Научная статья на тему 'Классификация лингвокультурологических типажей участников и жанровых языковых особенностей персонального интернет-дискурса'

Классификация лингвокультурологических типажей участников и жанровых языковых особенностей персонального интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

188
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-дискурс / персональный интернет-дискурс / жанры персонального интернет-дискурса / лингвокультурологический типаж / Internet discourse / personal Internet discourse / Internet discourse genres / linguocultural types

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Р.З. Назарова, Г.Н. Соколова

Статья посвящена систематизации и классификации лингвокультурологических типажей участников и жанровых языковых особенностей персонального интернет- дискурса, изучение которых позволяет достигнуть точного, достоверного и обоснованно- го результата при анализе лингвокультурологических особенностей персонального ин- тернет-дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to systematization and classification of linguistic and cultural traits of participants and genre linguistic features of personal Internet discourse, the study of which allows to achieve an accurate, reliable and reasonable result while analyzing linguistic and cultural characteristics of personal Internet discourse.

Текст научной работы на тему «Классификация лингвокультурологических типажей участников и жанровых языковых особенностей персонального интернет-дискурса»

4. Эффективность коммуникации: понятие, роль адресанта и адресата, основные приёмы её достижения / С. В. Андреева, А. Н. Байкулова, Е. Ю. Викторова, И. А., Воро-новская, А. В. Дегальцева, М. А. Кормилицына, Г. С. Куликова, С. О. Львова, А. И. Ма-тяшевская, Т. А. Милёхина, О. В. Мякшева, Л. Г. Навасартян, З. С. Санджи-Гаряева, О. Б. Сиротинина, Е. В. Уздинская /под ред. О. Б. Сиротининой и М. А. Кормилицыной. Саратов, 2019. 236 с.

5. Сиротинина О. Б. Есть ли специфика в достижении эффективности научных текстов? // Филология в XXI веке. Пермь, 2019. № 51. С. 264-270.

6. Щипицына Л. Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 215-226.

7. Матяшевская А. И. Жанр лекции и его современные разновидности // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 246-253.

Р.З. Назарова, Г.Н. Соколова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 811.161.1

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТИПАЖЕЙ УЧАСТНИКОВ И ЖАНРОВЫХ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРСОНАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

Статья посвящена систематизации и классификации лингвокультурологических типажей участников и жанровых языковых особенностей персонального интернет-дискурса, изучение которых позволяет достигнуть точного, достоверного и обоснованного результата при анализе лингвокультурологических особенностей персонального интернет-дискурса.

Ключевые слова: интернет-дискурс, персональный интернет-дискурс, жанры персонального интернет-дискурса, лингвокультурологический типаж

CLASSIFICATION OF LINGUOCULTURAL TYPES OF PARTICIPANTS AND GENRE LANGUAGE FEATURES OF PERSONAL INTERNET DISCOURSE

The article is devoted to systematization and classification of linguistic and cultural traits of participants and genre linguistic features of personal Internet discourse, the study of which allows to achieve an accurate, reliable and reasonable result while analyzing linguistic and cultural characteristics of personal Internet discourse.

Keywords: Internet discourse, personal Internet discourse, Internet discourse genres, linguocultural types

Стремительно усиливающаяся роль общения посредством сети Интернет, охватывающая все сферы жизни современного общества, доказывает особую актуальность изучения особенностей персонального интернет-дискурса с позиции лингвокультурологии, а также необходимость построения модели персонального интернет-дискурса, включающей элементы жанровой стратификации, особенности языкового поведения интернет-

личностей, и лингвистические аспекты интернет-коммуникации в их взаимосвязи.

Очевидно, персональный интернет-дискурс может быть представлен различными коммуникативными жанрами, однако наиболее распространенными, и отвечающими цели исследования, следует признать, по нашему мнению, жанры личной веб-страницы, форума, блога и социальной сети.

Соглашаясь во многом с мнением Л.Ю. Щипициной в отношении форм персонального интернет-дискурса [1, с. 220], дадим характеристику жанров персонального интернет-дискурса: личной веб-страницы, блога, социальной сети и форума.

