Научная статья на тему 'Полицейские правоотношения и способы их регулирования'

Полицейские правоотношения и способы их регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3711
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВООТНОШЕНИЕ / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО / НОРМА ПОЛИЦЕЙСКОГО ПРАВА / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / ТИП ПОЛИЦЕЙСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ / THE RIGHT / LEGAL RELATIONSHIP / THE POLICE RIGHT / NORM OF THE POLICE RIGHT / POLICE LEGAL RELATIONSHIP / TYPE OF POLICE LEGAL RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин А. И.

Дается развернутая характеристика полицейских правоотношений, определяются их сходство с иными общественными отношениями, и отличительные, присущие только им особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Police legal relationship and ways of their regulation

In this article the author gives the developed characteristic of police legal relationship, their similarity to other public relations, and their distinctive features.

Текст научной работы на тему «Полицейские правоотношения и способы их регулирования»

N.VMikhaleva

Forensic characterization of individual murderers

Analyzes the concept of "forensic characterization of the crime". Presents issues of forensic characteristics of the individual murderer. Notes a number of personality traits killers in modern society. Questions regarding the improvement of stereotypes identity of the murderer. Proposed meets modern requirements of a classification of stereotypes killers.

Key words: forensic characterization of the crime, the individual murderer, a classification of stereotypes killers.

УДК 338

А.И. Никитин, соискатель Академии управления МВД России, (812)573-20-74, alignik@rambler.ru, (Россия, Санкт-Петербург,

ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области)

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Дается развернутая характеристика полицейских правоотношении, определяются их сходство с иными общественными отношениями, и отличительные, присущие только им особенности.

Ключевые слова: право, правоотношение, полицейское право, норма

полицейского права, полицейское правоотношение, тип полицейского правоотношения.

В обществе существует много различных отношений -экономических, политических, юридических, моральных, культурных и др. При этом все виды отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются общественными, или социальными.

Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. Регулируя те или иные отношения, оно придает им правовую форму, в результате чего данные отношения становятся правовыми, то есть облекаются в юридическую оболочку. Следовательно, правовые отношения можно определить как общественные отношения, урегулированные правом.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это, прежде всего, отношения собственности, власти и управления, социально-

экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные и др. Одним из таких принципиальных отношений являются полицейские отношения.

Полицейское правоотношение — это урегулированное нормами полицейского права общественное отношение, складывающееся в сфере полицейской деятельности. В этом правоотношении правила и принципы полицейского права получают свое выражение в поведении граждан, деятельности организаций, государственных органов и должностных лиц. Полицейские правоотношения являются разновидностью административно-правовых отношений, при этом обладающей своими особенностями. Но поскольку они являются разновидностью

общественных правоотношений, то у них имеются признаки, присущие всем другим правоотношениям, а именно:

1. Полицейское правоотношение — это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм полицейского права на поведение людей. Обязывая одного и предоставляя права другому субъекту, норма полицейского права устанавливает между ними связь. Через полицейские правоотношения нормы полицейского права претворяются в поведение людей. Так, например, правоотношение между инспектором ГИБДД и водителем транспортного средства, которая нередко возникает на улицах городов, возможна только потому, что она предусмотрена нормами полицейского права, содержащимися в Федеральном законе о безопасности дорожного движения и в Правилах дорожного движения Российской Федерации. В полицейском праве, как и в других подотраслях административного права, действует принцип: есть норма полицейского права — возникает полицейское правоотношение, нет такой нормы — нет и правоотношения. В отличие от других норм административного права полицейско-правовые нормы обладают большей определенностью, так как их реализация затрагивает права и свободы граждан. Поэтому и полицейские правоотношения характеризуются большей регламентацией поведения самих его участников.

