Научная статья на тему 'Классификация правоотношений в сфере дорожного движения'

Классификация правоотношений в сфере дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1180
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лесовик Ирина Васильевна, Ищенко Елена Валерьевна, Четверикова Александра Ивановна

В статье рассмотрены классификация правоотношений, складывающиеся в области обеспечения безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация правоотношений в сфере дорожного движения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

конфискацию имущества (материальной выгоды, полученной в результате совершения преступления) и конфискацию (изъятие) средств и орудий преступления. В большинстве стран специальная конфискация рассматривается не как наказание, а как иная, помимо наказания, мера уголовно-правового воздействия (Австрия, Германия, Исландия, Испания, Литва, Марокко, Молдова, Парагвай, Румыния и др.), применяемая в интересах безопасности. Например, в Испании вопросы конфискации имущества, полученного в результате преступления, доходов от него и орудия совершения преступления [2, с. 15].

В качестве особенности применения специальной конфискации в зарубежных странах необходимо отметить, что она может применяться и к третьим лицам, непосредственно не участвующим в преступной деятельности, но получившим доходы от нее (например, в качестве правопреемника). Например, Уголовный кодекс Австрии в п. 4 параграфа 20 устанавливает, что тот, кто обогатился в результате совершения другим лицом деяния запрещенного под угрозой наказания или непосредственно и незаконно обогатился за счет имущественной выгоды, полученной при совершении данного деяния, приговаривается к выплате денежной суммы в размере такого обогащения. Аналогичные положения предусмотрены также в УК Боснии и Герцеговины, Венгрии, Германии, Дании, Литвы, Норвегии. Специальная конфискация может быть применена и в том случае, если суд не назначает виновному уголовное наказание по причине невменяемости, малозначительности деяния и т.п. Еще одной характерной чертой специальной конфискации является правило, в случае, если подлежащее конфискации имущество спрятано, израсходовано, либо вообще отсутствует, суд взыскивает с виновного, его сообщников или других лиц денежную сумму, соответствующую стоимости подлежащего конфискации имущества.

Таким образом, подводя итог сказанному, необходимо отметить, что возможностям применения конфискации в борьбе с организованными формами преступности, в мировом сообществе уделяется повышенное внимание. Причем, все больше стран отказывается от общей конфискации как вида уголовного наказания и переходит к применению специальной конфискации, носящей процессуальный характер.

Список использованной литературы:

1. Кобец П.Н. Основы предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. М.: 2010. - 136 с.

2. Кобец П.Н. Кодекс этики госслужащего. Для эффективной борьбы с коррупцией Россия может обобщить опыт зарубежных стран. Человек и закон. М., 2008. № 10.

© П.Н. Кобец, 2016

УДК 342.9

Лесовик Ирина Васильевна,

доцент, к.пед.н., доцент Воронежский институт МВД России, Ищенко Елена Валерьевна, старший преподаватель Воронежский институт МВД России, Четверикова Александра Ивановна,

преподаватель Воронежский институт МВД России, г.Воронеж, Российская Федерация [email protected]

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены классификация правоотношений, складывающиеся в области обеспечения безопасности дорожного движения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Безопасность дорожного движения, правоотношения

Теория правовых отношений разрабатывается достаточно длительное время и, несмотря на это, продолжает оставаться наиболее актуальной и дискуссионной. К числу наиболее сложных проблем правовой науки и остро дискуссионных относится само понятие правоотношения и классификация. Из множества определений правоотношений, фигурирующих в теоретических исследованиях, наиболее распространенным является следующее: Правоотношение это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Существуют разные критерии классификации правоотношений.

- по функциям различают: регулятивные и охранительные;

- по степени определенности субъектов или прав и обязанностей сторон: относительные и абсолютные;

- по методу правового регулирования: основанные на правовом равенстве сторон и основанные на правовом подчинении сторон;

- по структуре правоотношения: простые и сложные;

- по характеру распределения прав и обязанностей: односторонние, двусторонние и многосторонние;

- по характеру обязанностей: активные и пассивные;

- по продолжительности: длящиеся и одномоментные.

- по сферам общественных отношений: экономические, политические и другие;

- по форме вины: умышленные н неосторожные;

- по составу субъектов: индивидуальные и групповые;

- по отношению к отрасли права: материально-правовые (уголовные, экологические и др.); процессуально-правовые (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.);

- по отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются подразделяют на: конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, семейные, финансовые, трудовые и т.д.

