Научная статья на тему 'Классификация факторов риска инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры'

Классификация факторов риска инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ФАКТОРЫ РИСКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / РАЗВИТИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / CONSTRUCTION OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE / RISK FACTORS / INVESTMENT PROJECT / DEVELOPMENT / CLASSIFICATION / INVESTMENT PROJECTS / MANAGEMENT PROCESS / PROJECT IMPLEMENTATION / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Надежда Валерьевна, Ступникова Елена Анатольевна, Оленина Ольга Анатольевна, Герасимов Михаил Михайлович

В статье исследуются подходы к определению и сущности рисков и факторов риска проектов развития и строительства транспортной инфраструктуры. Рассмотрены подходы к классификации факторов риска инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры и предложен авторский подход к данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Капустина Надежда Валерьевна, Ступникова Елена Анатольевна, Оленина Ольга Анатольевна, Герасимов Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF RISK FACTORS FOR INVESTMENT PROJECTS FOR THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE

The article examines approaches to the allocation and nature of risks and risk factors for development projects and construction of transport infrastructure. Approaches to classification of risk factors of investment projects for the development of transport infrastructure are considered and the author's approach to this issue is proposed.

Текст научной работы на тему «Классификация факторов риска инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры»

УДК 338

DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-1-126-130

классификациЯ|жКТОр|0 н проектов

РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Капустина

Надежда

Валерьевна

Ступникова Елена

Анатольевна

Оленина Ольга

Анатольевна Герасимов Михаил Михайлович

доктор экономических наук, профессор, Российский университет транспорта (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9). Е-mail: kuzminova_n@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9). Е-mail: stupnikovaea@ya.ru

кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9). Е-mail: oleninaolga@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, 9). Е-mail: germihmih@yandex.ru

Аннотация

В статье исследуются подходы к определению и сущности рисков и факторов риска проектов развития и строительства транспортной инфраструктуры. Рассмотрены подходы к классификации факторов риска инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры и предложен авторский подход к данному вопросу.

Ключевые слова: строительство транспортной инфраструктуры, факторы риска, инвестиционный проект, развитие, классификация, инвестиционные проекты, процесс управления, реализация проекта, риск-менеджмент.

В условиях трансформации рыночной экономики реальное существование факторов риска субъектов хозяйственной деятельности и пересекающихся с рассматриваемыми факторами трудовых, моральных, временных, материальных, административных и других видов потерь является неизбежным моментом в процессе организации процесса строительства на всех стадиях и этапах транспортного инвестиционного строительного проектирования. Необходимым является акцентирование своего внимания на том факте, что «риск случайного повреждения или случайной порчи движимого или недвижимого имущества должен возлагаться на собственника данного конкретного имущества, если другая ответственность не прописана в контракте или законе» (ГК, ст. 211).

Следует также отметить, что в итоге развития информационно-транспортных коммуникаций количество вероятных отрицательных событий все только будет увеличиваться и нарастать. Максимальный уровень ответственности в процессе управления и реализации монтажно-строительных и других видов работ в процессе реализации инвестиционного строительного проекта всегда лежит на подрядчике, так как именно он и несет всю полную ответственность за возведение объекта строительства.

Научные исследовательские работы по исследуемой проблематике в достаточной активной форме осуществляются во всем мире с устоявшейся и развивающейся рыночной экономикой. Например, в США в 1960-х гг. такие ученые, как Б. Хеджер, Р. Мер, Т. Мос предложили комплексную теорию рисков коммерческого предприятия. Также стоит затронуть особый значимый вклад в эту область знаний западных известных авторов: У. Андерсона, У. Тинга, С. Стоуна, У. Арсура, Г. Магнуссона и др.

В отечественной практике данная проблема начала изучаться сравнительно недавно, примерно в последние 30-35 лет. Российские исследователи сосредоточили свое внимание на анализе и изучении данных проблем лишь в период трансформации экономики и развития рыночных отношений в РФ. К их числу стоит отнести - В.И. Авдийский, А.П. Альгин, И.Т. Балабанов, В.М. Безденежных, П.Г. Грабовый, Ю.Ю. Кинев, Г.Б. Клейнер, Р.М. Качалов, Л. Скамай, В.Д. Шапиро и др. В российской исследовательской практике в последнее время количество публикаций возросло. Все они отражают различные стороны риска в определенных условиях хозяйствования, однако, не достаточно много можно найти обобщающих теоретических исследовательских трудов, которые подробно раскрывают истинную суть анализа, оценки и управления факторами риска развития и строительства транспортной инфраструктуры.

В настоящее время само понятие «риск» применяют во многих социальных, общественных и естественных науках. Следовательно, риск можно определить, как междисциплинарный объект научного исследования.

