Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКА МЯЧА В ГАНДБОЛЕ'

КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКА МЯЧА В ГАНДБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гандбол / техника / бросок мяча / классификация / методика обучения / бросковое движение / возраст занимающихся / handball / technique / ball throw / classification / teaching method / throwing movement / age of those involved

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестаков Игорь Геннадьевич

Приведен анализ научно-методической литературы по гандболу и обоснована необходимость обновления раздела «Техника броска мяча». Разработана классификация техники броска мяча в ворота исходя из тенденций развития современного гандбола. Предложена методика обучения технике одного отдельно взятого броскового движения и последовательность обучения технике четырех типов броска мяча с учетом возраста спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестаков Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AND METHODS OF LEARNING THE TECHNIQUE OF THROWING THE BALL IN HANDBALL

An analysis of the scientific and methodological literature on handball is given and the need to update the section "Ball Throwing Technique" is substantiated. A classification of the technique of throwing the ball into the goal has been developed based on the development trends of modern handball. The technique of teaching the technique of one single throwing movement and the sequence of teaching the technique of four types of ball throwing, taking into account the age of the athletes, are proposed.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКА МЯЧА В ГАНДБОЛЕ»

УДК 796.322 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-1-122-132

КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ

БРОСКА МЯЧА В ГАНДБОЛЕ

И.Г. Шестаков

Приведен анализ научно-методической литературы по гандболу и обоснована

необходимость обновления раздела «Техника броска мяча». Разработана классифика-

ция техники броска мяча в ворота исходя из тенденций развития современного

ганд-

бола. Предложена методика обучения технике одного отдельно взятого броскового

движения и последовательность обучения технике четырех типов броска мяча с уче-

том возраста спортсменов.

Ключевые слова: гандбол, техника, бросок мяча, классификация, методика

обучения, бросковое движение, возраст занимающихся.

CLASSIFICATION AND METHODS

OF LEARNING THE TECHNIQUE

OF THROWING THE BALL

IN HANDBALL

Shestakov I.G., candidate of pedagogical sci-

ences, professor, lecturer IHF, office@ih-

academy.com, Republic of Belarus, Minsk,

Belarusian State University of Physical

Education, International Handball Federation

An analysis of the scientific and methodologi-

cal literature on handball is given and the need

to update the section "Ball Throwing Tech-

nique" is substantiated. A classification of the

technique of throwing the ball into the goal

has been developed based on the development

trends of modern handball. The technique of

teaching the technique of one single throwing

movement and the sequence of teaching the

technique of four types of ball throwing, tak-

ing into account the age of the athletes, are

proposed.

Key words: handball, technique, ball throw,

classification, teaching method, throwing

movement, age of those involved.

Шестаков Игорь Геннадьевич, канд. пед.

наук, проф., лектор IHF, office@ih-academy.com, Респуб-

лика Беларусь, Минск, Белорусский государственный

университет физической культуры, Международная фе-

дерация гандбола

Техническая подготовка занимает

доминирующее положение в сложном

многоэтапном процессе спортивной под-

готовки гандболистов [1, 2, 4, 5]. Как из-

вестно, процесс технической подготовки

гандболистов включает два раздела, а

именно: подготовку полевого игрока и

подготовку вратаря [3]. При этом про-

цесс технической подготовки полевого

игрока состоит из двух равнозначных

частей, которыми являются отдельные

подготовки нападающих и защитников

[3]. В свою очередь, основообразующим

элементом всего процесса технической

подготовки нападающих является их

бросковая подготовка. Поиск инновационных средств и методов обучения

и совершенствования техники броска мяча в ворота на основе современной

классификации техники броска, вобравшей в себя ключевые тенденции

развития гандбола, имеет высокую степень научной значимости и актуаль-

ности.

