Научная статья на тему 'Классификация важнейшая функция индивидуального сознания'

Классификация важнейшая функция индивидуального сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1092
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ВИДЫ И ФОРМЫ СОЗНАНИЯ / МИРОСОЗНАНИЕ / КАРТИНА МИРА / КЛАССИФИКАЦИЯ / НЕЙРОННЫЕ СЕТИ / CONSCIOUSNESS / TYPES AND FORMS OF CONSCIOUSNESS / WORLDCONSCIOUSNESS / PICTURE OF THE WORLD / CLASSIFICATION / NEURAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балин Виктор Дмитриевич

В статье представлена схема функционирования индивидуального сознания и отдельных ее компонентов. Показано, тем не менее, что надо различать индивидуальные и общественные формы сознания. Описываются свойства индивидуального и общественного сознания и их эмпирические характеристики. Приводится схема формирования одной из форм индивидуального сознания -миросознания и более подробно важнейшего его компонента картины мира. Показывается, в свою очередь, что важнейшим моментом процесса формирования «картины мира» является процедура классификации поступающей извне информации. Приводится математическая модель процесса классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification is one of the most important functions of the individual consciousness

The article presents the scheme of functioning of the individual consciousness and its components. It is shown, however, that we must distinguish between individual and social forms of consciousness. The properties of individual and public consciousness and their empirical specifications are described. The scheme of formation of one of the forms of individual consciousness world-consciousness and, in more detail, the most important component the picture of the world. It is shown, in turn, that the crucial point of the process of formation of the «picture of the world» is the procedure for classification of incoming information. Describes a mathematical model of the process of classification.

Текст научной работы на тему «Классификация важнейшая функция индивидуального сознания»

ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

И ФУНКЦИЙ

УДК 159.923

В. Д. Балин

Классификация - важнейшая функция

*

индивидуального сознания

В статье представлена схема функционирования индивидуального сознания и отдельных ее компонентов. Показано, тем не менее, что надо различать индивидуальные и общественные формы сознания. Описываются свойства индивидуального и общественного сознания и их эмпирические характеристики. Приводится схема формирования одной из форм индивидуального сознания -миросознания и более подробно важнейшего его компонента - картины мира. Показывается, в свою очередь, что важнейшим моментом процесса формирования «картины мира» является процедура классификации поступающей извне информации. Приводится математическая модель процесса классификации.

The article presents the scheme of functioning of the individual consciousness and its components. It is shown, however, that we must distinguish between individual and social forms of consciousness. The properties of individual and public consciousness and their empirical specifications are described. The scheme of formation of one of the forms of individual consciousness - world-consciousness and, in more detail, the most important component - the picture of the world. It is shown, in turn, that the crucial point of the process of formation of the «picture of the world» is the procedure for classification of incoming information. Describes a mathematical model of the process of classification.

Ключевые слова: сознание, виды и формы сознания, миросознание, картина мира, классификация, нейронные сети.

Key words: consciousness, types and forms of consciousness, worldconsciousness, picture of the world, classification, neural networks.

© Балин В. Д., 2013

*

Исследование выполнено при финансовом поддержке Российского гуманитарного научного фонда по теме «Моделирование семантического пространства человека с использованием метода вызванных потенциалов мозга», код 13-06-00625.

Проблема сознания - важнейшая для психологии, в частности, и в связи с проблемой интеграции психологического знания. Термин «сознание», однако, имеет несколько значений, что часто вводит исследователей в заблуждение.

Целесообразно при проведении исследований сразу же определять «координаты» нашего явления. Сначала надо выяснить, с чем мы имеем дело - с категорией «сознание» или сознанием как психическим явлением. В философской литературе, методологических и общепсихологических публикациях чаще говорят о категории «сознание». В экспериментальных психологических исследованиях обычно рассматривается сознание как психическое явление, изучается процессуальная его сторона. Можно говорить и о содержании сознания.

Если определили, что исследуем сознание как психическое явление, то надо решить, какая его форма (вид) имеется в виду: индивидуальное или общественное. Говоря о первом, надо уточнить, о какой его сфере идет речь: о бессознательном, подсознании и т. п. При изучении общественного сознания надо поступать также [1; 2].

