Научная статья на тему 'Классификация велосипедистов в теории велосипедного спорта'

Классификация велосипедистов в теории велосипедного спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BICYCLE / TORQUE EFFECT / UCI / IHPVA ДВИЖИТЕЛЬ / IHPVA WHEELED MOVER / ВНУТРЕННЯЯ СИЛА / INTERNAL FORCE / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ТАКСОН / TAXON / ТРЕК / TRACK / ШОССЕ / HIGHWAY / БМХ / BMX / МАУНТИНБАЙК / MOUNTAIN BIKE / ПАРАСПОРТ / PARASPORT / КРУЗЕР / CRUISER / ТРИАЛ / TRIAL / КРОСС-КАНТРИ / CROSS-COUNTRY / ДАУНХИЛ / DOWNHILL / БАЙКЕР-КРОСС 4Х / BIKER-CROSS / 4CROSS / TANDEM BICYCLE / CYCLING SPORT / ВЕЛОСИПЕД / КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ / ТАНДЕМ / ВЕЛОСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковылин М.М., Столяров В.И., Недоцук Ю.И.

According to statistics, the current world bicycle park is over 450 million units. Over 15 thousand patents were granted for various bicycles designs. Bicycle has become multivariant and multidirectional. The variety of bicycle designs bring to a nonplus even experienced users when choosing a suitable model. In this situation bicycle classification is very important, that is their distribution system into classes, divisions etc. in accordance with specific common features. The lack of the science-based bicycle classification creates significant hindrances in the theoretical aspect – also for design of the theory and methodology of cycling. The purpose of the study was to set forth and give scientific credence to the bicycle classification, using a set of empirical and theoretical methods of study: observation, matching, generalization by induction, deduction, concept operations etc. Moreover, the task set is to design a complex hierarchical (multiple-aspect) classification based on several independent characteristics (aspects) and therefore involving numerous categories or classification units of various ranks. In our bicycle classification we rest upon the previous study within which the object of this classificationbicycle – is distinguished from the many types of machines as their special kind subject to engine type and used energy, environment and design. The analysis specified the main essential and distinctive features of a bicycle The bicycle classification stipulated in the present paper is scientifically approved and natural for it is designed in view of a set of essential characteristics. This classification is of great theoretical and applied importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация велосипедистов в теории велосипедного спорта»

ТРЕНЕР

УДК: 796.6

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЛОСИПЕДОВ

В ТЕОРИИ ВЕЛОСИПЕДНОГО СПОРТА

Кандидат педагогических наук, доцент М.М. Ковылин Доктор философских наук, профессор В.И. Столяров Ю.И. Недоцук

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ШОЛИФК), Москва

BICYCLE CLASSIFICATION IN THEORY OF CYCLING SPORT M.M. Kovylin, associate professor, Ph.D.

V.I. Stolyarov, professor, Dr.Phil. Y.I. Nedotsuk

Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPC), Moscow

Key words: bicycle, torque effect, UCI, IHPVA wheeled mover, internal force, classification, taxon, track, highway, BMX, mountain bike, parasport, cruiser, trial, cross-country, downhill, biker-cross / 4cross, tandem bicycle, cycling sport.

According to statistics, the current world bicycle park is over 450 million units. Over 15 thousand patents were granted for various bicycles designs. Bicycle has become multivariant and multidirectional. The variety of bicycle designs bring to a nonplus even experienced users when choosing a suitable model. In this situation bicycle classification is very important, that is their distribution system into classes, divisions etc. in accordance with specific common features. The lack of the science-based bicycle classification creates significant hindrances in the theoretical aspect - also for design of the theory and methodology of cycling. The purpose of the study was to set forth and give scientific credence to the bicycle classification, using a set of empirical and theoretical methods of study: observation, matching, generalization by induction, deduction, concept operations etc. Moreover, the task set is to design a complex hierarchical (multiple-aspect) classification based on several independent characteristics (aspects) and therefore involving numerous categories or classification units of various ranks.

