НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
A. Е. Маслобойщикова
B. С. Маслобойщиков
В статье представлен опыт партнерского взаимодействия в рамках школьной музейной педагогики, ориентированной на становление нравственности подрастающего поколения и привитие иммунитета к фашистской идеологии.
The article presents the experience of partnerships in terms of school Museum Pedagogy, focused on the development of morality of adolescents and providing immunity to fascist ideology.
Ключевые слова: школьная музейная педагогика, бывшие
несовершеннолетние узники фашизма, становление личностного мировоззрения, концептуальная основа деятельности.
Key words: school museum pedagogy, a former not-adult prisoner of a fascist concentration camp, the development of personal world оutlook, the conceptual bases of the activities.
Значимым средством укрепления политического сознания взрослеющего поколения является школьная музейная педагогика, выстроенная на основе педагогического кредо А.С. Макаренко, определившего воспитание «как организацию жизнедеятельности ребенка». Становление личностного мировоззрения человека, способного к конструктивному взаимодействию с окружающим миром во всем его многообразии, обеспечивает комплексный подход на основе определенных принципов и установок, составляющих концептуальную основу деятельности в рамках музейной педагогики, основанную на разработанных положениях и принципах (по Е.М. Свиридовой и В.П. Ерофееву):
1. Осознание непрерывности исторического развития края и роли человеческого участия как основы приобретения общечеловеческого опыта и приобщения к нему на уровне освоения величайшей ценности.
2. Оценка, абсолютно объективная, исторического прошлого на основе исключения субъективного пристрастия любого рода.
3. Объективность музейных экспозиций - чисто информационный их характер, не допускающий искажений, но обеспечивающий максимально возможную ее полноту (предоставление посетителю возможности самостоятельного определения отношения к событиям и фактам, как к прошлому, так и настоящему).
4. Выработка собственной позиции посетителем по отношению к событиям исторического прошлого в процессе работы с музейной информацией и ее многообразием, а также пониманию настоящего через призму преломления прошлого как следствия исторического развития Родины, края, Отечества, формированию отношения к миру, в котором живешь.
5. Формирование осознанного отношения к реальному миру на основе учета рационального соотношения социального и индивидуального поведенческих кодов человека адекватных нормативным требованиям российского сообщества, в процессе деятельности по направлениям школьной музейной педагогики [1].
395
Краеведческий военно-исторический музей «Вёрсты» Рыбненской средней общеобразовательной школы Дмитровского района (Московская область) работает почти 50 лет. В музее собраны материалы о событиях, коснувшихся нескольких поколений местных жителей. Экспозиции музея -хранитель исторической памяти государства, записанной как «история в лицах», а трансляторами правды о войне являются малолетние узники фашизма, социальные партнеры образовательной организации, почётные представители и организаторы «горьких уроков истории», обеспечивающих стойкий иммунитет к идеологии фашизма, рождающими сопричастие, сопереживание и милосердие к слабому, малому и незащищенному в сложной жизненной ситуации.
На сегодня нет статистики всех погибших, изувеченных войной детей... Их было не меньше, чем взрослых. Оставшиеся в живых (один из десяти), прошедшие ужасы концлагерей, бывшие несовершеннолетние узники фашизма представляют собой разные категории заключенных тех лет и особую социальную группу сегодня. Поисковая группа музея обобщила анкетные данные 228 малолетних узников Дмитровского района (на сегодняшний день в живых осталось 113). Определена типичная интернациональная картина распределения бывших невольников третьего Рейха.
Совет музея работает в тесном контакте с районной общественной организацией бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей (далее - БНУФ) и ее руководством, включая международный союз. Стратегический курс организации БНУФ и школы совпадает. Внимание к бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей, как и ко всем пострадавшим в войну, гуманно и нравственно по своей сути. Оно укрепляет в детях общечеловеческое чувство единства в решении основных задач сохранения мира на земле, проявления человеческого участия в каждой индивидуальной судьбе.
Педагогический инструментарий поисково-исследовательской работы учащихся, организованной в непосредственном контакте с очевидцами тех лет войны, разнообразен: деятельность лаборатории партнерского взаимодействия; «горькие уроки истории»; участие в антифашистских акциях, митингах, конференциях; проведение традиционных праздников, встреч, совместных экспедиций, экскурсии, походы по местам войны; трансляция позитивного опыта; участие в конкурсах разного уровня; установка и охрана памятников детям войны; волонтёрская деятельность и т. п.
