Научная статья на тему 'Классификация форм интегрированных объединений'

Классификация форм интегрированных объединений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6778
640
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМА / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРИЗНАКИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина И.О.

В статье подчеркивается, что взаимодействие участников интегрированного объединения может различаться тем, в каком направлении и как глубоко происходит наложение интересов участников, степенью централизации производственно-хозяйственных и управленческих функций, делегированием полномочий и ответственности отдельными участниками. Однако у многих интегрированных объединений различия стерты, что делает затруднительным отнесение их к конкретной форме. Выявление четких признаков отличия форм интегрированных объединений является важнейшей предпосылкой исследования сущности интеграции и эффективности ее проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация форм интегрированных объединений»

Интеграция

классификация форм интегрированных объединений

В статье подчеркивается, что взаимодействие участников интегрированного объединения может различаться тем, в каком направлении и как глубоко происходит наложение интересов участников, степенью централизации производственно-хозяйственных и управленческих функций, делегированием полномочий и ответственности отдельными участниками. Однако у многих интегрированных объединений различия стерты, что делает затруднительным отнесение их к конкретной форме. Выявление четких признаков отличия форм интегрированных объединений является важнейшей предпосылкой исследования сущности интеграции и эффективности ее проведения.

Ключевые слова: форма, интегрированное объединение, управление, классификация, признаки, характеристики.

Важным этапом исследования интегрированных структур является изучение их форм, поскольку они выражают экономическое содержание взаимодействия субъектов в интегрированном объединении. Взаимодействие участников интегрированного объединения различается по ряду признаков: в каком направлении и как глубоко происходит наложение интересов участников; степень централизации производственно-хозяйственных и управленческих функций; делегирование полномочий и ответственности отдельными участниками. Можно выделить следующие формы объединений: картель, синдикат, трест, пул, консорциум, альянс, конгломерат и др. Различия между некоторыми из них иногда стерты, что объясняется переплетением основ формирования взаимосвязей участников в многочисленных интегрированных структурах. Однако классификация форм интегрированных объединений с выявлением их черт является важнейшей предпосылкой исследования сущности интеграции и эффективности ее проведения.

и. о. сорокина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: insor@inbox.ru Волжский университет им. В. Н. Татищева

Наиболее глубоко исследования форм интегрированных объединений проведены в работах М. Диканского, И. Владимировой, Е. Ленского, Е. Драчевой, А. Либман и др. авторов.

Рассмотрим формы интегрированных объединений и их классификации, представленные в работах этих авторов.

Одной из первых форм интеграции хозяйствующих субъектов, сложившейся на монополистической основе, является картельное соглашение. Исследования сущности картеля, содержащиеся в различных источниках литературы, показали, что авторы не противоречат друг другу, т. к. одинаково понимают данную форму интеграции хозяйствующих субъектов. Например, М. Диканский указывает, что картель — это объединение, основанное на соглашении между предприятиями с целью ограничения конкуренции между ними путем установления обязательных для всех предприятий картеля минимальных цен на товары, разграничения районов сбыта между ними, установления доли каждого из них в общем производстве картеля (квоты) и т. д. И. Владимирова и Е. Ленский предлагают такое определение: «Картель — объединение, как правило, хозяйствующих субъектов одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности субъекта хозяйствования — соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т. д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции».

Определение, данное в юридическом словаре, как бы резюмирует мнения вышеуказанных авторов, и звучит следующим образом: картель — это договорная форма соглашения хозяйствующих субъектов,

участники которого, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках.

Целью образования картеля является получение прибыли путем устранения или регламентации конкуренции между участниками картеля в одном секторе рынка, а также путем подавления внешней конкуренции других сегментов рынка.

Для картеля характерны следующие признаки:

— это форма интегрирования компаний с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;

— договорный характер объединения предприятий одной отрасли (о ценовой политике, объеме производства (квот), квоте на реализацию (дележе рынка сбыта), ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т. д.);

— юридическая, финансовая, производственная и коммерческая самостоятельность участников, являющихся равноправными партнерами;

— наличие системы принуждения, предполагающей выявление нарушений и санкций к нарушителям1, т. к. у каждого участника картеля появляется стимул явно или тайно нарушить картельное соглашение в своих интересах, что может навредить картелю.

Таким образом, картель не носит характера единого производственного целого, а является лишь союзом деловых стратегических партнеров на внешнем рынке с целью расширения зоны своей деятельности.

Далее к числу монопольных форм взаимосвязи экономических субъектов относятся синдикаты. Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются:

— сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;

— формирование объединения монопольного характера с целью устранения конкуренции на рынке;

1 Нарушение соглашения в виде превышения квоты или вторжения на чужие рынки сбыта влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу.

— централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката.

Поскольку вышеуказанные формы интеграции основываются на самостоятельности участников объединения, то вопросы контроля за их деятельностью становятся проблемными. С целью решения данных проблем компании стали объединяться на более жестких условиях, в результате чего появилась такая форма интеграционных объединений, как холдинги.

Холдинг (от англ. holding — держащий что-то в чьих-то руках) - это объединение юридически самостоятельных компаний, в которых головная (держательская) компания владеет, полностью или частично, капиталом остальных (дочерних) компаний. Иначе можно сказать, что холдинг -это группа компаний (материнская компания и ее дочерние, внучатые, зависимые фирмы), объединенных общим владением (т. е. материнская компания владеет, полностью или частично, капиталом дочерних компаний).

Можно выделить следующие особенности холдинга как формы интеграции компаний:

— наличие основного (головного) и дочернего предприятия (или нескольких предприятий);

— полное или частичное объединение всех сторон хозяйственной деятельности дочерних предприятий;

— обязательная добровольность и учет мнения дочерней компании при создании холдинга головной компанией;

— головное и дочернее (дочерние) предприятия могут быть связаны между собой не только долевым участием в собственности, но и договорными отношениями, дающими безусловное право основному предприятию определять важнейшие управленческие решения, принимаемые на уровне дочернего (дочерних) предприятий, пути и способы их реализации.

Холдинг может выступать в двух вариантах: финансовый холдинг («чистый» холдинг или холдинг в широком смысле) или управляющий холдинг (оперативный, «смешанный» холдинг или холдинг в узком смысле). «Чистый холдинг» — это, когда материнская компания напрямую не ведет какой-либо коммерческой или производственной деятельности.

Такой тип холдингов основан на долевом участии (от нескольких процентов до 100 %) в капитале предприятий с преобладанием таких функций, как финансирование, инвестирование, контроль. Цель создания «чистого» холдинга заключается в том, чтобы получать достаточную информацию для оценки целесообразности участия в делах предприятия.

Характерными особенностями финансового холдинга являются следующие принципиальные моменты:

— дочерние компании финансового холдинга не имеют доступа к внешнему рынку капитала (привлечение финансирования за счет выпуска акций), поскольку все доли участия в дочерних компаниях держит холдинг (покупка и продажа предприятий осуществляется исключительно головной компанией холдинга);

— «продуктом» финансового холдинга является его портфель долевого участия, который он создает путем покупки и продажи долей участия.

«Смешанный холдинг» — это тип холдинга, когда материнская компания наряду с осуществлением функций контроля и управления другими компаниями непосредственно вовлечена в коммерческую и производственную деятельность.

Формами интегрированных объединений, имеющих в качестве головной компании холдинг, являются тресты, концерны, конгломераты.

Концерн (от англ. concern — участие, интерес) — это объединение, сформированное на базе технологически взаимосвязанных предприятий, находящихся под единым финансовым контролем.

Выделяя характерные особенности концернов, можно указать следующие:

— концерн обычно является объединением производственного характера, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

— входящие в концерн субъекты хозяйствования номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому центру;

— концерн соединяет в себе как централизованное начало (контроль), так и оперативно-хозяйственную самостоятельность подразделений.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

— концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний;

— концерн, состоящий из сестринских обществ. Таким образом, все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Трест — еще одно интегрированное объединение, где головная компания может существовать в виде холдинга. В экономической литературе приводится определение треста как объединения, «... в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий». И. Владимирова в своей работе подчеркивает, что в трестах сохраняется долевое распределение прибыли ранее независимых субъектов хозяйствования, что свидетельствует о незавершенности процесса их слияния в одно хозяйственное целое.

Особенностями трестов являются:

— при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий;

— отличаются производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;

— в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;

— все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Юридически образование треста означает передачу контроля за ранее независимыми предприятиями определенной группе — создателей треста, объединенных в так называемый доверительный совет. Владельцы предприятий, вступая в трест, становятся его акционерами, получая определенный пакет акций в соответствии со своей долей капитала, что дает им право на участие в делах треста и на определенную долю прибыли. В результате осуществляется огромная централизация капитала, позволяющая проводить в рамках объединенных в трест предприятий единую техническую и экономическую политику и одновременно извлекать монопольную прибыль.

Еще одной формой интегрированного объединения, которое осуществляет свою деятельность с участием холдинговой компании, является конгломерат.