Административно-правовые отношения в сфере обеспечения дорожного движения по функциональному назначению можно разделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения возникают в связи с осуществлением деятельности по профилактике и пресечению правонарушений в сфере дорожного движения, при установлении определенных правил поведения и их исполнения. Поэтому регулятивные правоотношения можно в свою очередь разделить на оперативно-исполнительные и нормотворческие. Основанием возникновения регулятивных правоотношений являются события или правомерные действия. Регулятивные правоотношения обусловлены правомерным поведением субъектов правоотношений, их основой является позитивное регулирование в желаемом для общества направлении. Однако регулятивные правоотношения по своим целям также являются охранительными. Охранительные правоотношения обусловлены неправомерным поведением, основанием их возникновения являются противоправные действия, т.е когда нарушается установленное нормой права правило поведения. Цель охранительного правоотношения защита существующего в обществе нормального порядка отношений, наказание правонарушителей. Охранительные правоотношения можно разделить на административно-надзорные и административно-юрисдикционные. Административно-надзорные правоотношения складываются в процессе осуществления правоохранительными органами управления деятельности по обеспечению точного и неуклонного исполнения гражданами и должностными лицами закона и иных нормативных актов в сфере дорожного движения для пресечения и предупреждения правонарушений, а также выявления лиц, их совершивших. Эти правоотношения основаны на государственно-властном характере и связаны с применением мер административного принуждения и предупреждения. Указанные правоотношения разнообразны и составляют основную часть административно-правовых отношений в сфере обеспечения дорожного движения.

Административно-юрисдикционные правоотношения возникают в связи с рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Административно-юрисдикционные правоотношения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

обладают определенной спецификой: в их основе лежит противоправное поведение субъектов в сфере дорожного движения и они также основаны на властных отношениях, однако в отличие от административно-надзорных правоотношений не способны воздействовать на динамику противоправного поведения субъектов.

В связи с привлечением виновного к ответственности и применением мер взыскания возникают административно-деликтные отношения. В процессе такого правоотношения выясняются и исследуются фактические обстоятельства совершения правонарушения; определяется конкретный состав административного правонарушения, устанавливается лицо, виновное в совершении правонарушения; определяются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, выясняется, причинен ли имущественный ущерб, назначается и исполняется наказание[1].

Однако следует отметить, что в сфере обеспечения дорожного движения возникает и много других правоотношений, а не только административных. Могут возникать например, и уголовно-правовые и гражданско-правовые, и различные процессуальные, а также и финансовые, и информационные и др. Поэтому все огромное количество правоотношений в указанной сфере можно условно разделить на две большие группы - деликтные и безделиктные. Деликтные правоотношения уголовно- и административно-правовые [2] (материальные и процессуальные), они возникают в процессе применения уполномоченными органами и должностными лицами мер принуждения к субъектам, нарушающим обязательные для всех правила поведения. Материальные деликтные отношения реализуются обычно через соответствующие процессуальные отношения, которые, в свою очередь, детерминируются материальным правоотношением, в связи с ним существуют и развиваются. Оба соотносятся между собой как объективное и субъективное явления. Безделиктные правоотношения также материальные и процессуальные - это все остальные правоотношения, которые основаны на правомерном поведении, например, процедурные, надзорные, экзаменационно-регистрационные, пропагандистские, ремонтные работы дорог, издание норм актов в сфере дорожного движения, обязательственные гражданские, финансовые и др.

Список использованной литературы:

1. Салов А.А. Административно-деликтные правоотношения, возникающие в процессе принудительного исполнения юрисдикционных актов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 5. С. 41 - 44.

2. Административно-деликтное отношение / Коваль Л.В. - Киев: Вища шк., 1979. - 230 c.

© И.В. Лесовик, Е.В. Ищенко, А.И. Четверикова, 2016

УДК 342.9

Лисеенко Виктор Иванович

Помощник начальника межрегионального управления государственного автодорожного надзора

по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Аспирант кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета.

г. Тюмень, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ПЕРЕВОЗОК, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ГОСУДАРСВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ТРАНСПОРТЕ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация

Автор рассматривает практику деятельности контрольных органов, а также вопросы организации перевозок в Соединенных Штатах Америки и в странах Евросоюза. Представлен обзор деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.