Научная статья на тему 'Классификация глаголов действия в кыргызском языке'

Классификация глаголов действия в кыргызском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1795
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глаголы действия / классификация / кыргызский язык / лексика / action verbs / classification / Kyrgyz / vocabulary

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусурманова Г. С., Гайыпова Б. А.

В статье рассматриваются современные подходы к классификации глаголов действия в кыргызском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the modern approaches to the classification of action verbs in the Kyrgyz language.

Текст научной работы на тему «Классификация глаголов действия в кыргызском языке»

Территория науки. 2015. № 6

Таким способом достижение успеха зависит от результата работы. Соискательство, педагогическая деятельность зависит не от уровня традиционной методики, а от качества уровня интеграции методики обучения и от интеграции предметов.

В данном случае педагогическая деятельность - это результат содержания, методов и форм.

Поэтому важно правильное сочетание в интеграции разных способов учебной деятельности.

Список литературы

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.- М., 1996.-174с.

2. Бурханова И.Ю. Субъект метазнания как целевой ориентир образовательной деятельности// Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 50-53

3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М., 1981. - 159 с.

4. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики// Образование и общество. 20 09. № 1. С. 9-13.

5. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой// Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой международной научно -практической конференции : в 2-х частях. под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 201-203.

Мусурманова Г.С., Гайыпова Б.А.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАГОЛОВ ДЕЙСТВИЯ В КЫРГЫЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: глаголы действия, классификация, кыргызский язык, лексика.

Keywords: action verbs, classification, Kyrgyz,vocabulary.

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к классификации глаголов действия в кыргызском языке.

Abstract: The article considers the modern approaches to the classification of action verbs in the Kyrgyz language.

50

Территория науки. 2015. № 6

Глагол является одной из важнейших категорий, которая отражает национальные особенности языка. Главное место в глагольной лексике занимают глаголы действия, т.к. эти глаголы чаще всего передают в речи все виды деятельности человека. Данная группа имеет сложную семантическую структуру.

«В виду того, что глаголы действия выражают действия, происходящее во времени и пространстве, они создают ассоциации с множеством предметов и событий и поэтому смысловая структура подобных глаголов бывает очень широкой» [1, с. 185].

Многочисленность признаков глаголов действия в языке, создала возможность для их всестороннего исследования. Впервые глаголы действия были рассмотрены Н.К. Дмитриевым, Н.А. Баскаковым, Л.Н. Харитоновым. Они определили лексико -семантические группы глаголов действия, провели описание глаголов действия, уточнили их роль в процессе словообразования.

Неоднозначность точки зрения исследователей при семантической классификации глаголов действия встречаются в работах, посвященных изучению семантики глаголов действия на материалах отдельных тюркских языков. Так, М. Садыкова глаголы действия в узбекском языке делит на четыре подгруппы: 1) глаголы, связанные с действием ног; 2) глаголы, связанные с действием рук; 3) глаголы жеста; 4) глаголы речи [2, с. 63-68].

Несколько иную классификацию дал И. Кучкартаев, разделив глаголы действия на три группы: 1) глаголы физического; 2) глаголы интеллектуального и 3) глаголы речевого действия [3, с. 19-31].

Г.К. Кулиев глаголы действия в азербайджанском языке делит на глаголы созидательного действия; глаголы разрушительного действия; глаголы действия со значением частичного изменения; глаголы динамического воздействия на предмет и глаголы, означающие процесс принятия пищи [ 4, с. 11-12].

Внутренние семантические группы значений глаголов действия встречаются и в исследованиях А.М. Меметова. Он глаголы действия в крымско-татарском языке разделил более детально на следующие подгруппы: 1) глаголы действия, выражающие процессы приема пищи;

2) глаголы действия со значением созидания; 3) глаголы действия со значением разрушения, уничтожения; 4) глаголы, выражающие действие вообще; 5) глаголы действия со значением разделения на части, группы, виды; 6) глаголы действия со значением соединения, сосредоточения, скопления в одном месте; 7) глаголы действия, связанные с процессами чтения и писания; 8) глаголы действия, выражающие борьбу, удар; 9) глаголы действия, связанные с

51

Территория науки. 2015. № 6

процессом защиты, укрывания, прикрытия; 10) глаголы, выражающие действия, совершенные тем или иным орудием; 11) глаголы действия со значением украсить, отделать, придать красивый вид; 12) глаголы действия со значением скрепления, стягивания; 13) глаголы действия со значением сечения; 14) глаголы действия со значением уладить, упорядочить; 15) глаголы действия со значением соединения, сложения (перемещения); 16) глаголы действия, употребляющиеся в значениях нанести, наложить, накладывать одно на другое, покрывать слоем чего- либо и т.д.; 17) глаголы, выражающие начальную или

конечную фазу действия; 18) глаголы действия, отражающие процессы чистки, очищения, освобождения от верхнего слоя; 19) глаголы действия, выражающие процессы свертывания и разглаживания; 20) глаголы действия со значением лишить свободы движения, действия, лишить возможности действовать свободно, заставить поступать в зависимости от чего-либо, а также с противоположным им значением;

21) глаголы действия, обозначающие занятия тем или иным ремеслом;

22) глаголы действия со значением рыть; 23) глаголы действия со значением метить, пометить, отметить каким-нибудь знаком, надписью, цифрой и т.п. [5, с. 403-405].