Сверхзадача Союза БНУФ и молодежи, всех единомышленников в деле за мир против насилия и нацизма, - донести до подрастающего поколения (пока еще живы очевидцы) необходимость принятия гуманизма как основы взаимодействия на всех уровнях человеческого общения, осознания ценности родной земли, во имя любви к которой сражались прадеды, отцы и деды. Мы по зову сердца смотрим в будущее, и это значит, что у бывших узников -очевидцев правды военных лет - нет права на молчание, а у учителей и молодежи - нет права на бездействие. «Коричневая чума» тех времен до сих пор не изжита, людская беспечность создает угрозу человеческой жизни на планете и самому существованию цивилизации. А человечество достойно мира и света. Наша миссия - способствовать сохранению мира на земле, радости детства, осознанию счастья людьми просто жить.
396
В качестве примера представляем выдержку из коллективного проекта учащихся, участников IV Международного антифашистского конгресса (г. Минск, 2012 г.) «Жить сердцем», послужившего обращением детей к мировой общественности:
«Вторая мировая война... Какие ассоциации она рождает у нас, молодых? В позитиве - Сталин, Победа, Советский солдат, Мужество, Доблесть, Подвиг, Жизнь, Мир. В негативе - Гитлер, Смерть, Враг, Фашизм, Руины, Концлагерь, Голод, Страх, Предатели, Ад. У людей разные представления, а у нас (детей - детей войны) на подсознании страх, голод, дымящие трубы крематориев, лай собак, колючая проволока, нары. и скелеты, обтянутые кожей, в полосатой робе, а дети - прозрачные «приведения», потому что кровь из них качали для раненых солдат Рейха. Мы не были в застенках концлагеря, но однажды, узнав об украденном и растоптанном детстве наших бабушек и дедушек (очевидцев жестокой правды), мы поняли, что это заложено в нашей генетической памяти; что нам известна сущность фашизма не понаслышке; что мы в ответе за то, чтобы ад и ужасы Бухенвальда, Равенсбрюка, Майданека, Освенцима, Кастельбаха не повторились, и права на бездействие у нас нет.».
С детьми войны, бывшими несовершеннолетними узниками фашизма, мы шагаем в одном строю вот уже более 15 лет. Мы росли рядом с ними, познавали горечь и ценность жизни, о которой узнали из их судеб. Они молчали о концлагерях фашизма, молчали много лет о потерянном детстве, заговорили недавно, и мы им за это благодарны.
Не по традиции - по зову сердца, осознавая свой долг, мы ежегодно 11 апреля встречаемся, уже студентами, со своими сокурсниками, приобщающимися к этим горьким судьбам у мемориала «Непокоренные» на Поклонной горе в Москве, потому что когда-то впервые нас с собой на митинг узников фашизма взяла бабушка, потом мама, а позже - учитель и весь класс. А теперь все, кому не безразлично историческое прошлое родной земли, отдают дань увековеченной человеческой памяти непокоренных и выживших.
Мы, активисты группы «Поиск» нашего музея «Вёрсты» (Рыбненской школы), живем на пульсе времени, осознаем чудовищность фашистской идеологии, солидарны и едины с антифашистскими инициаторами в борьбе за ценность человеческой жизни и право на нормальное детство, материнскую любовь и отчий дом.
На основе живых встреч, анкетных данных мы выявили типологию фашистских зверств по отношению к детям:
дети, отобранные у матерей, рожденных в Германии, разделенных по национальному признаку: евреи, цыгане, славяне;
дети - материал для медицинских экспериментов лагерей смерти Освенцима в Польше, подобных - в Эстонии, Латвии, продолжительность их жизни не превышала 7-9 месяцев;
дети концлагеря Дахау (фабрика смерти), в котором содержали мальчиков до 16 лет;
дети партизан (заложников), на глазах которых расстреливали родителей;
397
дети - остарбайтеров, работавших на немецких военных химических заводах и шахтах;
дети, работавшие в сельском хозяйстве;
дети, служившие живым щитом, идущие впереди фашистских солдат по дорогам и минным полям;
дети трехлетнего возраста, отобранные для онемечивания [2].
Из найденных нами биографий 228 судеб бывших малолетних узников фашизма Дмитровского района в живых осталось 148 человек, из них в посёлке Рыбное рядом со школой живет 8 человек, и это самые дорогие для нас люди, которым мы отдаем своё сердце при жизни.
Список литературы
1. Организационно-педагогические основы школьной музейной педагогики. (Бывшим несовершеннолетним узникам и ветеранам Великой Отечественной посвящается...): метод. пособие / сост. и ред. Е.М. Свиридова, А.Е. Маслобойщикова. - М.: АПК и ППРО,
2009. - 88 с.
2. Не прерывается воспоминаний нить. / авт.-сост. Л.Н.Титарева. - М.:Экон-Информ,
2010. - 308 с.
398