Научная статья на тему 'Сознание — научная категория или психическое явление?'

Сознание — научная категория или психическое явление? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1970
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ "СОЗНАНИЕ" / СОЗНАНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / ВИДЫ И СФЕРЫ СОЗНАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS AS A CATEGORY / CONSCIOUSNESS AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / KIND AND SPHERE OF CONSCIOUSNESS / INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS / COMMUNITY CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балин Виктор Дмитриевич

Понятие «сознание» отличается многозначностью. Целесообразно рассматривать его, с одной стороны, как общепсихологическую и философскую категорию, а с другой как психическое явление. В каждом случае анализ выделенного смысла будет идти по своим законам. В статье основное внимание уделяется сознанию как психическому явлению. В последнем случае можно говорить об индивидуальном и общественном сознании. В границах каждого из этих видов сознания можно выделить сферы. В одном случае это будут бессознательное, подсознание, миросознание, самость и др. В другом коллективное бессознательное, юридическое, экономическое и другие сферы общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consciousness-scientific category or psychological phenomenon?

On the one hand, consciousness is perceived as a general psychological and philosophical category; on the other hand, it is a phychological phenomenon. Research strategy should be chosen accordingly in both cases. The paper mainly focuses on consciousness as a psychological phenomenon., making a distinction between the individual and community consciousness. Individual consciousness comprises the unconsciousness, subconsciousness, world-consciousness, self-existence, etc. Community consciousness is based on collective unconsciousness, legal, economic and moral consciousness, etc.

Текст научной работы на тему «Сознание — научная категория или психическое явление?»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

В. Д. Балин

СОЗНАНИЕ — НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ИЛИ ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ?

Сознание как научная категория и как психическое явление

Проблема сознания в психологии занимает странное положение. С одной стороны, все понимают ее важность. С другой — не четко очерчены границы названного явления, так что не ясно, как его исследовать, и можно ли его исследовать вообще. Видимо, сказанное объясняется тем, что термин «сознание» слишком многозначен, им обозначаются разные явления, что и создает неопределенную ситуацию. Его можно рассматривать как научную категорию (инструмент познания и осознания накопленных знаний) и как психическое явление (средство адаптации к быстроменяющимся условиям внешней среды). В последнем случае можно говорить о его видах: индивидуальном и общественном. Внутри вида можно выделить сферы сознания.

В качестве иллюстрации странного положения в психологии понятия «сознание» можно привести результаты исследования. Известно, что нет однозначного мнения относительно состава категорий психологии, не решен вопрос и относительно структуры их совокупности, иерархии в ней.

Для того чтобы найти подход к решению обозначенной проблемы, был проведен опрос. Исходили из того, что в сознании квалифицированных психологов представление о соотношении категорий имеется, надо только правильно задать вопрос, не навязывая явно или неявно свою точку зрения. Были обследованы 23 чел.: 17 докторов наук и 6 докторантов, 13 мужчин и 10 женщин. В опросном листе были приведены 25 наиболее известных категорий. Испытуемого просили проранжировать их по степени важности для психологии (1 ранг — наиболее важная, 25 — наименее важная). Полученные данные были обработаны с помощью корреляционного и факторного анализа. Использовался метод максимального корреляционного пути Л. К. Выханду.

Средний ранг для каждой категории таков:

1. Сознание — 5,48 (5,73).

2. Личность — 6,52 (6,67).

3. Развитие — 6,65 (5,93).

© В.Д.Балин, 2009

4. Образ —7,04 (6,14).

5. Психическое — 7,87 (8,06).

6. Активность — 8,26 (5,24).

7. Мотив —8,57 (6,24).

8. Целое —8,61 (7,6).

9. Отношение — 8,71(6,94).

10. Состояние — 9,26 (7,43).

11. Деятельность — 9,48 (7,64).

12. Регуляция — 9,57 (6,73).

13. Взаимодействие — 9,7 (6,75).

14. Самоорганизация — 9,78 (6,49).

15. Общение — 10.17 (6,42).

16. Процесс — 10,22 (7,7).

17. Отражение — 10,26 (6,62).

