Научная статья на тему 'Классификация методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе'

Классификация методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2541
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫМ КОНФЛИКТОМ В ВУЗЕ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ / INTRAORGANIZATIONAL CONFLICTS MANAGEMENT IN UNIVERSITY / CONFLICT MANAGEMENT METHODS IN ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ан Юлия Николаевна, Ковалев Василий Александрович

Представленная статья носит концептуальный характер. Цель статьи разработать классификацию методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе на основе сравнительного анализа существующих методов управления конфликтами в организации. Отсутствие научных работ посвященных проблеме управления конфликтами, возникающими во внутриорганизационной среде вуза, их деструктивное влияние на внутриорганизационные процессы, обуславливают актуальность данного исследования. Объектом исследования являются процессы управления персоналом, предметом методы управления внутриорганизационными конфликтами в вузе. Исследование основано на применении методов системного, логического анализа. В статье выполнен анализ и систематизация научных публикаций по проблеме управления конфликтами в организации, представлена группировка выявленных разными учеными методов управления организационными конфликтами, сформулировано определение понятия «методы управления конфликтом в организации» с позиции авторского видения на процесс управления внутриорганизационными конфликтами в вузе. По мнению авторов, рассмотренные научные подходы к классификации методов управления конфликтами в организации направлены на решение сформировавшегося конфликта, а не на предупреждение (профилактику) возможной конфликтной ситуации. В результате систематизации методов управления конфликтами в организации, в статье определены пять групп методов (правовые, организационно-управленческие, экономические, социально-культурные), среди которых выделены виды методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе в зависимости от направления процесса управления предупреждение или регулирование конфликта. Предложенные методы управления внутриорганизационными конфликтами в вузе предназначены для принятия управленческих решений, как в период течения конфликта, так и до момента его возникновения, учитывают специфику деятельности и особенности организационной структуры вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF MANAGEMENT METHODS INTRAORGANIZATIONAL CONFLICTS IN HIGH SCHOOL

Presented article is conceptual. The aim of the article to develop a classification of management methods intraorganizational conflicts in university on the basis of a comparative analysis of existing methods of conflict management in the organization. Lack of scientific papers dedicated to the management problem encountered in the intraorganizational conflicts in university their destructive effect on intraorganizational process determining the relevance of this study. The object of research is the personnel management processes, the subject of research are the techniques of intraorganizational conflict management in university. The study is based on the application of methods of system and logical analysis. This article gives an analysis and systematization of scientific publications on the issue of conflict management in organizations; presents a grouping of organizational conflict management techniques, formulated a definition of "conflict management techniques in the organization" from the perspective of the author's vision on the process of intraorganizational conflict management in the university. According to the authors, scientific approaches to the classification of conflict management in the organization, discussed in the article, aimed at solving the formed conflict, but not to prevent a possible conflict. As a result of systematization of conflict management in the organization, the article identifies five groups of practices (legal, organizational and administrative, economic, social and cultural), among which highlighted types of intraorganizational conflict management techniques in university, depending on the direction of management process the prevention or regulation of conflicts. Proposed methods of control intraorganizational conflicts in university intended for management decisions both during the course of the conflict, and to the moment of its occurrence, take into account the specifics of the activities and characteristics of organizational structure of the university.

Текст научной работы на тему «Классификация методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе»

УДК 378.1, ББК 88.53 О Ю.Н. Ан, В.А. Ковалев

Ю.Н. Ан, В.А. Ковалев КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИОРГАИИЗАЦИОИНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В ВУЗЕ

Представленная статья носит концептуальный характер. Цель статьи -разработать классификацию методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе на основе сравнительного анализа существующих методов управления конфликтами в организации. Отсутствие научных работ посвященных проблеме управления конфликтами, возникающими во внутриорганизационной среде вуза, их деструктивное влияние на внутриорганизационные процессы, обуславливают актуальность данного исследования.

Объектом исследования являются процессы управления персоналом, предметом - методы управления внутриорганизационными конфликтами в вузе.

Исследование основано на применении методов системного, логического анализа.

В статье выполнен анализ и систематизация научных публикаций по проблеме управления конфликтами в организации, представлена группировка выявленных разными учеными методов управления организационными конфликтами, сформулировано определение понятия «методы управления конфликтом в организации» с позиции авторского видения на процесс управления внутриорганизационными конфликтами в вузе. По мнению авторов, рассмотренные научные подходы к классификации методов управления конфликтами в организации направлены на решение сформировавшегося конфликта, а не на предупреждение (профилактику) возможной конфликтной ситуации.

