Научная статья на тему 'Классификация и правовая характеристика договора об отчуждении Аляски'

Классификация и правовая характеристика договора об отчуждении Аляски Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЛЯСКА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / УСТУПКА / РУССКАЯ АМЕРИКА / СДЕЛКА КУПЛИ-ПРОДАЖИ / КОЛОНИЯ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / ALASKA / RUSSIAN EMPIRE / CESSION / RUSSIAN AMERICA / SALE AND PURCHASE TRANSACTION / COLONY / UNITED STATES OF AMERICA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляков Дмитрий Александрович

В статье представлен постатейный анализ соглашения об уступке Аляски, заключенного между Российской империей и Соединенными Штатами Америки в 1867 г. Отмечается, что сделка купли-продажи российских колоний в Северной Америке представляла собой опасный прецедент добровольного (хотя и совершенного на возмездной основе) отчуждения принадлежащих государству земельных владений. Большинство статей договора были продиктованы американской стороной, что делало его крайне неблагоприятным для Российского государства. Автор также обращает внимание на некоторые нарушения, которые были допущены США в ходе реализации рассматриваемого соглашения. При этом указывается, что, несмотря на сложившуюся практику международных договоров, каких-либо санкций не последовало. В заключении устанавливается, что конвенция об отчуждении Аляски представляла собой цессионный межгосударственный договор, совершенный на компенсационной основе. Изучаемый документ можно охарактеризовать как типовой договор купли-продажи со всеми присущими ему правовыми особенностями. Единственной интересной особенностью являлся его предмет российские колонии на американском континенте, так как ранее царское правительство никогда не отчуждало собственные территории на добровольной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AND LEGAL CHARACTERISTICS OF THE TREATY CONCERNING CESSION OF ALASKA

This article presents clause-by-clause analysis of the treaty concerning cession of Alaska concluded between the Russian Empire and the United States of America in 1867. It has been noted that the transaction on purchase and sale of Russian colonies in the North America involves a dangerous precedent of willful (although made for a valuable consideration) alienation of state-owned landed estates. The Americans have fueled the majority of contract clauses so much that it becomes extremely disadvantageous for the Russian State. The author also draws attention to certain violations committed by the USA in the course of performance of the agreement concerned. In this regard, it is pointed out that despite the common practice of international treaties any punitive sanctions have not been applied. Finally, it is established that the treaty concerning alienation of Alaska represents a cession interstate agreement executed on a compensation basis. The document under study may be characterized as a standard-form sale and purchase contract with all subsistent legal peculiarities. The only remarkable thing is a subject matter of the contract Russian colonies in the American continent, as never before has the imperial government been deprived of its own territorial domain on a voluntary basis.

Текст научной работы на тему «Классификация и правовая характеристика договора об отчуждении Аляски»

УДК 342.1

Д. А. Беляков

соискатель

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского г. Нижний Новгород, Российская Федерация

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОБ ОТЧУЖДЕНИИ АЛЯСКИ

Аннотация. В статье представлен постатейный анализ соглашения об уступке Аляски, заключенного между Российской империей и Соединенными Штатами Америки в 1867 г. Отмечается, что сделка купли-продажи российских колоний в Северной Америке представляла собой опасный прецедент добровольного (хотя и совершенного на возмездной основе) отчуждения принадлежащих государству земельных владений. Большинство статей договора были продиктованы американской стороной, что делало его крайне неблагоприятным для Российского государства. Автор также обращает внимание на некоторые нарушения, которые были допущены США в ходе реализации рассматриваемого соглашения. При этом указывается, что, несмотря на сложившуюся практику международных договоров, каких-либо санкций не последовало. В заключении устанавливается, что конвенция об отчуждении Аляски представляла собой цессионный межгосударственный договор, совершенный на компенсационной основе. Изучаемый документ можно охарактеризовать как типовой договор купли-продажи со всеми присущими ему правовыми особенностями. Единственной интересной особенностью являлся его предмет - российские колонии на американском континенте, так как ранее царское правительство никогда не отчуждало собственные территории на добровольной основе.