In our bicycle classification we rest upon the previous study within which the object of this classification - bicycle - is distinguished from the many types of machines as their special kind subject to engine type and used energy, environment and design. The analysis specified the main essential and distinctive features of a bicycle

The bicycle classification stipulated in the present paper is scientifically approved and natural for it is designed in view of a set of essential characteristics. This classification is of great theoretical and applied importance.

Ключевые слова: велосипед, крутящий момент, иС1, 1НРУЛ движитель, внутренняя сила, классификация, таксон, трек, шоссе, БМХ, маунтинбайк, параспорт, кру-зер, триал, кросс-кантри, даунхил, байкер-кросс 4х, тандем, велоспорт.

Актуальность исследования.

В настоящее время мировой парк велосипедов согласно статистическим данным превысил 450 млн единиц. Выдано свыше 15 тыс. патентов на различные конструкции велосипедов. Велосипед стал многовариантным и разнонаправленным.

Разнообразие конструкций велосипедов нередко ставит в тупик даже искушённых пользователей при выборе необходимой модели. В этой ситуации большое значение имеет классификация велосипедов, т. е. система их распределения по классам, отделам и т. п. с учетом определенных общих признаков. Отсутствие научно обоснованной классификации велосипедов создает существенные препятствия и в теоретическом плане - в том числе для разработки теории и методики велосипедного спорта. Ведь классификация - одна из важных форм систематизации научного знания. Осуществляя систематизацию определенной предметной области, вместе с тем она задает общее направление ее дальнейшего целенаправленного исследования. Однако по имеющейся у нас информации в научных публикациях обычно даже не предпринимаются попытки классификации велосипедов или они носят крайне упрощенный характер.

Трудность разработки научно обоснованной классификации велосипедов определяется как минимум двумя причинами. Во-первых, логическая процедура классификации предполагает решение комплекса сложных проблем - определение: «множества групп подобных объектов; оснований, по которым объекты объединяются в группы; принципа или закона, согласно которому все группы соединяются, организуются в единую систему» [6, с. 28]. Во-вторых, для проведения классификации велосипедов необходимо эффективное и желательно однозначное понятие «велосипед». Однако в научных публикациях таковое отсутствует.

Цель исследования - изложить и научно обосновать классификацию велосипедов, используя комплекс средств эмпирического и теоретического исследования: наблюдение, сравнение, индуктивные обобщения, дедукцию, операции с понятиями и др. При этом ставится задача построить сложную иерархическую (многоаспектную) классификацию, использующую в качестве ее основания несколько независимых признаков (аспектов) и потому содержащую большое число категорий или классификационных единиц различного ранга.

Результаты исследования и их обсуждение. В проведении классификации велосипедов мы опираемся на проделанное ранее исследование, в ходе которого объект данной классификации - велосипед - был выделен из множества типов машин как особая их разновидность с учетом типа двигателей и используемой энергии, среды передвижения и формы конструкции [5, 6 и др.].

На основе этого анализа были уточнены основные существенные и отличительные признаки велосипеда:

• вертикально расположенная рама;

• колесо (или несколько колёс);

• наличие системы рычагов и механизмов, предназначенных для управления и создания крутящего момента на колесе-движителе.

В соответствии с этим было дано следующее определение понятия «велосипед». Велосипед -машина, состоящая из колеса или колёс, являющихся опорой и закреплённых осями на вертикальной раме, системы рычагов и механизмов, предназначенных для управления и создания крутящего момента на колесе-движителе за счет внутренней мускульной силы.

На основе такого определения данного понятия и строилась классификация велосипедов. Она проводилась с учетом:

• использования велосипедов в различных сферах человеческой деятельности;

• конструктивных особенностей велосипедов применительно к различным видам состязаний с применением велосипедов: гоночных, прыжковых, фигурной езды (танцев), акробатики, игровых, художественного катания;

• принадлежности велосипедов к трековым, шоссейным, БМХ, маунтинбайку, (Indoor cycling), (Para - cycling) параспорту, дисциплинам с учётом их конструктивных особенностей;

• применяемых при этом правовых норм и правил, например, соответствия велосипедов правилам UCI и правилам IHPVA.

Классификацию можно считать завершённой, когда каждой группе дискретных объектов (таксонов), полученных при соответствующем делении оснований на всех уровнях, присвоены таксономические категории.