Целью исследования является разработка современных теоретико-

методических основ элемента гандбольной техники – броска мяча в во-

рота.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

– провести анализ литературных источников по гандболу и обосно-

вать необходимость обновления раздела «Техника броска мяча»;

– разработать классификацию техники броска мяча в ворота, исходя

из тенденций развития современного гандбола;

– определить перечень специальной информации, необходимой для

полного описания техники одного броскового движения;

– разработать последовательность обучения технике четырех типов

броска мяча, опираясь на возраст спортсменов;

– разработать методику обучения технике одного отдельно взятого

броскового движения.

Структура исследования идентична расположению задач, решение

которых определяет достижение поставленной цели научного исследова-

ния.

Объектом исследования является элемент гандбольной техники –

бросок мяча в ворота.

Предполагается, что научно и методически обоснованный педаго-

гический процесс бросковой подготовки станет одним из факторов повы-

шения уровня технического мастерства гандболистов, что позволит бело-

русским спортсменам-гандболистам достичь высоких результатов на меж-

дународной спортивной арене.

В ходе аналитического исследования научно-методической литера-

туры по гандболу [2, 3, 5–7, 9, 10] было установлено, что вопросу, связан-

ному с техникой броска мяча в ворота, уделяется пристальное внимание,

что выражается в большом количестве научных работ по данной теме.

Особый вклад в развитие теоретических основ техники гандбола в целом и

техники броска в частности внесли такие специалисты, как Е.И. Ивахин,

В.Я. Игнатьева, Л.А. Латышкевич, И.Г. Шестаков, С.И. Дорохов, А.А. Да-

нилов, Н.А. Кеберлинский, И.В. Петракова, Ю.Н. Котов. Однако стоить

отметить, что только в работах В.Я. Игнатьевой имеется классификация

техники броска мяча, первая версия которой была опубликована в учебном

пособии по гандболу в 1983 г. [4].

За последнее десятилетие правила гандбола претерпели значитель-

ные изменения, что привело к трансформации техники гандбола в целом и

техники броска мяча в частности. Таким образом, возникло определенное

противоречие между теоретической основой техники броска и современ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ными тенденциями игры. При сопоставлении двух вышеописанных аспек-

тов и последующем анализе возникшего противоречия были выявлено

следующее.

В классификации техники броска, разработанной В.Я. Игнатьевой

(2016) имеется три способа выполнения броска: хлестом, ударом, толчком.

В современном гандболе большинство бросков с дальней дистанции осу-

ществляется игроками с использованием вращательного движения руки с

мячом. Отсутствие в классификации бросков с вращательным движением

руки является первым противоречием.

Современные гандболисты в тренировочной и соревновательной

деятельности практически полностью отказались от использования бро-

сков мяча в ворота с использованием толчка или удара рукой по мячу, что

является еще одним противоречием.

Третье противоречие заключается в следующем. Согласно класси-

фикации техники владения мячом [4], существует несколько разновидно-

стей разбега в момент выполнения броскового движения, а именно: скре-

стным и приставным шагом, беговым, с подскоком. В современном ганд-

боле выполнение бросков с использованием скрестного и приставного

шагов считается грубой технической ошибкой [8]. Кроме того, в современ-

ном гандболе широко используются броски мяча в ворота после разбега

с так называемой «напрыжкой». Отсутствие в классификации броска такой

разновидности разбега, как «напрыжка», противоречит современным тен-

денциям игры в гандбол.

Следующим существенным противоречием между действующей

классификацией техники владения мячом (подраздел «бросок») и совре-

менными тенденциями игры в гандбол является отсутствие в классифика-

ции упоминания о противодействии, которое оказывает защитник на напа-

дающего в момент выполнения броска мяча в ворота соперника. Неоспо-

римым фактом является то, что техника броска, осуществляемого без со-

противления со стороны защитника, значительно отличается от техники

броска, выполняемого при активном противодействии защитника [2, 5].

В классификации, разработанной В.Я. Игнатьевой, имеется три

приема броска мяча одной рукой: сверху, сбоку, снизу. Отсутствие броско-

вых движений, основанных на отклонении туловища нападающего в сто-

рону от защитника, вступает в противоречие с техникой броска современ-

ных гандболистов. Также стоит отметить, что в квалификации

В.Я. Игнатьевой присутствует такая разновидность броска мяча, как «спи-

ной к воротам». Впервые эта разновидность броска мяча была описана

Е.И. Ивахиным в 1962 г. Выполнение броска мяча из положения, когда

нападающий находится спиной к воротам, в современном гандболе не

используется и, как следствие этого, такого рода броски не включаются в

процесс подготовки гандболистов.