Ключевые слова: Аляска, Российская империя, уступка, Русская Америка, сделка купли-продажи, колония, Соединенные Штаты Америки.

D. A. Belyakov

Applicant

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Nizhni Novgorod, the Russian Federation

CLASSIFICATION AND LEGAL CHARACTERISTICS OF THE TREATY CONCERNING CESSION OF ALASKA

Abstract. This article presents clause-by-clause analysis of the treaty concerning cession of Alaska concluded between the Russian Empire and the United States of America in 1867. It has been noted that the transaction on purchase and sale of Russian colonies in the North America involves a dangerous precedent of willful (although made for a valuable consideration) alienation of state-owned landed estates. The Americans have fueled the majority of contract clauses so much that it becomes extremely disadvantageous for the Russian State. The author also draws attention to certain violations committed by the USA in the course of performance of the agreement concerned. In this regard, it is pointed out that despite the common practice of international treaties any punitive sanctions have not been applied. Finally, it is established that the treaty concerning alienation of Alaska represents a cession interstate agreement executed on a compensation basis. The document under study may be characterized as a standard-form sale and purchase contract with all subsistent legal peculiarities. The only remarkable thing is a subject matter of the contract - Russian colonies in the American continent, as never before has the imperial government been deprived of its own territorial domain on a voluntary basis.

Key words: Alaska, Russian Empire, cession, Russian America, sale and purchase transaction, colony, United States of America.

Внешняя политика Российского государства середины XIX века в основном характеризовалась присоединением и приращением новых владений и территорий. Так, например, в 1858-1860 гг. к Российской империи отошли земли Приамурья и Приморья. Отторжения российских территорий имели место только в случае военных поражений. Исключением стала уступка Аляски Соединенным Штатам в 1867 г., ставшая примером добровольного отказа правящей элиты от своих земельных владений [4, с. 1].

Подписание соглашения об уступке российских владений в Северной Америке состоялось 30 марта 1867 г. в Вашингтоне.

Известно, что официальный текст документа на русском языке отсутствует. Договор был составлен только на английском и французском языках («дипломатические» языки). Впоследствии интерпретация Конвенции от 30 марта 1867 г. была включена в Полное собрание законов Российской империи, где содержится ратификация этого соглашения [6].

Необходимо отметить, что для России указанное соглашение было крайне неблагоприятным.

Условия сделки на самом деле были продиктованы американской стороной. В пяти из семи статей договора указано, что в результате его заключения получит правительство Соединенных Штатов, и только в двух освещаются вопросы, касающиеся собственности Православной Церкви на Аляске и формы вознаграждения, которое будет выплачено Российской империи.

Следует заметить, что американцы получили русские владения в Северной Америке сразу после ратификации договора (Соединенные Штаты ратифицировали соглашение 28 мая 1867 г.), не дожидаясь выделения средств Конгрессом США, на вечные времена и без каких-либо условий и обязательств. Тем не менее, в российской публицистике встречается мнение о том, что Аляска в действительности не была продана, а сдана в аренду на 99 лет [2, с. 245], но СССР по неизвестным причинам не потребовал ее обратно. Эта же версия обыгрывается в романе Джеффри Арчера «Дело чести» (A Matter of Honour [15]), написанном в 1986 г. Возможно, миф о том, что Аляску не продали, каким-либо образом связан с заявлениями российского правительства 1917 г. в отношении непризнания любых соглашений и договоров, заключенных царской Россией [13]. Представляется, однако, что никакой почвы под этими версиями нет, так как на основании соглашения об уступке российских владений в Северной Америке от 30 марта 1867 г. Аляска однозначно, окончательно и бесповоротно переходила в полную собственность США.

Передача российских колоний в Северной Америке осуществлялась в форме уступки. Данную форму в международном праве принято называть цессией (cessio) или договорной уступкой территории [10, с. 397].

Уступка Аляски была произведена по цессионному межгосударственному соглашению на компенсационной основе.

