Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
986
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орган государственной власти / система государственного управления / классификация органов государственной власти / публично-правовая система / органы исполнительной власти / структура государственного механизма / public authority / public administration system / classification of public authorities / public legal system / executive authorities / structure of the state mechanism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Литвинова Валентина Сергеевна

В статье анализируются вопросы развития органов государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные) и их взаимосвязь в общей системе государственного управления современной России. Авторы анализирует нормативно-правовую базу, государственную политику. В ходе исследования авторы приходят к выводам, что эффективная работа органа государственной власти способствует развитию государственного механизма современной России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION: THEORETICAL ASPECT

The article analyzes the issues of the development of public authorities (legislative, executive, judicial) and their interrelation in the general system of public administration in modern Russia. The authors analyze the regulatory framework and state policy. In the course of the study, the authors come to the conclusion that the effective work of the public authority contributes to the development of the state mechanism of modern Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_21 УДК 247

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ CLASSIFICATION OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION: THEORETICAL ASPECT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, г.Красноярск, пр. Мира 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ЛИТВИНОВА Валентина Сергеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Институт экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, г.Красноярск, пр. Мира 90. E-mail: tina.litvin@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University. Krasnoyarsk, 90 Mira Ave., 660049, Russia. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

LITVINOVA Valentina Sergeevna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor,

Institute of Economics and Management of Agro-Industrial Complex Krasnoyarsk State Agrarian University. Krasnoyarsk, 90 Mira Ave., 660049, Russia. E-mail: tina.litvin@mail.ru

Краткая аннотация: В статье анализируются вопросы развития органов государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные) и их взаимосвязь в общей системе государственного управления современной России. Авторы анализирует нормативно-правовую базу, государственную политику. В ходе исследования авторы приходят к выводам, что эффективная работа органа государственной власти способствует развитию государственного механизма современной России в целом.

Abstract: The article analyzes the issues of the development of public authorities (legislative, executive, judicial) and their interrelation in the general system of public administration in modern Russia. The authors analyze the regulatory framework and state policy. In the course of the study, the authors come to the conclusion that the effective work of the public authority contributes to the development of the state mechanism of modern Russia as a whole.

Ключевые слова: орган государственной власти, система государственного управления, классификация органов государственной власти, публично-правовая система, органы исполнительной власти, структура государственного механизма.

Keywords: public authority, public administration system, classification of public authorities, public legal system, executive authorities, structure of the state mechanism.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Литвинова В.С. Классификация органов государственной власти в системе государственного управления: теоретический аспект // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 21-22. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_21.

For citation: Fastovich G.G., Litvinova \/.S. Classification of public authorities in the system of public administration: theoretical aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 21-22. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_21.

Статья поступила в редакцию: 06.08.2023

Функционирование государственно-правовой системы, достижение ею соответствующих результатов во многом обуславливается качественно выверенной, оптимальной внутренней структуры деятельности отдельных отраслей государственного сектора. В свою очередь, управление государством представляет собой достаточно сложный процесс, который, как известно, реализуется посредством системы соответствующих органов [1], обладающих определенными государственно-властными полномочиями, т.е. в данном случае речь идет о возможностях этих органов реализовать государственную власть, совершать определенные действия во времени и пространстве. Безусловно, «государственный механизм» позволяет рассмотреть данный институт как процесс реализации государственной власти, как процесс функционирования государства, его эффективность и результативность работы государственных органов. Государственный механизм рассматривает государство не только в статике, но и в динамике [2]. И если «взглянуть» на институт государство, то мы увидим «не только совокупность государственных органов, но и наличие определенных задач и функций, для реализации которых необходимо создание государственных органов.

На наш взгляд, ведущую роль в исследовании государственного механизма должна быть отведена исследованию его структурных компонентов (государственных органов) и их особенностям, на которые возлагаются осуществление публичных задач и функций.

Основная нагрузка в реализации государственным механизмом своих задач и функций возлагается на государственный орган, под которым понимается организационно обособленная и юридически оформленная часть государственного механизма, создаваемая для осуществления общественно-политических задач и наделенная государственно-властными полномочиями [3].

Государственный механизм - это система упорядоченных государственных органов взаимодействующих с общественными структурами, осуществляющих свои внутренние и внешние функции и задачи. Следует отметить, что каждый государственный орган отличается объемом и харак-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 9(225)

тером специальной компетенции, формами и видами деятельности и имеет свое место в общей структуре государственного устройства [4].