Следует отметить, что семантический план глагола действия исследован не у всех тюркских языков. По данным имеющейся литературы мы пришли к выводу о том, что являются недостаточно изученными глаголы действия и в кыргызском языке.

Ранее мы предлагали следующую классификацию глаголов кыргызского языка: 1) глаголы движения (кыймыл этиштери); 2) глаголы действия (аракет этиштери); 3) глаголы состояния (абал этиштери); 4) глаголы ощущения (сезим этиштери); 5) глаголы мышления (ойлоо этиштери) [ 6, с. 22-24].

Однако детальное изучение данного вопроса, дает нам возможность расширить круг внутренней семантической классификации глагола действия в кыргызском языке.

Опираясь на выше приведенные труды тюркологов по вопросу глагола действия, т.е. глаголов обозначающих воздействие субъекта на объект, мы с точки зрения семантики предлагаем разделить их на несколько подгрупп.

1) Глаголы действия, выражающие процессы приема пищи: жала-(лизать), жалма- (жадно есть), же- (есть), жут- (глотать), ич-(пить), кемир-, мYлжY- (грызть), чайна- (жевать), чак- (щелкать), чоку- (клевать), шимир-, сор-, эм - (сосать); производные глаголы: азыктан-, тамактан- (есть, кушать), даамда- (пробовать, откушать), отто- (пастись), тиште- (кусать), ууртта- (хлебать,

52

Территория науки. 2015. № 6

глотать),

2) Глаголы созидательного действия. Действия, в результате которых возникает нечто новое: бас- (печатать), байла- (связывать), бышыр-, даярда- (готовить), жабыштыр - (склеить), жарат-(создавать), жама- (штопать, латать), жаса- (делать), жый-(собирать), кабы- (стегать), када- (вбивать, вонзать, втыкать), кайнат- (кипятить), кош-, бириктир- (соединять), кур - (строить), кураштыр- (собирать из частей), оцдо-, тYзвт- (испраляй), вр-, току-(плести, вязать), сал- (строить, сооружать, воздвигать), тик-(шить), тYз- (составлять), Yй- (собирать), куур- (жарить); производные глаголы: байла- (связать), бура - (крутить), буула -(парить), бириктир - (объединять), желимде- (клеить), жыйна-, Yймвлв-, топто - (собирать), иретте- (сложить), кабатта -(укладывать), капта- (стегать, пришивать), кошумчала- (добавлять), вндYр- (производить), топто - (собирать) и др.

3) Глаголы разрушительного действия. Деятельность, в результате

которого предметы теряют присущие от природы качества: ажыра-(отделять), айры- (разрывать), буз- (разрушать), бвл- (разъединять), быч- (кроить), жар- (колоть), каз- (копать), кес- (резать), кыр-, сYр-(тереть), кулат- (свалить), майдала- (растереть), ой -

(выдалбливать), вчYр- (стереть, выключить), влтYP - (убить), сындыр- (разбивать), тил- (разрезать), тыт- (растерзать), чап-(рубить) и др. Также в эту группу можно отнести глаголы образованные от имен существительных при помощи аффикса -ла: арала- (пилить пилой), балтала- (рубить топором), бычакта- (резать ножом), кылычта- (рубить мечом) , чалгыла- (косить косой).

4) Глаголы, выражающие значение “соприкосновения”. Действие, осуществляемое определенными частями тела, т.е. происходит физический контакт, взаимодействие с предметами: кыс- (сжать, тискать), кучакта- (обнимать), вп - (целовать), сыла -, сыйпа-(ласкать), тийгиз- (прикасаться), тиште- (кусать), теп- (пнуть), ур, чап-, сок- (ударить), ушала- (растереть), укала- (растирать, мять, массировать) .

