Научная статья на тему 'Классификация систем «Электропривод - запорная арматура» с позиции источников энергии, используемых для выполнения цикла «Открыто-закрыто»'

Классификация систем «Электропривод - запорная арматура» с позиции источников энергии, используемых для выполнения цикла «Открыто-закрыто» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
90
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ЭЛЕКТРОПРИВОД / ТРУБОПРОВОДНАЯ ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА / ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / CLASSIFICATION / ELECTRIC DRIVE / PIPELINE STOP VALVE / ENERGY SOURCE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Плахотникова Елена Владимировна

Рассмотрены теоретические предпосылки введения новой научной классификации систем «электропривод запорная арматура». Приведены основные математические зависимости, позволяющие выделить в качестве классификационного признака вид энергии, используемый для реализации рабочего цикла «открыто-закрыто. Представлены основные классификационные варианты систем, формализованы признаки перехода из одной системы в другую. Даны практические пояснения особенностей систем в соответствии с предложенной классификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Плахотникова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of “ele ctric drive - stop valve” systems from position of energy source used for “open-closed” cycle carrying out

The common purpose of investigation development of theory and methods of open-closed” systems design. The investigation problems: development of criteria for the functional compatibility of an electric drive and stop valve within the limits of a system, the classification of “electric drive -stop valve” systems from the position of energy sources used, that allows increasing a technical effectiveness, competitiveness of domestic produce and defining the ways for the realization of the priority trend of the RF in the field of import substitution. The paper is a generalization of theoretical and practical investigations of the author directed to the development of a complex approach to the design of “electric drive stop drive” systems. The paper reposts theoretical prerequisites for the introduction of a new scientific classification of “electric drive-stop valve” systems from the position of energy types used for the realization of the “open-closed” working cycle. Basic classification variants of systems, signs of transition of one system into other, system properties within the limits of the classification offered are shown.

Текст научной работы на тему «Классификация систем «Электропривод - запорная арматура» с позиции источников энергии, используемых для выполнения цикла «Открыто-закрыто»»

УДК 621-01 DOI: 10.12737/18263

Е. В. Плахотникова

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ «ЭЛЕКТРОПРИВОД - ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА» С ПОЗИЦИИ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦИКЛА «ОТКРЫТО-ЗАКРЫТО»

Рассмотрены теоретические предпосылки введения новой научной классификации систем «электропривод - запорная арматура». Приведены основные математические зависимости, позволяющие выделить в качестве классификационного признака вид энергии, используемый для реализации рабочего цикла «открыто-закрыто. Представлены основные классификационные варианты систем,

формализованы признаки перехода из одной системы в другую. Даны практические пояснения особенностей систем в соответствии с предложенной классификацией.

Ключевые слова: классификация, электропривод, трубопроводная запорная арматура, источники энергии.

E.V. Plakhotnikova

CLASSIFICATION OF "ELE CTRIC DRIVE - STOP VALVE" SYSTEMS FROM POSITION OF ENERGY SOURCE USED FOR "OPEN-CLOSED" CYCLE CARRYING OUT

The common purpose of investigation - development of theory and methods of open-closed" systems design.

The investigation problems: development of criteria for the functional compatibility of an electric drive and stop valve within the limits of a system, the classification of "electric drive -stop valve" systems from the position of energy sources used, that allows increasing a technical effectiveness, competitiveness of domestic produce and defining the ways for the realization of the priority trend of the RF in the field of import substitution.

The paper is a generalization of theoretical and practical investigations of the author directed to the

Научная классификация (систематизация) должна выражать систему законов, присущих отображенному в ней фрагменту действительности, которые обусловливают зафиксированные в классификации свойства и отношения объектов. Их систематизация призвана учитывать тот факт, что в природе нет строгих разграничений и переходы от одного класса к другому -неотъемлемое свойство действительности [1].