Личная веб-страница (персональный сайт) - это жанр персонального интернет-дискурса, коммуникативной целью которого является презентация личности, ее идей, мнения в интернет-пространстве. Личная веб-страница имеет четкую композиционную структуру и включает в себя главную страницу, разделы (тематические), контакты, в которых отражается личная информация владельца страницы, позволяющая идентифицировать роль личности в интернет-коммуникации. Характерной для личной веб-страницы является гипертекстовая организация, в рамках которой различные темы соединены активными гиперссылками.

Социальная сеть также относится к типу веб-страниц, однако, по сравнению с личной веб-страницей, она намного более комплексна и многофункциональна, представляет собой множество личных веб-страниц с соответствующими блоками, объединенными какой-либо доминирующей идеей. В качестве примеров могут быть названы ВКонтакте, Фейсбук (первоначальной целью является общение друзей), Одноклассники (первичная цель - поиск бывших одноклассников и общение между ними), сети знакомств, такие как Мамба, Баду, Тиндер (цель - романтические знакомства). Вообще, социальные сети, будучи особым жанром персонального интернет-дискурса, представляют собой комплексный конструкт, сочетающий черты сетевых сообществ, форумов, мессенджеров, и, следовательно, объединяют в себе функции как личной презентации, так и интернет-коммуникации - групповой или индивидуальной, синхронной или асинхронной. Объединяющей коммуникативной целью всех социальных сетей, очевидно, является включение отдельной личности в существующее коммуникативное сообщество, с возможностью самоидентификации в нем каждой личности.

Блог (личный блог, веб-блог) - стремительно набирающий популярность жанр персонального интернет-дискурса, формат и средства которого обеспечивают возможность самовыражения личной позиции автора (блогге-ра) в отношении каких-либо явлений и процессов, например, в отношении социально-значимых проблем общества, известных способов изготовления чего-либо, научных достижений и открытий, особенностей оказания услуг в какой-либо сфере и т.д. Жанр «блог», по сути, предполагает публикацию статей блоггеров, открытых для широкой публики не только для чтения, но и для комментирования, причем статьи в блоге располагаются в хронологическом порядке. Наиболее известным примером блогов является Живой Журнал («ЖЖ», англ. «Live Journal»). В жанре «блог» обнаруживаются чер-

126

ты форумов, комментариев, личных веб-страниц. Коммуникативной целью блога является не только и не столько простое изложение информации о событиях, а выражение личного отношения блоггера к ним.

Жанр форума (сетевого форума) представляет собой сетевое сообщество в рамках какого-либо сайта. Форум может быть организован как на отдельном сайте (например ФорумХаус, Пикабу, 4pda), так и в рамках тематического сайта, в структуре которого занимает лишь определенную часть (например, Lurkmore, Фрагрантика). Коммуникативной целью форума является общение на строго определенные темы, хотя, как правило, в составе форумов организуются разделы для тем, не связанных непосредственно с тематикой сайта (могут носить названия «О разном», «Флудилка», «Курилка», «Парилка» и т.д). Можно утверждать, что жанр «форум» носит информационно-развлекательные черты. По справедливому, на наш взгляд, утверждению С.В. Бондаренко, социальная структура интернет-форумов и представленные на них интернет-сообщества «объективны по своей природе, и на них распространяется действие существующих в физическом мире законов развития социума (разумеется, с учетом специфики виртуального пространства)» [2, с. 15].

Таким образом, учитывая системный характер каждого из видов дискурса, можно утверждать, что персональный интернет-дискурс определяется специфическими конститутивными и системообразующими чертами, являясь составной частью дискурсивной парадигмы.

Результаты проведенного исследования позволили классифицировать участников персонального интернет-дискурса, охарактеризовать их лингво-культурные типажи.

Лингвокультурные типажи выделялись по следующим основополагающим признакам: узнаваемость и яркость, хрестоматийность, типичность, прецедентность.