18. Свойство — 10,26 (7,03).

19. Переживание — 10,7(6,9).

20. Пространство-время — 11,43 (8,37).

21. Психогенез — 11,48 (8,15).

22. Понятие — 12,04 (7,66).

23. Тип —14,48 (7,29).

24. Норма—15,78 (7,47).

25. Мера —15,96 (7,55).

После названия категории и ее позиции указан средний ранг. В скобках — стандартное отклонение.

Все корреляции между категориями положительные. Исключение составляет отрицательная корреляция (г = —0,51; р ^ 0,05) между категориями «отношение» и «пространство-время»: тот, кто считает более важной категорию «отношение» одновременно менее важной считает «пространство-время».

Выделялись 4 фактора. I фактор до ротации был проинтерпретирован как нормативность, так как в него вошли категории «норма», «мера», «тип», «регуляция», «состояние». II и IV проинтерпретировать не удалось. В III фактор вошла только категория «процесс». Так он и был назван. В I фактор после ротации вошли категории «психическое», «взаимодействие», «целое», «самоорганизация» и «психогенез». Фактор обозначен как «психогенез». Во II фактор вошли «деятельность», «мотив», «личность», «общение». Он обозначен как «активность личности». В III фактор вошли «понятие», «тип», «состояние», «процесс». Видимо, это фактор «традиционные категории». В IV фактор вошли категории «развитие» с плюсом и «отражение» с минусом. Видимо, это все же фактор «развитие».

Метод Л. К. Выханду выявил такие узловые категории (системообразующие факторы): «состояние», «тип», «взаимодействие», «психическое», «общение», «деятельность».

Как видно, предложенные категории не равноценны. Менее общие группируются в семантическом пространстве, связанном с понятиями «тип», «состояние», «взаимодействие», «психическое», «общение», «деятельность», «нормативность», «психогенез», «личность» [3].

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что категории «сознание» большинство опрошенных отвели первые места, в результате чего она оказалась на 1-й позиции. Тем не менее, она не вошла ни в один фактор, а в цепочке максимального корреляционного пути оказалась между категориями «регуляция» и «общение».

Таким образом, психологи считают «сознание» важнейшей категорией. Но нет ясности относительно ее места и роли в арсенале психологических понятий. Так в чем же дело? Может, в том, что термин «сознание» используется для обозначения совершенно разных вещей, возможно, у него имеются совершенно разные смыслы? На наш взгляд, необходимо, как минимум, смотреть на сознание как на общепсихологическую категорию, с одной стороны, и как на психическое явление, с другой.

Категория — это предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира. Можно говорить о философских категориях, как наиболее общих (материя, движение, качество, количество), общенаучных (симметрия, модель, упорядоченность) и частных, свойственных отдельной науке (в формальной логике — суждение, умозаключение, гипотеза, в математике — вектор, вычитание, равенство; в психологии— сознание, процесс, свойство).

Представляется целесообразным вычленять разные смыслы термина «сознание», что позволит при проведении экспериментальных и теоретических исследований по названной проблеме сразу же определять «координаты» исследуемого явления. Сначала надо выяснить, о чем идет речь — о категории «сознание» или о сознании как психическом явлении. Это разные вещи. В философской литературе, методологических и общепсихологических публикациях чаще всего речь идет о категории сознания. В экспериментальных психологических и физиологических исследованиях — обычно о сознании как психическом явлении (исследуется процессуальная его сторона).

Если далее определили, что мы исследуем сознание как психическое явление, то надо для себя решить, какая форма сознания имеется в виду: бессознательное, подсознание и т. п. Если же мы говорим об общественном сознании, то и здесь надо определиться с тем, о какой сфере идет речь: групповой, коллективной, политической, национальной и т. п.

Представленный дифференцированный подход к проблеме сознания позволит быстрее разобраться с обширным эмпирическим и теоретическим материалом, посвященным обсуждаемой проблеме [2].

Таким образом, мы выделили в понятии «сознание» два направления: его можно рассматривать как категорию, и здесь свои правила игры, и как психическое явление, подчиняющееся уже другим законам и правилам.