Системы «электропривод - запорная арматура» состоят из двух технических подсистем: электромеханической подсистемы электропривода и механической подсистемы запорной арматуры. Каждый из элементов системы имеет различные

development of a complex approach to the design of "electric drive - stop drive" systems. The paper reposts theoretical prerequisites for the introduction of a new scientific classification of "electric drive-stop valve" systems from the position of energy types used for the realization of the "open-closed" working cycle. Basic classification variants of systems, signs of transition of one system into other, system properties within the limits of the classification offered are shown.

Key words: classification, electric drive, pipeline stop valve, energy source.

виды классификации, базирующиеся на признаках, являющихся для них наиболее общими.

В настоящее время к электроприводам применяются следующие виды классификации [2]:

- по виду движения выходного звена: многооборотные, неполнооборотные (од-нооборотные) и прямоходные;

- по виду ограничения крутящего момента: с односторонним и двусторонним ограничением крутящего момента (или усилия) на выходном валу (или штоке);

- по назначению: электроприводы нормального (общепромышленного) ис-

полнения, взрывозащищенного исполнения и повышенной безопасности для АС;

- по типу передач редуктора электропривода: червячные, планетарные, цилиндрические, волновые, кулисно-винтовые, спироидные и др.;

- по способу силового ограничения: с отключением электродвигателя (электрическим, электромеханическим или электронным), размыканием силовой цепи механизма (электромагнитным, фрикционным или фрикционно-кулачковым) и т.д.

Запорная арматура классифицируется:

- по размерам условных диаметров: сверхмалых, малых, средних, больших и сверхбольших диаметров;

- по условным давлениям: арматура для глубокого вакуума, вакуумная, малых, средних, высоких и сверхвысоких давлений;

- по способу крепления в трубопроводе;

- по способу расположения и т.д. [3].

Все перечисленные классификации

базируются на принципах научной систематизации [1], но используемая дифференциация, связанная с классификацией электропривода и запорной арматуры как отдельных элементов, т.е. вне системы, не

позволяет описать систему законов, определяемых их интеграцией.

Исследования систем «электропривод - запорная арматура» позволили выявить общее свойство, присущее всем системам указанного типа, которое может являться классификационным признаком и основанием для введения новой классификации в отношении рассматриваемого технического объекта.

Речь идет о виде энергии, используемом при реализации рабочего цикла «открыто-закрыто», когда система «электропривод - запорная арматура» создает необходимое усилие на контактирующих поверхностях рабочего органа запорной арматуры и посадочного места, обеспечивая требуемую герметичность трубопровода.

Система «электропривод - запорная арматура», несмотря на простоту своей конструкции, является сложной технической системой, изменяющей в процессе функционирования законы взаимодействия элементов.

Условно рабочий цикл, определяющий переход рабочего органа запорной арматуры из положения «открыто» в положение «закрыто», обеспечивающее требуемую герметичность трубопровода, можно разделить на два основных периода (рис.1).

Рис. 1. Кинематические схемы реализации рабочего цикла «открыто-закрыто» системой «электропривод - запорная арматура»: а - до соприкосновения с запорным органом;

б - после соприкосновения

Первый период (рис.1 а) определяет работу системы при реализации холостого хода, т.е. до соприкосновения рабочего органа арматуры с посадочным местом на трубопроводе. Он составляет до 90 % суммарного времени, затрачиваемого на выполнение рабочего цикла «открыто-закрыто».

Особенность работы системы в первом периоде заключается в отсутствии осевого перемещения червяка 3 (рис. 1а), подпружиненного с обеих сторон силоиз-мерительными пружинами 4 (рис. 1б). При этом энергия асинхронного электродвигателя 1 практически полностью преобразуется во вращательное движение выходного вала привода 6 и через винтовую пару шпинделя арматуры 7, в случае использования в системе арматуры с прямолинейным движением рабочего органа (задвижки или клапана 8), обеспечивает поступательное перемещение запорного органа 8 в направлении посадочного места 9.

Второй период (рис. 1 б) определяет работу системы «электропривод - запорная арматура» после достижения запорным органом арматуры посадочного места на трубопроводе - седла 9, что обеспечивает герметичность перекрытия трубопровода.

