Научная статья на тему 'Картина мира как концептуальная основа деятельности и сознания'

Картина мира как концептуальная основа деятельности и сознания Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2258
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коваль В. М.

В статье описана динамическая модель процесса формирования индивидуальной картины мира, понимаемой как компонент более общего понятия «сознание». Отмечено, что формирование картины мира это индивидуализация своего психологического пространства, существенной стороной которой выступает процесс актуализации индивидуальной системы ценностей; а самореализация представляет собой актуальную направленность деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Worldview as Conceptual Basic of Human Activity and Consciousness

The article contains description of the dynamic model, representing the process of forming individual picture of the world. The latter is understood as a component of more general concept consciousness. Self-realization is an actual orientation of activity. Forming of the picture of the world is an individualization of your own psychological space, and the process of actualization of individual system of values is regarded as as essential part of the aforementioned individualization.

Текст научной работы на тему «Картина мира как концептуальная основа деятельности и сознания»

В. М. Коваль

КАРТИНА МИРА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ

Обращение к категориям сознания и картины мира представляется наиболее актуальным и естественным способом объяснения причин и характеристик поведения при рассмотрении жизнедеятельности человека. Категория сознания является фундаментальной и до конца не раскрытой в психологии. Сознание подробно рассматривалось в прочной взаимосвязи с деятельностью А. Н. Леонтьевым через понятие картины мира, которая включает в себя, наряду с представлениями о мире, представления о себе, своих действиях и состояниях1.

Таким образом, категория «картина мира» как явление психики и сознания, отражающая свойства личности как субъекта деятельности и участвующая в формировании ее свойств в качестве основы для ориентации в окружающем мире в процессе принятия решений и других видов деятельности, заслуживает пристального изучения.

Трактовка категории «сознание», включающая в себя в качестве своих источников все психические процессы как функциональные характеристики, очень широка и в то же время ясна. Восприятие и мышление являются ведущими для сознания процессами в осуществлении таких функций сознания, как отражение и взаимодействие с окружающим миром. В таком ключе сознание можно рассматривать и в гносеологическом, и в онтологическом смысле.

Современное понимание сознания, абстрагированное от его непосредственных функций, сузилось и дифференцировалось. Такое понимание более удобно для исследований, однако обобщение таких данных практически осложнено сведением понятийного аппарата разных исследований. Деление на очерченные «сферы», возможно, — признак отсутствия целостного понимания, а также отсутствия соответствующих методов экспериментального исследования. На наш взгляд, если говорить не о сферах, а о структуре свойств и содержании сознания, его исследование тоже возможно имеющимися в психологии методами. Также изучение сознания с точки зрения структуры его свойств и содержания, т. е. картины мира, интересно, поскольку эти понятия подразумевают процесс его естественного развития. Такой процесс включает: получение информации с помощью органов чувств, ее обработку с помощью мыслительных процессов, усвоение данной информации в удобном для личности варианте.

В таком понимании сознания привычное понятие «бессознательного» — это та часть информации о каком-либо явлении, которая уже содержится в ее другой, «принятой» личностью части явления, и таким образом включена в сознательное поле, имеющее «белые пятна» или дополнительный «объем». Из этого следует, что картина мира человека отражает сознание человека и, будучи динамическим явлением, на протяжении жизни меняется и может становиться более ясной и четкой, а может сужаться до определенных пределов в рамках функционирования личности.

В целях изучения динамики формирования картины мира и ее включенности в деятельность человека было проведено исследование. В исследовании применялась батарея психо-

© В. М. Коваль, 2008

физиологических (ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ, теппинг-тест, характеристики дыхания, давления, силы рук) и психологических методик (тест структуры интеллекта Амтхауэра, методика Кеттелла для выявления черт личности, самоактуализационный тест, тест ценностных ориентаций, тест смысложизненных ориентаций, тест иерархии потребностей) . Полученные результаты сопоставлялись с данными методики «Картина Мира»2.