Многие исследователи под риском подразумевают возможности наступления определенных неблагоприятных событий, которые могут повлечь за собой потери различного характера [9]. С.И. Ожегов в словаре русского языка в общем толковании характеризует риск как возможную опасность, действие на удачу, в надежде на счастливый исход [12]. Отраженные в этих исследованиях трактовки можно охарактеризовать как в достаточной степени общие и их можно использовать относительно любой из сфер человеческой активности. Исходя из целей исследования, авторы в основном заинтересованы факторами риска развития и строительства транспортной инфраструктуры. В трактовке понятия «риск», рассмотренным С.И. Ожеговым, слова «надежда на счастливый исход», «возможная опасность» отражают вероятностный характер явления и понятия «риск».

В результате, стоит отметить, что в современных экономических исследованиях отражено большое количество трактования риска, от «риск как возможность случайного появления нежелательных расходов, оцениваемых в денежном эквиваленте» [13], до «риска как последствие бездействия или действий, результатом которых возникает реальная возможность получения неопределенных доходов различного характера, как положительных, так и отрицательных в отношении финансово-хозяйственного положения предприятия» [7].

С точки зрения заявленной тематики исследования следует рассмотреть более детально подходы к понятию инвестиционный риск. Так, например, В.М. Безденежных, В.И. Авдийский под инвестиционным риском подразумевают риск, обусловленный неопределенностями в инвестиционной сфере [4]. Предполагается, что обозначенные в данном определении неопределённости способны вызвать разнообразные отклонения в системе.

Другие авторы определяют инвестиционные риски мезоуровня и предлагают определять их как возможную вероятность снижения инвестиционного дохода или возникновения убытков, или нежелательных отклонений от реализации инвестиционного проекта, реализуемого на мезоуровне [2, с. 62-65].

Исходя из рассмотренных подходов к определению рисков, уточним понятие рисков в транспортном строительстве.

К определению рисков в транспортном и инфраструктурном строительстве следует относить негативные события и их размер в денежном эквиваленте, которые отражают сопровождающие их убытки или потери. Рассмотренные обстоятельства могут быть спровоцированы ошибками в процессе проектирования, недостатков в процессе обоснования необходимости строительства конкретных объектов, а также неэффективного менеджмента проекта на каждом из этапов проектного жизненного цикла. Следуя определению риска и в целях повышения эффективности управления ими, стоит определить сущность и конкретизировать понятие «фактор риска».

Под факторами риска понимают обстоятельства, при которых причинами риска могут являться и ведут к ситуациям риска [10]. Р.М. Качалов трактует рисковые факторы, как возмущающие действия и помехи, то есть такие рисковые события, которые при случае своего появления смогут вызвать нежелательные отклонения от планируемых результатов, то есть смогут повлиять на величину и возможности проявления нежелательных отклонений от целей деятельности хозяйствующего субъекта [6]. Представленное определение является характерным для реагирующего подхода к управлению факторами риска. В соответствии с данным определением рисковая ситуация наступает обязательно. Соответствуя современной концепции и специфики управления рисками транспортного строительства, риск-менеджмент должен носить превентивный характер, то есть устремляться к тому, чтобы данное рисковое событие не смогло наступить, или, его влияние было предсказуемыми и минимальным. Изучив предложенный подход, под фактором риска необходимо подразумевать те явления, при которых причины появления угроз и ситуации риска могут быть обнаружены и приведут (или не приведут] к нежелательным рисковым событиям и ситуациям [5].

В качестве системного элемента управления рисками строительства транспортной инфраструктуры следует определить, что такое индикатор риска. Понятие «индикатор риска» определяет собой инструмент, который может сигнализировать о возможном приближении или вероятности проявления рисковых событий, являясь индикатором возможного возникновения фактора риска транспортного строительства [5].

Инфраструктурное транспортное строительство, наряду с общими особенностями строительства, имеет ряд специфических особенностей, присущих линейно протяжённым объектам.

Анализировать и выделять риски при строительстве транспортной инфраструктуры на взгляд авторов следует, исходя из позиций жизненного цикла инвестиционного проекта.

В экономической литературе представлено множество подходов к классификации факторов риска. Часть авторов предлагают классифицировать инвестиционные риски на технологические,

финансовые, инвестиционные политические, законодательно-правовые [1]. Другие авторы дополняют перечисленные группы инвестиционных рисков техническими, рисками финансирования, социально-психологическими и информационными [3].

В отношении инфраструктурных инвестиционно-строительных проектов некоторые ученые предлагают выделять систематические и несистематические риски [8].

По мнению авторов данного исследования, помимо систематических и несистематических факторов риска, для инфраструктурных инвестиционно-строительных проектов следует рассматривать специфические риски, присущие только данной сфере и классифицировать их по фазам жизненного цикла проекта (табл. 1].

