Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОПЛАТА ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова В.С.

В статье рассматривается роль государственной политики в сфере оплаты труда. Автор исследует вопросы организации и оплаты труда в современной России, выявляет особенности заработной платы в агропромышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF REMUNERATION

The article examines the role of state policy in the field of remuneration. The author explores the issues of organization and remuneration of labor in modern Russia, identifies the features of wages in the agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_224 УДК 247.2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА STATE POLICY IN THE FIELD OF REMUNERATION

ЛИТВИНОВА Валентина Сергеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,

Институт экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира 90. E-mail: tina.litvin@mail.ru;

LITVINOVA Valentina Sergeevna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor,

Institute of Economics and Management of the Agro-Industrial Complex of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira ave. 90. E-mail: tina.litvin@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается роль государственной политики в сфере оплаты труда. Автор исследует вопросы организации и оплаты труда в современной России, выявляет особенности заработной платы в агропромышленном комплексе.

Abstract: The article examines the role of state policy in the field of remuneration. The author explores the issues of organization and remuneration of labor in modern Russia, identifies the features of wages in the agro-industrial complex.

Ключевые слова: государственная политика, оплата труда, занятость населения, кадровая политика, эффективность, агропромышленный комплекс, квалификация работников.

Keywords: state policy, remuneration, employment, personnel policy, efficiency, agro-industrial complex, qualification of employees.

Для цитирования: Литвинова В. С. Государственная политика в сфере оплаты труда // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 224-225. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_224.

For citation: Litvinova \/S. State policy in the field of remuneration // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 224-225. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_224.

Статья поступила в редакцию: 12.05.2023

Государственная политика в области доходов и заработной платы осуществляется через федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и иных органов исполнительной власти. Вопросы организации оплаты труда в Российской Федерации охватываются правовым регулированием и регулированием на государственном, региональном и отраслевом уровнях[6-8].

Согласно ТК РФ (ст. 129) заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты[4].

Заработная плата является основным аспектом во всех сферах жизни людей [10]. Для работников, так как является мотиватором первичных потребностей. Тем временем для организаций - это дополнительные издержки, при этом доля затрат на заработную плату в добавленной стоимости компании очень велика[3,5]. При оценке оплаты труда в затратах на производство продукции в организациях агропромышленного комплекса - удельный вес затрат на оплату труда достигает 48 %. При этом коэффициент затрат на оплату труда в единице продукта в организациях агропромышленного комплекса достигает 50 %, а доля издержек на персонал достигает в среднем 36 %. Так что можно сказать, что для работников заработная плата является основным источником дохода, средством повышения уровня благосостояния [11]. А для работодателей заработная плата работников - это часть себестоимости продукции.

Предприятие вправе само определять общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждать штаты. Заработная плата руководителям, специалистам и служащим в большинстве случаев, начисляется по должностным окладам.

Схемы должностных окладов в производственных отраслях народного хозяйства носят, как правило, отраслевой характер. Для организаций бюджетной сферы в 1992 г. была введена Единая тарифная сетка.

Дифференциация заработной платы по разрядам в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих осуществляется исходя из сложности выполняемой работы и квалификации работников. Учет других факторов в заработной плате (таких как -условия труда, тяжесть труда, напряженность труда) - осуществляется в виде - доплаты, надбавки, премии, единовременные вознаграждения и т.п. Должностные оклады устанавливаются при приеме на работу работнику руководителями организации.

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.

К выплатам, не входящим в состав заработной платы, в частности, относятся выплаты, указанные в ст. 165 ТК РФ, которые производятся: при направлении в служебные командировки ; при переезде на работу в другую местность ; при исполнении государственных или общественных обязанностей при совмещении работы с получением образования при вынужденном прекращении работы не по вине работника при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в некоторых случаях прекращения трудового договора в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности при увольнении работника[4].

Одним из важнейших нормативных актов, регламентирующих оплату труда является Федеральный закон от 19.06.2000г. №82 - ФЗ «О минимальном размере оплате труда» (в ред. от 06.12.2021г.). Каждый год в этот закон вносятся изменения, т.к. МРОТ каждый год подлежит индексации [1]. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется ТК РФ, в соответствии со ст. 133 ТК РФ утвержденный МРОТ действует на территории всей страны и не может быть менее прожиточного минимума трудоспособного населения [2]. МРОТ прописан в Федеральном законе «О ми-

Частно-правовые (цивилистические) науки

нимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ и подлежит ежегодной индексации [1].

Федеральным законом от 19.12.2022 N 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений»установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года в сумме 16 242 рублей в месяц [10].

Так как произошли изменения, связанные с оплатой труда с 1 января 2023 года, а именно:

1. С 1 января 2023 года МРОТ составляет 16 242 руб. в месяц. Новый МРОТ влияет на выплаты, которые сотрудники получают от работодателей и из СФР. Прожиточный минимум на душу населения вырос до 14 375 руб., для трудоспособного населения - 15 669 руб., для пенсионеров - 12 363 руб., для детей - 13 944 руб.

2. С изменением правил уплаты НДФЛ. Удержания с 1 января происходят по принципу «день в день»: когда заплатили, тогда и вычли налог. Получается, что расчёт НДФЛ теперь как бы «дробится», но итоговая сумма всей зарплаты не меняется, невыплаченную разницу он получит уже при следующей выплате. Сроки уплаты НДФЛ в 2023 г. зависят от того, когда вы выплатили доходы работникам. Дата получения дохода физического лица в виде заработной платы - это день денежной выплаты работнику. Таким образом, удерживать НДФЛ теперь нужно при каждой выплате заработка. В связи с этим в организациях необходимо провести следующие мероприятия: произвести необходимые изменения по начислению заработной платы исходя из изменений с 1 января 2023 г. ; перевести некоторые категории работников на гибкий график работы для снижения затрат на оплату труда.

