Научная статья на тему 'Анализ погрешностей силовых характеристик, определяющих качество функционирования систем «Электропривод запорная арматура»'

Анализ погрешностей силовых характеристик, определяющих качество функционирования систем «Электропривод запорная арматура» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
163
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОПРИВОД / ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА / СИЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / КАЧЕСТВО / АНАЛИЗ ПОГРЕШНОСТЕЙ / ELECTRODRIVING STOP VALVES / POWER CHARACTERISTICS / QUALITY / ANALYSIS OF ERRORS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Плахотникова Елена Владимировна, Протасьев Виктор Борисович

Рассматривается решение задач по теоретическим расчётам параметров электроприводов и обеспечению стабильности их выходных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Плахотникова Елена Владимировна, Протасьев Виктор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF ERRORS OF POWER CHARACTERISTICS DEFINING QUALITY OF FUNCTIONING OF SYSTEMS "THE ELECTRIC DRIVESTOP VALVES"

The solution of tasks of theoretical calculations of parameters of electric drives and ensuring stability of their output characteristics is considered

Текст научной работы на тему «Анализ погрешностей силовых характеристик, определяющих качество функционирования систем «Электропривод запорная арматура»»

УПРАВЛЕНИЕ КА ЧЕСТВОМ, СТАНДАРТИЗАЦИЯМ СЕРТИФИКАЦИЯ

УДК 303.725.25: 621.646.986

АНАЛИЗ ПОГРЕШНОСТЕЙ СИЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ КАЧЕСТВО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ «ЭЛЕКТРОПРИВОД - ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА»

Е. В. Плахотникова, В. Б. Протасьев

Рассматривается решение задач по теоретическим расчётам параметров электроприводов и обеспечению стабильности их выходных характеристик.

Ключевые слова: электропривод, запорная арматура, силовые характеристики, качество, анализ погрешностей.

Современная концепция обеспечения качества продукции направлена на снижение потерь потребителей, что, в свою очередь, требует повышения значения так называемого Т-критерия [1], предложенного японским ученым Г. Тагути и представляющего собой в общем виде отношение сигнал/ шум:

Т =----------= -^, (1)

Nтах Мщт

где N - номинальное значение параметра; ]Чтах, НшП - максимальное и минимальное значения этих параметров.

С целью минимизации затрат на обслуживание продукта (наладки, ремонт и т.д.) при его проектировании и производстве необходимо стремиться к номинальному значению параметров и уменьшать их разброс даже внутри границ, установленных проектом.

В РФ сложилась ситуация, когда при производстве систем «электропривод - запорная арматура» отечественные предприятия используют техническую документацию, в том числе и зарубежную, без соответствующей теоретической базы и не имеют возможности целенаправленно выполнять модернизацию выпускаемой продукции с целью повышения ее эксплуатационных характеристик.

Задачи, решаемые в данной работе, направлены как на теоретически

117

обоснованный расчет номинальных значений, так и на расчет вариаций этих параметров. Попутно отметим, что в паспортных данных в настоящее время указываются только номинальные значения выходных характеристик, а значения их вариаций АК не приводятся по различным причинам, главные из которых - нежелание раскрывать недостаточную точность производства и неумение выполнять теоретические расчеты.

Теоретическая база позволит обеспечить необходимые номинальные значения силовых характеристик (усилий и крутящих моментов) систем «электропривод - запорная арматура», а также минимальную вариацию этих параметров.

Начнем с анализа упрощенной, но сохраняющей все функциональные признаки кинематической схемы электроприводной запорной арматуры, показанной на рис. 1.

При «закрытии» - наиболее важном рабочем цикле, асинхронный электродвигатель 1 вращает вал 2, на котором с возможностью осевого перемещения установлен червяк 3, опирающийся торцом на пружину сжатия 4.

X

Рис. 1. Упрощенная кинематическая схема системы «электропривод - запорная арматура»

Червячное колесо 5 передает крутящий момент М на ходовой винт 6, который перемещает запорный орган арматуры (клапан) 7 до соприкосновения с седлом 8.

