Классификация стратегий развития компаний Classification of company development strategies
Левин А.А.
Магистрант, Факультет экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской
федерации, РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: levin. alexey. 28@gmail. com
Levin A.
Student,
faculty of economics and finance, the Russian presidential academy of national economy and public administration
Russia, Saint Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрена классификация стратегий организации, исследованы подходы к классификации стратегий развития, определены характерные признаки, присущие стратегии развития предприятия и предложена новая классификация стратегий «по степени отношения к развитию». Современные условия функционирования отечественных предприятий характеризуются затяжным финансово-экономическим кризисом, ростом уровня неопределенности внешней среды (индивидуализация и динамизм поведения потребителей, новейшие информационные технологии, высокие требования к качеству товаров и обслуживания и т. д), политической нестабильностью, обострением конкуренции, неспособностью достижения высоких результатов хозяйственной деятельности. Именно посткризисный период побуждает предприятие к выживанию в условиях конкуренции, достижения постоянного и непрерывного развития. Возможность решения проблемы развития предприятия заключается в отслеживании тенденций развития рынка, разработке и реализации конкурентных преимуществ, что может быть достигнуто благодаря эффективной стратегии развития предприятия. Именно стратегия играет определяющую роль в успешном функционировании организации, и именно без стратегии оно невозможно. Однако для того, чтобы применить подходящую для конкретной организации и для данного времени стратегию, для начала нужно понимать классификацию существующих. По этой причине постоянное исследование стратегий развития предприятий в таком динамичном мире так актуально в настоящее время.
Annotation.
The article discusses the classification of enterprise strategies, explores approaches to the classification of development strategies, identifies the characteristic features inherent in the development strategy of the enterprise and proposes a new classification of strategies "according to the degree of attitude towards development". Modern conditions for the functioning of domestic enterprises are characterized by a protracted financial and economic crisis, a growing level of uncertainty in the external environment (individualization and dynamism of consumer behavior, the latest information technologies, high demands on the quality of goods and services, etc.), political instability, increased competition, inability to achieve high business results. It was the post-crisis period that prompted the company to survive in a competitive environment, to achieve continuous and continuous development. The ability to solve the problem of the development of the enterprise is to monitor the market trends, develop and implement competitive advantages, which can be achieved through an effective strategy for the development of the enterprise. It is the strategy that plays a decisive role in the successful functioning of the organization, and it is precisely without a strategy that it is impossible. However, in order to apply a strategy suitable for a particular organization and for a given time, first you need to understand the classification of existing ones. For this reason, a constant study of the development strategies of enterprises in such a dynamic world is so relevant at the present time.
Ключевые слова: стратегия, стратегия развития, признаки стратегии развития, классификация стратегий.
Key words: strategy, development strategy, signs of development strategy, classification of strategies.
На любом предприятии стратегии осуществляются с определенными особенностями, что придает им специфические признаки. В процессе разработки перспективных направлений функционирования и совершенствования предприятия возникают типы стратегий, которые классифицируются по следующим признакам: срок реализации стратегий, направления деятельности, масштабы разработки, уровень принятия стратегических решений, темп развития, способ обеспечения развития, стадии жизненного цикла, позиция в
отрасли, а также в рыночном сегменте, способы достижения конкурентных преимуществ и т.д. По мнению многих ученых перспективу предприятия в рыночной экономике можно описать при помощи иерархии стратегий А. А. Томпсона и А. Дж. Стрикленда. Данные стратегии подразделяются на три уровня [3, 13]: корпоративная (общая, портфельная) стратегия — определяет общий план управления диверсифицированным предприятием. Она включает в себя все сферы деятельности предприятия, описывает общее направления развития; деловая (конкурентная, бизнес) стратегия — направлена на управление успешности деятельностью в одной из сфер бизнеса [9]. Ее целью является достижение долговременных деловых преимуществ; функциональная стратегия — уточняет детали в общем плане улучшения предприятия путем установления подходов, действий по управлению подразделами, функциями. Она рассчитана на эффективные применения ресурсов отделов (служб) в процессе реализации общей стратегии; операционная стратегия — уточняет принципы управления звеньями организационной структуры (заводами, отделами, центрами), а также способы решения важных стратегических и оперативных задач (закупка, управление запасами, ремонт, транспортировка, реклама).
