ТИПОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Журова Л.И. к.э.н., доцент, Гусев М.Г., аспирант Волжский университет имени В.Н.Татищева, Тольятти Кутузов В.А., к.э.н., доцент Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарева, Саранск
Организационные формы интеграции компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале ХХ века до стратегических альянсов в конце столетия. Примечательно, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм, характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая и возможность кооперации интегрированных структур.
Рассмотрим основные формы интегрированных экономических систем, которые нашли наибольшее применение в практике хозяйственной деятельности. Централизация и интеграция хозяйственной деятельности происходит в рамках таких сложных экономических структур, как альянсов, концернов, трестов, а также ФПГ, ТНК и др.
Концерн - это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества. [3].
В рамках концерна объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий: производство, маркетинг и сбыт, финансы, учет, бизнес-планирование. Деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий.
Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия, сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия. Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм [3].
В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов: вертикальный концерн и горизонтальный концерн, с точки зрения системы участия в капитале выделяют концерн подчинения и концерн координации (рис. 1).
Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации - в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.
Виды концернов
В зависимости от характера В зависимости от участия в
интеграционных связей между капитале
компаниями
Вертикальный Горизонталь
концерн ный концерн
объединяет объединяет
компании разных компании одной
отраслей, связанные отрасли,
последовательностью производящие
технологического одно и то же
процесса изделие или
производства осуществляющие
готового продукта одни и те же
стадии
производства
Концерн Подчинени я Концерн координации
организова н в виде материнской и дочерних компаний состоит из сестринских обществ, т.е. создан таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями
Рисунок 1. Виды и типология концернов
Трест - форма объединения, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий [3].
Данная форма интеграции также подразумевает объединение всех сторон хозяйственной деятельности предприятий. Все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.
Трест отличается от концерна сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. В случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.
Картель - объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании (соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.) [3, 4].
В рамках картелей предполагается интеграция усилий по сбыту продукции. Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором в письменном виде и чаще существует негласно. Картель - это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли. Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Более полная версия картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание). В мировой практике выделяются различные виды картелей (табл. 1).
Виды картелей Характеристика
Денежный картель утверждает унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей
Долевой картель: Квотный картель (картель продукции) - выделяет каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями, что позволяет контролировать цены на рынке товаров; территориальный картель - выделяет каждому предприятию территории сбыта и исключает взаимную конкуренцию
Закупочный картель монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т.д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
Кал ь куляционн ый картель картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов
Кондиционный картель определяет условия реализации товара
Контингентиро-ванный картель картель с установлением для его участников соответствующих квот (контингентов)
Кризисный картель создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции
Патентный картель определяет направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения
Производственн ый картель устанавливает объем (квоты) производства для каждого участника
Региональный картель определяет области сбыта
Ценовой картель устанавливает для участников продажные цены товара
Синдикат - форма объединения однородных промышленных предприятий, созданного в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества, с которым каждый из участников заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции [3, 4].
Синдикат является разновидностью картельного соглашения, предполагает сохранение его участниками юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников. Участники синдиката могут порой сохранить и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам.
Пул - форма объединения компаний, при котором прибыль всех участников поступает в общий фонд и затем распределяется между ними согласно установленной пропорции [3].. Таким образом, в рамках данной формы централизована финансовая политика компаний.
Пул как одна из форм монополистических объединений компаний является разновидностью картелей. В качестве особенностей пулов можно назвать следующие: объединение компаний в виде пулов имеет обычно временный характер; в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли. В мировой практике можно встретить различные виды пулов (табл. 2).
Виды пулов Характеристика
Биржевой пул объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах
«Конкретный» пул объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект
Патентный пул соглашение более чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, которую дает использование патента
Торговый пул объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита
Конгломерат - форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем предприятия различных отраслей, не связанных единой производственной общностью. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. [1,7].
При данной форме интеграции централизовано финансово-экономическое управление.
В структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.
У этой интеграционной формы в разных странах существуют свои особенности: так в США не предполагается абсолютно никакой производственной общности между объединяемыми компаниями, в странах же Западной Европы предприятия должны быть в определенной степени взаимосвязаны в процессе производства.
