Научная статья на тему 'КЛАССИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ О ПРИНЦИПАХ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ CLASSICS'

КЛАССИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ О ПРИНЦИПАХ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ CLASSICS Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовное наследие / народной педагогики / сказки / легенды / оды / дастаны / природосообразное воспитание гуманизм / народность / патриотизм / географические / исторические / социально-экономические / регионально локальные условия. / spiritual heritage / folk pedagogy / fairy tales / legends / odes / dastans / nature-like education / humanism / nationality / patriotism / geographical / historical / socio-economic / regional local conditions.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Саидов Бахтияр Мухаммадиевич

в статье говорится о теоретическом осмыслении принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностном значении, которое содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки и легенды, оды и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICS OF PEDAGOGICAL SCIENCE ON THE PRINCIPLES OF NATURALNESS CLASSICS

the article talks about the theoretical understanding of the principle of naturalness by philosophers and teachers, its essential meaning, which was contained in the experience of popular education, in particular, in natural means of education. All genres of oral folk art were widely used in the upbringing of children. Fairy tales and legends, odes and dastans were told with great skill, taking into account the level of development of imagination, thinking, using visual methods in combination with figurative, expressive language.

Текст научной работы на тему «КЛАССИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ О ПРИНЦИПАХ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ CLASSICS»

КЛАССИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ О ПРИНЦИПАХ ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ CLASSICS Саидов Б.М.

Саидов Бахтияр Мухаммадиевич - старший преподаватель, кафедра русского языка, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о теоретическом осмыслении принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностном значении, которое содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки и легенды, оды и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.

Ключевые слова: духовное наследие, народной педагогики, сказки, легенды, оды, дастаны, природосообразное воспитание гуманизм, народность, патриотизм, географические, исторические, социально-экономические, регионально - локальные условия.

CLASSICS OF PEDAGOGICAL SCIENCE ON THE PRINCIPLES OF NATURALNESS

CLASSICS Saidov B.M.

Bakhtiyar Mukhammadievich Saidov - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE, TERMEZ STATE UNIVERSITY, TERMEZ, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article talks about the theoretical understanding of the principle of naturalness by philosophers and teachers, its essential meaning, which was contained in the experience of popular education, in particular, in natural means of education. All genres of oral folk art were widely used in the upbringing of children. Fairy tales and legends, odes and dastans were told with great skill, taking into account the level of development of imagination, thinking, using visual methods in combination with figurative, expressive language. Keywords: spiritual heritage, folk pedagogy, fairy tales, legends, odes, dastans, nature-like education, humanism, nationality, patriotism, geographical, historical, socio-economic, regional - local conditions.

Толкование средств народного воспитания содержало внутри себя возможности природосообразного развития человека, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицитном состоянии. Именно это позволило выделить данный принцип из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания. Основатели педагогики до нашей эры Сократ (469-399гг.), Платон (427-348 гг.), Аристотель (384-322 гг.) обосновали основные идеи культуры общения, духовности народов и менталитет общества.

Ян Амос Коменский (1592-1670) просветительскую деятельность начал как собиратель устного творчества чешского народа, его традиций и обычаев, составлявших его педагогическую культуру. Любовь к своему народу побудила Я.А. Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании теории педагогики. Таким образом, к своей природосообразной «Великой дидактике» Я.А. Коменский пришел через «Мудрость старых чехов», «Чешскую дидактику». Это указывает на этнопедагогические истоки и самого принципа природосообразности, который, по мнению В.В.Кумарина, должен стать «методологическим, т.е. исходным или аксиоматическим, принципом подлинно научной педагогики».

Основная идея естественного воспитания Ж.Ж. Руссо (1712-1778), ставшей переворотом в педагогических воззрениях того времени, также имела в своей основе народные традиции простоты, непосредственности в воспитании. Особое внимание в воспитании Ж.Ж. Руссо отводил изучению исторического наследия народа: история дает возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал.