С культурологической позиции, основанной на выявлении типов виртуальной языковой личности как носителя той или иной культуры, были выделены носители базовой и маргинальной интернет-культур, находящиеся друг с другом в оппозиционных отношениях.

В плоскости видов речевой культуры виртуальной языковой личности представляется необходимым и целесообразным выделить следующие типы представителей:

- представитель элитарной речевой культуры;

- представитель диалектной речевой культуры;

- представитель просторечной речевой культуры.

Таким образом, к самостоятельным лингвокультурным типажам, характеризующимся полностью сформированными лингвокультурными чертами, можно отнести типажи «автор», «пользователь», «администратор/модератор», «тролль».

Приведенная выше типизация участников персонального интернет-дискурса позволила, в рамках проведенного исследования, однозначно стратифицировать коммуникантов по культурной принадлежности и характер-

ному речевому поведению, что, в свою очередь, дало возможность выявить лингвокультурологические особенности персонального интернет-дискурса.

Следует отметить, что проведенное исследование доказало наличие высокого уровня стереотипизации лингвокультурологических типажей виртуальной языковой личности, характеризуемого устойчивостью, схематичностью и упрощенностью.

В таблице 1 приведены результаты отнесения каждого лингвокуль-турного типажа в персональном интернет-дискурсе к тем или иным видам культуры на основании стереотипных представлений представителей других лингвокультурных типажей.

Таблица 1 - Стереотипные представления о лингвокультурных типажах в персональном интернет-дискурсе _

Лингвокультурный типаж Представитель интернет-культуры Носитель речевой культуры

Автор Базовой Элитарной

Пользователь Базовой Диалектной

Администратор/модератор Базовой Элитарной

Тролль Маргинальной Просторечной

Итак, по результатам исследования были выявлены следующие стереотипные характеристики лингвокультурных типажей персонального интернет-дискурса:

1. «Автор», по представлениям большинства опрошенных лиц, может быть как мужчиной (67%), так и женщиной (33%), его возраст - 30-60 лет, имеет высшее образование, как правило гуманитарное, характеризуется высоким уровнем культуры; его речь в персональном интернет-дискурсе правильная, пространная, соблюдаются грамматические правила, правила синтаксиса и пунктуации; жаргонные слова и выражения практически не используются, обсценная лексика не встречается; графические средства передачи невербальной информации практически не применяются. На основании анализа полученных статистических данных был сделан вывод о принадлежности «автора» к базовому типу интернет-культуры и элитарному типу речевой культуры.

2. «Пользователь», по мнению опрошенных респондентов, в равной мере может быть как женщиной (48%), так и мужчиной (52%), возраст - 2060 лет; может иметь как высшее, так и среднее профессиональное образование; сфера занятости включает как гуманитарные, так и технические профессии; уровень речевой компетенции - средний; речь зачастую диалектная, а иногда и просторечная, грамматические правила соблюдаются не всегда, редко соблюдаются правила синтаксиса и пунктуации, жаргонные слова и выражения используются умеренно, обсценная лексика редко встречается, и всегда в виде эвфемизмов; графические средства передачи невербальной

информации используются достаточно часто. Таким образом, несмотря на размытость характеристик данного типажа, представляется возможным отнести его к представителям базовой интернет-культуры, и охарактеризовать как носителя преимущественно диалектной речевой культуры. Также возможна, на наш взгляд, характеристика типажа «пользователь» как модельной виртуальной языковой личности.

3. «Администратор/модератор», по данным проведенного исследования, ассоциируется у большинства участников персонального интернет-дискурса с мужчиной (93%) 40-60 лет; имеет высшее техническое образование, сфера занятости - 1Т-технологии; сформированность речевой компетенции - высокая; речь правильная, краткая, соблюдаются грамматические правила, правила синтаксиса и пунктуации, жаргонные слова и выражения встречаются крайне редко, обсценная лексика не встречается; графические средства передачи невербальной информации используются часто, но в рамках принятой в определенном интернет-жанре клише. На основании обработанной информации представляется возможным отнести «Администратора/модератора» к представителю базовой интернет-культуры, носителю элитарной речевой культуры.

