Научная статья на тему 'Физическая модель для изучения качественных характеристик при выполнении технологического цикла «Закрытие» системы «Электропривод запорная арматура»'

Физическая модель для изучения качественных характеристик при выполнении технологического цикла «Закрытие» системы «Электропривод запорная арматура» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
125
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОПРИВОД / ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА / СИЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / КАЧЕСТВО / ELECTRODRIVING STOP VALVES / POWER CHARACTERISTICS / QUALITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Плахотникова Елена Владимировна, Протасьев Виктор Борисович

Описывается модель с использованием асинхронного электродвигателя и конструктивных параметров, адекватно отражающих систему «электропривод запорная арматура». Приводится методика экспериментальных исследований системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Плахотникова Елена Владимировна, Протасьев Виктор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL MODEL FOR THE STUDY OF QUALITY PERFORMANCE IN THE TECHNOLOGICAL CYCLE "CLOSING" THE "ELECTRIC DRIVESTOP VALVES"

The model with use of the asynchronous electric motor and the design data which are adequately reflecting system "the electric drive stop valves" is described. The technique of pilot studies of system is given.

Текст научной работы на тему «Физическая модель для изучения качественных характеристик при выполнении технологического цикла «Закрытие» системы «Электропривод запорная арматура»»

Plahotnikova Elena Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, e plahotnikova@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Protasev Viktor Borisovich, doctor of technical sciences, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.646.986

ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА «ЗАКРЫТИЕ» СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОПРИВОД - ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА»

Е.В. Плахотникова, В.Б. Протасьев

Описывается модель с использованием асинхронного электродвигателя и конструктивных параметров, адекватно отражающих систему «электропривод - запорная арматура». Приводится методика экспериментальных исследований системы.

Ключевые слова: электропривод, запорная арматура, силовые характеристики, качество.

Задачи теоретического описания динамики переходных процессов, возникающих в физических объектах, решаются более конкретно и правильно, если имеется возможность экспериментального подтверждения полученных аналитических результатов.

В этом случае можно оценить базовую конструкцию по критериям правильности и точности [1] и получить уверенность в достоверности полученных результатов.

Необходимость проектирования и изготовления физической модели системы «электропривод - запорная арматура» возникла в результате рассогласования выходных характеристик систем, функционально объединяющих электропривод и запорную арматуру [2 - 6].

Основной целью создания физической модели являлись изучение системного эффекта, проявляющегося в виде электродинамического момента [3], и разработка методик проведения экспериментов, позволяющих подтвердить правильность представленных в предыдущих работах [2-6] теоретических моделей и выводов.

Кинематическая схема системы «электропривод - запорная арматура», в соответствии с которой была разработана вся необходимая для про-

изводства физической модели документация, представлена на рис.1.

В соответствии с принятыми на рис.1 обозначениями приведем описание принципа работы системы.

Асинхронный электродвигатель 1 через муфту 2 соединен с червяком 5, который расположен на валу 6 и имеет возможность осевого перемещения. Своими торцами червяк опирается на пружины 3, удерживающие его в нейтральном положении.

При включении электродвигателя 1 однозаходный червяк 5 вращает червячное колесо 8 (2=42), которое, в свою очередь, передает вращение на ходовой винт 11 (М8х1,25), преобразующий вращательное движение привода в поступательное перемещение запорного органа арматуры (клапана) 12.

Рис. 1. Кинематическая схема модели «электропривод - запорная арматура»

При достижении крайнего положения запорный орган (клапан) 12 упирается в седло 13 и останавливается. Далее останавливается червячное колесо 8.

Электродвигатель продолжает работать, червяк 5 вращается и под воздействием со стороны застопоренного червячного колеса 8 смещается вдоль вала 6, сжимая при этом пружину 3, обеспечивая необходимое усилие закрытия.

Когда величина сжатия достигнет заданной величины Х, срабатывает конечный микропереключатель 4 и электродвигатель 1 отключается.

Временной интервал между срабатыванием микропереключателя 4 и снятием напряжения с двигателя 1 зависит от суммарного гистерезиса (задержки) компонентов [6]. Крутящий момент, возникающий в процессе резкого торможения, так же, как и пусковой, может многократно превышать значение номинального момента, а его величина тем больше, чем больше промежуток времени между началом торможения ротора и отключением поля статора.

После отключения электродвигателя за счет инерционных моментов вал 6 продолжает вращаться, создавая дополнительное усилие закрытия, которое достигает максимума в момент полной остановки электродвигателя 1 и соответствует электродинамическому крутящему моменту системы «электропривод - запорная арматура».

С целью определения величины углового перемещения выходного вала электропривода при остановке электродвигателя в корпусе модели вид (А-А) установлен диск 9 со шкалой (вид В), а на валу 11 закреплена стрелка 10, которая может фиксировать любое положение вала.

Полученная физическая модель системы «электропривод - запорная арматура» представлена на рис. 2 с сохранением позиций, указанных на рис. 1.

Рис. 2. Физическая модель системы «электропривод - запорная арматура.»

Графики изменения крутящих моментов в системе «электропривод - запорная арматура» в процессе выполнения технологического цикла «закрытие» представлены на рис. 3.

Пружина Червяк

Рис. 3. Графическая интерпретация работы системы «электропривод - запорная арматура» при выполнении технологического цикла «закрытие»

В соответствии с представленными графиками (рис.3) при включении электродвигателя крутящий момент достигает пускового значения (Мпуск), а затем его величина снижается до величины момента холостого хода (Мхх) и сохраняется таковой до касания клапана 12 (рис.1, 2) с седлом 13 (рис.1, 2) в точке (А).