2. Полицейское правоотношение — это двусторонняя связь. Если норма полицейского права предоставляет одному субъекту правоотношения определенное субъективное право, то на другого субъекта возлагает юридическую обязанность. Данная обязанность соответствует субъективному праву другого субъекта и, наоборот, каждой юридической обязанности соответствует субъективное право другого субъекта. Например, праву сотрудника полиции получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, необходимые в связи с исполнением служебных обязанностей соответствует обязанность граждан и должностных лиц предоставить указанную информацию. Подобные права и обязанности образуют в полицейском правоотношении единство. Именно в силу единства властных полномочий и соответствующих им

обязанностей, которыми наделены стороны, они связаны между собой и являются субъектами полицейского правоотношения.

3. Возникающая на основе норм полицейского права связь между лицами поддерживается принудительной силой государства. Например, ст. 2 Правил дорожного движения РФ запрещает водителю движение при неисправности тормозной системы. Если водитель соблюдает этот запрет, то между ним и службой ГИБДД, осуществляющей надзор за дорожным движением, устанавливаются нормальные правовые отношения. Если водитель нарушает этот запрет, то сотрудник ГИБДД, осуществляя техосмотр, может не допустить машину к эксплуатации, т.е. применить меру прямого административного принуждения. Иначе говоря, нормы полицейского права, воздействуя на поведение водителей транспортных средств, призваны придать регулируемым отношениям четкость, формальную определенность и обязательность в соответствии с интересами общества. Эти отношения обеспечиваются государственной защитой от противоправных посягательств на их изменение.

4. Полицейское правоотношение представляет собой связь между лицами на основе норм права, которая в той или иной степени носит индивидуальный характер. Это проявляется по-разному. В одних случаях существует двусторонняя индивидуализация, когда субъекты правоотношения определены поименно, т.е. называются своим именем (фамилией) или названием организации. Например, это — правовая связь между гражданином, приобретающим оружие, и органом внутренних дел, рассматривающим письменное заявление гражданина и принимающим решение о выдаче лицензии на приобретение оружия. В других случаях индивидуализация осуществляется по названию социальных ролей. Это правоотношение типа «сотрудник ГИБДД — водители транспортных средств», «сотрудник полиции — граждане». Такая индивидуальность характерна для общерегулятивных и общеохранительных полицейских отношений с их строго определенной всеобщностью прав и обязанностей.

5. Полицейское правоотношение — это публично-правовое отношение. Публично-правовой характер этих отношений определяется рядом моментов. Во-первых, субъекты полицейской деятельности (органы МВД, ФСБ, налоговой полиции и т.д.) осуществляют функции, связанные, прежде всего, с интересами всего общества и государства. Их деятельность направлена на охрану общественного порядка, обеспечение национальной (общественной) безопасности и общественного благоустройства, защиту конституционных прав и свобод граждан. Во-вторых, публично-правовой характер полицейских правоотношений проявляется, когда эти отношения складываются между гражданами. В рамках этих отношений каждый гражданин обязан соблюдать права и интересы всех других граждан. Причем другие граждане противостоят ему как единая часть общества.

Для полицейских правоотношений характерно многообразие субъектов. Это обусловлено тем, что общественные отношения, возникающие в сфере государственного обеспечения общественного порядка, общественной безопасности и общественного благоустройства, образуют такую сеть, которая охватывает фактически все общество. Субъектами этих правоотношений могут быть органы полиции (МВД, ФСБ, УФМС и т.д.), граждане, частные охранные и детективные структуры, предприятия и учреждения независимо от форм собственности. В целом система субъектов полицейских правоотношений сложнее системы субъектов любой другой подотрасли административного права.

Полицейское правоотношение предполагает объект правоотношения. Под объектом полицейского правоотношения следует понимать то, на что данное правоотношение направлено, а направлено оно на определенные «блага», к которым относятся общественный порядок, общественная и личная безопасность, общественное благоустройство, права и свободы граждан и т.д. Объектом полицейского правоотношения является не поведение, а нечто, по поводу чего это поведение образуется. Так, например, полицейские правоотношения, складывающиеся между гражданином и органом УФМС, могут быть направлены на поведение этих сторон по поводу получения гражданином паспорта.