В результате систематизации методов управления конфликтами в организации, в статье определены пять групп методов (правовые, организационно-управленческие, экономические, социально-культурные), среди которых выделены виды методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе в зависимости от направления процесса управления - предупреждение или регулирование конфликта.

Предложенные методы управления внутриорганизационными конфликтами в вузе предназначены для принятия управленческих решений, как в период течения конфликта, так и до момента его возникновения, учитывают специфику деятельности и особенности организационной структуры вуза.

Ключевые слова: управление внутриорганизационным конфликтом в вузе, методы управления конфликтами в организации.

У!

правление внутриорганизационными конфликтами является существенным и необходимым условием эффективного функционирования любой организации, в том числе и образовательной, к которой относится вуз. Составной частью системы управления конфликтами в целом и конфликтами в организации в частности являются методы, которые применяются для реализации данного вида управленческой деятельности.

Процесс обоснованного выбора методов управления внутриорганизационным конфликтом в вузе невозможен без знаний характеристик и особенностей применения методов управления конфликтами, а также возможностей оптимального их сочетания. Таким образом, определение методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе предполагает проведение систематизации научных знаний и практического опыта существующих инструментов и методов управления конфликтами.

вузе нами понимается конфликт , возникающий во

внутриорганизационной среде вуза, с его

специфическими свойствами и структурными особенностями, между членами трудового коллектива и/или подразделениями вуза, вследствие сознательных действий одних членов с целью влияния на интересы других участников, требующий

поиска формы его конструктивного завершения, направленного на развитие вуза [1, с. 12].

Управление внутриорганизационными

конфликтами в вузе рассматривается нами как процесс целенаправленного воздействия на конфликты, возникшие во внутриорганизационной среде вуза, с целью минимизации их деструктивных последствий и усилению позитивного влияния на функционирование и взаимодействие структурных подразделений вуза, поддержания благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе для достижения стратегических целей вуза.

Под методами управления конфликтом в организации мы будем понимать совокупность приемов, способов целенаправленного воздействия, средств управления организационным конфликтом, учитывающих интересы организации и отдельных сторон конфликта, которые позволяют осуществлять контроль за его протеканием на пути к завершению и решению проблемы конфликта.

Существуют различные взгляды ученых на выбор методов управления конфликтов в организации, что свидетельствует о наличии значительного опыта в данной области исследования. Наглядно группировка известных методов управления организационными конфликтами, отражена на рисунке.

Методы управлении организационными конфликтами

С.С. Фролов

Организационные

- Образование внутри конфликтующих сторон подгрупп

Создание независимых контролирующих

элементов

- Замена лидеров отдельных групп или рук овод ител е й подразделе н и й

Ротация

- Изменение содержания труда Социологические и культурные

Изменение содержания властных отношений

Изменение отношений зависимости Изменение структуры неформальной социальной группы

Изменение системы ценностей Изменение системы ценностей и норм

- Изменение отношения к деятельности Концентрация интересов на нейтральном

объекте

Изменение системы коммуникаций Соиисиьн о -п сих ологич еск ие

Изменение установок по отношению к членам группы

Изменение мотивации членов организации

Введение неформальных лидеров

- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Манипулятивное воздействие на поведение членов организации

О.Ю. Калмыкова, Г. П. Га гаринекая

По элементам механизма управления конфликтами в организации

Социально-экономический элемент

- Организацион но-экономический элемент

- Правовой элемент

С. А. Шапиро, A.B. Шилаев

Внутрилич-

:тные

Структурные Межличностные

А.Я. Кибанов

По признак]' поведения конфликтующих сторон

- Внутриличностные Структурные

- Межличностные Переговоры

- Ответные действия По признак]' принадлежности к направлению управления конфл актами

Уход от конфликта Подавление конфликта

Собственно управление конфликтом

О.С. Внханский

Структурные - методы,

основанные на использовании руководителем своего положения в организации;

методы,

основанные на «разведении» частей организации — участников конфликта или снижении их;

методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений

методы, основанные на применении специального

интеграционного механизма для подразделений участников конфликта

А. Н.Асаул. М. А. Асаул. П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев

Структурные

- разъяснение требований к работе;

использование координационных и интеграционных механизмов;

установление системы вознаграждений; использование общеорганизационных комплексных целей Мелели ч н остны е

уклонение;

— сглаживание; принуждение; компромисс; решение проблемы

В.П. Пугачев

Структурные

разъяснение требований к работе;

использование координационных и интеграционных механизмов;

установление системы вознаграждении; использование общеорганизационных комплексных целей Персональные

Использование власти, позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания

Изменение конфликтной мотивации сотрудников

Убеждение участников конфликта

Изменение состава участников конфликта - Вхождение

руководителя в конфликте качеспзе эксперта и (или) арбитра

Рис. Методы управления организационными конфликтами с позиции разных авторов

О.С. Виханский и А.И. Наумов концентрируют внимание на структурных методах управления конфликтами в организации. По мнению авторов, структурные методы направлены на снижение интенсивности конфликта и применимы для управления внутриорганизационными конфликтами, а именно для разрешения тех которые уже получили развитие [2, с. 415].

С. А. Шапиро, A.B. Шилаев выделяют следующие методы управления конфликтами [9, с. 175]: -внутриличностные методы. Данные методы предполагают возможность организовать собственное поведение индивида, разъяснить свою позицию, не вызывая защитной реакции оппонента, тем самым

ции труда и системы стимулирования и т.д., связаны с внедрением различного рода изменений в структуре организации.

-межличностные методы. Данные методы управления конфликтами, предполагают выбор участниками конфликта такого стиля поведения, который позволил бы максимально отстоять собственные интересы.

А.Я. Кибанов предлагает классифицировать методы управления конфликтами в организации по двум признакам [7, с. 45]:

1. По признаку поведения конфликтующих сторон.

2. По признаку принадлежности к направлению управления конфликтами.

При рассмотрении внутриличностных и структурных методов управления организационными конфликтами автор придерживается аналогичной точки зрения, что и С.А. Шапиро, A.B. Шилаев.

перевести взаимодействие в конструктивное русло.

-структурные методы. Такие методы воздействия на организационные конфликты, получившие развитие и возникающие из-за нерациональных распределений полномочий, неэффективной организа-

Группа межличностных методов управления конфликтами, по мнению А.Я. Кибанова, основывается на выборе рационального стиля поведения оппонентов для сведения к минимуму

с точкой зрения С.А. Шапиро, A.B. Шилаева. Но

среди методов данной группы А.Я. Кибанов

выделяет: приспособление, уклонение,

противоборство, сотрудничество, компромисс, принуждение и решение проблемы, заключающееся в признании различия во мнениях и готовности узнать другие точки зрения для понимания причин конфликта и нахождения, приемлемых для всех сторон действий.

Ведение переговоров заключается в поиске приемлемых приемов, направленных на достижение соглашения между противоборствующими сторонами, и их реализации.

Проведение ответных агрессивных действий предполагает открытое вступление в противоборство с применением агрессивных действий методов, что, по мнению А.Я. Кибанова, является крайне нежелательным для преодоления конфликтных ситуаций.

По признаку принадлежности к направлению управления конфликтами, автор выделяет следующие методы:

-уход от конфликта. Данный метод предполагает принятие оперативных решений в случаях ненужности конфликта, когда он не подходит к сложившейся в организации ситуации, либо издержки такого конфликта высоки. Данный метод не приемлем в том случае, когда проблема, лежащая в основе конфликта, важна, а также в случае перспектив долговременного существования его основ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-подавление конфликта. Данный метод включают в себя следующее:

■ метод скрытых действий, применим, когда нет желания иметь дело с отрытым конфликтом, из-за отсутствия равновесия в силах и паритета в ресурсах противоборствующих сторон, из-за боязни потери имиджа, вероятности активного противодействия;

■ метод быстрого решения, сводится к поиску оперативного решения проблем, вызвавших конфликт, в случаях, если конфликтующие стороны готовы участвовать в поиске приемлемого варианта его решения.

А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М.П. Ерофеев акцентируют внимание на двух группах методов управления конфликтами: структурных и межличностных [4, с. 141].

Среди структурных методов акцент авторов сделан на разъяснении требований к работе, которые наиболее эффективны с позиции предупреждения дисфункционального конфликта, сущность которого сводится к разъяснению руководителем того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения в ходе выполнения ими соответствующих его должности профессиональных обязанностей.