4. «Тролль» - собирательный тип участника персонального интернет-дискурса, к числу «троллей» относят не только «виртуальных хулиганов», но и «спамеров», флеймеров», «флудеров». Результаты исследования указывают на следующие стереотипные характеристики «тролля» - возраст 15-25 лет, мужчина; специальное образование отсутствует, занят в сферах, не требующих высокой квалификации, либо не работает (школьник, студент); уровень коммуникативной культуры - низкий; речь «тролля» практически всегда просторечная, грамматические правила нарочито не соблюдаются, также как и правила синтаксиса и пунктуации, жаргонные слова и выражения используются очень часто, обсценная лексика используется часто, и, если отсутствует угроза блокировки со стороны модератора - в неизмененном виде; графические средства передачи невербальной информации используются избыточно. Приведенная выше характеристика обосновывает отнесение «тролля» к представителю маргинальной интернет-культуры и носителю просторечной виртуальной языковой культуры.

Следует отметить, что стереотипная характеристика участников персонального интернет-дискурса может в значительной мере отличаться от лингвокультурных черт реальных представителей типизируемых групп.

Результаты проведенного исследования позволили заключить, что классифицированные лингвокультурные типажи персонального интернет-дискурса не изолированы друг от друга, а существуют в постоянном взаимодействии, что определило необходимость уточнения маркированности каждого из типажей другими представителями интернет-культуры.

Результаты проведенных опросов однозначно указывают на положительную маркированность «авторов», положительно-нейтральную - «пользователей», нейтрально-отрицательную - «администраторов/модераторов», и резко негативную - «троллей». Соответственно, были сделаны выводы о преимущественно оппозиционных взаимоотношениях между представите-

129

лями базовой интернет-культуры («авторами», «пользователями», администраторами/модераторами») и маргинальной интернет-культуры («троллями»).

В таблице 2 приведены данные проведенного анализа фрагментов персонального интернет-дискурса, отражающего характерные языковые приемы различных лингвокультурных типажей, систематизированные по признаку жанровой принадлежности.

Таблица 2 - Результаты анализа фрагментов персонального интернет-дискурса, отражающего характерные языковые приемы различных лингвокультурных типажей, систематизированные по признаку жанровой принадлежности

в о н о к и т о м

т

е и н а в о з ь л о п с

£

в о л о в м и с е и н

е р

о т в о п е о н ч о т ы

ю

3

е

е

ы

н

н

а

в

о

з

и

л

о

е р

к

е и к с е ч

и ^

а р

ы в и

ита р

р Э

«

и а а и в

е р

ко

■о <

е

ы

в

о

т

с

к

е

Т

«

и а а в

и р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е еД

е

и

н

е

еж

о

л

с

о

в

о

л

Р

«

и а а

з

и д

и р

и

а п о к о п пА

«

и а а з и л а

р е

з и м е

о р

с

з и м е

в Э

в о л с

Й

ы

н

д

о в в

е п с е и н е л в а

о Д

в о м е ем

Й

ы

в

о

т

с

к

е

т

е

и

н

е

л

в

а

о оД

«

и а

а

д

а р

в о н е л ч

а

ы

н

д

о р

о

н

д

о

ы

д

« РМ

Автор

Личная веб-страница

+

+ + +

Блог

+

+

+

+

+

+

Социальная сеть

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Форум

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Пользователь

Личная веб-страница

+

+

+

+

+

Блог

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Социальная сеть

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+ +

Форум

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Администратор/модератор

Личная веб-страница

+

+

Блог

+

+

+

Социальная сеть

+

+

+

+

+

Форум - - + - - + + - - - + - - + - - -

Тролль

Личная веб-страница + + - + + + + + + + + + + + - - +

Блог + + + + + + + + + + + + + + - - +

Социальная сеть + + + + + + + + + + + + + + - - +

Форум + + + + + + + + + + + + + + - - +

Полученные результаты анализа доказывают, что характерные для каждого лингвокультурологического типажа речевые стратегии и коммуникативные приемы относительно постоянны, однако, безусловно, претерпевают небольшие изменения в связи со сменой жанра интернет-дискурса.

