Научная статья на тему 'Социально-психологические предпосылки исследования процесса освоения мира учащимися'

Социально-психологические предпосылки исследования процесса освоения мира учащимися Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ОСВОЕНИЕ МИРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Светлана Николаевна

В статье рассматривается специфика социально-психологических механизмов освоения мира учащимися, особенности формирования картины мира личности в процессе социализации; пути и условия социально-педагогического сопровождения исследуемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические предпосылки исследования процесса освоения мира учащимися»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316-057.876 ББК Ю 952

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ МИРА УЧАЩИМИСЯ

С. Н. Жданова

Ключевые слова: освоение мира; социализация; социально-психологические механизмы; субъективная картина мира.

Резюме: В статье рассматривается специфика социально-психологических механизмов освоения мира учащимися, особенности формирования картины мира личности в процессе социализации; пути и условия социально-педагогического сопровождения исследуемого процесса.

Социально-психологическими предпосылками исследования процесса освоения мира личностью являются, с одной стороны, разработанность проблемы репрезентации действительности в сознании субъекта, структурной организации и содержательного наполнения индивидуального жизненного мира в теориях отечественных классиков психологии; с другой стороны, наличие совокупности социально-педагогических понятий смысловых образований как базисных структурах формирующейся личности, интегрирующих картину мира в условиях социализации учащихся [1; 6; 9].

Исследования субъективной картины мира как отражения субъективного опыта человека предпринимались прежде всего в рамках когнитивного направления в связи с проблемой восприятия, хранения и переработки информации в человеческом сознании. В качестве объясняющей модели используется «компьютерная метафора», предполагающая аналогию между когнитивными процессами человека и операциями, совершаемыми компьютером. Главная функция сознания определяется как познание мира, что выражается в познавательной активности, при этом объем и тип переработки актуальной информации, поступающей от внешней среды, зависит от предположений субъекта относительно природы воспринимаемого объекта, от выбора способа его описания. Сбор информации и ее дальнейшая переработка определяются имеющимися в сознании субъекта когнитивными структурами - «картами», с помощью которых человек структурирует воспринимаемые стимулы. У. Найссер отмечал, что когнитивные

карты и схемы могут проявляться как образы, «не картинки в голове, а планы сбора информации из потенциально доступного окружения». Переживание образа представляет собой некий внутренний аспект готовности к восприятию воображаемого объекта. Когнитивные карты существуют как в области восприятия физического мира, так и на уровне социального поведения; любой выбор действия включает в себя предвосхищение будущей ситуации [5].

Вопрос о репрезентации мира рассматривается в исследованиях процессов запоминания и хранения информации в структурах памяти. В семантической памяти хранится обобщенный и структурированный опыт субъекта, который имеет два уровня организации: категориальный, парадигматический, позволяющий определять принадлежность понятия о каком-либо предмете к некоторому семантическому классу и его отношения к другим предметам этого класса, и синтагматический, «схематический», описывающий одновременно существующие взаимосвязи предметов (явлений) либо последовательность действий. В терминологиях когнитивной психологии и в области проблематики искусственного интеллекта синтагматический уровень организации семантической памяти описывается в понятиях «фрейм», «скрипт», «сценарий». Фреймы представляют собой обобщенные когнитивные интерпретации некоторой части пространственного окружения, например «фрейм комнаты». Скрипты являются схемами событий, эпизодов во временном измерении. Сценарий состоит из ряда эпизодов, каждый из которых может быть разбит на более дробные единицы. Их значение во многом обусловлено социальными и культурными факторами [3].

В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода разрабатывается понятие «образ мира» как целостный образ объективного мира, интерпретация человеком реальности, позволяющая ему ориентироваться в мире, выступающая как основа его жизнедеятельности. «Мы воспринимаем мир не только в координатах пространства и времени, но и еще в одном квазипространстве ... это пространство значений», - отмечал А. Н. Леонтьев [4, с. 23]. Ученый выделяет три динамические составляющие образа мира: индивидуальное значение, чувственная ткань и личностный смысл. Чувственную ткань образуют имеющие различные модальности чувственные впечатления от стимулов; это «строительный материал» образа. В индивидуальных значениях зафиксировано содержание общественного сознания, присвоенное индивидом. Личностный смысл выражает «значение-для-меня» жизненных объектов и явлений, отражает пристрастное отношение человека к миру.

С. Д. Смирнов подчеркивает, что образ мира является первичным по отношению к чувственным впечатлениям от воспринимаемого стимула; любой возникающий образ, являясь частью, элементом образа мира в целом, не столько формирует, сколько подтверждает, уточняет его. Это система экспекций (ожиданий), подтверждающая объект-гипотезы, на основе которых идут структурирование и предметная идентификация отдельных чувственных впечатлений [10, с. 21].