Таковы общие черты полицейских правоотношений, которые сближают их с административно-правовыми отношениями и с правоотношениями вообще. Вместе с тем эти отношения отличаются от других и имеют свои особенности. Если государственно-управленческие отношения являются отношениями по руководству людьми в сфере экономики, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и направлены на закрепление и развитие положительных явлений в обществе, то полицейские правоотношения — обратные государственно-управленческим.

Первой особенностью полицейских правоотношений является то, что они представляют собой отношения охраны права и направлены на искоренение правонарушений, устранение угроз общественной безопасности, обеспечение правопорядка и законности, защиту прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Иначе говоря, полицейские правоотношения направлены на охрану таких социальных ценностей, без которых общество и государство не могут нормально функционировать. При этом в системе полицейских правоотношений определяющую роль играют правоотношения, возникающие на основе запрещающих норм и имеющие ярко выраженный правоохранительный характер. Запрет всегда связан с охраной общественных отношений. Угроза, заключающаяся в санкции запрещающей нормы, придает особую силу и значение запрету, вместе с ним участвует в создании охранительных правоотношений. Охранительные правоотношения в целом

несут двоякую функциональную нагрузку. В рамках этих правоотношений действуют особые субъекты — правоохранительные органы (суд, прокуратура, полиция), которые стоят на страже закона, охраняют общество и отдельных граждан от противоправных посягательств со стороны явных и потенциальных правонарушителей. Вместе с тем в рамках данных правоотношений обеспечивается правомерное поведение граждан и организаций.

Другая особенность полицейских правоотношений заключается в том, что они складываются в сфере полицейской деятельности. Их субъектом может быть только орган полиции, который осуществляет только ему присущие действия, а именно: надзор и административное принуждение. Особую роль играют действия, связанные с применением прямого административного принуждения в отношении граждан и организаций в рамках полицейских правоотношений. Этот вид административного принуждения осуществляется полицией с помощью собственного аппарата, без обращения к другим административным органам, как это делают суд и прокуратура, причем осуществляется непосредственно и немедленно. Например, полиция по распоряжению Правительства Санкт-Петербурга может с помощью собственных средств воспрепятствовать движению автотранспорта, скажем, по Невскому проспекту в праздничные дни и предоставить его исключительно для пешеходов.

К особенностям полицейских правоотношений следует также отнести применение в их рамках административных наказаний, - штрафа, административного ареста, лишения специальных прав и т.д., — к лицам, совершившим административное правонарушение, причем в ряде случаев без судебного решения. Например, сотрудник ГИБДД за разговор по сотовому телефону во время движения автомобиля вправе привлечь водителя к административной ответственности в виде штрафа с уплатой последнего на месте. Такое право оправдывается тем, что подобное административное правонарушение требует немедленной охранительной реакции и того, чтобы правонарушитель был наказан немедленно, на месте. Таким образом, в полицейском правоотношении одна сторона, — орган полиции, - вправе самостоятельно привлекать к административной ответственности виновное лицо, другая сторона в лице правонарушителя обязана отвечать за совершенное деяние. Это особый способ охраны правопорядка, выраженный в применении наказания в рамках полицейских административно - деликтных отношений.

В целом в полицейских правоотношениях реализуется применение всех специальных методов полицейской деятельности: административного надзора, административного принуждения, сбора полицейской информации, лицензирования и т.д. В связи с этим полицейские правоотношения дифференцируются на надзорно - полицейские,

административно-принудительные, административно - деликтные, разрешительные, оперативно - разыскные и прочие.

