Научная статья на тему 'Классификация и систематизация терминов'

Классификация и систематизация терминов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
31560
2941
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литовченко Василина Ивановна

Рассмотрены различные подходы к классификации и систематизации терминов. Целью классификации в изучении терминологии является построение иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам или присущих им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification and systematization of terms

In the article different ways of classification and systematization of terms are considered. The purpose of the classification in the terminology study is building of the hierarchical system of classes and their subclasses on the basis of some characteristics peculiar to the objects or not.

Текст научной работы на тему «Классификация и систематизация терминов»

варьироваться в зависимости от особенностей решаемой учебной задачи и уровня усвоения поисковой деятельности обучаемыми. Кроме того, все выделенные группы действий реализуются в совместной деятельности преподавателя и студентов, которая может принимать различные формы, в зависимости от степени активности и самостоятельности студентов: чем большая часть действий преподавателя может быть передана студентам, тем выше уровень усвоенной поисковой деятельности и тем вероятнее процесс обучения перерастает в процесс учения. Поэтому глобальной целью преподавателя является перенос «центра тяжести» таблицы с колонок 1 и 2 на колонки 3 и 4 соответственно, т. е. формирование у студентов, во-первых, умений самостоятельно осуществлять все действия, входящие в структуру поисковой деятельности, во-вторых, целостного механизма саморегуляции собственной учебной деятельности. Ибо «гибельная для образования, но, к сожалению, повсеместно существующая рутина может постепенно преодолеваться с помощью такой организации образовательной среды, которая стимулировала бы деятельность учения - не заучивания заданных на дом параграфов, а постановки собственных вопросов и поиска ответов» [4. С. 91].

Таким образом, приведенная структура поисковой деятельности и выделенные группы действий, осуществ-

ляемые преподавателем и студентами в процессе совместной деятельности по решению учебных проблем, позволяют организовать целенаправленное формирование поисковой деятельности студентов в процессе математической подготовки.

Библиографический список

1. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова ; АПКиПРО. М., 2003.

2. Шкерина Л. В. Теоретические основы технологий учебно-познавательной деятельности будущего учителя математики в процессе математической подготовки в педвузе / Л. В. Шкерина ; Красноярск гос. пед. ун-т. Красноярск, 1999.

3. Литвинцева М. В. Формирование поисковой деятельности в процессе предметной подготовки / М. В. Лит-винцева // Роль кафедры в обновлении качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе : межвуз. сб. науч. тр. ; Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2005.

4. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования : учеб. пособие / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М. : Логос, 2003.

M. V. Litvintseva

STUDENT’S SEARCHING ACTIVITY FORMATION IN THE PROCESS OF MATHEMATICS TRAINING

This article deals with the problem of searching activity of students in the process of mathematics training. The searching activity structure and corresponding specification of actions by students and lecturers in the process of their joint activity aimed to the solving problem of their training task are offered.

УДК 802 : 001.4

В. И. Литовченко

КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕРМИНОВ

Рассмотрены различные подходы к классификации и систематизации терминов. Целью классификации в изучении терминологии является построение иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам или присущих им.

Значение классификации для терминологической деятельности трудно переоценить. Именно через классификационную схему раскрывается и наглядно демонстрируется логико-понятийная структура предметной области во всем многообразии ее связей и отношений.

Классификации принадлежит важное место в любой науке. Классифицирование изучаемых объектов -это вполне традиционный метод познания. Классификация возникает на определенном этапе развития наук, когда назревает необходимость оценки и переоценки материалов исследования, выявления иерархии научных понятий и взаимоотношений объектов исследования.

Традиционно принято считать, что попытка построения классификации диктуется желанием упорядочить природный «хаос». Но в системном аспекте эта гносеологическая проблема рассматривается, например, как «отражение системности, существующей в самих природных объектах» [1. С. 168]. Некоторые исследователи усматривают в системности классификационную сущность. Если есть система, значит возможна классификация составляющих этой системы по различным признакам.

Приведем следующее определение классификации, данное К. Я. Авербухом: «классификация - это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным призна-

кам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы» [1. С. 167].

Таким образом, целью классификации является построение иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственных самим объектам или присущих им. Систематика же предполагает максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания.