Предполагается, что генез всех видов и сфер сознания осуществляется по одним и тем же законам. Используя системные представления можно предположить, что в каждом виде и сфере сознания следует искать элементы, структуру и функцию. Сознание формируется по законам самоорганизации. Аттрактором такой системы является некоторый инвариант (образ, позволяющий видеть окружающий мир стабильным и дискретным). Сформировавшаяся структура устойчива, но существует в «движении», т. е. можно говорить о ее эволюции.

Сначала рассмотрим индивидуальное сознание, поскольку именно оно у большинства людей связывается с понятием «сознание».

Сферы индивидуального сознания. Проведенные нами исследования позволяют различать такие сферы индивидуального сознания.

Бессознательное. Его содержание не зависит от деятельности определенной сенсорной системы (внемодально). Ее основа - генетическая память.

Подсознательное. Вытесненная, ранее осознанная информация.

Самость. Ощущение того, что за всеми разными физиологическими реакциями саморегуляции, возникающими по разным поводам, стоит нечто постоянное, инвариантное, воспринимаемое как ощущение самобытия, ощущение «Я».

Миросознание. Знание о том, что в определенном диапазоне условий свойства окружающей среды остаются неизменными, инвариантными [4]. Здесь формируется «картина мира».

Картина мира - это интегральное образование, восстановленное из наших ощущений и восприятий, которые в геометрическом смысле являются многомерными проекциями объективно существующего физического пространства. Это наиболее полный полисен-сорный образ, сформированный на основе всей информации об окружающей среде. На основе картины мира формируется семантическое пространство человека. Это возможно благодаря процессу словообразования, свойственного только человеку.

Самосознание. Знание о том, что в определенном диапазоне условий мое место в среде остается постоянным, инвариантным.

Надсознание. Система отношений и факторов, действующих в сфере взаимодействия личности с миром культуры. Она «зашита» в культурной, как бы искусственной, среде обитания человека. Эти отношения руководят поведением человека, но он их не осознает.

Сверхсознание. Умение «видеть» ситуацию в многомерном пространстве, включая время. Для этой сферы характерны целостность, надмодальность. У нее имеются порог осознания, длительность и избирательность. Строится на основе всех видов индивидуального сознания; это их инвариантная часть.

Эмпирические характеристики индивидуального сознания. Список эмпирических характеристик видится таким. 1. Широта. 2. Целостность (фрагментарность) 3. Устойчивость. 4. Произвольность (непроизвольность). 5. Интенция (направленность) внутренняя и внешняя. 6. Избирательность. 7. Опосредованность. 8. Интенсивность. 9. Ясность (контрастность). 10. Надмодальность. 11. Абсолютный порог осознания. 12. Относительный (дифференциальный) порог, характеризующий способность детализировать ситуацию. 13. Длительность процесса осознания (латентность). 14. Объем (содержание). 15. Блоковость (поляризованность) компонентов. 16. Фазовость (объем, абсолютный и дифференциальный пороги меняются во времени).

Свойства индивидуального сознания. 1. Инерционность (латентность): для сознания характерен эффект запаздывания; 2. Цикличность, проявляющаяся в синусоидальном распределении событий личного прошлого на временной оси «прошлое - настоящее». Период между пиками событий, по нашим данным, составляет примерно 7 лет (для общественного сознания - 20-30 лет) [5; 8].

Целесообразно выделять следующие сферы общественного сознания.

Собственно общественное сознание. Это сходное психическое содержание, присутствующее одновременно в психике многих людей, модель поведения.

Коллективное бессознательное. Система врожденных и латентных воспоминаний о прошлом в развитии человечества.

Моральное сознание. Поведение человека в системе координат «добро - зло».

Экономическое сознание. Высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.

Можно подобным образом говорить и о коллективном, национальном, юридическом и других сферах общественного сознания.

Общественное сознание, видимо, имеет те же эмпирические характеристики,что и индивидуальное.

Свойства общественного сознания. Как и индивидуальное сознание, общественное характеризуется инерционностью и цикличностью. Можно также говорить о третьем свойстве - биполярности. Общественное сознание содержит категории, находящиеся между собой в отношении противоречия, амбивалентности [4; 5; 8].

