Научная статья на тему 'Понятие «Велосипед» в теории и методике велосипедного спорта'

Понятие «Велосипед» в теории и методике велосипедного спорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
BICYCLE / TORQUE EFFECT / WHEELED MOVER / ВНУТРЕННЯЯ СИЛА / INTERNAL FORCE / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / DEFINITION / ПОНЯТИЕ / CONCEPT / ЛОГИКА / LOGICS / ВЕЛОСПОРТ / CYCLING / ВЕЛОСИПЕД / КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ / ДВИЖИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковылин М. М., Столяров В. И., Недоцук Ю. И.

First and foremost, the task of the study was to reveal and present in the corresponding conceptual framework the variety of objects of the studied area based on the content analysis and then determine the terms to define the allocated objects and the definition of the term «bicycle». Proceeding from the mentioned above, the concept «bicycle» can be defined as a vehicle, having one or several wheels, serving a support and fixed by axes to a vertical frame, linkage and gears to control and render a torque effect on a wheeled mover by internal muscle force. The specifics and value of the definition of the quoted notion is not just in its significant distinction from other its definitions and its efficiency – it can precisely and unambiguously distinguish bicycle from numerous other vehicles. The core consists in the following: 1) the subjected definition of the concept «bicycle» is scientifically substantiated using the stipulated above logical-methodological principles of introduction, assessment and unification of notions; 2) in this approach conceptual, but not terminological issues of the definition of this notion are priority and the notion itself is taken within the conceptual framework, including a variety of objects of the studied area; 3) such a methodology of introduction and substantiation of the notion «bicycle» promotes avoiding of useless terminological debates when designing the theory of cycling sport and focusing on conceptual issues and taking into account the place of bicycle in the system of other vehicles via the system approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Велосипед» в теории и методике велосипедного спорта»

УДК: 796.6

ПОНЯТИЕ «ВЕЛОСИПЕД»

в теории и методике велосипедного спорта

Кандидат педагогических наук, доцент М.М. Ковылин Доктор философских наук, профессор В.И. Столяров Ю.И. Недоцук

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

THE CONCEPT «BICYCLE» IN THEORY AND METHODOLOGY OF CYCLING SPORT

M.M. Kovylin, associate professor, PhD.

V.I. Stolyarov, professor, Dr.Phil. Yu.I. Nedotsuk

Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCO-LIPC), Moscow

Key words: bicycle, torque effect, wheeled mover, internal force, definition, concept, logics, cycling.

First and foremost, the task of the study was to reveal and present in the corresponding conceptual framework the variety of objects of the studied area based on the content analysis and then determine the terms to define the allocated objects and the definition of the term «bicycle». Proceeding from the mentioned above, the concept «bicycle» can be defined as a vehicle, having one or several wheels, serving a support and fixed by axes to a vertical frame, linkage and gears to control and render a torque effect on a wheeled mover by internal muscle force. The specifics and value of the definition of the quoted notion is not just in its significant distinction from other its definitions and its efficiency - it can precisely and unambiguously distinguish bicycle from numerous other vehicles. The core consists in the following:

1) the subjected definition of the concept «bicycle» is scientifically substantiated using the stipulated above logical-methodological principles of introduction, assessment and unification of notions;

2) in this approach conceptual, but not terminological issues of the definition of this notion are priority and the notion itself is taken within the conceptual framework, including a variety of objects of the studied area;

3) such a methodology of introduction and substantiation of the notion «bicycle» promotes avoiding of useless terminological debates when designing the theory of cycling sport and focusing on conceptual issues and taking into account the place of bicycle in the system of other vehicles via the system approach.

Ключевые слова: велосипед, крутящий момент, движитель, внутренняя сила,определение, понятие, логика, велоспорт.

Постановка проблемы и методология ее решения. Построение любой научной теории в первую очередь требует определения ее основных понятий. Эта логическая процедура позволяет дифференцировать объект, который анализируется в данной теории, от других объектов, уточнить объем или содержание соответствующего понятия, а также значение уже введенного в науку термина или выяснить значение нового термина. Определение понятий позволяет добиться точности, строгости и однозначности при оперировании ими.

К числу основных понятий теории велосипедного спорта относится понятие «велосипед». Анализ выявил наличие различных определений данного понятия, которым, к тому же, редко дается какое-то научное обоснование. Так, в регламенте Международного союза велосипедистов «иС1» дано следующее определение: «Велосипед - машина с двумя колесами одинакового диаметра, переднее колесо направляющее, заднее колесо приводится в движение через систему, включающую шатуны с педалями и цепь [5]. Но в научной литературе встречаются и другие определения данного понятия. Под велосипедом понимается: «Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение педалями» [4]; «Двухколесная или трёхколесная машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей» [3]; «Двухколёсная машина для передвижения, состоящая из рамы, двух колёс, руля и шатунов, предназначенных для передачи мускульных усилий ног к колёсам при педалировании» [8] и т. д.

