Раздел IV
Философские и психолого-педагогические науки УДК 658.3© Ю. Н. Ан
Ю. Н. Ан
КЛАССИФИКАЦИЯ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ ВУЗЕ
Большое значение в вопросах управления внутриорганизационными конфликтами в вузах имеет их классификация. В статье рассмотрены некоторые варианты классификации внутриорганизационных конфликтов для учреждения сферы высшего образования, исходя из специфики деятельности вуза как предприятия.
Ключевые слова: специфика деятельности вуза, факторы внешней, внутренней и внутривузов-ской (внутриорганизационной) среды, виды и типы внутриорганизационных конфликтов в вузе.
Активное реформирование системы высшего образования имеет как положительные, так и отрицательные аспекты и последствия. Одним из негативных последствий реформирования образовательной сферы является обострение конфликтных ситуаций в высших учебных заведениях.
Основными причинами обострения отношений в трудовых коллективах высших учебных заведений в силу происходящих реформ являются:
1. Сокращение количества высших учебных заведений за счет их объединения, ликвидации «неэффективных» вузов.
2. Трансформация структуры вузов.
3. Проведение организационно-структурных изменений кафедр.
4. Повышение самостоятельности факультетов в выборе стратегии и тактики развития при жесткой ответственности за качество образования и использование всех видов ресурсов.
5. Повышение формальных требований к качеству профессорско-преподавательского состава.
6. Большаяразницамеждуразмерамизара-ботных плат профессорско-преподавательского состава и управленческого персонала [1].
Указанные причины, обусловлены изменениями, происходящими во внутренней и внешней среде вузов, влекущие за собой обострение внутриорганизационных конфликтов. Управление внутриорганизационными конфликтами в учреждениях высшего образования в современных условиях, является одной из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед менеджментом данных организаций.
Важным моментом в вопросах управления внутриорганизационными конфликтами в вузах является их классификации.
Следует отметить, что существуют разные подходы к классификации внутриорганизацион-ных конфликтов, чаще всего без учета специфики деятельности предприятия. В данном случае, рассматривая возможные варианты классификации внутриорганизационных конфликтов для учреждений сферы высшего образования, следует, прежде всего, определить специфику деятельности вуза как предприятия.
Специфика деятельности вуза как предприятия определяется:
1. особенностью предоставляемой услуги;
2. процессом предоставления данной услуги.
1. Образовательная услуга, в частности в системе высшего образования, имеет отличия от других видов услуг, так как обладает специфическими особенностями, не только информационным, но и интеллектуальным характером. Среди особенностей образовательных услуг, можно выделить следующие:
□ образовательные услуги невещественны, следовательно, не могут накапливаться, но в процессе потребления образовательных услуг человек накапливаются знания, умения, навыки, развиваются интеллектуальные возможности. То есть происходит накопление результатов действий по формированию профессионального образования, а не сами услуги и действия;
□ процесс предоставления образовательной услуги с одной стороны, и получения с другой, растянут во времени;
□ процесс производства и предоставления
образовательной услуги происходит одновременно. Передача услуги от производителя к потребителю осуществляется напрямую без посредников, хотя при дистанционных методах обучения используются компьютерные технологии.
□ потребитель образовательных услуг в сфере высшего образования должен быть готов к процессу их получения, то есть обладать определенными качествами - уровнем знаний, умений, навыков, образования и т.д.
□ процесс потребления образовательных услуг осуществляется при обязательном интеллектуальном участии потребителя;
□ в периодичности предоставления образовательных услуг прослеживается сезонный характер и др.
2. Образовательный процесс применительно к вузу включает в себя ряд взаимосвязанных процессов по управлению его подразделениями с целью организации эффективного учебного процесса, научно-методического обеспечения, проведения занятий в различных формах, ведения научной, а так же хозяйственной деятельности, связанной с функционированием вуза как предприятия.
Вуз является достаточно сложной структурной единицей, выполняет образовательные, воспитательные, научные, социальные, хозяйственные функции, в соответствие с чем, имеет сложную систему управления, которая находится под влиянием факторов внутренней, внешней. В свою очередь факторы внутренней и внешней среды оказывают влияние на вну-тривузовскую (внутриорганизационную) среду.
Факторы внешней среды вуза включают в себя следующие:
□ Экономические факторы формируют спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Спрос отражает потребность в качественных образовательных услугах, а предложение - количество образовательных услуг представленных на рынке вузами определенного качества и цене определенный период времени.