Полицейские правоотношения, будучи разновидностью административных правоотношений, являются властными отношениями особого типа. Это еще одна особенность рассматриваемых правоотношений. В государственно-управленческих отношениях факт преобладания властных полномочий одной стороны по отношению к другой является постоянным, вытекающим из сущности субординации. Что касается полицейских правоотношений между органами полиции с одной стороны, и гражданами и организациями с другой, то они преимущественно являются общими регулятивно-охранительными отношениями. В таких правоотношениях отсутствует подчиненность одной стороны другой, хотя наличие власти имеет место. Властными данные отношения становятся в момент возникновения конкретного охранительного правоотношения, т.е. в момент совершения правонарушения, отклонения от правопорядка, появления угрозы общественной безопасности. Иначе говоря, возникает особого рода полицейское правоотношение, которое выражается в одностороннем применении органом полиции мер административного принуждения. Это принуждение, которое, в отличие от принуждения в рамках субординации, применяется к лицам, не находящимся в служебном подчинении у полицейских органов. Таким образом, если для государственноуправленческих отношений признак подчинения одной стороны другой является необходимым, то в полицейских правоотношениях этот признак имеет силу тогда, когда возникает группа особых юридических фактов: правонарушение, отклонение от правопорядка, угроза общественной безопасности. Существующие в правовой действительности полицейские правоотношения могут быть подразделены в зависимости от оснований на различные виды.

По функциям права полицейские правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные полицейские правоотношения складываются на основе регулятивных юридических норм и устанавливают субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений. Таковы отношения между участковым уполномоченным полиции и гражданами на обслуживаемом участке по оказанию помощи последним в осуществлении их законных прав и интересов. Охранительные правоотношения складываются на основе юридических норм и возникают вследствие неправомерного поведения субъектов, как реакция общества, государства, других граждан на такое поведение. Например, сотрудник ГИБДД отстраняет от управления транспортным средством водителя, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения или не имеет документов на право управления транспортным

средством. Охранительные полицейские правоотношения направлены на вытеснение из социальной действительности явлений, вредных обществу.

По способу индивидуализации субъектов в правоотношении полицейские правоотношения можно классифицировать на общие и конкретные, которые образуют как бы два слоя — первый и второй. Первый слой — это общие правоотношения, существующие между гражданами и государством по поводу соблюдения ими запрещающих норм типа «не хулигань», «не кради», «не эксплуатируй транспортное средство в нетрезвом состоянии» и т.д. Государство возлагает на гражданина, начиная с определенного возраста, обязанность не совершать названных запрещаемых действий. Вместе с тем государство предоставляет компетентным органам и должностным лицам соответствующие права для осуществления надзора за тем, чтобы граждане соблюдали названные запреты. Общие полицейские правоотношения, возникающие в связи с соблюдением гражданами и организациями запретительных норм, являются регулятивноохранительными. То есть для законопослушных граждан подобные полицейские правоотношения являются регулятивными, для потенциальных правонарушителей — охранительными. Сам факт существования запретительных норм административного (КоАП РФ) и уголовного права (УК РФ), карающих за нарушение запретов, воздействует на этих лиц и удерживает их от совершения правонарушений.

Второй слой полицейских правоотношений — конкретные правоотношения. Условием возникновения конкретного правоотношения является существование общего. Конкретные регулятивные отношения возникают на основе общих регулятивных отношений. Например, выдача органом МВД России конкретному лицу лицензии на создание частного охранного предприятия осуществляется в конкретном регулятивном полицейском правоотношении, в котором субъекты поименно индивидуализированы. Характерной чертой общих охранительных полицейских правоотношений является то, что они зачастую не осознаются участниками правоотношений. Эти правоотношения обнаруживаются в том случае, если нарушается правовой запрет. Тогда, как следствие нарушения правового запрета, возникает конкретное охранительное полицейское правоотношение.

По характеру связей полицейские правоотношения можно подразделить на вертикальные и горизонтальные. Полицейские правоотношения не строятся исключительно по принципу субординации. Полицейскому праву присущи «вертикальные», «горизонтальные» и «диагональные» отношения. Наиболее распространенными являются общие горизонтальные правоотношения как регулятивного, так и охранительного типа. Если в управленческом праве, регламентирующем государственно-управленческие отношения, вертикальные

правоотношения являются основными, а горизонтальные управленческие отношения с их равенством субъектов — подсобными, то в полицейском праве наблюдается другая картина. Здесь типичными являются горизонтальные правоотношения: общие регулятивно-охранительные и конкретные регулятивные правоотношения, которые складываются между субъектами, не находящимися друг у друга в подчинении, в частности, между органами полиции и гражданами, а также между самими гражданами. Эти правоотношения возникают из обязанности полицейских органов осуществлять наблюдение за общественным порядком, обеспечивать общественную безопасность и общественное благоустройство, конституционные права и свободы граждан.