После соприкосновения клапана 7 с седлом 8 пружина 4 начинает сжиматься, обеспечивая момент М, необходимый для закрытия клапана, после чего подается сигнал на отключение электродвигателя.

При существующей системе проектирования электродвигатель отключается в момент достижения крутящего момента «закрытия», соответствующего статическим значениям, указанным в технической документации, что существенно снижает функциональную эффективность привода [2].

Рассмотрим вариант, когда двигатель отключается не в момент достижения необходимого момента М, а несколько ранее, что позволит использовать кинетическую энергию останавливающегося ротора и повысить потенциальную эффективность системы.

Основным условием расчета силовых параметров является то, что вся кинетическая энергия системы переходит при остановке двигателя в потенциальную энергию сжатой на величину X пружины 4.

Определим потенциальную энергию пружины, сжатой на величину X.

Усилие Р, развиваемое пружиной, определяется выражением

Р = к ■ X, (2)

где к - жёсткость пружины,

к = Щи (3)

8-сгв3нч’ 4 7

где ос- модуль сдвига, кг/мм ; ёпр - диаметр проволоки, мм; с1вн - внутрен-

ний диаметр пружины, мм; { - число витков.

Потенциальная энергия сжатой пружины равна площади треугольника на графике (рис.1) и определяется формулой

^Х-Р = 1-/£-Х2[кгм], (4)

Определим кинетическую энергию червяка 3, движущегося по валу

2, т.е. поступательно вдоль оси ОХ:

Жсин 2 ' ^ПР ' ^ОС, (^)

где шпр - масса подвижных деталей, приведенная к валу 2 (оси ОХ); Уос -

осевая скорость поступательного движения червяка на валу 2:

Кос = 71 ■ Т, (6)

п - частота вращения вала 2 (мин"1); т - осевой шаг червяка (мм).

Приравнивая выражения (4) и (5) и выполняя тем самым сформулированное выше условие, получим

2 ' ^пр ' К>с тах ' ^пр ' К>с 2 ^ ^

где Уос тах, У0с - скорость поступательного движения червяка в момент отключения и в момент сжатия пружины на величину X соответственно.

119

В зависимости (7) шпр ■ У02с тах - величина постоянная для данного привода, а шпр ■ ]/^с - переменная, изменяющаяся в пределах от скорости, изменяемой при остановке двигателя от У^стах до 0.

После преобразований получим величину сжатия пружины 7 при произвольной скорости Уос, приведенной массе шпр и жесткости пружины к:

^ ^тпр'Урс тах~тпр'Уос

В момент остановки двигателя Уос=0 и величина X достигает максимального значения.

Обычно для вращающихся деталей определяют момент инерции, приведенный к валу 2 (рис.1), поэтому определим взаимосвязь приведенного момента инерции 1пр и приведенной массы шпр. В соответствии с законом сохранения энергии запишем:

/пр ^ ^пр К)С 5 (9)

I >2

тпр = (Ю)

V п

где со - угловая скорость вала 2:

ТС’ТЬ /1 1 \

(Л) = --, (11)

зо ’ 4 7

Уос - осевая скорость поступательного движения червяка (формула 6).

В итоге выражение 10 получит вид:

т - ]^'п2'п2 _ (\2)

ПР 900-7г2-т2 900-7П2’ ^ '

где т - модуль червяка.

Зная величину сжатия пружины 4 (рис.1), определим крутящий момент, развиваемый приводом в момент остановки (Х=Хтах; п = 0).

Воспользуемся расчетной схемой (рис.2).

Пренебрегая моментом, возникающим от перекоса линии действия усилия Р с оси X на касательную к делительной окружности червячного колеса г0, запишем

М — Р • г0 • г], (13)

где Г) - коэффициент полезного действия червячной передачи.

