Научная статья на тему 'КЛАССИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАИБОЛЕЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ'

КЛАССИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАИБОЛЕЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕЗЕРВИРОВАНИЕ / БРОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Панасенко Е.Г.

В статье рассмотрены основные проблемы классифицированного подхода в представлении наиболее используемых информационных технологий туристской индустрии в современных условиях. Также рассмотрены основные популярные информационные технологии туристской индустрии. Приведена характеристика различных информационных систем, применяемых в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFIED APPROACH IN PRESENTING THE MOST USED INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TOURISM INDUSTRY

In the article the main problems of the classified approach in the representation of the most used information technologies of the tourist industry in modern conditions are considered. The main popular information technologies of the tourist industry are also considered. The characteristic of various information systems used at present is given.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАИБОЛЕЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ»

состояния на фондов предприятии связи / А.Е.Дворецкая факторов // Менеджмент в России связи и за рубежом. - 2013. - №4. - С.101-102.

3. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В.Ефимова. - М.: Бухгалтерский функции учет, 2015. - 360 с.

4. 12 Ковалев, В.В. Финансовый анализ / В.В.Ковалев. - М.: Инфра-М, 2016. - 412 с.

5. Ковалева, Л.М. Финансы / Л.М.Ковалева. - М: Финансы и статистика, 2015. - 360 с.

6. Любушин, Н.П., Лещева, В.Б., Дьякова, В.Г. Анализ финансово-экономической операцдеятельностиорган предприятияж/Н.П.Любушин, В.Б.Лещева, В.Г.Дьякова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 502 с.

7. Романовский, М.В. Финансы предприятий / М.В. Романовский. -СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2016. - 528 с.

8. Самсонов, Н.Ф. Финансовый менеджмент / Н.Ф.Самсонов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2016. - 294 с.

УДК [004:338.48].001.33

Панасенко Е.Г. студент 31-зМН группа направление подготовки: менеджмент научный руководитель: Столяренко А. В., к.э.н.

доцент

кафедра менеджмента и туристского бизнеса ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-педагогическая Академия

Россия, г. Ялта

Panasenko E. G. Student 31-zMN group field of study: management Federal STATE Autonomous educational institution "Kazan Federal

University im V. I. Vernadsky" Humanitarian pedagogical Academy (Yalta) Scientific supervisor: Stolyarenko A. V. Ph. D., associate Professor of management and tourism business Federal STATE Autonomous educational institution "Kazan Federal

University im V. I. Vernadsky" Humanitarian pedagogical Academy (Yalta) КЛАССИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НАИБОЛЕЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ CLASSIFIED APPROACH IN PRESENTING THE MOST USED INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TOURISM INDUSTRY Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы

классифицированного подхода в представлении наиболее используемых информационных технологий туристской индустрии в современных условиях. Также рассмотрены основные популярные информационные технологии туристской индустрии. Приведена характеристика различных информационных систем, применяемых в настоящее время.

Annotation. In the article the main problems of the classified approach in the representation of the most used information technologies of the tourist industry in modern conditions are considered. The main popular information technologies of the tourist industry are also considered. The characteristic of various information systems used at present is given.

Ключевые слова: туризм, информационные технологии, информационная система, бронирование, резервирование

Keywords: Tourism, information technology, information system, booking, reservation

Актуальность. Российские туристские фирмы, а также органы управления туризмом, работающие на международном рынке туристических услуг, сталкиваются в процессе своей деятельности с различными проблемами освоения современных информационных технологий, являющихся необходимой предпосылкой международной интеграции туристского бизнеса в глобальное информационное пространство. Планирование развития сферы туризма в различных регионах Российской Федерации осложняется отсутствием своевременной информации относительно туристских ресурсов. Поэтому, в современных условиях, анализ применяемых информационных систем в сфере туризма, исследование основных областей использования информационных технологий, а также разработка рекомендаций для туристских организаций относительно выбора компьютерных технологий является особенно актуальным.

Цель статьи. Целью статьи является исследование классифицированного подхода в представлении наиболее используемых информационных технологий туристской индустрии в современных условиях.

Объект исследования. Объектом исследования является механизм классифицированного подхода в представлении наиболее используемых информационных технологий туристской индустрии.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и прикладных проблем классифицированного подхода, в представлении наиболее используемых информационных технологий туристской индустрии.

Методы исследования. Методологическую базу исследования составили диалектический, исторический и системный подходы, позволяющие исследовать проблему в целом и отдельные её вопросы.

Изложение основного материала и результатов исследования.