В данной ситуации, равно как и в других, когда имеется множество определений какого-либо понятия, на первый план выходит методология его введения, оценки и унификации. Обычно предлагаемый методологический подход - необходимое соблюдение правил определения понятий (определение должно быть четким и ясным, не должно быть только отрицательным, не должно содержать тавтологии, порочного круга и т. п.), чтобы оно было эффективным, не позволяет в полной мере решить проблему. Так, в указанных выше различных определениях данные правила не нарушаются.

Для полноценного решения обсуждаемой проблемы особенно важное значение имеют два логико-методологических принципа, обоснованные в работах одного из авторов данной статьи:

1) разграничение содержательного и терминологического аспектов определения;

2) анализ не одного понятия, а системы связанных с ним понятий, которые необходимы для отображения всего многообразия объектов изучаемой области [1, 6, 7, 2].

Реализация данной методологии для введения понятия «велосипед»

В соответствии с этими принципами в данной статье и строится методология введения понятия «велосипед». Прежде всего на основе содержательного анализа ставится задача выявить и отобразить в системе соответствующих понятий все многообразие объектов (с присущими им признаками) изучаемой области: а) объекты, которые фиксируются в различных эффективных определениях вводимого понятия; б) другие объекты этой области. Только после этого на первый план выходит терминологическая проблема: какими терминами обозначить выделенные объекты и в том числе, для обозначения какого из них использовать термин «велосипед» (учитывая историю введения данного термина, языковую практику его употребления в настоящее время и т. д.).

Анализ различных определений понятия «велосипед» и тех признаков, которые соответственно приписываются велосипеду, показывает, что он является элементом широкой области объектов, которая включает в себя различные механизмы или их сочетание, осуществляющие определенные целесообразные движения для преобразования энергии, изменения формы, свойств, состояния или положения предмета труда, сбора, передачи, хранения, обработки и использования информации и т. д. Для обозначения объектов такого рода, как правило, используется термин «машина» [фр. machine; лат. machina -сооружение]. Поэтому для определения понятия «велосипед» необходимо дать классификацию машин различного рода и выделить среди них такую машину, для обозначения которой целесообразно использовать термин «велосипед».

Классификация машин

Прежде всего, выбрав в качестве основания классификации тип двигателей и используемую энергию, машины можно подразделить на две группы (рис. 1.)

В различных определениях под велосипедом, как правило, понимается машина, приводимая в движение мускульной силой. Поэтому именно эта группа машин представляет для нас основной интерес. Так как эти машины также разнообразны, требуется и их классификация. Она может проводиться по разным основаниям.

В зависимости от среды перемещения машины, приводимые в движение мускульной силой, могут быть классифицированы следующим образом (рис. 2.).

Анализ истории термина «велосипед» и его современного употребления показывает, что, как правило, им обозначают лишь машины, приводимые в движение мускульной силой и используемые для передвижения по суше.

Классификация этих машин по основанию - форма конструкции - позволяет выделить несколько их разновидностей, в том числе:

1) машины для передвижения по рельсам с ножным или ручным приводом;

2) машины с горизонтально расположенной рамой;

3) машины, в которых колёса выполняют функцию опоры, а «движителем» являются ноги;

4) машины в виде коляски с ручным приводом.

Однако для обозначения этих разновидностей машин вряд ли целесообразно использовать термин «велосипед». С учетом практики обычного разговорного и научного языка для обозначения первой группы машин правомерно использовать термин «дрезины» (или «велодрезины»), второй

Машины

х

X

Машины, приводимые в движение мускульной силой (биологический двигатель, использующий химическую энергию)

Все остальны!

ьные машины

Рис. 1. Классификация машин по типу двигателя и используемой энергии

Машины, приводимые в движение мускульной силой человека

Машины для передвижения в воздушной среде

Машины для передвижения по суше

Машины для передвижения в водной среде

Рис. 2. Блок-схема классификации машин, приводимых в движение мускульной силой человека в зависимости от среды, в которой они перемещаются

группы - термин «веломобили», третьей группы -«самокаты», четвертой группы - «коляски с ручным приводом».

Среди машин, приводимых в движение мускульной силой и используемых для передвижения по суше, можно выделить еще одну их разновидность, для которой с учетом опять-таки практики обычного разговорного, спортивного, а также научного языка как раз целесообразно (правомерно) использовать термин «велосипед».

Для этой разновидности указанных машин характерны следующие основные признаки:

• вертикально расположенная рама;

• колесо (или несколько колёс);

• наличие системы рычагов и механизмов,

предназначенных для управления и создания

крутящего момента на колесе-движителе.