Следует отметить, что приобретение территории Русской Америки на основании купли-продажи не являлось для Соединенных Штатов первым подобным прецедентом. Так, в 1803 г. за 15 млн. долларов были приобретены французские владения в Северной Америке (Луизиана) [9, с. 9-28].

Возвращаясь к тексту соглашения об отчуждении Аляски, необходимо зафиксировать, что в его вступительной части указываются договаривающиеся стороны: Его Величество Император всея Руси и Северо-Американские Соединенные Штаты.

При этом, невзирая на масштаб сделки, уполномоченным по ведению переговоров и подписанию Конвенции был назначен царский посланник барон Э.А. фон Стекль. Таким образом, межгосударственный договор подлежал подписанию даже не министром иностранных дел, а царским посланником в США в

звании тайного советника. С учетом данного обстоятельства в преамбуле значится, что соглашение «было заключено и подписано соответствующими полномочными представителями сторон в городе Вашингтоне...» [5, с. 4]: от имени президента Северо-Американских Соединенных Штатов - Уильямом Генри Сьюардом, государственным секретарем; от имени Его Величества Императора всея Руси -Эдуардом Андреевичем фон Стеклем, тайным советником, чрезвычайным посланником и полномочным министром в Соединенных Штатах.

Предметом договора являются североамериканские колонии, принадлежавшие Российской империи, которые Его Величество Император всея Руси на возмездной основе отчуждал Соединенным Штатам.

Так, в статье I соглашения «Его Величество Император всея Руси соглашается уступить Северо-Американским Соединенным Штатам ... всю территорию и владения, которые на данный момент находятся в собственности Его Императорского Величества на Американском континенте и прилегающих островах» [5, с. 5].

Несмотря на уступку указанной территории, стоит заметить, что данная Конвенция подвела юридическую базу для права России на все земли в Северном Ледовитом океане, которые, если посмотреть на современной карте, начинаются от Берингова пролива и проходят до Северного полюса. Именно таким образом были определены линии русских владений в Арктике.

Историческое значение данного документа состоит прежде всего в том, что оно было одним из соглашений, на основе которых в то время происходило формирование Азиатско-Тихоокеанской границы России, остающейся практически неизменной до настоящего времени. Как отмечают исследователи В.Е. Степенко и О.А. Чернова, незыблемость государственных границ служит гарантией безопасности государства, позволяет предотвратить территориальные споры и конфликты, служит сохранению спокойствия в приграничных районах, дальнейшему укреплению и развитию сотрудничества и взаимопомощи [14, с. 18-26]. В связи с этим сопредельные государства заключают пограничные договоры (т. е. договоры, связанные с пограничными вопросами).

В силу соглашения от 30 марта 1867 г. устранялись какие-либо основания для взаимных претензий и противоречий по территориальным вопросам, и создавалась предпосылка для того, чтобы северная часть Тихого океана стала местом сотрудничества, а не конфронтации.

Статья II Конвенции связана с передачей США имущественных прав на недвижимость Русской Америки, а именно: права собственности «на все принадлежащие государству площади и участки земли, никем не занятые земли, публичные здания, укрепления, казармы и иные сооружения, которые не являются частной индивидуальной собственностью» [5, с. 6]. Неприкосновенными оставались лишь церкви, построенные на отчуждаемой территории царским правительством. Они оставались в собственности членов Православной Церкви, проживавших на уступаемых владениях. А «любые правительственные архивы, сертификаты и документы, относящиеся к уступаемым территориям и владениям и находящиеся там ..., передаются уполномоченному представителю Северо-Американских Соединенных Штатов» [5, с. 6]. Далее, однако, следует оговорка об обязательстве Соединенных Штатов в отношении безоговорочного предоставления заверенных копий вышеуказанных государственных бумаг российскому правительству, должностным лицам или подданным.

Нельзя не отметить, что на Аляске Русская Православная Церковь была активной. К середине XIX в. большинство коренных жителей Русской Америки крестились. Алеуты и в меньшей степени индейцы Аляски и сейчас являются православными. К моменту продажи североамериканских колоний Русская Православная Церковь насчитывала порядка 13 тыс. человек паствы [1; Оп. 888. Д. 406. Л. 52]. Церковь также внесла большой вклад в распространение грамотности среди уроженцев Аляски.

