Научная статья на тему 'Формы интеграционных объединений компаний'

Формы интеграционных объединений компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5265
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ КОМПАНИЙ / INTEGRATION / COLLABORATION / COOPERATION / INTEGRATION FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвиенко Д. Ю.

В статье рассматриваются различные формы объединений компаний(трест, синдикат, консорциум, конгломерат, стратегический альянс,ассоциация и др.), обосновывается разнородность выделения и, следовательно, сме‑шение и пересечение форм объединения компаний в рамках некоторых существующихклассификаций, производится сопоставление и упорядочение форм объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF COMPANIES AND FIRMS INTEGRATION

Forms of companies and firms integration (syndicate, consortium, conglomerate, strategic alliance, association, etc.) are discussed, differentiation heterogeneity of this forms in some existing classifications validated, comparison and sorting is performed.

Текст научной работы на тему «Формы интеграционных объединений компаний»

Матвиенко Д. Ю., преподаватель кафедры Теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия», г. Москва, [email protected]

формы интеграционных

объединений компаний

В статье рассматриваются различные формы объединений компаний (трест, синдикат, консорциум, конгломерат, стратегический альянс, ассоциация и др.), обосновывается разнородность выделения и, следовательно, смешение и пересечение форм объединения компаний в рамках некоторых существующих классификаций, производится сопоставление и упорядочение форм объединений.

Ключевые слова: интеграция, объединение, формы объединений компаний.

( ^ *

Ал I

Введение

Интеграционные процессы в рыночной экономике, как и конкурентные, возникли и развивались вместе с самой рыночной экономикой, и на сегодняшний день насчитывают не одну сотню лет существования. Функционируя в конкурентной среде, компании находили возможности выживания и развития в ней за счет сотрудничества и объединения с другими компаниями, тем самым сочетая в своей деятельности конкурентные и интеграционные процессы.

На протяжении длительного периода времени изменялись условия, в которых протекали данные процессы: менялись организационно-правовые формы предпринимательства, законодательная база, регулирующая бизнес, особенности конкуренции, менялась конкурентная среда. Вместе с этими изменениями изменялись и формы интеграции компаний, порождая многообразие различных терминов, описывающих данные формы.

В российской экономической науке и сопредельных направлениях научной мысли такое многообразие привело к некоторому смешиванию понятий, наделению суще-

ствующих терминов, определяющих формы интеграционных объединений, новыми смыслами. В результате в научных работах, а затем учебниках и учебных пособиях разнородные формы интеграционных объединений зачастую ставятся в один ряд, описываются в одних классификациях.

В данных классификациях в качестве разных форм объединений соседствуют, например, консорциумы и стратегические альянсы, конгломераты с холдингами и финансово-промышленными группами и другие. Так, наряду с консорциумом, в одной классификации выделяется стратегический альянс, хотя во многих случаях данные термины характеризуют одну и ту же форму интеграции компаний, просто в разной научной парадигме — консорциум чаще рассматривается в аспекте монополизации рынков (так сложилось исторически), а стратегический альянс — в аспекте стратегического менеджмента. Схожая ситуация с конгломератами и финансово-промышленными группами и другими формами объединений, которые также часто соседствуют друг с другом в рамках единых классификаций, хотя по сути предполагают одну и ту же либо очень близкие формы объединения, правда, порой с акцентом на разные ее свойст-

ва. Выделение форм интеграционных объединений, таким образом, аналогично утверждению о том, что все существующие компании можно разделить на четыре типа: малые, средние, большие и успешные.

Для разграничения понятий рассмотрим типичные определения каждой из интеграционных форм объединения компаний, наиболее часто встречающихся в описанных выше конгломератных классификациях, а также противоречия в этих формах, обусловленные историческим и экономическим контекстом, нормами права разных стран.

Конгломерат интеграционных форм объединения компаний

Наиболее часто выделяют следующие типы интеграционных образований1: консорциум, картель, пул, трест, синдикат, концерн, конгломерат, финансово-промышленная группа, холдинг, бизнес-группа, ассоциация, стратегический альянс.

Консорциум (лат. consortium — соучастие, сообщество) — временное объединение самостоятельных компаний, создаваемое для реализации проектов, в том числе инвестиционных, научно-технических, природоохранных, разработки месторождений и др. Участники сохраняют полную хозяйственную самостоятельность, но заключают консорциальное соглашение.