Применение метода разрешения конфликта с помощью координационных интеграционных механизмов предполагает управление уже возникшей конфликтной ситуацией путем принятия руководителем решения по существующему разногласию между его подчиненными.

При применении метода установления общеорганизационных комплексных целей сфокусировано внимание на повышении заинтересованности всех участников

производственно-хозяйственной деятельности

организации в достижении стратегических целей, когда руководители подразделений будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их отдельной функциональной области.

Достаточно эффективным авторы считают метод управления конфликтами, основанный на использовании эффективной системы

вознаграждений, которая должна быть направлена на стимулирование деятельности работников в достижении общеорганизационных стратегических целей, в соответствии с интересами и желаниями руководства организации.

В.П. Пугачевым выделены структурные и персональные методы управления конфликтами в организации. При этом персональные методы управления конфликтами в организации, выделенные В.П. Пугачевым, определяют возможности руководителя активно противостоять конфликтам [5,253].

Представляет интерес классификация методов управления конфликтами предложенная О.Ю. Калмыковой и Г.П. Гагаринской, которые выделяют следующие элементы механизма управления конфликтами в организации [3, с. 48]:

-социально-экономический элемент механизма управления организационными конфликтами содержит методы и инструменты регулирования трудовых отношений между работодателями, работниками и государством;

- организационно-экономический элемент заключается в выявлении организационных форм выражения трудовых отношений: методов и технологий разрешения конфликтного противоборства;

-правовой элемент подразумевает формирование нормативно-правового и документационного обеспечения системы управления организационными конфликтами.

Достаточно развернутая и подробная классификация методов управления конфликтами дана С.С. Фроловым, который выделил три группы методов [8, с. 211]:

1) организационные;

2) социологические и культурные;

3) социально-психологические.

Организационные методы управления

конфликтом предполагают осуществление целенаправленного воздействия органов управления на подразделения организации и отдельных сотрудников путем изменения структуры, связей и(или) технологии этих подразделений, с целью

ослабления конфликтного взаимодействия или локализация конфликта, а зачастую и полного его погашение.

Социологические и культурные методы управления конфликтами направлены на регулирование социальных отношений между членами организации, ее социальных норм, ценностей членов трудового коллектива, коммуникационных связей.

Объектами воздействия при применении социально-психологических методов управления организационными конфликтами являются психологический настрой, мотивация участников конфликта, характер и содержание межличностных .

Проведенный анализ взглядов ученых на проблему определения эффективных и приемлемых методов управления конфликтами в организации научных позволяет заключить, что предлагаемые различными авторами подходы к классификации методов управления организационными конфликтами

Представленные нами методы включают четыре взаимосвязанные группы: правовые, организационно-управленческие, экономические и социально-культурные методы управления внутриорганизационными конфликтами в вузе. Данные виды методов разделены в зависимости от направления процесса управления

внутриорганизационными конфликтами, а именно на методы, которые применимы для предотвращения и регулирования конфликтной ситуации. Некоторые из

во многом дублируют друг друга, носят общий характер и не учитывают специфику деятельности организации. Кроме того, большинство методов предложенных авторами, направлено на завершение какого-то конкретного сформировавшегося конфликта, что является, по нашему мнению, не совсем верным. Процесс управления организационным конфликтом, на наш взгляд, должен заключаться не только в регулировании конкретной конфликтной ситуации, но и включать действенные превентивные меры, направленные на предотвращения факта возникновения конфликта.

Таким образом, рассмотрев позиции ученых о методах управления организационными

конфликтами, и с учетом сущности внутриорганизационного конфликта в вузе и содержания процесса управления им, представляется возможным выделить методы управления внутриорганизационными конфликтами в вузе (Таблица).

Таблица

представленных методов носят как превентивный, так и регулирующий характер.

В основе представленной классификации лежат общеизвестные методы управления конфликтами в организации адаптированные к специфике вуза как организации. Вместе с тем, нам представляется возможным дополнить группу экономических методов методом распределения финансовых средств между

кафедрами/департаментами вуза, а группу социально-культурных методов - методом использования

Классификация методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе

Группа методов Виды методов в зависимости от направления процесса управления внутриорганизационными конфликтами

предупреждение регулирование

Правовые Соблюдение требований законодательства, деклараций, внутренних правил вуза, регламентирующих работу подразделений и сотрудников. Формирование документационного обеспечения управления внутриорганизационными конфликтами.