Проанализировав корпоративную стратегию Т. А. Фролова уверяет, что это обобщение стратегий развития подразделения, на основе которого достигают нового уровня развития, а не сумма стратегий ее подразделений, как стараются разработать на практике [15]. Ученые В. А. Рульэв, С. А. Гуткевич, В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, подразделяют стратегии на две условные группы: функционирование (первенство в снижении издержек, дифференциации и фокусировки); развитие (рост, ограниченный рост, сокращение и комбинирование) [6, 12]. Упомянутые ученые стратегию роста связывают со стратегией прогресса, она зачастую применяется молодыми предприятиями, желающие за короткий срок завоевать лидирующие позиции.
Среди стратегий роста выделяют три основных альтернативы: ускоренный (концентрированный), интегрированный и диверсифицированный рост. Перечисленные стратегии в зарубежной и российской научной литературе определяются базисной (эталонной) стратегией прогресса предприятия [2, 5, 12]. Стратегия ограниченного роста — это стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции [12].
По мнению В. Л. Квинта, стратегии работают, с целью поиска новых перспективы и проектирования новых сценариев будущего [8]. Тем не менее, отдельные ученые-экономисты связывают с стратегией прогресса стратегию сокращения, которая используется при экономическом спаде, а также угрозе банкротства. Данная стратегия включает в себя такие альтернативы как: стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов, стратегия «сбора урожая», ликвидация предприятия [12]. Такое мнение ученых не является корректным, потому как стратегия, используется с целью выживания или свертывания производства, а также ликвидации организации, что не относиться к стратегии развития организации. Труды некоторых ученых-экономистов по определению термина «развитие» позволяют, говорить о том, что относить стратегию сокращения к стратегиям развития не является верным [4].
В роли вспомогательной меры в рамках комплекса действий, которые направлены на улучшение предприятия и осуществляются на краткосрочной основе, используется стратегия развития организации, в основной состав которой может входить стратегия сокращения издержек и стратегия сокращения организации. Исходя из этого является не уместным выделение перечисленных стратегий в качестве полноценных стратегий развития. В отношении стратегии «сбора урожая» и стратегии ликвидации предприятия, можно сказать что, они не относятся к стратегиям развития, так как сокращение деятельности организации либо ее ликвидация не относиться к показателям прогресса, а является признаком регресса, а именно движение назад, деградация, изменения в худшую сторону и т. д.
В условиях высокой неопределенности среды обычно придерживаются следующих базовых стратегий: адаптация внутренней среды к изменениям во внешней среде, влияние организации на внешнюю среду для создания наиболее благоприятных условий развития [1].
Каждый ученый трактует по-разному свое мнение относительно видов стратегий развития. Например, А. Т. Зуб говорит о том, что в общем виде предприятие имеет пять вариантов стратегического развития. Так оно может оставить все без изменений либо обеспечить внутренний рост, а также выбрать стратегию внешнего роста, провести извлечение вложений или выйти на международный рынок.
Отечественные ученые такие как В. И. Зайцев, С. А. Логвинов, Е. Г. Павлова выделяют три основных вида стратегий развития: стратегия стабильности, стратегия роста, стратегия сокращения. На ряду с эти Н. Н. Тренев определяет основные (подвиды стратегии такие как: рост, поддержание, уход, комбинирование), конкурентные (подвиды стратегии такие как: снижение цен, дифференциацию, концентрацию) и функциональные стратегии предприятия [14]. Корпоративной стратегии подчиняется конкурентная (деловая) стратегия, которая определяет пути достижения, выбранного направления в организации.
К конкурентным стратегиям ученый М. Портер относит стратегии у которых имеется универсальная возможность применения, выведенная из основных положений теорий конкурентных преимуществ [2]: первенства по низким затратам, дифференциации и фокусированию. Ученые В. А. Рульева и С. А. Гуткевич называют эти стратегии как стратегии функционирования [12]:
1. Стратегия лидерства за счет уменьшения издержек производства (или цен). Центром внимания данной стратегии является низкие издержки по сравнению с конкурентами. Преимущество перед отношением затрат создает относительно эффективный барьер от пяти конкурентных сил.