Таблица 1

Классификация рисков при реализации инфраструктурного инвестиционно-строительного проекта [составлено авторами]

Фазы жизненного цикла инфраструктурного инвестиционно-строительного проекта Виды рисков Классификационное развитие

1. Риск некорректного определения объемов перевозок 1.1. Недооценка объемов перевозок 1.2. Переоценка объемов перевозок

2. Проектные риски 2. 1. Риск получения отрицательного заключения экспертиз 2.2. Недостаточный уровень компетентности разработчиков технического задания 2.3. Недостаточный уровень компетентности разработчиков проектной документации

Прединвестиционная фаза 3. Риск недостаточного нормативно-правового и методического обеспечения 3.1. Отсутствие актуальных нормативно-правовых актов и методического обеспечения, действующих на территории РФ 3.2. Несоответствие норм и правил Российского и международного законодательства

4. Риск несистемности 4.1. Риск недооценки наличия «барьерных мест» 4.2. Опережающий рост объемов строительства жилищно-гражданского назначения

5. Риски при согласовании территорий под строительство 5.1. Риск негативного отношения населения (возражения общественности при общественных слушаниях) 5.2. Археологические риски (риск выявления объектов археологического или культурного наследия на земельном участке) 5.3. Риск выбора неоптимального варианта в следствии противодействия собственников земельных участков строительству

1. Финансовые риски 1.1. Риск недофинансирования (из-за финансовых проблем участников проекта) 1.2. Риск увеличения затрат в период строительства 1.3. Риск банкротства участников проекта

Инвестиционная фаза 2. Строительные риски 2.1. Риск снижения качества строительства 2.2. Риск увеличения сроков строительства 2.3. Риск несоблюдения проектных решений 2.4. Логистические риски (срыв поставок материалов)

3. Политические риски (санкционные) 3.1. Риск выхода зарубежных партнеров из проекта 3.2. Риск отказа зарубежных партнеров в поставке материалов, оборудования

Продолжение табл. 1

Эксплуатационная фаза 1. Риск дефицита квалифицированных трудовых ресурсов 1.1. Риск ошибок прогнозирования потребности квалифицированных трудовых ресурсов; 1.2. Риск неэффективного использования квалифицированных трудовых ресурсов (организация труда)

2. Экологические риски 2.1. Риск возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций; 2.2. Риск ухудшения состояния окружающей среды.

3. Эксплуатационные риски 3.1. Рост транспортной усталости 3.2. Изношенность или отсутствие эксплуатационного парка

Предложенная классификация будет способствовать повышению эффективности процесса

управления рисками в процессе реализации транспортных строительных проектов. Эффект будет

достигаться за счет возможности менеджмента сконцентрироваться на конкретных факторах риска, присущих данному этапу реализации проекта.

Литература

1. Архипова Ю.А. Риски в инвестиционной деятельности и способы их снижения // Молодой ученый. 2015. №5. С. 232-234. - URL https://moluch.ru/archive/85/15947/ (дата обращения: 31.08.2019).

2. Безденежных В.М., Индарбаев А.А. Управление инвестиционными рисками на мезоуровне регулирования / Современная наука: актуальные проблемы и перспективы развития: материалы и доклады Международной научно-практической конференции, 8-14 мая 2019 г. Том 1. - Княгинино: НГИЭУ, 2019. 196 с.

3. Безденежных В.М., Индарбаев А.А. Классификационный подход к инвестиционным рискам на ме-зоуровне регулирования // Экономические науки. 2019. № 8 (177]. С. 31 - 34.

4. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Прогнозирование и управление рисками хозяйствующих субъектов: учебник. М.: КНОРУС, 2017. 272 с.

5. Капустина Н.В. Развитие организации на основе риск-менеджмента: теория, методология и практика: Монография. М.: ИНФРА-М, 2014. Сер. Научная мысль. 178 с.

6. Качалов Р.М. Управление экономическим риском: Теоретические основы и приложения: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. 248 с.

7. Кинев Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятия на этапе принятия управленческого решения [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management/2000-5/06.shtml. Дата обр. 18.10.2018

8. Козлов П.А., Владимирская И.П., Козлова В.П. Экономико-технологические риски в проектах развития транспортной инфраструктуры // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2009. № 2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ekonomiko-tehnologicheskie-riski-v-proektah-razvitiya-transportnoy-infrastruktury (дата обращения: 10.10.2019)

9. Лускатова О.В. Управление риском и экономической устойчивостью горных предприятий на основе теории нечетких множеств. М., 2004. 196 с.

10. Марцынковский Д.А., Владимирцев А.В., Марцынковский О.А. Руководство по риск-менеджменту: Ассоциация по сертификации «Русский Регистр». СПб.: Береста, 2007. 105 с.

11. Оленина О.А., Герасимов М.М. Учет рисков при реализации инвестиционных проектов в транспортном строительстве // 2013. № 1. С. 94 - 98. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20137683 Дата обр. 11.12.2019 г.