Тем не менее, с реальным приходом американцев и уходом большей части русских, алеуты испытали сильное миссионерское протестантское давление. Однако упорно навязывающееся миссионерство протестантов дало неожиданный эффект - православная вера для алеутов стала их национальной верой, которая наилучшим образом удовлетворяла их личные духовные потребности. С тех пор она неизменно присутствует на Аляске как вера аборигенов.

Что касается прав собственности, то статья II соглашения от 30 марта 1867 г. представляется абсурдной, так как государство обладало только верховным политическим правом, и у него отсутствовало право собственности на строения, имущество и земли. В связи с этим выходит, что недвижимого имущества -объекта рассматриваемой статьи - в колониях у государства не было, следовательно, передавать (уступать) ему было нечего, то есть объект для формальной передачи юридически отсутствовал.

Статья III договора об отчуждении Аляски закрепляет права жителей продаваемой колонии: по собственному выбору, а также сохраняя обязательство «постоянной верности государству в силу рождения», они могли вернуться в Россию в трехгодичный срок. В случае же если обитатели Русской Америки предпочитали остаться на отчуждаемой территории, то они, «за исключением нецивилизованных диких племен», допускались «к осуществлению всех прав, преимуществ и привилегий граждан Северо-Американских Соединенных Штатов» [5, с. 7]. При этом нужно отметить, что царское правительство явно проявило заботу о народе своей страны, указав в соглашении о соблюдении права собственности и свободы веро-исповедования остающихся на уступаемых владениях русских граждан, а также отметив обязанность Соединенных Штатов соблюдать, обеспечивать и охранять их.

Следующая IV статья рассматриваемого документа закрепляет положения о формальной передаче предмета соглашения, т. е. территорий, владений и земель, передаваемых Северо-Американским Соединенным Штатам. Для данных целей Его Величество Император всея Руси обязуется назначить своего уполномоченного представителя. Тем не менее, в последнем предложении анализируемой статьи делается оговорка о немедленном вступлении американского правительства во владение с момента обмена ратификационными грамотами Конвенции, «не дожидаясь формальной передачи указанных территорий и владений» [5, с. 4].

Статья V исследуемого соглашения, в свою очередь, предусматривает незамедлительную передачу уполномоченному представителю Северо-Американских Соединенных Штатов всех военных гарнизонов и военных укреплений, находящихся на Аляске. Стороны также закрепляют договоренность об отзыве любых российских войск, располагающихся на территории продаваемых колоний, не определяя, однако, точных сроков, а ограничиваясь лишь неопределенной формулировкой: «в кратчайшие, практически осуществимые сроки» [5, с. 7].

Статья VI содержит такие важные и основополагающие условия, как сумма, которую «Северо-Американские Соединенные Штаты соглашаются уплатить ... дипломатическому или иному представителю Его Величества Императора всея Руси» - семь миллионов двести тысяч долларов золотом, и срок уплаты указанного денежного вознаграждения - «в течение десяти месяцев с момента обмена ратификациями» договора. На основании положений данной статьи также устанавливается место совершения платежа - «Государственное казначейство в городе Вашингтоне». Однако необходимо отметить, что это предписание было нарушено в ходе реализации названного пункта соглашения [5, с. 7-8].

Земли, уступаемые по соглашению от 30 марта 1867 г., объявлялись независимыми и свободными от каких-либо обременений, привилегий и полномочий. Российская сторона также гарантировала, что такая территория не находится во владении каких-либо компаний, корпораций или любых иных лиц, за исключением законных владельцев частной собственности. В соответствии с заключаемой

сделкой к Соединенным Штатам переходили все права, полномочия и привилегии, которыми Российская империя пользовалась на Аляске.

