Научная статья на тему 'Классификация свободных экономических зон в Российской Федерации'

Классификация свободных экономических зон в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сигов Николай Дмитриевич, Сливков Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация свободных экономических зон в Российской Федерации»

необходимо обратиться к нормативным правовым актам иной отраслевой принадлежности — административному законодательству, а именно, к КоАП РФ и ТК РФ. Анализ административно-правовых норм позволяет выделить разновидности данных способов совершения преступления, которые и нашли отражение в последующих уровнях деления представленной вниманию читателя классификации.

Перемещение товаров помимо таможенного контроля (группа 1) может выражаться в следующих действиях: 1) перемещении не выпущенных товаров помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с российским законодательством о Государственной границе Российской Федерации (подгруппа 1.1); 2) перемещении не выпущенных товаров вне времени работы таможенного органа (подгруппа 1.2); 3) перемещении не выпущенных товаров без разрешения таможенного органа (подгруппа 1.3); 4) перемещении, связанном с нарушением порядка временного хранения перемещаемых через таможенную границу товаров (подгруппа 1.4).

Перемещение в нарушение разрешительного порядка может выражаться в убытии не выпущенных товаров с таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенного органа, которое согласно п. 1 ст. 120 ТК РФ является обязательным условием убытия. Частным случаем перемещения без разрешения таможенного органа является прорыв таможенной границы — открытое перемещение не выпущенных товаров вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль.

В свою очередь, перемещение, связанное с нарушением порядка временного хранения перемещаемых через таможенную границу товаров, можно разделить на две категории: перемещение, сопряженное с недоставкой не выпущенных товаров в место доставки при таможенной процедуре внутреннего таможенного транзита (1.4.1), и перемещение, сопряженное с выдачей (передачей) без разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении (1.4.2). При этом и недоставка товаров, и их выдача (передача) без разрешения таможенного органа осуществляются с целью уклонения от исполнения обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16 ТК РФ).

Перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля (группа 2) может быть связано с использованием способов, затрудняющих обнаружение предметов контрабанды (подгруппа 2.1), либо с приданием предметам преступления вида других товаров (подгруппа 2.2). В свою очередь, выделяются следующие способы, затрудняющие

обнаружение товаров: 1) использование тайников (2.1.1); 2) физическое сокрытие (2.1.2); 3) помещение товаров в труднодоступные места, не предназначенные для их транспортировки и/или хранения (2.1.3).

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу, демонтажу и т. д.) для сокрытия товаров. К случаям контрабанды с использованием тайников можно отнести, например, перемещение предметов преступления в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды. Физическое сокрытие товаров заключается в том, что должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля. В качестве примеров сокрытия товаров путем помещения их в труднодоступные места, не предназначенные для их транспортировки или хранения, можно назвать перемещение в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства. Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение их характерных внешних признаков, что в ходе визуального осмотра порождает идентификационную ошибку - оценку их как товаров иного вида. Это могут быть изменения внешнего вида самого перемещаемого предмета или упаковки и тары, в которой он перемещается через таможенную границу Российской Федерации16.

Следующий способ совершения контрабанды — перемещение товаров через таможенную границу с обманным использованием документов (группа 3) делится на ряд разновидностей в зависимости от средства преступления (недействительного документа), точнее, от характера нарушений в документе. Принимая во внимание положения примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, можно назвать нижеследующие разновидности обманного использования документов при перемещении предметов преступления через таможенную границу: 1) использование поддельных документов (подгруппа3.1); 2) использование документов, полученных незаконным путем (подгруппа 3.2); использование документов, содержащих недостоверные сведения (подгруппа 3.3); использование документов, относящихся к другим товарам и

16 См.: Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), направленные письмом от 30 июня 2005 г. № 01-06/21925 «О направлении методических рекомендаций».

транспортным средствам (подгруппа 3.4); 5) использование иных не имеющих юридической силы документов (подгруппа 3.5).

Под поддельными документами понимаются полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены недостоверные сведения, например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целой страницы на другую с текстом, отличным от исходного, и т. п. Документы, полученные незаконным путем, — это документы, выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа. К документам, содержащим недостоверные сведения, относятся документы, которые фактически являются подлинными, но содержат не соответствующие действительности сведения. При этом документ сохраняет признаки должного (изготовляется на официальном бланке, имеет необходимые реквизиты, подписан уполномоченным лицом и т. п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными. Документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, — документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств. К иным не имеющим юридической силы документам могут относиться документы, не приобретшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, документы с истекшим сроком действия и др.)17.