На основании результатов, полученных в ходе анализа научно-

методической литературы по гандболу, можно сделать следующее заклю-

чение: теоретико-методические основы техники гандбольного броска мяча

утратили свою новизну, а классификация данного элемента игры требует

обновления.

В связи с этим разработка современной классификации техники

броска мяча и последующее обновление теоретико-методических сведений

о данном элементе включают: общую методику обучения, методику обу-

чения отдельно взятого броскового движения, перечень наиболее часто

встречающихся ошибок в различных фазах движения, перечень игровых

ситуаций, в которых считается рациональным использовать определенные

способы броска мяча, перечень способов противодействия определенному

бросковому движению и многое другое, – все это имеет высокую

теоретическую и практическую значимость.

Бросок мяча в ворота – это элемент техники нападения гандбола,

который дает возможность нападающим осуществить взятие ворот сопер-

ника.

Структура классификации техники броска мяча является много-

уровневой. На вершине структуры находится элемент техники нападения –

бросок мяча (таблица). Под ним располагаются четыре типа: скоростной,

вращательный, силовой и метательный. В основе такого распределения

лежит параметр движения руки, который показывает направление переме-

щения мяча из основной стойки нападающего, а также место расположе-

ния соперника относительно бросающего игрока.

Классификации техники броска мяча

Бросок мяча

1. Скоростной тип

после стопорящего шага в прыжке вперед в беге

– малым кругом;

– большим кругом

– малым кругом в макси-

мально высокой точке;

– большим кругом в мак-

симально высокой точке;

– малым кругом в макси-

мально высокой точке;

– малым кругом в макси-

мально высокой точке с

отклонением

2. Вращательный тип

– малым кругом;

– большим кругом

после

напрыжки

– малым кругом;

– большим кругом

после

стопорящего шага

– малым кругом;

– большим кругом;

– большим кругом

сбоку;

– большим кругом с

отклонением

после скачка

без мяча

– малым кругом;

– большим кругом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

– большим кругом

сбоку;

– большим кругом с

отклонением

в прыжке

вверх

– малым кругом в

максимально высо-

кой точке;

– большим кругом в

максимально высо-

кой точке;

– большим кругом в

максимально высо-

кой точке сбоку;

– большим кругом в

максимально высо-

кой точке с откло-

нением

Окончание

Бросок мяча

3 Силовой тип

в прыжке вперед в падении в беге

– коротким замахом;

– длинным замахом;

– коротким замахом, толч-

ком правой;

– длинным замахом, толч-

ком правой;

– длинным замахом сбоку;

– длинным замахом сбоку,

толчком правой;

– длинным замахом с от-

клонением

– коротким замахом с при-

землением на грудь;

– длинным замахом с при-

землением на грудь;

– длинным замахом сбоку и

приземлением на грудь;

– коротким замахом и при-

землением на спину;

– длинным замахом и при-

землением на спину;

– коротким замахом и при-

землением на спину, толч-

ком правой;

– длинным замахом и при-

землением на спину, толч-

ком правой;

– длинным замахом сбоку и

приземлением на спину;

– длинным замахом сбоку и

приземлением на спину,

толчком правой;

– длинным замахом с от-

клонением и приземле-

нием на грудь

4. Метательный тип

– коротким замахом

после

напрыжки

– коротким

замахом

после стопо-

рящего шага

– коротким

замахом;

– длинным

замахом;

– коротким

замахом

сбоку;

– длинным

замахом

сбоку;

– длинным

замахом

снизу;

– длинным

замахом с

отклоне-

нием

в прыжке

вверх

– коротким замахом в

максимально высокой

точке;

– длинным замахом в

максимально высокой

точке;

– коротким замахом сбо-

ку в максимально высо-

кой точке;