Определение научной классификации дано

А. В. Суперанской: «Научная классификация - это упорядоченный способ ассоциации и диссоциации, а также умственной организации идей, которые представлены в мозгу человека в форме понятий. Сумма всех индивидуальных объектов, обладающих определенными свойствами, называется классом. Характеристики отдельных типичных объектов помогают понять сущность класса в целом и, классифицируя понятия, объединять их в системы» [3. С. 138].

Исходя из классической логики, классификация является лишь одним из видов операции, называемой делением понятий, которая, в сущности, сводится к разбиению объема понятия на подклассы, представляющие собой виды предметов, мыслимых в этом понятии. Признак, по которому производится деление объема понятия, называется основанием деления. А так как классификация является разновидностью операции деления понятия, то правила ее построения всецело подчиняются классическим правилам деления:

- деление должно происходить по одному определенному основанию;

- объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления;

- члены деления должны взаимно исключать друг друга, т. е. не иметь общих элементов;

- деление должно быть непрерывным, т. е. необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный.

Основанием классификаций служат различные отдельные признаки терминов: содержательные, формальные, функциональные, внутри- и внеязыковые. Все эти классификации могут быть связаны с теми науками и областями знаний, в которых они используются.

Первой классификацией терминов по содержанию, используемой преимущественно в философии, является деление на термины наблюдения и теоретические термины. За терминами наблюдения стоят классы реальных объектов, за теоретическими терминами - абстрактные понятия, зависящие обычно от определенной теории, концепции. Такое деление является достаточным для решения терминологических проблем философии (философии науки), но для решения философских проблем терминоведения приходится построить более дробную классификацию, поскольку степень абстрактности понятий, обозначаемых теоретическими терминами, различна: от философских категорий до общенаучных и специальных научных понятий.

Второй классификацией терминов по содержанию -классификацией по объекту названия - является распре-

деление их по областям знания или деятельности, или, иначе говоря, по специальным сферам. Перечень этих сфер может быть обобщенно представлен следующим образом: наука, техника, производство; экономический базис; надстройка. Основываясь на этой социологической схеме, можно сформулировать перечень рубрик, входящих в классификацию терминов по области знания.

В сфере науки выявляется группа научных терминов. Она распадается на столько классов, сколько имеется наук на определенном этапе научно-технического прогресса, а в каждом классе физических, химических и других терминов выделяется столько группировок (терминосистем), сколько существует различных независимых теорий описания физических, химических и иных объектов и закономерностей. Что касается различий между так называемой научно-технической и общественно-политической терминологией, то политические науки (теория государства и права, международные отношения и др.), по единодушному мнению специалистов, входят в число общественных наук, и, следовательно, политические термины включаются в множество общественных терминов. Все эти термины обозначают научные понятия в той же мере, что и научно-технические термины, разница заключается только в том, что первые обозначают понятия общественных наук, а вторые - понятия естественных и технических наук.

В сфере производства и техники функционируют технические термины. Это единицы языка, обозначающие машины, механизмы, инструменты, операции. Технические термины отличаются от научных терминов прежде всего меньшей зависимостью от концепций использующих их людей, хотя такая зависимость все равно существует. В наше время технические термины нередко проникают и в собственно научные издания.

В сфере экономического базиса и производственных отношений, с одной стороны, имеются термины языка описания (в языках политической экономии, конкретной экономики) и, с другой, - термины языка обслуживания экономики.

В рамках надстройки выделяются административнополитическая сфера (куда входят оборона, юстиция, внешние сношения и др.) и социально-культурная сфера (здравоохранение, наука, культура, образование и др.).

В административно-политической сфере выделяются термины языка управления, в том числе термины делопроизводства, языка дипломатии, военных языков.

К социально-культурной сфере, кроме терминов общественных наук (политэкономии, социологии, этнографии), относится так называемая общественно-политическая лексика. Строгое различение терминов общественных наук и общественно-политической лексики важно, в частности, для построения информационных языков.

Классификация терминов по объекту называния внутри отдельных областей знания является наиболее подробной классификацией терминов.

Третья содержательная классификация терминов - по логической категории того понятия, которое обозначается термином. Выделяются термины предметов (млекопитающие), процессов (умножение, делопроизводство,

компрессия); признаков, свойств (хладноломкость), величин и их единиц (сила тока, ампер).