Функциональная модель сознания (формирование картины мира). Выделяются три основных этапа работы сознания как инструмента формирования индивидуального пространства, описанные ниже. Помимо этого, проведенные новые исследования позволяют уточнить характер работы, происходящей при запуске процесса классификации, являющейся важнейшей частью процесса осознания ситуации, в которой находится субъект. Но опишем общую схему работы сознания.

Этап I. Формирование индифферентного пространства. Создается модель окружающей среды на основе запуска физиологических сенсорных систем по принципу S-R. Психика работает над выявлением инвариантных отношений в среде (проходится путь по шкале топологический инвариант - инвариант подобия). Уместно вспомнить закон о стадиях формирования перцептивного образа Ланге -Веккера - Ломова [3], а также соответствующую литературу по математике [6; 7]. На этом этапе начинает формироваться семантическое пространство, зависимое от коллективного и индивидуального опыта, но в меньшей степени зависимое от текущего состояния человека. Такое формирование возможно потому, что на этом этапе происходит выявление инвариантных отношений в среде. После

сказанного остается только найти словесное обозначение для выявленных инвариантов.

Этап II. Формирование индивидуального психологического пространства. Для этого необходимо уточнить уже имеющуюся модель окружающей среды. Существуют, как минимум, две стадии: 1) стабилизация - формируется «фотографический» образ среды; 2) классификация - проверка «фотографии» с точки зрения наличия искажений; классификация идет по признаку «старый - новый», «известный - неизвестный» (предпочтение отдается старому и известному). Осуществляется поиск словесных обозначений для выявленных «фотографий», являющихся, по сути, инвариантной частью нескольких потоков информации, поступающей в мозг по разным каналам.

Опишем работу классификатора более подробно.

Классификатор - психофизиологическая система, осуществляющая фильтрацию поступающей информации по принципу разнесения ее по уже имеющимся классам, что приводит к стабилизации формируемой картины мира (или психологического пространства). Осуществляется взаимодействие со средой и отражение ее. Для того, чтобы понять работу классификатора, были проанализированы законы, описывающие работу психики и сознания. Это законы Витгенштейна - Рош, Ганзена - Игонина, генерации, Джеймса, инвариантности Коффки, классификации, Марбе, незавершенного действия Зейгарник, последействия позитивного выбора Аллахвер-дова, превосходства слова над буквой, последействия фигуры, разрыва шаблона, стадиальности восприятия Ланге - Веккера -Ломова, Торндайка, трансформации, Узнадзе, Фрейда - Фестинге-ра, Эббингауза, Юма. Суть названных законов описана в работе «Введение в теоретическую психологию» [3].

Их совмещение позволило описать рассматриваемый процесс таким образом.

Взаимодействие со средой и отражение ее свойств первоначально направлено на создание ее стабильной картины. Это происходит благодаря выявлению инвариантных свойств среды. Создав стабильную картину среды, психика стремится ее удержать, препятствуя новым изменениям. Это осуществляется за счет запуска механизма константности (инвариантности). Здесь же появляется возможность найти вербальное обозначение для выявленных инвариантов и запуска процесса формирования речи.

При приеме новой информации сознание пытается упорядочить ее поступление. Важнейшим способом подобного упорядочивания выступает процедура классификации. Здесь просматриваются такие закономерности. 1. Проверяется, не является ли новая информация уже известной. 2. Если она новая, то выясняется, нельзя ли ее отнести к одному из уже образованных (и уже известных) классов. При этом наблюдается тенденция не замечать, игнорировать случайные стимулы, не подпадающие ни под один из известных классов. В этом проявляется защитная функция классификатора. Цель - сохранение уже сформированной картины реальности: видится только то, что соответствует сформировавшейся ранее картине. Константность восприятия - один из механизмов сохранения сформированной ранее картины. 3. Отсеянные стимулы также составляют свой класс. Они хранятся в резерве, в памяти. Механизмы осознания пытаются удалить противоречие с поверхности сознания. 4. Информация, предъявляемая в контексте, осознается быстрее и лучше, нежели разрозненная. 5. Нарушение ситуативной закономерности, смена контекста, вызывает эмоциональную реакцию, ведет к разрушению привычных схем поведения, к затруднениям в принятии решения. Появляются хаотические попытки избавиться от навязываемой ситуацией закономерности. Это продолжается до тех пор, пока не произойдет переинтерпретации ситуации, не будет найден новый контекст (извлеченная на поверхность сознания другая часть базового содержания). 6. При этом, если складывается ситуация, когда действие не может быть завершено, то оно «зависает» и запоминается даже лучше, чем если бы оно было завершено. 7. Расклассифицированная информация посылается в память (8 слоев). Глубина упаковки зависит от ее важности. Говорить можно о трех уровнях важности: репродуктивном, узнающем и облегчающем.