Для определения вариаций крутящего момента в зависимости от усилия пружины Р продифференцируем выражение (13), принимая величину Г) постоянной:

с1М — г0 ■ г] ■ (1Р. (14)

Величину с1Р определим, используя формулу (1), считая обе входящие в неё величины переменные:

аР = к-с1Х + Х-с1(т. (15)

Рис. 2. Расчетная схема для определения крутящего момента М

Заменяя дифференциалы в формуле (14) на погрешности величин о и X, получим

Р = /с ■ ДХ + Х- Д/с, (16)

где ДХ - погрешность величины сжатия пружины X, состоящая из погрешности ДХЬ вызванной вариацией времени срабатывания пусковой аппаратуры и концевых выключателей, и погрешности ДХ2, связанной с вариацией параметров пружины:

дх = у[ЩТЩ. (17)

Величина ДХ1 может определяться по паспортным данным пусковой аппаратуры, ДХ2 - дифференцированием формулы (8), считая, что Уос = 0:

Х9

АХ2 = 0,5

Vостах л і

I----■ ™пр +

Л/?п~А:

тпр 'Гостах

к

т.

^ — остах I

Значение Дтпр ввиду отсутствия справочного материала, предполагается определить экспериментально, считая, что значение этой величины не превышает 2 % от значения самой величины тпр.

Величину Уос тах МОЖНО ОПреДвЛИТЬ ПО формуле

Кустах Т1 ш Т, (20)

где п - частота вращения электродвигателя, мин "1; т - шаг червяка, мм.

Считая, что вариация частоты вращения п зависит от скольжения Б, которое составляет 2...7 % (8=0,02...0,07; ДБ =0,05) от асинхронной частоты вращения электродвигателя,

п = п0(1-5), (21)

121

- 0,5

V,

ос тах

(18) Д/с. (19)

Ап — —п0 ■ Д5\ (22)

Погрешность жёсткости пружины к определяется дифференцированием формулы (3), при условии, что число витков - постоянная величина, а остальные - переменными:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ак = т ' Й"Р ' Мпр + Й"Р ' ' А°с ~ 3 ' Й"Р ' ' М

Полученные выражения (1)-(23) позволяют привести численный пример расчета вариации момента М как основной характеристики, определяющей качество изготовления электропривода.

Расчет выполняется для модели электропривода, имеющего нижеприведенные параметры:

синхронная частота вращения электродвигателя п=1500 мин"1; характеристики пружины:

- диаметр проволоки с1пр =2 мм; Дс1пр =0,1 мм;

- внутренний диаметр пружины с1вн= 20 мм; Дс1вн =0,2 мм;

- число витков { =8;

2 2

- модуль сдвига ос = 7850 кг/мм ; Дос =100 кг/мм ;

приведенная к валу 2 масса тпр=0,514 кг-с /м;

КПД червячной передачи Г|=0,6;

1

передаточное отношение червячной пары I — —;

модуль червяка на валу 2 т=0,8 мм; радиус по длине окружности г0=16,8 мм.

Расчеты позволили получить следующие данные: жёсткость пружины к= 0,32 кг/мм; сжатия пружины Хг = 0,1 мм, Х2 =2,38 мм;

осевая скорость поступательно движущегося червяка Уос тах = = 3576,75 мм/мин = 0,0596 м/с.

Значения погрешностей: Дтпр = 0,02-тпр =0,0103 кг-с /м; Ак = = 0,079 кг/мм; АХ\ =0,1 мм; ДХ2 =0,151 мм; Д п = 75 мин'1; ДУ0С тах = = 188,25 мм/мин = 0,00313 м/с.

Полученные данные позволяют определить усилие сжатия пружины при остановке привода Р и его вариацию ДР:

Р = к ■ (Хх + Х2) = 0,32 (0,1 + 2,38) = 0,794 кг,

ДР = к ■ (Х± + Х2) + к ■ ДХ2 = 0,079 (0,1 + 2,38) + 0,32 ■ 0,151 = 0,244 кг В итоге крутящий момент на ходовом валу привода М — г0 ■ г] ■ Р — 16,8 ■ 0,794 ■ 0,6 = 8 кг ■ мм.

