Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
429
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА / КОНСТИТУЦИЯ / ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гогурчунов Б. И., Дадаева М. Дж

Основной целью данной статьи является комплексный анализ полномочий Президента Российской Федерации. В целом актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, важностью роли главы государства в системе государственной власти, а с другой - произошедшими изменениями в структуре полномочий Президента РФ после реформы 2020 года. Во вводной части статьи обозначаются основные проблемные аспекты института полномочий Президента РФ. Далее проводится краткий анализ разных подходов к классификации полномочий Президента Российской Федерации, представленных в юридической литературе. После этого авторы кратко рассмотрели полномочия главы государства по отдельности и затем предприняли попытку привести собственный вариант классификации его полномочий. В завершение сделаны обобщающие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF THE POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The main purpose of this article is a comprehensive analysis of the powers of the President of the Russian Federation. In general, the relevance of the study is due, on the one hand, to the importance of the role of the head of state in the system of state power, and on the other hand, to the changes in the structure of the powers of the President of the Russian Federation after the 2020 reform. The introductory part of the article outlines the main problematic aspects of the institution of the powers of the President of the Russian Federation. The following is a brief analysis of different approaches to the classification of the powers of the President of the Russian Federation, presented in the legal literature. After that, the author briefly reviewed the powers of the head of state separately and then attempted to give his own version of the classification of his powers. In conclusion, generalizing conclusions are made.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК/UDC 342.511

DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-34-37

Классификация полномочий Президента Российской Федерации Б. И. Гогурчунов1, М. Дж. Дадаева2

1 2 Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация

1 Bango1962@mail.ru

2 milana_dadaeva_97@mail.ru

Аннотация. Основной целью данной статьи является комплексный анализ полномочий Президента Российской Федерации. В целом актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, важностью роли главы государства в системе государственной власти, а с другой - произошедшими изменениями в структуре полномочий Президента РФ после реформы 2020 года. Во вводной части статьи обозначаются основные проблемные аспекты института полномочий Президента РФ. Далее проводится краткий анализ разных подходов к классификации полномочий Президента Российской Федерации, представленных в юридической литературе. После этого авторы кратко рассмотрели полномочия главы государства по отдельности и затем предприняли попытку привести собственный вариант классификации его полномочий. В завершение сделаны обобщающие выводы.

Ключевые слова: Российская Федерация, президент, полномочия президента, Конституция, поправки в Конституцию, классификация полномочий

Для цитирования: Гогурчунов Б. И., Дадаева М. Дж. Классификация полномочий Президента Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 45, № 1 (65). С. 34-37. DOI: 10.21779/2224-02412023-45-1-34-37

Original article

Classification of the powers of the President of the Russian Federation

Bagavutdin I. Gogurchunov1, Milana Dzh. Dadaeva2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation

1 Bango1962@mail.ru

2 milana_dadaeva_9 7@mail. ru

Abstract. The main purpose of this article is a comprehensive analysis of the powers of the President of the Russian Federation. In general, the relevance of the study is due, on the one hand, to the importance of the role of the head of state in the system of state power, and on the other hand, to the changes in the structure of the powers of the President of the Russian Federation after the 2020 reform. The introductory part of the article outlines the main problematic aspects of the institution of the powers of the President of the Russian Federation. The following is a brief analysis of different approaches to the classification of the powers of the President of the Russian Federation, presented in the legal literature. After that, the author briefly reviewed the powers of the head of state separately and then attempted to give his own version of the classification of his powers. In conclusion, generalizing conclusions are made.

Keywords: Russian Federation, president, powers of the president, Constitution, amendments to the Constitution, classification of powers

For citation: Gogurchunov B. I., Dadaeva M. Dzh. Classification of the powers of the President of the Russian Federation. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2023, vol. 45, no. 1 (65), pp. 34-37. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-34-37 (In Russ.).

Институт главы государства занимает особое место в системе властвования в любой государственной парадигме, независимо от формы правления и конфигурации полномочий. Это определяет интерес к данной проблематике на протяжении многих десятков лет. Причем интерес этот не угасает, несмотря на наличие большого числа исследований, монографий, публикаций, посвященных различным аспектам статуса главы государства.

Сказанное можно в полной мере отнести и к институту главы Российского государства -Президенту РФ. При этом следует отметить, что актуальность исследования статуса Президента РФ не только сохранилась, но и усилилась после конституционной реформы 2020 года, которая внесла серьезные коррективы в механизм разделения властей, реорганизовала некоторые элементы системы

Б. И. ГОГУРЧУНОВ, М. ДЖ. ДАДАЕВА

государственного управления, изменила архитектуру полномочий субъектов власти.