Обманное использование документов — это, по существу, сообщение таможенному органу недостоверных сведений в объективированной форме (в форме недействительных документов), которые служат мнимым основанием для выдачи разрешения на помещение товаров под запрашиваемый таможенный режим (ст. 157 ТК РФ) или на применение иной запрашиваемой таможенной процедуры. В результате представления недействительных документов у принимающего такое решение должностного лица таможенного органа возникает заблуждение о соблюдении заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (ст. 149 ТК РФ) или условий применения к товарам таможенной процедуры.

Четвертая группа настоящей классификации объединяет способы совершения контрабанды, связанные с обманным использовани-

17 Там же.

ем средств таможенной идентификации18. Названные способы проявляются в 1) перемещении с использованием поддельного средства идентификации (подгруппа 4.1) и 2) перемещении с использованием подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и/или транспортным средствам (подгруппа 4.2).

Поддельным средством идентификации является полностью изготовленное фиктивное средство идентификации. Подлинное средство идентификации, относящееся к другим товарам и/или транспортным средствам, соответствует установленным требованиям, но служит для идентификации других товаров, транспортных средств19.

Равно как и обманное использование документов, обманное использование средств идентификации по своей сути является сообщением таможенному органу недостоверных сведений с целью введения в заблуждение о соблюдении условий помещения товара под таможенный режим или применения к нему иной таможенной процедуры.

Последние два способа совершения контрабанды связаны нарушением порядка декларирования. В соответствии со ст. 123 ТК РФ, товары при их перемещении через таможенную границу подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодеки I» и '-'ТОП

сом, в письменной, устной, электронной или конклюдентнои форме20

18 Согласно статьям 83 и 390 ТК РФ для идентификации товаров, транспортных средств и документов могут использоваться таможенные пломбы и печати, буквенная, цифровая и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, проставление штампов, взятие проб и образцов товаров, подробное описание товаров и транспортных средств, чертежи, масштабные изображения, фотографии, видеозаписи и иллюстрации, нанесение на документы специальных наклеек, специальных защитных приспособлений, помещение документов в грузовые отделения транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные пломбы и печати, помещение документов в сейф-пакеты, другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров, а также таможенные пломбы и иные средства идентификации иностранных государств. Целью проведения идентификации товаров и транспортных средств может быть, например, обеспечение возможности обнаружения таможенным органом следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций, если такие действия могли быть совершены при перевозке товаров (пункт 1 статьи 83 ТК РФ).

19 См.: Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), направленные письмом от 30 июня 2005 г. № 01-06/21925 «О направлении методических рекомендаций».

20 Декларирование товаров в конклюдентной форме производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. С этой целью в пунктах пропуска обустраиваются места для прохода физических лиц, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров. Проход физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или сопровожда-

сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (п. 1 ст. 124 ТК РФ).

Перемещение, сопряженное с недекларированием, выражается в незаявлении в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом способом сведений о данных товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перемещение, сопряженное с недостоверным декларированием, заключается в заявлении в процессе декларирования в качестве сведений, необходимых для таможенных целей, не отвечающих действительности сведений.

Итак, автором составлена классификация способов совершения контрабанды по правовому основанию. На наш взгляд, подобное видение объективных признаков данного уголовно-правового деликта в полной мере отвечает действующему уголовному и административному законодательству. Представляется, что данная классификация может оказаться полезной как в теоретическом, так и практическом плане.

К. И. Злобина

Содержание и особенности производства поделам об административных правонарушениях в области таможенногодела

Как известно, задачами законодательства об административных правонарушениях (далее - АП) являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Привлечение же к административной ответственности, как метод государственного принуждения соблюдения установленного порядка в той или иной области общественной жизни, не должно и не может быть аморфным, саморегулирующимся, меняющимся от случая к слу-

емом багаже товаров, подлежащих декларированию в письменной форме («зеленый» канал), рассматривается как заявление таможенному органу об отсутствии у указанного лица таких товаров (п. 4 ст. 286 ТК РФ).

чаю. В ходе деятельности государства по привлечению к административной ответственности, в дальнейшем АП, в целях устранения привлечения к такой ответственности невиновных должны соблюдаться жесткие требования по доказыванию вины правонарушителя и самого факта правонарушения. Сам порядок привлечения к ответственности должен быть гласным и доступным, с тем, чтобы лицо, привлекаемое к ответственности, могло самостоятельно или через своих законных или иных представителей защитить свои законные права и интересы. Этому и должно служить процессуальное законодательство, как уголовное, так и административное.

Привлечение к административной ответственности за правонарушения с 1 июля 2002 года достаточно четко регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим сама процедура привлечения к ответственности как правило строится в соответствии процессуальным требованиями административного законодательства.

Исходным толчком к началу административного процесса, в области таможенного дела, является возбуждение дела об административном правонарушении в соответствии с законом.

