Раздел I
_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ_
УДК 378.1© ЮЛ. Ан
Ю. Н. Ан
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ В ВУЗЕ: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Выбор эффективных методов управления внутриорганизационными конфликтами в вузах во многом определяется причинами, вызвавшими возникновение конфликтной ситуации, и типологией конфликта. В статье рассмотрены причины, обуславливающие возникновение внутриорганизационных конфликтов, представлена их классификация применительно к вузу, исходя из специфики его деятельности как предприятия.
Ключевые слова: специфика деятельности вуза, факторы внешней, внутренней и внутривузовской (вну-триорганизационной) среды, причины, виды и типы внутриорганизационных конфликтов в вузе.
В современных условиях реформирования системы высшего образования, приоритетными задачами для вузов, подведомственных Министерству образования и науки России, являются следующие: повышение качества профессионального образования; повышение кадрового потенциала, совершенствование профессионального уровня научно-педагогических работников; повышение уровня информационной открытости.
В связи с дальнейшим реформированием системы высшего образования для каждой из сторон, участвующих в образовательном процессе, существуют определенные угрозы и риски, в том числе и для самих вузов. Под внешними рисками следует понимать угрозы, исходящие из внешней среды, внутренние риски связаны с неблагоприятным изменением структуры и потенциала самого вуза вследствие негативного влияния внешних факторов [3].
Потенциал вуза включает в себя совокупность человеческих и вещественных ресурсов вуза обеспечивающих достижение стоящих перед ним общественно значимых научных и образовательных целей. В настоящее время особенно важным становится эффективное управление человеческими ресурсами вуза, что обусловлено проведением организационно-структурных изменений кафедр, трансформацией структуры самих вузов, повышением требований к качеству профессорско-преподавательского состава.
Вместе с тем, проводимые
внутриорганизационные процессы в вузе существенно влияют на уровень конфликтности: возрастает число ресурсных, мотивационных, межгрупповых, социально-трудовых конфликтов. Основой возникновения конфликтных ситуаций являются различия в восприятии персоналом совокупности определенных организационных факторов. Таким образом, объективной необходимостью в настоящее время становится исследование сущности и причин возникновения
внутриорганизационных конфликтов в вузе с целью последующего формирования технологии управления ими.
Объектом данного исследования является вну-триорганизационный конфликт. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности работников вуза.
Внутриорганизационные конфликты являются видом социальных конфликтов, которые обусловлены специфическими свойствами организации, ее структурными особенностями и взаимодействием с факторами внешней и внутренней среды. Специфика деятельности вуза как предприятия определяется особенностью предоставляемой услуги и процессом предоставления данной услуги.
Образовательная услуга, в частности в системе высшего образования, имеет отличия от других видов услуг, так как обладает специфическими особенностями, не только информационным, но и интеллектуальным характером (ссылка на свою статью).
Образовательный процесс применительно к вузу включает в себя ряд взаимосвязанных процессов по управлению его подразделениями с целью организации эффективного учебного процесса, научно-методического обеспечения, проведения занятий в различных формах, ведения научной, а так же хозяйственной деятельности, связанной с функционированием вуза как предприятия.
вуз является достаточно сложной структурной единицей, выполняет образовательные,
воспитательные, научные, социальные,
хозяйственные функции, в соответствие с чем, имеет сложную систему управления, которая находится под влиянием факторов внутренней, внешней [2, с. 86]. В свою очередь факторы внутренней и внешней среды оказывают влияние на внутривузовскую (внутриорганизационную) среду (Рис.).
Рас. Факторы внешней и внутренней среды вуза (составлено автором)
Таким образом, внутривузовская среда, по сути, является отражением реакции вуза на внешнюю и внутреннюю среду функционирования. Как было отмечено выше, факторы внутренней и внешней среды оказывают влияние на внутривузовскую (внутриорганизационную) среду, а следовательно могут являться причинами внутриорганизационных конфликтов.
Под внутриорганизационным конфликтом вуза будем понимать конфликт, возникающий в рамках вуза между его структурными подразделениями, членами трудового коллектива, то есть во внутриву-зовской (внуриорганизационной) среде.
Причины конфликта - это совокупность обстоятельств и факторов, действие которых приводит к возникновению конфликта.
Возникновение и развитие внутриорганизационных конфликтов обусловлено действием следующих причин:
1. Объективные причины:
- собственно объективные;
- организационно-управленческие;
2. Субъективные причины:
- социально-психологические;
- личностные.