Индустрия туризма настолько динамична, что требует использования самых разнообразных направлений информационных технологий, от широко используемых текстовых технологий работы, а также работы с электронными таблицами, различными базами данных до применения специализированных программных продуктов, которые обеспечивают автоматизацию деятельности отдельной туристической фирмы либо гостиницы, и глобальных информационных сетей, а также навигационных спутниковых систем.

Автоматизированные системы управления сферы туризма представляют собой системы управления хозяйственным процессом в туристических организациях. Данные системы служат для формирования эффективной структуры организации туризма, позволяющей обеспечить оптимальные условия деятельности персонала. Функциональные возможности данных систем должны обеспечивать оптимальный ввод, редактирование, а также хранение информации о различных турах, клиентах, гостиницах, о состоянии заявок, а также предусматривать получение информации в форме документов, производить расчет стоимости туров, учитывая курс валют, контроль оплаты, скидки, формирование финансовой отчетности, экспорт-импорт информации в другие программные продукты и прочие функции [2, с. 163].

Данные системы представлены в сфере информационных технологий в двух вариантах, адаптированных для небольших офисов туристических фирм - устанавливаются на каждый компьютер локально и используются отдельными сотрудниками, а для средних либо крупных компаний сферы туризма - устанавливаются в форме распределенной системы на выделенную группу компьютеров, при этом все данные аккумулируются в единой базе, каждый специалист индивидуально распоряжается только данными о своих заявках и турах, директор либо старший менеджер осуществляют текущий контроль, а также имеют доступ к данным базы туристической организации. Примерами таких систем могут быть: САМО-Тур (САМО), ТурМенеджер (ООО «Центр Туристических Технологий»), Лидер-Тур (ФРЭНД), Мастер-Тур (Мегатек), Чартер, TurWin, Овир (Арим-Софт), Интур-Софт («Интур-Софт»), Туристский офис («Туристские технологии»), ANT-Group (ANT-Group), Барсум, Эдельвейс, Реконлайн (Рек-Софт) и прочие [1].

Компьютерные системы бронирования представляют собой международные системы бронирования, наиболее известными являются глобальные дистрибьюторские системы, представителями которых можно назвать Amadeus, Galileo, Sabre, Worldspan. Впервые подобные системы разрабатывались с целью бронирования авиабилетов, а позднее стали включать возможность бронирования и резервирования номеров в отелях, круизов, прокат различных автомобилей и пр. Рассмотрим наиболее используемые информационные технологии туристской индустрии.

Глобальная сеть Интернет представляет собой всемирную систему хранения, а также передачи информации, которая объединяет компьютерные сети определенных уровней (государств, регионов, организаций и т.д.) на основе сетевых протоколов и уровней TCP/IP.

Спутниковая система навигации представляет собой комплексную систему, состоящую из наземного, а также космического оборудования, которая предназначена для определения четкого местоположения (высоты и географических координат), параметров движения (направления движения, скорости и пр.) для различных наземных, воздушных и водных объектов. Сейчас в мире используются две системы современной спутниковой навигации: GPS и ГЛОНАСС. Рассмотрим их подробнее.

GPS - система глобального позиционирования, которая позволяет в любой точке Земли, практически при любой погоде точно определить местоположение, а также скорость объектов. Данная система завоевала большую популярность у путешественников, а также людей с активным образом жизни, автомобилистов и любителей рыбалки.

ГЛОНАСС представляет собой систему уникальных технологий, результат многолетнего труда российских ученых, конструкторов и разработчиков. ГЛОНАСС включает 24 спутника. Эти спутники находятся на высоких орбитах в заданных точках. Спутники непрерывно излучают специальные навигационные сигналы в сторону Земли. Любой человек либо транспортное средство, которые оснащены специальным прибором по приему, а также обработке данных сигналов, могут с достаточно высокой точностью определить собственные координаты в любой точке планеты и околоземного пространства, а также скорость движения и определить точное время в часовом поясе своего нахождения.

Телефонная сеть представляет собой систему коммутационных узлов, а также телефонных станций, каналов телефонной сети и линий, абонентских устройств, которые предназначены для обеспечения абонентов телефонной связью.

Электронные платежные системы представляют собой системы расчетов между различными финансовыми организациями и интернет-пользователями в процессе покупки-продажи товаров, услуг посредством сети Интернет: система расчетов «Расчет», электронные деньги EasyPay, платежная мобильная система iPay, системы безналичных межбанковских расчетов WebMoneyTransfer, БЕЛКАРТ, Mastercard [3].