– длинным замахом сбо-

ку в максимально высо-

кой точке;

– длинным замахом с

отклонением в макси-

мально высокой точке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

– коротким замахом до

максимально высокой

точки

после скачка

с мячом

– коротким за-

махом;

– длинным за-

махом;

– коротким за-

махом сбоку;

– длинным за-

махом сбоку;

– длинным за-

махом снизу;

– длинным за-

махом с от-

клонением

после скачка

без мяча

– коротким за-

махом;

– длинным за-

махом;

– коротким за-

махом сбоку;

– длинным за-

махом сбоку;

– длинным за-

махом снизу;

– длинным за-

махом с от-

клонением

Точно так же, как элемент состоит из нескольких типов, так и каж-

дый тип состоит из нескольких вариантов. Например, бросок мяча типом

«вращательный» состоит из четырех вариантов: после напрыжки, после

стопорящего шага, после подскока и в прыжке. Как видно из названия

вариантов, основанием для их структуризации послужил параметр движе-

ния, который отражает положение игрока при выполнении броска мяча в

ворота.

Последним и самым объемным является заключительный уровень,

в котором собраны различные способы выполнения того или иного вари-

анта броска мяча. В зависимости от варианта варьируют и параметры,

которые находят свое отражение в название способов. Так, основным

параметром для всех вариантов броска мяча является амплитуда движения

разгона мяча. Если говорим о вращательном движении, то имеем в виду,

заносится рука с мячом за спину игрока или нет. Те способы, при выпол-

нении которых вращательное движение осуществляется с заносом руки с

мячом за спину игрока, получили название «большим кругом», а способы

без заноса мяча за спину – «малым кругом». То же самое касается и бро-

сков мяча, в основе которых находится метательное движение. Все спо-

собы выполнения броска мяча, при которых игрок разворачивает туловище

назад с одновременным отведением руки назад – вверх, именуются бро-

сками с длинным замахом, а способы броска без разворота туловища

назад, но с поднятием руки с мячом вверх – коротким замахом.

Классификация техники броска мяча в гандболе состоит из

65 различных способов выполнения. Для удобства их использования каж-

дый способ содержит следующую специальную информацию: академиче-

ское название, общепринятое название, кодовое обозначение, фотографию,

описание, перечень наиболее часто встречающихся ошибок в различных

фазах движения, рекомендуемый возраст начала обучения, место в общей

последовательности обучения, перечень игровых ситуаций для использо-

вания, способы противодействия, методику обучения.

Основываясь на классификации техники броска мяча, данный эле-

мент техники полевого игрока состоит из четырех типов, а именно: скоро-

стного, вращательного, силового и метательного. Очередность введения

четырех типов броска в учебно-тренировочный процесс, охватывающий

учащихся разных возрастных групп, является основным моментом, опре-

деляющим общую последовательность обучения технике броска мяча в

гандболе.

Процесс обучения технике броска мяча является логическим про-

должением процесса обучения технике передачи мяча и не может рассмат-

риваться в отрыве от него. Исходя из этого, сначала изучаются броски

мяча, в основе которых находится вращательное движение руки с мячом, а

затем изучаются броски, в основе которых находится метательное движе-

ние. При этом в начале процесса обучения преимущество отдается враща-

тельным броскам, при выполнении которых гандболисты находятся на

минимальном удалении от ворот по отношению к броскам, осуществляе-

мым с дальней дистанции. Опираясь на вышеприведенные данные, после-

довательность обучения технике броска мяча имеет следующую конфигу-

рацию. Первоначально изучаются броски типом «скоростной», далее –

типами «вращательный», «силовой» и в заключение – «метательный».