Возбуждению дела об АП как правило предшествует возможная проводимая проверка тех или иных сообщений, поступивших в тот или иной орган государственной власти, информации полученной из средств массовой информации, заявлений физических и юридических лиц. Признаки административного правонарушения могут быть выявлены и непосредственно в ходе исполнения контрольных функции и проведения различного рода государственных проверок.

Различные обстоятельства выявления признаков административного правонарушения имеют важное значение с точки зрения процессуального закрепления доказательственной базы, что очень существенно, поскольку в соответствии с КоАП РФ, доказательства, полученные с нарушением законодательства, не могут быть положены в основу обвинения (вменения в вину) и не являются доказательствами. Данный тезис важен еще и потому, что равно применим как для гражданско-процессуального, так и для уголовно-процессуального права, поскольку дела об административных правонарушениях могут стать одним из средств доказывания в любом из названных процессов, например в связи с возбуждением уголовного дела по обстоятельствам, выявленным в ходе производства по делу об административном правонарушении в области таможенного дела или в связи с его обжалованием.

Именно поэтому первоначальная стадия процесса - возбуждение дела об административном правонарушении является одной из глав-

ных, поскольку нарушения тех или иных процессуальных требований на данном этапе могут послужить обоснованием признания возбуждения дела об административном правонарушении несостоявшимся и, как следствие, несостоявшимися всех последующих процессуальных действий.

В связи с введением в действие КоАП РФ в 2002 году кардинально изменился сам порядок возбуждения и проведения административного расследования. Ранее для возбуждения дела было необходимо составление протокола об административном правонарушении (или протокола о нарушении таможенных правил), который и являлся первым процессуальным документом. В настоящее время составление протокола завершает процесс административного расследования и им устанавливается факт совершения административного правонарушения.

Первыми процессуальными документами, которые ложатся в основу дела об административном правонарушении могут быть: определение о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколы о применении обеспечительных мер, протокол об административном правонарушении и иные документы в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ.

Возбуждение дела об АП и составление протокола об АП есть фундамент всего процесса и, в случае его несостоятельности, все собранные доказательства не будут иметь под собой достаточных оснований для привлечения лица к административной ответственности.

Рассмотрим некоторые особенности, а именно:

1. Институт возбуждения дела об административном правонарушении в систематизированном виде отсутствовал в КоАП РСФСР. Лишь в главе 18 КоАП РСФСР регламентировалось составление протокола об административном правонарушении, а в ст.237 упоминалось о возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении постановлением прокурора.

2. Этот институт был довольно подробно описан в разделе X Таможенного Кодекса РФ, вступившем в действие в 1993 году, хотя в нем и описывалось не возбуждение, а заведение дел о нарушении таможенных правил, которые по своей сути являются административными правонарушениями.

3. Законодатель поправил неточности, включив в КоАП РФ главу 16, описывающий административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил).

4. На сегодняшний день таможенными органами уже выработана определенная практика по расследованию дел об административных правонарушениях и нарушениях таможенных правил.

Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей решающее значение в определении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к этому событию, определения подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

Так в ст. 28.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации.

Положения ч.2 и 3 статьи 28.1 КоАП РФ, напрямую связанные с содержанием ст.28.3 Кодекса, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором.

При принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении исключительно важна его правовая первоначальная квалификация. В ч.4 ст.28.1 КоАП РФ определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Каждый из способов возбуждения дела об АП существенным образом влияет на совокупность прав лица, совершившего такое правонарушение, или, по крайней мере, полагаемого таким со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, как уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, так и рассматривать эти дела. Принципиальное значение имеют даты совершения, обнаружения и возбуждения дела об АП, которые и играют существенную роль в производстве по делу.

Так, в соответствии с частью первой статьи 28.1 КоАП РФ поводами к заведению дела об административном правонарушении являются:

❖ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

❖ поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

❖ сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

❖ сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов;

❖ отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение, что косвенно предусмотреноч.4 ст.4.5 КоАП РФ.

Однако такое постановление о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть вынесено не в связи с реабилитирующим обстоятельствами, точнее - с отсутствием события правонарушения, подпадающего по административную или под уголовную ответственность, а в связи с отсутствием состава преступления. При этом отсутствие состава преступления должно быть связано с отсутствием умысла или с тем, что действия, совершенные лицом, не подпадают под дополнительные квалифицирующие признаки статьи УКРФ.