□ Влияние правовых факторов осуществляется посредством законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность и процесс финансирования вузов; рабочее время, оплату труда и пенсионное обеспечение педагогических работников, что является одной из ключевых задач государства [2].
□ Влияние политических факторов на деятельность высших учебных заведений с
одной стороны более опосредовано, но с другой, состояние политической среды оказывает влияние на экономическое состояние и развитие страны в целом, а, следовательно, на спрос и предложение на образовательные услуги в частности. Однако нельзя не отметить тот факт, когда политические факторы оказывают прямое влияние на состояние системы образования в целом. Так вступление России в европейское образовательное пространство привело к переходу на уровневую систему образования, повлекло за собой оптимизацию сети вузов.
□ Демографическая ситуация в стране оказывает влияние на набор студентов в высшие учебные заведения: при сокращении рождаемости через определенный период времени происходит «недобор» студентов, что в конечном итоге, приводит к сокращению финансирования вуза, ухудшению их материально-технической базы, снижению численности профессорско-преподавательского состава, к ужесточении конкуренции на рынке образовательных услуг в борьбе за абитуриентов. Следует отметить, что в периоды обострения демографической ситуации вузы снижают проходные баллы при поступлении, что содействует набору студентов с недостаточным уровнем знаний, а в последствие отрицательно сказывается на качестве их подготовки.
□ Научно-технические факторы оказывают влияние на спрос, на уровень качества предоставляемых образовательных услуг, на разработку и развитие новых направлений подготовки студентов и т.д.
□ Социально-культурные факторы внешней среды оказывают влияние на личностное становление, формирование ценностных ори-ентаций, мотивацию студентов, потенциал, самооценку педагогов высшего учебного заведения и т.д. При этом влияние может быть стабилизирующим и дестабилизирующем в зависимости от особенностей региона месторасположения вуза.
Внутреннюю среду вуза формируют:
□ потребители образовательных услуг,
□ конкуренты (другие вузы, предоставляющие аналогичные услуги),
□ средства массовой информации,
□ деловые партнеры,
□ различные государственные и общественные структуры и институты (органы регистрации, лицензирования, аккредитации, Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор),
□ посредники (биржи, службы занятости,
содействующие трудоустройству выпускников)
[3].
Главной составляющей внутренней среды, бесспорно, являются потребители образовательных услуг, среди которых можно выделить следующие сегменты:
□ абитуриенты;
□ студенты;
□ магистранты;
□ аспиранты и докторанты;
□ слушатели;
□ работодатели;
□ государство.
С коммерческой же точки зрения, наибольший интерес для вуза представляют потенциальные потребители образовательных услуг.
Внутривузовская среда непосредственно включает цели и задачи образовательного учреждения, его структуру, персонал, используемые образовательные технологии.
Цели и задачи вуза отражаются в уставе, при этом цели определяют общие направления его деятельности, а задачи - деятельность, направленную на достижение поставленных целей. Следует выделить внутренние и внешние цели деятельности Внешние цели вуза отражают смысл его создания как организации и определяются учредителями, внутренние цели находятся в зависимости от заданной внешней целевой установки и включают цели самого вуза и его структурных подразделений. Исходя из этого, осуществляется построение организационных отношений, на основе которых формируется система мотивации, порядок оценки и контроля результатов деятельности внутренних подразделений и самого вуза.
Структура вуза оказывает влияние на эффективность деятельности образовательного учреждения и представлена его внутренними подразделениями, формами их взаимосвязи между ними.
Технологии обучения включают в себя комплекс форм, методов, приемов и средств обучения, применяемых в вузе, возможность реализации которых зависит от направлений подготовки студентов, технической оснащенности образовательного процесса, уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, его склонности к инновационной деятельности.
Важную роль в деятельности и качестве предоставляемых образовательных услуг, играет персонал, что во многом определяет конкурентоспособность, престижность вуза и его репутацию.
Таким образом, внутривузовская среда, по сути, является отражением реакции вуза на внешнюю и внутреннюю среду функционирования. Как было отмечено выше, факторы внутренней и внешней среды оказывают влияние на внутривузовскую (внутриорганизационную) среду, а следовательно могут являться причинами внутриорганизационных конфликтов.