конгломерат — диверсифицированное корпоративное образование, возникающее в результате межотраслевой интеграции и объединяющее под единым финансовым контролем разнородные предприятия. В юридической энциклопедии представлено следующее определение: «Конгломератом признают совокупность организаций, которые не имеют каких-либо общих производственных основ, но объединены организационными или финансовыми связями»

К особенностям конгломерата как организационной формы интеграции компаний можно отнести следующие признаки.

Во-первых, конгломерат объединяет широкий круг предприятий различных отраслей, между которыми отсутствует какое-либо производственное единство.

Во-вторых, основными рычагами управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, а также косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании. Поэтому в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо головной компании входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

В-третьих, объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются в финансовом отношении полностью зависимыми от материнской компании.

консорциум относится к договорным формам интеграции, т. е. характеризируется отсутствием головной компании, владеющей их частью. Консорциум - это временное объединение (соглашение) юридически и хозяйственно самостоятельных предпринимательских структур (компаний) для совместного размещения заказов, проведения производственных, кредитно-финансовых и маркетинговых операций крупного масштаба, осуществления глобальных проектов в промышленном строительстве, координации всей предпринимательской деятельности для получения выгодных заказов и их совместного исполнения.

Характерные особенности консорциума состоят в следующих моментах:

— организация консорциума оформляется консорциальным соглашением, в результате чего достигается согласованность цели участников;

— в консорциум могут входить фирмы разных стран, форм собственности, отраслевой принадлежности. Компании — участники одного консорциума вправе одновременно входить в состав других консорциумов, т. е. участвовать в нескольких проектах одновременно;

— участники консорциума полностью сохраняют свою юридическую, экономическую, хозяйственную самостоятельность;

— в рамках консорциума его участники подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части, которая связана с реализацией целей консорциума;

— каждый член консорциума финансирует свою долю работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своих обязательств.

Следующей формой интегрированных объединений, распространенной чаще всего в сфере услуг — торговых, биржевых, патентных, страховых, транспортных, являются пулы. пул (от англ. роо1 — «общий котел») — это объединение предприятий по интересам, предусматривающее особый порядок распределения вещественных результатов деятельности (прибыли, иногда и совместных расходов) между его участниками согласно оговоренным квотам. Смысл такого объединения состоит в консолидации средств его участников для совместной эксплуатации определенной части рынка и распределения доходов в заранее определенной пропорции. Прибыль, получаемая участниками пула, сначала поступает в общую долевую собственность участников, а уже затем распределяется между ними в соответствии с договором простого товарищества Обычно объединение компаний в виде пула имеет временный характер.

Можно выделить следующие особенности пула как типа интегрированного объединения:

— одна из форм монополистических объединений;

— формируется на временной основе;

— участники пула сохраняют юридическую, экономическую, производственную самостоятельность;

— характеризуется сложением долей участников в общую «корзину» и распределением общих расходов и прибыли сообразно вложенным долям.

Следующей формой интеграционных объединений являются стратегические альянсы. Стратегический альянс (strategic alliance) — это форма интеграции двух или более независимых предприятий на основе соглашения о сотрудничестве

(с юридическим оформлением или без такового) между ними для достижения определенных целей (производственных, коммерческих и пр.). Таким образом, объединение компаний в форме альянса подразумевает сотрудничество, цель которого состоит в достижении наилучшего результата.

Исследуя природу альянсов, можно сказать, что лишь в работе Б. Гарретта и П. Дюссожа проведен наиболее глубокий и развернутый анализ данной формы объединения. Авторы указывают, что стратегический альянс — это объединение нескольких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга. Таким образом, авторы акцентируют внимание на том, что компании остаются независимыми друг от друга, где каждая компания имеет собственную стратегию развития, а наложение их интересов происходит лишь в определенной, четко оговоренной сфере.

Среди особенностей стратегического альянса можно выделить следующие ключевые моменты:

1) в основу объединения участников положено соглашение о сотрудничестве между участниками объединения;

2) наличие множественных центров управления альянсом;

3) компании могут участвовать во множестве стратегических альянсов;

4) временная основа альянса. Сроки существования стратегических альянсов обусловлены целями объединения компаний — как только цели достигнуты, стратегические альянсы распадаются;

5) участники альянсов сохраняют финансовую и производственную самостоятельность, т. к. при данной форме объединения отсутствует взаимный контроль за собственностью. Анализируя договорные формы интеграции,

можно сказать, что альянс и консорциум имеют общие черты. В частности, они формируются из двух или нескольких самостоятельных предприятий; не подразумевают образования хоть какой-либо зависимости между участниками; имеют временную основу; причина формирования состоит в желании достичь участниками конкретной цели; участники могут входить одновременно в несколько консорциумов или альянсов; прекращение функционирования консорциума или альянса происходит после достижения участниками общей цели. Поэтому А. Орлов использует эти понятия как взаимозаменяемые, в частности он указывает: «Одна из характерных черт,

отличающих консорциумы от договора простого товарищества, состоит в том, что его участники по договору могут не принимать на себя ответственности по обязательствам всего альянса».