12. Ожегов С.И. Русский язык: Словарь русского языка. М., 1989. 555 с.

13. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками: учебное пособие. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005. 160 с.

Kapustina Nadezhda Valerievna, Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian University of Transport (9, Obraztsova St., Moscow, 127994, Russian Federation). E-mail: kuzminova_n@mail.ru

Stupnikova Elena Anatolievna, Candidate of economic Sciences, associate Professor, Russian University of Transport (9, Obraztsova St., Moscow, 127994, Russian Federation). E-mail: stupnikovaea@ya.ru Olenina Olga Anatolievna, Candidate of economic Sciences, associate Professor, Russian University of Transport (9, Obraztsova St., Moscow, 127994, Russian Federation). E-mail: oleninaolga@mail.ru

Gerasimov Mikhail Mikhailovich, Candidate of economic Sciences, associate Professor, Russian University of Transport (9, Obraztsova St., Moscow, 127994, Russian Federation). E-mail: germihmih@yandex.ru

CLASSIFICATION OF RISK FACTORS FOR INVESTMENT PROJECTS FOR THE DEVELOPMENT

OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE Abstract

The article examines approaches to the allocation and nature of risks and risk factors for development projects and construction of transport infrastructure. Approaches to classification of risk factors of investment projects for the development of transport infrastructure are considered and the author's approach to this issue is proposed. Keywords: construction of transport infrastructure, risk factors, investment project, development, classification, investment projects, management process, project implementation, risk management.

References

1. Arhipova YU. A. Riski v investicionnoj deyatel'nosti i sposoby ih snizheniya // Molodoj uchenyj. 2015. №5.

P. 232-234. - URL https://moluch.ru/archive/85/15947/ (data obrashcheniya: 31.08.2019).

2. Bezdenezhnyh V.M., Indarbaev A.A. Upravlenie investicionnymi riskami na mezourovne regulirovaniya / Sov-

remennaya nauka: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya: materialy i doklady Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii, 8-14 maya 2019 g. Tom 1. - Knyaginino: NGIEU, 2019. 196 p.

3. Bezdenezhnyh V.M., Indarbaev A.A. Klassifikacionnyj podhod k investicionnym riskam na mezourovne reguli-

rovaniya // Ekonomicheskie nauki. 2019. № 8 (177). P. 31 - 34.

4. Avdijskij V.I., Bezdenezhnyh V.M. Prognozirovanie i upravlenie riskami hozyajstvuyushchih sub"ektov: ucheb-

nik. M.: KNORUS, 2017. 272 p.

5. Kapustina N.V. Razvitie organizacii na osnove risk-menedzhmenta: teoriya, metodologiya i praktika: Mono-grafiya. M.:INFRA-M, 2014. Ser. Nauchnaya mysl'. 178 p.

6. Kachalov R.M. Upravlenie ekonomicheskim riskom: Teoreticheskie osnovy i prilozheniya: monografiya. M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2012. 248 p.

7. Kinev YU.YU. Ocenka riskov finansovo-hozyajstvennoj deyatel'nosti predpriyatiya na etape prinyatiya uprav-lencheskogo resheniya [Elektronnyj resurs] // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2000. № 5. - Rezhim dostupa: http://www.cfin.ru/press/management/2000-5/06.shtml. Data obr. 18.10.2018

8. Kozlov P.A., Vladimirskaya I.P., Kozlova V.P. Ekonomiko-tekhnologicheskie riski v proektah razvitiya transportnoj infrastruktury // Transport Rossijskoj Federacii. ZHurnal o nauke, praktike, ekonomike. 2009. № 2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomiko-tehnologicheskie-riski-v-proektah-razvitiya-transportnoy-infrastruktury (data obrashcheniya: 10.10.2019)

9. Luskatova O.V. Upravlenie riskom i ekonomicheskoj ustojchivost'yu gornyh predpriyatij na osnove teorii nechetkih mnozhestv. M., 2004. 196 p.

10. Marcynkovskij D.A., Vladimircev A.V., Marcynkovskij O.A. Rukovodstvo po risk-menedzhmentu: Associaciya po sertifikacii «Russkij Registr». SPb.: Beresta, 2007. 105 p.

11. Olenina O.A., Gerasimov M.M. Uchet riskov pri realizacii investicionnyh proektov v transportnom stroitel'stve // 2013. № 1. S. 94 - 98. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=20137683 Data obr. 11.12.2019 g.

12. Ozhegov S.I. Russkij yazyk: Slovar' russkogo yazyka. M., 1989. 555 p.

13. CHernova G.V., Kudryavcev A.A. Upravlenie riskami: uchebnoe posobie. M.: TK Velbi; Izd-vo Prospekt, 2005. 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.