Определив особенности функционирования высших учебных заведений, можно выделить возможные варианты классификации внутриорганизационных конфликтов в данных учреждениях.
Следует отметить, что под внутриоргани-зационным конфликтом будет пониматься конфликт, возникающий в рамках вуза между его структурными подразделениями, членами трудового коллектива.
По составу участников выделяют следующие виды конфликтов в организации:
□ Личностные (внутриличностные и межличностные);
□ Групповые (между личностью и группой, межгрупповые).
Применительно к структуре и деятельности вуза можно выделить следующие типы конфликтов:
Межличностные:
□ между преподавателями («преподаватель - преподаватель»);
□ между руководителями структурных подразделений, например, между заведующими кафедр;
□ между руководителем структурного подразделения и работником, например, между заведующим кафедрой и преподавателем и др.
Данный тип конфликтов чаще всего связан с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива. Причинами таких конфликтов являются различия в ценностной ориентации личности преподавателей (руководителей подразделений), уровне их профессионализма, разногласия и расхождение во взглядах между старшим и молодым поколениями членов профессорско-преподавательского состава, нетактичность и нетерпимость в общении и т.д.
Конфликты типа «преподаватель - студент» и «студент - студент» не включаются в данную классификацию, так как студент является потребителем образовательных услуг и относится к факторам внутренней, а не внутривузовской (внутриорганизационной) среды.
В рамках межгруппового вида конфликта
возможна следующая типология:
□ «ректорат - профессорско-преподавательский состав»;
□ «ректорат - деканат»,
□ «ректорат - кафедра»,
□ «кафедра - деканат»,
□ «кафедра - кафедра»,
□ «деканат - коллектив факультета» и др.
В данном случае, конфликты возникают
между структурными подразделениями одного уровня иерархии и структурными подразделениями различных уровней управления, а это является другим подходом к классификации внутриорганизационного конфликта. Кроме того, возможен вариант, когда в основе межгруппового конфликта лежит межличностный конфликт, например между заведующими разных кафедр.
Между группой и личностью:
□ «преподаватель - кафедра»;
□ «преподаватель - ректорат»;
□ «преподаватель - деканат»;
□ «заведующий кафедрой - кафедра» и т.д.
В зависимости от характера взаимоотношений выделяют такие внутриорганизационные конфликты как:
□ горизонтальные, когда не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у
друга либо структурными подразделениями одного уровня управления (например, кафедра - кафедра; заведующий кафедрой - заведующий кафедрой);
□ вертикальные, когда участниками конфликта становятся лица или структурные подразделения, относящиеся к разному уровню управления (например, преподаватель - заведующий кафедрой, кафедра - ректорат);
□ смешанные или линейно-функциональные, когда в конфликте представлены «вертикальные и горизонтальные составляющие (например, между заведующим кафедры одного факультета и деканом другого факультета).
Также внутриорганизационные конфликты можно классифицировать по степени выраженности (открытые и закрытые), по эффекту последствия (конструктивные, деструктивные), по способу выхода из конфликта (завершаемые самостоятельно и с привлечением третьих лиц) и т.д.
На наш взгляд в рассмотренных выше подходах к классификации внутриорганизационных конфликтов (по составу участников; в зависимости от характера взаимоотношений) более выражена специфика деятельности вуза как предприятия и его структура.
Библиографический список
1. Ан Ю. Н. Причины обострения конфликтов в условиях реформирования системы высшего образования [Текст] / Ю. Н. Ан // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 4. - С. 87-91.
2. Преснякова, В. В. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов [Текст] / В. В. Преснякова // Финансовый журнал. - 2011. - № 1 - С. 121-130.
3. Прядко, С. Н. Оценка факторов поведения потребителей на рынке образовательных услуг в маркетинговом планировании вуза [Текст] / С. Н. Прядко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2010. - № 19. - С. 80-87.
CLASSIFICATION OF INTRA CONFLICTS IN UNIVERSITY
Yliya N. An,
senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. Great importance in the management of intra conflicts in universities is their classification. The article examines some of the options for the classification of intra conflicts for institutions of higher education, based on the specifics of the university as an enterprise.
Keywords: specificity of the university, external factors, internal and intra-organizational environment, types of intra-organizational conflict in high school.
Сведения об авторе:
Ан Юлия Николаевна - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: an27091975@ mail.ru.
Статья поступила в редакцию 10.03.2014.