Научная статья на тему 'Классификация правовых санкций'

Классификация правовых санкций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1529
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сатина Э. А.

Classification of legal sanctions. The various classifications of the legal sanctions are investigated. The conclusion is made about the expediency of the classification of sanctions on the negative, positive and quasi-negative. The criteria being the basis of this classification reflects the nature of the act resulted at the application of sanctions and expressed in the appropriate valuation contained in the sanction. The types of legal sanctions referring to an appropriate classification group are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of legal sanctions. The various classifications of the legal sanctions are investigated

Classification of legal sanctions. The various classifications of the legal sanctions are investigated. The conclusion is made about the expediency of the classification of sanctions on the negative, positive and quasi-negative. The criteria being the basis of this classification reflects the nature of the act resulted at the application of sanctions and expressed in the appropriate valuation contained in the sanction. The types of legal sanctions referring to an appropriate classification group are analyzed.

Текст научной работы на тему «Классификация правовых санкций»

ражных управляющих (филиалы, представительства), находящиеся на подведомственной территории;

- представляют в арбитражный суд по его обращению саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет осуществляться назначение арбитражных управляющих на процедуры банкротства;

- участвуют в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена;

- выдают лицам, успешно сдавшим теоретический экзамен, свидетельства установленного образца;

- оформляют арбитражным управляющим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

- составляют протоколы об административных правонарушениях арбитражных управляющих;

- обращаются в установленном порядке в арбитражный суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего;

- обращаются в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по поручению ФРС.

Так, за 2005 год Управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области в отношении арбитражных управляющих было составлено 8 протоколов об административных правонарушениях.

Основной «функциональной» проблемой для органов Росрегистрации на данный момент является «освоение» новых функций (по контролю в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и по государственной регистрации некоммерческих организаций). Кроме того, учитывая комплексный характер компетенции данных органов, вполне возможно наделение в перспективе органов Росрегистрации дополнительными функциями в сфере юстиции.

Поступила в редакцию 10.03.2006 г.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ

Э.А. Сатина

Satina E.A. Classification of legal sanctions. The various classifications of the legal sanctions are investigated. The conclusion is made about the expediency of the classification of sanctions on the negative, positive and quasi-negative. The criteria being the basis of this classification reflects the nature of the act resulted at the application of sanctions and expressed in the appropriate valuation contained in the sanction. The types of legal sanctions referring to an appropriate classification group are analyzed.

С целью создания классификации правовых санкций необходимо выделить критерий -существенный признак санкций, в соответствии с которым они могут быть объединены в группы. В юридической литературе длительное время господствовала точка зрения о том, что классификация санкций на уголовно-правовые, административные, дисциплинарные и имущественные наиболее близко подходит к выделению существенного признака правовых санкций. Но, как верно замечает О.Э. Лейст, это деление представляет собой лишь перечень тех отраслевых санкций, которые применяются чаще других. Исходя из такого перечня, нельзя объяснить, почему имущественная санкция может при-

меняться одновременно с любым из предыдущих трех видов [1]. Ограниченность этой классификации обусловлена и тем, что она не несет информацию об оценке деяния и не соответствует объективному пониманию правовых санкций в условиях современного развития общества и государства, не охватывает все виды санкций.

П. Сандевуар выделяет гражданские санкции, уголовные, дисциплинарные, а также на второстепенном плане категорию профилактических мер и мер безопасности [2]. Эта классификация правовых санкций в отличие от отраслевой классификации не содержит в себе отдельную группу административных санкций, но включает в себя про-

филактические меры и меры безопасности. Критерий, который положен в основу классификации, автором не указан.

Л.А. Сыроватская и другие отмечают, что основанием классификации правовых санкций не может стать характер мер воздействия, принуждения, предусмотренных санкциями, а также порядок их применения, так как при реализации различных санкций могут применяться однотипные меры принуждения [3]. Например, штрафы предусмотрены санкциями уголовных, административных, гражданских и иных норм. Такие меры, как принудительное исполнение, отмена незаконных актов являются еще более универсальными.

По степени определенности и вариантности классифицирует санкции Г.В. Назаренко. В соответствии с этим критерием он выделяет следующие виды санкций: абсолютно определенные; относительно определенные; альтернативные; кумулятивные; комбинированные [4]. Данная классификация охватывает только санкции-наказания, даже если классификацию по степени определенности и вариантности применять ко всей системе правовых санкций, то она может рассматриваться в качестве дополнительной, но не основной.