В качестве примеров конгломератов можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, General Electric, Hanson. Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка. Hanson добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет.
Консорциум - временной союз хозяйственно независимых фирм для совместной реализации крупных проектов. [1,7].
В рамках консорциума осуществляется координация различных видов предпринимательской деятельности хозяйственно независимых фирм. Как правило, это временный союз. Консорциумы могут организовываться несколькими банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами. Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научнотехнических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую создаются для совместной разработки месторождений. Так, примером может служить консорциум нефтедобывающих компаний: British Petroleum, Shell, Amko, Shevron, Turkish Petroleum, осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским ОАО «Лукойл» разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.
Существенной чертой этой формы интеграции компаний становится интернационализация. Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство: в качестве примера можно привести западноевропейский авиастроительный консорциум Airbus Industry, созданный еще в середине 1960-х годов и контролирующий порядка 30% рынка гражданских реактивных самолетов. Участниками консорциума выступили четыре ведущие авиастроительные компании Западной Европы: Aerospatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte (Германия), British Aerospace (Великобритания) и CASA (Испания). Целью создания консорциума явилось проектирование и изготовление самолетов.
В таблице 3 представлены различные виды консорциумов.
Таблица 3.Типология видов консорциумов
Виды консорциумов Характеристика
Банковский консорциум группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных банков (главой консорциума) для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки
Консорциум- гарант банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит
Гарантийный консорциум соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение
Подписной консорциум консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг
Финансовый консорциум временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещения займов
Экспортный консорциум внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний
Финансово - промышленная группа (ФПГ) - совокупность юридических лиц,
действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансовопромышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение
эффективности производства, создание новых рабочих мест [10].
В состав ФПГ входят банки, торговые организации, промышленные предприятия, связанные между собой единым технологическим циклом для повышения
конкурентоспособности товаров и услуг. Отличительные черты ФПГ: во главе ФПГ стоит
управляющая компания, которая формирует технологическую цепочку, определяет состав участников, распределяет между ними совокупную прибыль; основным доходом деятельности банка, входящего в ФПГ, являются дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не процент на кредит; высокие требования к качеству всех компонентов системы менеджмента ФПГ в связи со сложностью этой системы; высокий уровень технологической и экономической интеграции для реализации инновационно-инвестиционных проектов.
Разновидностью ФПГ является транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ). В РФ ТФПГ - финансово-промышленная группа, среди участников которой имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников СНГ или имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения [10].
Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационноправовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий [11]. Такая форма организации необходима для проведения единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций или для ускорения процесса диверсификации. Холдинг часто не занимается конкретной производственной деятельностью. Это форма организации ФПГ, предполагающая создание материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольным пакетом акций вторых (дочерних компаний). Отличительные черты холдингов: хозяйственная несамостоятельность дочерних компаний; возможность получения доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм; большое количество входящих в состав холдинга предприятий.
Все организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на «жесткие» и «мягкие». К «жестким» можно отнести концерн, трест, а к мягким, прежде всего, ассоциацию, консорциум, стратегический альянс. «Мягкие» формы особенно популярны для международных объединений, они позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности. В рамках стратегических альянсов, консорциумов возникает возможность мобилизации преимуществ мощной корпоративной структуры при сохранении национальной обособленности ее членов. В таблице 4 представлена характеристика основных организационных форм интеграции.
Таблица 4. Степень юридической самостоятельности при различных формах интеграции компаний
Степень юридической самостоятельности объединяемых компаний Основные формы интеграции
Концерн Конгломерат Консорциум Картель Синдикат Пул Трест Ассоциация ФПГ Холдинг н
Потеря юридической самостоятельности +
Сохранение юридической самостоятельности + + + + + + + +
Возможность и сохранения и потери юридической самостоятельности + +
Входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю.
Компании, входящие в конгломерат, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании.
Консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть акционерное общество или другие хозяйственные общества. Как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума). Компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов. Участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности.
В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.
Трест — самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний. При этой форме интеграции участники теряют юридическую самостоятельность.
Ассоциация — самая «мягкая» форма интеграции компаний. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации.
