С момента появления на пороге школы и до выхода его из нее безопасность нахождения в ней в течение учебного дня ложится на плечи классного руководителя (все инструкции по изменениям, инструктажи по ЧП и особых ситуациях, контроль и согласование по всем позициям, вопросы питания и организации). Но ответственность и за его «подвиги», которыми он прославился за пределами школьного забора, распространяется тоже и на классного руководителя, который не объяснил, не убедил, не донёс до сознания,, как и за семью, которая нарушает социальные нормы и не несет ответственности. Это только ничтожная доля функционала, которую выполняет учитель, имеющий это звание практически на общественных началах, потому что несоиз-

Традиционные формы

Условия реализации содержания, акценты на современность

Тематический классный час, традиционная форма как индустриальной, так и постиндустриальной эпохи. В лучшем случае — учитель и учащиеся сотрудничали в определении тематики обсуждения, в худшем — самоопределялся учитель.

50% учащихся по результатам исследований последних лет не читают книги вообще, а в общении с ПК (персональным компьютером) получают не структурированную информацию. Отслеживается по факту угасающая потребность диалога с текстом именно «мирового наследия» человечества.

Экскурсия рассматривалась всегда как средство расширения кругозора. Но при условии, если не за счет потерь урочного времени, потому что факт, что миссия «субъекта деятельности» обеспечивается на уроке остается «супер» — главной задачей в школе. Организация воскресного досуга, ориентированного на чувственное развитие восприятия (проживания, переживания, со — причастия, потребности проявления активности) в действии важна.

Организация диалога на факте встречи с событиями «прошлого»

Это информационный продукт, ориентированный на получение новой информации в разнообразных формах: трансляции, просмотра фильма, обсуждение проблемы, анализа случившейся ситуации, обеспечение готовности участия в общем деле в классическом варианте и т.д. Что сегодня? Эпоха глобальных информационных войн с использованием ресурсных возможностей Интернет сети, работающих в амплитуде «От горьковского дна до «ноовысот» сверх разума». Эта традиционная задача обогащается динамичными возможностями использования, как содержания мировых библиотек, так и виртуальными видео средствами, включая программное использование ИКТ последнего поколения. Что происходит сегодня? Растет индустрия и возможность упражнения в расширении знаний по накоплению разного рода дат на разного уровня конкурсах, основанных на материальной основе, есть и такие вопросы:- «Сколько зубов потеряла лошадь Чингиз — Хана в последней битве?» Угадаешь, заплатим! Бумеранг разрушения «души» включается как составляющая. Психоаналитики подсказывают — нельзя открыто и прямо «идти на цель» — промахнешься! «Стремясь к другому берегу надо брать планку выше нужного места, куда плывешь, иначе — снесёт течением» (Л.Н. Толстой). Этот Великий талант называли «Совестью и нравственностью эпохи».

Предварительный этап психологической готовности погружения в тематику — доминирующее условие. Оно должно быть эмоционально ярким, осмысленным, с мотивацией на глубокое понимание и осознание себя самого в пространстве и времени. Речь об экскурсии в «Музей вооруженных сил». Осознание причастия ко времени «Вчера — сегодня — завтра» должно состояться до прихода в музей. Это старт на развитие сознания будущего преобразователя с ориентацией на созидательную деятельность и создание определенного продукта труда, как факта самореализации с одной стороны, и влияющего на сознание взрослеющего человека — с другой стороны. Это значит, что должны ожить в памяти: как героическое прошлое, так и проблемное настоящее. Как артифакты — «исторических документов и ценностей» так и сопоставление с анализом событий «сегодня во имя завтра», как осознание ценности человеческой жизни и «Великое жертвование нею во имя жизни взрослеющих поколений»

В нём, в диалоге, сравниваются поступки «Героев былых времен, от которых не осталось порой имен...» и не думавших о единственности и ценности личной жизни, отданной во имя других в сравнении с «позициями нынешних героев» скандалов и телешоу, ведущих к разрушению аналитического сознания и к избеганию «от душеродных корчей» (А. Летус).