Системы управления клиентскими взаимоотношениями (CRM) предназначены для автоматизации различных бизнес-процессов организации, связанных с обслуживанием всех групп клиентов, работа отделов продаж и call-центров, отделов маркетинга, подразделений сервисной поддержки и обслуживания. CRM является системой, деятельность которой направлена на активное привлечение новых и обслуживание существующих клиентов. В процессе работы приветствуется минимизация человеческого фактора и абсолютная прозрачность

взаимодействия с клиентами в сферах продаж и маркетинга. Для предприятий туристической сферы деятельности CRM-система поддерживает сохранение полной динамики взаимоотношений с клиентами, различными партнерами, создание эффективного управления взаимоотношениями с агентами и партнерами, повышение качества работы менеджеров и специалистов, повышение уровня лояльности клиентов, оптимизация расчета цен и т.д. Наиболее популярными примерами данных систем являются ASoft CRM, amoCRM, Битрикс24, Marketing Analytic, Монитор CRM, Триумф-Аналитика, EasyABC Plus, Data Analyzer, OROS Enterprise и др.

Системы электронного документооборота (СЭД) представляют собой организационно-технические системы, которые обеспечивают процесс создания, а также управления доступом к электронным документам и их распространение в компьютерных сетях, обеспечивающие контроль над движением документов в туристской организации. Системой электронного документооборота можно назвать практически любую информационную систему, которая обеспечивает работу с электронными файлами документов. В настоящее время системы этого класса рассматриваются не только в качестве инструмента автоматизации задач стандартного делопроизводства, а и в качестве средства работы с внутренними документами, нормативной, проектной и справочной документацией, договорами, документами кадровой деятельности, приказами. СЭД также применяются для обеспечения прикладных задач, когда важной составляющей является текущая работа с различными электронными документами, например обработка обращений граждан, взаимодействие с клиентами, организация проектного документооборота, автоматизация деятельности сервисной службы. В качестве примеров СЭД можно привести: DocsVision (DocsVision), Directum (Directum), GlobusProfessional (Проминфосистемы), 1С:Документооборот (1С), PayDox (Paybot), Босс-референт, ЕВФРАТ (Cognitive Technologies), ДЕЛО («Электронные офисные системы»), МОТИВ и др. [4].

Системы электронного бизнеса представляют собой системы для осуществления ведущих бизнес-процессов на базе Интернет-технологий, которые интегрированы с основными информационными системами организации.

Примерами этой группы систем являются разработки корпоративных порталов, а также систем электронного бизнеса, такие как Liferay Portal (Liferay), CleverPath Portal (Computer Associates, СА), InfoExchange Portal (BroadVision), Enterprise Information Portal (Hummingbird), SharePoint Portal Server (Microsoft), WebSphere Portal Server (IBM), Oracle 9iAS Portal (Oracle Corporation), DeskWork (Softline), Borland Enterprise Studio for Windows и др.

Системы офисного назначения представляют собой программные продукты для обеспечения выполнения задач пользователей, которые не имеют предметного значения, но позволяют автоматизировать рутинную работу туристической организации. К таким программам, как правило,

относятся офисные приложения: для обработки таблиц (Excel), для работы с текстом (Word), для работы с различными локальными базами данных (Access) и др.

Информационно-правовые системы представляют собой системы хранения правовой информации с поисковыми, а также аналитическими возможностями, рассчитанными на широкий круг пользователей. Они обеспечивают максимально быстрый доступ к информации и предоставляют оперативную возможность работы с ней. Известными примерами этих систем являются «Бизнес-Инфо», «Эталон», «КонсультантПлюс» и др.

Системы мультимедиа представляет собой интерактивные компьютерные разработки, куда могут входить видеоклипы, музыкальное сопровождение, анимация, слайды, галереи, базы данных и пр. Среди основных направлений использования мультимедийных технологий в сфере туризма является создание различных электронных справочников, туристических и музейных путеводителей, каталогов, рекламных материалов. Электронные путеводители дают возможность виртуально путешествовать согласно предлагаемым маршрутам, изучать данные маршруты в любом режиме, получать разнообразную информацию о стране и объектах по пути маршрута, информацию об отелях, кемпингах, и прочих средствах размещения, изучать систему скидок и льгот, законодательство в области туризма. В данных каталогах обычно приводится информация о порядке оформления туристических документов и правилах поведения туриста при возникновении экстремальных ситуаций, туристические формальности. Клиент может спланировать самостоятельно программу тура, а также выбрать его согласно заданным параметрам (период, цена, транспорт и др.). Технология мультимедиа предполагает современный уровень интерактивного общения в системе «человек - компьютер», при этом, в процессе взаимодействия пользователь получает разностороннюю и обширную информацию, что в итоге способствует повышению эффективности деятельности, а также обучения либо отдыха. Разработка мультимедийного продукта осуществляется посредством языков программирования либо специализированными программными средствами, как например, Adobe Director, Formula Graphics (Formula), AuthorWare (Adobe), Multimedia Creator и прочие [1].