Для всех четырех типов броска мяча существует общая последова-

тельность обучения различным движениям, согласно которой процесс

овладения техникой броска начинается в опорном положении, затем в

прыжке, далее – в беге и в завершение – бросок в падении. Однако для

каждого типа броска мяча существует специфичная, присущая только

этому типу, последовательность. Так, процесс обучения броску мяча типом

«скоростной» осуществляется в следующей последовательности. Сначала

изучаются броски вариантом «после стопорящего шага», затем варианты

«в прыжке вперед» и «беговой». Для броска типом «вращательный» суще-

ствует следующая последовательность обучения. Первоначально изучают

броски вариантом «после напрыжки», затем вариантом «после стопоря-

щего шага», далее – «после скачка» и «в прыжке вперед». Соответственно,

для броска типа «силовой» последовательность обучения различным вари-

антам будет следующая: «в прыжке вперед», «в падении», «беговой», а для

броска типа «метательный» – «после напрыжки», «после стопорящего

шага», «в прыжке вверх», «после скачка с мячом», «после скачка без

мяча».

Дидактический анализ научных данных, посвященных предмету

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследования – технике броска мяча в гандболе, позволил разработать сле-

дующую последовательность обучения данному элементу. Процесс обу-

чения технике броска мяча включает в себя девять этапов и предназначен

для использования в системе многолетней подготовки игроков, начиная с

9-летнего возраста и заканчивая 17-летними гандболистами. Данная

последовательность (методика) является всеобъемлющей и отвечает

современным тенденциям развития игры в гандбол.

Подготовительный период.

Цель – развить у спортсменов физические качества, необходимые

для успешного овладения техникой выполнения броска мяча.

В течение подготовительного периода решаются задачи, направ-

ленные на повышение уровня специальной физической подготовленности

гандболистов. При этом особое внимание уделяется развитию координа-

ции и силе рук.

Основной период.

Цель – овладеть техникой выполнения разнообразных движений,

составляющих элемент – бросок мяча.

Обучение технике броска мяча является логическим продолжением

процесса обучения технике передачи мяча, которое происходит в следую-

щей последовательности:

Этап 1 (возраст занимающихся от 9 лет).

Цель 1. Овладеть техникой броска типом «скоростной» после сто-

порящего шага.

Задача 1.1. Обучить технике скоростного броска после стопорящего

шага.

Этап 2 (возраст занимающихся от 10 лет).

Цель 2. Овладеть техникой броска типом «скоростной» в прыжке

вперед.

Задача 2.1. Обучить технике скоростного броска в прыжке вперед.

Этап 3 (возраст занимающихся от 11 лет).

Цель 3. Овладеть техникой броска типом «скоростной» в беге.

Задача 3.1. Обучить технике скоростного броска в беге.

Этап 4 (возраст занимающихся от 12 лет).

Цель 4. Овладеть техникой броска типом «вращательный» после

напрыжки и в прыжке вверх.

Задача 4.1. Обучить технике вращательного броска после на-

прыжки.

Задача 4.2. Обучить технике вращательного броска в прыжке вверх.

Этап 5 (возраст занимающихся от 13 лет).

Цель 5. Овладеть техникой броска типом «силовой» в прыжке впе-

ред и в беге, а также типом «метательный» после напрыжки.

Задача 5.1. Обучить технике силового броска в прыжке вперед.

Задача 5.2. Обучить технике силового броска в беге.

Задача 5.3. Обучить технике метательного броска после напрыжки.

Этап 6 (возраст занимающихся от 14 лет).

Цель 6. Овладеть техникой броска типом «силовой» в падении.

Задача 6.1. Обучить технике силового броска в падении.

Этап 7 (возраст занимающихся от 15 лет).

Цель 7. Овладеть техникой броска типом «вращательный» после

стопорящего шага и в прыжке вверх.

Задача 7.1. Обучить технике вращательного броска после стопоря-

щего шага.

Задача 7.2. Обучить технике вращательного броска в прыжке вверх.

Этап 8 (возраст занимающихся от 16 лет).

Цель 8. Овладеть техникой броска типом «вращательный» после

скачка.

Задача 8.1. Обучить технике вращательного броска после скачка.

Этап 9 (возраст занимающихся от 17 лет).

Цель 9. Овладеть техникой броска типом «метательный».

Задача 9.1. Обучить технике метательного броска после стопоря-

щего шага.

мяча.

вверх.