1 См., например, Владимирова И. Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом. № 6. 1999; Баркалов С. А., Демченко К. С., Руссман И. Б. Модели анализа деятельности производственных объединений на базе функций Кобба-Дугласа. М. 2000 (Препринт / Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова); Гужва Е. Г., Агапов И. А. Формы интеграции предпринимательских структур: теоретический аспект // Экономическое возрождение России. 2011. № 3 (29). С. 281-285; Масленников П. В., Вождаев В. В., Задорожный А. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. Кемерово, 2005. — 98 с.; Боуш Г. Д., Мад-газин Д. И. Место бизнес-кластеров среди смежных форм интеграционных объединений хозяйствующих субъектов // Вестник Удмуртского университета, 2011, вып. 4. С. 8-13.

Картель — соглашение между компаниями о фиксации цен на свой товар или на закупаемый товар, разделении сфер влияния компаний, об одинаковых условиях продаж, использовании патентов, регулировании объемов производства, условиях сбыта продукции, найма рабочих, как правило, носящее неформальный характер. Компании сохраняют свою производственную, финансовую и юридическую самостоятельность. Картель обычно создается между компаниями одной отрасли. В большинстве стран картели запрещены и попадают под сферу действия антимонопольного законодательства.

Пул (англ. pool — общий котел) — временное объединение компаний, при котором прибыль ее участников поступает в общий фонд и распределяется между ними согласно заранее установленным договоренностям. Выделяют торговые, биржевые, патентные и другие пулы. Основная цель такого объединения — консолидация финансовых ресурсов участников.

Трест (англ. trust — доверие) — объединение компаний, в рамках которого участники теряют производственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность. Поскольку тресты наибольшее развитие получили в отраслях, производящих однородную продукцию, они обычно имеют монопроизводственную структуру. Акционеры передоверяют свои акции доверенным лицам, что позволяет им получать дивиденды с принадлежащих им акций, но ценой потери права голоса.

Синдикат (от греч. syndikos — действующий сообща) — объединение компаний, производящих однородную продукцию, при котором вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют производственную и юридическую. Закупка сырья и сбыт продукции в синдикате осуществляется централизованно.

Концерн (нем. — der konzern) — объединение финансово и технологически связанных компаний, управляемых из единого центра. В концерн объединяются предприятия одной

отрасли, объединяя не только свой экономический потенциал, но и усилия в стратегии.

Конгломерат (от лат. conglomerates — скопившийся, собранный) — объединение, в которое входят компании, осуществляющие деятельность в различных отраслях экономики. Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установления между ними отношений экономического и финансового взаимодействия или объединение промышленных предприятий под общим финансовым руководством. Может функционировать как основное и дочерние общества, либо в форме одного юридического лица, образованного путем слияний и присоединений.

Холдинг (от англ. holding — владение) — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. Может состоять их технологически взаимосвязанных предприятий, такой холдинг называют концерном, либо из технологически разнородных предприятий — конгломерат.

Бизнес группа (БГ) — объединение промышленных и финансовых компаний, основанное на формальных юридически закрепленных и/или неимущественных аффилированных отношениях и созданные в целях реализации экономических, политических и иных внеэкономических интересов его собственников.

Ассоциация (лат. associo — присоединять) — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц для взаимовыгодного сотрудничества, достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

Ассоциация представляет собой наиболее «мягкую» форму объединения, совместных действий, взаимопомощи экономических субъектов. Обычно не преследует целей извлечения прибыли. Целью создания ассоциации является координация предпринимательской деятельности, а также представление и защита общих, в том числе имущественных интересов.

Стратегический альянс — объединение нескольких независимых компаний, которые намерены заняться специфическим родом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга, но не доводящее до слияния или поглощения компаний.

Данная классификация не лишена противоречий: типы, выделенные в ней, разнородны, и не все из них сопоставимы друг с другом, возможно по той причине, что данные типы объединений возникли, получили свои названия и были описаны как научные категории учеными из разных областей экономических знаний и с точки зрения неодинаковых парадигм в разное время, в разных странах, в разном экономическом контексте.

Противоречия, обусловленные историческим и экономическим контекстом

Картели, консорциумы, пулы, тресты, синдикаты, концерны и конгломераты традиционно рассматриваются в рамках экономической теории, научные взгляды на данные типы объединений сформировались до появления таких наук, как менеджмент, стратегический менеджмент, стратегический маркетинг и др. Их первичное изучение происходило в контексте противодействия общества возрастающей монополизации рынков, а сами типы рассматривались как формы монополистических объединений, главной целью создания которых было усиление рыночной власти участников и/или организаторов таких объединений, приобретение ими монопольной позиции, что выливалось

в ограничение конкуренции на рынке, где функционировали указанные объединения.