В.Л. Кулапов, И.Н. Сенякин подразделяют санкции на «имущественные, дисциплинарные, лишение специальных прав, административные, уголовные» [5]. Эта классификация санкций по существу имеет те же недочеты, что и отраслевая классификация, она отличается тем, что содержит отдельную группу санкций, содержанием которых является лишение специальных прав, в чем нет необходимости, ибо лишение специальных прав поглощается другими классификационными группами.

О.Э. Лейст предлагает классифицировать санкции на правовосстановительные и штрафные [1, с. 115-116]. Признавая высокую значимость этой классификации правовых санкций, все же нельзя рассматривать ее в качестве основной. Данная классификация, несмотря на все ее достоинства, представляется слишком узкой в условиях современного развития права и государства, т. к. оставляет за своими рамками не только поощрительные санкции, но и санкции защитительные, санкции ничтожности, которые должны

занимать определенное место в системе классификации санкций. Классификация

санкций на правовосстановительные и штрафные (карательные) создавалась исходя из понимания санкций как мер государственного принуждения (неблагоприятных мер), которые должны применяться в случае совершения правонарушения, поэтому она представляет интерес только как возможная составная часть классификации всей системы правовых санкций.

«Штрафные (карательные) санкции состоят в таком правовом уроне для правонарушителя, который заключается в новых для него обременениях - правоограничениях, специальных обязанностях» [6]. К штрафным (карательным) санкциям относятся многие уголовные, административные, дисциплинарные и некоторые другие санкции, они воздействуют непосредственно на правонарушителя.

«К правовосстановительным санкциям, -пишет О.Э. Лейст, - относятся те, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием общественным отношениям, на исполнение невыполненных обязанностей, восстановление нарушенных прав» [7]. Правовосстановительные санкции выражаются в различных мерах (возмещение или устранение причиненного вреда, принудительное исполнение невыполненной обязанности, предусмотренной законом или договором, и др.) и обладают рядом особенностей. Во-первых, правовосстановительные санкции реализуются до тех пор, пока не будет полностью компенсирован (восстановлен) причиненный вред. Во-вторых, в связи с тем, что правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного правопорядка, отказ от их реализации правоприменительными органами невозможен или допускается в исключительных случаях. В-третьих, правовосстановительные санкции могут реализовываться без прямого вмешательства государственной силы. Возможность самостоятельной реализации таких мер, как уплата неустойки, возмещение причиненного вреда поставила вопрос о том, являются ли подобные меры правовыми санкциями? Возникшая в связи с этим научная дискуссия [8; 7, с. 84] остается открытой до настоящего времени. Взгляд о том, что добровольно реализованные выше-

указанные меры не являются санкциями, базируется, с одной стороны, на выводе об отсутствии санкции, если нет принудительности. С другой стороны, решение проблемы добровольно реализованных санкций затрудняется существующим долгое время пониманием правовых санкций как негативных по характеру мер, которые не могут реализоваться без прямого вмешательства государства. Вероятно, мнение о неизбежном участии государства в реализации правовых санкций в определенной степени является следствием тоталитарной эпохи.

Если понимать под санкциями меры обеспечения выполнения диспозиции правовой нормы, то правовосстановительные санкции применяются не только в случае совершения правонарушения. Это обстоятельство указывает на необходимость различать санкции, имеющие одинаковую цель - восстановить нарушенное состояние, но разные основания применения: одни применяются в случае правонарушений - правовосстановительные санкции-наказания, другие реализуются в случае иного нарушения правовой нормы - защитительные санкции, содержанием которых являются меры защиты.

Меры защиты, облекаемые в соответствующую форму, обладают признаками, характерными для правовых санкций, что говорит о существовании в праве отдельной группы санкций - защитительных санкций, являющихся разновидностью правовосстановительных санкций. Признаки защитительных санкций соответствуют основным признакам правовосстановительных санкций. Во-первых, защитительные санкции имеют целью восстановить (компенсировать) нарушенное правовое состояние, во-вторых, они направлены на обеспечение выполнения правовых норм, в-третьих, представляют собой неблагоприятные меры для лица, к которому применяются, в-четвертых, оценивают поведение как квазинегативное, так как защитительные санкции применяются в тех случаях, когда общественным отношениям причинен какой-либо ущерб в силу стечения определенных обстоятельств, но не в результате совершения правонарушения и не в зависимости от волеизъявления лица. Не все меры защиты являются санкциями, а только те из них, которые обладают признаками правовых санкций.