До срабатывания конечного выключателя 4 (рис.1, 2) пружина сжимается на величину Х, обеспечивая момент М1. При этом кинетическая энергия привода переходит в потенциальную энергию, величина которой равна площади треугольника АБК. До момента остановки в точке С обесточенный привод обеспечит дополнительную потенциальную энергию, которая соответствует площади треугольника БСБ (рис.3).

Для подтверждения теоретических положений, представленных в предыдущих работах (наличие рассогласования в системах «электропривод - запорная арматура» по статическим и электродинамическим силовых характеристикам, в виду некорректного совмещения элементов системы, наличие корреляционной связи между выходными характеристиками и техническими параметрами системы - жёсткости запорной арматуры, инерции системы и т.д.), предложены следующие этапы проведения экспериментальных исследований с использованием физической модели (рис.1, 2).

На первом этапе предполагается выявить соответствие теоретически полученной зависимости для определения усилия сжатия пружины на валу червяка и фактических усилий, полученных при экспериментах.

Для реализации данного этапа предполагается определить момент касания клапана 12 с седлом 13 (рис.2) и зафиксировать конечный выключатель 4 (рис.2) в установленном положении.

Усилие сжатия определяется измерением длины сжатой пружины с помощью штангенциркуля, а также величиной деформации пружины касания X и усилия Р, действующего на начальный радиус червячного колеса Го.

При этом используются следующие зависимости:

Р = Х-к, (1)

М± = Р • г0 • г], (2)

О =-*--(3)

ГсрШг+рУ у '

где к - жёсткость пружины, определенная экспериментально [кг/мм]; М -момент, соответствующий закрытию клапана [кг-мм]; Г| - коэффициент полезного действия червячной передачи; гср - средний диаметр винта 11 (см. рис.1) перемещающего клапан 12 (см. рис.1, 2); у - угол подъема витков резьбы на винте (см. рис.1 поз 11); р - угол трения стали по серому чугуну, из которого изготовлен клапан.

На втором этапе предлагается экспериментально определить фактические крутящие моменты М, соответствующие закрытию клапана.

С этой целью, предполагая, что момент закрытия клапана, равен моменту его открытия шкив 7 (см. рис.1, 2) через шнур 14 необходимо соединить с платформой 15, на которой расположена чаша с песком. Вес песка фиксируется в момент начала вращения шкива, при этом вес платформы и чаши определяется предварительно.

Момент, соответствующий весу определяется зависимостью

М з = Г ■ <2 (4)

где г - радиус шкива; 0 - общий вес приложенной нагрузки.

На третьем этапе предлагается определить зависимость изменения крутящего момента М от величины Хг (рис.3).

С этой целью конечный выключатель 4 (см. рис.1, 2) устанавливается ближе или дальше от левого торца червяка 5, т.е. изменяется величина Х1 (рис.3) и при этом фиксируется момент закрытия клапана. Основная цель эксперимента - доказать линейность закона изменения крутящего момента закрытия М3. С помощью углового лимба 10 и стрелки, закрепленной на валу 11 (рис.1, вид В), фиксируются углы, при которых происходят закрытие клапана 12 и остановка системы и в конечном итоге определяются зависимости, связывающие величины Х1 и угол ср.

По мнению авторов, результаты экспериментов позволят рассчитать все функциональные характеристики системы «электропривод - запорная арматура» и разработать методику проектирования систем, обеспечивающую высокий уровень качества и ожидания потребителя.

Список литературы

1. Протасьев В.Б., Анисимова М.А. Критерии правильности и точ-

128

ности в инструментальном производстве // Стандарты и качество: научно-технический журнал Госстандарта России. М.: РИА "Стандарты и качество". № 4. 2001. С. 59-60.

2. Плахотникова Е.В. Динамические нагрузки в электроприводной арматуре // Международный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». 2012. № 5 (62). С. 72-75.

3. Плахотникова Е.В. Протасьев В.Б. Повышение эффективности систем «запорная арматура - электропривод» // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. Вып. 6. Ч. 1. С. 142-152.

4. Плахотникова Е.В. Обоснование методов снижения электродинамических нагрузок в системах «электропривод - запорная арматура» с учетом жесткости запорной арматуры // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 1 (52) C. 59-65

5. Плахотникова Е.В., Протасьев В.Б. Повышение качества электродинамических систем «электропривод - запорная арматура» путем обеспечения согласованности и функциональной совместимости их элементов // Известия Орловского государственного технического университета. Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2014. № 1 (303). С. 37-44.

6. Плахотникова Е.В. Повышение качества электродинамических систем «запорная арматура - электропривод» для трубопроводов АЭС с газовым теплоносителем: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. 123 с.

Плахотникова Елена Владимировна, канд техн. наук, доц, e plahotnikova a mail.rii, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Протасьев Виктор Борисович, д-р техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

PHYSICAL MODEL FOR THE STUDY OF QUALITY PERFORMANCE IN THE TECHNOLOGICAL CYCLE "CLOSING" THE " ELECTRIC DRIVE- STOP VALVES"

E. V. Plahotnikova, V. B. Protasev

The model with use of the asynchronous electric motor and the design data which are adequately reflecting system "the electric drive - stop valves" is described. The technique ofpilot studies of system is given.

Key words: electrodriving stop valves, power characteristics, quality.

Plahotnikova Elena Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, e plahotnikovaa mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Protasev Viktor Borisovich, doctor of technical sciences, professor, imstulgy@pochta. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.