Организационно-управленческие 1) Метод влияния руководителей высшего уровня управления (использование руководством вуза своего положения).

2) Разъяснение требований к работе; 3) Формирование комплексных общеорганизационных целей деятельности вуза; 4) Создание структурно-организационных и функционально-организационных условий профилактики конфликтов (формирование оптимальной структуры и функциональной взаимосвязи между структурными подразделениями вуза). 2) Метод применения координационных и интеграционных механизмов

Экономические 1) Метод материального стимулирования (создание обоснованной, эффективной и понятной системы вознаграждения работников вуза); 2) Метод распределения финансовых средств между кафедрами/департаментами вуза.

Социально-культурные 1) Метод морального стимулирования, направленного на профилактику и устранение факта конфликтной ситуации; 2) Метод использования регулирующих возможностей корпоративной культуры вуза.

3)Уход от конфликта

4) Метод бездействия

5) Переговоры

регулирующих возможностей корпоративной культуры вуза.

Определение метода распределения финансовых средств между

кафедрами/департаментами вуза обусловлено ограниченностью или недостаточной

обеспеченностью финансовыми ресурсами, а также возможной необъективностью в вопросах управления их распределением между структурными подразделениями вуза, что может являться причинами возникновения внутриорганизационных конфликтов в вузе. Отсутствие методик, моделей и алгоритмов управления распределением финансовых ресурсов приводит вуз к тому, что средства по отдельным направлениям работы распределяются неоптимально, что приводит к возникновению конфликтов между структурными подразделениями из-за недостатка финансирования.

Метод распределения финансовых средств между кафедрами/департаментами вуза предполагает поиск и внедрение эффективных и оптимальных методик финансового формирования бюджетов кафедрами/департаментами, способствующих

оптимизации затрат на осуществление учебного процесса и устранению конфликтов между кафедрами/департаментами.

Социально-культурные методы управления внутриорганизационными конфликтами помимо уже известных методов морального стимулирования, следует, по нашему мнению, дополнить методом использования регулирующих возможностей корпоративной культуры вуза [6].

Регулирующий потенциал корпоративной культуры вуза в управлении

внутриорганизационными конфликтами заключается в снятии противоречия между структурными подразделениями и членами трудового коллектива,

их объединении. Возможности корпоративной культуры вуза способны оказать влияние по следующим направлениям:

-согласование интересов участников конфликта и формирование команды, с целью ликвидации возможных противоречии, являющихся причинами конфликта, так как у сотрудников возникнет восприятие коллектива как единого целого;

-достижение баланса ценностей и налаживание конструктивного диалога между членами трудового коллектива и представителями структурных подразделений вуза, станут теми параметрами порядка, которые позволят вывести коллектив вуза из сложных ситуаций и предотвратить развитие конфликта;

-вовлечение работников в процесс достижения согласованных целей позволит развить сплоченность среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза.

Следовательно, в управлении

внутриорганизационным конфликтом целесообразно использовать регулирующие возможности корпоративной культуры вуза, что позволит вузу успешно выйти из предконфликтной ситуации и запустить механизмы самоорганизации.

Таким образом, предложенная классификация методов управления внутриорганизационными конфликтами основана на научных изысканиях и достижениях в области управления конфликтами в организации, учитывает специфику деятельности и особенности организационной структуры вуза. Данная классификация методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузе учитывает возможность их применения в зависимости от направления процесса управления конфликтом - предупреждения и регулирования.

Библиографический список

1. Ан, Ю.Н. Внутриорганизационные конфликты в вузе: виды и причины возникновения [Текст] / Ю.Н. Ан // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - №3(19). - С. 10-15.

2. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономисту 2003. — 528 с.

3. Калмыкова, О.Ю., Гагаринская, Г.П. Внедрение организационного конфликт-менеджмента в систему стратегического управления [Текст] / О.Ю. Калмыкова, Г.П. Гагаринская // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 5 (24). - С. 45-56.

4. Культура организации: проблемы формирования и управления [Текст] / А.Н. Асаул, М.А. Асаул, П.Ю. Ерофеев, МЛ. Ерофеев. — СП б.: Гуманистика, 2006. — 201 с.

5. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: Учебник для студентов вузов [Текст] / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 279 с.