В связи со вступившими в силу изменениями с 1 января 2023года необходимо будет внести изменения:

1. В связи с увеличением МРОТ: увеличить зарплату сотрудникам, у кого она оказалась меньше нового федерального минимума. С такими работниками необходимо заключить дополнительные соглашения и указать в них новый размер зарплаты с учётом нового МРОТ; внести изменения в «Положение об оплате труда», прописать новый МРОТ; внести изменения по оплате труда в штатное расписание (сменить на новые оклады).

Произведем алгоритм расчет начисления заработной платы с МРОТ 2022 года и с новым МРОТ на 2023 год. Рассмотрим расчет начисления заработной платы (Таблица 1).

__Таблица 1___

Должность работника МРОТ Районный коэффициент (30%) Северная надбавка (30%) Итоговая сумма начисления

МРОТ на 1 июня 2022 года

Водитель 15 279 4 583,7 4 583,7 24 446,4

МРОТ на 1 января 2023 года

Водитель 16 242 4 872,6 4 872,6 25 987,2

С изменением правил уплаты НДФЛ работодателю необходимо: сообщить работникам об изменениях; разместить объявление на информационном стенде, опубликовать на сайте компании или разослать уведомления работникам на электронную почту ; поправить внутренние документы (ПВТР и трудовые договоры).

Произведем пример расчета в связи с изменениями правил уплаты НДФЛ: оклад работника - 40 000 рублей. После вычета подоходного налога в 13%, он получает 34 800 рублей. Раньше ему выдавали 16 000 рублей в первую часть заработной платы и 18 880 рублей заработной платы во второй. Теперь же сотруднику будут выплачивать первую часть заработной платы в размере 13 920 рублей и вторую часть заработной платы - 20 880 рублей. В общем итоге работник получает всё те же 34 800 рублей.

Сегодня заработная плата тесно связана с рынком труда и является важнейшей составляющей в жизни каждого работника. Государство оказывает косвенное влияние на размер заработной платы и установление минимальной заработной платы. Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 19.12.2022 N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений»// Консультант плюс.

2. Федеральный закон от 19.12.2022 № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» // Консультант плюс.

3. Галаева Е.В. Заработная плата и занятость: проблемы дискриминации // Общество и экономика. 2016. № 3. С.112 - 125.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Консультант плюс.

5. Червяков М.Э., Литвинова В.С. К вопросу классификации прав человека: вопросы теории и практики// Аграрное и земельное право. 2021. № 9 (201). С. 27-30.

6. Фролова О.Я., Литвинова В.С. Формирование системы стимулирования в управлении развитием культурно-досуговой деятельности // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022. № 3 (25). С. 132-145.

7. Козятникова А.О. Государственная кадровая политика в системе оплаты труда // В сборнике: СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. Материалы XVII Всероссийской студенческой научной конференции. Красноярск, 2022. С. 215-218.

8. Марченко И.И. Заработная плата как инструмент кадровой политики //Дельта науки. 2019. № 1. С. 25-28.

9. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020 № 10 (149). С. 81 -82.

10. Фастович Г.Г. Развитие системы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества (на примере модернизации общественного контроля) // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3 (159). С. 12-15.

11. Фастович Г.Г. К вопросу о цифровой экономики в юриспруденции // Аграрное и земельное право. 2019. № 2 (170). С. 62-65. References:

1. Federal Law No. 522-FZ of 19.12.2022 "On Amendments to Article 1 of the Federal Law "On the Minimum Wage" and on the Suspension of its Individual Previsions'// Consultant Plus.

2. Federal Law No.522-FZ of 12/19/2022 "On Amendments to Article 1 of the Federal Law "On the Minimum Wage" and on the Suspension of its Individual Provisions" //Consultant Plus.

3. Galaeva E.V. Wages and employment: problems of discrimination // Society and economy. 2016. No. 3. pp.112 - 125.

4. The Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 N 197-FZ (ed. of 19.12.2022) (with amendments and additions, intra effective from 01.03.2023) // Consultant plus.

5. Chervyakov M.E., Litvinova V.S. On the classification of human rights: issues of theory and practice// Agrarian and land law. 2021. No. 9 (201). pp. 27-30.

6. Frolova O.Ya., Litvinova V.S. Formation of the incentive system in the management of the development of cultural and leisure activities // Socio-economic and Humanitarian Journal. 2022. No. 3 (25). pp. 132-145.

7. Kozyatnikova A.O. State personnel policy in the remuneration system // In the collection: STUDENT SCIENCE - A LOOK INTO THE FUTURE. Materials of the XVII All-Russian Student Scientific Conference. Krasnoyarsk, 2022. pp. 215-218.

8. Marchenko I.I. Wages as a tool of personnel policy // Delta Science. 2019. No. 1. pp. 25-28.

9. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Legal Journal. 2020 No10(149). pp. 81-82.

10. Fastovich G.G. Development of the system of interaction between public authorities and civil society institutions (on the example of modernization of public control) // Law and the state: theory and practice. 2018. No. 3 (159). pp. 12-15.

11. Fastovich G.G. On the issue of the digital economy in jurisprudence // Agrarian and land law. 2019. No. 2 (170). pp. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.