Все, казалось, должно быть наоборот: сначала перечисление денежных средств, а потом - постепенная передача владений, земель, зданий, строений, военных укреплений и гарнизонов, которые находились на уступаемой территории, вывод войск, переселение жителей. Соглашение же определяло незамедлительную передачу колоний и вступление во владение США, не дожидаясь официальной передачи дел, отзыва вооруженных сил и получения денег. Более того, в договоре присутствует оговорка о том, что деньги могли быть выплачены Российской империи только через десять месяцев после ратификации. Получается, что даже порядок исполнения Конвенции, которую 30 марта 1867 г. подписали Э.А. фон Стекль и У.Г. Сьюард в городе Вашингтоне, был полностью продуман и разработан в интересах Соединенных Штатов.

Следует также заметить, что из статьи VI вытекали некоторые фундаментальные аспекты финансовых отношений. Плательщиком по соглашению является Государственное казначейство Северо-Американских Соединенных Штатов. Этот пункт был безоговорочно соблюден. А вот далее следуют некоторые нарушения. Так, местом платежа на основании подписанного договора был указан город Вашингтон. Однако на чеке место платежа - город Нью-Йорк [12, с. 79]. Средства в размере 7,2 млн. долларов должны были быть выплачены наличными, а именно «золотыми монетами». Э.А. фон Стекль был указан в чеке в качестве получателя. В соответствии с условиями Конвенции он мог получить деньги, действуя в качестве дипломатического представителя Российской империи. Но сразу же после ратификации соглашения [6] министр иностранных дел А.М. Горчаков передал все полномочия по завершению сделки Министерству финансов. Таким образом, А.М. Горчаков был вынужден направить соответствующего представителя в г. Вашингтон. Такой представитель должен был получить денежные средства «золотыми монетами» с тем, чтобы затем доставить их на российский военный корабль и по прибытии передать в государственную казну в Санкт-Петербурге. Вместо этого барон Э.А. фон Стекль, даже не пытаясь прояснить ситуацию, получил чек на 7,2 млн. долларов, а не золотые монеты. С точки зрения оплаты золотом наличными он получил 5,4 млн. долларов в золотых монетах [7, с. 26-27]. Разница, думается, осталась в Государственном казначействе Соединенных Штатов.

Как представляется, вышеуказанная разница в суммах на самом деле являлась стоимостью молчания. В то же время обет молчания возложило на себя и правительство России. В начале июля 1867 г. президент Соединенных Штатов Э. Джонсон представил соглашение в Конгресс для принятия решения о расчете с Россией. Но если резолюция о ратификации Конвенции была принята практически единогласно, то теперь мнения конгрессменов разделились. Пока проходило обсуждение указанной ситуации, срок оплаты истек. Тем не менее, американский Конгресс никак не мог решить, стоит ли платить по договору. И только 27 июля 1868 г. было принято постановление о выделении необходимой суммы [11, с. 198-199]. Отсюда следует, что просрочка платежа составила более чем три месяца. Практика международных договоров в таких случаях предполагает штрафные санкции или аннулирование обязательств. Однако ничего подобного не произошло.

Создается такое впечатление, что Э.А. фон Стекль представлял не Россию, а определенную группу влиятельных людей. В противном случае в соглашении были бы предусмотрены действия сторон при подобных обстоятельствах, и, в крайнем случае, его можно было признать недействительным.

Средства в размере 165 тыс. долларов Э.А. Стекль потратил «на дела, известные императору» [1; Оп. 888. Д. 412. Л. 430]: правовое сопровождение соглашения, лоббирование интересов в Конгрессе США, дорогостоящие телеграммы в российскую столицу. Кроме того, 25 тыс. долларов правительство выделило барону

Э.А. фон Стеклю в качестве вознаграждения за труды [15, с. 167]. Более 100 тыс. долларов были списаны Санкт-Петербургом на расходы по тайной статье, поскольку Э.А. Стеклю пришлось подкупать редакторов газет для получения поддержки по заключению сделки в прессе, давать взятки политикам за соответствующие выступления в Конгрессе.