Данные типы возникали естественным путем в ходе эволюции рыночной экономики и были знаковыми для определенных этапов данной эволюции. Например, такие типы интеграции, как картель, синдикат и трест возникли самыми первыми, их появление относится к периоду возникновения первых монополий в 60-70-е годы XIX века. Другие объединения возникали позже. Но все они: и картели, и консорциумы, и пулы, и тресты, и синдикаты, и концерны, и конгломераты рассматривались в экономической науке исключительно как разные формы монополистических объединений, представляющих опасность для общества. Тогда, в условиях разгула совершенной конкуренции, они действительно представляли собой огромную опасность не только для развития, но и для существования рыночной экономики.

Однако уже в 1890 году в США был принят Закон Шермана, который объявлял незаконным создание треста и вступление в сговор с целью ограничения свободы торговли. Целью акта и было противодействие таким монополистическим объединениям экономических субъектов, как тресты или картели, которые потенциально могут нанести вред конкуренции.

Таким образом, когда для описания объединения компаний употребляется терминология монополистических объединений, например, «синдикат», «пул» или «консорциум», данные объединения изначально окрашиваются в противозаконный оттенок, даже если они вполне законны, поскольку такие термины обычно воспринимаются в качестве синонимов картелю. Именно так в своем интервью характеризует тресты и синдикаты начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы России А. Ю. Кинёв2. Вместе с тем, в России (как и во всем мире)

2 http://www.consultant.ru/law/interview/kinev.html. 30 октября 2009 г.

на вполне законных основаниях существуют такие объединения, которые не только не ограничивают, но и развивают конкуренцию, например, Национальный телевизионный синдикат, объединяющий небольшие региональные телеканалы и позволяющий им конкурировать с крупными федеральными телеканалами.

Однако и сейчас в отечественных экономических словарях можно найти определения данных типов объединений именно как разновидностей монополистических объединений. Более того, в некоторых научных статьях нашего времени в качестве отдельной самостоятельной формы объединения фирм выделяют монополию3, что некорректно по определению, поскольку монополия — не тип объединения, а позиция компании (или ситуация) на рынке, которая может быть достигнута компанией самостоятельно либо посредством объединения в той или иной форме с другими компаниями. Вместе с тем, сегодня в условиях действия антимонопольного законодательства данные типы объединений могут вести, но могут и не вести к монополизации рынков и ограничению конкуренции, и не всегда являются противозаконными (за исключением картелей, которые в большинстве стран запрещены).

Такие типы объединений, как финансово-промышленная группа, холдинг, бизнес-группа, ассоциация и стратегический альянс гораздо реже рассматривались в качестве монополистических объединений по разным причинам. Что касается ассоциации — данная форма объединения существовала и в эпоху первых монополий, но она традиционно считалась преследующей некоммерческие цели, к тому же сложно найти случаи в истории того времени, когда данная форма объединений использовалась на практике для монополизации рынка. Группы ком-

3 См., например, Трофимова Л. Б. Структуризация

форм и видов объединения компаний в соответствии с МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 9.

паний, холдинги и стратегические альянсы приобрели свои названия и были научно осмыслены в более позднее время, когда угроза возникновения монополий была значительно ниже, антимонопольное законодательство стало достаточно развитым, была наработана значительная правоприменительная практика его применения. Данные формы в большей степени стали объектами изучения не экономической теории4, а менеджмента и маркетинга.

Противоречия, обусловленные различием норм права разных стран и перевода названий с других языков

Объединяясь друг с другом, компании выбирают такую форму организации объединения, которая с их точки зрения является оптимальной из всех возможных форм в рамках действующего законодательства своих стран и той страны, на территории которой они объединяются. Различия в законодательствах, наименовании организационно-правовых форм предпринимательства и видов договоров в разных странах порождают многообразие названий одних и тех же типов объединений.

Концерн, конгломерат, группа компаний (бизнес-группа, финансово-промышленная группа, корпоративная группа), холдинг, траст

Термин «концерн» был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. В законодательстве других стран «концерн» не является правовой категорией, но сам термин получил определенное распространение в зарубежных школах экономической теории и практике деятельности объединений компаний.

4 Хотя в институциональной экономике данные формы все же становились объектом внимания.

Вместе с тем, по своей сути «концерн» представляет собой группу компании одной отрасли, но разных сфер деятельности, например, производственные компании, ре-монтно-эксплуатационные компании, научно-исследовательские институты. Другой разновидностью групп компаний является конгломерат, объединяющий в себе компании разных отраслей и сфер деятельности. Есть и третья разновидность групп компаний — это группа, включающая компании, объединенные по вертикальному принципу, т. е. связанные общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков сырья и комплектующих, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта. Часто такие объединения называют «комбинат». Отметим, что данная разновидность почему-то отсутствует в приведенной выше типологии.