Рассмотрим сознание как психическое явление более подробно.

Мы исходим из предположения, что генез всех видов и сфер сознания осуществляется по одним и тем же законам, одной и той же схеме. При этом, если использовать системные представления, в каждом виде и сфере сознания следует искать элементы, структуру и функцию системного образования. Оно существует по законам самоорганизации. Аттрактором такой системы является некоторый инвариант (все это позволяет видеть окружающий мир стабильным и дискретным). Сформировавшаяся структура достаточно устойчива. Она существует в «движении», в связи с чем можно говорить о ее эволюции. Поскольку законы существования для всех видов и сфер сознания принимаются одинаковыми, а различия, связанные с функцией, обусловлены исходными элементами и структурой связей между ними, то законы, открытые для одной сферы или одного вида, можно применять для другой сферы или другого вида. По разным обстоятельствам у одного вида сознания лучше проявляются в эксперименте одни свойства, у другого — другие, но все открытые нами закономерности присущи любой сфере или любому виду сознания. Обобщим имеющиеся сведения о разных видах и сферах сознания.

Индивидуальное сознание

Проведенные нами исследования позволяют так описать каждую сферу индивидуального сознания.

Бессознательное. Имеет свое содержание, которое не зависит от деятельности определенной сенсорной системы (оно внемодально). Его основой является генетическая память. Порог перехода от бессознательного к сознательному зависит от количества «психической энергии» (индикатором выступает физиологическая активация) у субъекта.

Подсознательное. Вытесненная, ранее осознанная информация. Его содержание зависит от «психической энергии» в конкретный момент времени.

Самость. Ощущение того, что за всеми физиологическими реакциями саморегуляции, возникающими по разным поводам, стоит что-то постоянное, инвариантное, которое воспринимается как ощущение самобытия, ощущение «Я».

Миросознание. Знание о том, что в определенном диапазоне условий свойства окружающей среды остаются неизменными, инвариантными. В состав миросознания входят:

• физическое пространство (объективно существующая среда обитания, где все объекты равноценны;

• психологическое пространство (индивидуальная среда обитания со всеми ее объектами, свойствами, иерархизованными в соответствии с потребностями конкретного человека), отражаемое в его психике;

• потребности (связаны с системой ценностей как совокупности приоритетов в деятельности, способствующих формированию системы самореализации).

В каждый конкретный момент времени у человека формируется картина мира. Картина мира — это более частное образование, нежели миросознание. Ее можно сравнить с масштабной сеткой, нанесенной на отображение окружающего. Она задает матрицу пространства. В ее создании участвуют все психические явления, за которыми, в свою очередь, стоят физиологические процессы. Как динамическое образование картина мира постоянно изменяется во времени и флуктуирует. Совокупная информация, поставляемая когнитивными психическими явлениями, (ощущение, восприятие, представление, воображение), дает статичную картину. Это психологическое пространство. Динамику задает система ценностей, которая иерархизирует (с подключением интеллекта) объекты, включенные в картину мира. Система ценностей создает неравновесную ситуацию, что приводит к образованию некоторого напряжения, которое требует разрядки. Разрядка указанного напряжения — это поведение. Содержание его можно регулировать произвольно [3].

Самосознание. Знание о том, что в определенном диапазоне условий мое место в среде остается постоянным, инвариантным. Исследования показали, что чем выше «энергетика», тем выше порог ясности относительно содержания сознания, ниже порог осознания ситуации — длительнее сам процесс осознания. Более того, чем выше интенсивность и длительность процесса осознания, тем выше его избирательность, устойчивость и целостность.

Надсознание. Система отношений и факторов, действующих хотя и за пределами сферы индивидуального сознания, но не в предполагаемой сфере глобальных инстинктивных побуждений, а в сфере взаимодействия личности с миром культуры. Другими словами, надсознание — это система отношений, «зашитая» в культурной, как бы искусственной, среде обитания человека. Эти отношения руководят поведением человека, но он их не осознает.