Организации, входящие в финансово-промышленные группы, сохраняют юридическую самостоятельность.
Экономику подавляющего большинства высокоразвитых стран составляют аналоги ФПГ -транснациональные корпорации (ТНК). Транснациональная корпорация - это комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах [11].
ТНК использует комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом.
Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств). Отличительные черты ТНК: высокий уровень концентрации производства и дифференциации выпускаемой
продукции; глубоко специализированное производство; гибкость маневрирования ресурсами; достижение оптимальных транспортных расходов по реализации продукции; высокая конкурентоспособность фирм и выпускаемой продукции; высокая степень диффузии инноваций.
Учитывая, что формулировка понятия «транснациональная корпорация» затрагивает интересы многих государств, компромиссный вариант определения данного понятия в ООН гласит, что ТНК - это компания:
- включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;
- оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;
- в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими [12].
Одной из перспективных форм интеграции компаний считаются стратегические альянсы, в силу свой гибкости и оперативности. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Альянс можно охарактеризовать следующим образом - это соглашение о кооперации двух или более независимых компаний для достижения определенных стратегических целей [6, 9].
Конкурентоспособность предприятия имеет несколько аспектов, и стратегические альянсы могут оказать положительное воздействие на каждый из них. Среди этих аспектов -цены и экономические показатели, доступ на рынки и к ресурсам, как физическим, так и нематериальным, новые технологии, способность к росту и необходимые финансовые ресурсы. Чтобы найти способ повышения конкурентоспособности, необходимо решить, какое объединение ресурсов фирм будет наилучшим образом соответствовать стратегическим целям партнеров. Необходимыми условиями эффективности альянса являются: - долгосрочное планирование, в том числе и совместное; - координация при принятии политических решений; - взаимное доверие участников альянса; - готовность к разделению рисков.
Особенности альянсов состоят в следующем: - альянс предполагает глубокое и долгосрочное сотрудничество; - не является юридическим объединением в одну компанию; -подразумевает сохранение собственных стратегических целей; - подразумевает совместные стратегические инициативы, совместные операции на глобальном рынке; - предполагает разделение рисков; - подразумевает не только объединение компетенции, но и создание новых, совместных компетенций; - предполагает относительное сближение корпоративных культур.
Еще одной существенной особенностью альянсов является способность объединять совершено различные по профилю рыночные операторы, а также научно-исследовательские институты, университеты и т.д. Другими словами, в альянсах существенно снижается роль отраслевой принадлежности.
Библиографический список
1. Aфоничкин A.H, Журова Л.И., Ягодин Н.В. Управление развитием интегрированных экономических систем на базе инструментария стратегического зонирования (Монография). Изд-во Волжского ун-та, Тольятти, 2006. - 330с.
2. Aфоничкин A.H, Сорокина И.О., Игнатьев Н.М. Развитие инвестиционного потенциала интегрированных экономических систем в современных условиях (монография). Изд-во Волжского ун-та им. В.Н.Татищева, 2006. - 260с.
3. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом. - 1999. - № 6.
4. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний: характеристика современной волны // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1;
5. Газин Г., Манаков Д. Наука поглощений // http://www.vestnikmckinsey.ru/ .
6. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер. с англ. -М.: Инфра-М,2002.-ХХ,332 с. - (Серия «Менеджмент для лидера»).
7. Гущин ВА. Управление интеграционными процессами предприятий машиностроительной отрасли (на примере предприятий автомобильной промышленности Приволжского федерального округа) / Aвтореферат дис. канд. экон. наук. - Саранск: 2001.
8. Драчева Е.Л., Либман AM. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур// Менеджмент в России и за рубежом.-2001.- № 4.
9. Косяк ДА. Обзорная характеристика стратегических альянсов. Типология. Мотивы. Цели // Современные аспекты экономики. - 2002. - №12 (25). - С. 143-147.
10. «О финансово-промышленных группах» Федеральный закон от 30.11.1995 г. №190-ФЗ.
11. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» Указ Президента РФ от 16.11.1992 №1392 (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2001 №1098).
12. UNCTAD. World Investment Report 2001: Promoting Linkages, United Nations, New York and Geneva, 2001