В частности, для жанра «личная веб-страница», как правило, характерен лингвистический стиль коммуникации, максимально приближенный к официальному (деловому). В рамках данного жанра ведущим коммуникантом является «автор», который принимает на себя также роль «администратора/модератора». «Пользователи» и «тролли» в данном жанре находятся в позиции комментаторов, причем коммуникативная деятельность «троллей» в рамках жанра малорепрезентативна, поскольку любые попытки «троллей» разрушить коммуникативный процесс жестко подавляются модератором путем удаления соответствующих сообщений. Таким образом, в данном виртуальном жанре все участники интернет-коммуникации проявляют максимально возможный для них уровень речевой культуры.

Для жанра «блог» характерна сходная ситуация, однако коммуникация в рамках данного жанра носит заметно менее официальный характер. Тем не менее, для «автора» (в данном случае блогера) характерен высокий уровень языковой компетенции, с незначительными включениями элементов диалектной языковой культуры, в то время как лингвокультурные типажи «пользователь», «администратор/модератор» и «тролль» проявляют типичные для себя уровни языковой компетенции, используют стандартные наборы речевых стратегий.

Жанры «социальная сеть» и «форум» - наименее официальные коммуникативные сферы. В них все перечисленные лингвокультурные типажи наиболее ярко проявляют свои уровни языковой компетенции, речевых стратегий, и, тем самым, полностью раскрывают свою принадлежность к соответствующим типам лингвокультуры.

Таким образом, результаты проведенного исследования и анализ полученных данных позволяет сформулировать вывод о том, что, вне зависимости от жанра персонального интернет-дискурса, лингвокультурные типы виртуальных языковых личностей показывают относительное постоянство в выборе речевых стратегий и средств достижения цели виртуальной коммуникации.

В рамках проведенного исследования выявленные речевые стратегии и лингвистические инструменты достижения коммуникативных целей субъектов персонального интернет-дискурса были классифицированы не только по уровням языка, но и по принадлежности к определенному виду лингво-культуры - эталонному либо маргинальному.

Полученные результаты исследования позволили с высокой степенью определенности отнести применение таких лингвистических приемов, как использование эмотиконов, использование «капса», применение литурати-вов, графических и креолизованных мемов, аббревиации, текстовых мемов, деривации, словосложения, гибридизации, вербализации, добавление специфических вводных слов, добавление текстовых мемов, использование устойчивых конструкций-преувеличений, градации, рядов однородных членов, парцелляции, редукции знаков препинания - к базовому (эталонному) для интернет-сообщества речевому поведению виртуальной языковой личности, с отнесением в зависимости от комбинирования вышеуказанных приемов к лингвокультурным типажам «автор», «администратор/модератор», «пользователь», характеризующимся высоким либо среднем уровнем речевой культуры. Преимущественное применение же таких лингвистических приемов, как избыточное повторение символов, эрративы, звукоподражательное словообразование, апокопа, эвфемизмы и эсхрофемизмы, сленговая дезаббревиация, спунеризм - ассоциируется с маргинальными слоями виртуального социума, представителями низкого уровня речевой культуры, воспринимается как девиантное речевое поведение в рамках практически всех жанров персонального интернет-дискурса.

Таким образом, результаты исследования, базировавшегося на анализе фрагментов речи в различных жанрах персонального интернет-дискурса, позволили сформулировать следующие выводы:

1. Каждому лингвокультурному типажу интернет-коммуникации свойственен характерный набор языковых приемов и речевых стратегий, определяющих, в конечном итоге, его принадлежность к тому или иному типу виртуальной языковой культуры;

2. Лингвокультурные характеристики, репрезентирующие типажи участников персонального интернет-дискурса, резистентны к ротации конституирующих, структурных и прагматических аспектов виртуальных жанров.

Список использованной литературы

1. Щипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. М. : КРАСАНД, 2010. 296 с.

2. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. -Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 2004. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.