Так, при всем разнообразии действующих в Российской Федерации государственных органов, которые являются составляющими элементами государственного механизма, порядок, принципы их функционирования соответствуют определенному порядку. Так, каждый государственный орган имеет свой определенный статус, название, создается по воле определенного субъекта. Орган государства функционирует в определенной сфере, осуществляет деятельность посредством совершения действий людьми, живыми субъектами.

Для более полного и эффективного исследования структуры государственного механизма современной России рассмотрим существующие в общей теории права классификации государственных органов [5].

Классификация в основе которой лежит принцип разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные - является одной из самых универсальных в теории права и государства.

Классификация по юридическому источнику легитимности государственных органов. Государственные органы подразделяются на первичные (основные) и вторичные (производные).

Первичные органы (основные) - это те органы, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного осуществления функций и задач государства (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Суды Российской Федерации) [6].

Вторичные органы (производные) учреждаются в установленном порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий и функционирования первичных органов (Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Общественные советы при федеральных органах государственной власти и т.д.) [7].

Классификация по объему властных полномочий органов государства. Государственные органы подразделяются на высшие (федеральные) и местные (субъектов Российской Федерации).

Высшие государственные органы распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации. Местные органы государства распространяют свои полномочия строго определенно на территорию соответствующего субъекта. Следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Классификация по широте компетенции подразделяются на общие и специальные органы. Государственные органы общей компетенции рассматривают и решают широкий круг вопросов (Президент РФ, Правительство РФ), а органы специальной (отраслевой) компетенции решают вопросы, строго определенного характера (исходя из компетенции министерств, служб, агентств).

Классификация по способу принятия решений государственными органами. Выделяют коллегиальные государственные органы (Совет Федерации, Государственная Дума, Центральная избирательная комиссия и т.д.) и единоначальные ораны (Президент, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и т.д.) [8].

Классификация по срокам полномочий государственных органов. Государственные органы подразделяются на постоянные органы (действующие на постоянной основе без ограничения срока действия) и временные органы (которые создаются для решения конкретных неотложных дел, вызванные определенными обстоятельствами - органы, действующие в чрезвычайных или военных условиях).

Библиография:

1. Фастович Г.Г. Развитие системы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества (на примере модернизации общественного контроля) // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3 (159). С. 12-15.

2. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020. № 10 (149). С. 81-82.

3. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира.: Эксмо, 2007. 736 с.

4. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства Российской Федерации: общетеоретические аспекты. // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.

5. Тепляшин И.В., Власов В.А. Общественный контроль в сфере реализации алкогольной продукции: состояние, проблемы, предложения // Вестник Таджик-

ского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2018. № 4 (77). С. 119-125.

6. Землякова Е.В., Фастович Г.Г. К вопросу о применении информационных технологий в логистических системах. // В сборнике: Логистика-евразийский мост. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 121-123.

7. Власов В.А. Некоторые проблемные аспекты продовольственной безопасности. // Российская юстиция. 2010. № 11. С. 59-61.

8. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации. // Сельское хозяйство. 2019. № 3.

С. 1-6.

References:

1. Fastovich G.G. Development of the system of interaction between state authorities and civil society institutions (on the example of modernization of public control) // Law and the state: theory and practice. 2018. No. 3 (159). pp. 12-15.

2. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Legal Journal. 2020. No. 10 (149). pp. 81-82.

3. Kurbatov V. Ya. Universal history of landscape art: Gardens and parks of the world.: Eksmo, 2007. 736 p.

4. Fastovich G.G. On the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state of the Russian Federation: general theoretical aspects. // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

5. Teplyashin I.V., Vlasov V.A. Public control in the sphere of sale of alcoholic beverages: state, problems, proposals // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Social Sciences series. 2018. No. 4 (77). pp. 119-125.

6. Zemlyakova E.V., Fastovich G.G. On the use of information technologies in logistics systems. // In the collection: Logistics-the Eurasian Bridge. Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 121-123.

7. Vlasov V.A. Some problematic aspects of food security. // Russian Justice. 2010. No. 11. pp. 59-61.

8. Teplyashin I.V., Bogatova E.V. Legal innovations in the agro-industrial complex of Russia: directions of implementation. // Agriculture. 2019. No. 3. pp. 1-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.