По сути, Русская Америка была уступлена за смехотворную сумму. В нее не были включены природные ресурсы (рыбные, пушные, лесные), полезные ископаемые Аляски, водные пространства, стоимость недвижимого имущества, географических карт, составленных русскими исследователями, архивов русских поселений и прочих документов, представлявших собой ценный материал, в том числе для американцев, которые получили их, не предприняв каких-либо усилий и не вложив в их оформление ни цента.

Так, например, только по официальной информации за 23 года в период 1868-1890 гг. с Аляски было вывезено мехов, золота и серебра, китового жира и мамонтовой кости на сумму 75,2 млн. долларов [3, с. 52].

Возвращаясь к тексту Конвенции, отметим, что статья VII содержит положение о ратификации, свойственной для международного права середины XIX в.: как только настоящее соглашение будет надлежащим образом ратифицировано Северо-Американскими Соединенными Штатами, с одной стороны, и Российской империей, с другой стороны, «в городе Вашингтоне в течение трех месяцев с даты подписания данного документа, либо ранее, при наличии такой возможности, должен состояться обмен ратификациями» [5, с. 8].

Как отмечалось ранее, российская сторона ратифицировала соглашение об уступке Аляски в установленные сроки [6], а вот Сенат США сначала не хотел ратифицировать документ (в Конституции США от 1787 г. предусматривалось, что президент нуждается в совете и согласии 2/3 присутствующих сенаторов для заключения договоров [16, p. 4]); сенаторы не понимали, зачем Соединенным Штатам «ледовая коробка» (англ. ice box), как называли тогда Аляску, но увещевания государственного секретаря У.Г. Сьюарда сыграли свою роль: 28 мая 1867 г. Конвенция была ратифицирована американским Конгрессом.

После обмена ратификационными грамотами между правительствами соответствующих государств Эндрю Джонсон, президент Северо-Американских Соединенных Штатов, «распорядился об обнародовании настоящего соглашения с той целью, чтобы данное соглашение и каждая его статья добросовестно соблюдались и выполнялись Северо-Американскими Соединенными Штатами и их гражданами» [6, с. 8].

Соглашение об отчуждении Русской Америки не было широко обнародовано на территории Российской империи. Его текст был напечатан только спустя год на французском языке в закрытом издании [11, с. 189]. Официальных комментариев относительно причины продажи своих североамериканских колоний царское правительство не дало. Министерство иностранных дел ограничивалось общими фразами о необходимости удовлетворения коммерческих и политических интересов обеих сторон, что являлось ключом для объяснения факторов, повлиявших на заключение рассматриваемого договора [8, с. 34].

Подводя итоги анализа соглашения о продаже Аляски, можно констатировать, что оно представляло собой цессионный межгосударственный договор на компенсационной основе. Сторонами соглашения являлись Северо-Американские Соединенные Штаты и Его Величество Император всея Руси в лице своих уполномоченных представителей (У.Г. Сьюард, государственный секретарь США, и Эдуард Андреевич фон Стекль, царский посланник в Вашингтоне, соответственно). Предметом договора были североамериканские колонии, которые на момент его заключения находились в собственности Российской империи. Сумма сделки составила 7,2 млн. долларов золотом. Статьи Конвенции от 30 марта 1867 г. также определяли правовой статус русских жителей Аляски, условия формальной пере-

дачи территорий, владений и военных укреплений, срок уплаты денежного вознаграждения и обмена ратификационными грамотами. Заключительные положения содержат такие стандартные атрибуты, как дата (30 марта 1867 г.) и место (город Вашингтон) совершения договора.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемое соглашение представляло собой типовой договор купли-продажи со всеми сопутствующими характеристиками. Единственной интересной особенностью является его предмет - колонии Российского государства на американском континенте, так как никогда прежде Россия на добровольной основе, пусть и за денежное вознаграждение, не отказывалась от собственных территорий.