Классный руководитель — вдохновитель и организатор жизни учащегося «здесь и сейчас»

5

меримые затраты времени оцениваются государством в стоимость разовой покупки в продуктовом магазине (без преувеличения). Жизнь детской души в рамках инструкций и правил мало кого вдохновит. А вот следующая часть — коснуться души, создать стимул само — роста и прогрессивного пробуждения сознания гораздо сложнее. Интегрировать единство всего перечисленного и не определенного, но фактически «Величайшей нагрузки» может человек яркий, интеллектуальный, с огромным человеческим сердцем, способным жить рядом даже в отсутствии по факту. Проходят десятилетия и даже столетия, но не исчез ни тематический классный час, ни режим диалога в разных формах, ни традиционная экскурсия. Есть смысл остановиться на акцентах, определяемых эпохой. Важна интерпретация. См. табл. № 1.

Это не познание «войнушки» в компьютерных техниках, безболезненных и бесчувственных, убивающих и сознание, и душу, и социальную принадлежность времени, как факт отчуждения от реальности вообще. Именно в ходе соединения «вчера и сегодня» в единую сюжетную линию рождаются социально зрелые сопоставления и осознание общечеловеческих ценностей. События Великой Отечественной войны приобретают глобальную масштабность в проявлении единства и цельности во имя будущего с мирным солнцем. С позиций гендерного подхода акценты исторической миссии мужской ответственности как за сохранение жизни на Земле, так и за исторический прогресс, включая ответственность Великого хранителя человеческого земного счастья родных и близких, любимых и беззащитных — главные. Необходимо осознание, что «сильным, умным и добрым» человеку стоит быть не «потом», а «здесь и сейчас». Это — дома, в школе, с друзьями и близкими, включая соседей и дворника — « тетю Машу». Любить Родину — это не только обнимать березку и восхищаться нею в поэтической строке. Это не только декларативный призыв и перекладывание ответственности на других. Это Великая миссия личной ответственности за спокойный сон страны детства, за сбережение мудрости зрелого возраста, за поддержку и спасение, как родного края, так и общечеловеческой значимости сохранения жизнеспособности родной Земли и ее баланса — природы. В этом — сущность миссии обеспечения «успешной социализации человека». Великого труженика, имеющего свой внутренний стержень, свои принципы, отвечающие библейским истинам «не убий, не укради, не прелюбодействуй...». Знающий (принимающий)»закон

психологического равенства»: «Я = Ты». Психологический комфорт в общении — это фактор здоровья

нации и человечества.

Литература

1. Теплякова О.А. Социальный заказ на воспитание ду-

ховно — нравственной личности вы государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013, № 6. С. 18-20.

2. Забродина Н.Г. Воспитание общечеловеческих ценно-

стей в процессе формирования классного коллектива. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 1. С. 69-73.

3. Зенченко Е.В. Патриотическое воспитание на уроке

истории и во внеурочное время. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С. 20-24.

4. Клепиков В.Н. Три кита современного воспита-ния».//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012, № 5.С 3-8.

5. Коротов В. Воспитание как предмет педагогической науки// Развитие личности. М.: Институт развития личности РАО. 1997, № 1С.22-38.

6. Митюшина В.В., Лущай О.И. Духовно-нравственное

воспитание учащихся как основа социализации в современном обществе. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С. 8-11.

7. Мубинова З.Ф. Определение понятия «поликультурное воспитание» в российской педагогике: основные теоретические подходы//Образование и наука 2011 № 1; с. 13-22

8. Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука 2011 № 2; с. 3-15

9. Попугаев В.И. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С. 50-53.

10. Свиридова Е.М., Маслобойщикова А.Е. Феномен явления социализации: диагностика, уровни, условия, подходы к обеспечению активности учащегося в школе.// Инновационные проекты и программы в образовании. 2013,№ 1.

11. Смирнова И.В. Патриотическое воспитание как одно из основных направление ФГОС НОО // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С. 8-10.

12. Хомякова Н.С. Возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию школьника. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.