- для менее значимых система регионального управления и планирования действует в отслеживающем режиме.
Отслеживание функционирования объектов осуществляется через индикаторы -параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться. Приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности регионов, в настоящее время являются:
- поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры;
- обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;
- оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;
- развитие региональной инфраструктуры.
Рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации. Как следствие, важное значение для стратегии обеспечения экономической безопасности имеет решение следующих вопросов:
1. Восстановление доверия к руководству страны и к деятельности правительства, что возможно лишь при проведении честной и предсказуемой социально-экономической политики, достижении соответствия между словами и делами.
2. Расширение социальной базы реформ, заинтересованное вовлечение в процесс преобразований широких слоев населения. Если этого не удастся добиться, то дальнейший процесс модернизации реального сектора экономики, либо будет вообще приостановлен, либо потребует перехода к сугубо авторитарным методам продолжения реформ, что неприемлемо для развития демократического государства.
3. Восстановление законности и правопорядка в стране, решительная борьба с криминализацией экономики, которая стала главным препятствием на пути активизации сил возрождения и обновления российского общества. В этом сегодня -одна из самых серьезных угроз экономической безопасности страны. Борьба с нарастающей криминализацией экономики, охватившей все ее звенья, включая властные структуры, должна стать составной частью программы действий на ближайшую и среднесрочную перспективы.
Литература
1. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность: учебник. - СПб., 2009. - 256 с.
И.А. Феоктистова
ОСОБЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ
В ИНТЕРАКТИВНОМ МАРКЕТИНГЕ НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ
THE BASIC POINTS OF USING OF THE BUSINESS-PROCESSES MANAGEMENT INFORMATIONAL SYSTEMS IN INTERACTIVE MARKETING ON THE TOURIST MARKET
Аннотация: в работе рассмотрены основные аспекты использования информационных систем для туристского бизнеса как инструментов интерактивного
© И.А. Феоктистова, 2012
маркетинга в туризме. Проведено исследование деятельности самарских туристских фирм по внедрению в работу информационных систем.
Ключевые слова: Интерактивный маркетинг, информационные технологии, информационные системы интерактивного маркетинга, IT-технологии, специализированное программное обеспечение, он-лайн бронирование, глобальная сеть Интернет.
Abstract: the basic points of using of the management informational systems as means of interactive marketing in tourism are examined in this research. The research of work of Samara tourist firms on introduction of information systems in their business processes is carried.
Keywords: interactive marketing, information technologies, information systems of interactive marketing, IT-technologies, specialized software, on-line reservation, global Internet.
Интерактивные маркетинговые технологии все шире используются в туристском бизнесе. Это связано с ускоренной информатизацией всей отрасли. Интерактивность представляет собой универсальный способ установления любых, в том числе туристских предпринимательских связей через глобальное информационное пространство посредством современных информационных технологий. Интерактивность предполагает доступность для всех участников рынка туристской информации и информационных технологий, всеобщность, универсальность, многоканальность, регулярность, наличие прямых и обратных связей, высокую скорость операций по реализации туристских продуктов [2].
К инструментам интерактивного маркетинга, посредством которых реализуются технологии, относят следующие: ICQ консультации, СМС рассылка, MMS рассылка, гостевая книга, чат, блоги, вебинары, RSS услуги, контакт-центры, звонковые центры, «горячие» линии, голосовые порталы, отзывы, услуга «короткие мобильные номера», форум, заказ звонка «^all me» c web сайта, обратный звонок «Call back», социальные сети в Интернет, интерактивная реклама, ответы на часто задаваемые вопросы, голосовая рассылка, интерактивная СМС рассылка, интерактивная голосовая рассылка, электронная почтовая рассылка, голосование, игры, обработка запросов, поступающих по различным каналам коммуникации с последующей передачей контактному лицу, телемаркетинг и другие, обеспечивающие обратную связь в ответ на выполненное действие.
Информационные системы управления бизнес-процессами, применяющиеся в туристском бизнесе, стимулируют развитие интерактивных маркетинговых технологий, так как они интегрированы в глобальную сеть Интернет. Обычно системы связаны с сайтом туристской организации и позволяют оперативно предоставлять информацию о спросе на туры, о возможности он-лайн бронирования различных туристских услуг, об изменениях цен. Таким образом, устанавливается обратная связь с потребителем и реализуются интерактивные маркетинговые технологии. Исследование современных систем управления туристским бизнесом как инструментом интерактивного маркетинга представляется в настоящее время актуальным.