Вертикальные правоотношения в полицейском праве играют подсобную роль: они воплощаются в конкретных охранительных

правоотношениях типа «орган полиции — гражданин», т.е. возникают в момент совершения правонарушения, применения со стороны полицейского органа к правонарушителю мер административного принуждения и строятся по формуле «власть — подчинение».

По юридическому характеру полицейские правоотношения делятся на материальные и процессуальные. Полицейская деятельность в силу специфических свойств требует строгой процессуальной регламентации. И регулятивные, и охранительные полицейские правоотношения теснейшим образом связаны как с материальными, так и процессуальными правоотношениями.

Материальные полицейские правоотношения возникают на основе норм материального права. Нормы материального полицейского права определяют содержание правомочий и обязанностей соответствующих субъектов правоотношений и направлены на решение существа юридического дела. Например, ст. 2.1 КоАП РФ содержит материальноправовую норму, которая определяет ответственность лица, совершившего административное правонарушение, и устанавливает соответствующее материально-правовое полицейское правоотношение.

Процессуальные полицейские правоотношения возникают на базе процессуальных норм и происходят от материальных полицейских отношений. Если материально-правовая норма, определяя содержание прав и обязанностей соответствующих субъектов, отвечает на вопрос, что надо сделать для реализации этих прав и обязанностей, то полицейско-процессуальная норма отвечает на вопрос, в каком порядке названные права и обязанности должны быть реализованы. Процессуальные полицейские правоотношения предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела. Так, материально-правовое полицейское правоотношение, возникающее на основе совершенного административного правонарушения, продолжается

в процессуальном полицейском правоотношении, то есть в производстве по делу об административном правонарушении.

Следующий вид полицейских правоотношений - правоотношения между гражданами типа «гражданин - гражданин». Данные правоотношения являются самыми распространенными в правовом поле. Они имеют место везде, где общаются между собой люди, то есть в общественных местах. Данные отношения между людьми базируются на административно-правовых и уголовно-правовых запретах, которые устанавливают определенные правоотношения не только между гражданами и соответствующими органами полиции, но и между гражданами непосредственно, позволяя им гармонично существовать друг с другом.

Казалось бы, что отношения между гражданами должны регулироваться нормами морали. Но моральные нормы с задачей регулирования отношений между гражданами не смогут справиться без норм полицейского права. Данные нормы, с их запретами и санкциями, устанавливают первый слой полицейских правоотношений между гражданами — общие регулятивно-охранительные отношения. Последние возникают, прежде всего, на базе административно-правовых запретов, содержащихся в КоАП РФ, других полицейских актах, обязывающих граждан воздерживаться от определенных антиобщественных действий. Иначе говоря, метод запрета — это карательный метод, который под угрозой наказания приказывает гражданам бесконфликтно и мирно относиться друг к другу.

Однако моральный и даже правовой мотив относиться к другому гражданину с признанием его субъективных прав порой оказывается недостаточным. Дурное воспитание, корыстные побуждения, состояние алкогольного опьянения могут толкнуть гражданина на нарушение административно-правового запрета или на отклонение от правопорядка. При таких обстоятельствах общее регулятивно-охранительное правоотношение превращается в конкретное охранительное правоотношение между гражданами, и в его рамках возможны различные варианты поведения граждан. Юриспруденция рассматривает три варианта поведения граждан в рамках конкретного охранительного отношения.