Попытки выяснить различия данных терминов, характеризующих формы интегрированных объединений, привели к следующему результату. В работе доктора экономических наук Р. Ноздревой отмечено: «Консорциумы в отличие от альянсов имеют более четко очерченную организационную структуру управления, а также специальную объединенную службу, выделенную в самостоятельное звено над структурами отдельных компаний для решения ряда общих управленческих и маркетинговых задач участников консорциума. Консорциумы с определенными оговорками можно отнести к своего рода высшей форме. альянса, хотя, видимо, правильнее будет рассматривать ее как самостоятельный вид сотрудничества». А в работе Б. Гаретта и П. Дюссожа указывается: «Так как обычно в рамках альянса объединяются несколько независимых компаний, то результатом становится наличие несколько руководящих центров, которые сообща должны принимать решение, касающиеся общего проекта.». Таким образом, и Р. Ноздрева, и Б. Гаретт считают, что характерной чертой альянса является наличие нескольких управляющих центров, в то время как у консорциума управляющий центр один, что определено соглашением.

Стратегические альянсы — это новая форма интеграции для России, которая ни имеет нормативно-правовой базы. Напомним, что до принятия нового Гражданского кодекса (ГК) РФ в перестроечный период было разрешено создание различных форм объединений. В частности, в Рекомендациях по созданию ассоциаций и других форм добровольных объединений социалистических предприятий, утвержденных Председателем Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе РФ 21.10.1989, были названы четыре вида ассоциаций: концерн; межотраслевое государственное объединение (МГО); хозяйственная ассоциация;консорциум.

Основы гражданского законодательства, вступившие в силу с 03.09. 1992, в ст. 23 закрепили возможность создания «хозяйственных объединений» — хозяйственных ассоциаций (союзов) и концернов. Помимо предложенных в рекомендациях и установленных вышеназванными законами на практике создавались также иные формы объединений синдикатов. Некоторые из них сохранились в такой форме до настоящего времени, другие

преобразовались в ассоциации, третьи — в хозяйственные общества.

Итогом проведенных нами исследований стала сравнительная таблица форм интегрированных объединений (см. таблицу), где по ряду существенных признаков они отделены друг от друга.

Анализ таблицы позволяет провести классификацию форм интегрированных объединений по некоторым признакам. Однако, прежде чем проводить такую классификацию, необходимо провести исследования уже существующих классификаций.

Итак, в литературе, посвященной вопросам экономической интеграции, можно встретить такие подходы к формированию групп интегрированных объединений.

Условно все формы объединений можно разделить на два типа: «жесткие» и «мягкие». При «жестких» формах компаниям приходится утрачивать свою самостоятельность и независимость в результате возникновения акционерного контроля со стороны материнской компании. «Мягкие» же формы позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности. Таким образом, данная классификация строится по признаку «Самостоятельность участников объединения». В результате к «мягким» формам связей будут отнесены картель,

синдикат, пул, консорциум, альянс. А к «жестким» — холдинг, трест, концерн, конгломерат.

Еще одна классификация встречается в литературе. Она построена по признаку контроля за деятельностью объединения. Классификационные группы интеграционных объединений при таких подходах носят название «холдинговые объединения» и «нехолдинговые объединения». Данные названия группы получили потому, что во главе ряда интегрированных объединений стоят холдинговые компании, где контроль основан на владении акциями дочерних и зависимых предприятий.

Нехолдинговые объединения основаны преимущественно на неакционерных формах контроля — соглашениях, личных униях и др. К этой группе относятся, например, картели, синдикаты, консорциумы, стратегические альянсы (национальные и международные), пулы. Холдинговые объединения включают в себя непосредственно холдинги, концерны, тресты, конгломераты.

Рассмотренная классификация во многом является условной, т. к. в реальности холдинговый контроль часто дополняется системой договоров, что подразумевает зависимость участников не на основе долей, а на договорных началах.