Вышеизложенное относится к рассмотрению понятий. Классификации же в общей терминологии отводится двойная роль: она используется при анализе терминируемых понятий и при анализе лексических средств для их обозначения.

Больший интерес для терминоведов представляют лингвистические классификации терминов как лексических средств для обозначения понятий.

Лингвистические классификации терминов основаны на признаках терминов как слов или словосочетаний определенного языка.

Классификация по содержательной (семантической) структуре позволяет выделить термины однозначные и многозначные, т. е. те термины, которые имеют два или более значений в рамках одной терминосистемы.

Классификация терминов по формальной структуре является очень дробной. Подобную классификацию предлагает Б. Н. Головин. Он полагает, что общую классификацию терминов целесообразно проводить исходя из их морфолого-синтаксической структуры. При этом обычно выделяются два основных типа терминов: термины-слова и термины-словосочетания [2. С. 70].

Классификация терминов-слов в свою очередь осуществляется в соответствии с морфемной структурой слова. Выделяются следующие термины:

- непроизводные: тип, образ, цель, модель, игра;

- производные: рассказ, декодирование, стилистика, романтизм;

- сложные: местоимение, атмосфера, аэровокзал, слогораздел;

- аббревиатуры: КПД, ОС, ООН.

Термины-слова Б. Н. Головиным были разделены на

несколько структурных типов: простые (состоящие из одного корня); аффиксальные (состоящие из корня и аффиксов); сложные (состоящие из двух и более корней) [2. С. 126].

Что касается морфологической структуры терминов-слов, то она может быть представлена существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Так, например, в лингвистике и литературоведении широко употребляются глаголы с общенаучным терминологическим значением: является, используется, понимается, рассматривается. Прилагательные принимают большое участие в терминообразовании, являясь необходимыми элементами составных терминов.

В процессе терминирования разных видовых понятий функционируют термины-глаголы, прилагательные, наречия. В словари же включаются преимущественно имена существительные и именные словосочетания, так как они называют предметы, являющиеся основой коммуникативных процессов, и обладают высокой частотностью в научно-технических и специально-профессиональных текстах.

Термины-словосочетания классифицируются в соответствии с типом их структуры. Существуют простые словосочетания, состоящие, как правило, из двух знаменательных слов, одно из которых является главным, стержневым, а другое - зависимым, определяющим: безударный слог, имя существительное, и сложные словосоче-

тания, в которых зависимые слова определяют различные аспекты значения стержневого слова: понятие стиля в филологии, будущее время совершенного глагола.

С точки зрения семантической структуры выделяют следующие типы терминов-словосочетаний: свободные сочетания, устойчивые сочетания и фразеологические сочетания.

По морфологическому типу главного слова выделяются субстантивные словосочетания (с существительным в главной роли), адъективные словосочетания (с существительным или прилагательным в главной роли), глагольные словосочетания.

Термины-словосочетания могут быть распределены по типам в зависимости от синтаксической структуры словосочетания, грамматической модели термина. Грамматические модели, по которым образуются терминологические словосочетания, обладают высокой вариативностью и включают обычно от 1 до 17 слов.

В зависимости от языка-источника различаются термины исконные, заимствованные и гибридные.

Классификация терминов по авторству отражает социологический подход к терминам. В этом плане известны коллективные и индивидуальные термины. Так, термин геликоптер создал Л. да Винчи, термин промышленность - Н. М. Карамзин.

По сфере использования выделяются универсальные (для многих родственных областей), уникальные (для одной области) и концепциально-авторские термины.

Для каждой эпохи создается историко-лексикологическая классификация терминов, в которой фигурируют термины-архаизмы и термины-неологизмы. Неологизмов больше в формирующихся терминосистемах, а архаизмы характерны для концепций тех терминосистем, которые уходят в прошлое в связи с ростом научного знания и выяснением устарелости некоторых научных воззрений.

В связи с тем что термины выполняют прикладную функцию как инструменты познания и как средства фиксации научного или технического знания, они подвергаются унификации и закрепляются в той или иной форме в качестве рекомендованных или стандартизованных. На этой основе строится классификация терминов по нормативности-не-нормативности, которая включает термины, находящиеся в процессе стандартизации (стандартизированные), подвергшиеся стандартизации (стандартизованные), отклоняемые в процессе стандартизации (недопустимые), находящиеся в процессе упорядочения (рекомендуемые), подвергшиеся упорядочению (рекомендованные), параллельно допустимые, отклоненные в процессе упорядочения.