Каждый человек, познавая действительность, проникая в ее смысл, вырабатывает свою картину мира. Можно сказать, что картин мира столько, сколько ее носителей. Субъектом картины мира может быть отдельный человек, группа людей и все человечество в целом. Субъективная картина мира имеет базовую, инвариантную часть, общую для всех ее носителей, и вариативную, отражающую уникальный жизненный опыт субъекта. Объективация инвариантных составляющих картины мира осуществляется в различных формах культуры, в продуктах деятельности, в языке. Индивидуальные вариативные составляющие могут быть объективированы в процессе рефлексии субъекта, а также с помощью специальных исследовательских процедур, направленных на воссоздание тех или иных фрагментов субъективного опыта.

Исследователями выделены следующие базисные свойства - атрибутивные характеристики картины мира:

1) картина мира имеет космологическую ориентированность, глобальный характер, при этом она антропоморфична, отражает собственно человеческий способ мировидения;

2) картина мира имеет ценностную ориентированность, отражает систему отношений человека к действительности, является связующим звеном между сознанием и жизнедеятельностью субъекта, выступает как «смысловой двойник мира»;

3) картина мира обладает внутренней безусловной достоверностью для ее носителя;

4) картина мира представляет собой единство инвариантного и вариативного, процесс и результат, синтез бесконечности мира и конечности человеческой жизни.

Таким образом, проведенный нами обзор исследовательских позиций позволяет сделать следующие выводы. Картина мира личности - это картина жизненного мира, содержащая значимые для личности объекты, явления, образы других людей. Это сложная многоуровневая репрезентирующая совокупность значимых объектов на вербальном и образном уровнях, включающая в себя как глубинные, неосознаваемые слои, так и осознанные, отрефлексиро-ванные структуры.

Картина мира репрезентирует человеку действительность, служит основой для ориентации в нем, детерминирует способы поведения. Базисными структурами, интегрирующими картину мира, являются смысловые образования - устойчивые обобщенные системы личностных смыслов. В качестве инвариантных смысловых «метакатегорий» жизненного мира выступают события, отношения, эмоциональные состояния стратегии действия субъекта.

Основными жизненными событиями являются: «спокойное созерцание, размышление», «проблемная жизненная ситуация» (активная и пассивная составляющие динамики жизненного мира), а также конфликт, горе, смерть (негативная составляющая) [3].

Ведущие типы отношений представлены следующим образом: 1) отношение субъекта к миру в целом (недоверие, пессимизм - надежда на лучшее);

2) отношение к другим людям (неискренность, подозрительность, манипуляции - доверие, принятие, открытость, естественность); 3) отношение к себе (амбивалентность Я-образа, низкое самоприятие - целостность Я-образа, позитивное отношение к себе).

Основными стратегиями действия являются: непродуктивная, негативно оцениваемая стратегия деятельности, выступающая в различных аспектах (затруднения в выборе цели действия, неадекватная оценка реальности; неадекватный Я-образ; зависимость от внешних обстоятельств; аморальное ма-нипулятивное отношение к другим людям; сознательный отказ от целенаправленной деятельности: негибкость, ригидность по отношению к обстоятельствам и другим людям); результативная, позитивно оцениваемая стратегия деятельности, и такие ее аспекты, как личная свобода, принятие на себя ответственности, адекватный образ себя и мира, жизненная мудрость и опыт, сила эго, умение идти на риск, удача и везение.

Система инвариантных смысловых конструктов отражает пространственно-временной и энерго-информационный континуумы картины мира и образована параметрами оценки (счастье - горе), силы (уравновешенность - неуравновешенность), активности (развитие - застой), соответствующими критериальными факторами, фактором субъективного времени, представленного линией «прошлое - будущее» и «детство - старость». Основная метакатегория, как ведущий тип категоризации и ведущий смысловой конструкт определяет тип смысловой организации картины жизненного мира личности (инфантильный, реалистический объект-центрированный, реалистический субъект-центрированный, ценностный, творческий) в соответствии с классификацией жизненного мира, предложенной Ф. Е. Василюком [2].

Картина мира конструируется личностью в ходе жизненного опыта, с одной стороны, определяя ее мировосприятие и стратегии жизнедеятельности, с другой - видоизменяясь в процессе взаимодействия с миром. Картина мира не существует в изолированной обособленности, смысловые образования формируются и существуют «на грани» индивидуальных сознаний, на основе присвоенного культурного и социального опыта.