Для уточнения процедуры классификации вводится понятие «семантическое пространство». Семантическое пространство - это арсенал коллективного общечеловеческого опыта, закодированного словами. Оно выступает в роли суррогата окружающей среды, своеобразного экрана, находящегося между человеком и окружающей средой. Слова, составляющие этот экран, являются представителями вещей. Здесь проявляется номинативная функция речи. Можно заменить изучение окружающей среды через посредство прямого сенсорного взаимодействия с ней изучением элементов (слов) экрана, находящегося между средой и человеком. Наличие семантического пространства позволяет использовать обществен-

53

ный опыт, запасенный в языке, посредством изучения смысла слов и соотношений между ними, обыгрыванием этих смыслов с целью понимания мироустройства без непосредственного контакта с миром. Язык и речь позволяют познавать мир не через общение с реальными предметами, а через изучение их «представителей», номинантов, посредников, медиаторов, т. е. через слова. Эти слова и образуют семантическое пространство, т. е. искусственный слой, находящийся между человеком и средой, созданный человечеством. Это пространство, несущее в себе коллективный опыт человечества, постоянно пополняется новыми сведениями.

И. А. Горбуновым была разработана компьютерная программа, моделирующая работу классификатора. Использовался алгоритм, известный как алгоритм построения нейронных сетей. Классификатор, в данном случае рассматриваемый как иерархия нейронных сетей, получающая из семантического пространства рабочий материал в виде слов, строит в нервной системе определенные структуры, называемые нейронными сетями (с подсетями), обеспечивающими выделение только тех семантических связей между словами, которые необходимы для выполнения задачи в данный конкретный момент времени. Движущей силой, обеспечивающей работу сети, выступают: поставленная задача (цель), актуализированная потребность, эмоциональное состояние и т. п. За основу предложенной программы была взята модель, строгое математическое описание которой было дано авторами, разработавшими так называемую «семантическую нейронную сеть» [9]. Эта сеть позволяет моделировать семантическое пространство человека. Нейроны входного слоя данной сети отражают объекты (обозначенные словами), которые мы воспринимаем, а выходной слой сети позволяет описать все признаки данного объекта, которые попадались в индивидуальном опыте испытуемого. Модель допускает создание дополнительных слоев, которые описывают (и исследуют) разные свойства исходных слов и их отношения с другими словами входного слоя. Суть работы описанной схемы состоит в том, что, если активирован какой-либо нейрон входного слоя, то на выходном слое активируются нейроны (соответствующие некоторым признакам исследуемого объекта входного слоя), которые свойственны объекту только в данном, исследуемом в конкретном случае, отношении. (Например, слово «слон» связано со словом «хобот» только в отношении «иметь», но не в отношении «уметь»). Таким образом, тип отношения в данной сети работает как классификатор. Входной, и особенно дополнительные, слои здесь выступают в виде своеоб-

54

разных фильтров, критериев, аспектов, в свете которых и рассматривается данное слово. Чем больше скрытых слоев выявляет программа, тем более сложный характер отношений между словами и их признаками можно исследовать и выявить.

Благодаря работе II этапа формируется собственное индивидуальное психологическое пространство (скорлупа, футляр), приспособленное под индивидуальные свойства конкретного человека, но рассчитанное на продолжительные этапы жизни, соизмеримые с длительностью самой жизни. Уровень инвариантности этапа II -аффинный. На этом же этапе семантическое пространство начинает искажаться, приобретая индивидуальную специфичность, что обусловлено возможностями конкретного человека, его индивидуального жизненного стиля, из чего следует, что для жизни в реальном времени необходим еще один этап.