На последующее развитие мировой педагогической мысли оказал И.Г. Песталоцци (1746-1827). Известно, что свои педагогические теории он строил на основе практики, наблюдая работу своих школ. Так, И.Г. Песталоцци пришел к выводу, что нравственное развитие ребенка необходимо начинать в семье и опираться на практику жизни. Это есть нечто иное, как воспитание на основе традиций семьи, народа. Здесь также проявляется и идея природосообразного воспитания, являющаяся ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци. Педагог, в частности, утверждал, что при обучении родному языку ребенок, начиная со звуков, постепенно осваивает формы речи, различные ее конструкции, одновременно расширяет кругозор своих представлений и понятий об окружающем мире, развивает свое мышление.

А. Дистервега (1790-1866), занимавшегося проблемами природосообразности и культуросообразности, считают основоположником педагогического образования в Германии. А. Дистервег предложил разработку выдвинутой ранее идеи общечеловеческого воспитания применительно к социально-историческим условиям своего времени. Таким путем можно обеспечить не только природосообразность воспитания в соответствии с сущностью самого человека, но и единство, связь каждого со всеми индивидами и обществом в целом. Ребенок, по мнению А. Дистервега, не просто «натура» - часть природы, которую воспитатель призван развивать, но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей культуры. По существу, идея культуросообразности воспитания включала мысль о том, что педагогика -часть культуры, неотъемлемая часть того общества, в котором она формируется.

К.Д.Ушинский (1824-1870) является основоположником научной педагогики и народной школы в России. На основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран К.Д. Ушинский сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. Главную цель воспитания К.Д.Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - «сокровищница духа народа».

Опыт А.С. Макаренко (1888-1939) заключается в переосмыслении всего того богатства педагогической культуры, которое создано человечеством, и прежде всего такими народами, как русскими и украинцами. Народная педагогика, опирающаяся на житейскую мудрость, на «обыкновенный здравый смысл», в деятельности и творчестве А.С. Макаренко представлена широко. В частности, трудовые традиции колонии и коммуны представляют собой переосмысленные народные традиции (праздник первого снопа и др.).

Результаты воспитательной системы В.А. Сухомлинского (1918-1970) также обеспечивалась тем, что все проблемы воспитания он решал, опираясь на народную педагогику. Поэтому в своих книгах известный педагог подчеркивал мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. В трудах В.А. Сухомлинского получили всестороннее развитие идеи классической педагогики о родном языке. Так, педагог утверждал, что "важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли переживания являются красота и величие, сила и выразительность родного слова».

Природосообразность как один из ведущих принципов педагогики входит во все педагогические теории, явно или скрыто присутствует во всех учебниках по педагогике, признается основным всеми учеными педагогами учителями-практиками. Это объясняется тем, что принцип природосообразности в теорию педагогики, как мы уже отмечали, пришел из недр народного опыта по воспитанию. Следует отметить, что природосообразность, являясь ведущей идеей народного воспитания, вошла как основной принцип в теорию этнопедагогики как о принципе «естественности» о нем пишет Г.Н. Волков в учебнике «Этнопедагогика».

Основные идеи о единстве природы и человека выражает всеобщую закономерность, которая лежит в основе сущности принципа природосообразности, хотя в философских словарях и энциклопедиях толкование понятия природосообразности отсутствует. Что касается собственно самих философских учений и направлений, то в каждом из них разработано свое обоснование данного понятия. Более широкое, разноуровневое понимание принцип природосообразности имеется в философии холизма или «глубокой экологии». «Глубокую экологию» связывают с духовным знанием, так как она не выделяет человека из природного окружения. Она представляет мир как переплетение взаимосвязанных элементов. Здесь природосообразность понимается как осознание принадлежности к целому миру. Такой взгляд на сущность приема принципа природосообразности, по мнению. П.П. Козловой, представляет его основным принципом формирования духовного мира человека, его духовной культуры.

Проблема термина "принцип природосообразности" в педагогической энциклопедии вкладывается весьма узкое понятие. Он понимается как «педагогический принцип, согласно которому воспитатель должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка".

Идея природосообразности в различные периоды, эпохи, этапы своего существования в педагогической теории являет разные грани раскрытия своей сущности. В классической педагогической теории Я.А. Коменского - через живую и неживую природу; в учении И.Г. Песталоцци - через первоэлементы, природно данные от бога; в теории Ж.Ж. Руссо - через природу самого ребенка; в дидактике А. Дистервега - через социальную природу, культуру; в педагогическом наследии К.Д. Ушинского как антропологическое явление.