В русском языке слово «концерн» чаще используется по отношению к мульти-национальным группам компаний Европы, примером может служить компания «Сименс». По отношению к американским объединениям обычно употребляется термин «группа компаний». При этом в западной экономике такая особая организационная разновидность объединения, как финансово-промышленная группа, отсутствует как форма предпринимательского объединения, ФПГ является порождением отечественной экономико-правовой мысли5. Таким образом, по своей сути дефиниции «группа компаний», «бизнес-группа», «корпоративная группа», «финансово-промышленная группа» и «концерн» (применительно к экономике Германии) являются синонимами.

При этом группа компаний может быть создана с использованием двух видов правовых механизмов:

5 С 1993 г. в России действовал Указ Президента

РФ № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации», которым было утверждено Положение о ФПГ и порядке их создания, однако на сегодняшний день данный указ утратил силу.

1) на основе системы долевых участий (основанных на праве собственности или доверительном управлении акциями/долями), экономической субординации и корпоративном контроле;

2) на основе договора между компаниями, объединяющимися в группу.

При использовании первого механизма группа компаний приобретает форму холдинга. В случае объединения в холдинг на основе доверительного управления такое объединение соответствует определению треста. При использовании второго механизма она больше напоминает форму консорциума.

По форме концерн не отличается от треста, но если трест создается для захвата рынка, то концерн — объединение прежде всего производственного характера6. Вместе с тем, изначально трест предполагает консолидацию, осуществляемую с помощью инструментов доверительного управления, как и концерн, который может быть создан с помощью инструментов доверительного управления, перехода прав собственности или договора. И захват рынка происходит за счет консолидации, при этом не важно, осуществлялась она с помощью треста, концерна или другой формы объединения.

Синдикат, консорциум, пул

Данные формы не являются предметами самостоятельного правового регулирования ни в России, ни в странах с развитой рыночной экономикой.

Во Франции, откуда был заимствован данный термин, под синдикатом понимались различного рода союзы между компаниями и/или наемными работниками. В прочих странах термин стал применяться главным образом для обозначения лишь одного из видов предпринимательских союзов — именно таких, которые ставят своей главной целью

6 Энциклопедия предпринимателя / Синельников С. М. и др. СПб., 1994.

достижение более выгодного для их участников уровня прибыли путем совместного регулирования сбыта своих продуктов, закупки необходимых для производства предметов и самого производства. Именно в смысле объединения, нацеленного на ограничение конкуренции, синдикаты сделались интернациональным термином, и часто рассматривались как разновидность картеля.

Консорциум, как и синдикат, также является союзом компаний. Основное отличие между ними заключается в том, что данные союзы строятся вокруг разных функциональных элементов деятельности компаний-участников союза: если синдикат концентрируется вокруг совместного снабжения или сбыта товаров, то консорциум — вокруг других функциональных элементов деятельности его участников, связанных не только со сбытом, но больше с совместным производством, проведением совместных исследований и др. Поэтому синдикат — это снаб-женческо-сбытовой консорциум.

Пул по своей сути представляет собой «союз финансовых ресурсов», преследуя в качестве своей основной цели объединение финансов участников для реализации конкретного проекта, и последующее распределение прибыли, которую принесет проект, между участниками. Таким образом, пул можно определить как финансовый консорциум.

Вместе с тем, в современном употреблении термины консорциум и синдикат часто рассматриваются как взаимозаменяемые. Например, формой совместного финансирования банками является синдицированное (консорциальное) кредитование, под которым понимают совместное кредитование несколькими банками определенных проектов по одному кредитному договору, предполагающее определенную степень координации со стороны банков-кредито-дателей7. Подобные термины используют-

7 Овсейко С. Синдицированные (консорциальные)

кредиты // Юрист. 2010. № 8.

ся и в других отраслях деятельности. Так, понятия «сетевое синдицирование», «бартерное синдицирование», «синдицирование первого показа» фигурируют в телевизионном бизнесе и связаны с технологиями лицензирования программ и продажи эфирного времени8.

В России в качестве синонима консорциуму иногда рассматривают простое товарищество9, которое, в отличие от консорциума, описано в российском законодательстве, поэтому дает компаниям правовую основу для объединения, которое по всем признакам будет соответствовать определению консорциума.