Геоинформационные системы (ГИС) представляют собой системы согласованной пространственной, а также атрибутивной информации, которая имеет отношение к данным объектам. Применение ГИС является перспективным направлением сферы туристско-рекреационного проектирования, а также освоении территорий. В качестве примеров ГИС, можно привести ArcInfo, ArcCAD, ArcView, MapInfo, Bentley, AutoCADMAP.

Использование систем электронного бронирования организациями сферы туризма дает широкие возможности относительно создания и комплектации разнообразных туров, способно обеспечить различные

потребности туристского рынка в динамике. К преимуществам систем электронного резервирования и бронирования относятся скорость размещения заказов, быстрота, широта охвата туристских услуг, сокращение издержек туристской организации на поиск поставщиков туристских услуг и партнеров, возможность работы с рядом поставщиков по индивидуальным тарифам, глобальный подход к клиенту (бронирование в любой точке мира), гарантированное качество приобретаемых услуг, возможность массовой продажи туров с учетом пожеланий и индивидуальных особенностей каждого клиента [5, с. 146].

Развитие систем электронного бронирования является одним из специфических направлений развития информационных систем. Другое не менее важное направление развития связано с формированием, так называемых глобальных сетей, и прежде всего, сети Интернет. Развитие интернет-технологий стало возможным благодаря тесной интеграции компьютерных и коммуникационных технологий. На протяжении последнего десятилетия сеть Интернет стремительно развивалась, совершенствовались линии связи, увеличились пропускные способности, развивалось программное обеспечение. На сегодняшний день сеть Интернет превратилась в глобальную информационную систему, не имеющую границ.

Выводы. Обобщая вышесказанное об информационной технологической поддержке, в современном экономическом пространстве, следует отметить её выросшую роль в жизни общества. По вполне оправданным ожиданиям информационные технологии будут усиливать международную интеграцию, в частности в сфере международного туризма. Компьютерные системы бронирования, обеспечивая взаимодействие участников туристского рынка, становятся все более надежным инструментом продаж, вовлекая в этот процесс всё большее количество людей. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира.

Использованные источники:

1. Есаулова С.П. Информационные технологии в туристической индустрии [Электронный ресурс]. URL:http://www.kniga.com//books/preview txt.asp sku =ebooks310089

2. Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных информационных технологий в сфере туризма//Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -2016. -№ 3 (93). - С. 163-164.

3. Новобрицкая Е.А., Пауль Л.В., Лаврушина Е.Г. Информационные технологии в создании туристского продукта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru

4. Балабанова Е.Д., Захарова Е.О., Лаврушина Е.Г. Использование информационных технологий в туристской деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru

5. Гончарова О. Г. Информационные технологии в обеспечении туристской деятельности // Молодой ученый. - 2016. -№ 4. - С. 145-147.

УДК 656.71

Петренко Н. С. студент магистратуры кафедра «Производственный менеджмент» Тихоокеанский государственный университет

Россия, г. Хабаровск

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АЭРОПОРТОВЫХ УСЛУГ

Аннотация:

Статья посвящена основным проблемам, влияющим на уровень качества предоставляемых услуг. Также отражены главные задачи при формировании механизмов регулирования качества услуг. Рассмотрены основные методы оценки качества, используемые в сфере аэропортового обслуживания. Своевременная и адекватная оценка качественных показателей предоставляемых услуг приведет к повышению статуса аэропорта в условиях конкуренции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, уровень качества, методы оценки, анкетирование, внутренний аудит.

Petrenko N.S., Students of the master's degree Student of the master's degree of the department "Production

management" Pacific State University Russia, Khabarovsk METHODS OF ASSESSMENT OF THE QUALITY OF AIRPORT

SERVICES

Annotation:

The article is devoted to the main problems affecting the level of quality of the services provided. Also, the main tasks are reflected in the formation of mechanisms for regulating the quality of services. The main methods of quality assessment used in the sphere of airport services are considered. Timely and adequate assessment of the quality of the services provided will lead to an increase in the status of the airport in a competitive environment.

Key words: competitiveness, quality level, evaluation methods, questioning, internal audit.

Учитывая экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке транспортных услуг основным фактором повышения

конкурентоспособности, а также эффективности функционирования на рынке транспортных услуг является оценка качества, предоставляемых услуг.

Основными причинами, влияющими на уровень качества, являются: существенный моральный и физический износ большинства объектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.