Сверхсознание. Умение «видеть» ситуацию в многомерном пространстве, сразу в пространстве и во времени. Ядро данной сферы — уровень ясности. Для этой сферы характерны целостность, надмодальность. У сверхсознания имеются порог осознания, длительность и избирательность. Оно строится на основе всех видов индивидуального сознания, это их инвариантная часть.

Эмпирические характеристики видов и сфер сознания. Все виды и сферы сознания характеризуются таким набором эмпирических характеристик:

• широта — узость;

• целостность — фрагментарность;

• устойчивость — изменчивость;

• произвольность — непроизвольность;

• интенция;

• избирательность;

• непосредственность — опосредованность;

• интенсивность;

• ясность;

• модальность;

• порог осознания;

• длительность (скорость) процесса осознания;

• содержание сознания.

Свойства сознания. Сегодня можно говорить, по крайней мере, о таких свойствах индивидуального сознания:

1. Инерционность — для сознания характерен эффект запаздывания (значимое событие отражается в сознании с определенной латентностью, не сразу, а через определенный промежуток времени).

2. Цикличность — проявляется в синусоидальном распределении событий личного прошлого на временной оси «прошлое-настоящее». Период между пиками событий, по нашим данным, составляет примерно 7 лет (для общественного — 20-30 лет) [4].

Общественное сознание

Следует выделить следующие сферы общественного сознания.

Общественное сознание. Это сходное психическое содержание, присутствующее одновременно в психике многих людей. Сюда входят также оценки и модели поведения общества в отношении людей, действующих в соответствии с определенной моделью поведения.

Коллективное бессознательное. Система врожденных и латентных воспоминаний прошлого человеческого развития.

Моральное сознание. Поведение человека в системе координат «добро-зло».

Экономическое сознание. Системная составляющая сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.

Можно подобным образом говорить и о коллективном, национальном, юридическом и др. сферах общественного сознания.

Эмпирические характеристики. Предположительно, общественное сознание имеет такие же эмпирические характеристики, что и индивидуальное.

Свойства общественного сознания. Как и индивидуальное сознание, общественное характеризуется:

• инерционностью;

• цикличностью;

• можно также говорить о третьем свойстве — биполярности.

Исследования показывают, что общественное сознание содержит категории, находящиеся в отношении противоречия, амбивалентности [4, 5].

Выводы

1. В термине «сознание» следует различать два смысла: сознание — категория и сознание — психическое явление, где существуют его специфические виды и сферы.

2. В сознании, как психическом явлении, существуют его виды: индивидуальное и общественное сознание.

3. Индивидуальное сознание состоит, как минимум, из семи сфер: бессознательное, подсознательное, надсознание, самость, миросознание, самосознание, сверхсознание.

4. Общественное сознание состоит, как минимум, из таких сфер как коллективное бессознательное, моральное, экономическое, юридическое, национальное, политическое сознание.

5. Все виды и сферы сознания обладают следующим набором эмпирических характеристик: 1. Широта-узость; 2. Целостность — фрагментарность; 3. Устойчивость-изменчивость; 4. Произвольность-непроизвольность; 5. Интенция; 6. Избирательность;

7. Непосредственность-опосредованность; 8. Интенсивность; 9. Ясность; 10. Модальность; 11. Порог осознания; 12. Длительность (скорость) процесса осознания; 13. Содержание сознания.

Литература

1. Балин В. Д. «Сознание» как научная категория и как психическое явление // Вестн. интегративной психологии. Ярославль; М., 2008. Вып. 1 (6).

2. Балин В. Д. Состав и структура категорий психологии // Вестн. интегративной психологии. Ярославль; М., 2007. Вып. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Балин В. Д., Коваль В. М., Матчина В. В., Ткачева Л. О. Эмпирические характеристики сознания // Вестн. интегративной психологии. Ярославль; М., 2008. Вып. 1 (6).

4. Балин В. Д., Коваль В. М. Модель индивидуализации картины мира // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 2006. Вып. 10.

5. Матчина В. В. Контент-анализ как метод исследования свойств общественного сознания // Вестник интегративной психологии. Ярославль; М., 2008. Вып. 1 (6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.