Представляем перечень основных таксономических рангов, применяемых при классификации велосипедов:

Архирод^Род^Вид^Подвид^Класс^Под-класс^Гип^Подтип

К архироду мы относим понятие «машина». К нему относятся все механизмы, совершающие полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой.

К роду относятся две группы машин: к одной -машины, приводимые в движение мускульной силой, ко второй - все остальные.

К виду - три категории машин, приводимых в движение мускульной силой. Машины, передвигающиеся по воде, воздуху и суше.

К подвиду - велодрезины, коляски с ручным управлением,веломобили,самокаты и велосипеды.

К классу относятся велосипеды - специальные, спортивные и общего назначения.

Таким образом, первоначально мы подразделяем велосипеды на три подкласса - специальные, спортивные и общего назначения.

В подклассе специальных велосипедов мы выделяем следующие их группы: служебные, транспортные, цирковые; в подклассе спортивных велосипедов: гоночные, акробатические, игровые, прыжковые, для фигурного катания (танцевальные), для художественного катания; в подклассе общего назначения - дорожные.

Далее велосипеды систематизируются по типу. На этом основании выделяют: велосипеды для ве-лобола, пара-спорта, для шоссейных гонок, гонок на треке, велоспорта-БМХ, юнисейклы, велоспорта-MTB, для триала и для кросса, велорикши, грузовые, рекамбенты, многофункциональные, раскладные, детские и др.

В качестве подтипов выделяются: велосипеды для индивидуальных гонок, командных гонок, спринтерских гонок, гонок за лидером, для гонок преследования, гонка-классик, гонка-крузер, триал-20, триал-26, кросс-кантри, даунхил, байкер-кросс 4х, тандемы (Tandems), трёхколёсные велосипеды, ручные велосипеды, велосипеды (Road bikes) и другие согласно рисунку.

Выводы. Изложенная выше классификация велосипедов является научно обоснованной и естественной, так как она построена на основе комплекса существенных признаков. Данная классификация имеет важное теоретическое и прикладное значение.

Литература

1. Бонивель Л. Механические средства передвижения: источники, факты, даты / Л. Бонивель. - Париж, 1935.

2. Горский Д.П. Определение (Логико-методологические проблемы) / Д.П. Горский - М.: Мысль, 1974. - 310 с.

3. Правила международного союза велосипедистов «UCI» раздел 2, §1

4. Столяров В.И. Методология введения, оценки и унификации понятий / В.И. Столяров // «Вестник Московского Университета. Серия 7, Философия». - 2007. - № 1. - С. 9-23.

5. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека: монография. В 2 кн. / В.И. Столяров. - М.: Изд-во «Университетская книга», 2011. - Кн. 1. Введение в мир философии спорта и телесности человека. - 766 с.

6. СубботинА.Л. Классификация / А.Л. Субботин. - М., 2001. - 94 с.

References

1. Bonivel, L. Mechanical locomotions: sources, facts, dates / L. Bonivel. - Paris, 1935. (In Russian)

2. Gorsky, D.P. Estimation (Logicomethodological problems) / D.P. Gorsky. - Moscow: Mysl', 1974. - 310 P. (In Russian)

3. The rules of International Cycling Union "UCI" division 2, §1 (In Russian)

4. Stolyarov, V.I. Methodology of introduction, assessment and unification of concepts / V.I. Stolyarov// Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 7, Philosophy. - 2007. - № 1. - P. 9-23. (In Russian)

5. Stolyarov, V.I. The philosophy of sport and human corporality:

monograph. In 2 books. / V.I. Stolyarov. - Moscow: Universitetskaya kniga, 2011. - Book 1. The introduction to the world of sports philosophy and human corporality. - 766 P. (In Russian)

6. Subbotin, A.L. Classification /A.L. Subbotin. - Moscow, 2001. - 94 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

kmm-74@mail.ru

Поступила в редакцию 19.03.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.011.1

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕВОЧЕК-ШКОЛЬНИЦ 9-15 ЛЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ

Соискательница С.Ю. Усачева

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: девочки-школьницы, физическое развитие, типы гармоничности, массо-ростовой индекс Рорера.