Одним из актуальных направлений исследования полномочий главы государства выступает их классификация, которая позволяет, с одной стороны, систематизировать их, привести в некую логичную конструкцию, а с другой стороны, определить основные проблемные аспекты института Президента РФ в целом.

Вместе с тем, зачастую возникающие на практике проблемы реализации полномочий Президента РФ создают определенные трудности в их классификации. Как правило, к таковым проблемным аспектам в реализации относят:

- проблему «доминирования» Президента РФ в его взаимоотношениях с Парламентом;

- расширение полномочий Государственной Думы в отношении кадровых назначений (заключающееся в утверждении министров федерального правительства, при этом сами кандидатуры представляет премьер-министр) при одновременном существовании широких возможностей главы государства по отстранению/увольнению этих же министров после утверждения парламентом вносит элемент противоречивости и неоднозначности;

- отсутствие четких рамок вовлеченности главы государства в деятельность правительства, допускает совершенно разные форматы управления, от практически полного отстранения от работы кабинета, до фактического президентского руководства правительством [1, с. 31].

Характеризуя полномочия Президента РФ, А.Г. Рыжкова указывает на такую черту российской власти как персонифицированность, обусловленную личностными качествами главы государства, который в непростых для государства условиях может как провалить внутреннюю и внешнюю политику страны, так и укрепить ее. Вследствие этого глава государства в России больше идентифицируется с определенной личностью, чем с институтом государственной власти, от деятельности которого зависит благополучие граждан. Вместе с тем личностным качествам Президента уделяется больше внимание, чем порядку реализации полномочий главы государства, закрепленному в российском законодательстве.

По мнению автора, Основной закон страны наделил главу государства широким кругом полномочий и расширил компетенцию Администрации Президента. Вместе с тем, Основной закон закрепляет Россию как полупрезидентскую республику, поскольку глава государства может быть снят с должности верхней палатой Парламента по инициативе нижней [2, с. 138].

При рассмотрении вопроса классификации важно определение ее критериев, именно критерии позволяют выстроить четкую границу между категориями. Одним из наиболее часто упоминаемых критериев классификации полномочий выступает сфера деятельности. При всей популярности данно-

го критерия нельзя не отметить его неопределенность. Под сферой можно понимать совершенно разные направления деятельности. Вместе с тем это позволяет выделить авторский подход к классификации и обозначить самые разные группы полномочий в зависимости от подхода ученого-правоведа.

Ряд авторов, выделяя пять ключевых групп полномочий, предлагают исходить из широкого понимания «сферы деятельности» [3, с. 109], отсюда они выделяют следующие категории полномочий Президента РФ по отношению к отдельным органам власти или направлениям деятельности:

- по отношению к законодательным (представительным) органам государственной власти [4];

- по отношению к исполнительным органам государственной власти;

- по отношению к судебным органам;

- по направлению внешней политики;

- по вопросам безопасности.

Другие авторы, развивая данную позицию, предлагают выделять шесть групп полномочий [5, с. 102]. Помимо трех основных групп полномочий по отношению к ветвям власти, а также сфере безопасности и внешней политики (последнее направление уточнено включением вопросов международных отношений), добавляется также группа полномочий во взаимоотношениях с субъектами Федерации. Данное дополнение считаем справедливым, поскольку оно позволяет охватить принцип разделения властей как по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную ветви), так и по вертикали (на государственную власти Федерации и ее субъектов), раскрыть роль главы государства в системе федеративных отношений.

Ряд авторов при классификации полномочий не связывают их с принципом разделения властей и выделяют различные сферы деятельности вне этого принципа. Приведем в качестве примера одну из таких классификаций, которая выделяет шесть направлений деятельности главы государства [6, с. 1]:

- прежде всего, это представительские полномочия;

- полномочия во внешнеполитической сфере;

- полномочия, касающиеся организации эффективности и функционирования системы государственного управления в целом;

- полномочия, в различном формате связанные с законодательной деятельностью;

- полномочия, связанные с организацией и функционированием судебной власти;

- так называемые «чрезвычайные полномочия».

М.В. Баглай предлагает полномочия Президента разбить на следующие основные группы [7, с. 469]:

- Президент и Федеральное Собрание;

- Президент и Правительство;

- отношения с субъектами РФ;

- Президент и судебная власть;

- военные полномочия;

- полномочия в сфере внешней политики;

- чрезвычайное положение;

- гражданство и награды;

- помилование.

В целом, на наш взгляд, классификация полномочий Президента РФ по отдельным сферам представляется наиболее логичной и информативной. При этом наблюдается разнообразие подходов различных авторов к выделению тех или иных направлений деятельности главы государства.