Объективные причины связаны с проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации, и приводят к созданию предконфликтной ситуации. Следовательно, конфликты, возникшие в результате данных причин, имеют деловую основу.
Субъективные причины конфликтов обусловлены индивидуальными психологическими особенностями участников конфликта, которые приводят к выбору конфликтного, а не другого способа разрешения образовавшегося объективного противоречия. Конфликты, вызванные субъективными причинами, по своей природе эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
Несмотря на выделение объективных и субъективных причин конфликта, следует отметить, что практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин [1, с. 118].
Собственно объективными причинами внутри-организационных конфликтов в вузе могут являться:
-ограниченность или недостаточная обеспеченность ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми, информационными), что приводит к проблемам в организации труда;
-необъективность в вопросах управления распределением ресурсов между структурными подразделениями вуза;
-различие в целях, которые преследуют члены трудового коллектива вуза, которое ведет к возникновению противоречий между ними.
Среди организационно-управленческих причин возникновения внутриорганизационных конфликтов вузе можно выделить следующие:
Структурно-организационные — несоответствие структуры вуза стратегической цели развития, задачам и мерам по реализации данной стратегии. Чем больше структура вуза не соответствует системе менеджмента и реализуемой стратегии развития, тем менее эффективно его функционирование как организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в трудовом коллективе.
Функционально-организационные причины конфликтов обусловлены неоптимальностью функциональных связей вуза с внешней средой; между структурными подразделениями; между отдельными членами трудового коллектива. Нарушение указанных связей приводит к конфликтам. Внешние функциональные связи вуза должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение.
Личностно-функциональные — несоответствие или неполное соответствие работника вуза (представителей высшего управленческого звена, профессорско-преподавательского состава, функциональных подразделений обеспечивающих работу вуза как предприятия) занимаемой должности по его профессиональным, нравственным и другим качествам. Особенно актуализируются данные причины в настоящее время в связи с повышением требований к качеству профессорско-преподавательского состава.
Ситуативно-управленческие причины являются следствием ошибок в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения объективно создает возможность конфликтов между лицом или лицами, принявшими это решение и его исполнителями.
Как было отмечено выше, субъективные причины конфликтов определяются индивидуально-психологическими особенностями членов организации, их непосредственным взаимодействием в процессе трудовой деятельности и объединения в социальные группы. Управление конфликтами, возникновение которых обусловлено субъективными причинами исследуются в рамках другой науки - психологии, поэтому в рамках данной статьи рассматриваться не будут.
Важным моментом в вопросах управления вну-триорганизационными конфликтами является их классификации. Существуют различные подходы к классификации внутриорганизационных конфликтов, но, как правило, они носят общий характер, то есть не учитывают специфику деятельности предприятия, либо рассматриваются применительно к промышленным предприятиям. Исходя, из определенных выше особенностей деятельности вуза как предприятия, представим классификацию внутриорганизационных конфликтов применительно к данному образовательному учреждению (Таблица).
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 3 (19)
Таблица Классификация внутриорганизационных конфликтов в вузе (составлено автором)
Критерий классификации Виды внутриорганизационных конфликтов Применительно к вузу
1. По составу участников личностные внутриличностные - негативный фон настроения, тревожность, негативные эмоции во время исполнения профессиональных задач преподавательской деятельности, в процессе педагогического общения и в отношении к себе и т.д.
межличностные - преподаватель - преподаватель; - зав. кафедрой - зав. кафедрой; - зав. кафедрой - преподаватель и т.д.
групповые между личностью и группой - преподаватель - кафедра; - преподаватель - ректорат; - зав. кафедрой - преподаватели кафедры и т.д.
межгрупповые - ректорат - профессорско-преподавательский состав; - ректорат - деканат; - ректорат - кафедра; - кафедра - деканат; - кафедра - кафедра; - деканат - коллектив факультета и т.д.
2. По характеру взаимоотношений горизонтальные - кафедра - кафедра; - зав. кафедрой - зав. кафедрой и т.д.
вертикальные — зав. кафедрой - преподаватель; — кафедра - ректорат и т.д.
смешанные - зав. кафедрой одного факультета - декан другого факультета и т.д.
3. По степени выраженности открытые - невыполнение задания, данного заведующим кафедрой; - открытое письмо преподавателей ректору (государственным органам власти) и т.д.
закрытые конфликты, включающие в себя те же действия, что и при открытом конфликте, но не манифестируемые, информация о которых до определенного момента сведена до минимума - отказ в поддержке преподавателя (под разными предлогами), - поручение преподавателю «невыгодного» задания (так как якобы ее некому больше выполнять) и т.д.
