Научная статья на тему 'Классификация государственных услуг, предоставляемых Министерством внутренних дел Российской Федерации'

Классификация государственных услуг, предоставляемых Министерством внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4960
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ / МВД РОССИИ / CLASSIFICATION / STATE SERVICE / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / QUALITY IMPROVEMENT / MONITORING / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добров А. Н.

В статье приведена подготовленная на основе обновленного перечня классификация государственных услуг, предоставляемых Министерством внутренних дел Российской Федерации. Автор предлагает использовать разработанную классификацию для удобства осуществления мониторинга качества предоставления государственных услуг в системе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Добров А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF STATE SERVICES PROVIDED BY THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article cites the classification of public services provided by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation prepared on the basis of the updated list. The author proposes to use the developed classification for the convenience of monitoring the quality of rendering state services in the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Классификация государственных услуг, предоставляемых Министерством внутренних дел Российской Федерации»

А.Н. Добров

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье приведена подготовленная на основе обновленного перечня классификация государственных услуг, предоставляемых Министерством внутренних дел Российской Федерации. Автор предлагает использовать разработанную классификацию для удобства осуществления мониторинга качества предоставления государственных услуг в системе МВД России.

Ключевые слова: классификация, государственные услуги, административный регламент, повышение качества, мониторинг, МВД России.

A.N. Dobrov

CLASSIFICATION OF STATE SERVICES PROVIDED BY THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article cites the classification of public services provided by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation prepared on the basis of the updated list. The author proposes to use the developed classification for the convenience of monitoring the quality of rendering state services in the Ministry ofInternal Affairs ofRussia.

Keywords: classification, state service, administrative regulations, quality improvement, monitoring, Ministry of internal Affairs of Russia.

В настоящее время административное регламентирование является одним из главных элементов проводимой реформы, направленной на совершенствование процедурных механизмов административной деятельности в сфере государственного управления.

В рамках административной реформы достижение поставленных целей, преобразований видится через принятие административных регламентов [2].

Создание административных регламентов обеспечивает открытость и доступность в работе государственных органов, сокращает время на предоставление государственных услуг (далее госуслуг), устраняет проявления бюрократизма и коррупции. В результате все это способствует повышению качества оказываемой государственной услуги.

МВД России как уполномоченный орган осуществляет постоянный мониторинг качества предоставления государственных услуг.

C 30 июня 2017 г. действует приказ МВД России № 430 «Об организации и проведении мониторинга качества предоставления государственных услуг в системе МВД России», который отменил ранее действовавший приказ МВД России от 29 декабря 2014 г. № 1144.

Новый приказ подготовлен в целях определения уровня удовлетворенности заявителей качеством и доступностью

государственных услуг, своевременной фиксацией отклонений от установленных параметров качества и доступности государственных услуг, а также выявления и анализа проблем, возникающих при осуществлении указанной деятельности.

В приложении к приказу содержится существенно обновленный перечень госуслуг, который уменьшился на 4 позиции и в целом составляет 31 государственную услугу. Изменения в перечне госуслуг, прежде всего, связаны с реформированием федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны переданы Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Кроме этого были упразднены ФСКН России, ФМС России, с передачей их функций МВД России.

В связи с этим остро встал вопрос о необходимости корректирования перечня госуслуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации и внесения изменений в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» в части, касающейся видов государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел РФ [1].

В целях дальнейшего изучения видов и разновидностей госуслуг, определения особенностей предоставления их населению проведем классификацию государственных услуг, предоставляемых МВД России, по различным признакам и критериям:

1. По категориям заявителей.

- государственные услуги, заявителями которых являются только физические лица (граждане) (выдача справки о наличии (отсутствии) административного наказания за употребление наркотических веществ);

- государственные услуги, заявителями которых являются только юридические лица (организации) (выдача разрешения на привлечение и использование иностранных работников);

- государственные услуги, заявителями которых являются физические лица (граждане) и юридические лица (организации) (выдача справок о реабилитации жертв политических репрессий).

2. По направлениям деятельности.

Данная классификация позволяет определить подразделения ответственные за контроль качества предоставления госуслуг и обеспечение их доступности, а также организацию проведения мониторинга удовлетворенности заявителей по следующим направлениям:

1) государственные услуги по линии информационно-справочной работы и по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации (направление закреплено за ФКУ ГИАЦ МВД России):

- выдача архивных справок;

- выдача справок о наличии (отсутствии) судимости;

- выдача справок о реабилита-ции жертв политических репрессий;

- проставление апостиля на официальных документах;

- проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации.

Услуга по добровольной дактилоскопической регистрации выделена в отдельное направление. В связи с упразднением Федеральной миграционной службы приказ ФМС России от 22.03.2013 г. № 81 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации» признан не подлежащим применению [3].

В настоящее время применяется Приказ МВД России от 14.07.2012 г. № 696, в который внесены соответствующие изменения;

2) по линии лицензирования частной детективной (сыскной) деятельности.

В предыдущем приказе лицензионно-разрешительная работа включала в себя объемное направление, состоящее из 27 видов госуслуг в сфере федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности. В действующем приказе из этого блока осталась только одна услуга:

- лицензирование частной детективной (сыскной) деятельности -осуществляет подразделение системы МВД России, закрепленное за данным направлением;

3) по линии безопасности дорожного движения.