При разработке психодиагностической методики «Картина мира» А. И. Нафтульев и А. М. Парачев3 выделили пять областей картины мира, на основании которых строится

4

деятельности человека, в нашем исследовании — «модель акцентуатора» :

1. Фон — вытесненные, непроработанные, неактуальные понятия;

2. Тревога — явления, нарушающие сложившуюся динамику личностного развития или вызывающие сильные перестановки в картине мира (в этой области действуют психологические защиты, эмоции как сигнальный механизм личности, твердость структуры личности);

3. Средства — приемы, способы достижения целей, область решения жизненных задач, сфера деятельности, самореализации;

4. Достижения — доминанты, ценности, цели, которые являются для личности приоритетными, область, в которой личность стремится реализоваться;

5. Актуальные проблемы — область активной деятельности, в которой личность реализуется непосредственно «здесь и сейчас» (у большинства испытуемых отсутствует, что считается признаком необходимости психологической коррекции).

Динамика картины мира человека осуществляется в основном в области, обозначенной в данной классификации как «актуальные проблемы». Именно этот класс можно считать активатором внутренней работы, поскольку здесь задаются внутренне мотивированные цели и задачи. Остальные же классы относятся к внешне или потребностно (т. е. неосознанно) заданным целям. Так, например, класс «тревога» отражает непосредственно присутствующие в жизни человека обстоятельства и явления, которые необходимо «пройти» или решить. Класс «достижения» — доминанты и ценностную иерархию, которые формируются в связи с потребностями или усвоенными социально приемлемыми видами деятельности и стратегиями. В отличие от них класс «актуальных проблем» (название условно) отражает формирование и реализацию индивидуального внутриличностного развития — понятие, близкое к понятию самоактуализации и личностного роста. Поэтому, являясь областью наибольшей активации, что обозначено в модели акцентуатора как «энергия», определяет направление развития личности и изменений картины мира.

Итак, картина мира как психологическая целостность может быть представлена в виде набора подструктур — системы, которую можно подвергнуть эмпирическому изучению и анализу5. В данном случае, рассматривая структуру картины мира, мы обращаемся к тому, что выражено в языковой форме. В этой форме передается концептуальная, философская часть информации о мире и человеке.

Если язык является способом видения мира и определенно влияет на формирование этого способа, то индивидуальный тезаурус понятий, включенных в картину мира человека, является таковым в еще большей степени. Индивидуальное видение мира структурировано понятийным аппаратом человека настолько, насколько образ мира можно считать концептуальным.

Леонтьев А. Н. отмечал, что «в задачу психологии входит изучение онтогенетического развития понятий и мышления. Исследование этого процесса и заняло в психологии мышления главное место». «Настоящим камнем преткновения для психологического анализа сознания» он назвал проблему «особенностей функционирования знаний, понятий,

мысленных моделей, с одной стороны, в системе отношений общества, в общественном сознании, а с другой — в деятельности индивида, реализующей его общественные связи, в его сознании»6.

Исследование индивидуальных значений является трудоемкой задачей, сложно поддающейся стандартизации, однако оно дает возможность освоения внутреннего пространства человека в его наиболее непосредственном и структурированном выражении. Структурированное выражение — это языковая система, система усвоения понятий и методика тестирования, с помощью логики и принципов которой выявляются особенности картины мира человека.

Интерпретация окружающего мира как процесс усвоения знаний о нем представляет собой придание явлениям своих личных смыслов и значений на основе имеющейся информационно-смысловой базы. Создание такой базы основывается на психофизиологическом и психологическом статусах, социальном окружении, образовании (культурноисторическом наследии), языковой структуре и на усвоенных идеологических представлениях общества (политика, философия, религия). В результате процесс формирования картины мира можно разделить на элементы: психофизиологический, социально-психологический, философско-культурный.