5) Глаголы, выражающие значение “перемещения, положения”. Действие, в результате которого меняется местоположение объекта: жаткыз- (положить), жыгыт-, кулат- (валить), жылдыр -(передвигать), киргиз- (вносить, вводить), квчYр- (переезжать), квтвр- (поднимать), козго-(шевелить), кыймылдат- (колыхать), тарт- (тянуть), тургуз- (поднимать), тYШYP- (опускать), отургуз-(посадить), чыгар - (выносить, выводить), ыргалт- (качать),; производные глаголы уточняющие способ перемещения: айлант-,

53

Территория науки. 2015. № 6

тегерент- (кружить), айландыр - (вращать), кулант- (свалить), тоголот- (катить).

6) Глаголы, выражающие значение изменения внешнего параметра

объекта. Действие направлено на изменение длинны предмета: кыскарт- (укоротить), узарт- (удлинить), чой-, соз- (вытягивать),; размера: кичирейт-, тарыт- (уменьшить, сузить), чоцойт-, кецейт-(расширить); цвета: агарт-, акта- (белить), алтында- (позолотить), жылтырат- (придать блеск), кYMYштв - (посеребрить) и др.;

действие направленное на украшение, обделку: ажарла- (освежить), жаз- (росписать), кундузда- (отделывать мехом выдры), кымкапта-(отделывать парчой), ой- (вырезать узор) и др.; действия выражающие процессы свертывания и разглаживания: бYктв-, кайыр-(сгибать), жай-, тYздв- (разглаживай), оро- (завертывать), тYP-(засучить), твшв- (стили) и др.; действия со значением метить, пометить: белгиле- (отметить), ниязда- (метить) и др.

7) Глаголы, выражающие значение “меры, измерения”. В основном это производные глаголы: влчв- (измерять), карышта- (мерить пядью), кадамда- (мерить шагами), кулачта- (мерить маховой саженью), тутамда- (мерить шириной четырех пальцев), чене-(мерить) и др.

8) Глаголы, выражающие действия “укрытия, защиты”. Действие связанное с процессом защиты, укрывания от чего-либо: бастыр-(придавить), жап- (закрыть, укрыть), жашыр- (спрятать), корго-(защищать), квм- (зарыть), тык- (затыкать), тут- (держать над или под чем-то), оро- (завертывать) и др.

9) Глаголы, выражающие действия “очищения”. Действия связанные с процессом чистки, уборки: арчы- (протереть), жуу-(мыть), чайка- (полоскать), сYр- (вытирать), тазала- (очищать, чистить) и др.

10) Глаголы, выражающие процесс наведения красоты: боё-(красить), жуун- (мыться), кий- (надевать), майла- (мазать), сал-(надеть, например платок), самында- (намылиться), так- (надеть, например серьги, цепочку, ожерелье), упала - (пудрить, сеп -(спрыснуть).

11) Глаголы, обозначающие действия связанные с деятельностью: айда- (пахать), бошот- (освободить), дарыла- (лечить), жвндв-(налаживать), карма- (задержать), кама- (взять под стражу), каз-(рой), куткар- (спасать), окут- (обучать), оцдо- (ремонтировать), ор- (коситьтик- (сажать), сат- (продать), сотто- (судить), уула-(охотиться) и др.

12) Глаголы, выражающие значение “делать, действовать,

54

Территория науки. 2015. № 6

совершать”: кыл-, жаса- (делай, сделай) они могут входить в состав того или иного семантического ряда глаголов действия только как служебные.

Анализ внутренней семантической классификации глагола действия привел нас к выводу о том, что своеобразный состав значения данных глаголов требует детальную вербализацию, что дает основание быть объектом исследования.

Список литературы:

1. Цалкаламанидзе А. Семантико -синтаксические группы глаголов в узбекском языке. - Тбилиси: Мецниереба, 1987.

2. Садыкова М. Фе'ю стилистикасы. - Ташкент. 1975.

3. Кучкартаев И. Семантическая классификация глаголов в узбекском языке. - В кн.: «Актуальные вопросы русской и узбекской семасиологии». - Ташкент: ТашГУ, 1981.

4. Кулиев Г. Семантические группы глаголов, 1975.

5. Меметов А.М. Семантическая классификация глаголов действия в крымскотатарском языке // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 1999. - Т. 5.

6. Мусурманова Г.С. О некоторых вопросах семантической классификации глаголов русского и отдельных тюркских языков// Наука и новые технологии. 2006. № 7-8.

Нажимидинова А.Э.

РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ВОСПИТАНИИ

ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: народные мудрости, народно-васпитательное образование, пословицы и поговорки, толерантность, воспитание.

Keywords: folk wisdom, folk-educational education, proverbs and sayings, tolerance and education.

Аннотация: В статье обосновывается высокая значимость пословиц и поговорок в качестве методического пособия, которое воспитывает подростающее поколение хорошим качествам и толерантности.

Abstract: This article explains the high importance of proverbs and sayings as a methodological guide that brings growing generation of good quality and tolerance.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.