В период герметизации червячное колесо 5 практически останавливается; под действием сил, условно представленных на схеме в точке а (рис.1 б), червяк начинает смещаться вдоль червячного вала, сжимая при этом одну из силоизмерительных пружин 4. Степень сжатия пружины 4 определяется параметрами настройки системы на отключение. При этом систему можно сравнить с неравноплечими весами, находящимися в равновесии.

Условие равновесия системы, пренебрегая моментом, возникающим от перекоса линии действия силы Рпр;(Н), сжимающей пружину, относительно соответствующей оси червячного колеса, что дает погрешность не более 5 % , можно с учетом равенства окружной силы на червячном колесе Ртч,к и осевой силы на червяке Ртч представить зависимостью

.

Здесь РпрI - сила сжатия пружины; Рзаю - суммарная сила, действующая в запорной арматуре при обеспечении герметичности трубопровода; Рхв - ход резьбы (Рхв= ^х.въ, где тхв - шаг ходового винта запорной арматуры; ъ - число заходов резьбы); г0 - радиус червячного колеса; - коэффициент полезного действия червячной передачи с учетом потерь на трение; Ц2 - коэффициент полезного действия винтовой передачи шпинделя арматуры с учетом потерь на трение в резьбовой паре.

В момент герметизации элементы системы испытывают упругие деформации. Функции приращения сил Рзакг(Аг), Рпрг- (X), где Аг- соответствуют суммарной деформации подсистемы запорной арматуры [5], а X - деформации силоизмерительной пружины, подчиняются линейному закону.

При достижении заданных параметров настройки системы, определяемых нормированным значением силы Рзаю, электродвигатель 1 (рис.1 б) отключается и накопленная кинетическая энергия переходит в потенциальную энергию деформируемых элементов.

Обобщенное уравнение, определяющее баланс энергий в системе «электропривод - запорная арматура» в момент инерционного выбега, можно представить зависимостью

(1)

где Еп1 - потенциальная энергия сжимаемой силоизмерительной пружины; Еп2 -энергия, расходуемая на деформацию запорной арматуры; X Екин - кинетическая энергия останавливающейся системы.

. (2)

Здесь Jl - момент инерции ротора двигателя; J2 - момент инерции вала червяка; Jз - момент инерции червяка; тч -масса червяка; О - угловая скорость выходного вала электродвигателя; Кобч - осевая скорость червяка в момент отключения электродвигателя, которая при условии равновесия системы определяется выражением

у - Цы ^

,

где пэд - частота вращения выходного вала электродвигателя; / - передаточное отношение редуктора; Скл - жесткость запорной арматуры; кпр - жёсткость силоизме-рительной пружины.

Распределение кинетической энергии в уравновешенной системе происходит пропорционально коэффициенту (Кс), зависящему от соотношения жесткостей запорной арматуры (Скл) и силоизмеритель-ной пружины (кпр), КПД электропривода (^1) и запорной арматуры (^2), а также параметров, определяемых конструкцией системы (Р х.в? го).

Значение коэффициента Кс определяется зависимостью

^ = = —. ^ .

С учетом коэффициента Кс выражение (1) примет вид

2ЕКНН =Еа2(Кс+1). (3)

Полученное выражение (3) позволяет далее, рассматривая только подсистему запорной арматуры, получить основные зависимости, характеризующие функционирование системы, что пояснит предпосылки введения новой классификации.

Для выделения классификационного признака системы «электропривод - запорная арматура» рассмотрим процесс формирования суммарной деформации (ЕЛ), возникающей в подсистеме запорной арматуры, на протяжении второго периода, т.е. с момента соприкосновения запорного органа с посадочным местом на трубопроводе до полной остановки системы.

В общем виде деформацию ЕЛ будет определять выражение

Ей=Др + Ди , (4)

где ЕЛ - суммарная деформация запорной арматуры; Лр - деформация системы, обеспечиваемая работающим электродвигателем; Ли - деформация системы в период инерционного выбега.