Следует отметить, что обе упомянутые классификации, по существу, представляют одно и

сравнительная таблица форм интегрированных объединений

наименование Цель создания основа объединения степень самостоятельности участников сфера интеграции Единый орган управления и контроля

Картель Монополия отрасли Договор/ соглашение Самостоятельны Сбыт и ценообразование Частично присутствует в части сбыта

Синдикат Монополия на рынке сбыта Договор/ соглашение Коммерческая самостоятельность ограничена единым каналом сбыта Сбыт Частично присутствует в части сбыта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Холдинг Контроль за компаниями в объединении Долевое участие Зависимы Финансовая и/или коммерческая и производственная Присутствует

Концерн Контроль за компаниями в объединении Долевое участие и соглашения Зависимы Технологическая Присутствует

Трест Контроль за компаниями в объединении Долевое участие Зависимы Производственная и пр. сферы Присутствует

Конгломерат Межотраслевая интеграция Долевое участие и соглашения Финансовая самостоятельность ограничена Финансовая Присутствует

Консорциум Крупные проекты Договор/ соглашение Самостоятельны Любые в зависимости от цели соглашения Присутствует

Пул Распределение прибыли от использования части рынка Договор/соглашения Самостоятельны Любые в зависимости от цели соглашения Отсутствует

Стратегический альянс Крупные проекты Договор/ соглашения Самостоятельны Производственные Отсутствует

Самостоятельность участников интегрированного объединения

«Жесткие» объединения

Слабая форма контроля

то же, т. к. самостоятельность участников подразумевает либо наличие, либо отсутствие акционерного контроля со стороны головной компании. Поэтому будем использовать традиционную классификацию на «мягкие» и «жесткие» формы интегрированных объединений.

Исследуя формы интегрированных объединений по наличию контроля, необходимо уточнить степень этого контроля, который может быть различен из-за того, что ряд предприятий связан друг с другом только договорами, а другие и участием в капитале, и дополнительными соглашениями. В результате применения такого признака появляются три дополнительные группы форм интегрированных объединений: слабая форма контроля, где участники связаны друг с другом соглашениями; средняя форма контроля, которая включает интегрированные объединения, где взаимоотношения строятся как на соглашениях, так и на участии в собственности; сильная форма контроля, которая объединяет интегрированные объединения, построенные только на участии в капитале.

Возвращаясь к классификации форм интегрированных объединений по степени самостоятельности, следует сказать, что «мягкие» интегрированные объединения также могут иметь различия друг с другом в рамках своей группы. Суть их состоит в том, что часть договорных объединений имеет единый орган управления, а часть не имеет. Таким образом, появляется новая классификация форм интегрированных объединений по признаку «единый орган управления». В частности, в группу интегрированных компаний с единым органом управления можно отнести такие формы объединений, как картель, синдикат, консорциум. Вторая группа объединяет компании, где единый орган управления отсутствует: пул, стратегический альянс.

Следовательно, можно получить следующую обновленную классификацию форм интегрированных объединений (см. рисунок).

Практическое применение сформулированной классификации форм интегрированных объединений позволяет

— во-первых, существенно экономить усилия при принятии решения о форме объединения на начальных этапах процесса интеграции;

«Мягкие» объединения

Единый орган управления

Без единого органа управления

Средняя форма контроля

Сильная форма контроля

Источник: составлено автором.

Классификация форм интегрированных объединений

— во-вторых, учитывать все особенности объединения при формировании стратегии его управления;

— в-третьих, понимать, к какой классификационной группе относится объединение, обоснованно принимать решения о дальнейшем его развитии;

— в-четвертых, избавиться от необоснованных ожиданий уже на ранних этапах принятия решения об интеграции.

список литературы

1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров: Сов. энциклопедия, 1991. Т 1. 1991. 863 с.

2. Владимирова И. Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 6. С. 34-42.

3. Гаррет Б, Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер с англ.. М.:ИНФРА-М, 2002. ХХ, 332 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

4. Диканский M. Г. Пособие по изучению фирм. М., 1946. С. 20.

5. Драчева Е. Л., Либман А. М. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику // Менеджмент в России и за рубежом: Все о теории и практике управления бизнесом, финансами, кадрами. 2000. № 4. С. 111-119.

6. Ленский Е. В. Корпоративный бизнес / под ред. О. Н. Сосковца. Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2001. С. 44.

7. Ноздрева Р. Б. Стратегические альянсы в международном бизнесе // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6. С. 23-28.

8. Орлов А. И. Как создать альянс некоммерческих организаций // Некоммерческие организации в России. 2004. № 5. С. 42-46.

9. Шиткина И. С. Предпринимательские объединения: учеб.-практ. пособие / И. С. Шиткина. М.:Юрист, 2001. С. 269.

10. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1998. С. 196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.