Основной целью рассматриваемой сделки являлось устранение возможных конфликтов между Россией и США в будущем и укрепление альянса между двумя странами. Кроме того, Российская империя стремилась к континентальному могуществу, но отказом от своих колоний в Северной Америке потеряла стратегический приоритет в Тихоокеанском регионе во 2-й половине XIX в. Экономический эффект от данной сделки для России также был несущественным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ. Ф. 341: «Собрание документальных материалов по истории Российско-американской компании (РАК) и русских владений в Северной Америке». Оп. 888. Д. 406. Л. 52; Оп. 888. Д. 412. Л. 430.

2. Барова Е. Взятка за Аляску: вернуть нельзя оставить / Е. Барова // Еженедельник «Аргументы и Факты». — Н. Новгород. — 2014. — № 49.

3. Батуева Т.М. Экспансия на севере Тихого океана в середине XIX века и покупка Аляски в 1867 году / Т.М. Батуева. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976. — 58 с.

4. Беляков Д. А. Социально-экономические и геополитические последствия уступки Аляски / Д.А. Беляков, Н.И. Биюшкина // Теоретическая и прикладная экономика. — 2015. — № 4. — С. 1-10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-notabene.ru/ etc/aгticle_17105.html (дата обращения: 20.02.2017) 001: 10.7256/24098647.2015.4.17105.

5. Беляков Д.А. Текстуально-правовое оформление соглашения об уступке Аляски / Д.А. Беляков // ДНК Права. — 2014. — № 2. — С. 3-9.

6. Высочайше ратифицированная Конвенция об уступке Северо-Американским Соединенным Штатам Российских Северо-Американских колоний от 3 мая 1867 г. Ст. 44.518 / Полное собрание Законов Российской Империи Т. XLII. 1867. Собр. 2. Отд. 1. — СПб. : Тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1871.

7. Зинухов А.Н. Преступная сделка. Как продали Аляску / А.Н. Зинухов // Газета «Совершенно секретно». — 2000. — № 4. — С. 26-27.

8. История внешней политики и дипломатии США 1867-1918 / отв. ред. Г.П. Куро-пятник и др. — М. : Наука, 1997. — 384 с.

9. Луцков Н.Д. Присоединение Луизианы к США / Н.Д. Луцков // Американский экспансионизм: Новое время. Сб. науч. статей / науч. ред. Н. Н. Болховитинов. — М. : Наука, 1985. — С. 9-28.

10. Международное право. Особ. часть: учеб. для вузов / отв. ред. Р.М. Валеев и Г. И. Курдюков. — М. : Статут, 2010. — 624 с.

11. Миронов И.Б. Роковая сделка: как продавали Аляску / И.Б. Миронов. — М. : Алгоритм, 2007. — 288 с.

12. Рокот В. Князь Русской Америки. Д. П. Максутов /В. Рокот. — М. : ЗАО «Центр-полиграф», 2007. — 388 с.

13. Романовская О.В. О духовных скрепах (право и общественные интересы) /О.В.Романовская // Гражданин и право. — 2014. — № 9. — С.3-17.

14. Степенко В. Е. К вопросу о формировании и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации / В.Е. Степенко, О.А. Чернова // Юридический мир. — 2006. — № 9. — С. 18-26.

15. Толмачев Е.П. Александр II и его время: в 2 кн. Кн. 2 / Е.П. Толмачев. — М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. — 288 с.

16. The Constitution of the United States of America. Presented by Mr. Brady of Pennsylvania. July 25, 2007. Washington, United States Government Printing Office, 2007, 79 p.

REFERENSES

1. Arkhiv vneshnei politiki Rossiiskoi imperii MID RF. F. 341: «Sobranie doku-mental'nykh materialov po istorii Rossiisko-amerikanskoi kompanii (RAK) i russkikh vladenii v Severnoi Amerike» = Archive of foreign policy of the Russian Empire Russian Foreign Ministry. Fund 341: «A meeting of documentary materials on history of the Russian-American Company (RAC) and the Russian possession in North America». Inv. 888. Act. 406. L. 52; Inv. 888. Act. 412. L. 430.

2. Barova E. Bribe for Alaska: to return it is impossible to leave. Ezhenedel'nik «Argu-menty i Fakty» = Arguments and Facts, Nizhni Novgorod, 2014, no. 49 (in Russian).