психологические конфликты, в которых соперники пытаются воздействовать на цели, видение ситуации и способы достижения целей - моббинг, который может возникнуть: в результате неясности целей, неодинаковых требований к разным сотрудникам профессорско-преподавательского состава: вертикальный - «боссинг», когда психологический террор в отношении педагога исходит от заведующего кафедрой; горизонтальный - когда психологический террор исходит от коллег-преподавателей.
4. По эффекту последствий конструктивные Оптимизация системы внутренних отношений между структурными подразделениями и отдельными работниками вуза. Результатами конструктивного конфликта могут быть:
- структурно-функциональные преобразования; - формирование корпоративной культуры; - создание механизма систематического обновления вузовских структур.
деструктивные - сокращение или полное прекращение взаимодействия сторонами конфликта; обострение конфликтной ситуации и т.д.
5. По способу выхода из конфликта завершаемые самостоятельно Внутренними подразделениями вуза, с участием и без участия руководства.
с привлечением третьих лиц При участии: - государственных органов власти; - при участии профсоюзов и т.д.
Исходя из представленных в Таблице данных следует, что одна и та же конфликтная ситуация может относиться к разным видам внутриорганизацион-ных конфликтов.
Так, например:
- конфликт типа «кафедра - кафедра», по составу участников является групповым (межгрупповым), а по характеру взаимоотношений - горизонтальным;
- конфликт типа «зав. кафедрой - преподаватель», по составу участников является групповым (между личностью и группой), по характеру взаимоотношений - вертикальным.
На наш взгляд в представленной классификации внутриорганизационных конфликтов, виды кон-
фликтов по составу участников и в зависимости от характера взаимоотношений наиболее отражают специфику функционирования вуза как предприятия и его структуры.
Таким образом, исходя из выявленных причин и типологии внутриорганизационных конфликтов, можно уточнить сущность понятия «внутриорганиза-ционный конфликт в вузе». Внутриорганизационный конфликт в вузе - это конфликт, возникающий в рамках вуза между его структурными подразделениями, членами трудового коллектива, то есть во внутриву-зовской (в^риорганизационной) среде, обусловленных действием, главным образом, объективных факторов, и требующий поиска его конструктивного разрешения, направленного на развитие вуза.
Библиографический список
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях [Текст] / А.Я. Анцупов, C.B. Баклановский. -СПб. : Питер," 2009. - 304 с.
2. Ан, Ю.Н. Классификация внутриорганизационных конфликтов в вузе [Текст] / Ю.Н. Ан // Вестник СИ-БИТ, научно-практический журнал. - 2014. -№1(9). - С. 85-89.
3. Ахметшина, Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателя вуза в условиях реформирования системы высшего образования в России [Электронный ресурс] / Е.Р. Ахметшина. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-identichnost-prepodavatelya-vuza-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii, свободный.
References
1. Antsupov, A. J. Konfliktologiya. v shemah i kommentariyah. [Conflict in diagrams and comments]. SPb .: Peter, 2009, 304 p.
2. An Yu. N. Klassifikaciya vnutriorganizacionnih konfliktov v vuze. [Classification of intra-organizational conflicts at the university]/ Vestnik SIBIT, nauchno-prakticheskii jurnal, 2014. - №1(9). - p. 85-89.
3. Akhmetshin E.R. Professionalnaya identichnost prepodavatelya vuza v usloviyah reformirovaniya sistemi visshego obrazovaniya. v Rossii [Professional identity of the teacher of high school in the conditions of reforming the system of higher education in Russia]. [Elektronnii resurs] - Rejim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-identichnost-prepodavatelya-vuza-v-usloviyah-reformirovaniya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii, svobodnii.
INTRA-ORGANIZATIONAL CONFLICTS IN HIGHER EDUCATION: TYPES AND CAUSES OF APPEARANCE
Julia N. An,
senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. The choice of effective methods of intra-organizational conflict management in universities is largely determined by the reason that caused the appearance of a conflict situation, and the typology of the conflict. The article deals with the causes, causing the occurrence of intra-conflicts, their classification in relation to the university, based on the specifics of its activities as a company.
Keywords: specificity of the university, external factors, internal and intra-organizational environment, types of intra-organizational conflict in high school.
Сведения об авторе:
Ан Юлия Николаевна - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: an27091975@mail.ru. Статья поступила в редакцию 26.06.2016.