Задача 9.2. Обучить технике метательного броска после скачка.

Задача 9.3. Обучить технике метательного броска после скачка без

Задача 9.4. Обучить технике метательного броска после прыжка

Процесс обучения гандболистов технике одного отдельно взятого

способа выполнения броска мяча начинается с постановки цели. Далее

определяется перечень педагогических задач и последовательность их рас-

пределения. В завершении для решения каждой ранее поставленной педа-

гогической задачи подбираются наиболее эффективные средства трени-

ровки, которые выстраиваются в строго определенную логическую после-

довательность.

На примере обучения юных гандболистов технике броска способом

«скоростной бросок малым кругом после стопорящего шага» (A4.1.1.1)

имеется возможность детально рассмотреть алгоритм распределения педа-

гогических задач в логической последовательности.

Цель: Обучить игроков технике скоростного броска малым кругом,

после стопорящего шага.

Задача 1. Ознакомить игроков с техникой броска типом «скорост-

ной», вариантом «после стопорящего шага», способом исполнения «малым

кругом».

Задача 2. Разучить технику броска типом « скоростной», вариантом

«после стопорящего шага», способом исполнения «малым кругом стоя на

одном месте».

Задача 3. Разучить технику разбега броска типом «скоростной»,

вариантом «после стопорящего шага», способом исполнения «малым кру-

гом идентичного индивидуальной тактики нападения».

Задача 4. Освоить технику броска мяча в ворота без вратаря типом

«скоростной», вариантом «после стопорящего шага», способом исполне-

ния «малым кругом, после разбега из и. п. «основная стойка нападаю-

щего».

Задача 5. Освоить технику броска мяча в движении в ворота с вра-

тарем типом «скоростной», вариантом «после стопорящего шага», спосо-

бом исполнения «малым кругом, после подброса мяча вверх-вперед».

Задача 6. Освоить технику броска мяча типом «скоростной», вари-

антом «после стопорящего шага», способом исполнения «малым кругом,

после ведения».

Задача 7. Освоить технику броска мяча типом «скоростной», вари-

антом «после стопорящего шага», способом исполнения «малым кругом,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после овладения мячом».

Задача 8. Закрепить технику броска мяча типом «скоростной»,

вариантом «после стопорящего шага», способом исполнения «малым кру-

гом в усложненных условиях».

Задача 9. Закрепить технику броска мяча типом «скоростной»,

вариантом «после стопорящего шага», способом исполнения «малым кру-

гом при противодействии пассивного защитника».

Задача 10. Закрепить технику броска мяча типом «скоростной»,

вариантом «после стопорящего шага», способом исполнения «малым кру-

гом при противодействии активного защитника, использующего один эле-

мент защиты».

Задача 11. Закрепить технику броска мяча типом «скоростной»,

вариантом «после стопорящего шага», способом исполнения «малым кру-

гом при противодействии активного защитника, использующего несколько

элементов защиты».

Задача 12. Совершенствовать технику броска мяча в тактических

взаимодействиях и тактических комбинациях без противодействия защит-

ников.

Задача 13. Совершенствовать технику броска мяча в тактических

взаимодействиях и тактических комбинациях при противодействии защит-

ников.

Заключение.

Системный анализ научно-методической литературы по гандболу

позволил выявить ряд противоречий, которые свидетельствуют о том, что

теоретические знания о технике броска мяча требуют обновления.

Разработанная оригинальная классификация техники броска мяча

отвечает современным тенденциям игры в гандбол и значительно расши-

ряет теоретико-методические знания о технике броска мяча.

Специальная информация о технике броска мяча позволяет расши-

рить теоретические знания о предмете и таким образом содействовать

дальнейшему развитию теоретико-методических основ гандбола.

Разработанная общая последовательность обучения технике броска

мяча с учетом возраста занимающихся является основой, на которой в

дальнейшем возможно создание учебных программ по гандболу.

Разработанную методику обучения технике одного отдельно взя-

того способа броска мяча рекомендуется внедрить в процесс технической

подготовки гандболистов.

