Территория науки. 2015. № 6
Таким способом достижение успеха зависит от результата работы. Соискательство, педагогическая деятельность зависит не от уровня традиционной методики, а от качества уровня интеграции методики обучения и от интеграции предметов.
В данном случае педагогическая деятельность - это результат содержания, методов и форм.
Поэтому важно правильное сочетание в интеграции разных способов учебной деятельности.
Список литературы
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.- М., 1996.-174с.
2. Бурханова И.Ю. Субъект метазнания как целевой ориентир образовательной деятельности// Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 50-53
3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М., 1981. - 159 с.
4. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики// Образование и общество. 20 09. № 1. С. 9-13.
5. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой// Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой международной научно -практической конференции : в 2-х частях. под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 201-203.
Мусурманова Г.С., Гайыпова Б.А.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАГОЛОВ ДЕЙСТВИЯ В КЫРГЫЗСКОМ ЯЗЫКЕ
Баткенский государственный университет
Ключевые слова: глаголы действия, классификация, кыргызский язык, лексика.
Keywords: action verbs, classification, Kyrgyz,vocabulary.
Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к классификации глаголов действия в кыргызском языке.
Abstract: The article considers the modern approaches to the classification of action verbs in the Kyrgyz language.
50
Территория науки. 2015. № 6
Глагол является одной из важнейших категорий, которая отражает национальные особенности языка. Главное место в глагольной лексике занимают глаголы действия, т.к. эти глаголы чаще всего передают в речи все виды деятельности человека. Данная группа имеет сложную семантическую структуру.
«В виду того, что глаголы действия выражают действия, происходящее во времени и пространстве, они создают ассоциации с множеством предметов и событий и поэтому смысловая структура подобных глаголов бывает очень широкой» [1, с. 185].
Многочисленность признаков глаголов действия в языке, создала возможность для их всестороннего исследования. Впервые глаголы действия были рассмотрены Н.К. Дмитриевым, Н.А. Баскаковым, Л.Н. Харитоновым. Они определили лексико -семантические группы глаголов действия, провели описание глаголов действия, уточнили их роль в процессе словообразования.
Неоднозначность точки зрения исследователей при семантической классификации глаголов действия встречаются в работах, посвященных изучению семантики глаголов действия на материалах отдельных тюркских языков. Так, М. Садыкова глаголы действия в узбекском языке делит на четыре подгруппы: 1) глаголы, связанные с действием ног; 2) глаголы, связанные с действием рук; 3) глаголы жеста; 4) глаголы речи [2, с. 63-68].
Несколько иную классификацию дал И. Кучкартаев, разделив глаголы действия на три группы: 1) глаголы физического; 2) глаголы интеллектуального и 3) глаголы речевого действия [3, с. 19-31].
Г.К. Кулиев глаголы действия в азербайджанском языке делит на глаголы созидательного действия; глаголы разрушительного действия; глаголы действия со значением частичного изменения; глаголы динамического воздействия на предмет и глаголы, означающие процесс принятия пищи [ 4, с. 11-12].
Внутренние семантические группы значений глаголов действия встречаются и в исследованиях А.М. Меметова. Он глаголы действия в крымско-татарском языке разделил более детально на следующие подгруппы: 1) глаголы действия, выражающие процессы приема пищи;
2) глаголы действия со значением созидания; 3) глаголы действия со значением разрушения, уничтожения; 4) глаголы, выражающие действие вообще; 5) глаголы действия со значением разделения на части, группы, виды; 6) глаголы действия со значением соединения, сосредоточения, скопления в одном месте; 7) глаголы действия, связанные с процессами чтения и писания; 8) глаголы действия, выражающие борьбу, удар; 9) глаголы действия, связанные с
51
Территория науки. 2015. № 6
процессом защиты, укрывания, прикрытия; 10) глаголы, выражающие действия, совершенные тем или иным орудием; 11) глаголы действия со значением украсить, отделать, придать красивый вид; 12) глаголы действия со значением скрепления, стягивания; 13) глаголы действия со значением сечения; 14) глаголы действия со значением уладить, упорядочить; 15) глаголы действия со значением соединения, сложения (перемещения); 16) глаголы действия, употребляющиеся в значениях нанести, наложить, накладывать одно на другое, покрывать слоем чего- либо и т.д.; 17) глаголы, выражающие начальную или
конечную фазу действия; 18) глаголы действия, отражающие процессы чистки, очищения, освобождения от верхнего слоя; 19) глаголы действия, выражающие процессы свертывания и разглаживания; 20) глаголы действия со значением лишить свободы движения, действия, лишить возможности действовать свободно, заставить поступать в зависимости от чего-либо, а также с противоположным им значением;
21) глаголы действия, обозначающие занятия тем или иным ремеслом;
22) глаголы действия со значением рыть; 23) глаголы действия со значением метить, пометить, отметить каким-нибудь знаком, надписью, цифрой и т.п. [5, с. 403-405].