В результате анализа частоты использования терминов в текстах может быть применена классификация, выделяющая высокочастотные и низкочастотные термины. Но такой вид классификации терминов используется крайне редко.

Таким образом, можно сделать вывод, что классификация играет важную роль в терминологической деятельности. Именно через классификационную схему раскрывается и наглядно демонстрируется логико-понятийная структура предметной области во всем многообразии ее связей и отношений.

Библиографический список. 3. Суперанская, А. В. Общая терминология: Вопросы

теории / А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васи-

1. Авербух, К. Я. Общая теория термина / К. Я. Авер- льева м : Наука 1989 бух. Иваново, 2004.

2. Головин, Б. Н. Лингвистические основы учения о терминах / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин. М. : Высш. шк., 1987.

V. I. Litovchenko

CLASSIFICATION AND SYSTEMATIZATION OF TERMS

In the article different ways ofclassification and systematization of terms are considered. The purpose ofthe classification in the terminology study is building of the hierarchical system of classes and their subclasses on the basis of some characteristics peculiar to the objects or not.

УДК 378

Г. С. Саволайнен

МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Рассмотена проблема разработки концептуальной модели социокультурной компетентности преподавателя высшей школы

В современной науке моделирование выступает как универсальный метод исследования. Общепризнанной характеристикой моделирования является то, что оно представляет собой материальную или идеальную (мысленную) имитацию реально существующих процессов или систем путем специального конструирования их аналогов, в которых воспроизводятся основные, значимые для исследования структурные компоненты, принципы их организации и функционирования.

Сущность моделирования, возможности его разработки и применения, а также преимущества перед другими методами рассмотрены в работах Н. Алексеева, И. Е. Видт, Н. Винер, Н. В. Гафуровой, Б. С. Грязнова,

В. П. Давыдова, А. Н. Дахина, Ю. А. Захарова, Н. Э. Касаткиной, Г. Б. Корнетова, Н. Непомнящей, С. И. Осиповой, О. Х. Рахимова, В. Розина, И. Т. Фролова, Г. Щедровицко-го и др.

В современной науке справедливо отмечается, что модель есть отображение - целевое; абстрактное или реальное, статическое или динамическое; согласованное с культурной средой; конечное, упрощенное, приближенное, имеющее наряду с безусловно-истинным условноистинное и ложное содержание, проявляющееся и развивающееся в процессе его создания и практического использования [1].

На еще одну значимую характеристику моделирования указывает Н. В. Гафурова, подчеркивая, что моделирование обладает рядом специфических особенностей, главная из которых состоит в том, что моделирование позволяет целостно изучать процесс, так как появляется возможность отображать и воспроизводить аналог реально существующих или проектируемых исследователем феноменов, выявлять не только структуру, элемен-

ты, свойства, но и взаимосвязи, взаимовлияния и отношения между элементами [2].

Анализ исследований по вопросам моделирования и, в частности, педагогического моделирования позволил выделить следующие принципиальные для данного исследования характеристики:

- модель представляет собой обобщенную характеристику объекта исследования;

- модель должна быть адекватна изучаемому феномену;

- модель должна соответствовать цели исследования;

- модель должна быть согласована с культурной средой, в которой функционирует объект исследования.

Вышеизложенное послужило основанием для разработки концептуальной модели социокультурной компетентности преподавателя высшей школы.

Сегодня в обсуждение проблемы модернизации образования, разработки и реализации компетентностного подхода включились представители самых разных наук и сфер образования (В. Байденко, В. П. Давыдов, Ю. С. Давыдов, В. П. Колесов, А. И. Пульбере, Е. Савелова, Ю. А. Шихов и др.). Этот процесс затрагивает всю высшую школу, так как в основу создания образовательных стандартов должен быть заложен компетентностный подход, учитывающий усложняющиеся цели высшего профессионального образования. Узкопрофессиональный подход в настоящее время не отвечает миссии высшего профессионального образования. Высшая школа, наряду с профессиональной подготовкой студентов, должна создавать условия для становления у них гражданских качеств, культурных и демократических ценностей, нравственных принципов, толерантности, умений и навыков конструктивного межкультурного, межнационального,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.