На основании проведенного исследования и с учетом мнения авторитетных ученых-правоведов, нами предложена следующая классификация полномочий Президента Российской Федерации, в основе которой лежит сочетание подхода учета принципа разделения властей и отдельных направлений деятельности главы государства:

1) в первую группу входят полномочия по отношению к различным уровням и ветвям власти:

- полномочия в сфере законодательной власти;

- полномочия в сфере исполнительной власти;

- полномочия в сфере судебной власти;

- полномочия по отношению к региональным властям;

2) во вторую группу входят полномочия по отдельным направлениям деятельности главы государства:

- военные полномочия;

- полномочия в сфере внешней политики;

- полномочия по введению чрезвычайного положения, решению вопросов гражданства, присуждению наград и помилования.

Полагаем, что подобная классификация более полно отражает суть полномочий главы государства и охватывает все сферы внутренней и внешней политики государства, где Президент компетентен решать те или иные вопросы.

В завершение исследования классификаций полномочий Президента Российской Федерации хотелось бы отметить, что представленные позиции отражают различные авторские подходы и имеют право на существование. Каждый из обозначенных подходов раскрывает институт полномочий Президента РФ с разных сторон, позволяя более подробно исследовать институт главы государства в целом. В современных условиях этот вопрос приобретает особую актуальность, поскольку наша страна столкнулась с ситуацией беспрецедентного политического и экономического санкционного давления, противодействие которому требует переосмысления всех институтов властвования, прежде всего, института главы государства и его полномочий.

Список источников

1. Дробот С.Е. Принцип разделения и взаимодействия властей в системе российского конституционализма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2021. 31 с.

2. Рыжкова А.Г. Характерные особенности института президентства в РФ на современном этапе // Молодой ученый. 2018. № 10 (196). С. 138-140. URL: https://moluch.ru/archive/196/48707/ (дата обращения: 12.12.2022).

3. Алжеев И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник / И.А. Алжеев, И.Б. Вла-сенко, Е.Ю. Догадайло. М.: Статут, 2014. 188 с.

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 12.12.2022).

5. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юс-тицинформ, 2015. 155 с.

6. Блинов А.Б. Полномочия Президента Российской Федерации // Труды Института государства и права РАН. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-prezidenta-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.08.2022).

7. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2018. 768 с.

References

1. Drobot S.E. Printsip razdeleniya i vzaimodeistviya vlastei v sisteme rossiiskogo konstitutsionalizma [The principle of separation and interaction of powers in the system of Russian constitutionalism]: Cand. Law sci. diss. Abstr. Chelyabinsk, 2021, 31 p. (In Russ.).

2. RyzhkovaA.G. Kharakternye osobennosti instituta prezidentstva v RF na sovremennom etape [Characteristic features of the institute of presidency in the Russian Federation at the present stage], Molodoi uchenyi [Young scientist], 2018, no. 10 (196), pp. 138-140. (In Russ.). Available at: https://moluch.ru/archive/196/48707/ (accessed 12.12.2022).

3. AlzheevI.A. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Constitutional law of the Russian Federation]: textbook, I.A. Alzheev, I.B. Vlasenko, E.Yu. Dogadailo. Moscow, Statut Publ., 2014, 188 p. (In Russ.).

4. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 g., s izmeneni-yami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 g. [The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12 Dec. 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020.] (In Russ.). Available at: https://www.consultant.ru (accessed 12.12.2022).

5. Bezrukov A. V. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional law of Russia]: study guide, 3rd ed., reprint. and additional. Moscow, Yustitsinform Publ., 2015, 155 p. (In Russ.).

6. Blinov A.B. Polnomochiya Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Powers of the President of the Russian Federation], Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences], 2010, no. 6. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-prezidenta-rossiyskoy-federatsii (accessed 07.08.2022).

7. BaglaiM. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii [Constitutional law of the Russian Federation]. Moscow, Norma Publ., 2018, 768 p. (In Russ.).

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гогурчунов Багаутдин Изавович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права юридического института Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: Bango1962@mail.ru

Дадаева Милана Джабраиловна, аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического института Дагестанского государственного университета. E-mail: milana_dadaeva_9 7@mail. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Gogurchunov Bagavutdin Izavovich, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law of the Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: Bango1962@mail.ru

Dadaeva Milana Dzhabrailovna, post-graduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Law Institute of Dagestan State University. E-mail: milana_dadaeva_97@mail.ru

Поступила в редакцию 13.01.2023 г.; одобрена после рецензирования 04.02.2023 г.; принята к публикации 14.02.2023 г.

Received 13.01.2023; approved after reviewing 04.02.2023; accepted for publication 14.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.