В отечественной психологии философский смысл понятия «освоение» оказался раскрытым в большей мере, чем в самой философии. С. Л. Рубинштейн связывал процесс освоения с феноменами овладения, усвоения, присвоения и обучения, считал, что освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, является основным содержанием и важнейшей задачей обучения [9].

Один из основоположников теории деятельности А. Н. Леонтьев видел в освоении не только процесс усвоения, но и присвоения, овладения культурой и социальным опытом. Он утверждал, что овладение культурой не может про-

исходить стихийно, автоматически. Ее нельзя приобрести как вещь, ее необходимо освоить. Особое значение им придавалось процессу присвоения общественной культуры для развития человеческой психики, которую он рассматривал в качестве механизма социальной наследственности. По его мнению, человек не приспосабливается к окружающему миру человеческих ценностей, а делает их своими, т. е. присваивает их. Процесс присвоения реализует у человека главную необходимость - воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств и способностей человеческого вида. Присвоение общественно-исторического опыта создает изменение общей структуры процессов поведения и отражения, формирует новые способы поведения и порождает подлинно новые его виды и формы. По мнению ученого, присвоение есть одновременно процесс формирования у человека новых способностей и функций. Освоение предшествует присвоению, оно является результатом процесса освоения. Познание совершается на основе овладения опытом общественной практики. Ученый отмечал, что собственно психологическим фактом жизни является то, что человек овладевает или не овладевает данным значением, усваивает или не усваивает его, и то, насколько он им овладевает и чем оно становится для личности; последнее же зависит от того, какой субъективный смысл для нее он имеет [4].

Исследования подтверждают то, что подлинное освоение вне овладения не существует. Освоить - значит овладеть кругом языковых значений, усвоить систему идей, взглядов, которые они выражают. Психология - сложная дифференцированная область знаний. Существуют психология мышления, психология памяти, психология восприятия, психология эмоций, и каждая высвечивает какую-либо сторону процесса освоения. По мнению ученого, это единый процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся способностей и функций.

В русле нашего научного поиска раскрыто понятие «овладение». Словарное значение глагола «овладеть» - научиться пользоваться, взять силой, захватить, стать обладателем кого-, чего-нибудь. То есть овладение рассматривается как процесс приобретения власти над чем-то, преобразования чего-то во что-то, для которого нужна сила, энергия, знания, желание. Овладение складывается из актов обращения чего-то во что-либо, например возможного в действительное, объекта в инструмент действия, предметов в средство достижения цели. Овладевать можно навыками, комплексом действий, языком, инструментом, методами, техникой, объектами. Для овладения нужны условия, установки, например, «умные обретают знания независимо от того, где их находят».

Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем: социально-психологические предпосылки исследования отражают тот факт, что освоение есть процесс овладения субъектом специфическими свойствами объекта для расширения своих возможностей и удовлетворения потребностей. В данном случае очевидна взаимосвязь освоения с теорией деятельности. Освоение как процесс овла-

дения субъектом специфическими свойствами объекта в отечественной науке рассматривается как особая, осваивающая деятельность.

Освоение связано не только с базовыми психологическими процессами: восприятием, мышлением, памятью, но и с адаптацией, идентификацией, аккомодацией, социализацией и пр.

При этом вхождение индивида во все существующие системы (физическую, биологическую, социальную) происходит не автоматически. Он должен активно освоить и развить свою изначальную природную определенность в качестве эффективного средства включения в эти разные системы [5].

Процесс освоения как понятие терминологически емкого раскрывает сущность интеграции теоретического познания и практического действия человека. Результатом является освоенность, определяемая по критериям:

1) наличие технологичности мышления у человека, умение выделять алгоритмы, «шаги» в освоении мира и действовать технологично, в широком смысле - наличие технологической культуры у ребенка или взрослого;

2) адекватность или соответствие внутреннего образа мысли и действия человека его внешним проявлениям - поступкам, поведению, продуктам деятельности;

3) сбалансированность противоречий как умение находить баланс между многочисленными противоречиями потребностей и возможностей личности в освоении мира.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Наука, 1991. - 229 с.

2. Василюк Ф. Г. Психология переживаний. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 120 с.

3. Королева Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности: Ав-тореф. дисс ... канд. психол. наук. - СПб., 1998.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981. -

584 с.

5. Ломов Б. Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения // Когнитивная психология: Материалы междунар. симп. - М., 1986. -С. 67-79.

6. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

7. Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 1982. - 132 с.

8. Немов Р. С. Практическая психология. Познание себя. Влияние на людей: Пособие для уч-ся. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

10. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.