Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
деловая репутация / услуги по формированию и развитию деловой репутации / экономика сферы услуг. / business reputation / services for the formation and development of business reputation / economy of the service sector.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матушкин Виталий Викторович

В статье представлены возможные критерии классификации услуг, связанных с формированием и повышением деловой репутации экономических субъектов. В качестве одного из основных критериев классификации автор выделяет градацию исследуемых услуг с точки зрения жизненного цикла организации, характеризуя более подробно особенности отдельных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Services for the Formation and Enhancement of Business Reputation in the Context of the Organization Life Cycle Theory

The article presents possible criteria for the classification of services related to the formation and improvement of business reputation of economic entities. As one of the main classification criteria, the author singles out the gradation of the studied services in terms of the life cycle of the organization, characterizing in more detail the features of individual stages.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК /UDC 338.465.2

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-9327-35-36

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Classification of Services for the Formation and Enhancement of Business Reputation in the Context of the Organization

Life Cycle Theory

Матушкин Виталий Викторович,

старший преподаватель кафедры инновационных технологий добычи нефти и газа, Пермский национальный исследовательский политехнический университет; г. Пермь, Россия, ул. Борчанинова, д. 15 Matushkin Vitaly Viktorovich,

Senior Lecturer of the Department of Innovative Oil and Gas Production Technologies, Perm National Research Polytechnic University; 15, Borchaninova St., Perm, Russia vitaly.matuschkin@yandex.ru https://orcid.org/0009-0001-9388-5789

В статье представлены возможные критерии классификации услуг, связанных с формированием и повышением деловой репутации экономических субъектов. В качестве одного из основных критериев классификации автор выделяет градацию исследуемых услуг с точки зрения жизненного цикла организации, характеризуя более подробно особенности отдельных этапов.

Ключевые слова: деловая репутация; услуги по формированию и развитию деловой репутации; экономика сферы услуг.

The article presents possible criteria for the classification of services related to the formation and improvement of business reputation of economic entities. As one of the main classification criteria, the author singles out the gradation of the studied services in terms of the life cycle of the organization, characterizing in more detail the features of individual stages.

Keywords: business reputation; services for the formation and development of business reputation; economy of the service sector.

Введение (Introduction)

Несмотря на тот факт, что услуги по формированию и повышению деловой репутации представляют собой достаточно большой блок разнонаправленных организационно-экономических направлений и мероприятий, связанных как с обеспечением эффективности внутреннего взаимодействия в рамках самого экономического субъекта, так и с процессом позиционирования данного субъекта во внешней среде, необходимо говорить о том, что подобного рода услуги требуют определённого классификационного подхода с точки зрения того, что именно и каким образом включать в состав данных услуг в определенных социально-экономических условиях и с учетом сложившейся или прогнозируемой конъюнктуры рынка.

Материалы и методы (Materials and Methods)

Вопросы классификации и структурирования услуг, связанных с деловой репутацией, частично находят свое отражение в некоторых научных источниках [1]. В связи с этим представляется целесообразным проводить классификацию услуг по формированию и повышению деловой репутации экономических субъектов по следующим основным направлениям: ♦ в зависимости от вектора направленности услуг (услуги, направленные на формирование деловой ре-

путации экономическим субъектам; услуги, направленные на сохранение уровня деловой репутации экономическим субъектам; услуги, направленные на развитие уровня деловой репутации экономическим субъектам);

♦ в зависимости от категории экономического субъекта (услуги, направленные на формирование и развитие деловой репутации на международном уровне, услуги, направленные на формирование и развитие деловой репутации на микроуровне и т.д.);

♦ в зависимости от масштаба деятельности и уровня принимаемых управленческих решений экономического субъекта на микроуровне (услуги, связанные с управлением деловой репутацией в условиях государственного сектора, услуги, связанные с управлением деловой репутацией в условиях корпоративного сектора и т.д.);

♦ в зависимости от временногопери-ода, в рамках которого будет достигнута окупаемость использования подобного рода услуг со стороны экономического субъекта (услуги, фактическая окупаемость которых носит краткосрочный характер; услуги, фактическая окупаемость которых носит среднесрочный характер; услуги, фактическая окупаемость которых носит долгосрочный характер),

♦ с точки зрения взаимосвязи с другими, прежде всего консалтинговыми, услугами для достижения социально-экономических целей субъекта (классифицируются по отдельным видам услуг, связанных с обеспечением производственно-хозяйственной деятельности организации, например, услуги инжиниринга, рекрутинга, налогового консалтинга и т.д.),

♦ с точки зрения этапа жизненного цикла, на котором находится экономический субъект и ряд других возможных направлений (классифицируются по основным стадиям жизненного цикла организации с соответствующим набором состава услуг, связанных с формированием и развитием деловой репутации) и ряд других критериев.

Результаты (Results)

Весьма важным следует признать очевидным серьезное влияние фактора времени на функционирование рынка любых услуг с учетом значительного повышения скорости как бизнес-процессов, так и самого потребления вне зависимости от категории клиента в условиях цифрови-зации и роста использования технологий ИИ. В рамках представленной классификации выделяется не просто временной признак, а подчеркивается взаимосвязь услуг и временного периода, в рамках которого

Практический маркетинг №9 (327). 2024

будет достигнута окупаемость использования услуг со стороны экономического субъекта, что более значимо с точки зрения заявленных целей исследования. При этом временной фактор можно рассматривать и применительно к другим пунктам классификации, например с точки зрения этапа жизненного цикла экономического субъекта.