Официальная педагогика и психология сначала заменила принцип природосообразности на более узкий принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но в 70-е годы 20 века, обнаружив его ограниченность, он толковался несколько шире как принцип индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 90-х годов 20 века данный принцип обосновывается более полно.

Принцип природосообразности, по мнению авторов педагогической энциклопедии, К.Д.Ушинский исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.

Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения: развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы «Я» и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Многие авторы учебников по педагогике по-разному подходят к вопросу о принципе природосообразности. Одни отождествляют (или подменяют) его требованием учета возрастных особенностей детей (И.Ф. Харламов, Ю.К. Бабанский и др.), другие просто отмечают его существование наряду с другим принципами (В.С. Селиванов) или вообще умалчивают («Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Батышева, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.), учебниках третьих авторов данный материал присутствует явно (В.С. Безрукова) или неявно .

Одним из первых ученых-педагогов, выступавших за возрождение принципа природосообразности, за построение новой системы образования новой педагогики на основе данного принципа, являлся В.В. Кумарин, утверждавший, что "обучение и воспитание лишь тогда будут впрок, когда их законы начнут выводиться из неизменяемой природы человека».

А.Кушнир в своих статьях ставит вопрос о создании природосообразных технологий обучения и воспитания в противовес развивающему и другим искусственным технологиям. По его мнению, «в этой области пока еще больше теоретизирования, нежели практических достижений, но отдельные частные технологии могут быть созданы в ближайшее время путем активного обращения к народной педагогике».

В таком же духе другие научные исследования Н.Д. Виноградовой и П.П. Козловой, направленные на изучение проблем функционирования принципа природосообразности. Так, П.П. Козлова в диссертации «Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и Педагогики» (1998) фундаментально обосновывает сущность данного принципа, доказывает целесообразность рассмотрения принципа природосообразности как методологического принципа философии образования.

3.И. Тюмасева изучает природосообразность с точки зрения валеологии и рассматривает природосообразное образование в качестве фактора оздоровления обучаемых. Принимая за основу толкование «природа» В.Д. Даля: «природа - это все то, что дается при родах, рождении или создании и формировании некоторой материальной системы и что обусловливается объективными и субъективными условиями, факторами, обстоятельствами», она предлагает следующее определение природосообразного образования: «такой вид образования, который во всех своих основных проявлениях и характеристических свойствах соответствует естественным состояниям, качествам, свойствам, стремлениям и наклонностям всех субъектов образования, а также естественным состояниям и качествам основных образовательных факторов». При этом исследователь отмечает, что природосообразность образования не может рассматриваться вне природы определенного этноса, окружающей среды, бытовых и воспитательных традиций народа, социально-экономических условий страны - в аспекте ее реального состояния и перспектив устойчивого развития.

Мы, придерживаясь определения природосообразного образования данного 3.И. Тюмасевой, даем, применительно к нашему исследованию, следующие толкование природосообразного воспитания: это такое воспитание, которое во всех своих проявлениях соответствует природе субъектов воспитания, основано на традициях, обрядах и обычаях, а также природе специфических и региональных особенностях этноса и законах Природы в целом.

Цель природосообразного воспитания состоит в реализации принципа природосообразности, соответствующего сущности человека как космо-биосоциального существа.

Следовательно, природосообразное воспитание направлено на реализацию задач, связанных с формированием природосообразной воспитанности учащихся, которая понимается нами как наличие качеств, соответствующих его природе (его естественным свойствам, наклонностям), природе своего этноса (народному идеалу своего этноса - семь качеств народного идеала человека: ум, дружелюбие, законам Природы и Космоса в целом (любви, гармонии и т.д.).

Таким образом, природосообразность предполагает, что воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи природы и социокультурных процессов, тем самым, выявляя тесную связь с принципом культуросообразности. Как считает П.П. Козлова, в эволюции принципа природосообразности культуросообразность является новым этапом его развития.

Список литературы /References

1. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. - М., 1996.

2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин,

А.Н.Джуринский. - М.: Педагогика, 1989.

3. Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. - М.: Народное образование, 2004. -

624 с.

4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. - М., 1981.

5. Пискунов А.И. Принцип природосообразности // Педагогическая энциклопедия - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. - Т. 3.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр. соч. в 11 т. Т.8. - М.-Л., 1950

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.