Для составления общего уравнения баланса энергий, расходуемых системой при обеспечении деформации ЕЛ, положенного в основу предлагаемой классификации, рассмотрим график зависимости модуля внешней силы Рзак/ от деформации запорной арматуры Л/ (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость модуля внешней силы Рзак от деформации запорной арматуры

Линейность функции Рзак/(Л/) (рис. 2) определяется работой системы (на протяжении рассматриваемого периода) в области упругих деформаций, что экспериментально и теоретически доказано в предыдущих работах [4; 5].

Значение силы Рзак/, действующей в /-й момент времени, можно определить, согласно закону Гука, выражением

Р«ы=Скя- К (5)

Энергию, расходуемую в подсистеме запорной арматуры для обеспечения требуемой герметичности, удобно выразить через площадь треугольника о-4-3.

Энергия, передаваемая подсистеме работающим электродвигателем, будет определяться площадью треугольника о-1-2.

Кинетическая энергия, графически определяемая площадью трапеции 1-2-3-4, математически может быть вычислена из выражения (3).

В результате общее уравнение баланса энергий в подсистеме запорной арматуры в период обеспечения герметичности при выполнении цикла «открыто-закрыто» будет иметь вид

--1Р

2

2

;: -;: (6)

Из выражения (6) с учетом формул (2) и (5) значение деформации Лр можно определить зависимостью

(7)

Значение деформации запорной арматуры Ли, обеспечиваемой инерционным выбегом после отключения электродвига-

теля, с учетом формулы (7) можно выразить из уравнения (4):

. (8)

л] (Кс+^Ск

Классификационным признаком системы будет являться соотношение деформаций Ар и Аи, определяемых источниками энергии, используемыми при выполнении цикла «открыто-закрыто».

Анализ выражения (8) позволяет определить теоретическую возможность различных вариантов работы системы «электропривод - запорная арматура», используемых в предлагаемой далее классификации. Условием перехода из одной системы в другую является значение подкоренного выражения в формуле (8).

Различные классификационные варианты приведены в таблице.

Таблица

Классификация систем «электропривод - запорная арматура» по видам используемой энергии

Система

Классификационный признак

Схема нагру-жения

1. Комбинированная

'■Ч гп6л.

2. Инерционная

ЕД2 ■ Сщ, ■ (Кс + 1) = (/1+Л +Л) ■ м- + ■

3. Инерционно избыточная

ЕД2 ■ С^ ■ (кс + 1} < (А + к +7з) ■ + ■

4. Безынерционная

СЬ+А+Л)-«Ч-т*-= о

Рассмотрим особенности систем в соответствии с приведенной классификацией.

1. Комбинированная система, наиболее широко используемая в настоящее время. В системе применяется наиболее дешевый асинхронный электродвигатель. Энергии работающего двигателя и выбега сбалансированы соответственно равенству

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4).

2. Инерционная система, использующая только энергию пуска асинхронного электродвигателя. В данном случае величина Ар пренебрежимо мала. Система может быть использована для быстродей-

ствующих систем «электропривод - запорная арматура». В настоящее время подобные системы не получили широкого распространения, но при умышленном увеличении момента инерции, например маховиком, могут успешно применяться.

3. Инерционно избыточная система -вариант предыдущей системы с использованием коэффициента запаса

Д1 = —.

ЕЛ

4. Безынерционная система, наиболее перспективная в ближайшем будущем. В качестве двигателя используется шаговый двигатель с программным управлением. Двигатель безынерционен и после отра-

ботки заданного цикла (шагов) останавливается. Система легко реализуется при снижении стоимости шагового двигателя и системы управления, что было отмечено в работах О.Н. Шпакова [7].

Цель приведенной классификации состоит в том, чтобы обратить внимание производителей систем «электропривод -запорная арматура», особенно конструкторов, на неиспользованные возможности приводов, а также на учет динамических эффектов, игнорирование которых - обычное явление в настоящее время [6].