2. Стратегия дифференциации. Цель данной стратегии - придание продукту-товару отличительных свойств, которые являются важными для покупателя и выделяют данный товар от предложений конкурентов.
3. Стратегия фокусирования, т. е. специализация на нуждах одного сегмента или конкретной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Цель стратеги — это удовлетворение потребности выбранного сегмента лучше, чем конкуренты. К конкурентным стратегиям относят классификацию стратегий по Ф. Котлеру, она основывается на осознании роли и места определенного предприятия ее конкурентов.
На основании доли рынка, которую занимает предприятие, различают четыре типа конкурентной стратегии, а именно: лидера (предприятие занимающее доминирующую позицию на рынке, и признанное его конкурентами), атака лидера (целью является занятие места лидера), преследования (адаптация к основным конкурентам, внедрение передовых технологий с целью снижения издержек и т. д.) и специалиста (концентрация на определенном сегменте) [7]. На основании теории конкурентных стратегий, которая объясняет способ становления и развития предприятия, ученый А. Ю. Юданов разработал классификацию конкурентных стратегий. Она включает в себя четыре вида: эксплерентная (пионерская) — подразумевает выход на рынок с новыми (инновационными) продуктами и захват части рынка; виолентная (силовая) — используется большими компаниями, осуществляющими массовое производство, которое опережает конкурентов за счет серийности производства а также эффекта масштаба; патиентная (нишевая) — состоит в приспособлении к узким сегментам широкого рынка за счет специализированного производства продукции с уникальными характеристиками; коммутантная (стратегия приспособления) — состоит в том чтоб, приспособиться к условиям спроса местного рынка и заполнении ниш, по разным причинам не занятых виолентами и пациентами [16].
Функциональные стратегии детализируются в конкурентной стратегии, это позволяет предприятиям решить конкретные задачи для своего развития в конкретных условиях и достичь поставленных целей. В научной литературе их вполне большое количество, однако, можно выделить такие как: товарно-рыночная и ресурсно-
рыночная стратегии, финансово-инвестиционная стратегия, технологическая стратегия, социальная стратегия, а также интеграционная стратегия [10].
Проанализировав рассмотренные подходы к разделению стратегий предприятия, позволяет сделать вывод об отсутствии в научном кругу попытки классифицировать стратегии развития. В процессе исследования были выявлены характерные признаки, которые присущи стратегии развития предприятия, которые изображены рис. 1.
Стратегия предприятия может обладать или не обладать определенными признаками. В связи с этим разделить стратегий предприятия на те, которые обладают признаками стратегий развития, и те, которые их не имеют. К первой категории, относятся: стратегия роста, стратегия ограниченного роста (если предусмотрены качественные изменения), стратегия дифференциации и фокусировки, стратегия лидера, стратегия атаки, стратегия последователя, нищевая стратегия, эксплерентная стратегия, виолентная стратегия (за исключением этапа «неповоротливого бегемота»), патиентная стратегия. Данные стратегии обладают определенными признаками, в следствии чего могут быть занесены в данную категорию. Однако следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, так как существует большое количество функциональных стратегий, которые при разных условиях относятся к стратегиям развития.
Рисунок 1. Признаки стратегии развития предприятия
К стратегиям, не имеющим свойств стратегий прогресса, относится: стратегия сокращения, комутантная стратегия и стратегия ограниченного роста (в случае не предположения качественных перемен). Немного выше было обозначено, что стратегия сокращения не включает формирование качественно современных видов, движение вперед, она используется в пределах выживания предприятия. Комутантная стратегия предполагает не формирование качественно современного, а только подстраивание под условия рынка, наполнение ниш, не занятых патиентами и виолентами. На базе полученных в процессе анализа итогов появляется возможность реализовать классификацию стратегий на группы на базе стадий принятия стратегических решений (корпоративная, конкурентная, функциональная), а также учитывая определенные в процессе анализа признаки, характерные для стратегии процессе. Эффективной является группировка стратегий «по степени отношения к прогрессу». В ее рамках необходимо обозначить 3 группы:
1. Стратегии первой степени отношения к прогрессу.