Во-первых, в подобном правоотношении один из граждан имеет право потребовать от правонарушителя прекращения неправомерных действий. Такой гражданин как бы становится «полицейским» на данный момент, и само правоотношение приобретает властно-охранительные черты. Данные отношения не являются государственно-управленческими, так как ни одна из сторон не наделена государственно-властными полномочиями по отношению к другой. Это полицейские правоотношения, складывающиеся между гражданами. Только в случае нарушения одной стороной предписаний правовых норм, регулирующих общественный

порядок, другая сторона получает право требовать прекращения противоправного поведения.

Во-вторых, необходимо сказать, что нормы, содержащиеся в ст. ст. 37 УК РФ и 2.7 КоАП РФ, ориентируют граждан на более активное поведение в деле самообороны и при защите общественного порядка от противоправных посягательств со стороны других граждан, т.е. регулируют отношения между гражданами в определенных экстремальных ситуациях. Административно-правовые нормы, предусматривающие ситуации крайней необходимости и необходимой обороны, предоставляют гражданину право совершать действия, направленные на предупреждение и пресечение противоправных деяний, наделяют гражданина на данное время полицейскими полномочиями. Разумеется, в нормальной обстановке гражданин полицейскими полномочиями не обладает, но в ситуациях необходимой самообороны и крайней необходимости, когда он стал объектом противоправного посягательства, государство предоставляет ему такие права. При этом оно, если можно так выразиться, «дозирует» объем полицейских полномочий, не допуская того, чтобы обороняющийся в своих действиях против посягающего перешел дозволенные границы (ст. ст. 37 и 39 УК РФ).

В-третьих, реализация гражданами взаимных прав и обязанностей в общественных местах гарантируется органами государства, в том числе органами внутренних дел, в частности, полицией. При этом полиция (патрульно-постовая служба, ГИБДД) обеспечивает реализацию прав и обязанностей граждан в общих регулятивно-охранительных отношениях путем надзорной деятельности, в конкретных регулятивных — путем непосредственного содействия, в конкретных охранительных — путем применения мер непосредственного принуждения к правонарушителям.

Специфика полицейского правоотношения между гражданами, возникающего в местах общественного значения, заключается в том, что каждый гражданин вправе требовать к себе от другого гражданина лояльного отношения с точки зрения права и вправе защищать себя в случае противоправного посягательства со стороны другого гражданина. В полицейских правоотношениях между гражданами правам каждой стороны соответствует обязанность органов внутренних дел оказать содействие той стороне, чьи права нарушены стороной противостоящей и требуют восстановления.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1.1981.

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М.: Норма, 2004.

3. Бельский. К.С. Полицейское право: лекционный курс. М: 2004.

4. Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров П.П. Полицейское право как подотрасль административного права//Государство и право. 2001. №12.

5. Корнеев А.П. Кодификация советского административного права. М.1970.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2005.

7. Нерсесянц .B.C. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М.: Норма. 2000.

8. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993.

9. Собрание законодательстваРФ, 1997, № 6. Ст. 711.

10. Собрание актов Правительства РФ и Президента РФ 1993. № 47. Ст. 4531.

A.I. Nikitin

Police legal relationship and ways of their regulation.

In this article the author gives the developed characteristic of police legal relationship, their similarity to other public relations, and their distinctive features.

Keywords: the right, legal relationship, the police right, norm of the police right, police legal relationship, type of police legal relationship.

УДК 338

A.B. Савинов, канд. юрид. наук, доцент, профессор (sav.71@bk.ru),

(Россия, Калуга, Калужский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции РФ)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ, ПРИЧИНИВШЕГО ВРЕД С СОГЛАСИЯ ИЛИ ПО ПРОСЬБЕ ЛИЦА

Рассматриваются основания и условия правомерности причинения вреда с согласия лица или по его просьбе; предлагается дополнить УК РФ специальной нормой.

Ключевые слова: согласие лица; просьба лица; ответственность; условия; основание; правомерность вреда.

Представленные в юридической литературе обоснования необходимости дополнения главы 8 УК РФ специальной нормой о правомерности причинения вреда с согласия лица или по его просьбе и выработанные доктриной определения данного вида обстоятельств, исключающих преступность деяния, позволяют нам провести исследование основания и условий правомерности причинения вреда в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.