Научная статья ■УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-160-163 EDN: https://elibrary.ru/hvmaqg NIION: 2015-0066-5/23-826 MOSURED: 77/27-011-2023-05-025
Классификация информации как элемента состава административных правонарушений
Газиявдибир Хадисович Хадисов1, Станислав Петрович Стащенко2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 hadisov65@mail.ru
2 arlikl3@inbox.ru
Аннотация. Рассматриваются виды информации как юридического феномена, являющегося преимущественно объектом противоправных посягательств, или её использования при совершении тех или иных административных правонарушений. Приводятся примеры конкретных составов административных правонарушений в информационной сфере. Предлагается уникальная классификация информации с точки зрения её роли в административном правонарушении.
Ключевые слова: информация, административные правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, объект административного правонарушения, законодательство
Для цитирования: Хадисов Г. X., Стащенко С. П. Классификация информации как элемента состава административных правонарушений II Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 160-163. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-5-160-163. EDN: HVMAQG.
Original article
Classification ofinformation as an element of the composition of administrative offenses
Gaziyavdibir H. Hadisov1, Stanislav P. Staschenko2
12 Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 hadisov65@mail.ru
2 arlikl3@inbox.ru
Abstract. The types of information are considered as a legal phenomenon, which is mainly the object of illegal encroachments, or its use in the commission of certain administrative offenses. Examples of specific types of administrative offenses in the information sphere are given. A unique classification of information is proposed in terms of its role in an administrative offense.
Keywords: information, administrative offenses, Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, object of an administrative offense, legislation
For citation: Hadisov G. H., Staschenko S. P. Classification of information as an element of the composition of administrative offenses. Bulletin of economic security. 2023;(5):160-3. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-160-163. EDN: HVMAQG.
Дальнейшая информатизация современного общества способствует развитию научных дискуссий по проблемным вопросам обеспечения информационной безопасности. Свое развитие данная проблематика находит в Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где аспекту информационной безопасности посвящен отдельный раздел наряду с такими как: «сбережение народа России и человеческого по© Хадисов Г. X., Стащенко С. П., 2023
тенциала», «оборона страны», «государственная и общественная безопасность», «экономическая безопасность» и других.
Актуальность рассматриваемой в статье тематики также подтверждает недавний Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации», основным посылом которого (помимо всего прочего) явился тезис о том,
JURISPRUDENCE
что с 1 января 2025 года в России запрещается использовать средства защиты информации, происходящие из недружественных стран. Таким образом, как органам государственной власти, так и иным организациям в последствии будет запрещено использовать средства защиты информации, странами происхождения которых являются иностранные государства, совершающие в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, либо производителями которых являются организации, находящиеся под юрисдикцией таких иностранных государств, прямо или косвенно подконтрольные им, либо аффилированные с ними.
Также необходимо отметить активное формирование и усовершенствование законодательство в информационной сфере. Объектом всех этих процессов является информация, значение и роль которой в современных реалиях постоянно повышается и которая уже давно стала стратегическим ресурсом, от использования которого зависит развитие экономики, формирование гражданского общества, а также обеспечение безопасности государства и общества.
Исходя из анализа составов административных правонарушений, где объектом является информация, можно выделить несколько ее видов:
1. Достоверная, а также подлежащая предоставлению и в надлежащем виде, без внесения заведомо недостоверных сведений (например, статьи 5.1, 5.5, 5.39, 6.1, 19.7 КоАП РФ).
2. Актуальная, подлежащая опубликованию только в определенный период времени или специально отведенных местах (например, статьи 5.5, 5.10 КоАП РФ).
3. Заведомо ложная, выступающая средством совершения административного правонарушения (например, статьи 5.61.1, 13.48 КоАП РФ).
4. «Токсичная», содержательная часть несет в себе вредную составляющую, которая может негативно повлиять на психику человека или нанести «имиджевые» потери органам государственной власти (например, статьи 5.61, 20.3.3, 20.3.4 КоАП РФ).
5. Защищаемая (например, статьи 13.11, 13.12, 13.14, 13.14.1 КоАП РФ).
6. Пропагандистская, та, которая навязывает человеку безнравственные основы и опасные для жизни и Здоровья привычки (например, статьи 6.13, 6.13.1, 6.21 КоАП РФ) [1].
Рассмотрим более подробно каждую из них.
Касаемо первого вида, необходимо отметить, что достоверность информации связывается прежде всего с событиями (явлениями), имевшими место в действительности, т. е. фактами, а также их сопоставлением друг с другом путем анализа разных источников информации. Фактом можно считать сведения, которые не вызывают сомнения в их верности, уже проверенные на достоверность. Информация, которая не проверена или которую невозможно проверить, фактом не является. Например, к фактам относят даты, числа, имена, собы-
тия и т. д., т. е. все то, что можно потрогать, измерить, подтвердить. Однако большинство фактов не представляется возможным проверить самостоятельно. Поэтому полученные данные во многом основываются на доверии к источникам информации.
Достоверность - это неотъемлемый элемент качества информации, отражающий ее точность, непротиворечивость и объективность. Отсутствие достоверности приводит к искажению информации. Вместе с другими качественными показателями информации (содержательность, доступность, адекватность, достаточность, актуальность и др.) достоверность позволяет правильно воспринимать информацию и своевременно реагировать на нее.