Предоставляется три вида государственных услуг (все услуги могут быть предоставлены в электронном виде), направление закреплено за ГУОБДД МВД России:

- регистрация автомото-транс-портных средств и прицепов к ним;

- предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения;

- проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;

4) государственные услуги в сфере миграции.

Самое значительное по объему направление включает 18 видов услуг, закреплено за Главным управлением по вопросам миграции МВД России;

5) государственные услуги по линии контроля за оборотом наркотиков.

Предоставляется четыре вида услуг, направление закреплено за Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков МВД России.

3. По возмездности.

Почти половина (14 из 31) госуслуг предоставляется органами внутренних дел на основе государственной пошлины или иной платы:

- государственные услуги (6 тыс. рублей за лицензирование деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации);

- государственные услуги, за предоставление которых не взимается государственная пошлина (адресная справка).

Для удобства проведения мониторинга новый приказ разделяет государственные услуги на три группы, которые рассмотрены выше.

По нашему мнению, для объективности проведения мониторинга полезно классифицировать государственные услуги и по другим основаниям, например:

4. По виду выдаваемого документа:

- лицензия (на осуществление деятельности в области оказания услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами РФ);

- разрешение (на работу иностранному гражданину, обучающемуся в Российской Федерации);

- миграционная карта (выдаётся иностранному гражданину);

- патент (на осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ);

- уведомление (об отказе в предоставлении государственной услуги);

- заключение (о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ);

- приглашение (на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина и лица без гражданства);

- проездной документ (выдаваемый беженцу);

- удостоверение (международное водительское удостоверение);

- свидетельство (участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом);

- государственный регистрационный знак (транспортного средства);

- паспорт (гражданина Российской Федерации);

- справка о прохождении добровольной государственной дактилоскопической регистрации и другие виды документов.

5. По способу предоставления:

- в электронном виде, когда заявление и необходимые документы подаются через официальные сайты, например (www.gosuslugi.ru). После рассмотрения обращения заявителю может быть предоставлен результат в форме электронного документа. Так, услуга по предоставлению сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения оказывается только в электронной форме на сайте ГУОБДД МВД России.

В целях популяризации предоставления услуг в электронной форме с 1 января 2017 г. при подаче заявления через портал госуслуг оплачивать пошлины на государственные услуги можно со скидкой 30 %;

- неэлектронный способ, при котором предоставление госуслуги невозможно без физического контакта с заявителем (добровольная

дактилоскопическая регистрация, получение водительского удостоверения или паспорта и т.д.).

6. По сроку выполнения услуги:

- в минутах (предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения - 2 минуты);

- в часах (регистрация автомототранспортного средства - 1 час);

- в днях (проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации - 5 рабочих дней);

- в месяцах (предоставление статуса вынужденного переселенца - 3 месяца).

7. По наличию межведомственного взаимодействия:

- услуги, предоставляемые на основе межведомственного взаимодействия;

- услуги, предоставляемые без межведомственного взаимодействия.

Большинство услуг, предоставляемых органами внутренних дел (20

из 31), основаны на межведомственном взаимодействии, которое является одним из ключевых моментов организации работы всех государственных структур, предоставляющих государственные услуги. В соответствии с ФЗ № 210 государственные органы не вправе требовать от заявителей документы, которые имеются в распоряжении государственных органов

[4].

Процесс перехода на межведомственное информационное взаимодействие оказывает влияние не только на техническую сторону деятельности уполномоченных структур. Применение новых правил позволило существенно оптимизировать внутренние операции, сформировать у сотрудников новые компетенции, устранить противоречия, существовавшие в требованиях. К примеру, было выявлено более 260 избыточных документов, которые государственные органы запрашивали у граждан.

Очевидно, что использование современных инфомационно-телекоммуникационных технологий позволит расширить доступ потребителей к государственным услугам и информации о них.

Таким образом, проводимая административная реформа в области предоставления государственных услуг за последние 10 лет привела к глобальным изменениям как в деятельности исполнительной власти, так и в удовлетворении потребностей физических и юридических лиц.

В 2017 г. МВД России проведена большая работа по обновлению административных регламентов по предоставлению государственной услуги. Однако работа по совершенствованию порядка предоставления и стандарта государственных услуг потребует своего продолжения.

Приведенная классификация позволит разработчикам регламентов систематизировать государственные услуги, включенные в перечень госуслуг, закрепленных Приказом МВД России от 30 июня 2017 г. № 430. Что в свою очередь позволит в рамках проведения мониторинга

определить удовлетворенность заявителей качеством предоставления государственных услуг и обеспечением их доступности.

В связи с важностью развития этого направления государственного управления в образовательных организациях МВД России необходимо обеспечить изучение принципов административного регламентирования. А также особенностей и способов предоставления отдельных государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Добров А.Н. Об обновлении перечня государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 4 (79). С. 48.

2. Исаков А.Р. Обеспечение качества государственных услуг: административно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 156.

3. Приказ МВД России от 27 апреля 2017 г. № 232 «О признании не подлежащими применению некоторых нормативных правовых актов Федеральной миграционной службы по вопросам прохождения службы, проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации, работы с обращениями граждан и организаций, проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 17.07.2010 № 210-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 33 (ч. I). Ст. 3431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.