Для диагностики нами использовалась компьютерная программа А. И. Нафтульева и А. М. Парачева «Картина мира» (КарМа). Данная методика создана авторами на основе принципов, заложенных в следующих тестах: цветовой тест Люшера, цветовой тест отношений Эткинда, метод свободной сортировки (классификация по Миллеру), метод семантического дифференциала Осгуда, метод репертуарных решеток Келли.

Процедура тестирования заключается в предъявлении слов-стимулов, которым испытуемый присваивает наиболее подходящий, по его мнению, цвет из восьмицветового набора Люшера. Такая процедура позволяет программе определить отношение человека к понятию, а затем с помощью математического алгоритма распределить понятия по классам картины мира

Процесс тестирования является частично проективным, что позволяет в большей степени раскрывать значения, которые человек использует, употребляя какое-либо слово, т. е. исследовать мировоззрение в психосемантике слова. Таким образом, мы получаем индивидуальный список понятий в каждом классе и присвоение каждому классу цвета (-ов) Люшера, что, в свою очередь, является основанием для дополнительного психосемантического анализа.

В качестве примера можно привести сравнение религиозных и нерелигиозных групп. Такое разделение групп обусловливается тем, что религиозные люди усваивают достаточно прочно, кроме общедоступных норм, дополнительную информацию о мире. Религиознофилософское учение как концепция предлагает свое видение мира, свои ценности как условия и способы деятельности. Необходимость появления «дополнительной» религиозной деятельности — внешняя ритуальная часть, а необходимость осознания понятий и ценностной иерархии — внутренняя психологическая часть, которая поддерживает и развивает определенные структуры психики, т. е. позволяет самореализоваться в религии.

По результатам, полученным с помощью методики «Картина мира», активность личности религиозного человека, в отличие от нерелигиозного, характеризуется стремлением к «осмыслению и пониманию мира», «гибкому и точному поведению, которого можно достичь на основе понимания мира». Эта мотивация деятельности почти полностью вытесняет физические (физическое здоровье) и социальные (признание) потребности в те области картины мира (сознания), которые характеризуются неактивностью или

неконструктивностью — «фон» или «тревога». В картине мира нерелигиозных людей, как правило, наблюдается обратная ситуация.

По данным Г. С. Сухобской и Н. М. Божко7, актуальность осознания себя, своей жизни и окружающего мира возрастает при психологическом сокращении временных перспектив, т. е. в 60-65 лет; указанные тенденции присущи группе религиозных людей 20-30 лет, в отличие от их нерелигиозных ровесников.

Приведенные результаты свидетельствуют о наличии большей сознательной активности в области самоактуализации у молодых людей, причастных к какой-либо из традиционных религий, по сравнению с их ровесниками, которые в гораздо большей степени ориентированы на социальные и физические потребности. (Более подробно результаты приведены в статье В. М. Коваль «Картина мира религиозных людей: Психосемантическое исследование», 20068).

Подводя итоги, рассмотрим соотношение и определим смысл понятий, включенных в семантическое пространство категории «сознание».

Физическое пространство — объективно существующая среда обитания, где все объекты равноценны; психологическое пространство — вневременная индивидуальная среда обитания со всеми ее объектами, свойствами, иерархизированными в соответствии с потребностями конкретного человека, отражающаяся в психике человека; интеллект — система способностей, обеспечивающая самореализацию; психосемантика — смыслообразование, система значений в индивидуальном сознании, проявляющаяся в процессе самореализации; система ценностей — совокупность приоритетов в деятельности, способствующих самореализации; самореализация — актуальная направленность деятельности; картина мира — пространственно-временная индивидуальная модель окружающего мира, калиброванная «масштабной сеткой» в индивидуальной системе координат (смыслов и значений); сознание — процесс воспроизведения инвариантной информации о себе и окружающей среде; физиология — совокупность физиологических реакций; динамика — изменение, движение; синергетика — процессы самоорганизации; акцентуатор — психофизиологическая система, осуществляющая выделение доминантных объектов (явлений) в психологическом пространстве в процессе формирования картины мира.