В качестве экономического субъекта в данном случае наиболее предпочтительно рассматривать организации, которые вне зависимости от ряда субъектных отличий, проходят определенные этапы своего жизненного цикла в условиях рынка, на каждом из которых меняется значимость как самой деловой репутации, так и определенным образом трансформируются подходы к использованию услуг сторонних контрагентов, направленных на рост деловой репутации.

Опираясь на теоретические основы данной концепции, представленные в трудах таких авторов, как Ветошки-на Д.С. [5], Кузнецова М.А. [6], Наумова Е.С., Дикарева И.А. [7], Соловьева М.В. [8], Цыбатова М.В., Заводчи-кова Т.Б.[9], можно говорить о принципиальных отличиях в процессе управления деловой репутацией на различных стадиях жизненного цикла организации. Среди наиболее значимых и чаще упоминаемых в научной литературе следует отметить следующие этапы данного процесса: этап создания организации и выхода ее на рынок, этап роста, этап стабилизационного развития, этап стагнации и этап выхода с рынка. Рассмотрим более подробно с точки зрения востребованности услуг по управлению деловой репутацией один из перечисленных этапов.

Так, на этапе создания любой организации услуги по формированию

деловой репутации ориентированы, прежде всего, на правильный и рациональный выбор потребителей и контрагентов, так как на данном этапе деловая репутация контактных и целевых аудиторий определяется в большой степени репутацией всех тех, с кем данная организация находится во взаимодействии с целью выхода на определенный отраслевой рынок и получения необходимого (планируемого) уровня прибыли, направляемой на покрытие первичных инвестиционных вложений.

Обсуждение (Discussion)

Конечно же, на репутацию новой организации будут влиять и прочие факторы, прежде всего, репутация самого бизнесмена или его управляющих, в случае наличия у них опыта ведения предпринимательской деятельности в данной отрасли или, в целом, на уровне региона или страны. Поэтому услуги, связанные с формированием деловой репутации, могут включать себя целый ряд мероприятий, связанных, например, с повышением имиджа собственника компании, в случае если его предыдущий бизнес или его собственное поведение не соответствовало нормам деловой этики. В любом случае можно говорить о достаточно высоком уровне спроса на подобного рода услуги именно на этапе становления бизнес-процессов и выхода на рынок.

Другое дело, насколько будет мотивирован начинающий предприниматель к использованию данных услуг, что зависит как от самой организации, которая их предоставляет и формирует предложение на рынке, так и от самой инфраструктуры данного рынка, включая подсистему государственного регулирования и поддержки.

Заключение (Conclusion)

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что на этапе роста и последующем достижении стабильного развития использование услуг по повышению деловой репутации организации может быть востребовано в ряде типовых случаев:

♦ резкое увеличение объема продаж и масштабное расширение бизнес-деятельности, в том числе посредством открытия филиалов и дочерних компаний, что требует значительных усилий с точки зрения сохранения текущего уровня деловой репутации в связи с риском ухудшения, например, уровня качества или снижения коммуникационных связей между бизнес-партнерами;

♦ значительное ухудшение экономических показателей по одному или нескольким направлениям экономической деятельности. Например, отсутствие значительных успехов в решении вопросов по снижению текучести кадров и, главное, распространение отрицательных отзывов со стороны бывших сотрудников может отрицательно сказаться на деловой репутации организации, особенно в условиях региональной экономики;

♦ решение собственника организации на основе, например, данных проведенного социологического исследования относительно уровня деловой репутации организации. Во всех перечисленных случаях

возникает насущный вопрос о необходимости привлечения сторонних консалтинговых организаций, которые будут способны предоставить услуги по повышению деловой репутации, учитывая специфику жизненного цикла организации.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Морозевич, Н. Е. Деловая репутация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг / Н. Е. Морозевич // Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ: Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Красноярск, 11 — 12 мая 2017 года. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. - С. 138-141. - EDN YQBIOX.

2. Ветошкина, Д. С. Жизненный цикл организации: сравнительный анализ теорий жизненного цикла / Д. С. Ветошкина // Международный студенческий научный вестник. — 2021. — № 6. — С. 58. — EDN OQLTQV

3. Кузнецова, М. А. Жизненный цикл организации и его значение в экономический анализе / М. А. Кузнецова // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 11(148). - С. 896-899. - DOI 10.34925/EIP.2022.148.11.176. - EDN THZEUX.

4. Наумова, Е. С. Жизненный цикл организации: сравнительный анализ моделей И. Адизеса и Л. Грейнера / Е. С. Наумова, И. А. Дикарева // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2018. - № 5(80). - С. 2. - EDN XPMFKX.

5. Соловьева, М. В. Жизненный цикл организации: этапы и современные концепции / М. В. Соловьева // Экономика и современный менеджмент: в поисках новой модели инновационного развития. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 48-66. - EDN VRSICZ.

6. Цыбатова, М. В. Жизненный цикл организации и его структура / М. В. Цыбатова, Т. Б. Заводчикова // XVI королёвские чтения: сборник материалов Международной молодёжной научной конференции, посвящённой 60-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, в 3 томах, Самара, 05-07 октября 2021 года. - Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2021. -С. 722-723. - EDN SBQNEG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.