6. Сергеева, Т.Б., Горбатько, О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Т.Б. Сергеева, О.И. Горбатько. — Режим доступа: http://wmdow.edu.ru/resource/542/79542/files/Koфor_kultura_2013.pdf, свободный.

7. Управление персоналом организации: учебник [Текст] / под ред. АЛ. Кибанова. — М.: ИНФРА—М, 2005.-638 с.

8. Фролов, С.С. Социология организаций: учебник. [Текст] / С.С. Фролов. — М.: Гардарики, 2001. — 384 с.

9. Шапиро, С.А., Шилаев, A.B. Факторы повышения эффективности труда персонала: монография. [Текст] / С.А. Шапиро, A.B. Шилаев. - М.: ИД «АТИСО», 2012. - 222 с.

References

1. An Y.N. Vnutriorganizacionnie konflikti v VUZe: vidi i prichini vozniknoveniya // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. 2016. №3 (19). pp.10-15.

2. Vihanskii O.S., Naumov A.I. Menedjment [Management: Textbook] M.: Ekonomist, 2003, 528 p.

3. Kalmikova O.Y., Gagarinskaya G.P. Vnedree organizacionnogo konflikt-menedjmenta v sistemu strate-gicheskogo upravleniya // Internet magazine «Science of science». 2014. № 5 (24). pp.45-56.

4. Asaul A.N., Asaul M.A., Erofeev P.Y., Erofeev M.P. Kultura organizacii problemi formirovaniya i upravleniya. [Organizational culture: problems of formation and management]. SPb.: Gumanistika, 2006, 201 p.

5. Pugachev V.P. Rukovodstvo personalem organizacii [The organization's staff: Textbook for university students]. M.: Aspekt Press, 2005, 279 p.

6. Sergeeva T.B., Gorbatko O.I. Osobennosti korporativnoi kulturi obrazovatelnogo uchrejdeniya [Features of the corporate culture of the educational institution]. Mode of access: http://window.edu.ru/resource/542/79542/files/Korpor_kultura_2013.pdf.

7. Upravlenie personalem organizacii [Manage the organization's personnel:Textbook] / pod. Red. A.I. Ki-banova. M.: INFRA-M, 2005, 638 p.

8. Frolov S.S. Sociologiya organizacii [Sociology of organizations: Textbook]. M.: Gardariki, 2001, 384 p.

9. Shapiro S.A., Shilaev A.V. Faktori povisheniya effektivnosti truda personala [Factors increasing the efficiency of personnel work. Monograph]. M.: Publishing House «ATIS», 2012, 222 p.

CLASSIFICATION OF MANAGEMENT METHODS INTRAORGANIZATIONAL

CONFLICTS IN HIGH SCHOOL

Vasily A. Kovalev,

Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Julia N. An,

Associate Professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. Presented article is conceptual.

The aim of the article - to develop a classification of management methods intraorganizational conflicts in university on the basis of a comparative analysis of existing methods of conflict management in the organization.

Lack of scientific papers dedicated to the management problem encountered in the intraorganizational conflicts in university their destructive effect on intraorganizational process determining the relevance of this study.

The object of research is the personnel management processes, the subject of research are the techniques of intraorganizational conflict management in university.

The study is based on the application of methods of system and logical analysis.

This article gives an analysis and systematization of scientific publications on the issue of conflict management in organizations; presents a grouping of organizational conflict management techniques, formulated a definition of "conflict management techniques in the organization" from the perspective of the author's vision on the process of intraorganizational conflict management in the university.

According to the authors, scientific approaches to the classification of conflict management in the organization, discussed in the article, aimed at solving the formed conflict, but not to prevent a possible conflict.

As a result of systematization of conflict management in the organization, the article identifies five groups of practices (legal, organizational and administrative, economic, social and cultural), among which highlighted types of intraorganizational conflict management techniques in university, depending on the direction of management process -the prevention or regulation of conflicts.

Proposed methods of control intraorganizational conflicts in university intended for management decisions both during the course of the conflict, and to the moment of its occurrence, take into account the specifics of the activities and characteristics of organizational structure of the university.

Keywords: intraorganizational conflicts management in university, conflict management methods in organizations.

Сведения об авторах:

Ковалев Василий Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196 корп. 1), e-mail: VAKovalev@fa.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ан Юлия Николаевна - доцент кафедры менеджмента АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196 корп. 1), е-mail: an27091975@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 01.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.