«Картина мира» человека как система координат задает матрицу времени и пространства. В ее создании участвуют все психические и физиологические явления и процессы. Картина мира — это динамическое образование, она постоянно изменяется во времени, флуктуирует9 (см. рисунок).

Совокупная информация, поставляемая когнитивными психическими явлениями (ощущение, восприятие, представление, воображение), дает статичную картину. Динамику задает система ценностей, которая иерархизирует (с подключением интеллекта) объекты, включенные в картину мира. Система ценностей создает неравновесную ситуацию, что приводит к образованию некоторого напряжения, которое требует разрядки. Разрядка указанного напряжения — это процесс самореализации.

Картина мира — многомерное явление, интегральное образование, восстановленное в трехмерное пространство из наших ощущений и восприятий, которые в геометрическом смысле являются многомерными проекциями объективно существующего физического пространства. Смысл процесса формирования психологического пространства, а вслед за этим и картины мира, состоит в объединении многочисленных проекций в многомерный полисенсорный образ мира. Поэтому, по словам Ж. Пиаже, «языка недостаточно, чтобы

Самореализация

Рис. Модель индивидуализации картины мира

объяснить мышление, потому что структуры, характеризующие мышление, коренятся в действиях и сенсомоторных механизмах, более глубоких, чем языковые»10.

В получении и усвоении информации об окружающей среде участвуют все системы организма, поэтому психофизиологический статус человека является базовой характеристикой не только его темпераментных свойств, а затем характерологических особенностей, но и, опосредованно, его картины мира и далее — сознания.

Все вышеперечисленные компоненты представляют собой элементы механизма усвоения окружающей среды и деятельности в ней. Они включены в модель стратегии

субъективизации, или индивидуализации, окружающего мира — создания индивидуальной картины мира.

Процесс осознания может направляться усилием воли, т. е. его объект выбирается сознательно, но часто уже осознанное уходит в «фон» и становится «пассивным фактором» в контексте деятельности. Это связано с тем, что в данный момент другие объекты окружающего мира могут представляться субъекту более значимыми или актуальными.

Нами предпринята попытка осмыслить сознание через структуру и динамические процессы индивидуальной картины мира как содержательного свойства сознания. Следует отметить также такую функцию сознания, как адаптация, смысл которой состоит в том, что среда обретает в картине мира индивидуальные акценты — акцентуируется, и ее образ согласуется с системой индивидуальных ценностей конкретного человека. Деятельность человека основана на тех «координатах» или представлениях о структуре окружающего мира, которые преобразуются в результате этой деятельности. Таким образом, преобразование и структурирование картины мира — базовая основа жизнедеятельности, и работа с компонентами картины мира — это постоянное преобразование индивидуальной системы ценностей.

1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

2 Нафтульев А. И., Парачев А. М. Психологическое обеспечение включения человека в компьютеризированные комплексы // Психологические обеспечение социального развития человека: Сб. статей / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1989.

3 Нафтульев А. И. Профессиональный интеллект: Структура и формирование // Практическое мышление: Функционирование и развитие: Сб. / Отв. ред. Д. Н. Завалишина, М., 1990.

4 Балин В. Д., Коваль В. М. Модель индивидуализации картины мира // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 2006. Вып. 10.

5 Налимов В. В. Спонтанность сознания. М., 1989; Нафтульев А. И. Указ. соч.

6 Леонтьев А. Н. Указ. соч.

7 РегушЛ. А. Психология прогнозирования: Успехи в познании будущего. СПб., 2003.

8 Коваль В. М. Картина мира религиозных людей: Психосемантическое исследование // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 2006. Вып.10.

9 Балин В. Д., Коваль В. М. Указ. соч.

10 Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967. С. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.