На рынке программных продуктов представлено несколько информационных систем, позволяющих автоматизировать внутреннюю деятельность туристской фирмы. Разработки специализированных программных продуктов для туристского бизнеса в настоящее время ведут несколько российских фирм: «Мегатек» (программа «Мастер-Тур»), «Арим-Софт» (программы TurWin, «Чартер», «Овир»), «Само-Софт» (программа «(Само-Тур»), «Туристские технологии» (программа комплексной автоматизации «Туристский офис»), «Интур-Софт» (программа «Интур-Софт»), ANT-Group (система ANT-Group), «Рек-Софт» (комплекс «Эдельвейс», «Барсум», «Реконлайн») [1].
Цель статьи состояла в выявлении особенностей использования информационных систем для туристского бизнеса как факторов, стимулирующих развитие интерактивных маркетинговых технологий на самарском туристском рынке. В связи с этим решались следующие задачи: исследовались предпочтения туристских фирм Самары в выборе системы, анализировались основные факторы, влияющие на приобретение и внедрение системы, выяснялась степень удовлетворенности работой внедренной системы, оценивались проблемы и перспективы использования информационных систем для туристского бизнеса.
Для этого было проведено исследование туристских фирм Самары в октябре 2011 года. Исследование проводилось методом анкетирования. По ресурсам Интернет и справочникам была собрана база туристских фирм. Для исследования была разработана анкета и опрошены ведущие специалисты туристской отрасли Самары, работающие в этих фирмах. В процессе исследования были рассмотрены общие вопросы, касающиеся деятельности туристских фирм, штата сотрудников, предлагаемых услуг, а также вопросы, непосредственно затрагивающие работу информационной системы.
По результатам проведенного исследования было выяснено, что в настоящее время с развитием рынка 1Т-решений для турбизнеса и широким распространением Интернета наблюдается все же недостаточная оснащенность самарских туристских фирм. Об этом говорят результаты, проведенного исследования. В нем приняли участие 147 самарских фирм, из которых 142 фирмы с турагентским профилем, а 5 -позиционируют себя как туроператоры. 39% опрошенных туристских фирм насчитывают в своем штате менее 5 работников и 56% приходится на фирмы, у которых в штате от 5 до 20 человек.
Большинство опрошенных туристских фирм в Самаре занимаются международным 72% выездным туризмом. Помимо международного туризма, 21% респондентов указали и внутренний туризм. И лишь 7% заявили, что занимаются только внутренним туризмом. Опрошенные компании предлагают широкий спектр туристских услуг от бронирования туров (57%) и билетов (71%), до помощи в оформлении загранпаспортов (51%) и предоставлении таких востребованных услуг, как оформление приглашений иностранным гражданам - 7%.
В исследовании задавались вопросы, касающиеся автоматизации самарских туристских фирм. Так, на все вопросы связанные с использованием информационных систем в бизнес-процессах организации, смогли ответить лишь 31% из 147 опрошенных, 69% затруднились дать исчерпывающий ответ по всем вопросам. Они ответили только на определенные вопросы. Уже сам этот факт характеризует недостаточную квалификацию персонала, а так же слабый уровень информационной оснащенности самарских туристских фирм. Многие менеджеры не смогли ответить на поставленный вопрос, так как не имели представления о самом понятии «информационная система для туристского бизнеса».
Анализируя ответы тех фирм, которые ответили на поставленный вопрос, следует отметить, что у них нет явных предпочтений использования той или иной информационной системы. Лидируют в использовании программные комплексы фирм разработчиков «САМО-Софт» и «Мегатек», которыми пользуются, в основном, крупные туристские фирмы г. Самары, работающие на рынке не первый год. Среди них «Гермес Тур», «Спутник Гермес», «Расип Трэвел», «Самараинтур», «Меридиан-Самара», «Сити Трэвел», «Самарский магазин путешествий», «Самара Тур», «Авитекс», «Тропикана Тур», «Глобус-Тур» и др.