По сути, достоверной информацией следует считать только неискаженные сведения, поскольку на качество информации влияют не только ее подлинность и объективность, но и способы и приемы представления каких-либо сведений, например в случаях предоставления выборочной информации, которая по своей сути является достоверной, но не отражает реальную объективную картину действительности. Такой прием иногда используется для представления «успехов на местах» высшему руководству страны при их малозначительности, что в итоге не позволяет объективно оценить реальную ситуацию, в том числе может повлечь за собой принятие каких-либо ошибочных решений, имеющих негативные социально-экономические последствия.
Таким образом, можно предположить, что достоверная информация представляет собой набор объективных, точных и правдивых сведений, относящихся к какому-либо факту, имевшему место в действительности, исключающих сомнения в их истинности.
Второй вид информации «актуальной», являющейся дополнительным объектом административных правонарушений, связанных с распространением сведений связанных с проведением выборов и (или) референдумов различного уровня.
Так, агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - со дня опубликования решения ЦИК Российской Федерации о проведении повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования. Проведение предвыборной агитации (иными словами распространения сведений о кандидате и (или) политической партии в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Соответственно, если подобного рода информацию распространять в другое время или в иных местах, то состава административного правонарушения не будет.
Поэтому данный вид информации рассматривается как «актуальная» в определенный период времени и местах проведения выборной кампании.
Третий вид информации - заведомо ложная, является по сути антиподом первого - достоверной информации. Заведомо ложной является информация, в которой присутствуют не соответствующие действительности фактические данные, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. К перечню сведений, при наличии которых реклама является недостоверной, в частности, относятся: не соответствующие действительности сведения о таких характеристиках товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; о наличии товара на рынке и возможности его приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте и т. д. - Заведомо ложным является и объявление о несостоятельности, принятое в порядке, установленном законом, но на основе заведомо ложной информации при представлении кредиторам искаженных сведений о платежеспособности данного хозяйствующего субъекта и других факторах, влияющих на признание несостоятельным с целью изменить сроки и размер платежей либо отказаться от них.
Также сюда можно отнести ложную информацию, касающуюся исторического наследия нашей страны, а именно отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, а также информационное отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы.
К «токсичной» информации относится та, которая от предыдущего вида в принципе является достоверной, однако, в силу ее специфики при распространении может нанести ущерб как физическому, так и юридическому лицу.
Так, например, оскорбление представляет собой способ информационно-психологического воздействия на человека, которое представляется в транслировании информации исключительно в отрицательном контексте о нем, подрывает его репутацию в глазах окружающих
и наносит ущерб его самоуважению. В отличии, от клеветы, информация, транслируемая при оскорблении в действительности может быть достоверной (например, аморальный образ жизни, злоупотребление вредными привычками и т. п.).
Также сюда можно отнести информацию, распространяемую для дискредитации использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные информационные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации. Схожий объект просматривается в другом составе административного правонарушения, как то информационные призывы к осуществлению иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Следующий вид информации - «защищаемая». В статье 5 Федеральный закона от 27 июля 2006 г. № 227-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Что касается информации ограниченного доступа, то ограничение доступа к ней устанавливается федеральными законами и обязательным является соблюдение ее конфиденциальности (защиты).
На сегодняшний день действует Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188, к которым относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым
JURISPRUDENCE
ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Ну и последний вид - это «пропагандистская». Изначально пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) - распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов. Иными словами, пропаганда - это распространение информации с определенным «подтекстом» и целями.
В контексте нашего рассмотрения, например, при пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в рамках административной наказуемости, причиняется вред общественной нравственности в следующем выражении: во-первых, противодействует политике здорового образа жизни, концептуально востребованной сейчас во всех странах мира; во-вторых, создает представление о допустимости потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе у несовершеннолетних граждан, нравственный облик которых находится в стадии формирования; в-третьих, косвенно сопутствует и нарушению определенных правил безопасного поведения (например, потребление наркотиков лицами, управляющими транспортными средствами). Дополнительным объектом данного правонарушения является установленный порядок деятельности в сфере оказания рекламных услуг, а также в сфере массовой информации. То есть дополнительный объект является
чисто информационная составляющая, так как реклама и деятельность средств массовой информации являются институтами информационного права.
Таким образом, информация как объекта административно-правовой охраны представляет собой сведения или данные, порядок доступа к которым и их распространение, независимо от способа их представления, хранения или организации, подлежит правовому регулированию в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами. Можно сделать вывод, что круг административных правонарушений, где объектом выступает информация, весьма большой и не ограничивается лишь 13 главой административные правонарушения в области связи и информации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также имеет место быть в качестве дополнительного объекта во многих других составах различных глав рассмотренного кодифицированного федерального закона. Что лишний раз подтверждает тезис о наступление эры информационных технологий имеет важное влияние на административную юрисдикцию в том числе.
В заключение следует отметить, что нами была проведена классификации информации как объекта административных правонарушений с точки зрения не только административно-правового подхода, но и с позиции информационного права. И выделено шесть ее видов: достоверная, актуальная, заведомо ложная, токсичная, защищаемая и пропагандистская.
Список источников
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
References
1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ // SPS «ConsultantPlus».
Информация об авторах
X. Г. Хадисов - начальник кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции;
С. П. Стащенко - доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Information about the authors
H. G. Hadisov - Head of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor;
S. P. Stashchenko - Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 15.09.2023; одобрена после рецензирования 29.10.2023; принята к публикации 15.11.2023.
The article was submitted 15.09.2023; approvedafterreviewing 29.10.2023; acceptedforpublication 15.11.2023.