Актуальность. Радикальное решение проблемы физического развития школьников разного пола, возраста и региональной популяции остается в сфере приоритетного научного внимания и целенаправленных исследований отечественных ученых-специалистов (Л. Г. Харитонова, А. Н. Аксенова, 2006; Р. Н. Дорохов, 2011).

Физическое развитие организма детей - это закономерный генетический и социально обусловленный прогрессивный процесс морфологических и функциональных преобразований, включающий как количественные, так и качественные изменения.

Результаты исследований, проведенных в разных регионах Российской Федерации, убедительно свидетельствуют о выраженном замедлении признаков де-целерации развития современных школьников разного пола и возраста. Установлено увеличение количества дисгармоничного дефицита или избытка как массы, так и длины тела подрастающего поколения, что, в свою очередь, существенно замедляет темпы роста и формирования организма индивидов (М. В. Антропова, 1999; Ю. А. Ямпольская, 2000).

Доказано, что только дифференцированная оценка по возрастно-половым группам учащихся с интервалом каждые пять лет является объективным критерием физического развития детей (Р. Н. Дорохов, 1998; Ю. В. Высо-чин, В. И. Шапошникова, 1999; И. И. Бахрах, 2005).

Цель исследования - изучить особенности физического развития городских девочек-школьниц 9-15 лет.

Методика исследования. Исследуемыми были девочки-школьницы 9-15 лет (п=170). Оценка физического развития (ФР) испытуемых была осуществлена по методике, разработанной Н. А. Беляковой и А. Н. Масловым (2005), которая основана на расчете массо-ростового индекса Рорера (ИНр) по формуле: W/H3 кг/см3, где W -масса тела (кг), Н - рост тела (см). При значении ИНр от 10,7 до 13,7 кг/м3 у детей и подростков диагностируется гармоничное нормальное или среднее физическое развитие; при ИНр менее 10,7 кг/м3 физическое разви-

тие оценивают как низкое, а при значении ИНр более 13,7 кг/м3 - как высокое физическое развитие.

Результаты исследования позволили выявить важные особенности физического развития девочек-школьниц 9-15 лет региональной популяции.

Первая - весь массив испытуемых был неравномерно распределен по интенсивности развития показателей длины и массы тела на три специфических типа гармоничности: низкое, среднее и высокое физическое развитие.

Вторая особенность - соотношение интегральных критериев - длины и массы тела у девочек-школьниц 9-15 лет региональной популяции были достоверно различны. При этом среднее физическое развитие имели 56,9 % (р<0,05) испытуемых, а с низким и высоким физическим развитием соответственно 21,4 и 21,7 °% (р<0,05) школьниц.

Третья особенность характеризуется тем, что в каждой исследуемой возрастной группе существенно преобладают девочки, имеющие среднее физическое развитие. Была обнаружена высокая степень разброса данных внутривозрастных показателей типов физического развития. В частности, у школьниц со средним типом физического развития степень разброса колеблется от 70 °% (в 9 лет) до 39,3 °% (в 14 лет). Характерно, что большинство исследуемых девочек в 10, 12 и 15 лет имеют низкую массу тела, а в 11 и 14 лет - существенно высокую по отношению к длине тела (р<0,05).

Вывод. Для повышения эффективности организации и содержания процесса физического воспитания особенно важен учет закономерностей физического развития детей и особенно типов гармоничности развития региональной популяции. Это позволит дифференцировать решение базовых задач: целенаправленного укрепления здоровья, повышения уровня общей и специальной работоспособности, развития физических качеств и совершенствования адаптационных резервов организма девочек-школьниц 9-15 лет на основе разработки образовательно-тренирующей и образовательно направленной программ по физическому воспитанию.

Информация для связи с автором: helenbobkova@mail.ru

Поступила в редакцию 26.04.2013 г.

КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА:

Первый заместитель директора ФГБУ «ЦСП» С.В. Косилов

Замдиректора ФГБУ «ЦСП» Д.И. Селиванов

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ: Шеф-редактор - Вадим Бальсевич Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.