Ассоциация

Ассоциация — это единственная в рассматриваемой типологии организационно-правовая форма. Остальные типы из данной классификации не имеют конкретной организационно-правовой формы. Но в типологии отсутствуют другие организационно-правовые формы, в частности, формы, созданные специально для объединения предпринимателей в составе некоммерческих организаций, например, союз и некоммерческое партнерство. Отметим также, что нередко для реализации совместных проектов компании создают совместные предприятия в форме хозяйственных обществ.

Картель

Каждый из описанных типов объединений, в котором компании, входящие в него, сохраняют свою самостоятельность, может принять форму картеля, если его участники будут осуществлять согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством.

8 Луцкер А. П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. М., 2005. С. 267-268.

9 Орлов А. И. Простое товарищество — эффективный способ объединения предпринимателей // Консуль-тантПлюс, 2004.

Стратегический альянс

Термин «стратегический альянс» является весьма неопределенным в силу того, что сам термин «стратегия» имеет множество различных трактовок. Не вдаваясь в рассуждения о стратегии, обратимся ко второй части данного словосочетания — к альянсу. Под альянсом обычно понимается союз, объединение компаний на основе формальных либо неформальных договорных обязательств10.

Таким образом, все рассмотренные выше типы, не предполагающие перехода прав корпоративного контроля, являются альянсами. Действительно, в литературе консорциум иногда называют «товариществом для единственной сделки», «стратегическим союзом» или «стратегическим альянсом»11. Есть и другое мнение, что консорциум — «проектный альянс», предполагающий менее короткий период существования, чем стратегический альянс12. Но разграничение на стратегию и тактику не связано ни с количеством сделок, для которых альянс создается, ни с протяженностью его существования во времени. И это означает, что консорциум может представлять собой не только стратегический, но и тактический альянс, а также не только консорциум, но и картель, и пул, и синдикат, и ассоциации могут быть отнесены к альянсам13.

Заключение

Таким образом, представляется проблемным создание универсальной классификации, которая охватывала бы все ана-

10 http://ru.wikipedia.org.

11 Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. Научно-практическое издание. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 100-104.

12 Гареев Т. Р. Основы международного маркетинга: учебное пособие. Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

13 Подробнее о стратегических альянсах см. в Матвиенко Д. Ю. Стратегические альянсы в конкурентном взаимодействии компаний // Современная конкуренция. 2010. № 6.

лизируемые в статье формы объединений и упорядочивала их в рамках единой типологии. Это обусловлено возникновением и научным осмыслением данных форм в разных исторических и экономических контекстах, в странах с разными нормами права и языками, в различных областях научных знаний.

Список литературы

1. Владимирова И. Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 6.

2. Кинёв А. Ю. Правоприменительная деятельность в сфере борьбы с картелями. URL: http://www. consultant.ru/law/interview/kinev.html. 30 октября 2009 г.

3. Боуш Г. Д., Мадгазин Д. И. Место бизнес-кластеров среди смежных форм интеграционных объединений хозяйствующих субъектов // Вестник Удмуртского университета, 2011, вып. 4. С. 8-13.

4. Гареев Т. Р. Основы международного маркетинга: учебное пособие. Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

5. Гужва Е. Г., Агапов И. А. Формы интеграции предпринимательских структур: теоретический аспект // Экономическое возрождение России. 2011. № 3 (29). С. 281-285.

6. Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. Научно-практическое издание. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 100-104.

7. Коваленко А. И. Конкурентная природа интеграционных стратегий бизнеса // Ученые записки: сборник научных трудов. Выпуск 6. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; ООО «Синергия ЭКСПО», 2011.

8. Луцкер А. П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. М., 2005. С. 267-268.

9. Масленников П. В., Вождаев В. В., Задорож-ный А. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. Кемерово, 2005. — 98 с.

10. Матвиенко Д. Ю. Стратегические альянсы в конкурентном взаимодействии компаний // Современная конкуренция. 2010. № 6.

11. Орлов А. И. Простое товарищество — эффективный способ объединения предпринимателей // КонсультантПлюс, 2004.

12. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3. С. 45-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Овсейко С. Синдицированные (консорциальные) кредиты // Юрист. 2010. № 8.

14. Трофимова Л. Б. Структуризация форм и видов объединения компаний в соответствии с МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 9.

15. Указ Президента РФ № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации».

16. Энциклопедия предпринимателя / Синельников С. М. и др. СПб., 1994.

D. Matvienko, Lecturer, MFPU «Synergy», Moscow, [email protected]

FORMS OF COMPANIES AND FIRMS INTEGRATION

Forms of companies and firms integration (syndicate, consortium, conglomerate, strategic alliance, association, etc.) are discussed, differentiation heterogeneity of this forms in some existing classifications validated, comparison and sorting is performed.

Key words: integration, collaboration, cooperation, integration forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.