Научная статья на тему 'Классификация информационных электронных образовательных ресурсов'

Классификация информационных электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5210
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова И. В.

В статье освещаются существующие классификации электронных образовательных ресурсов. Сделана попытка на основе анализа существующей литературы составления новой классификации ЭОР для оптимизации использования их в учебном процессе. Подобраны признаки для классификации электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация информационных электронных образовательных ресурсов»

46

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

И. В. Морозова

Вологодский государственный педагогический университет, г. Вологда Классификация информационных электронных образовательных ресурсов

В статье освещаются существующие классификации электронных образовательных ресурсов.

Сделана попытка на основе анализа существующей литературы составления новой классификации ЭОР для оптимизации использования их в учебном процессе. Подобраны признаки для классификации электронных образовательных ресурсов.

Информационный электронный образовательный ресурс (ИЭОР) — совокупность данных в электронном виде, реализующая возможности средств информационных и коммуникационных технологий, содержащая информацию, предназначенную для осуществления всесторонней педагогической деятельности.

Для эффективной разработки и использования информационных электронных образовательных ресурсов (ИЭОР) необходимо знать возможности и характеристики этих видов ресурсов. Существует большое количество разновидностей ИЭОР, которые выделяются по определенным признакам. В зависимости от вида ИЭОР, его можно использовать в рамках тех или иных учебных занятий, различать подходы к их созданию, определить приоритет их использования. Для выделения разновидностей ИЭОР необходимо провести их классификацию.

Большинство классификаций появились в период с 1987 по 2007 год. В силу стремительного развития информационных технологий и постоянного появления новых разновидностей информационных электронных образовательных ресурсов, необходима корректировка существующих и уже устаревших классификаций.

Анализ существующих классификаций позволил составить следующую классификацию ИЭОР:

1. По системе обучения: традиционные — предназначены для традиционной системы обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования РФ в данной предметной области; факультативные — предназначены для углубленной факультативной работы; домашние репетиторы — предназначены для домашней самостоятельной работы; справочные — предназначены для поиска справочной информации по предмету.

2. По форме обучения: индивидуальные — предназначены для непосредственного взаимодействия обучающего (ИЭОР) с обучаемым; групповые — предназначены для работы в группах; фронтальные — предназначены для обеспечения работы обучающего сразу со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами; коллективные — предназначены для обеспечения работы обучающего сразу со всеми обучающимися, как с целостным коллективом со своими особенностями взаимодействия; парные — предназначены для работы двух обучающихся.

3. По методическому назначению: обучающие — сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения; тренажеры — предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала; контролирующие — предназначены для контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом; информационно-поисковые — сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации; демонстрационные — визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения; имитационные — представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик; моделирующие — позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения; учебно-игровые — предназначены для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме.

4. По форме организации занятия: лекционные — предназначены для работы на лекциях; лабораторнопрактические — предназначены для организации семинаров, лабораторных и практических работ; научноисследовательские — предназначены для осуществления научно-исследовательской работы; для самообучения — предназначены для самостоятельного обучения; оценочные — предназначены для организации оценочных занятий (зачет, экзамен); для организации конференций — предназначены для организации обучения в рамках конференцсвязи.

5. По дидактическим целям обучения: формирующие знания — направлены на формирование базовых знаний; сообщающие сведения — носят информативный характер, направлены на сообщение информации; формирующие умения — направлены на формирование умений и навыков; закрепляющие знания — направлены на закрепление базовых знаний; контролирующие уровень обученности — направлены на контроль уровня обученности; обобщающие знания — направлены на процесс обобщения имеющихся знаний; совершенствующие знания, умения, навыки (ЗУН) — направлены на расширение и углубление имеющихся знаний, умений, навыков (ЗУН).

Классификация позволяет выбирать ИЭОР, которые будут подходить для организации обучения в зависимости от целей учебного занятия, вида обучения, формы его организации, системы обучения, методики обучения и т. д., т. е. в зависимости от всех вышепредложенных признаков классификации ИЭОР. Знание и правильное использование классификации информационных электронных образовательных ресурсов дает возможность более эффективно применять эти ресурсы в процессе обучения, а следовательно, интенсифицировать его и получить более высокие результаты обучения.

Список использованных источников

1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 2003. — 616 с.

2. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. — 235 с.

3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании: сетевой учеб.-метод. комплекс электронных средств поддержки обучения для подготовки кадров современного открытого образования / Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН). — http://www.ido.edu.ru/ open/ikt/index.html

4. ГершунскийБ. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.

5. Чернилевский Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе: учеб. издание / под ред. Д. В. Чернилевского. — М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.: ил.

Т. М. Смирнова, Л. В. Вязкова

Средняя общеобразовательная школа № 6, г. Йошкар-Ола

Формирование народной культуры в школе

НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В нашей работе определены актуальность и значимость использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) для активизации этнического самосознания будущего поколения. Проведение занятий в данном направлении с применением инновационных технологий помогает улучшить уровень восприятия учащимися новой информации, а также развивает их познавательную активность.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Конфуций

Задумываясь о вечных ценностях, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений. Необходимо активизировать этническое самосознание будущего поколения, повышать внимание к своему культурному наследию. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, возрождения национального характера. Для решения образовательновоспитательных задач в данном направлении эффективны различные пути. На наш взгляд, особую значимость приобретает информатизация образования. Мало кто из учителей может оспаривать тот факт, что информационные технологии улучшают уровень восприятия учащимися новой информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30 % учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может обогатить занятие новым интереснейшим содержанием.

Темпы развития современной педагогики подталкивает нас наиболее широко рассматривать границы поиска необходимой информации. Например, в нашем небольшом городе вниманию ребят мы можем предложить только минимальную часть кладовой разнообразных народных культур великой России. А вот в Санкт-Петербурге расположен уникальный музей этнографии народов России и сопредельных с нею стран, в залах которого можно ознакомиться с исконной культурой самых разных народов старой и новой России, их бытом, нравами, мировоззрением; убедиться в том, как они похожи и одновременно самобытны. Посетить его лично сможет не каждый, а вот заочное посещение ребятам мы можем организовать, благодаря интернет-ресурсам. Необходимо просто выйти на сайт музея (http://www.ethnomuseum.ru). Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами, сказками используя интерактивную доску. Например: «Составь пословицу», «Дополни пословицу, загадку», «Восстанови деформированный отрывок сказки», «Установи соответствие», «Убери лишнее» и т. д. Г лубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Ребята с интересом принимают участие в поиске информации и в подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, презентаций на различные темы этнографического направления. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием, а учитель — координатором. В процессе демонстрации ученики приобретают опыт публичных выступлений. Программа Paint поможет педагогу заинтересовать детей младшего школьного возраста. Здесь они могут с удовольствием раскрасить дымков -скую игрушку, национальную кухонную утварь, дополнить или продолжить национальный орнамент, иллюстративно оформить результат услышанного материала. В нашей школе мы вместе с ребятами начали собирать материал для организации музея народной культуры. Вопросов возникает огромное количество, поэтому удоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.