В процессе деятельности перед туристскими фирмам встает необходимость автоматизировать общие бизнес-процессы. Поэтому при выборе информационной системы, они руководствуются определенными предпочтениями. Было выяснено, что 16% туристских фирм выбрали информационную систему за обеспечение функции управления, которая отвечает за обслуживание клиентов, учет затрат на рекламу и т.д.
Функция, включающая в себя бронирование тура, скидки и т.д., была названа приоритетной 14% опрошенных. Лишь 12% отдали предпочтение внутренним функциям: расчет тура, визы, база данных, прогнозирование продаж и т.д. Остальные 58% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос. Таким образом, больше половины туристских фирм Самары не имеют четкого представления о том какие критерии при выборе информационной системы для них приоритетны. Из ответивших респондентов большая часть ориентирована, прежде всего, на клиентов.
Исследование показало, что при приобретении и внедрении в бизнес-процессы туристской организации информационной системы руководством принимаются во внимание следующие факторы: цена, полнота функций системы, информативность, интерактивность, устойчивость в работе (рис. 1). Основными показателями для 13% организаций явились цена, информативность, полнота функций. Фактор интерактивности в информационных системах отметили 12% опрошенных и 7% считают главным фактор устойчивости системы. 42% опрошенных не смогли исчерпывающе ответить на вопросы, касающиеся приоритетных факторам при приобретении информационной системы для туристского бизнеса.
Цена 13%
Нет ответа 42%
Интерактивность 12%
Полнота функций 13%
Устойчивость
7%
Информативность 13%
Рис. 1. Диаграмма «Критерии отбора при выборе информационной системы»
Изучая удовлетворенность работой выбранной системы, было выяснено, что 69% не смогли ответить на вопрос. 1% респондентов работа системы совершенно не устраивает, 1% респондентов работа системы скорее не устраивает, чем устраивает. Затруднились в оценке 7% респондентов.
В целом положительно отозвались о работе системы 22%, из них 9% работа системы устраивает полностью и 13% скорее устраивает, чем не устраивает (рис. 2). Таким образом, из ответивших на поставленный вопрос респондентов, работа системы скорее устраивает.
Представители туристских фирм, применяющие в своей работе ту или иную типовую информационную технологию, так же обращали внимание на дополнительные критерии: известность и надежность фирмы-поставщика программного обеспечения, простота и стандартность интерфейса программы, возможность он-лайн консультирования, интегрированность в глобальную сеть Интернет. Немаловажное значение играла полная стоимость информационной системы и ее дальнейшего обслуживания. Полная стоимость информационной системы туристской фирмы складывается из стоимости программного обеспечения, техники, обучения, услуг обслуживания и много другого. В этой стоимости выделяют сумму, которая сразу
будет израсходована на приобретение техники и программного продукта, а так же сумму постоянных расходов на обслуживание техники и программного продукта. Полная стоимость информационной технологии зачастую оказывается крайне дорога для туристского агентства, что является сдерживающим фактором в приобретении и внедрении в бизнес-процессы организации программного продукта.
Рис. 2. Диаграмма «Оценка работы используемой информационной системы»
Среди наиболее часто называемых причин, по которым туристские фирмы не используют в своей работе информационные системы стали следующие: не видят необходимости в ее использовании - 46% опрошенных (преимущественно небольшие фирмы, штат сотрудников которых менее или достигает 5 человек); цена программного обеспечения туристской фирмы для них является высокой - 36% от общего числа опрощенных.
Таким образом, основной проблемой внедрения информационных систем в сфере туризма являются низкая доходность бизнеса, низкий уровень компьютерной грамотности, дополнительные затраты возникающие при обучении работы с системой. Тем не менее, необходимость внедрения информационных систем как факторов, стимулирующих развитие интерактивного маркетинга, возникает у фирмы тогда, когда увеличивается ее оборот и дальнейшая работа становится невозможной без использования современных информационных и маркетинговых технологий.
Литература
1. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 240с.
2. Черевичко Т.В. Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Интерактивность туристских предприятий как условие глобализации туристского рынка. Все о туризме. Туристическая библиотека. [Электронный ресурс]: http://tourlib.net/statti 1:оитт/сЬегеу1сЫ<о3.Ь1:т