Вариация момента, если не выполнять операции настройки,

ДМ — г0 • г] • АР — 16,8 ■ 0,244 ■ 0,6 — 2,419 кг ■ мм.

Величина ДМ составляет более 30 % от номинального значения при допустимом значении 10 % [4].

Выводы

1. Пружины в силу традиционной неточности изготовления являют-

ся слабым звеном как в конструкции электропривода, так и в технологии его изготовления. Это оправдывает использования более точных тарельчатых пружин.

2. Крутящий момент «закрытия» электропривода является регулируемой величиной, а время срабатывания - нерегулируемой и зависит только от производственных допусков при изготовлении и сборке систем «электропривод - запорная арматура».

3. Производство электроприводов требует их индивидуальной настройки с использованием точных средств измерений. Баланс погрешностей, выполненный авторами на теоретической основе для модели электропривода, содержит все необходимое для расчетов реальных электроприводов и анализа точности техпроцессов, выбора средств измерений и назначения производственных допусков.

Список литературы

1. Управление качеством. Робастное проектирование. Метод Тагу-ти / Р. Леон [и др.]; пер. с англ. М.: ООО «СЕЙФИ», 2002. 384 с.

2. Плахотникова Е.В., Протасьев В.Б. Повышение эффективности систем «запорная арматура - электропривод» // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. Вып. 6. Ч. 1. С. 142-152.

3. Плахотникова Е.В., Протасьев В.Б. Повышение качества электродинамических систем «электропривод - запорная арматура» путем обеспечения согласованности и функциональной совместимости их элементов // Известия Орловского государственного технического университета. Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2014. №1 (303). С. 37-44.

4. НП-068-05. Трубопроводная арматура для атомных станций. Общие технические требования. М.: НТЦ ЯРБ, 2005. 97 с.

Плахотникова Елена Владимировна, канд техн. наук, доц,

e_plahotnikova@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Протасьев Виктор Борисович, д-р техн. наук, проф., imstulgy@pochta.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE ANALYSIS OF ERRORS OF POWER CHARACTERISTICS DEFINING QUALITY OF

FUNCTIONING OF SYSTEMS ”THE ELECTRIC DRIVE- STOP VALVES”

E. V. Plahotnikova, V.B. Protasev

The solution of tasks of theoretical calculations ofparameters of electric drives and ensuring stability of their output characteristics is considered

Key words: electrodriving stop valves, power characteristics, quality, analysis of

errors.

Plahotnikova Elena Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, e_plahotnikova@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Protasev Viktor Borisovich, doctor of technical sciences, professor, imstul-gy@pochta.ru. Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.646.986

ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА «ЗАКРЫТИЕ» СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОПРИВОД - ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА»

Е.В. Плахотникова, В.Б. Протасьев

Описывается модель с использованием асинхронного электродвигателя и конструктивных параметров, адекватно отражающих систему «электропривод - запорная арматура». Приводится методика экспериментальных исследований системы.

Ключевые слова: электропривод, запорная арматура, силовые характеристики, качество.

Задачи теоретического описания динамики переходных процессов, возникающих в физических объектах, решаются более конкретно и правильно, если имеется возможность экспериментального подтверждения полученных аналитических результатов.

В этом случае можно оценить базовую конструкцию по критериям правильности и точности [1] и получить уверенность в достоверности полученных результатов.

Необходимость проектирования и изготовления физической модели системы «электропривод - запорная арматура» возникла в результате рассогласования выходных характеристик систем, функционально объединяющих электропривод и запорную арматуру [2 - 6].

Основной целью создания физической модели являлись изучение системного эффекта, проявляющегося в виде электродинамического момента [3], и разработка методик проведения экспериментов, позволяющих подтвердить правильность представленных в предыдущих работах [2-6] теоретических моделей и выводов.

Кинематическая схема системы «электропривод - запорная арматура», в соответствии с которой была разработана вся необходимая для про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.