Этап III. Формирование собственно картины мира. Человек живет в реальном времени, постоянно реагируя на быстроменяющие-ся условия среды, добиваясь в то же время своих целей, зависящих от системы ценностей. Для такой работы нужно иерархизировать вещи и явления в окружающей среде. Этой цели служит акцентуа-тор, ранжирующий предметы среды в соответствии с системой ценностей конкретного человека: все наиболее важное выходит на первый план, а менее важное отодвигается на вторые и третьи позиции. Крайним случаем такого явления может выступать аффект, при котором внимание человека (пациента) концентрируется только на одном предмете, интересующего его в данный конкретный момент времени. Вся окружающая обстановка (фон) не замечается, что приводит к неадекватным поступкам. Следует сказать, однако, о том, что не всегда «правильная» (правдивая) и адекватная системе ценностей картина хороша для выживания. Эта объективная картина может быть страшной и убийственной, правда может погубить человека: для того, чтобы видеть вещи такими, каковы они есть в реальности, нужна известная смелость. Смягчение картины реальности обеспечивают психологические защиты. Корректор создает иллюзии, выполняющие защитные функции [3].

В свете вышесказанного можно объяснить существование и обозначить место среди других форм психического отражения такого, например, явления, как «созерцание». Психика здесь выступает как инструмент познания. Для вхождения в ситуацию «созерцания» существуют специальные техники, цель которых состоит в том, чтобы при отражении окружающей среды отойти от предвзятой, субъективно окрашенной картины среды и сделать ее «объективной»,

55

независимой от индивидуальных особенностей отражающего субъекта (создается картина, где все вещи равноценны, как это и есть в природе). Вещи становятся неравноценными благодаря человеку с его потребностями. Чтобы создать равновесную картину среды, следует «отключить» механизмы, называемыми нами «корректор» и «акцентуатор». Созерцание - это системный эффект, возникающий в границах такой сферы индивидуального сознания, как сверхсознание. Возникает как целостный эффект (элементами выступают другие сферы индивидуального сознания) по принципу «Целое больше сумы своих частей». По этой причине созерцание обладает свойством предсказывать еще несостоявшиеся события (мир един в своей материальности). Можно видеть, что аффект и созерцание -два противоположных полюса некоторой шкалы состояний сознания, где фигура и фон взаимодействуют друг с другом, меняя свою представленность в индивидуальной психике.

Таким образом, предлагаемая схема формирования и функционирования индивидуального сознания допускает ее формализацию и алгоритмизацию, вследствие чего, в свою очередь, появляется возможность создания компьютерных программ, с помощью которых можно исследовать модели разных форм и сфер сознания и обнаруживать и описывать их новые, неочевидные свойства.

Список литературы

1. Балин В.Д. Состав и структура категорий психологии // Вестн. интегра-тив. психолог. - Ярославль; М., 2007. - Вып. 5. - С. 84-86.

2. Балин В.Д. Сознание - научная категория или психическое явление? // Вестн. СПб. ун-та. Сер.12. - Психология. - 2009. - Вып. 3(4). - С. 3-16.

3. Балин В.Д. Введение в теоретическую психологию. - СПб.: СПбГУ, 2012.

4. Балин В.Д., Коваль В.М., Матчина В.В. и др. Эмпирические характеристики сознания // Вестн. интегратив. психолог. - Ярославль; М., 2008. -Вып.1(6). - С. 24-25.

5. Балин В.Д., Коваль В.М. Модель индивидуальной картины мира // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростыле-вой. - СПб., 2006. - Вып.10. - С. 180-185.

6. Вейль Г. Классические группы, их инварианты и представление. - М., 1947.

7. Гуревич Г.Б. Основы теории алгебраических инвариантов. - М.; Л., 1948.

8. Матчина В.В. Контент-анализ как метод исследования свойств общественного сознания // Вестн. интегратив. психолог. - Ярославль; М., 2008. -Вып.1(6). - С. 119-120.

9. Rogers T.T., McClelland J.L. Pre'cis of Semantic Cognition: A Parallel Distributed Processing Approach // Behavioral and brain sciences. 2008. - V. 31. -P. 689-749.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.