Поясним термины, используемые в данном

определении.

Словосочетание «система рычагов и механизмов» включает в себя перечень основных узлов и деталей велосипеда, таких как рычаги (шатуны с педалями), цепь с ведущей и ведомой шестерёнками (системы и кассеты), руль и т. д.

Слово «управление» понимается в широком смысле, включающем в себя такие функции, как руление, торможение, балансирование и т. д.

Слово «движитель» служит для конкретизации детали велосипеда, которая непосредственно приводит в движение велосипед. К примеру, в самокате колёса выполняют функцию опоры, но движителем являются ноги.

Слово «опора» служит для уточнения функции (предназначения) колеса (колёс). Например, у водного велосипеда опорой является корпус в виде понтонов, а движителем - колесо, на котором расположены лопасти.

Словосочетание «крутящий момент» свидетельствует о передаче «внутренней силы» на ту деталь устройства (машины), которая потенциально может выступать в качестве движителя.

Словосочетание «внутренняя сила» необходимо, так как силы, двигающие различные устройства, могут быть внутренними и внешними. В том случае, когда человек перемещает (катит) велосипед рядом с собой, действуют внешние силы, а когда едет на велосипеде - внутренние силы.

Выводы. На основании изложенного выше можно дать следующее краткое определение понятия «велосипед». Велосипед - машина, состоящая из колеса или колёс, являющихся опорой и закреплённых осями на вертикальной раме, системы рычагов и механизмов, предназначенных для управления и создания крутящего момента на колесе-движителе за счет внутренней мускульной силы.

Особенность и значимость приведенного определения обсуждаемого понятия состоит не просто в том, что оно существенно отличается от других его определений, но и в том, что оно позволяет четко и однозначно выделить велосипед из множества других машин.

Самое же главное заключается в следующем:

1) предложенному определению понятия «велосипед» дано научное обоснование с использованием указанных выше логико-методологических принципов введения, оценки и унификации понятий;

2) при таком подходе на первый план выходят не терминологические, а содержательные проблемы определения данного понятия и само это понятие рассматривается не отдельно, а в системе понятий, охватывающих многообразие объектов изучаемой области;

3) такая методология введения и обоснования понятия «велосипед» позволяет при разработке теории велосипедного спорта избежать бесплодных терминологических споров, сосредоточить основное внимание на содержательных проблемах и, используя системный подход, найти место велосипеда в системе других машин.

Литература

1. БонивельЛ. Механические средства передвижения, источники, факты, даты / Л. Бонивель. - Париж, 1935.

2. Горский Д.П. Определение (Логико-методологические проблемы) / Д.П. Горский.- М.: Мысль, 1974. - 310 с.

3. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. чл.-корр. Академии наук СССР Н.Ю. Шведовой. - М., 1987.

5. Правила международного союза велосипедистов «UCI». Раздел 2, § 1.

6. Столяров В.И. Методология введения, оценки и унификации понятий / В.И. Столяров // «Вестник Московского университета». Серия 7 «Философия». - 2007. - № 1. - С. 9-23.

7. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека: монография / В.И. Столяров. В 2 кн. - М.: изд-во «Университетская книга», 2011. - Кн. 1. Введение в мир философии спорта и телесности человека. - 766 с.

8. Толковый словарь спортивных терминов. - М.: Физкультура и спорт, 1993.

References

1. Bonivel, L. Mechanical locomotions: sources, facts, dates / L. Bonlvel. - Paris, 1935. (In Russian)

2. Gorsky, D.P. Definition (Logicomethodological problems) / D.P. Gorsky. - Moscow: Mysl', 1974. - 310 P. (In Russian)

3. Efremova T.F. Russian explanatory dictionary. - Moscow: Russkiy yazyk, 2000. (In Russian)

4. Ozhegov, S.I. Russian dictionary /Ed. by MC Academy of Sciences of the USSR N.Yu. Shvedova. - Moscow, 1987. (In Russian)

5. The rules of International Cycling Union "UCI" division 2, §1 (In Russian)

6. Stolyarov, V.I. Methodology of introduction, assessment and unification of concepts // Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 7, Philosophy. - 2007. - № 1. - P. 9-23. (In Russian)

7. Stolyarov, V.I. The philosophy of sport and human corporality: monograph. In 2 books. / V.I. Stolyarov. - Moscow: Universitetskaya kniga, 2011. - Book 1. The introduction to the world of sports philosophy and human corporality. - 766 P. (In Russian)

8. The explanatory dictionary of sports terms. - Moscow: Fizkultura i sport, 1993. (In Russian)

Информация для связи с автором:

8-499-166-53-39

Поступила в редакцию 25.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.