Защитительные санкции следует отличать от других правовосстановительных санкций, применяемых в связи с совершением правонарушений - правовосстановительных санкций-наказаний. Любое деяние, содержащее признаки правонарушения, важнейшим из которых является вина, должно быть подвергнуто наказанию. «Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается» [9]. Если совершено правонарушение, вред которого можно каким-либо образом возместить, загладить, то это не означает, что такое правонарушение не наказуемо. Там, где есть вина, должно быть и наказание. Некоторые штрафные санкции применяются за незначительные проступки, не причиняющие большого вреда, однако они наказуемы, в то время как отдельные правонарушения, вред которых не меньше, а иногда и больше, не считаются наказуемыми только потому, что этот вред может быть каким-либо образом возмещен или устранен.

Таким образом, защитительные санкции и правовосстановительные санкции-наказания направлены на восстановление нарушенного состояния, последние применяются в случае совершения правонарушения, выражают осуждение со стороны общества и государства, а защитительные санкции реализуются в случае нарушения права и не вызывают осуждения поведения со стороны общества и государства. Подобное различие защитительных санкций и правовосстановительных санкций-наказаний необходимо не только для создания стройной теоретической конструкции, но и в целях совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности.

Интересной представляется классификация, разработанная Г.В. Назаренко, хотя и она имеет некоторые пробелы. Г. В. Назаренко выделяет следующие виды санкций: позитивные и негативные. К позитивным санкциям относятся меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовостановительные санкции). К негативным санкциям относятся виды и меры наказаний (карательные санкции) и возможность признания действий не-

действительными (санкции ничтожности) [4]. Критерий, на основании которого Г.В. Назаренко делит санкции на позитивные и негативные, им не указан, в связи с чем остается открытым вопрос: почему все разновидности правовосстановительных санкций относятся к позитивным санкциям, а санкции ничтожности - к негативным. Некоторые правовосстановительные санкции являются более обременительными и жесткими по сравнению со штрафными.

Для определения негативных и позитивных санкций необходимо выделить их признаки. Позитивные санкции: 1) представляют собой благоприятные меры для лица, к которому они применяются; 2) содержат в себе положительную оценку поведения со стороны общества и государства; 3) связаны с позитивными и желаемыми для общества деяниями.

Признаки, присущие негативным санкциям: 1) представляют собой неблагоприятные меры для лица, к которому применяются; 2) содержат в себе осуждение, отрицательную оценку поведения со стороны общества и государства; 3) осуществляются посредством прямого или косвенного применения государственного принуждения; 4) связаны с правонарушениями и всегда реализуются в рамках ответственности.

Классификация санкций на негативные и позитивные является более рациональной, но незавершенной. Негативные и позитивные классификационные группы санкций все же не охватывают все виды правовых санкций, необходимо выделить еще одну группу -квазинегативные санкции. Квазинегативные санкции: 1) связаны с деяниями, причиняющими вред общественным отношениям, установленному правом порядку, являющихся не правонарушениями в общепринятом смысле этого понятия, а нарушениями права; 2) реализуются в случае нарушения диспозиции правовой нормы; 3) представляют собой неблагоприятные меры для лица, к которому применяются; 3) не дают одобрительной оценки деяния, но и не осуждают; 4) назначение квазинегативных санкций в том же, что позитивных и негативных - обеспечение выполнения правовых норм.

Итак, предполагается возможным классифицировать санкции на негативные, позитивные и квазинегативные. Критерий, который положен в основу этой классификации, отражает характер деяния, повлекшего применение санкций и выраженный в соответствующей итоговой оценке, содержащейся в санкции.

В соответствии с этим критерием и выделенными признаками образовавшихся групп к позитивным санкциям относятся поощрительные санкции, к негативным -штрафные (карательные) санкции, а также правовосстановительные санкции-наказания. Квазинегативные санкции представлены защитительными санкциями и санкциями ничтожности.

Ценность предложенной классификации состоит и в том, что она охватывает не только сферу материального права, но и процессуального. Классификация санкций на позитивные, негативные и квазинегативные может являться многоступенчатой, дальнейшее деление санкций на подвиды может происходить в рамках названных групп с учетом специфики каждой из них.

1. Лейст О.Э. Теоретические проблемы санкций и ответственности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1978. С. 112.

2. Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

С. 236.

3. Сыроватская Л.А. Ответственность по советскому трудовому праву. М., 1974. С. 38.

4. Назаренко Г.В. Теория государства и права. М., 1998. С. 80.

5. Кулапов В.Л., Сенякин И.Н. Теория государства и права. Саратов, 1998. С. 145.

6. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. С. 272.

7. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 117.

8. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 1976. С. 85.

9. Общая теория государства и права. Академический курс: в 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Теория права. С. 497.

Поступила в редакцию 6.03.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.