Следует отметить, что семантический план глагола действия исследован не у всех тюркских языков. По данным имеющейся литературы мы пришли к выводу о том, что являются недостаточно изученными глаголы действия и в кыргызском языке.
Ранее мы предлагали следующую классификацию глаголов кыргызского языка: 1) глаголы движения (кыймыл этиштери); 2) глаголы действия (аракет этиштери); 3) глаголы состояния (абал этиштери); 4) глаголы ощущения (сезим этиштери); 5) глаголы мышления (ойлоо этиштери) [ 6, с. 22-24].
Однако детальное изучение данного вопроса, дает нам возможность расширить круг внутренней семантической классификации глагола действия в кыргызском языке.
Опираясь на выше приведенные труды тюркологов по вопросу глагола действия, т.е. глаголов обозначающих воздействие субъекта на объект, мы с точки зрения семантики предлагаем разделить их на несколько подгрупп.
1) Глаголы действия, выражающие процессы приема пищи: жала-(лизать), жалма- (жадно есть), же- (есть), жут- (глотать), ич-(пить), кемир-, мYлжY- (грызть), чайна- (жевать), чак- (щелкать), чоку- (клевать), шимир-, сор-, эм - (сосать); производные глаголы: азыктан-, тамактан- (есть, кушать), даамда- (пробовать, откушать), отто- (пастись), тиште- (кусать), ууртта- (хлебать,
52
Территория науки. 2015. № 6
глотать),
2) Глаголы созидательного действия. Действия, в результате которых возникает нечто новое: бас- (печатать), байла- (связывать), бышыр-, даярда- (готовить), жабыштыр - (склеить), жарат-(создавать), жама- (штопать, латать), жаса- (делать), жый-(собирать), кабы- (стегать), када- (вбивать, вонзать, втыкать), кайнат- (кипятить), кош-, бириктир- (соединять), кур - (строить), кураштыр- (собирать из частей), оцдо-, тYзвт- (испраляй), вр-, току-(плести, вязать), сал- (строить, сооружать, воздвигать), тик-(шить), тYз- (составлять), Yй- (собирать), куур- (жарить); производные глаголы: байла- (связать), бура - (крутить), буула -(парить), бириктир - (объединять), желимде- (клеить), жыйна-, Yймвлв-, топто - (собирать), иретте- (сложить), кабатта -(укладывать), капта- (стегать, пришивать), кошумчала- (добавлять), вндYр- (производить), топто - (собирать) и др.
3) Глаголы разрушительного действия. Деятельность, в результате
которого предметы теряют присущие от природы качества: ажыра-(отделять), айры- (разрывать), буз- (разрушать), бвл- (разъединять), быч- (кроить), жар- (колоть), каз- (копать), кес- (резать), кыр-, сYр-(тереть), кулат- (свалить), майдала- (растереть), ой -
(выдалбливать), вчYр- (стереть, выключить), влтYP - (убить), сындыр- (разбивать), тил- (разрезать), тыт- (растерзать), чап-(рубить) и др. Также в эту группу можно отнести глаголы образованные от имен существительных при помощи аффикса -ла: арала- (пилить пилой), балтала- (рубить топором), бычакта- (резать ножом), кылычта- (рубить мечом) , чалгыла- (косить косой).
4) Глаголы, выражающие значение “соприкосновения”. Действие, осуществляемое определенными частями тела, т.е. происходит физический контакт, взаимодействие с предметами: кыс- (сжать, тискать), кучакта- (обнимать), вп - (целовать), сыла -, сыйпа-(ласкать), тийгиз- (прикасаться), тиште- (кусать), теп- (пнуть), ур, чап-, сок- (ударить), ушала- (растереть), укала- (растирать, мять, массировать) .
5) Глаголы, выражающие значение “перемещения, положения”. Действие, в результате которого меняется местоположение объекта: жаткыз- (положить), жыгыт-, кулат- (валить), жылдыр -(передвигать), киргиз- (вносить, вводить), квчYр- (переезжать), квтвр- (поднимать), козго-(шевелить), кыймылдат- (колыхать), тарт- (тянуть), тургуз- (поднимать), тYШYP- (опускать), отургуз-(посадить), чыгар - (выносить, выводить), ыргалт- (качать),; производные глаголы уточняющие способ перемещения: айлант-,
53
Территория науки. 2015. № 6
тегерент- (кружить), айландыр - (вращать), кулант- (свалить), тоголот- (катить).