Как отмечено в Большой советской энциклопедии, «практическая необходи-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т.12. Кварнер - Конгур / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. -М.: Сов. энцикл., 1973. -623 с.

2. ГОСТ Р 55511-2013. Арматура трубопроводная. Электроприводы. Общие технические условия.

3. Гуревич, Д. Ф. Трубопроводная арматура с автоматическим управлением: справочник / Д. Ф. Гуревич, О.Н. Заринский [и др.]. -Л.: Машино-строение,1982. - 320 с.

4. Гарганеев, А. Г. Электропривод запорной арматуры: монография/ А.Г. Гарганеев, А. С. Кара-кулов, С. В. Ланграф. - Томск: Изд-во ТПУ, 2013. - 157 с.

5. Плахотникова, Е. В. Динамические нагрузки в электроприводной арматуре/Е. В. Плахотнико-

1. Large Soviet Encyclopedia in 30 Vol. Vol. 12. Kwarner - Kongur / Editor-in-Chief А.М. Prokho-rov. - 3-d Ed. -М.: Sov. Encycl., 1973. - pp. 623.

2. SARS 55511-2013. Pipeline Fittings. Electric Drives. General technical Conditions.

3. Gurevich, D.F., Pipeline Fittings with Automatic Control: Reference Book / D.F. Gurevich, O.N. Za-rinsky [et al.]: -L.: Mechanical Engineering,1982. -pp. 320.

4. Garganeev, A.G., Electric Drive of Stop Valve: Monograph / A.G. Karakulov, S.V. Langraf. -Tomsk: Publishing House TPU, 2013. - pp. 157.

5. Plakhotnikova, E.V., Dynamic Loads in Electric Drive Fittings / E.V. Plakhotnikova, Т. А.

Сведения об авторах:

Плахотникова Елена Владимировна, к.т.н., доцент кафедры «Инструментальные и метрологиче-

Plakhotnikova Elena Vladimirovna, Can.Eng., Assistant Prof. of the Dep. "Tool and Metrological Sys-

мость классификации стимулирует развитие теоретических аспектов науки и техники, а создание классификации дает качественный скачок в развитии знаний» [1].

Реализация в России приоритетной стратегии импортозамещения продукции требует именно качественного скачка. В отношении систем «электропривод - запорная арматура» желаемый скачок позволяет совершить предложенная в статье классификация, дающая возможность пересмотреть направления развития технических систем указанного типа.

ва,Т. А. Елисеева // Трубопроводная арматура и оборудование. - 2012. - № 5 (62). - С. 72-75.

6. Плахотникова, Е. В. Закон совместимости как базовый элемент повышения качества систем «электропривод - запорная арматура» на пути к импортозамещению/ Е. В. Плахотникова, В. Б. Протасьев// Известия Орловского государственного технического университета. Серия «Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии». - 2015.-№ 1 (309).- С. 113-121.

7. Шпаков, О.Н. О расчете нагрузок в электроприводной арматуре / О.Н. Шпаков // Арматуро-строение. -2005.-№ 5 (37). - С. 48-51.

Eliseyeva // Pipeline Fittings and Equipment. -2012. - № 5 (62). - pp. 72-75.

6. Plakhotnikova, E.V., Compatibility law as basic element for quality increase of "Electric Drive-Stop Valve" systems for Import Substitution / Е. V. Plakhotnikova, V.B. Protasiev // Bulletin of Orel State Technical University. Series "Fundamental and Applied Problems of Technics and Technology" 15.-№ 1 (309).- pp. . 113-121.

7. Shpakov, O.N., On computation of loads in electric drive fittings, O.N. Shpakov // Armature Engineering. -2005.-№ 5 (37). - pp. 48-51.

Статья поступила в редколлегию 27.10.15.

Рецензент: д.т.н., профессор Тульского государственного университета

Борискин О.И.

ские системы» Тульского государственного университета, e-mail: e [email protected].

tems" Tula State University, e-mail:

e [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.