3. Batueva T.M. Ekspansiia na severe Tikhogo okeana v seredine XIX veka i pokupka Aliaski v 1867 godu [Expansion in the north of the Pacific Ocean in the middle of the 19th century and purchase of Alaska in 1867]. Tomsk, Izd-vo Tomskogo un-ta Publ., 1976, 58 p.

4. Beliakov D.A., Biiushkina N.I. Social and economic and geopolitical consequences of a concession of Alaska. Teoreticheskaia i prikladnaia ekonomika.= Theoretical and Applied Economics, 2015, no. 4, pp. 1-10. Available at: http://e-notabene.ru/etc/article_17105.html (accessed20.02.2017) DOI: 10.7256/2409-8647.2015.4.17105.

5. Beliakov D.A. Textual and legal execution of the agreement on a concession of Alaska. DNK Prava = DNA of law, 2014, no. 2, pp. 3-9 (in Russian).

6. The ratified Convention on a concession to the North American United States of the Russian North American colonies of May 3, 1867. Art. 44.518. Polnoe sobranie Zakonov Rossiiskoi Imperii = Complete collection of Laws of the Russian Empire, T. XLII. 1867. Sobr. 2. Otd. 1. Saint Petersburg, 1871.

7. Zinukhov A.N. Criminal transaction. As have sold Alaska. Gazeta «Sovershenno sekretno» = Newspaper «Top secret», 2000, no. 4, pp. 26-27 (in Russian).

8. Kuropiatnik G.P. (ed.) Istoriia vneshnei politiki i diplomatii SShA 1867-1918 [History of foreign policy and diplomacy of the USA 1867-1918]. Moscow, Nauka Publ., 1997, 384 p.

9. Lutskov N.D., Bolkhovitinov N. N. (ed.) Accession of Louisiana to the USA. Amerikan-skii ekspansionizm: Novoe vremia. Sb. nauch statei = American expansionism: Modern times. Collection of scientific articles. Moscow, Nauka Publ., 1985, pp. 9-28 (in Russian).

10. Valeev R.M., Kurdiukov G. I. Mezhdunarodnoepravo. Osob. chast': ucheb. dlia vuzov [International law. Special part: the textbook for higher education institutions]. Moscow, Statut Publ., 2010, 624 p.

11. Mironov I.B. Rokovaia sdelka: kak prodavali Aliasku [Fatal transaction: as sold Alaska]. Moscow, Algoritm Publ., 2007, 288 p.

12. Rokot V. Kniaz' Russkoi Ameriki. D. P. Maksutov [Prince of the Russian America D. P. Maksutov]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2007, 388 p.

13. Romanovskia O.V. About spiritual clamps (the right and public interests). Gra-zhdanin i parvo = Citizenand Law, 2014, no. 9, pp. 3-17 (in Russian).

14. Stepenko V.E., Chernova O.A. To a question of formation and realization of the state boundary policy of the Russian Federation. Iuridicheskii mir = Juridical World, 2006, no. 9, pp. 18-26 (in Russian).

15. Tolmachev E.P. Aleksandr II i ego vremia: v 2 kn. Kn. 2 [Alexander II and his time: in 2 books. Book 2]. Moscow, TERRA-Knizhnyi klub Publ., 1998, 288 p.

16. The Constitution of the United States of America. Presented by Mr. Brady of Pennsylvania. July 25, 2007. Washington, United States Government Printing Office, 2007, 79 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Беляков Дмитрий Александрович — соискатель, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина 23, Российская Федерация, e-mail: db.070389@gmail.com.

AUTHOR

Belyakov Dmitrii Aleksandrovich — Applicant, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 603950, Nizhni Novgorod, 23 Gagarina Avenue, the Russian Federation, e-mail: db.070389@gmail.com.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Беляков Д. А. Классификация и правовая характеристика договора об отчуждении Аляски / Т.А. Тарасова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Belyakov D. A. Classification and legal characteristics of the treaty concerning cession of Alaska. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 1, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.