6) Глаголы, выражающие значение изменения внешнего параметра
объекта. Действие направлено на изменение длинны предмета: кыскарт- (укоротить), узарт- (удлинить), чой-, соз- (вытягивать),; размера: кичирейт-, тарыт- (уменьшить, сузить), чоцойт-, кецейт-(расширить); цвета: агарт-, акта- (белить), алтында- (позолотить), жылтырат- (придать блеск), кYMYштв - (посеребрить) и др.;
действие направленное на украшение, обделку: ажарла- (освежить), жаз- (росписать), кундузда- (отделывать мехом выдры), кымкапта-(отделывать парчой), ой- (вырезать узор) и др.; действия выражающие процессы свертывания и разглаживания: бYктв-, кайыр-(сгибать), жай-, тYздв- (разглаживай), оро- (завертывать), тYP-(засучить), твшв- (стили) и др.; действия со значением метить, пометить: белгиле- (отметить), ниязда- (метить) и др.
7) Глаголы, выражающие значение “меры, измерения”. В основном это производные глаголы: влчв- (измерять), карышта- (мерить пядью), кадамда- (мерить шагами), кулачта- (мерить маховой саженью), тутамда- (мерить шириной четырех пальцев), чене-(мерить) и др.
8) Глаголы, выражающие действия “укрытия, защиты”. Действие связанное с процессом защиты, укрывания от чего-либо: бастыр-(придавить), жап- (закрыть, укрыть), жашыр- (спрятать), корго-(защищать), квм- (зарыть), тык- (затыкать), тут- (держать над или под чем-то), оро- (завертывать) и др.
9) Глаголы, выражающие действия “очищения”. Действия связанные с процессом чистки, уборки: арчы- (протереть), жуу-(мыть), чайка- (полоскать), сYр- (вытирать), тазала- (очищать, чистить) и др.
10) Глаголы, выражающие процесс наведения красоты: боё-(красить), жуун- (мыться), кий- (надевать), майла- (мазать), сал-(надеть, например платок), самында- (намылиться), так- (надеть, например серьги, цепочку, ожерелье), упала - (пудрить, сеп -(спрыснуть).
11) Глаголы, обозначающие действия связанные с деятельностью: айда- (пахать), бошот- (освободить), дарыла- (лечить), жвндв-(налаживать), карма- (задержать), кама- (взять под стражу), каз-(рой), куткар- (спасать), окут- (обучать), оцдо- (ремонтировать), ор- (коситьтик- (сажать), сат- (продать), сотто- (судить), уула-(охотиться) и др.
12) Глаголы, выражающие значение “делать, действовать,
54
Территория науки. 2015. № 6
совершать”: кыл-, жаса- (делай, сделай) они могут входить в состав того или иного семантического ряда глаголов действия только как служебные.
Анализ внутренней семантической классификации глагола действия привел нас к выводу о том, что своеобразный состав значения данных глаголов требует детальную вербализацию, что дает основание быть объектом исследования.
Список литературы:
1. Цалкаламанидзе А. Семантико -синтаксические группы глаголов в узбекском языке. - Тбилиси: Мецниереба, 1987.
2. Садыкова М. Фе'ю стилистикасы. - Ташкент. 1975.
3. Кучкартаев И. Семантическая классификация глаголов в узбекском языке. - В кн.: «Актуальные вопросы русской и узбекской семасиологии». - Ташкент: ТашГУ, 1981.
4. Кулиев Г. Семантические группы глаголов, 1975.
5. Меметов А.М. Семантическая классификация глаголов действия в крымскотатарском языке // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 1999. - Т. 5.
6. Мусурманова Г.С. О некоторых вопросах семантической классификации глаголов русского и отдельных тюркских языков// Наука и новые технологии. 2006. № 7-8.
Нажимидинова А.Э.
РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ВОСПИТАНИИ
ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
Баткенский государственный университет
Ключевые слова: народные мудрости, народно-васпитательное образование, пословицы и поговорки, толерантность, воспитание.
Keywords: folk wisdom, folk-educational education, proverbs and sayings, tolerance and education.
Аннотация: В статье обосновывается высокая значимость пословиц и поговорок в качестве методического пособия, которое воспитывает подростающее поколение хорошим качествам и толерантности.
Abstract: This article explains the high importance of proverbs and sayings as a methodological guide that brings growing generation of good quality and tolerance.
55