В случаях поступления в орган административной юрисдикции или должностному лицу такого органа: сообщений или заявлений российских или иностранных лиц, сообщения в средствах массовой информации о нарушениях таможенных правил; материалов иных правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов; информации, таможенных и иных правоохранительных служб и иных компетентных органов иностранных государств, международных организаций; материалов от других государственных органов РФ - таможенный орган должен произвести проверку таких сообщений, материалов, заявлений (далее - информация). Если информация или сведения, указывающие на признаки административного правонарушения, но требующие рассмотрения, относятся к должностным лицам (работникам) прокуратуры РФ, то материалы такой проверки должны быть направлены для ее дальнейшего проведения в орган прокуратуры.

Названная информация может носить и, как правило, часто носит субъективную оценку тех или иных обстоятельств, обоснованную как объективными, так и субъективными факторами. Именно поэтому КоАП РФ не связывает немедленное возбуждение дела об

АП с поступлением такой информации, указывая на то, что такая информация подлежит рассмотрению должностными лицами таможенного органа, уполномоченного составлять протоколы.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации прямо указывает в ст.28.5 на то, что протокол об АП составляется незамедлительно после выявления признаков административного правонарушения. Однако дело об административном правонарушении возбуждается не только составлением протокола, но и другими способами, речь о которых будет идти. Дело об АП может быть возбуждено в течение двух суток с момента выявления признаков административного правонарушения, если для его возбуждения требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, привлекаемом к ответственности. Это является общими положениями.

Однако ч.2 ст. 28.1 КоАП РФ указывается на рассмотрение должностным лицом материалов, сообщений и заявлений о совершенном административном правонарушении. Срок рассмотрения таких материалов в КоАП РФ не предусмотрен, что дает возможность рассматривать эти материалы сколь угодно времени вплоть до истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Мы находим, что такое положение вещей является недопустимым и требует внесения поправки в закон, а иначе создает возможность избежания от административной ответственности.

Особое значение для процесса производства по делу об административном правонарушении имеют дата совершения, обнаружения административного правонарушения и дата возбуждения дела об административном правонарушении. Дата совершения является точкой отсчета срока наложения взыскания за административное правонарушение и, косвенно, ограничением срока производства по делу о таком нарушении. Дата возбуждения дела об административном правонарушении, или день составления протокола об АП, что равнозначно, является датой начала исчисления сроков производства по делу об административном правонарушении. В принципе, с учетом требований статьи 28.5 КоАП РФ дата составления протокола или возбуждения дела об АП и день обнаружения должны совпадать. Однако, по различным на то причинам, этого часто не происходит. В основном это связано с тем, что выявление административного правонарушения происходит по истечении какого-либо периода времени со дня совершения АП.

Днем возбуждения дела об административном правонарушении является день составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об ад-

министративном правонарушении и проведении административного расследования.

Однако и эта, казалось бы, простая истина имеет различное толкование, а именно:

1. В частности, определенный круг должностных лиц считают, что дело об административном правонарушении не возбуждено до его фактической регистрации в установленном порядке. Данная практика не имеет под собой никакого правового обоснования именно по той причине, что дело об административном правонарушении считается возбужденным именно с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об АП и проведения административного расследования.

2. Само составление протокола или определения о возбуждении дела об АП должно начинаться с проставления на нем даты его составления и заканчиваться подписью должностного лица, его составившего. Именно подпись должностного лица и указывает на то, что дело об административном правонарушении возбуждено и уже не имеет никакого смысла заниматься его проверкой.

3. Протокол об административном правонарушении должен быть зарегистрирован, производство по делу должно вестись фактически и, если в протоколе об административном правонарушении присутствует какой-либо просчет, то он должен устраняться уже при вынесении постановления о назначении административного наказания.

Особенности протокола об административном правонарушении в том, что он является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо таможенного органа вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу.

Протокол составляется практически во всех случаях совершения правонарушений. КоАП РФ установлены два исключения из этого общего правила, а именно:

1. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления.

2. Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа незначительного размера назначается на месте совершения правонарушения, где и про-

исходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке должны указываться данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. В протоколе указываются и иные необходимые сведения.

Сведения о личности нарушителя должны устанавливаться по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы или учебы нарушителя. В целях установления личности нарушителя допускается применение мер обеспечения: доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов.

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными в соответствии со ст.51-58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц. В целях установления личности нарушителя может применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения. Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Указание же на время совершения правонарушения имеет особое значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Наличие объяснений лица является одним из источников доказательств по делу. Они должны отражаться в протоколе, а в случае необходимости записываться и приобщаться к делу. Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение. Как видится, в протоколе должна отражаться и вина лица в совершении административного правонарушения, хоть это и не предусмотрено в ст. 28.2 КоАП РФ.

В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Необходимо заметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные КоАП процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, но и иным участникам производства. О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

Важной гарантией полноты и достоверности сведений и их правовой основы, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.