2. Стратегии второй степени отношения к прогрессу.
3. Стратегии третьей степени отношения к прогрессу.
Результаты отражены в табл. 1.
Таблица 1. Классификация стратегий по степени отношения к прогрессу
№ п\п Степень отношения к развитию Свойства степени Стратегии по степени отношения к прогрессу
1 I степень Присутствуют все специфические признаки стратегии развития Стратегии роста, включая ограниченный рост (при наличии качественных перемен)
2 II степень Стратегия развития лишь на определенной её стадии Стратегии: дифференциации и фокусирования, лидера, атаки, последователя, нишера, эсплерентная, виолентная (за исключением стадии «неповоротливого бегемота»), патиентная
3 III степень Предусматривается только качественно современные виды Функциональные стратегии при предвидении качественно современных видов (товарно-рыночная: лидерство по отношению к качеству специализированной продукции, расширения охваченной ниши рынка продаж, модернизация перечня производства; ресурсная: качественно современная технология применение ресурсов и т.д.; технологическая: неповторимая технология производства)
Следовательно, проведенный анализ дал возможность образовать определение стратегии прогресса, потому что стратегии предприятия, которая направлена на то, чтобы достичь цели совершенствования, по сравнению с целями выживания, и сформировавшейся на принципах значительного прогресса при имении у данного предприятия существенных научно-технических возможностей. Факт отсутствия конкретно установленного места стратегии прогресса предприятия в системе группировки стратегий дало возможность определить, что стратегия предприятия может выступать стратегией прогресса в случае присутствия конкретных признаков. Помимо этого, были обозначены 3 группы стратегий, что дало возможность применить новый классификационный параметр стратегий предприятия «по степени отношения к прогрессу».
Список используемой литературы:
1. Алесковский В.В., Козырев А.А., Слуцкая Ю.Г. Основы управления проектами : учебное пособие для студентов высшего профессионального образования, обучающихся по специальности 080507 "Менеджмент организации" / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Западная академия государственной службы". Санкт-Петербург, 2011. Том Управление командой проекта. 287 с.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб. : «Питер», 1999. 432 с.
3. Васецкий А.А., Козырев А.А., Тарасов Н.А., Яновский В.В. Основы менеджмента : учебное пособие по направлению "Менеджмент" / Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2011. 275 с.
4. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П.Стратегическое управление: учеб. [для вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организаций». М.: ОМЕГА-Л, 2006. 464 с.
5. Довгань Л. Е. Стратегическое управление: учеб. пособ. / Л. Е. Довгань, Ю. В. Каракай, Л. П. Артеменко. К. : Центр учебной литературы, 2009. 440 с.
6. Дорофеев В. Д. Менеджмент: учеб. пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. М. : ИНФРА-М, 2008. 440 с.
7. Киндрацкая Г. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. — К. : Знание, 2010. — 406 с.
8. Козырев А.А. Стратегия на перспективу // Управленческое консультирование. 2016. № 1 (85). С. 94 -
95.
9. Козырев А.А., Прокопчук Л.О. Стратегическое планирование. СПб., 2000. 64 с.
10. Левицкий Ю. А. Определение места стратегии развития в классификации стратегий / Ю. Д. Костин, Ю. А. Левицкий. 2008. № 2. С. 60-63.
11. Портер М. Международная конкуренция. М. : Международные отношения, 2003. 896 с.
12. Рульев В. А., Гуткевич С. А. Менеджмент: учеб. пособ. / В. А. Рульев, С. А. Гуткевич. К. : Центр учебной литературы, 2011. 312 с.
13. Томпсон А. А., СтриклендДж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов. М.: Банки и биржи, 2008. 576 с.
14. Тренев Н. Н. Стратегическое управление: учеб. Пособие. М.: Приор, 2012. С. 288.
15. Фролова Т. А. Корпоративные стратегии глобального инвестиционного бизнеса [Электронный ресурс] / Т. А. Фролова // Эффективная экономика. 2012. № 6. Режим доступа к журн.: http://www.economY.naYka.com.ua/.
16. Юданов А. Типы конкурентной стратегии: «биологический» подход к классификации компаний // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10. С. 51-65.