Список литературы

1. Ветков Н.Е. Спортивные и подвижные игры: учеб.-метод. посо-

бие. М.: МАБИВ, 2016. 129 с.

2. Дорохов С.И. Подготовка гандболистов на основе имитационного

моделирования игровой деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004.

277 c.

3. Игнатьева В.Я. Гандбол: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры.

М.: ФиС, 1983. 200 с.

4. Игнатьева В.Я. Теория и методика гандбола: учеб. пособие. М.:

Спорт, 2016. 328 с.

5. Латышкевич Л.А., Маневич Л.Р. Техническая и тактическая под-

готовка гандболистов. Киев: Здоров'я, 1981. 176 с.

6. Минабутдинов Р.Р. Специальная физическая подготовка квали-

фицированных гандболисток в подготовительном периоде годичного

цикла тренировки: автореф. дис канд. пед. наук. СПб., 2020. 23 с.

7. Сулиман Дима. Система контроля и оценки физической подго-

товленности спортсменов в командно-игровых видах спорта в годичном

цикле (на примере волейбола и гандбола): автореф. дис канд. пед. наук.

М., 2021. 24 с.

8. Шестаков И.Г. Гандбол: теория и методика обучения. Минск:

Изд-во БГУФК. 2021. 556 с.

9. Щепанова А. Техника и тактика игры вратаря в гандболе. М.:

Флинта, 2017. 890 c.

10. Ясин Кайс Б.М. Индивидуализация процесса совершенствова-

ния техники бросков гандболистов высокой квалификации: дис канд.

пед. наук. М., 2017. 166 с.

References

1. Vetkov N.E. Sportivnyei podvizhnye igry [Sports and outdoor games]: study

guide. allowance. M.: MABIV, 2016. 129 p.

2. Dorohov S.I. Podgotovka gandbolistov na osnove imitacionnogo modelirovaniya

igrovoj deyatel'nosti [Training of handball players on the basis of simulation

of game activ-

ity]: dis dr. ped. sciences. SPb., 2004. 277 p.

3. Ignat'eva V.Ya. Gandbol [Handball]: textbook. allowance for inst. nat.

culture. M.:

FiS, 1983. 200 p.

4. Ignat'eva V.Ya. Teoriya i metodika gandbola [Theory and methodology of hand-

ball]: textbook. allowance. M.: Sport, 2016. 328 p.

5. Latyshkevich L.A., Manevich L.R. Tekhnicheskaya i takticheskaya podgotovka

gandbolistov [Technical and tactical training of handball players]. Kiev:

Zdorov'ya, 1981.

176 p.

6. Minabutdinov R.R. Special'naya fizicheskaya podgotovka kvalificirovannyh

gandbolistok v podgotovitel'nom periode godichnogo cikla trenirovki [Special

physical train-

ing of qualified handball players in the preparatory period of the annual

training cycle]: au-

thor. dis cand. ped. sciences. SPb., 2020. 23 p.

7. Suliman Dima. Sistema kontrolya i ocenki fizicheskoj podgotovlennosti

sportsme-

nov v komandno-igrovyh vidah sporta v godichnom cikle (na primere volejbola i

gandbola)

[The system of monitoring and assessing the physical fitness of athletes in

team-game sports

in the annual cycle (on the example of volleyball and handball)]: author. dis.

... cand. ped.

sciences. M., 2021. 24 p.

8. Shestakov I.G. Gandbol: teoriya i metodika obucheniya [Handball: theory and

teaching methods]. Minsk: Publishing house of BSUFK. 2021. 556 p.

9. Shchepanova A. Tekhnika i taktika igry vratarya v gandbole [Technique and

tac-

tics of playing the goalkeeper in handball]. M.: Flinta, 2017. 890 p.

10. Yasin Kajs B.M. Individualizaciya processa sovershenstvovaniya tekhniki

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

broskov gandbolistov vysokoj kvalifikacii [Individualization of the process of

improving the

technique of throws of highly qualified handball players]: dis. ... cand. ped.

sciences. M.,

2017. 166 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.